А н серов композитор биография кратко

Обновлено: 05.05.2024

Серов вошел в историю русской музыкальной культуры как один из выдающихся и разносторонних деятелей 1850—1860-х годов. Особенно велико историческое значение критической и научно-музыкальной деятельности Серова. По-своему разрабатывая традиции великих предшественников, используя отдельные достижения выдающихся современных оперных композиторов Запада, Серов упорно развивал новые направления в опере, отвечающие художественным идеалам его времени.

Александр Николаевич Серов родился 11 января 1820 пода в Петербурге. Дед Серова был известным ученым-естествоиспытателем, отец — юристом, блестяще образованным человеком. С раннего детства Серов был приобщен к естественным наукам, живописи, классической литературе.

Александр Николаевич Серов в 1846 году

В 1835 году отец Серова, предназначавший сыну юридическую карьеру, отдал его в Училище правоведения. Еще в училище Серов начал серьезно увлекаться музыкой, что очень сильно повлияло на его дальнейшую судьбу; он занимался игрой на фортепиано и виолончели, изучал гармонию, контрапункт, постоянно посещал симфонические концерты и оперные спектакли.

Серов сблизился с другим молодым правоведом — Владимиром Васильевичем Стасовым, питавшим также любовь к музыке. Общность интересов и стремлений связала их на долгие годы. Стасов был первым, поддержавшим в Серове вспыхнувшее влечение к музыке и утвердившим в нем веру в свои силы.

Портрет Александра Николаевича Серова, выполненный сыном, Валентином Серовым

Для выражения конфликта между двумя враждующими разнонациональными лагерями Серов использовал глинкинский принцип противопоставления двух контрастных музыкальных сфер. Иудеи охарактеризованы суровой музыкой, полной напряженного драматизма; для обрисовки ассирийцев Серов воспользовался восточными интонациями, придав им попеременно оттенок то томной неги, то грубой, необузданной силы. В ряде сцен Серов сумел найти яркие музыкальные средства для того, чтобы выразить страдания и мужество одних, чувственность и дикость других.

История жизни Александра Николаевича Серова

Однако музыкально-общественная деятельность Серова сопровождалась значительными трудностями. Вынужденный, как и все передовые деятели того времени, вести упорную и изнурительную борьбу с реакцией, Серов, в силу целого ряда особенностей своих взглядов и свойств личного характера, оказался изолированным от среды современных прогрессивных музыкантов.

Они не могли также простить Серову увлечения Вагнером и пропаганду его опер, так как считали вагнеровскую реформу противоречащей коренным задачам национального русского оперного искусства.

Серов был в 1860-е годы единственным русским композитором, восторженно приветствовавшим Вагнера. Он не только пропагандировал творчество Вагнера в своих статьях, но и лично способствовал постановке опер этого композитора на русской сцене.

Желая придать опере черты народности, Серов сделал песенную форму основой всего музыкального действия. Песня — куплетная или состоящая из двух частей — заменила арию, стала главным средством характеристики действующих лиц. Небольшие построения песенного типа органически влились в музыкальные диалоги; речитативы получили в ряде случаев песенную форму. Песня пронизала и массовые сцены оперы.

Вся жизнь его была служением искусству, и ему он принес в жертву все остальное.
В. Стасов

Александр Николаевич Серов

А. Серов — известный русский композитор, выдающийся музыкальный критик, один из основоположников отечественного музыкознания. Его перу принадлежат 3 оперы, 2 кантаты, оркестровые, инструментальные, хоровые, вокальные произведения, музыка к драматическим спектаклям, обработки народных песен. Он — автор значительного числа музыкально-критических работ.

Серов родился в семье крупного правительственного чиновника. С раннего детства у мальчика проявились разнообразные художественные склонности и увлечения, которые всемерно поощрялись родителями. Правда, значительно позднее отец станет резко противиться — вплоть до серьезного конфликта — музыкальным занятиям сына, считая их абсолютно бесперспективными.


Алекса́ндр Никола́евич Серо́в (11 (23) янв. 1820—20 янв. (1 февраля) 1871) — русский композитор и музыкальный критик; отец живописца Валентина Александровича Серова.

Содержание

Биография

Закончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Юрист по образованию, чиновник министерства юстиции и внутренних дел. Серов пропагандировал творчество М. Глинки, А. Даргомыжского, В. А. Моцарта, Л. Бетховена и других выдающихся композиторов.

Адреса в Санкт-Петербурге

1865 — 20.01.1871 года — доходный дом — Большой проспект Васильевского острова, 40.

Оперы

Литература

Ссылки

Alexander Serov grave.JPG

Слева направо:
А.Н. Серов на смертном одре, Могила композитора А. Серова на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 11 января
  • Родившиеся в 1820 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 20 января
  • Умершие в 1871 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы России
  • Композиторы Российской империи
  • Оперные композиторы
  • Музыкальные критики Российской империи
  • Выпускники Императорского Училища правоведения
  • Выпускники Первой Санкт-Петербургской гимназии
  • Родившиеся 23 января
  • Умершие 1 февраля
  • Похороненные на Тихвинском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Серов, Александр Николаевич (композитор)" в других словарях:

Серов, Александр Николаевич (певец) — Александр Серов Имя при рождении Александр Николаевич Серов Дата рождения 24 марта 1951(1951 03 24) (61 год) Место рождения село Ковалёвка Николаевская область … Википедия

Серов, Александр Николаевич — композитор и музыкальный критик, родился 11 января 1820 г. в Петербурге, где отец его, Николай Иванович, человек невысокого происхождения, но умный и энергичный, занимал довольно видное место в министерстве финансов. Мать его, Анна Карловна, была … Большая биографическая энциклопедия

Серов Александр Николаевич — Серов (Александр Николаевич) замечательный русский композитор и критик; родился в Санкт Петербурге 11 января 1820 г., скончался там же 20 января 1871 г. Блестяще окончив курс в училище правоведения в 1840 г. и получив через несколько лет место… … Биографический словарь

Серов, Александр Николаевич — Александр Николаевич Серов. СЕРОВ Александр Николаевич (1820 71), музыкальный критик и композитор. Отец В.А. Серова. Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую публицистичность сочетал с мастерством эстетического анализа. Труды о … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Серов Александр Николаевич — [11(23).1.1820, Петербург, ‒ 20.1(1.2).1871, там же], русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835‒1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840‒1868 служил в различных ведомствах… … Большая советская энциклопедия

СЕРОВ Александр Николаевич — (1820 71) российский композитор и музыкальный критик. Оперы Юдифь (1862), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую публицистичность сочетал с мастерством эстетического анализа. Труды о М. И.… … Большой Энциклопедический словарь

Серов Александр Николаевич — композитор, музыкант и критик; р. 11 янв. 1820 г., † 20 янв. 1871 г. … Большая биографическая энциклопедия

Серов Александр Николаевич — (1820 1871), композитор, музыкальный критик. Родился в Петербурге. В 1840 окончил Училище правоведения, где завязалась его дружба с В. В. Стасовым, имевшая большое значение для духовного развития обоих. С 1840 служил в Сенате, в 1841 45 в… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Биография Александра Николаевича Серова

Александр Николаевич Серов

Александр Николаевич Серов (1820-1871) - российский композитор, музыкальный критик. Юрист по образованию, чиновник министерства юстиции и внутренних дел, Серов самостоятельно овладел обширными знаниями в области музыки, приобрел необходимые навыки композиторского мастерства. В 1851 году выступил с первыми музыкальными рецензиями. Яркое литературное дарование, глубина суждений, страстный убеждающий тон статей выдвинули его в ряды прогрессивных деятелей музыкальной культуры. Поборник реализма в музыке и пропагандист творчества Глинки, Даргомыжского, Моцарта, Бетховена, Вагнера, исследователь русской и украинской песни, он заложил основы русской музыкальной науки. Как композитор Александр Серов известен своими операми "Юдифь", "Рогнеда" и "Вражья сила", обогатившими музыкальный театр новыми темами и формами.


Литература.
Ю. Булучевский, В. Фомин "Краткий музыкальный словарь для учащихся", Ленинград, "Музыка", 1989.

Комментарии к статье:

Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820 — 20 января (1 февраля) 1871) — русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Серова.

Родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника финансового ведомства Николая Ивановича Серова (1790—1856) и Анны Карловны Габлиц (?—1865). Его дедом по материнской линии был естествоиспытатель Карл Иванович Габлиц.

Александр Николаевич Серов умер в Санкт-Петербурге 20 января (1 февраля) 1871 года.

Александр Николаевич Серо́в 11( 23 января 1820) — 20 января (1 февраля 1871) — русский композитор и музыкальный критик; действительный статский советник; отец живописца Валентина Александровича Серова.

003450004 (628x700, 32Kb)

Увертюра и марш Олоферна из оперы "Юдифь".



Баллада Рогнеды из оперы Рогнеда





Семейная жизнь.

Серов был женат на Валентине Семеновне Бергман. Александр Николаевич был намного старше жены (ему было 43 года, ей только 17). Он был уже известным музыковедом, автором оперы "Юдифь", которая с большим успехом шла в Мариинском театре. На этом спектакле Валентина впервые увидела своего будущего мужа. Впечатление было совсем не блестящее: "маленький, седой, взъерошенный, большая голова на коротком тельце". Но учитель и ученица быстро нашли у себя много общего — общие мысли, общие любимые авторы, Гомер и Шекспир; по определению Валентины, они составляли "одну душу". Было общее и в их судьбах: семьи Бергманов и Серовых были многодетными (четверо детей в одной и шестеро в другой), родители Серовы, как и родители Бергманы, были далеки от музыки. Через два года после женитьбы, в 1865 году, у Серовых родился сын Валентин — будущий великий художник. Отец был очень привязан к ребенку, тот отвечал ему взаимностью. Прожили они недолго, всего восемь лет. В последние годы жизни Александр Николаевич чувствовал себя плохо, но скрывал это от жены. Он тяжело перенес смерть 10-месячной дочери, которую успел очень полюбить. После смерти мужа Валентина напишет в своих воспоминаниях: "Когда передо мною возникает образ этого ученого человека с колоссальной эрудицией, с блестящим талантом, с разносторонним развитием, как-то странно представить себе мою ничтожную фигурку рядом с ним — с этим колоссом. Моя самостоятельная жизнь была пресечена, источник моих живых интересов отсутствовал, я терялась в хаосе нот, книг, бумаг, свидетельствующих о тяжелом труде, о внимательном изучении, о глубокой учености". Ей, в частности, принадлежат наиболее полные и интересные воспоминания о муже и сыне, изданные в двух книгах: "Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович. Праздники и будни в нашей совместной жизни" и "Как рос мой сын". Вышедшая в 1968 году, эта вторая книга, помимо воспоминаний самой В. Серовой, включает статьи о ней, а также письма и комментарии.

Песня Еремки из оперы "Вражья сила".



Танец и хор из оперы "Юдифь".



Серов как музыкальный критик.

Песнь Олоферна из оперы "Юдифь".



Читайте также: