Административные коррупционные правонарушения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений предусмотрена рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе статьями 290 (получение взятки) и 291 (дача взятки), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий), 292 (служебный подлог).

За совершение коррупционных преступлений предусмотрены различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы.

К примеру, получение взятки в особо крупном размере (т.е. более 1 млн рублей) наказывается штрафом в размере от 80 до 100-кратной суммы взятки (но не более 500 млн рублей) с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

Специальная административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений установлена двумя статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одна из которых – ст.19.28 – предусматривает ответственность исключительно для юридических лиц.

Так, статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица. Максимальный размер штрафа для юридического лица за данное правонарушение составляет стократная сумма вознаграждения, но не менее 100 миллионов рублей (в случае передачи вознаграждения в размере более 20 миллионов рублей).

Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного либо муниципального служащего, а именно за нарушение предусмотренных законом порядка и ограничений при приеме на работу таких служащих. Для должностных лиц штраф составит от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Также нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения, в том числе взыскание в судебном порядке ущерба, причиненного коррупционными действиями виновных лиц, расторжение незаконных государственных и муниципальных контрактов, заключенных должностными лицами из корыстных побуждений, признание бездействия либо действий и решений должностного лица незаконным.

К числу дисциплинарных взысканий в зависимости от вида службы относятся замечание, выговор, строгий выговор (для сотрудников ряда правоохранительных органов), предупреждение о неполном должностном соответствии.

Однако наиболее строгим дисциплинарным взысканием за допущенные коррупционные нарушения является увольнение в связи с утратой доверия.

Данная мера ответственности применяется к государственным и муниципальным служащим за непринятие мер по урегулированию конфликта интересов, непредставление сведений о доходах и расходах служащего, осуществление предпринимательской деятельности и иные наиболее серьезные нарушения установленных законов запретов и ограничений.

Под административным правонарушением коррупционной направленности понимается действие (бездействие) физического или юридического лица, совершенное умышленное либо по неосторожности, как с использованием своего служебного положения, так и с отступлением от своих прямых прав и обязанностей.

О коррупционной составляющей правонарушения будет свидетельствовать наличие элементов:

Исходя, из присутствия вышеуказанных критериев к административным правонарушениям коррупционной направленности условно можно отнести следующие статьи, предусмотренные КоАП РФ:

Вместе с тем следует учитывать, что для коррупции характерно не всякое незаконное использование служебного положения, но лишь обусловленное корыстной мотивацией, получением благ и преимуществ.

В качестве административных коррупционных правонарушений рассматриваются исключительно деяния, предусмотренные ст.19.28 и ст.19.29 КоАП РФ, т.е. объективная сторона которых заключается в нарушении ограничений и запретов, предусмотренных собственно законодательством о противодействии коррупции.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ, является исключительной компетенцией прокурора.

Правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 19.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от его имени или в его интересах должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица получателем вознаграждения действия (бездействие), связанного с занимаемым служебным положением.

Правонарушение влечет наложение штрафа в размере не менее 1 млн рублей с конфискацией предмета вознаграждения если его размер (стоимость) не превышает 1 млн рублей (ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 20 млн

рублей в случае незаконного вознаграждения в крупном размере – свыше 1 млн рублей (ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ); штраф не менее 100 млн рублей в случае незаконного вознаграждения в особо крупном размере – свыше 20 млн рублей (ч. 3 ст. 19.28 КоАП РФ).

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

- мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

- хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

9 декабря 2020, 08:40

9 декабря – Международный день борьбы с коррупцией

Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, утвержденный Генеральной Ассамблеей ОНН.

Под коррупцией понимается незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, в т.ч. совершенное от имени или в интересах юридического лица

Любые действия или бездействия, не содержащие вышеуказанных признаков, коррупционными нарушениями не являются. Коррупционные нарушения могут выражаться в дисциплинарных проступках, административных правонарушениях или коррупционных преступлениях.

Дисциплинарный коррупционный проступок – это действие или бездействие лица, нарушающее законодательство о противодействии коррупции, но не являющееся преступлением или административным правонарушением.

Наиболее распространёнными дисциплинарными проступками являются: неуведомление государственным или муниципальным служащим представителя нанимателя (работодателя), органов прокуратуры, правоохранительных органов о случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (ст.9 закона); непринятие государственным или муниципальным служащим мер по предотвращению возникшего или могущего возникнуть конфликта интересов, а равно неуведомление представителя нанимателя (непосредственного начальника) о возникшем конфликте интересов либо о наличии заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов (ст.10 закона); непредставление либо представление недостоверных неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственного (муниципального) служащего или его супруги (а) и несовершеннолетних детей (ст.8 закона) и т.д.

Так, например, государственный служащий в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не указал сведения о своих расходах на приобретение в отчетном периоде квартиры на сумму, превышающую совокупный доход с супругой за три года, предшествующих покупке.

Административным коррупционным правонарушением является обладающее признаками коррупции действие или бездействие, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) , за совершение которого установлена административная ответственность, но не являющееся преступлением.

КоАП РФ относит к числу коррупционных лишь две статьи: незаконное вознаграждение (взятка) от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ) и привлечение работодателем к трудовой деятельности либо заказчиком работ (услуг) к выполнению работ на условиях гражданско-правового договора бывшего или действующего государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включённую в установленный перечень, без уведомления его бывшего работодателя в 10-дневный срок (ст. 19.29 КоАП РФ).

Дела о коррупционных административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором.

Коррупционными преступлениями являются предусмотренные Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении должностными лицами каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ, например:

- использование должностным лицом своих полномочий для получения имущественной выгоды (ст. ст. 285, 286 УК РФ);

- дача или получение взятки (материальные ценности, деньги, ювелирные изделия, бытовая и иная техника, недвижимость, транспортное средство, оплата обучения детям или супругам, путевка на отдых и т.д.) за совершение действий при исполнении должностных полномочий, в том числе освобождение лица от ответственности за нарушение закона (ст. ст. 290, 291 УК РФ);

- мелкое взяточничество, то есть получение, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тысяч рублей (ст. 291.1 УК РФ;

- хищение должностным лицом бюджетных средств ( части 3 и 4 ст.159 УК РФ);

- внесение должностным лицом или служащим в официальные документы заведомо ложных или искажающих действительность сведений из корыстной или иной личной заинтересованности (ст.292 УК РФ) и др.

Если Вас вынуждают дать взятку или вы уже ее дали, сообщите об этом в полицию, следственный комитет или прокуратуру, способствуйте раскрытию и расследованию преступления. Только в этом случае вы не подлежите административной и уголовной ответственности, в отношении вас могут быть применены меры безопасности с целью охраны ваших прав и свобод (ст. 291 УК РФ, ст. 11 УПК РФ).


Последнее десятилетие характеризуется повышенным интересом к проблеме борьбы с коррупцией как социальным злом, представляющим собой "один из основных источников угроз национальной безопасности" нашего государства. Коррупция в органах государственной власти ущемляет конституционные права и интересы граждан, разрушает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, препятствует проведению государственных реформ и в конечном итоге подрывает доверие граждан к власти.

Важной антикоррупционной правовой мерой является установление юридической ответственности. Ответственность за коррупционные нарушения закона наступает в зависимости от степени общественной опасности противоправного деяния, а также от наступивших в результате последствий. Она может быть дисциплинарной, гражданско-правовой, административной или уголовной.

Коррупционные правонарушения представляют собой противоправные виновные деяния (действие или бездействие), связанные с неправомерным использованием в корыстных целях должностными лицами предоставленных им должностных полномочий.

По степени общественной опасности коррупционные правонарушения подразделяются следующим образом: коррупционные преступления; административные коррупционные правонарушения; коррупционные гражданско-правовые деликты; коррупционные дисциплинарные проступки.

За совершение коррупционных правонарушений действующим законодательством предусмотрены следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, материальная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

К дисциплинарным мерам относится замечание, выговор, а также увольнение со службы в связи с утратой доверия. Последнее из указанных взысканий может применяться в отношении государственных и муниципальных служащих в связи с непредставлением либо указанием ими в справках недостоверных или неполных сведений о своём имущественном положении, имуществе установленных законом родственников.

Гражданская ответственность наступает за принятие служащими подарков в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей. Закон предусматривает передачу таких подарков в государственный орган (орган местного самоуправления).

Основанием для административной ответственности являются коррупционные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, которая влечет за собой наказание в виде административного штрафа в размере от трехкратной суммы денежных средств, незаконно переданных, обещанных или предложенных от имени юридического лица до стократной суммы таких денежных средств. Кроме того, установлена ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего, предусмотренная ст.19.29 КоАП РФ. За указанное административное правонарушении предусмотрено наказание в виде штрафа на физических лиц от 2000 до 4000 рублей, на должностных лиц – от 20000 до 50000 рублей, на юридических – от 100000 до 500000 рублей.

Уголовная ответственность в данной сфере отношений наступает за отдельные виды хищений с использованием служебного положения, в том числе мошенничество, а также за получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве, злоупотребление полномочиями в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование гражданином своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгод для себя или для третьих лиц. Так, УК РФ предусмотрена ответственность за дачу взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника. Наказание за данное преступление колеблется от штрафа в размере 15-кратной суммы взятки до лишения свободы до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.

Юридическое лицо, несёт ответственность за коррупционные правонарушения в соответствии с законодательством в случаях, если от его имени или в его интересах осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения таковых. При этом, применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо.

Во всех перечисленных выше случаях ответственность применяется в целях недопущения коррупционных нарушений впредь, противодействия коррупционным проявлениям, минимизации их последствий, а также – обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Читайте также: