2 специфика философского знания его мировоззренческий характер кратко

Обновлено: 06.07.2024

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

1. имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

2. однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Философские проблемы могут успешно решаться, обсуждающиеся только в том обществе, где допускается критика любой точки зрения, несогласие с любым человеком, признание различных позиций по одному и тому же вопросу.

Можно выделить также следующие особенности философского знания:

1. имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.);

2. носит предельно общий, теоретический характер;

3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

4. во многом субъективно - несёт отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

5. Философское знание, будучи знанием научным, вместе с тем нередко выступает и как знание художественное, как знание религиозное, как знание интуитивное.

6. является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

7. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

8. имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя, то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя;

9. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

10. в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

11. опирается на категории - предельно общие понятия;

12. неисчерпаемо по своей сути;

Философия - это знание личностное, так как идеи, которые высказывает мыслитель нельзя отделить от его личности.

Философия возникает как первая наука, в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления знаний, фактов из философии начались выделяться отдельные самостоятельные науки. Это длительный процесс идёт веками. В настоящее время философия сама является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда - смысл, цель философии.

Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия - это поиск истины.

Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что философия - это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нём; различные рассуждения о жизни, о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих в основе поступков и поведения людей.

3. Функции философии. Значение философии для человека, общекультурная ценность философии.

Философия как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности.

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Философия выступает как преодоление, снятие тех недостатков, которые присущи более ранним формам мировоззрения с одновременным удержанием их положительного содержания. Философии достаются в наследство уже известные нам мировоззренческие вопросы, исчерпывающего ответа на которые так и не дали ни миф, ни религия. Философия стремится найти ответы на эти вопросы своими собственными средствами, отличными от ранних форм мировоззрения. Что же это за иные средства?

Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.

Однако философия включена не только во множество форм мировоззрения, но и еще в одно множество, родоначальником которого она является. Это система множества наук. Философия выступает как мировоззрение, которое стремится построить себя по типу науки. Это множество богато и постоянно увеличивается, есть науки, носящие явно частный характер, есть науки, претендующие на то же место что и философия: общая теория систем, кибернетика, теория игр и т.д.




Включив философию во множество наук, указав на то, что это рациональное мироуяснение, мы вправе задать себе вопрос об отличии философии от других наук. Особое место философского знания состоит в специфике предмета философии, а предметом ее является мир как целое. Но это целое состоит из природы, общества и мыслящего человека, ничего другого в нем нет. Однако надо еще понять, что делает эти части целым. Поэтому философию интересуют такие законы, которые являются общими и для природы, и для общества, и для человеческого мышления.

Следовательно, гармоничное и целостное рассмотрение мира с позиций выявления в нем универсальных законов – это и есть специфика предмета философии. Все другие науки подходят к миру расчленяющее, аналитически. В отличие от них философский подход является синтезирующим, целостным и поэтому знание, которое добывается философией, является всеобщим, универсальным. Это та же рефлексия, умение ума наблюдать собственные основания, контролировать свою собственную деятельность.

Следует отметить, что предмет философии не исчерпывает всей ее специфики, которая есть не просто знание о всеобщих законах окружающего мира, хотя и это невероятно сложно. Философия – это еще и мировоззрение. Этот исток философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. Другой исток философии претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира. Такая изначальная раздвоенность философии, попытка органично соединить личное с безличным есть ее внутренняя мета.

Особое положение философии не позволяет, да и не требует отделять ее какими-то четкими границами от других форм духовной деятельности. Поэтому любое значимое событие, происходящее в той или иной сфере общественной деятельности, несомненно, отзывается в философии, заставляет ее заново решать свои проблемы и менять свою форму. Таким образом, можно определить философию как форму общественного сознания, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления, осмысливает их как всеобщие условия человеческой деятельности, вырабатывает на этой основе методы, цели и идеалы.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизни общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, практически-деятельная, идеологическая, интеллектуальная.

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знания, обретала свою внутреннюю композицию. У стоиков (IVв. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: 1) философия начиналась с логики; 2) после логики следовала физика или учение о природе; 3) после физики – этика как учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни. Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика лишь подготавливали положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее и свои коррективы.

В XVIIв. развитие получилатеория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название –онтология.

Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, аксиология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.

Не отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостности? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины – не механические части целого. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Философия выступает как преодоление, снятие тех недостатков, которые присущи более ранним формам мировоззрения с одновременным удержанием их положительного содержания. Философии достаются в наследство уже известные нам мировоззренческие вопросы, исчерпывающего ответа на которые так и не дали ни миф, ни религия. Философия стремится найти ответы на эти вопросы своими собственными средствами, отличными от ранних форм мировоззрения. Что же это за иные средства?

Философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.

Однако философия включена не только во множество форм мировоззрения, но и еще в одно множество, родоначальником которого она является. Это система множества наук. Философия выступает как мировоззрение, которое стремится построить себя по типу науки. Это множество богато и постоянно увеличивается, есть науки, носящие явно частный характер, есть науки, претендующие на то же место что и философия: общая теория систем, кибернетика, теория игр и т.д.

Включив философию во множество наук, указав на то, что это рациональное мироуяснение, мы вправе задать себе вопрос об отличии философии от других наук. Особое место философского знания состоит в специфике предмета философии, а предметом ее является мир как целое. Но это целое состоит из природы, общества и мыслящего человека, ничего другого в нем нет. Однако надо еще понять, что делает эти части целым. Поэтому философию интересуют такие законы, которые являются общими и для природы, и для общества, и для человеческого мышления.

Следовательно, гармоничное и целостное рассмотрение мира с позиций выявления в нем универсальных законов – это и есть специфика предмета философии. Все другие науки подходят к миру расчленяющее, аналитически. В отличие от них философский подход является синтезирующим, целостным и поэтому знание, которое добывается философией, является всеобщим, универсальным. Это та же рефлексия, умение ума наблюдать собственные основания, контролировать свою собственную деятельность.

Следует отметить, что предмет философии не исчерпывает всей ее специфики, которая есть не просто знание о всеобщих законах окружающего мира, хотя и это невероятно сложно. Философия – это еще и мировоззрение. Этот исток философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. Другой исток философии претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира. Такая изначальная раздвоенность философии, попытка органично соединить личное с безличным есть ее внутренняя мета.

Особое положение философии не позволяет, да и не требует отделять ее какими-то четкими границами от других форм духовной деятельности. Поэтому любое значимое событие, происходящее в той или иной сфере общественной деятельности, несомненно, отзывается в философии, заставляет ее заново решать свои проблемы и менять свою форму. Таким образом, можно определить философию как форму общественного сознания, которая изучает наиболее общие законы природы, общества и человеческого мышления, осмысливает их как всеобщие условия человеческой деятельности, вырабатывает на этой основе методы, цели и идеалы.

Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания предполагает необходимость раскрытия ее социальных функций, той роли, какую она играет в жизни общества и личности. К числу основных функций философии относятся: методологическая, гносеологическая, мировоззренческая, практически-деятельная, идеологическая, интеллектуальная.

Уже античная философия, становясь самостоятельной системой знания, обретала свою внутреннюю композицию. У стоиков (IVв. до н.э.) эта структура приняла следующий вид: 1) философия начиналась с логики; 2) после логики следовала физика или учение о природе; 3) после физики – этика как учение о человеке, о пути его к мудрой, осмысленной жизни. Последняя часть была главной, поскольку и логика, и физика лишь подготавливали положения и выводы философа о предназначении и судьбе человека, об отношении его к вечному и бесконечному миру. Предложенная стоиками схема сохранила свое значение и по сегодняшний день. Хотя время внесло в нее и свои коррективы.

В XVIIв. развитие получилатеория познания (гносеология). В понимании того времени гносеология была шире логики, так как рассматривала не только абстрактно-теоретический, но и чувственный уровень познания. То, что античные философы именовали физикой, в философии более поздних веков получило иное название –онтология.

Логика, методология познания давно составляют теоретическое ядро философии. Однако структура современной философии только к своему ядру не сводится. Социальная философия (или философия истории), философские вопросы естествознания (философия науки), этика, эстетика, философская антропология, аксиология, история философии – круг философских дисциплин может быть и расширен.

Не отменяет ли многокомпонентная структура философского знания его целостности? Нет, не отменяет, потому что философские дисциплины – не механические части целого. Здесь более подходит другой образ: драгоценный кристалл и его грани. С поворотом кристалла высвечиваются все новые и новые его грани, хотя сам кристалл остается все тем же.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:имеет очень много общего с научным знанием — предмет,методы, логико-понятийный аппарат;однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, пре­дельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Мировоззренческая функция. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает мир как единое целое. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия (категории). Категории философии – это понятия особого рода, они отражают наиболее общие связи и отношения вещей. Ключевыми категориями философии являются бытие, материя, развитие и др. Философское мировоззрение, как представление о целом, имеет свою структуру: онтология - философское учение о бытии; гносеология - философское учение о познании мира; аксиология - философское учение о ценностях и др.

Методологическая функция. Под методологической функцией понимается определенная совокупность приемов теоретического освоения действительности. В философии существуют различные методы познания и исследования, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Прогностическая функция. Философия, опираясь на теоретическое осмысление действительности, обладает возможностями творческого формирования новых взглядов, идей, закладывает фундамент новых миропониманий. В заключительной части этого вопроса следует рассмотреть вопрос о связи философии и медицины, в частности, найти общие точки их соприкосновения.

2. Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеоло­гию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатывае­мых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно развивается и обнов­ляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день: философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем – этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

— логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

— философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).

Структура современного философского знания

Современное философское знание имеет более разветвленную структуру. Это разветвление определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

Какова же структура философского знания? Далее мы кратко рассмотрим ее основные элементы.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины: социологию, социальную философию, философию истории, философию культуры, аксиологию.

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе (от греч. axios – ценность и logos — учение), их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании (gnosis – знание, logos – учение). Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления. Объектом изучения этики является мораль. Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Специфические черты философского знания

двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

— философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;

— философия обобщает и объединяет другие науки;

— философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше;

— включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;

— в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;

— представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;

— рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;

— знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; — имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Философия – это учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теории познания (гносеология), проблемы теории познания и творчества, этики, эстетики, теории культуры и, наконец, своей собственной истории, т.е. истории философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла.

Специфика философского знания

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Структура философского знания

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философия и мировоззрение

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Но мировоззрение имеет и высший уровень – обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшая сфера нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.

Античная философия как явление культуры, этапы развития. Проблемы онтологии, гносеологии и диалектики в досократических философских школах. Милетская школа. Элеаты, пифагорейцы – формирование идеалистической линии в философии.

Античная философия как явление культуры

Античная философия представляет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации: формировалась письменность, зачатки науки о природе и развивались собственно философские воззрения. Это относится к таким странам, как Ливия, Вавилон, Египет и Персия. Имело место влияние и более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии. Но различные поучительные заимствования греческих мыслителей ни в какой степени не умаляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей.

1) Первый - охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

2) Второйэтап — примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью выдающихся греческих философов Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.

3) Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских систем, формируются философские школы: перипатетики, академическая философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

4) Четвертый этап в развитии античной философии (I в. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—V вв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в 7 – 6 в. до н. э., - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Главная их заслуга состояла в постановке вопроса о единой первооснове мира. Природа не является простым скоплением различных предметов, как считали мудрецы предшествующих эпох. Все вещи, полагали милетцы, имеют некую единую первооснову. Это внутреннее единство мира, скрытое за внешним многообразием явлений, философы из Милета понимали по-разному.

Первый греческий философ – основатель милетской школы Фалес (624-547 до н. э.).

Учеником Фалеса был Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н. э.).

предмет или вещество – это модификация неопределенного и беспредельного единого – апейрона. Апейрон Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в

Философы из Милета не сомневались в изменчивости мира, в его существовании по неким природным законам, в возможности познать эти законы. Познание мира они связывали

с чувственным восприятием реально существующих вещей и явлений. Таким образом, милетцы не только занимались проблемами онтологии, но и открыли новые страницы философского знания, которые станут началом гносеологии и приведут последователей к началу диалектики.

Элеаты, пифагорейцы – формирование идеалистической линии в философии

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора с острова Самос (2- я половина 6 – начало 5 в.до н. э.),древнегреческого философа, математика, который основал общество, получившее название Пифагорейский союз. Пифагорейцы начинают формирование идеалистического представления о мире. Сам Пифагор не оставил после себя письменного наследия. В дошедших до нас сведениях о Пифагоре много неточностей, противоречий, но его увлечение математикой не вызывает сомнений. С точки зрения пифагорейцев, космос и вещи – это не просто материя и вещество, но вещество с определенной структурой, подчиненное соразмерности и числовым отношениям. По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы первыми стали считать началами всех вещей числа. Число есть то, учил Пифагор, чем можно выразить все, оно неизменно присутствует в различных вещах, является их связующей нитью, единой объединяющей основой, его следует считать первоначалом мира. Обнаружив правильные числовые пропорции в движении небесных тел, в музыке и в геометрических построениях, пифагорейцы пытались объяснить такими пропорциями все явления действительности –

справедливость, душу, разум, и т.д. Точку они уподобляли единице, линию – двойке, плоскость – тройке, тело – четверке и так далее. Получается, что весь мир представляет собой последовательное разворачивание единой сущности – Числа.

Ограниченность натурфилософских идей обнаружили уже древнегреческие мыслители, представлявшие философскую школу в городе Элея. К ней относились Ксенофан из Колофона (ок. 540-после 478 гг. до н. э.), Парменид из Элеи (ок. 544−515 гг. до н. э.), Зенон Элейский (ок. 490-ок. 430 гг. до н.э.).

Теоретическим основателем этой школы считается Ксенофан Колофонский.

Особую известность получило религиозное свободомыслие Ксенофана. Он утверждал, что все религии ошибочны: у каждого народа свои боги, но ведь границы между богами, обитающими на небе, не могут проходить по горам или рекам, разделяющими народы на земле. Он был сторонником монотеизма, утверждал идею единого бога. Философ задавался вопросами: почему много богов, почему эфиопы представляют богов черными с приплюснутыми носами, а фракийцы – рыжими и голубоглазыми. Каковы же боги? Если

бы быки и кони имели руки и могли изображать богов, то у быков боги были бы во всем подобны быкам, а у коней – коням. Имеют ли богов животные и птицы? Ксенофан утверждал, что люди сами приписывают богам свои качества, в том числе отрицательные: воровство, зависть, обман, прелюбодеяние и др. Люди, с точки зрения Ксенофана, создают богов по собственному образцу. Конечно, Ксенофана нельзя еще считать атеистом. Он отрицал не религию вообще, а только реально существовавшие в греческих городах представления о богах. Они, по его мнению, неправильны, т. к. на самом деле существует только один истинный бог, он един, бестелесен и не познаваем для человека.

Читайте также: