А н воронихин кратко

Обновлено: 03.07.2024

Родился 28 октября 1759 г. в селе Новое Усолье (ныне в Пермской области) в семье крепостного, принадлежавшего графу А. С. Строганову. С 1777 г. жил в Москве, где учился живописи, здесь же увлёкся архитектурой.

Вскоре художник был вызван Строгановым в Петербург, а в 1786 г. получил вольную и в конце 80— 90-х гг. XVIII в. вместе с сыном Строганова путешествовал по России и совершил поездку в Швейцарию и Францию.

Не имея базового архитектурного образования, Воронихин благодаря исключительным природным способностям и трудолюбию к началу 90-х гг. вполне сложился как архитектор. Его работы этих лет связаны с заказами Строгановых и их родственников (дворец Строгановых на Невском проспекте, Строгановская дача на Чёрной речке и др.).

В последние месяцы жизни (скончался 5 марта 1814 г. в Петербурге) Воронихин трудился над двумя крупными проектами, которые так и не были воплощены: храм-памятник и монумент в честь победы над Наполеоном I. Кроме того, Воронихин вёл большую педагогическую работу в Академии художеств; сделал массу рисунков для Императорского стекольного завода в Петербурге и для гранильных фабрик.

Воронихин Андрей Никифорович

Андрей родился 28 октября 1759 года в семье Никифора Степановича и Пелагеи Ивановны Воронихиных. Родители были крепостными крестьянами графа Александра Сергеевича Строганова, но существует предположение, что на самом деле ребенок был внебрачным сыном родственника графа, барона Александра Николаевича Строганова, от крепостной девушки.

Андрей начал рисовать еще совсем ребенком, и окружающие быстро заметили его способности. Сам Александр Сергеевич был знатоком искусства и президентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Узнав в мальчике талант, Строганов отправил его в одну из созданных им художественных школ. Здесь Андрей учился живописи, а его первым преподавателем был иконописец Гаврила Юшков.

Биография

Семья

Со своей будущей женой Воронихин познакомился в доме Строгановых, где она служила гувернанткой. Мария Федоровна Лонд была отличной чертежницей и помогала архитектору в работе. Будучи англичанкой, она исповедовала протестантскую веру, из-за чего пара сначала не могла получить разрешение на брак. Однако после длительной бумажной волокиты им удалось пожениться в 1801 году.

После этого супруги оставили семью Строгановых и поселились в собственном доме. В семье родилось шестеро сыновей, но все они умерли детьми, и Воронихины не оставили потомков.

А.Н.Воронихин с женой Марией Фёдоровной и с детьми

А.Н.Воронихин с женой Марией Фёдоровной и с детьми

Заслуги

Андрей Никифорович был талантливым живописцем и одним из ведущих архитекторов своего времени. Его картины выставлены в основных художественных галереях Санкт-Петербурга, а построенные им здания стали грандиозными памятниками русской архитектуры начала XIX века.

Главные произведения Воронихина — Собор Казанской Божией Матери и Горный институт — сохранились в своем первозданном виде и по настоящее время украшают северную столицу своим величественным видом. В Александровском парке в Петербурге стоит памятник выдающемуся архитектору.

Андрей Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Отец будущего архитектора был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. По другой версии, он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова, приходившегося двоюродным братом графу. Документальных подтверждений этой версии нет, потомки архитектора опровергают данное предположение.

В юности Воронихин обучался живописи у иконописца Гаврилы Юшкова. В 1777 году граф Строганов отправил его в Москву на учебу. Здесь он в течение двух лет изучал живопись и архитектуру. По некоторым данным в этот период он обучался у Матвея Казакова и Василия Баженова. В 1779 году Воронихин переехал в Петербург, где, поселившись во дворце Строганова, продолжил изучать живопись и архитектуру.

В 1785 году граф дает Воронихину вольную. В том же году архитектор вместе с сыном графа и его учителем Шарлем-Жибером Роммом совершили путешествие по России, а в 1786 году отправились в европейский вояж. За четыре года они посетили Францию, Германию и Швейцарию, где Воронихин продолжил обучение. В 1790 году Ромм решает остаться в революционной Франции, а Воронихин вместе с Павлом Строгановым возвращается в Петербург.

С этого времени 30-летний Воронихин начинает профессионально заниматься архитектурой. В 1791 году он обновляет интерьеры Строгановского дворца, заменив барочные формы Растрелли строгим классическим стилем. В 1795-1796 годах он аналогичным образом перестраивает Строгановскую дачу, а также усадебный дом Строгановых в деревне Городне. В 1797 году ему присваивают звание академика перспективной живописи. В 1800 году за проект колоннад в Петергофе он получает звание академика архитектуры.

В 1801 году Воронихин приступил к постройке самого известного своего здания – Казанского собора в Петербурге. Строительство продолжалось на протяжении 10 лет, по его итогам архитектор был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени. Параллельно с этим Воронихин занимается постройкой здания Горного института. После окончания строительства собора Воронихин сосредотачивается на преподавании, до самой смерти в 1814 году, он ведет архитектурный класс в Академии художеств.

Умер архитектор 5 марта 1814 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.


Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру.

архитектор воронихин

Семья и детство

А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию.

Призвание

Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы – В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи Троице-Сергиевой лавры в команде с другими московскими мастерами.

андрей никифорович воронихин

Годы учебы

В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель – Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен.

В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок.

а н воронихин

Революционная молодость

Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют.

русский ампир

Первые шаги в профессии

В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию.

здания воронихина [

Становление мастера

Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности.

Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора.

воронихин работы

Казанский собор

В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. Казанский собор был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Чарльз Камерон. Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован орден Святой Анны и право на получение пенсии из государственной казны.

андрей воронихин 1759 1814

Горный институт

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе.

Дворцы

В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для росписи потолков. Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей.

Еще одна значительная работа архитектора – это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обветшало со времен Петра Первого, и владелец дал приказ сохранить внешний облик, но модернизировать интерьеры. Воронихин полностью перепланировал внутренне убранство, разработал интерьеры в стиле ампир и руководил работами по реализации проекта. Однако пожар 1803 года почти полностью уничтожил отделку, а следующую реконструкцию поручили уже другому зодчему.

Частная жизнь

Андрей Воронихин (1759-1814) прожил интересную жизнь, при огромной загруженности на работе он реализовался и в семейной жизни. Еще в 1801 году архитектор женился на дочке английского пастора Мэри Лонд, или Марии Федоровне на русский манер. Она была сначала гувернанткой в доме Строгановых, а затем чертежницей и 10 лет проработала вместе с мастером. Невеста отказалась менять вероисповедание, и для заключения брака Воронихину пришлось собрать немало бумаг. После свадьбы молодые поселились в собственном доме. У пары родилось шесть сыновей, но почти все прожили недолго, на сегодняшний день прямых потомков Воронихина не осталось. Архитектор много и напряженно работал, в свободное время любил заниматься живописью, много читал.

Завершение пути и память

Скончался архитектор 21 февраля 1814 года. Похоронили его на самом престижном кладбище Санкт-Петербурга, в Александро-Невской лавре. На его памятнике потомки изобразили силуэт Казанского собора – главной постройки зодчего.

Лишь немногие здания Воронихина сохранились до наших дней. Но два его главных шедевра до сих пор украшают Петербург. Также сохранились некоторые его интерьеры и множество проектов, которые дают представление о мощи его таланта. Живописные работы Воронихина хранятся в Эрмитаже и Русском музее, а также в собрании Академии художеств.

Ученики Воронихина

Русский ампир нашел в творчестве Воронихина наиболее полное воплощение. Его ученики продолжали дело учителя, некоторые в прямом смысле. Так, Андрей Михайлов вместо наставника наблюдал за строительством Казанского собора. В своих авторских постройках Михайлов следует традициям Воронихина. Наиболее удачным его сооружением является церковь Святой Екатерины на Васильевском острове. Простота и элегантность замысла выдержаны в стиле Воронихина. Еще один ученик – Денис Филиппов - остался в истории архитектуры как автор Дома Академии наук на Васильевском острове, который также имеет типичные черты воронихинского ампира. Третий значительный последователь и ученик архитектора – Петр Плавов - известен как создатель Обуховской больницы на Загородном проспекте и лестницы Опекунского совета. Эти проекты также выдержаны в классическом стиле, пропагандируемом Воронихиным.

Андрей Никифорович Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин (1759—1814) родился в селе Новое Усолье Пермской губернии, в семье крепостных графа Александра Строганова. В детстве обучался живописи в иконописной мастерской. В 1777 году был отправлен для продолжения образования в Москву. Его наставниками были зодчие Василий Баженов и Матвей Казаков. Наряду с изучением архитектуры выполнял небольшие заказы по реставрации фресок, занимался росписью храмов, писал портреты.

В 1790 году в связи с революцией во Франции молодые люди вернулись в Россию. Через три года Андрей Воронихин написал для Строганова-старшего акварели, за которые был принят в Академию художеств. Тогда же сделал первые шаги в качестве архитектора — спроектировал деревянную дачу Строганова, затем обустраивал его имение, подбирая также интерьеры и проектируя мебель.

В 1800 году выиграл конкурс на проект строительства Казанского собора в Петербурге. В том же году начал преподавать в Академии художеств, быстро дослужившись до профессора архитектуры. Во время работы над Казанским собором продолжал строить в Павловске, где создал ряд павильонов, мостов и хозяйственных построек. В 1806—1811 годах руководил возведением Горного института в Петербурге.

В 1801 году женился на англичанке, чертежнице Мэри Лонд (1770—1822), служившей гувернанткой в доме Строгановых. У супругов было шестеро сыновей. Пятеро из них прожили недолго, потомства после себя не оставили.

Воронихин скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года. Похоронен на самом престижном в Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Чем знаменит


Главное творение Воронихина — собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Петербурге. Собор возводился с 1801 по 1811 годы. По случаю освящения храма Воронихину был присужден орден Св. Анны второй степени и назначена пенсия. Архитектор проектировал также дом Лавалей на Английской набережной, домовую церковь Голицыных на набережной Фонтанки и другие строения в Петербурге, Петергофе и Павловске. До наших дней в неизменном виде дошли лишь Казанский собор и здание Горного института. Неосуществленными остались его проекты храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора.

Воронихин был один из основоположников русского ампира — простого и строгого стиля, призванного возвеличить мощь и величие государства.

О чем надо знать

Прямая речь:

— Андре, — обратилась старая княгиня Наталья Петровна Голицына к гостю, — не спешите покидать наши Палестины. Я хочу, чтобы вы осмотрели мою усадьбу. Мне она ужасно надоела. Вы будущая знаменитость, — да, да, я не шучу. Составьте мне проект новой усадьбы. Быть может, вскоре вы мне его и представите на усмотрение.

— Скоро не могу, ваше сиятельство, — сказал Воронихин. — Я очень медленно работаю, а главное, прежде чем думать о проекте сооружения, обязан я осмотреть местность, где надлежит ему быть… И еще я должен знать желание владельцев: ради какой цели они намерены построить дом на лоне тихой деревенской природы? Будет ли это усадебный центр с управлением над множеством крестьянских душ, раскиданных в окрестностях, или же та усадьба будет только местом для веселого отдыха знатных особ.

Читайте также: