6 съезд народных депутатов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Меню сайта

Ребята снова погорячились "Митюковщину" (так секретарь КК Олег Румянцев назвал руководимую председателем Комитета по законодательству Михаилом Митюковым правку старой Конституции) спешно свернули, а покаявшийся Хасбулатов стал докладать проект новой Конституции, отрекаться от парламентской республики и утверждать, что пост председателя ВС совершенно не нужен.
Конституционные труды Румянцева--Хасбулатова на сей раз действительно отличались несколько большим креном в стороны исполнительной (а не представительной, как три недели назад) власти, и секретарь КК Румянцев заявил, что теперь их комиссия выдала на-гора уже не "1/2-президентскую", а "3/4-президентскую республику". Дело, впрочем, даже не в исчислении дробей, а в том, что после устроенной Хасбулатову публичной порки, тот осознал: если вслед за Гайдаром съезд захочет зарезать еще и Конституцию, политической карьере спикера настанет конец. И Руслан Имранович умолял не "подрывать собственными руками свой авторитет". Но съезд отказался одобрить проект КК и одобрил лишь общую концепцию — фактически провалив проект и устроив вторую "черную субботу".
Вероятно, в рамках своего недельного цикла от кризиса к кризису съезд снова начнет вытрезвляться, но момент для нового подвига был избран не вполне удачно. Главным пунктом обсуждаемых ныне конституционных проектов является не столько предписываемая на веки вечные система разделения властей (все понимают, что в обозримом будущем идеальный вариант недостижим), сколько конкретные переходные положения, определяющие сиюминутную судьбу съезда.
Вариантов много: частичные (одна из палат) или даже полные перевыборы, формирование нового ВС и полная "заморозка" съезда, делегирование съездовских полномочий нынешнему ВС и частичная "заморозка" съезда, сохранение status quo и разгон через референдум. Выбор варианта, который Ельцин намерен предложить съезду и народу, напрямую зависит от явленного съездом благоразумия. В эту "черную субботу" съезд так грубо отпихнул предложенный Хасбулатовым спасательный круг, что Ельцину остается лицемерно вздыхать: quos vult perdere — dementat*.

Съезд народных депутатов Российской Федерации (до 25 декабря 1991 года — Съезд народных депутатов РСФСР) — высший орган государственной власти России с 16 мая 1990 по 4 октября 1993. Избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Содержание

Полномочия Съезда

Конституция закрепляла за Съездом право решать любой вопрос, отнесённый к ведению Российской Федерации (статья 104, часть 2). К исключительному ведению Съезда народных депутатов относилось:

— принятие Конституции Российской Федерации, внесение в неё изменений и дополнений; — определение внутренней и внешней политики Российской Федерации; — ратификация и денонсация международных договоров, влекущих изменения и дополнения Конституции Российской Федерации; — принятие решения по вопросам национально-государственного устройства, отнесённым к ведению Российской Федерации; — определение порядка решения вопросов административно-территориального устройства Российской Федерации; — решение вопросов об изменении границ Российской Федерации; — утверждение перспективных государственных планов и важнейших республиканских программ экономического и социального развития Российской Федерации, её военного строительства; — формирование Верховного Совета Российской Федерации; — избрание Председателя Верховного Совета Российской Федерации; — избрание Первого заместителя и трёх заместителей Председателя Верховного Совета Российской Федерации; — утверждение Председателя Совета Министров Российской Федерации; — утверждение Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего арбитражного суда Российской Федерации; — избрание Конституционного суда Российской Федерации; — принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации; — отмена актов, принятых Верховным Советом Российской Федерации, а также указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал законы Российской Федерации и постановления большинством голосов от общего числа народных депутатом Российской Федерации, за исключением случаев, когда иное установлено Конституцией Российской Федерации.

Съезд народных депутатов Российской Федерации принимал решение о проведении всенародного голосования (референдума).

Заседания Съезда народных депутатов как правило вёл Председатель Верховного Совета. Деятельность съезда регулировал временный регламент, постоянный отсутствовал.

Порядок формирования Съезда народных депутатов

Всего на съезд избирались 1068 народных депутатов РСФСР:

  • 900 — по территориальным округам: пропорционально численности населения;
  • 168 — по национально-территориальным округам: по 4 от 16 автономных республик (64), по 2 от 5 автономных областей (10), по 1 от 10 автономных округов (10), 84 от краев, областей, городов Москвы и Ленинграда.

История

В Съезде Народных Депутатов РСФСР ни одна фракция не имела абсолютного большинства, крупнейшими фракциями были - "Коммунисты России", "Демократическая Россия" (либералы), "Радикальные демократы" (либералы), "Социал-Демократическая Партия России/Республиканская Партия Российской Федерации" (социал-демократы и левые демократы соответственно). В августе 1991 года Съезд Народных Депутатов РСФСР, как и Президент РСФСР Борис Ельцин выступил против ГКЧП. В октябре 1991 года большинство Съезда Народных Депутатов ввели свободную торговлю, а также утвердили либерализацию цен, но в декабре 1992 года объявил недоверию кабинету Егора Гайдара, что стало основанием назначения Президентом РФ Борисом Ельциным референдума о доверии парламенту и президенту и начала разработки новой конституции, которая должна была в той или иной степени сократить полномочия съезда. На референдуме 21 апреля 1993 года незначительным большинством голосов в доверии парламенту было отказано, но предложении о проведении досрочных выборов в Парламент было отклонено. 21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал указ согласно которому действующий созыв парламента распускался, назначались выборы в новый парламент и референдум о принятии конституции предложенной Конституционным Совещанием согласно которой Президент получал право распускать парламент не только в случае объявления недоверия кабинету министров но и в случае не утверждения им назначения премьер-министра. Съезд Народных Депутатов данный указ не признал и сместил Бориса Ельцина с поста Президента РФ. Из партий данный указ признали почти все либеральные и умеренно-консервативные партии, не признали левые демократы и социал-демократы, также данный указ не признали националисты и умеренные коммунисты, при этом умеренные коммунисты, социал-демократы и левые демократы выступили за предложенное парламентом создание правительства национального согласия. Радикально-коммунистические организации ("Трудовая Россия") выступили против создания правительства национального согласия и выступили за передачу власти "советскому правительству" избранному Съездом советов рабочих, крестьян, специалистов и служащих [[1]], что по сути дела также означало фактический роспуск Съезда Народных Депутатов и советов народных депутатов. Вокруг здания парламента было выстроено оцепление. 3 октября 1993 года демонстрация в которой в основном принимали участие радикальные коммунисты, прорвала оцепление и разблокировала здание парламента, после чего демонстранты штурмом взяли здание Мэрии Москвы. После чего эта демонстрация двинулась к зданию РГТРК "Останкино" с требованием предоставления части эфирного времени оппозиции. Большинство Правления РГТРК "Останкино" приняло решение отказать в предоставлении эфирного времени, после чего произошла попытка штурма здания телекомпании, которая была отбита. 4 октября 1993 года здание парламента было взято штурмом правительственными войсками а большая часть депутатов арестована.

Фракции и блоки

Состав и численность фракций и блоков постоянно менялись. Но постоянно, на каждом съезде, регистрировались 10-12 фракций.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

6 апреля 1992 года открылся VI съезд народных депутатов РФ

Одним из решений съезда стал отказ ратифицировать Беловежские соглашения и исключить из текста конституции РСФСР упоминание о конституции и законах СССР, что впоследствии стало одной из причин противостояния съезда народных депутатов с президентом Ельциным и в дальнейшем событиям октября 1993 года.

scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan
scan

Первая фронтальная атака на реформы — апрель 1992 года. VI Съезд народных депутатов РСФСР. Накануне Съезда президент проводит реорганизацию правительства. Г.Бурбулис остается государственным секретарем, но освобожден от поста первого вице-премьера. Я назначен на его место. В условиях, когда главой правительства является сам президент, это значит, что на деле ответственность за организацию всей текущей работы и за политическую защиту избранного курса ложится на меня. Августовский шок преодолен, жестких репрессий после путча не последовало, непосредственная угроза голода и общего экономического краха отступила. Оппозиция оправилась. Теперь, по ее мнению, учитывая тяготы, которые легли на плечи народа в начальный этап преобразований, самое время как можно громче прокричать, что все было сделано против воли. Съезда и Верховного Совета, сделано не так, как следовало, не так, как договаривались, нужно было мягче или жестче, быстрее или медленее, во всяком случае по-иному, и что необходимо остановиться, а еще лучше — повернуть вспять.

VI Съезд народных депутатов РСФСР

С учетом сложнейшей ситуации, крайней социально-политической напряженности. грозящей перейти в коллапс, представляется единственно возможным проведение настоящего Съезда в духе гражданского согласия, в спокойном и уравновешенном стиле.

Прошу разъяснить, вследствие каких обстоятельств и по чьей инициативе задрапирована скульптура Владимира Ильича Ленина.

После избрания первого Президента прошло 10 месяцев. За это время произошли серьёзные изменения. Проводимая так называемая экономическая реформа привела к ограблению народа и экономическому геноциду.

Президент просил дать все-таки возможность выступить с основным докладом главному теоретику экономической реформы — Гайдару

По всему, что касается социально-экономической сферы и реформ, — выступает первый Заместитель Председателя Правительства РФ Гайдар с докладом.

Нам очень важно знать мнение Президента. Но, Борис Николаевич, выступление Гайдара — это самая худшая реклама экономической реформы. Пора это понять уже всем.

Сегодня реформы — это реальность. Реформы идут. Они начинают давать первые результаты: и позитивные, и негативные. Конец прошлого года показал, что тенденция распада, разложения всех сфер общественной жизни перешла за критическую черту. Чрезвычайное положение, жёсткие административные меры не спасли бы Россию. Напомню народным депутатам: в этом зале на предыдущем Съезде именно вами было принято единственно правильное решение — пойти по пути реформ. Либерализация цен, начавшаяся 2 января, была н началом российских реформ, а неизбежным завершением экономической политики союзного правительства Рыжкова и Павлова. Правительство намерено и впредь продолжать свой курс, как бы ни было трудно это делать в условиях жёсткой критики и противодействия консервативных сил. Я оптимист и уверен, что начатые реформы будут реализованы успешно.

Мы никогда не обещали, что реформы будут идти легко. Сегодня, после первого их этапа, можно подвести некоторые предварительные итоги, предложить те корректировки курса экономической политики, которые, по-видимому, придётся вносить любому правительству. Сегодня можно сказать, что со скрипом рыночные механизмы заработали. Это — не благостный рынок, это — не рынок изобилия, но это уже и не тот развал, который был в ноябре-декабре . Уже сформировались предпосылки для того, чтобы перейти от вдохновленной мужеством отчаяния кавалерийской атаки к подготовке и реализации широкой программы углубления экономических реформ и реконструкции российской экономики. Сегодня Россия имеет шанс войти в полосу экономического подъема. Упустить этот шанс, сорваться, испугаться трудностей. было бы преступлением перед Россией.

Почти все без исключения СМИ, и не только они, взахлеб критикуют правительство Гайдара. Но Гайдар Правительство не возглавляет. Дело в том, что именно Б.Н. Ельцин, получив на выборах мандат народного доверия и на пятом Съезде соответствующие полномочия, сформировал это правительство. .. Мне приходится . очень много работать с Правительством, и абсолютно ответственно могу вам сказать, что это — профессионалы.

Мы поддерживали Президента. Я думаю, что его команда сослужила неважную службу. Возглавив Правительство, Президент совершил мужественный поступок. Но подтолкнув его на совмещение этих должностей, его окружение фактически признало слабость команды, неуверенность в своих силах и то, что она не может без широкой спины Президента двигать реформу.

И какими бы аргументами не прикрывали попытки расшатать доверие к Правительству — это не что иное, как замаскированное недоверие к экономическим реформам и к Президенту, который это Правительство возглавляет.

Борис Николаевич, неужели Вы не понимаете и не видите, что те люди из Вашего окружения, которые, мягко говоря, не пользуются доверием россиян, подрывают и доверие лично к Вам, а значит, мешают осуществлению задуманных Вами и начатых Вами реформ. В июне прошлого года, Борис Николаевич, избиратели именно Вам доверили судьбу России. А вы сейчас ее передоверяете тем, кому народ не верит.

Если Егор Гайдар довольствуется, с его точки зрения, существенными подвижками на макроуровне, то результаты на микроуровнях, то есть на грешной земле, особых положительных эмоций у людей не вызывают.

Есть принципиальная позиция, которая прозвучала в докладе Президента: нам нужны не сотни миллионеров, а миллионы собственников.

Заслушав доклад Правительства, мы пришли к выводу, что отсутствие анализа и прогнозирования привело к катастрофическим последствиям в первые месяцы проведения экономических реформ. На чем основана наша вера в правильности идеологии проведения реформ Гайдара? Что у него есть: свои новые идеи или большой опыт в проведении таких реформ?

Мы не настаиваем на отставке Кабинета министров, но считаем, что при укреплении его специалистами-практиками и при обязательной корректировке экономической политики оно сможет работать.

Уже останавливаются домны, вырезается скот. Но мы не Перу, не Парагвай. Для нас вхождение в рынок ценой гибели промышленности, культуры, системы образования, ценой потери независимости страны и превращения ее в сырьевой придаток Запада неприемлемо. Уважаемый Борис Николаевич! Мы убедительно просим Вас покинуть пост премьер-министра. У Вас и так достаточно дел по вопросам внешней политики, обороны и другим. Премьером должен стать управленец с достаточно солидным стажем. Я с большим уважением отношусь к Гайдару, Нечаеву, Шохину и другим членам Кабинета, но могу с уверенностью сказать, что люди, которые никогда не управляли коллективом большим, чем лаборатория, или никогда ничего не видели, кроме университетской кафедры, не могут управлять правительством.

Я управленец-практик. И прошу понять одно: команду, которая только начала работать, нельзя ни в коем случае менять.

Экономическая политика Правительства подталкивает регионы к обособлению. По указке своих западных советников Правительство внедряет шоковую терапию. Сегодня 90 процентов населения поставлено на грань выживания. . Необходима отставка популярного главы непопулярного правительства с поста председателя. Необходимо отменить решение прошлого Съезда о чрезвычайных полномочиях Президента.

Совершенно иллюзорно и контрпродуктивно думать, что мы можем радикально перестроить , модернизировать экономику без сильной и многосторонней внешней поддержки.

Штамп демократа на лбу — ещё не причина для того, чтобы человека можно было приставлять к власти, Борис Николаевич.

Наше правительство войдёт в историю как Герострат, окончательно разрушивший экономику великой страны.

Наше общество тяжело болеет. Сегодня его надо делить не на демократов и коммунистов, а на созидателей и разрушителей.

Зал оформлен в соответствии с государственной символикой. Здесь у нас герб и флаг Российской Федерации.

Да, Правительство критиковать надо, но надо правдиво информировать Правительство о том, почему реформы идут плохо, кто их тормозит на местах? Их тормозят те люди, которые десятилетиями получают зарплату, но её не зарабатывают.

Давайте поддержим Егора и его команду, заставим их выслушать альтернативные мнения, критику с той целью, чтобы реформы не тормозились, а двигались дальше. Остановка реформ — нищета и развал России.

Реформы идут очень тяжело, но именно надежды, связанные с ними, дают нам возможность теперь усилить меры по социальной защите населения.

С этой трибуны неоднократно звучат призывы к парламенту сформировать новое правительство. Всех инициаторов этого призыва я хочу попросить заглянуть в ныне действующую Конституцию — ст. 123. Нет там такого права у парламента, и хватит спекулировать на этой теме.

Великое государство целенаправленно разрушено, разрушено в политическом, военном и экономическом отношении. Это Правительство должно уйти в отставку в полном составе.

Собрание глав администраций приняло к вам обращение, где мы говорим о том, что курс Президента и Правительства мы поддерживаем.

Надо проанализировать структуру Правительства, и с учетом того, что у нас не было опыта работы в рыночной ситуации, структура Правительства, конечно, может и должна соответственно коррелироваться и меняться.

Драматический поиск компромисса между исполнительной и законодательной властью. Главные события шестого Съезда народных депутатов России развернутся, очевидно, 11 апреля.

Политика ультиматов и шантажа сломала Съезд. Мы просим и требуем, чтобы был Председатель Совета Министров.

Мы сейчас приняли решение, которое выполнить невозможно. Мы, таким образом, можем довести темпы инфляции до бесконечности, но сравниться с ними инфляция всё равно не сможет, таковы законы экономики, к сожалению. Их отменить нельзя.

В связи с этой принятой поправкой, с её абсолютной неадекватностью. перед тем, как рассматривать все остальные, принять следующую: срочно отменить первый, второй, третий и особенно четвертый законы Ньютона, в связи их несоответствием нашей политике.

Правительство поддерживает предложение, чтобы поставить в соответствии со статьей 123 Конституции вопрос о вотуме доверия Правительству и его отставке.

Когда окончился перерыв, я сразу же попросил слова и заявил: так как правительство не может взять на себя ответственность за проведение политики, вытекающей из принятого Съездом постановления, оно в полном составе подает президенту прошение об отставке. Навсегда запомнил возникшую в огромном зале паузу. Мне она показалась бесконечной. Затем под сводами Кремлевского Дворца съездов прокатился многоголосый гул. Такой поворот для подавляющего большинства делегатов неприемлем. Все что угодно — только не ответственность! А ведь в случае отставки правительства ее, нелегкую, придется брать на себя

Читайте также: