А н островский драма гроза своеобразие конфликта и смысл названия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”

Своеобразие конфликта

Цель урока: проследить, как Островский универсально реализует метафору грозы , как через образ грозы показывает грозовое состояние общества, грозу в душах людей;

воспитывать любовь к русской литературе

На доске эпиграф: “Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что самое существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?”

I. Постановка учебной задачи.

– Перечитайте тему урока, попробуйте определить сами учебную задачу. О чем будем говорить на уроке? Назовите ключевые слова в формулировке темы урока? (Гроза – действующее лицо.) Значит, будем говорит о грозе как действующем лице пьесы. Этого недостаточно. Перечитайте эпиграф к уроку. Что нового хочет сказать автор? (Гроза – идея - сюжет).

Итак, учебная задача урока – выяснить, в чем смысл названия пьесы; учиться анализировать драматический текст.

II. Беседа по тексту.

– Каково значение слова “гроза” по словарю В.И.Даля? (Страх, шум, беспокойство, нарушение порядка, сокрушить, гром, явление природы, угроза, грозить, трагедия, очищение.)
– В каком значении “гроза” появляется в пьесе? (В первом значении – “угроза”, “острастка”, “ругатель”.)

Вывод № 1. Вся экспозиция связана со значением слова “гроза”. Островский универсально реализует метафору грозы.

– С какими образами связана метафора грозы в экспозиции? (Почти со всеми действующими лицами.)
– Какое значение “грозы” преобладает в экспозиции? (Страх, угроза, грозить.)

Вывод № 2. Для калиновцев гроза “сверху” и “снизу”. Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего.

– Какие образы драмы символизируют грозу снизу? (Дикой, Кабанова.)
– В чем гроза Дикого? (Деньги – сила – страх.)
– В чем гроза Кабановой? (Деньги – сила под видом благочестия – страх.)

Вывод № 3. Цель “воина” Дикого – беззаконное упоение властью. Кабанова – более сложный вариант самодурства: ее цель – законное упоение властью (под видом благочестия).

– Для чего им нужен страх в обществе? (Удержать власть.)
– Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? (Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.)

Вывод № 4. Островскому в развернутой композиции нужно было показать, что порядок купеческого городка, корни которого старообрядческие, держится на страхе.
Осадная война Кабанихи, так же, как и лихие наскоки Дикого, идет от неуверенности и тревоги. Тревога Дикого смутная и неосознанная, страх Кабанихи осознаннный и дальновидный: что-то не ладится, что-то сломано в механизме власти и подчинения.
Таким образом, метафора грозы – страх, упоение властью, угроза, грозить – проходит через всю экспозицию.

– Когда появляется гроза как явление природы? (В конце 1-го действия.)
– Рассмотрим значение этой сцены. Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? (“Всю жизнь смолоду грешила”.)
– Какова реакция Варвары на ее кликушество? (Улыбается.)
– Какова реакция Катерины? (“Боюсь до смерти…”)

Вывод № 5. У Варвары – здравый смысл, она с иронией принимает вековые традиции. Это ее защита. Расчет и здравый смысл нужен Варваре против страха. У Катерины – полное отсутствие расчета и здравого смысла, повышенная эмоциональность.

– Что страшит Катерину? (Смерть застанет с помыслами греховными, лукавыми.)
– Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку? (Звучат 2 раза раскаты грома. Страх Катерины усиливается.)

Таким образом, в завязке действия участвует гроза .

– Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? (Потрясена унижением.)
– Докажите текстом. Обратите внимание на ремарки.(Д.2, явл. 3,4.)
– “Предвещать дурной исход” – это еще одно значение слова “гроза”. Как это значение обыгрывается в данной сцене?
– “Тиша, не уезжай…” - “Ну, бери меня с собой…” - “Батюшки, погибаю я…” - “…возьми клятву…” (Д. 2, явл.4.)
– Способен ли Тихон защитить Катерину? Какие нормы Домостроя нарушает Катерина? (Кидается Тихону на шею. – Не воет: “Что народ-то смешить”.)
– Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? (“ …сокрушила она меня…”) Проанализируйте монолог Катерины (Д.2, явл.4).
– Как Кудряш предупреждает Бориса о возможной погибели Катерины? (“Только бабы взаперти сидят.” – “Значит, вы ее совсем загубить хотите.” - “Съедят, в гроб вколотят”.)

Врывается тема гроба, могилы, которая с этого момента звучит сильнее.

– Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? (Кулигин.)
– Каким образом? (Предлагает поставить громоотвод.)
– Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе? (“Гроза-то нам в наказание посылается…”)

Громоотвод против самого Дикого. Страх божий испытывают перед самим Диким, боятся наказания от самого Дикого. У Кабанихи та же роль; вырвавшись от нее, Тихон радуется, что над ним “две недели никакой грозы не будет”. Самодурство связано со страхом за свою власть, поэтому оно требует постоянного ее подтверждения и испытания.

– Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих (“гроза даром не пройдет”, “…ползет, шапкой обложило ”).
– Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется?
– К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни. (“…умирать не хочется…” - “…Красота-то ведь погибель…” - “…в омут с красотой-то…” - “…от бога не уйдешь…”)
– Назовите стечение обстоятельств, которые усиливают трагедию в душе Катерины и ведут к признанию. (Разговоры присутствующих, сумасшедшая барыня с ее пророчеством, геена огненная.)

И как удар грома звучит признание Катерины.
Для Катерины гроза (как и для калиновцев) не глупый страх, а напоминание человеку об ответственности перед высшими силами добра и правды. “… небесная гроза… только гармонирует с грозою нравственною еще более ужасною. И свекровь – гроза, и сознание преступления - гроза”. (Мих. Писарев.)
Таким образом, в кульминационный сцене тоже присутствует гроза.
Гроза несет очищение. Смерть Катерины, подобно грозовому раскату, грозовому разряду, несет очищение: просыпающееся чувство личности и новое отношение к миру.

– В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность? (Варвара и Кудряш убежали. – Тихон впервые обвиняет принародно мать: “вы ее погубили”. – Кулигин: “… душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!”)

Итак, А.Н. Островский универсально реализовал метафору грозы в пьесе. Название пьесы представляет собой образ, символизирующий не только стихийную силу природы, но и грозовое состояние общества, грозу в душах людей. Гроза проходит через все элементы композиции (с образом грозы связаны все важные моменты сюжета). Островский использовал все значения слова “гроза”, указанные в словаре В. Даля.

III. Смерть Катерины, подобно грозовому разряду, несет очищение.

1. Между поколениями, со средой

2. Внутренний конфликт Катерины: между религиозным чувством и поступками

Сам автор назвал свою пьесу драмой. Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации. Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.

Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы, как явления природы.

IV. Домашнее задание:

Подготовить устное сочинение на тему: “Смысл названия пьесы Островского “Гроза”.


АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ
(1823 – 1886)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Что дала Островскому служба в совестном и коммерческом судах?

• Перечислите и охарактеризуйте основные периоды творчества драматурга.

• В чём заключается творческий подвиг А. Н. Островского?

IV. Работа над темой урока

1. Вводная беседа

• Обратите внимание на афишу пьесы. Какую особенность вы заметили?

• Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему?

• Как вы объясняете развязку драмы?

2. Аналитическая работа (в группах)

1) Презентация результатов работы представителями групп (запись на доске и в тетрадях)

1-я группа. История создания пьесы

«Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.

Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство ворчливой деспотической свекрови, задержки части приданого.

Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, но в то же время, он видел и множество сходства в этих провинциальных городах. Во время этого путешествия писатель стал свидетелем множества сцен, происходивших в его присутствии, которые казались обыденными для провинциала, но на Островского производили огромное впечатление. Многие из этих сцен, диалогов, случайным свидетелем которых был драматург, остались в пьесе в неизменном виде, то есть сохранили свою первобытность. Благодаря этому, пьеса обрела народный характер.

Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.

2) Коллективная работа по составлению сопоставительной таблицы

Столкновение убеждений консервативно настроенных представителей более старшего поколения со стремлением к свободе, возможности выбора молодых героев пьесы

Нравственные проблемы:
•проблема человеческого достоинства;
•проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
•проблема честности, справедливости и способности сделать выбор

3-я группа. Своеобразие конфликта

В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы. Наконец, что особенно важно и на что следует обратить внимание при чтении пьесы — это внутренний конфликт Катерины между чувством долга и страстным порывом к свободе и счастью.

3) Коллективная работа по составлению сравнительной таблицы

Место в доме Кабановых
Попадает в дом Кабановых, выйдя замуж за Тихона не то чтобы по любви, а потому, что так положено. Занимает место снохи, нелюбимой и неуважаемой

Противоречивость в характере и поступках героини
Её благочестие показное. Она не пропускает ни одного церковного богослужения, оделяет деньгами нищих, принимает в своём доме странниц вроде Феклуши. Но дома она настоящий деспот. Свою семью она доводит до полного развала: уходит из дома Варвара, Тихон теряет из-за строгости матери всякую способность думать и действовать самостоятельно, а Катерина лишает себя жизни

Отличия Катерины от других персонажей
Натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходится жить, эти качества просто недоступны для понимания

Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ

Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, к младшим и убогим — приветливым и милостивым.

А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость.

Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ
ТВОРИТ ДОБРО, И ЖЕНУ И ДОМОЧАДЦЕВ ТОМУ УЧИТ — ПРИМЕТ ОТ БОГА МИЛОСТЬ

Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих правилам этим не учит,— и сам себя погубит в этой жизни и в будущей и дом свой, и всех остальных с собою. Если же добрый муж радеет о своём спасении и жену и чад своих наставляет, как и слуг своих, всякому страху Божию учит и достойной христианина жизни, как здесь написано, то он со всеми вместе во благоден ствии и по-божески жизнь свою проживёт и милости Божией удостоится.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• В чём смысл названия пьесы?

• Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе?

VI. Домашнее задание

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)


Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н.Островского "Гроза". 1916 г.
См. подробнее: Эскизы А.Я.Головина к драме "Гроза"

Гроза в душе Катерины

Катерина. Иллюстрация С. Герасимова

Во время всех описываемых событий гроза происходила не только в природе, а и в душе главной героини. Она была очень набожной девушкой, поэтому не могла себя простить за совершённый грех. Все время после измены Тихону, в Катерине боролись два чувства: она боялась гнева Кабанихи и страшилась Божьего возмездия за свои неугодные деяния. В итоге духовность девушки взяла верх. Она публично покаялась в совершённом грехе, оставляя себя на людской суд.

Никто из жителей Калинова не смог понять Катерину. Да и само признание не принесло ей долгожданного облегчения. Силы жить ей придавала любовь Бориса, но когда он показал своё истинное лицо, оставив свою возлюбленную с её бедой наедине, жизнь потеряла всяческий смысл. Не желая больше находиться в постылом ей мире, Катерина бросается в воды Волги. Ради свободы ей пришлось совершить ещё один грех. Гроза, разразившаяся в душе главной героини, освободила её от страха перед гневом Божьим и от оков калиновского мира.

Гроза как символ обновления

Старые традиции и порядки оказываются под угрозой разрушения после того, как в людях начинает просыпаться чувство собственного достоинства и желание быть свободными и независимыми.

Тучи над прежними порядками уже давно сгущались. Подобные Кабанихе люди использовали основы Домостроя лишь для того, чтобы оправдать свой произвол и деспотизм. Новое поколение больше не считало неоспоримым законом эти правила жизни.

В природе после окончания грозы исчезает вся пыль, оживают растения, воздух становится чистым и свежим. Так и в обществе, гроза, начавшаяся одиночным протестом Катерины, тоже приведёт к обновлению. Наступит долгожданная свобода и независимость, сменив жестокие и бесчеловечные порядки.

Смысл названия пьесы

Таким образом, придавая разные смысловые оттенки понятию грозы, Островский концентрирует на ней внимание читателя, словно предлагая ему задуматься, почему у произведения именно такое название. Дальнейшим развитием событий, включающих в себя и гибель Катерины, и протест Тихона, и побег Варвары из родного дома, автор говорит о неизбежности разрушительной грозы над жестоким миром, где всем заправляют одни Кабановы и Дикие.

Отражение настроений в российской провинции середины XIX века


Символизм грозы в пьесе

Иллюстрация С. Герасимова

Для Тихона гроза означает тиранию матери, боязнь перед ней, опасение наказания. И, кроме этого, он считает грозу – Божьей карой за совершённые грехи, как и все жители Калинова. В том числе, и Катерина, которая осознаёт, что любовь к Борису – это большой грех, но ничего не может с собой поделать.

Гроза как природное и общественное явление

В природе гроза уже началась, а в обществе – ещё нет, но уже становится неспокойно, всё говорит о грядущих переменах. С этой точки зрения гроза – знамение предстоящего конфликта и его разрешения. Катерине надоело подчиняться чужой воле, она устала бороться за своё право быть счастливой и свободной.

Гроза как символ любви

Катерина – замужняя женщина, которая поклялась своему мужу в верности перед Богом. Она не должна ему изменять, но так и не смогла полюбить того, кто не может даже защитить свою женщину. Со временем нерастраченная теплота нашла себе применение, жаждущая любви Катерина встретила Бориса, и сразу же в него влюбилась. Он был единственным человеком, который смог понять её. Однако их взаимоотношения были обречены. Борис был слишком нерешительным, он не осмелился перечить своему дяде, от которого полностью зависел. Возможно, он даже не любил Катерину на самом деле, потому что ради сильного чувства можно пожертвовать всем в жизни. В итоге он просто посоветовал ей покорить судьбе, и оставил её совсем одну, покинув Калинов в самый ответственный момент.

Вывод

Таким образом, при помощи образа грозы, А.Н. Островский показал, что общество, живущее по законам, которые лишают человека свободы и права на проявление своих чувств, обречено на гибель. Перемены в таком мире неизбежны, как обновление природы после грозы. И этим символическим сравнением автор выразил свои надежды относительно необходимых изменений в современной ему России.

Конфликт в произведении

Кабаниха и Тихон. Иллюстрация С. Герасимова

В основе произведения конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский прорисовывает невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, не выдерживает гнета, что выражается в изменениях природы – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут какие-то страшные перемены.

Не боится грозы только механик Кулигин, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасности для людей.

Гроза в обществе

Итак, гроза в обществе уже началась. Катерина больше не способна жить по старым домостроевским принципам, она жаждет свободы, но сил бороться с системой у нее больше нет. Раскаты грома предсказывают героине скорую смерть. Предсказание сумасшедшей барыни явилось толчком к развязке событий.

Катерина напугана, так как она глубоковерующий человек. Она не смогла нести тяжесть греха в своем сердце, не смогла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятья Волги.

Гроза как знак любви

Гроза – еще и знак любви Катерины и Бориса. Их отношения – это настоящая стихия, не приносящая радости ни ему, ни ей. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не доставало решительности. Любил ли он девушку на самом деле? Мне кажется, нет. Иначе он с легкостью пожертвовал бы всем ради ее благополучия. Свои чувства об обменял на наследство, которого все равно не получит.

Эпилог

Название пьесы говорит о стихийности происходящих в обществе середины 19 века перемен. Но, если в природе после грозы наступают обновления, то в жизни на них остается только надеяться. Но, скорее всего, все останется на своих местах.

Список использованной литературы



Представители мира в романе Толстого – это открытые, порядочные персонажи. Речь идет о следующих героях:

  • Наташа Ростова – любящая, искренняя героиня, радуется жизни, отличается добротой, умеет сопереживать;
  • Пьер Безухов – добродушный, самоотверженный, ищущий смысл жизни герой стремится приносить пользу людям;
  • Княжна Марья. Добрая женщина, верующая в Бога, имеет богатый внутренний мир;
  • Старший Болконский. Имеет свои недостатки, но остается честным, порядочным, не приемлет притворства и лжи.

Другая часть действующих лиц – представители войны. К ним автор относит:

  • Жеркова – стремится заработать больше денег, не патриотичен, смеется над теми, кто защищает родину на фронте, работает в штабе ради наград;
  • Берг – живет за счет супруги, собственные средства постоянно экономит, всегда руководствуется холодным расчетом;
  • Курагин – любитель бессмысленных гуляний, самовлюбленный, самодовольный, не умеет любить;
  • Друбецкий – завидует окружающим, пускает пыль в глаза, стараясь казаться богатым. Герой подстраивается под влиятельных людей, чтобы выгодно использовать их благосклонность.

Смотри также:

Гроза как символ любви Катерины и Бориса


Их чувство сильное, страстное, но оно не приносит ни радости, ни счастья их душам, не помогает сплотиться в борьбе с действительностью. Будучи замужем, Катерина терзается тем, что не любит Тихона, хотя и старалась полюбить. Но тот не был способен ни понять свою жену, ни защитить ее от произвола свекрови.

Жажда любви, сердечное смятение, которые привели к появлению чувства привязанности к Борису, также вызывают ассоциации с предгрозовым состоянием природы. Однако Борис не понял стремлений Катерины к личному счастью, он оказался не тем человеком, который ей был нужен. Таким образом, развитие любовной линии является отображением нарастающего конфликта, то есть символом зарождающейся грозы.

Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.

Обстановка в семье


Как известно, сентименталисты ввели в литературу образ природы, передавая с помощью пейзажа чувства и эмоции героев. Гром и молния в пьесе Островского выполняют те же функции. Изначально автор описывает предгрозовое время. Это касается не только погоды (некоторые персонажи замечают, что вскоре может начаться дождь), но и общественной ситуации. Перед грозой обычно бывает очень душно – точно так же и в городе Калинове. Людям, которым не нравятся ложь и лицемерие, невозможно дышать в такой среде. Разговоры о деньгах, пьянство и осуждение концентрируются до такой степени, что катастрофа становится неизбежной. Чтобы такое положение дел изменилось, нужен был толчок, удар, катализатор, которым и выступает в тексте пьесы гром с грозой.

Гроза является одним из основных действующих лиц в четвёртом действии, а именно в сцене прогулки по набережной. Кулигин обращает внимание на собирающийся дождь, восхищаясь силой природы. Он думает о том, что громоотвод был бы полезен всем жителям города, но его идеи не разделяет Дикой. В действии №4 неоднократно повторяются авторские ремарки о том, что слышен удар грома. Эти звуки становятся аудиальным оформлением кульминационной сцены, увеличивая смысловую нагрузку и усиливая остроту разворачивающейся трагедии. Именно гроза пугает Катерину, делает её нервной и слабой. Девушка, слыша раскаты грома, признаётся в измене своему мужу и Кабанихе, а уже со следующим ударом молнии падает без чувств.

Читайте также: