Звуко буквенная форма слова и его лексическое значение конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

4) воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, толковые словари, карточки с заданиями.

I. Организация на совместную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Сегодня мы приступим к изучению нового раздела, а какого именно вам предстоит определить вам самим…

Ученик рассказывает стихотворение. (стих-ие на слайде)

Много слов на земле… . Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

- Понравилось вам стихотворение?

- О чём идет речь в этом стихотворении?

Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов.

От чего будет зависеть выбор буквы? (от значения слова)

Посветить-посвятить

Примерять -примирять

Полоскать - поласкать

III . Самоопределение к деятельности.

Русский учёный В.И. Даль сказал:

· Как вы понимаете эти слова?

· Почему слово обладает этим даром?

· О чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

· Какова главная цель урока?

· Какие задачи поставим перед собой?

IV . Формирование новых понятий и способов действий.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

К.Г.Паустовского

«Для всего, что существует в природе. в русском языке есть великое множество
хороших слов и названий”

А какой же раздел русского языка изучает слово?

Ученик рассказывает у доски.

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. Сосчитать же абсолютно все слова общенародного современного русского языка никто не может - ни ученые, ни самый мощный компьютер. Потому-то языковеды и пришли к выводу: язык в количественном отношении неисчислим.

Сколько слов в русском языке? (Много)

(Какие-то слова появляются, какие-то исчезают)

Ребята, что можно определить по речи человека?

Ученик рассказывает у доски

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас)

2)Наша задача – расширять свой словарный запас.

– Это очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова.

В современном мире, красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас русского языка свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются. Чем больше словарный запас человека, тем выше вероятность того, что он преуспеет в жизни.

Откройте учебник на с.41. Прочитайте название раздела, что узнаем, чему научимся.

С какими группами слов будем работать?

Что такое омонимы, синонимы, антонимы, однозначные слова, многозначные слова, фразеологизмы.

— Ребята, а что же такое вообще слово и его лексическое значение?

Прочитайте высказывания о русском языке.

Как вы понимаете высказывание М.Горького?

Как понимаете высказывание К.Паустовского?

Спишите второе высказывание.

Запишите 5 слов названий предметов. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.

VI . Физкультминутка

VII . Продолжение работы по теме урока.

Упр.59. Работа в парах.

Если мы не знаем лексического значения слова, то что нужно сделать?

Упр.60. (устно)

Что обозначают выделенные слова?

Прочитайте значения выделенных слов в толковом словаре.

Прочитайте в орфоэпическом словаре правильное произношение слова каталог.

Запишите выделенные слова в словари.

Работа в группах с тестом.

1. Лексика изучает:

1. словосочетания и предложения

3. словарный состав языка

2. В толковых словарях разъясняется:

1. значение фразеологизмов

2. лексическое значение слов

3. правописание слов

4. образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

2. однозначным

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1. гребень, варить, сахар

2. ключ, звезда, шляпка

3. сыр, речь, глагол

4. ромашка, хвост, каша

2. украшение из пучка нитей

3. пучок щетинок для нанесения краски

4. форма расположения плодов у растений

6. Запишите названия предметов.

1. Речная костистая рыба с колючими плавниками.

2. Щётка для мытья посуды .

VII . Итог урока

  • Что называют слова в языке?
  • Что такое лексическое значение слова?
  • Где можно узнать лексическое значение слова?
  • Для чего необходимо расширять словарный запас?

VIII . Рефлексия.

Вернемся к формуле удачи: улыбка - настроение - вера в себя - результат. Давайте вместе оценим нашу работу. Покажите мне теперь ваше настроение!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Балдин Максим Сергеевич

Предмет: русский язык.

Место и роль урока в изучаемой теме : урок закрепления.

Образовательные : сформировать представление учащихся о звуко-буквенной форме и ее значение;

Развивающие : способствовать развитию словарного запаса учащихся, каллиграфические навыки письма , умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные : способствовать воспитанию интереса к предмету, сознательную дисциплину и культуру учебного труда; любви к родному языку.

Дидактические средства :

для учителя – учебник Русский язык (4 класс),наглядности ( Слова: Лес Дождь

о лесе под дождем.

для обучающегося – тетрадь, ручка, простой карандаш, учебник Русский язык (4 класс).

Характеристика этапов урока.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Психологический настрой на учебную деятельность.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?!

Покажите.
Ребята, какое у вас сегодня настроение? Покажите знаком (показываю палец вверх/вниз), какое у вас настроение?
А какое настроение поможет нам хорошо учиться?
Надеюсь, что на протяжении урока и в его конце, у вас оно будет хорошее.

Приветствуют.
Проверяют готовку к уроку.

(Р) волевая саморегуляция

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

Наш урок мы начнем с минутки чистописания. Откроем тетради. От прошлой записи отступаем 2 строчки. На 3ей запишем число и классная работа.

С чего начинаем урок русского языка?

Прослушайте предложения и выпишите парные согласные в корне.

(Читаю: Дети надели меховые шапки и шубки.

У снеговика вместо носа морковка.

Девочки выкопали грядки.

В аквариуме плавали золотые рыбки)

Запишем слова, подчеркнем орфограмму.

Как проверяем парные согласные?

Какое правило используем ?

Кла сс ная р а бота.

- Шапки-шапочки, шубки-шубы; морковка- морковочка: грядки- грядочка; рыбки-рыба (рыбы).

- Проверить парные по звонкости-глухости.

Для того чтобы грамотно проверить правильность его написания, нужно подобрать подходящее проверочное слово. Наиболее распространенным способом является замена формы единственного числа на множественное

Индивидуальная, в паре, форонтальная

(Р) учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность
(8 мин.)

Определение темы и цели урока

Посмотрите внимательно на доску и скажите, что общего у слов 1 и 2 группы?

Лес Дождь леса дожди о лесе под дождем.

В какой форме стоят слова в первой строке?

Так что у этих слов общего?

Какая форма у слов стоящих во 2 строке?

Какая форма у слов стоящих во 3 строке?

Одинаковые или разные?

А как вы думаете изменяется ли значение слова , если изменить его форму?

- Что мы видим? Форма слова меняется? А значение меняется?

Давайте посмотрим теперь на 2 столбик.

Что меняется в каждом столбце?

Меняется ли при этом значение слов?

Так какой же можно сделать вывод?

Когда мы будем говорить о значение слова, то будем использовать новый термин. Какой?

Как вы думаете какая же тема нашего урока?

Какую цель поставим?

Лес – это пространство, заросшее множеством деревьев.

Дождь- это атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.

В первой строке указаны существительные в Именительном падеже, единственном числе, а вторая строка множественное число.

3 строка Существительное в предложный падеж.

Это имена существительные, они имеют общую форму.

Существительное, И.П., ед.ч.

Существительное, множественное число.

- Нет, не меняется.

- Мы можем изменять форму слово , но оно не изменит свое значение.

-Каждое слово имеет звуко-буквенную форму и определенное содержание. Содержание слова – это его лексическое значение.

Лексическое значение одним и тем же у разных форм одного и того же слова.

- Звуко-буквенная форма и ее значение.

Познакомится с звуко-буквенной формой и ее значением.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Проектирование и фиксация нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.
( 8 мин.)

Выполнение упражнения №136, с пояснением

- Работа с токовым словарем.

Прочитаем упражнение 136 тихо ( в пол голова).

Что необходимо сделать?

- Так какие признаки у этого предмета?

-Прочитаем что еще требуется сделать в этом упражнение?

- Что такое диван?

- Что такое яблоко?

- Ребята, давайте проверим значение слов по словарю, но прежде чем начать работу с ним скажите, как он называется?

-А что же такое толковый словарь?

- Сравним значение которые даны в словаре и которые дали мы.

А теперь немного отдохнем.

- Указать главные признаки предмета.

- Это животные; семейство хищных млекопитающих.

-Объяснить значение слов: яблоко, диван, роза.

-Роза это кустарник, который имеет шипы.

- Диван- это предмет мебели.

- Яблоко – это фрукт, плод яблони.

Толко́вый слова́рь — словарь , содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов.

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

(Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Динамическая пауза.

Исходное положение – ноги на ширине плеч.

Вот мы руки развели,

Развели руки

Словно удивились.

И друг другу до земли

Наклонились вперед

В пояс поклонились!

Выпрямились

Наклонились, выпрямились,

Наклонились вперед

Наклонились, выпрямились.

Выпрямились

Ниже, ниже, не ленись,

Наклонились вперед

Поклонись и улыбнусь.

Выпрямились

Реализация построенного проекта.

( 10 мин)

Выполнение упражнения №137, с пояснением

Работа с тетрадью на печатной основе.

Прочитайте упражнение 137.

Что необходимо сделать?

- Запишите упражнение и спишите образец.

Откроем тетради на печатной основе на странице 56.Прочитайте упражнение 88.

Что надо сделать?

- Выполните это задание самостоятельно.

- Что у нас выделено жирным шрифтом разные слова или форма одного слова. Запишите ответ.

-Что еще необходимо сделать?

- К доске пойдет….. (вызываю 3 учеников) остальные выполняют эту работу самостоятельно в тетради, через запятую.

-Молодцы вы успешно справились с этим заданием.

Читают про себя.

- Записать выделенные существительные и разобрать их по образцу.

(по) аллее –сущ., н.ф..- аллея, Д.п.

Перевозки – сущ., н.ф.- перевозка, Р.п.

Пеликан – сущ., н.ф. –пеликан, И.п.

Дорогу – сущ., н.ф. – дорога, В.п.

Охоту – сущ., н.ф. – охота, В.п.

(обязательно-4шт)

(в) избушке – сущ., н.ф.- избушка, П.п.

(с) собакой – сущ., н.ф.-собака, Т.п.

Читают про себя.

- Подчеркнуть известные орфограммы.

- В тексте выделены разные формы одного слова.

- Изменить по падежам слова: лиса, сова, волк и выделить их окончание.

И.п. лиса, сова, волк.

Р.п. лисы, совы, волка.

Д.п. лисе, сове, волку.

В.п. лису, сову, волк.

Т.п. лисой, совой, волком.

П.п. о лисе, о сове, о волке.

(К) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками

Оценивание с комментированием.

-Какая тема была?

- Какая же цель была нашего урока?

- Выполнили ли ее?

-Что делали на уроке, с чем работали?

-А сейчас оценим нашу работу. Вы получили шкалу. На ней вам нужно поставить крестик напротив той оценки, с помощью которой вы можете оценить себя на сегодняшнем уроке.

Сегодня я поставлю "5. ;

Запишем домашнее задание:

упр. 88,89, стр. 56-57 в рабочей тетради.

Сдайте свои тетрадочки на проверку.

Спасибо за урок!

- Звуко-буквенная форма и ее значение.

- Познакомится с звуко-буквенной формой и ее значением.

- Работали с толковым словарем, подбирали лексическое значение слова.

– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 515 материалов в базе

Материал подходит для УМК

2. Звуки и буквы. Слог. Ударение

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 06.06.2017 2977
  • DOCX 31.9 кбайт
  • 114 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балдин Максим Сергеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ВложениеРазмер
russkiy_yazyk.docx 350.17 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку

Старикова Анастасия Ивановна

Технологическая карта урока

  • Образовательная: способствовать закреплению понятий звукопись и роль звуковых повторов в тексте, семантика звуков.
  • Развивающая: содействовать развитию художественно- эстетического вкуса
  • Воспитательная: способствовать привитию чувства доброты, трудолюбия и ответственности за начатое дело
  1. Дидактические средства:
  • для учителя – учебник
  • для обучающегося – учебник, тетрадь

Характеристика этапов урока.

Название этапа, цель

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: мотивация учения.

Организация рабочего места

- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Регулятивные: волевая саморегуляция;

Личностные: действие смыслообразования;

2. Актуализация знаний.

применение изученных знаний при решении учебной задачи;

Работа с учителем.

- Возьмите в руки ручку, откройте тетради, проверьте, правильно ли она лежит.

- Запишите число, классная работа.

-Сегодня у нас 29 октября.

-«Жил-был царь. Царица у него умерла, и остался он с дочкой, царевной Василисой. Была она умница, красавица. Очень ее царь любил.

Но вот однажды пришла большая беда. Поднялся сильный ветер, тучи закрыли солнце, налетел на царство Змей Горыныч, которому давно нравилась Василиса. Унес он царевну в тридевятое царство.

-О чем вы прочли?

-Почему вы не смогли ответить?

-А теперь прочитайте эти слова!

-Слово имеет значение, когда звуки и буквы стоят в определенном порядке. То есть имеют звуко-буквенную оболочку. Что обозначают эти слова?

-А теперь запишите эти слова, разделите для переноса. Подчеркните букву непроверяемой бузударной гласной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная – формировать знания обучающихся о разных значениях слов, привлечение внимания обучающихся к многозначным словам.

Развивающая – развивать у обучающихся речь, воображение, мышление, развивать интерес к самостоятельной деятельности с целью поиска нужной информации, развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала

Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Планируемые результаты:

А) Предметные – научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем

Б) Метапредметные:

Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

В) Личностные –мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

Читайте также: