Звук м конспект логопедического занятия в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.

Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.

1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.

Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Артикуляция и характеристика звука М

Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.

Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:

4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)

В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).

5. Звуковой анализ и синтез слогов.

Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.

Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.

Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:

му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.

Муха - летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина - едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка - пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…

9. Знакомство с буквой.

10. Итог занятия.

Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Анжеро – Судженский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 42
Автор материала учитель-логопед: Левина Наталья Владимировна

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

ВложениеРазмер
zvuki_m_m.docx 79.97 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;

- нахождения заданного звука в словах,

- дифференциации звуков по твердости, мягкости,

- составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

- печатания буквы по клеточкам.

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие;

- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

1. Организационный момент

Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:

Он мохнатый, он большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом ягоды жуёт,

Дикий мед у пчел берет,

Грозно может зареветь

Косолапый зверь …. (медведь)

Наш медведь пришел посмотреть, как вы занимаетесь.

2. Закрепление пройденного материала :

Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИО – они какие? (гласные) ; ПТН (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).

У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (мячик)

Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.

Машина - [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.

- Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.

Мы походим на носках,

А затем на пятках

Мы походим как ребята,

А теперь как медвежата.

Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

Знакомство с буквой М.

- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.

КАРТОЧКА: ПРОПИШИ БУКВУ


С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.

Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.


Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"

Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново.


Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш

Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки Д и Дь"

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь.


Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред.



Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Звук и буква М"

Цель: Знакомство со звуком и буквой М.

- Развивать умение различать гласные и согласные звуки;

- Познакомить детей со звуком и буквой м;

- Закреплять правильное произношение звука [М] в словах и слогах;

- Закреплять навык определения позиции звука в слоге;

- слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие;

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Ход занятия

1. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовет мне один гласный звук, который мы изучили.

2. Объявление темы занятия.

- Ребята, посмотрите, кто к вам пришел в гости! Кто это? (корова)

- А как мычит корова? (Му-му)

- Послушайте, как звучит корова м-м-м. А когда она мычит, какой звук вы слышите ([М])

- Сегодня мы познакомимся со звуком [М]

3. Артикуляционная гимнастика.

- Скажите мне, пожалуйста, чтобы легко и красиво произносить звуки, слова, предложения, что мы должны сделать для язычка? (Зарядку)

- Правильно, артикуляционную гимнастику, гимнастику для язычка.

4. Акустико-артикуляционный образ звука.

- Посмотрите в зеркала и произнесите звук [М].

- Когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, воздух встречает преграду - поэтому звук согласный. Приложите ладонь к горлышку голосок работает – значит, звук звонкий.

Произнесите [М] – этот звук произносится твердо, сегодня мы с вами будем работать с твердым звуком [М]. Но у него есть еще братец МЬ – мягкий звук. Мы с вами с ним познакомимся на следующем занятии.

Вывод: звук [М] - согласный, звонкий, твёрдый и живет в синем королевстве, и обозначаем фишкой синего цвета.

6. Произнесение звука в словах. Игра с мячом.

- Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки. А вы назовите ее все вместе, а затем по одному передавая мяч.

Картинки: Мак, дом, муха, малина, машина, мыло, молоток, мама, сом.

8. Выкладывание схемы слога АМ

- Ребята, давайте сделаем схему слога АМ. Сначала прочитаем слог. (АМ)

- 1-й звук какой? (А)

- Это звук какой, он поется, каким цветом фишка? (гласный, красным)

- 2-й звук какой? (М)

- Это звук какой? (твердый согласный, обозначаем синей фишкой)

- Сколько гласных в этой схеме? (1)

- Сколько согласных в этой схеме (1)

- Какой слог мы выложили? (АМ)

9. Связь звука и буквы.

- Ребята, мы сегодня с вами познакомились с твердым звуком [М].

Все, что мы слышим и произносим это звуки.

А то, что мы видим и пишем – это буквы.

На письме звук [М] – обозначают буквой М.

- Я вам раздаю листы с заданием. На них очень много разных букв, а вы найдите и обведите в кружок все буквы м.

10. Итог занятия, оценка деятельности.

- Ребята, скажите, пожалуйста, с каким звуком и буквой, мы сегодня познакомились? (М)

- Дайте характеристику звука? ( согласный, звонкий, твёрдый и живет в синем королевстве, и обозначаем фишкой синего цвета).

- Молодцы, все верно! Гостья занятия - корова с вами прощается, она очень рада, что вы красиво и правильно произносили слова со звуком [М] и дарит вам за работу наклеечки.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 238 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

коррекционно – образовательной деятельности в старшей логопедической группе :

- Продолжать учить определять позицию звука в слове.

- Упражнять в делении слов на слоги.

- Развивать слуховое внимание.

- Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

I. Организационный момент

1. – Презентация (Слайд №1)

Посмотрите, на картинки и назовите их:

Машина, муха, мак.

- О каком звуке мы будем говорить на занятии?

2. Артикуляция звука. (Слайды 2 – 9).

- Это какой звук?

- Почему его называют согласным?

- Каким цветом мы будем его обозначать?

- А, У, М, И, Э, Ы, П, М;

- Мак, стол, малина, кот, палка, муха…

(раздать карточки для определения места звука в слове)

Дом, малина, мак, земляника, муха.

Карточки с картинками: дом, машина, самолет;

дым, мороженое, гном

7. Звуковой анализ и синтез. (Слайды 23 -24)

8. Физминутка. (Слайд 25).

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Заниматься нам пора.

- Ребята, слова бывают длинные и короткие. Слова можно разделить на части – слоги. Давайте вместе со мной прохлопаем слова: мак, муха, ма-ши-на;

дом, мыш-ка, мо-ло-ток.

- Догадайтесь, какое слово самое короткое (длинное?

(Дети хлопками делят слова вместе с логопедом на слоги, считают, называют каждый слог.)

10. Знакомство с буквой М. (Слайд 28)

Чем отличается звук от буквы?

Звуки речи мы слышим и произносим, а букву пишем, видим и читаем.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И теперь понятно всем

11. Итог занятия.

- Ребята, вспомните, что мы делали на занятии?

- Какой это звук?

- Каким цветом обозначаем?

- Что понравилось больше всего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое логопедическое занятиие по грамоте : "Звуки М, МЬ.Буква М" . Подгрупповое занятие для старшей группы.

Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте гости, здравствуй земля.

Здравствуй наша дружная семья.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2.Массаж лица и артикуляционная гимнастика.

Солнышко проснулось потереть ладони

Лобика коснулось поглаживающие движения

Лучиками провело потереть ладони

И погладило, погладило поглаживающие движения

Ходит пальчик по дорожке круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Будут розовые щёчки круговые движения на щеках

Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами

Дождик, дождик веселей

Работа над развитием дыхания .

-Давайте вспомним с какими гласными звуками мы уже там познакомились?(а, о, и, у, ы, )

-В каком доме живут гласные звуки? (красном)

-Что можно сделать с этими звуками? (гласные звуки можно спеть)

Ребята давайте это проверим.

Споем звук У- волна-громко.

Звук Ы - ступенька-тихо.

Звук А - растянем- громко.

Звук И- ровно-тихо.

Звук О-объятия- громко.

(Дети садятся за столы)

Объявление темы занятия.

Сегодня к нам в гости пришла корова Милка, пришла и замычала: м-м-м-м. С песенкой коровы Милки мы сегодня и познакомимся.

Акустико- артикуляционный образ звуков.

Ребята возьмите в руки зеркало, произнесите звук М и понаблюдайте за своим языком, губами ,зубами.

Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

А воздух выходит свободно? (Нет.)

Что ему мешает? (Губы.)

Звуки которые нельзя петь, которые мы произносим коротко, при которых воздух встречает преграду –называются как? (согласными).

Звук М согласный или гласный? (согласный)

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.

А у маленького теленка другая песенка: мь-мь-мь.

А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М, а теперь звук Мь.

Звуки М-Мь звонкие или глухие?

Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.

Расскажите про звук М, он какой? 3 слова (Звук М- согласный, твердый, звонкий)

Расскажите про звук МЬ, он какой? 3слова (Звук Мь- согласный, мягкий, звонкий)

Каким цветом обозначаем твердый звук М? (Звук М обозначаем синим цветом)

Каким цветом обозначаем звук Мь? (Звук Мь обозначаем зеленым цветом)

Развитие фонематического слуха.

Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук М –поднимайте синий сигнал, когда в словах услышите мягкий звук МЬ-поднимайте зеленый сигнал.

На полу скребется Мышка

Спит в берлоге бурый Мишка

Этот Мишка очень Мил

Только лапы он не Мыл

Убежала в норку Мышка

Спать залег в берлогу Мишка

Мальчик Мал, но очень Мил

Он водичкой руки Мыл.

Отбор картинок со звуками М-Мь.

Ребята у вас на столах картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, для кого эта картинка. Если в названии картинки есть твердый звук М-значит она для коровы Милки, если мягкий звук Мь-значит она для теленка. ( Выходят к доске)

Активизация глагольной формы с помощью приставок.

У теленка есть друг, маленькая птичка. Давайте расскажем, где летает птичка.

Птичка из клетки вылетела.

Над клеткой пролетела.

Вокруг клетки облетела.

К клетке подлетела.

В клетку залетела.

Я буду произносить первый слог и бросать мяч, вы мяч ловите и название птицы говорите.

Ла- ласточка, си-синица, дя-дятел, ле –лебедь, со-сойка, сне-снегирь, чай-чайка, сква-скварец. (Дети садятся)

Знакомство с Буквой М.

Ребята с какими звуками мы познакомились? (со звуками М-МЬ)

Мы можем увидеть звуки? (нет, звуки мы говорим и слышим)

Но если мы на звук оденем одежду, мы можем увидеть букву. Вот я сейчас на наши звуки М-Мь одену одежду и вы увидите букву.

Расскажите правило про буквы? (буквы мы видим и пишем)

На что похожа буква М? ( на мост….)

Пальчиковая гимнастика с карандашом.

Давайте сейчас подготовим наши пальчики, они наши помощники. Возьмите в руки простой карандаш.

Рисование в воздухе и выкладывание из счетных палочек буквы М.

Ребята возьмем карандаш в клювик и напишем букву М в воздухе.

Палочка и палочка

А между ними галочка.

А теперь посмотрите и посчитайте сколько элементов у Буквы М? (4 элемента)

На столах из счетных палочек выложите такую же букву М. (Дети выкладывают из палочек букву)

Чтение обратных слогов.

Звуки умеют сливаться в слоги, давайте покажем как они сливаются. Приготовьте ладошки и следите за мой указкой.(Хором , потом индивидуальное чтение слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ)

Звуковой анализ и синтез.

Ребята маленький теленок, скоро пойдет в школу и многого еще не знает. Давайте научим его, считать и определять звуки.

Я сейчас произнесу слог, а вы возьмите в руки звуковые бусы.

Сколько звуков я произнесла? (два звука)

Назовите первый звук. (О, И, У)

Назовите второй звук. (М)

А теперь возьмите звуковую решетку и звуковые пеналы.

Я произнесу слог УМ

Первый звук У какой ? (Гласный)

Какого цвета берем фишку? (Красного цвета) Кладем фишку в первую ячейку.

Второй звук М, какой? (Согласный)

Какого цвета возьмем фишку? (Синего цвета)

Один ребенок на доске, выкладывает слог ОМ, а остальные у себя на звуковых решетках.

Покажите звук О на схеме?

Покажи звук М на схеме.

Сколько в схеме гласных звуков?

Сколько согласных звуков на схеме?

Уберите в пенал звук О.

Уберите в пенал звук М.

Один ребенок звук И, другой ребенок М.

Выберите на доске фишку нужного цвета.

Я произнесу слог ИМ. Станьте в правильном порядке.

Назовите , кто звук И?

Назовите, кто звук М?

Какой слог получился?

Расскажите про свой звук. (Я звук И-гласный обозначаюсь красным цветом, я звук М- согласный, твердый, обозначаюсь синим цветом)

Итог занятия.

С какими звуками мы познакомились на занятии? (Со звуками М-Мь)

В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)

Сегодня в доме появился новый житель, буква М.

Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.

Читайте также: