14 лекция ключевского кратко

Обновлено: 04.07.2024

Давайте на минуту представим Московский университет в 1880-е годы. Перед нами переполненная студентами аудитория, причём компания собралась очень разнообразная: физики, химики, математики на лекции по… истории России. Студенты-историки, естественно, тоже здесь. Эта лекция непростая, недаром в аудитории стоит полная тишина. Её читает великий русский историк Василий Осипович Ключевский.

Жизнь, семья и творчество

Будущий великий историк родился в семье сельского священника. В юном возрасте мальчик пережил большое потрясение – смерть отца – из-за чего долгие годы страдал от сильного заикания. Да и само детство выдалось тяжелым: мать осталась одна с тремя маленькими детьми без средств к существованию. Но мир, как известно, не без добрых людей, поэтому выжить семье помог друг отца Ключевского и Пензенская епархия.

Вначале Ключевский получал духовное образование: закончил духовное училище, поступил в семинарию. Из-за заикания молодой Василий Осипович постоянно находился под угрозой отчисления: дефекты речи очень мешали работе священника или пономаря. Помогли лишь упорный труд и дополнительные занятия.

В 1861 году Ключевский принимает решение, которое радикально меняет всю его жизнь: он уходит с последнего курса семинарии и поступает в Московский университет на историко-филологический факультет. Это решение не было спонтанным. С середины 1850-х годов Василий Осипович увлекался обсуждением исторических статей в кругу своих семинарских друзей и преподавателей, делал первые самостоятельные шаги в изучении прошлого России. Уже будучи студентом исторического факультета, в свободное время он подрабатывал репетитором, чтобы содержать себя и помогать матери и сестрам, которые остались в Пензе.

Ключевский

В.О. Ключевский и студентки Высших женских курсов

Как преподаватель Ключевский смог добиться карьерных высот: защитил магистерскую и докторскую диссертации, получил звание профессора.

6.jpg
5.jpg

Сам Ключевский пережил свою жену на два года, он умер в 1911 году после неудачной операции. Проститься с профессором пришли его студенты, преподаватели учебных заведений, друзья и соратники, и университетская церковь, где отпевали Ключевского, не смогла вместить всех желающих. По некоторым сведениям, траурная процессия насчитывала до пяти тысяч человек.

Портрет Ключевского.jpg

Л.О. Пастернак. Портрет историка Ключевского, 1909 г.

Василий Осипович Ключевский оказал на всю русскую историческую науку второй половины XIX века едва ли не наибольшее влияние из всех своих коллег, а многие из его учеников сами затем стали именитыми историками.

курс русской истории, часть 1.jpg

В основу своей классификации Ключевский положил географический, экономический и социальный принципы. В первом периоде, именовавший Днепровской Русью (VIII – XIII века), жизнь сконцентрировалась в нескольких крупных городах, и торговля была основным видом экономической деятельности. В Верхневолжской Руси (XIII – XV века) жизнь отличалась тем, что власть перешла уже к одному князю, а экономика основывалась на земледелии. Далее, по Ключевскому, наступало время Великой Руси (XV – XVII века), когда государством управляли царь и боярская дума. Последним этапом периодизации была история императорской России: правящим сословием в ней стали дворяне, а экономика развивалась за счет земледелия, работы заводов и фабрик.

Василий Осипович хорошо видел недостатки изучения истории России. Многих своих коллег он критиковал за то, что русская историческая наука не соответствует европейской.

Развивая свою мысль, Ключевский пришёл к выводу, что разделение истории на Отечественную и Зарубежную, а соответственно и раздельное их изучение, является фундаментальной ошибкой. Так же Ключевский понял, что наша отечественная история ещё лежит на полках, или, другими словами, не написана в полной мере.

8.jpg
10.jpg

Для своей эпохи Ключевский обладал наиболее продвинутыми теоретико-методологическими взглядами и очень часто обращался к теориям и концепциям западных историков, досконально разбираясь в них и справедливо критикуя. Он внёс значительный вклад в разработку методологии и историографии (истории исторической науки) русской истории.

Василий Осипович Ключевский (1841–1911) – один из крупнейших представителей отечественной исторической науки второй половины XIX – начала XX в., признанный лидер Московской исторической школы и сторонник государственной теории, создавший между тем собственную оригинальную схему русской истории.

В. О. Ключевский
Как художник слова


Л. Пастернак. На лекции профессора Ключевского (1909).


Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых,
Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных –

Область русской исторической словесности и поэзии, включая и драму, вообще очень пустынна и плоска. За исключением громадных вершин Пушкина и Льва Толстого, мы в ней даже и пригорков имеем немного, а больше все ровная гладь. Отчасти этому причина, может быть, та, что – по злому выражению В. О. Ключевского, которое от него перенял и любил повторять покойный М. М. Ковалевский:

– Русские Вальтер Скотты вообще очень плохо знают историю. Исключение составляет только граф Сальяс. Он… совсем не знает истории!

1. Охарактеризуйте историческую концепцию Н. М. Карамзина. В чем проявляется рационализм его методологии?

3. Каковы методологические основы представителей критического направления в русской историографии XIX в.?

4. Как отразились на творчестве С. М. Соловьева взгляды его предшественников? Каков его вклад в развитие русской истории?

5 . Раскройте содержание исторической концепции Н. И. Костомарова.

6. Сравните состояние развития исторической науки в России XVIII и
XIX вв. Каковы новые тенденции?

Лекция 9. московская школа историков
(конец XIX – начало XX вв.)

Василий Осипович Ключевский (1841–1911) родился в Пензе в семье священника. Окончил духовную семинарию, но затем поступил в Московский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Ключевский был поклонником Фейербаха (материалист). Учился под руководством С. М. Соловьева. В сфере его интереса были социально-экономические процессы Древней Руси, истории сословий и крепостного права.

В 1879 г. Ключевский начал читать свой курс русской истории. Он сразу очаровал слушателей и стал едва ли не самым любимым профессором в Московском университете. На Ключевского постепенно обратили внимание в высших сферах Петербурга, включая царскую семью.

В. О. Ключевский предлагает своеобразную периодизацию российского исторического процесса.

Русь Днепропетровская (VIII–XIII вв.) Численность русского народа постепенно растет в пределах равнины. Народ сосредотачивается на верхнем и нижнем Днепре. Русь разбита на отдельные области с большими торговыми городами в центре. Каждый город захватывался князем, но не терял своего значения экономического центра: промыслы, охота, бортничество стимулировали развитие внешней торговли. Это городовая торговая Русь.

Русь Верхневолжская (XIII–до середины XV вв.). Время сосредоточения большинства русских переселенцев в районе Волги с притоками. Здесь господствовала раздробленность земель на княжеские уделы. Экономическая жизнь основана на сельскохозяйственном труде, отсюда удельно-княжеская Русь и вольное земледелие.

Военно-земледельческая Русь (XV–XVII вв.). Здесь формируется сильная власть Московского царя, который объединяет все великорусское племя в одно политическое племя, укрепляя государство.




Всероссийский период, императорский, дворянский (XVII–середина XIX вв.). Это время, когда русский народ распространяется от Балтики до Северного Кавказа, на Дальний Восток, в Сибирь. Главный политический факт – политическое собирание ранних частей русских земель. Главный факт экономической жизни – земледельческий труд окончательно стал крепостным; тот же характер труда стал применяться в развивающейся промышленности.

Шаг вперед в историческом знании – представление Ключевского о том, что народ является движущей силой в истории. Он сочетает культурно-исторический подход с исторической социологией. В итоге, ему удается показать историю России на мировом фоне, раскрывая суть узловых событий долговременного звучания: колонизация, реформы. Ключевский внес в науку русской истории тщательное изучение экономического быта и хозяйственного развития.

В своем курсе Ключевский в целом весьма критически относится к русским царям XIX в. и результатам деятельности правительства. В этой деятельности он не находит достаточного понимания хода русской истории и действительных нужд русского народа. В своих дневниковых записях, где он высказывался вполне откровенно, Василий Осипович приходит к пессимистическому заключению: история учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает (1893).

Роковую роль в истории России, по мнению Ключевского, играли войны.

При этом он сознавал, что война не чисто русское, а мировое явление. У него было пророческое предчувствие, что войны приведут старый мир к катастрофе.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте историческую концепцию Н. М. Карамзина. В чем проявляется рационализм его методологии?

3. Каковы методологические основы представителей критического направления в русской историографии XIX в.?

4. Как отразились на творчестве С. М. Соловьева взгляды его предшественников? Каков его вклад в развитие русской истории?

5 . Раскройте содержание исторической концепции Н. И. Костомарова.

6. Сравните состояние развития исторической науки в России XVIII и
XIX вв. Каковы новые тенденции?

Лекция 9. московская школа историков
(конец XIX – начало XX вв.)

Василий Осипович Ключевский (1841–1911) родился в Пензе в семье священника. Окончил духовную семинарию, но затем поступил в Московский университет на историко-филологическое отделение философского факультета. Ключевский был поклонником Фейербаха (материалист). Учился под руководством С. М. Соловьева. В сфере его интереса были социально-экономические процессы Древней Руси, истории сословий и крепостного права.

В 1879 г. Ключевский начал читать свой курс русской истории. Он сразу очаровал слушателей и стал едва ли не самым любимым профессором в Московском университете. На Ключевского постепенно обратили внимание в высших сферах Петербурга, включая царскую семью.

В. О. Ключевский предлагает своеобразную периодизацию российского исторического процесса.

Русь Днепропетровская (VIII–XIII вв.) Численность русского народа постепенно растет в пределах равнины. Народ сосредотачивается на верхнем и нижнем Днепре. Русь разбита на отдельные области с большими торговыми городами в центре. Каждый город захватывался князем, но не терял своего значения экономического центра: промыслы, охота, бортничество стимулировали развитие внешней торговли. Это городовая торговая Русь.

Русь Верхневолжская (XIII–до середины XV вв.). Время сосредоточения большинства русских переселенцев в районе Волги с притоками. Здесь господствовала раздробленность земель на княжеские уделы. Экономическая жизнь основана на сельскохозяйственном труде, отсюда удельно-княжеская Русь и вольное земледелие.

Военно-земледельческая Русь (XV–XVII вв.). Здесь формируется сильная власть Московского царя, который объединяет все великорусское племя в одно политическое племя, укрепляя государство.

Всероссийский период, императорский, дворянский (XVII–середина XIX вв.). Это время, когда русский народ распространяется от Балтики до Северного Кавказа, на Дальний Восток, в Сибирь. Главный политический факт – политическое собирание ранних частей русских земель. Главный факт экономической жизни – земледельческий труд окончательно стал крепостным; тот же характер труда стал применяться в развивающейся промышленности.

Шаг вперед в историческом знании – представление Ключевского о том, что народ является движущей силой в истории. Он сочетает культурно-исторический подход с исторической социологией. В итоге, ему удается показать историю России на мировом фоне, раскрывая суть узловых событий долговременного звучания: колонизация, реформы. Ключевский внес в науку русской истории тщательное изучение экономического быта и хозяйственного развития.

В своем курсе Ключевский в целом весьма критически относится к русским царям XIX в. и результатам деятельности правительства. В этой деятельности он не находит достаточного понимания хода русской истории и действительных нужд русского народа. В своих дневниковых записях, где он высказывался вполне откровенно, Василий Осипович приходит к пессимистическому заключению: история учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает (1893).

Роковую роль в истории России, по мнению Ключевского, играли войны.

При этом он сознавал, что война не чисто русское, а мировое явление. У него было пророческое предчувствие, что войны приведут старый мир к катастрофе.

Василий Осипович Ключевский, выпускник Московского университета, профессор и член ряда научных сообществ, одним из первых заговорил о том, что историки должны обратить особое внимание на изучение общественных явлений. Ключевский изменил подход к периодизации русской истории: по его мнению, в основе развития российской государственности лежал процесс колонизации. Кроме того, он разработал принципиально новую, безуказную, теорию закрепощения крестьян. Всё это легло в основу его оригинальной концепции русской истории, которая была сформулирована в курсе лекций.

к4.jpg

Мальчик много читал, особенно его увлекали труды Карамзина и Соловьёва, а также «Отечественные записки. Следуя заветам отца, который скончался довольно рано и внезапно, Василий проходил обучение в духовной семинарии. Однако студии он так и не закончил: он бросил семинарию на последнем курсе и начал готовиться к поступлению в Московский университет.

к1.jpg

Фотография Ключевского со слушательницами Высших женских курсов В. И. Герье. 1886 г. (АРАН. Ф.640. Оп.1. Д. 29. Л.1.)

к3.jpg

к6.jpg

Kluchevsky_by_L._Pasternak_(1909).jpg

Читайте также: