2 прагматизм неопрагматизм р рорти кратко

Обновлено: 07.07.2024

Р. Рорти, напротив, объявляет себя сторонником релятивизма, из которого, по его убеждению, вытекает необходимость демократической формы жизни. Коль скоро разные люди разделяют различные ценности, интересы и убеждения, демократическая форма жизни предлагает соответствующие рамки, в которых каждый человек может попытаться провести свои взгляды мирными и рациональными способами. Связь прагматизма и демократии, получившей в классическом прагматизме наибольшее отражение в работах Дж. Дьюи, Р. Рорти расширяет, обращаясь к мидовской концепции человеческой природы как сугубо социальной, из чего вытекает возможность антикантианской этики, т. е. этики без обязанностей. Если человек по сущности своей социален, то его личное счастье не противоречит счастью другого.

Другим влиятельным современным представителем неопрагматизма является Ю. Хабермас, соединивший прагматизм с социальной теорией Франкфуртской школы. На место классической теории познания Ю. Хабермас ставит теорию коммуникативного действия (коммуникация), которая исходит из понимания истины как результата дискурса (этика дискурса) и стремится к демократическому регулированию процесса познания. При этом Ю. Хабермас анализирует условия дискурса, всегда предпосланные аргументации. К ним относятся четыре требования, касающиеся любой аргументации: (1) я имею право утверждать только то, что мой собеседник, предположительно, воспримет как истину; (2) я должен стараться выражаться понятно; (3) я должен говорить то, что я действительно имею в виду; (4) я должен опираться на общепринятые нормы.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 39-40.

ФИЛОСОФИЯ | НАУКА | КУЛЬТУРА

ФИЛОСОФИЯ | НАУКА | КУЛЬТУРА

ФИЛОСОФИЯ | НАУКА | КУЛЬТУРА запись закреплена

Прагматизм и неопрагматизм: реконструкция учения Дж. Дьюи у Р. Рорти

В статье рассматривается связь классического американского прагматизма и современного неопрагматизма на примере реконструкции философии Джона Дьюи, предложенной Ричардом Рорти. В первой части я доказываю, что именно изучая обращение Рорти к наследию Дьюи возможно понять тематическое единство философии неопрагматизма. Во второй части раскрывается интерпретация дьюианской идеи реконструкции философии, предпринятая Рорти, а в третьей проводится сравнение этой интерпретации с собственной позицией Дьюи.

ЛОГИНОВ Евгений Владимирович – аспирант кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Неопрагматизм Рорти, как уже было сказано, представляет собой учение, располагающееся на стыке нескольких гуманитарных дисциплин; оно не исчерпывается сугубо философским содержанием. Вследствие этого в диссертации, с целью представить наиболее полную экспозицию философских идей и новаций американского прагматиста в контексте новейших тенденций в гума-нитаристике, реализуется междисциплинарный подход - с использованием данных лингвистики, герменевтики, истории науки, социологии и культурологии, с привлечением широкого спектра работ современных исследователей в области аналитической и постаналитической философии, прагматизма, постструктурализма.

ПРАГМАТИЗМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ПРАГМАТИЗМ (от греч. πραγμα – дело, действие) – течение американской мысли, в котором фактор практики используется в качестве методологического принципа философии. Возникло в 1870-х гг., оформилось в 1-й пол. 20 в. и как тенденция сохранилось во 2-й половине. С прагматизмом связано творчество разных по своей стилистике мыслителей – Ч.С.Пирса, У.Джеймса, Дж.Дьюи, Дж.Мида, натуралистов, прагматических аналитиков, неопрагматистов. Сторонники прагматизма были в Великобритании (Ф.Шиллер) и других странах.

Творчество английского прагматиста Ф.К.Шиллера посвящено применению принципов прагматизма к логике и гуманизму (Studies of Humanism. L., 1930). Он воспринял умонастроение джеймсовского варианта прагматизма, усилив его антропологические и персоналистические мотивы: опыт, возражал он Джеймсу, не является нейтральным, его содержание составляют цели, потребности, эмоции человека. Свидетельством истинности того или иного суждения являются вытекающие из его принятия благоприятные и полезные для нас последствия. Однако не все, что работает, является истинным, а только то, что служит познавательным, моральным и гуманистическим целям.

Прагматизм Дьюи роднит с прагматизмом Джеймса борьба с умозрениями спекулятивной метафизики, апелляция к эмпиризму здравого смысла, антидуализм и антифундаментализм, отказ от противопоставления суждений факта и ценностных суждений, а также преимущественное внимание в теории познания к проблеме обоснования знания. Вместе с тем между этими двумя мыслителями имеются существенные различия. Прагматизм Джеймса антропологичен, психологичен и экзистенциален, прагматизм Дьюи более объективистский и сциентистский. Дьюи в большей мере использовал в своей философии историцистские подходы и дарвиновские идеи естественного отбора и приспособления к среде.

Хотя прагматисты (Дьюи и Мид) в рамках инструментализма обращались к проблематике логики научного исследования, они специально не занимались интерпретацией формальных систем (исключением, пожалуй, является Ч.Моррис), вне их интересов остались технические проблемы языка и значения (это не относится к Пирсу).

Наиболее активным защитником американской прагматической и натуралистической традиции был Хук. В ранний период творчества, находясь под сильным влиянием марксизма (позднее он стал интеллектуальным лидером США в критике ленинско-сталинской разновидности марксизма и коммунизма), он попытался соединить прагматизм Дьюи с Марксовым пониманием практики. Социал-реформистски истолкованный прагматизм он применял к политическим, этическим и образовательным проблемам. Позднее Хук занимался оснащением прагматической критической рефлексии техникой логического анализа. Обратившись к экзистенциальным проблемам и критикуя пессимистические теории, высвечивающие трагический смысл жизни, Хук противопоставлял им оптимизм и мелиоризм прагматизма.

Одним из видных представителей прагматической ветви аналитической философии был У. ван О.Куайн. Для Куайна, как и для всей постпозитивистской философии, характерно переведение всех философских вопросов на языковой и интертеоретический уровень. Вопрос о существовании каких-либо объектов можно ставить только в каркасе языка теории, постулирующей их существование. Впервые эта идея была высказана Р.Карнапом, Куайн усилил ее холистский и прагматический аспекты: как логические, так и эмпирические предложения должны проверяться не ситуативно, как это было у Дьюи, а как части целостной теоретической системы, в рамках которой они имеют свой смысл. Речь может идти только об оправдании всей системы, а оно может быть только прагматическим (Quine W. van О. Word and Object. Cambr. (Mass) – N.Y.–L., 1960).

1. Эбер М. Прагматизм. СПб., 1911;

2. Франк С.Л. Прагматизм как гносеологическое учение. – В сб.: Новые идеи в философии. СПб, 1913, сб. 7, с. 115–157;

3. Мельвиль Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М., 1968;

4. Макеева Л.Б. Философия X.Патнэма. М., 1996;

5. Юлина Н.С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. Долгопрудный, 1998;

6. Moore E.С. American Pragmatism: Peirce, James and Dewey. N. Y., 1961.

1. Dewey J., Tufts J.H. Ethics. Carbondale, 1985;

2. Morris Ch. The Pragmatic Movement in American Philosophy. N. Y., 1970.

Читайте также: