10 ошибок оратора кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мы слушаем множество выступлений других людей. Даже если вы не профессионал в публичных выступлениях, вы наверняка сможете оценить как говорит тот или иной оратор. Конечно, вы можете точно не знать, что именно вам не нравится в его выступлении, а может быть вы сосредоточились на одной очевидной ошибке.

Чтобы стать хорошим оратором, нужно сочетание нескольких качеств. Подобным образом, плохой оратор делает несколько ошибок, среди которых порой одна выделяется больше всех остальных. Некоторые из наиболее распространенных ошибок публичного выступления трудно отследить, а еще труднее от них избавиться. Давайте посмотрим, замечаете ли вы следующие ошибки, а может быть и делаете их, не осознавая этого.

Table of Contents

1. Слишком тихий голос

Для некоторых людей микрофон является необходимым требованием. Но иногда микрофона нет, особенно если вы выступаете перед аудиторией в небольшом помещении. Если вы будете говорить громко и четко произносить слова, вы сможете лучше донести смысл своего выступления. Если вы бормочете и говорите вполголоса, вас точно не услышат. Говорите громко и четко произносите слова, иначе не стоит говорить вообще!

2. Заикания или паузы

Небольшое количество пауз в речи придают ей естественности. На самом деле, речь докладчика с паузами кажется непринужденной, как если бы это была беседа. Если же пауз слишком много, создается впечатление, что докладчик не уверен в том, что говорит. Чем больше пауз и заикания, чем больше запинаний в речи, тем меньше аудитория будет вовлечена в выступление докладчика.

3. Зажатые движения

Когда участники приходят к вам на презентацию, он ожидают увидеть живого человека, а не робота или манекена. Зажатость и скованность жестов является признаком нервозности и неуверенности. Вы не только выглядите как робот, но это мешает вам установить связь с аудиторией. Постарайтесь быть менее зажатым и придать естественность своим жестам.

4. Плохой зрительный контакт

Общераспространенной ошибкой является страх зрительного контакта, даже в повседневном общении. Сама мысль о зрительном контакте с аудиторией может вызывать ужас. Однако хороший зрительный контакт чрезвычайно важен, поскольку он является универсальным признаком доверия. Если кто-либо говорит с вами и смотрит вам в глаза, вы склонны верить такому человеку. Вы хотите, чтобы ваша аудитория верила тому, что вы говорите?

5. Отсутствие эмоций

Если вы смотрите в пол или держитесь неестественно прямо, ваше выступление будет менее эффективным. Если у вас каменное лицо в течение всего выступления или же выражение вашего лица странное, это может даже отпугнуть людей. Конечно, не у каждого из нас эмоциональное лицо. Но если докладчик хочет оказывать влияние, то, что он говорит, должно соответствовать выражению его лица, и наоборот. Отсутствие эмоций на лице у докладчика может вызвать у аудитории скуку или даже напряжение.

6. Плохая организация

В хорошем выступлении есть некий порядок и ритм, который помогает аудитории сосредоточиться на нем и естественным образом понимать основную мысль. Такое выступление требует не только качественного контента, но и хорошо продуманной организации. Плохо организованное выступление сбивает аудиторию с толку, и участники перестанут вас слушать, если они не смогут уловить смысл того, что вы говорите.

7. Плохая подача материала

Не обязательно пить кофе литрами перед презентацией для энергичности, но ваше выступление должно произвести впечатление. Если оратор плохо представляет материал, это не цепляет аудиторию. Энергичный стиль публичного выступления с правильной интонацией, скоростью речи и объемом представляемой информации является великолепным инструментом для убеждения аудитории. Только Берну Штайну удалось прославиться своей монотонной игрой, но это исключение из правила.

8. Плохо подобрано время

Выступать на публике – это не то же самое, что разговаривать со своим соседом. Чтобы донести свою мысль до аудитории и получить продажи или поддержку от своей аудитории, нужно учиться этому искусству. Многое зависит от правильно подобранного времени – когда и как преподнести основную мысль своего выступления. Вы можете повысить громкость голоса или сделать паузу для придания более драматичного эффекта. Или рассказать перед этим убедительную историю, чтобы придать важность своей мысли.

9. Чтение подготовленного материала

Даже для хорошо подготовленного оратора большим искушением является подсматривание в свой листок с заметками для выступления или в файл PowerPoint. Если вы делаете это время от времени и постоянно поддерживаете контакт со своей аудиторией, такое подсматривание останется незамеченным. Если же оратор постоянно смотрит в свои заметки, создается впечатление, что он плохо подготовился и читает с листа, особенно если при этом он не поддерживает хороший зрительный контакт со своей аудиторией, зажат и заикается.

10. Ходить по кругу во время выступления

Если вы двигаетесь во время презентации по сцене или в небольшом помещении перед аудиторией, это приемлемо и даже поощряется. Такое движение может помогать доносить мысль до аудитории и вовлекать ее свое выступление.

Однако если вы ходите слишком много, это может отвлекать. Ваши собственные движения могут мешать вашей презентации. Если вы слишком много ходите вперед и назад, это выглядит как нервное хождение по кругу, а если вы становитесь перед проектором и закрываете обзор аудитории, становиться непонятно, зачем вообще вы решили его использовать. Найдите компромисс между избыточным перемещением перед аудиторией и полной неподвижностью. Такие крайности вызывают ощущение, что оратор не уверен в себе и боится неудачи.

Никто из нас не является совершенством и не может безупречно выполнять все вышеуказанные правила. Чтобы стать блестящим оратором, нужно постепенно избавляться от ошибок в своих выступлениях до тех пор, пока вы не станете единственным, кто будет замечать их.

У большинства ораторов есть понемногу от всех ошибок. Просто нужно довести до совершенства искусство делать такие ошибки незаметными для аудитории. Чуть больше зрительного контакта, чуть меньше чтения подготовленного материала, и вы будете уверенно продвигаться на пути к тому, чтобы стать звездой публичных выступлений.

Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, вы должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Используйте их советы на практике, и вы заметите, как растет ваша уверенность и самоконтроль во время публичных выступлений.

Ошибка 1: Несоответствие

Ошибка 2: Оправдания

Ошибка 3. Извинения

Ошибка 4: Глаза и брови

Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.

Ошибка 5: Подбор слов.

Ошибка 6: Отсутствие юмора

Лучше информативной речи — только интересная речь! Добавьте в свою серьезную речь улыбку, разбавьте шутками, расскажите забавную историю. Людям нужно периодически отдыхать. Благодарная публика ответит вам благосклонностью и вниманием. Можно посмеяться и над собой, если вы допустили какую-то оплошность — слушатели воспримут это как признак вашей уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

Ошибка 7: Всезнайство

Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас. Не считайте аудиторию глупее вас иначе вам отплатят той же монетой. Напыщенность и всезнайство могут сыграть с вами очень злую шутку .

Ошибка 8: Суетливость

Ошибка 9: Монотонность

Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое. Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать.

Ошибка 10: Отсутствие пауз

Чтобы постигнуть тайны ораторского искусства, необходимо не допускать некоторых ошибок. Применяйте следующие рекомендации и тогда ваша решительность и самообладание несомненно вырастут!

Ошибка №1: Несоответствие. Если смысл вашей речи не соответствует его тону, осанке и мимике, слушатели моментально это замечают. Уверенно передавайте им свой позитивный настрой. Если же вы не чувствуете радости, не нужно лгать.

Ошибка №2: Оправдания. Аудитории совершенно не важно, взволнованы вы или нет, сколько времени потратили на подготовку доклада и др. Потому не стоит перед ней отчитываться. Так нередко начинают свое выступление новички, пытающиеся вызвать сочувствие у публики и выпросить прощение за плохой доклад.

Ошибка №3: Извинения. Выступающие новички часто извиняются перед аудиторией, как бы снимая с себя вину за неинтересную речь, неухоженный наряд, опоздание и т.д. Желательно изначально не допускать того, за что потребуется извиняться.

Ошибка №4: Глаза и брови. Это — основная деталь мимики выступающего, не только указывающая на эмоциональное состояние, но и управляющая им. Если они будут показывать то же, что и ваша речь, вы понравитесь аудитории.

Ошибка №5: Подбор фраз. Ваша речь должна формировать необходимую вам картину в головах публики. Формируйте положительное настроение положительными фразами — ведь расположение духа аудитории влияет на многое!

Ошибка №6: Отсутствие юмора. Лучше информативного доклада — только интересный доклад! Привнесите в свое выступление улыбку, добавьте юмора, поведайте смешную историю в тему доклада. Благодарная аудитория ответит вам одобрением и доброжелательностью.

Ошибка №7: Высокомерность. Не думайте, что публика глупее вас, в противном случае вам могут отплатить той же монетой. Гонор и надменность могут стать вашими врагами. Искренне сознавайтесь в своем знании либо незнании – так вы сможете завоевать симпатию публики.

Ошибка №8: Суматошность. По тому, как передвигается оратор, можно запросто понять его уверенность в себе. Установите со своего места визуальный контакт со всеми слушателями. Перемещайтесь уверенно, контролируя пространство вокруг себя. Разные части речи отмечайте сменой положения.

Ошибка №9: Однообразность. Ничто так не утомительно, как речь, произносимая унылым однообразным голосом. Дабы удерживать внимание аудитории, хороший оратор должен периодически регулировать громкость и силу собственного голоса. Затихать и говорить чуть медленнее, а также добавлять голосу значимости и напряженности.

Ошибка №10: Отсутствие пауз. Иногда выступающему нужно время для того, чтобы поразмыслить, свериться со своими заметками. А иногда чтобы попросту выпить воды. Аудитории же необходимы паузы, чтобы понять произнесенную им речь. Профессионалы-ораторы делают паузы в своем выступлении специально. Так они создают обратную связь от своих слушателей.

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.


Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.


При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Содержание слов не должно расходиться с языком тела. Аудитория по дрожащему голосу или тону речи, угадает настроение и самочувствие оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Продолжительная пауза позволяет оратору собраться с мыслями и использовать высокую концентрацию внимания, чтобы подчеркнуть что-то важное в речи. Многие ораторы совершают и такую ошибку, как заполнение коротких пауз словами – паразитами.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Даже известные ораторы тренируются перед докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Полезные рекомендации

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

приемы оратора

Нет, это не использование слов-паразитов, плохая дикция или страх публичных выступлений. Самая главная ошибка оратора состоит в том, что выступление просто не интересно аудитории. Ниже представлены десять приемов, которые вы можете использовать в вашей презентации, чтобы люди слушали вашу речь от начала и до конца.

Используйте “хук”

Первый способ сделать презентацию интересной – это использовать хук. В переводе с английского языка это слово означает крючок. С самого начала как крючком зацепить вашу аудиторию. Шокирующей статистикой, интересным фактом, интересной информацией или историей. Если в детстве вы избили бабушку, сообщите, что вы расскажите об этом в вашем выступлении. Только обязательно выполните ваше обещание. Используйте мощный хук в самом начале выступления.

Установите авторитет

Изначально установите ваш авторитет как оратора. Люди не хотят слушать студента, все хотят слушать президента. Мы хотим, чтобы информация, которая к нам поступала, была из авторитетного источника. С самого начала обозначьте этот авторитет. Сделав это, вы поможете вашей аудитории усвоить эту информацию и слушать вас внимательней.

Используйте виифмы

Виифмы это аббревиатура из английских букв WIIFM, которая означает What’s In It For Me? – что в этом есть для меня? Что в вашем выступлении может быть полезно для вашей аудитории? В идеале ваша речь должна отвечать на какой-то вопрос, который есть у аудитории в уме. Например, если бы вы выступали перед престарелыми людьми в доме престарелых, вы бы рассказывали им о безопасном сексе? Или же, выступая перед студентами, вы бы рассказывали им как лечится запор? Разумеется, нет. Используйте правильные виифмы – что в вашем выступлении будет для аудитории.

Расскажите историю

Наш мозг утроен так что мы воспринимаем факты. Факты – это послания в наш мозг. В идеале, мозг должен записывать новую информацию на старую, которую он уже знает. Расскажите историю и аккуратно слоями уложите информацию в умах людей. Когда мы рассказываем сказки детям, мы говорим, что есть лес, также существуют волки и еще есть бабушки, которые являются родственниками внучек. Мы говорим, что красная шапочка пошла в лес, там жил волк, волк позднее напал на бабушку и съел ее. Это история. Дети помнят ее потому, что информация укладывается у них в уме один слой на другой. Используйте историю, чтобы красиво уложить информацию слоями.

Не выступайте с бумажкой

Бумажка — это мнимая подсказка. Бумажка вас отвлекает. Вам всегда приходиться помнить где вы остановились, что вы уже сказали. Вы знаете, что в кармане у вас есть подсказка, вы будите думать о ней постоянно. Ваши глаза будут бегать. Это не понравиться вашей аудитории. Если хотите сделать презентацию интересной, никогда не выступайте с бумажкой.

Поддержите в руках то, о чем рассказываете

Если у вас есть что показать аудитории, покажите это в руке, а не на экране. В моей практике был интересный случай, когда один из выступавших говорил о том, как нужно ухаживать за зубами. Во время презентации он полез в карман и вытащил оттуда настоящий зуб. Аудитория до сих пор помнит его выступление потому, что он держал этот зуб в руках.

Двигайтесь во время презентации

Постоянно двигайтесь, не стойте на месте, движения привлекают к себе внимание. Если вы смотрите на стог с сеном и там сидит маленький тараканчик, вы его не видите. Но как только он пошевелит усиками, вы тут же его замечаете. Почему? Он задвигался, это наши рефлексы. Рефлексы работают. Привлекайте внимание вашей аудитории движением.

Устраивайте диалог

Общайтесь с кем-то в аудитории, устраивайте интерактив. Аудитория построена так, что она представляет собой единый организм. Если вы общаетесь с кем-то одним из аудитории, каждый человек невольно ставит себя на его место и тоже участвует в вашем диалоге. Это очень сильный способ сделать вашу информацию интересной для каждого. Общайтесь с кем-то одним, это вовлечет других слушателей в вашу беседу.

Используйте шутки

По возможности используйте шутки в вашей презентации. Если вы видите людей, сидящих в зале со скрещенными на груди руками, это значит, что они закрыты от вашей информации и вам нужно как-то их раскрыть. Как это сделать? Можно постучать по часам и прислониться ухом к циферблату как будто вы хотите узнать работают ли часы. Это хорошая шутка, используйте ее в вашей презентации.

Будьте человеком

Не пытайтесь быть идеальным, человеку свойственно ошибаться. И другие люди, которые слушают вас, хотят видеть обычного человека, а не робота. Роботы скучны. Роботы работают на конвейере, на сцене выступают люди.

Статья написана по материалам тренера ораторского мастерства Александра Герасименко, который является профессиональным спикером, специалистом по публичным выступлениям и основателем клуба ораторского искусства Спикерклуб-VIP.

Читайте также: