Звук м конспект логопедического занятия в старшей группе
Обновлено: 06.07.2024
Конспект фронтального логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей старшей группы с ОНР.
Коррекционно-развивающие : развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и общую моторику, зрительно – моторную координацию, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные : воспитывать положительное отношение к занятиям; умение контролировать собственную речь; формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника; воспитывать уважительное отношение друг к другу.
ОБОРУДОВАНИЕ: картинки: девочка Маша, кошка Мурка, цветы – ромашки, маки, тюльпаны, астры, колокольчики; манная каша и молоко, картинки со звуком М и без звука, большая буква М, мозаика, фишки красного и синего цвета, звуковая дорожка.
1. Пройти по звуковым дорожкам, называя каждую гласную букву.
Сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю про одну удивительную девочку Машу. А удивительная она потому, что каждый день придумывала для себя новую игру. Вот и сегодня Маша проснулась, умылась, сделала зарядку и про губки, язычок не забыла.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Артикуляция и характеристика звука М
Губы сомкнуты, зубы чуть – чуть разомкнуты, язычок спокойно
лежит внизу. Согласный (есть преграда – губы), твердый, звонкий.
Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак. Какую кашу варила мама, как вы думаете: гречневую, манную или рисовую? Почему?
Маша пошла в сад, где растут цветы, и по дороге пела песенки:
4. Воспроизведение слоговых рядов: мы-ма-мо, мо-мы-му, мы-мо-ма… (каждый поочерёдно помогает Маше петь песенку)
В саду росло много цветов (картинки на полу), но Маша выбрала цветы только со звуком М. (астры, ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны).
5. Звуковой анализ и синтез слогов.
Обозначить фишками слоги: ма, ом, му.
Определить, где звук М – в начале или конце слова. Выйдет тот, у кого картинки со звуком М в конце, в начале, картинки без звука М.
Давайте, мы разделим на слоги слова, которые вы выбрали:
му-ха – прохлопываем,
ма-ши-на – протопываем,
му-хо-мор – пропрыгиваем.
Муха - летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…
Машина - едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает…
Мышка - пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает…
9. Знакомство с буквой.
10. Итог занятия.
Какой звук был сегодня на занятии? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
ФИЗМИНУТКА (в середине занятия)
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).
Анжеро – Судженский городской округ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 42
Автор материала учитель-логопед: Левина Наталья Владимировна
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m_m.docx | 79.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;
- нахождения заданного звука в словах,
- дифференциации звуков по твердости, мягкости,
- составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;
- печатания буквы по клеточкам.
Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие;
- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
1. Организационный момент
Ребята сегодня на занятие к нам пришел гость, но чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку:
Он мохнатый, он большой,
Спит в берлоге он зимой,
Летом ягоды жуёт,
Дикий мед у пчел берет,
Грозно может зареветь
Косолапый зверь …. (медведь)
Наш медведь пришел посмотреть, как вы занимаетесь.
2. Закрепление пройденного материала :
Мы сегодня вместе с мишуткой продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв , познакомимся с новыми звуками и буквой . А скажите, чем отличается буква от звука ? ( звуки мы слышим и произносим, а буквы видим , пишем, читаем).
С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились, перечислите АУИО – они какие? (гласные) ; ПТН (согласные) . Чем отличаются согласный звук от гласного ? (при произношении согласных звуков воздух встречается с преградой, а при произношении гласных звуков воздух выходит свободно и их можно пропеть).
У Мишки в лапках-царапках есть загадки, и он попросил меня загадать их:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней (машина)
Выше Ани скачет
Наш веселый …. (мячик)
Давайте еще раз назовем эти слова-отгадки и выделим первые звуки в каждом слове.
Машина - [М], мячик – [М’]. Вот именно с этими звуками мы познакомимся.
- Чтоб, продолжить наше занятие, нужно подготовить язычок.
Мы походим на носках,
А затем на пятках
Мы походим как ребята,
А теперь как медвежата.
Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове
Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)
Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.
Знакомство с буквой М.
- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М.
КАРТОЧКА: ПРОПИШИ БУКВУ
С какими звуками мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этим звукам.
Молодцы ребята, вы очень хорошо потрудились.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия.
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ы] и буква Ы"
Знакомство со звуком [ы] и буквой Ы. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков чтения и печатания слогов, слов и предложений с ново.
Занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звук [ш] и буква Ш
Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, п.
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки Д и Дь"
Технологическая карта образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей и обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки Д и Дь.
Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему "Звук и буква М"
Цель: Знакомство со звуком и буквой М.
- Развивать умение различать гласные и согласные звуки;
- Познакомить детей со звуком и буквой м;
- Закреплять правильное произношение звука [М] в словах и слогах;
- Закреплять навык определения позиции звука в слоге;
- слуховую память, внимание, восприятие;
- умение концентрировать внимание;
- слухоречевую память, фонематическое восприятие;
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет мне один гласный звук, который мы изучили.
2. Объявление темы занятия.
- Ребята, посмотрите, кто к вам пришел в гости! Кто это? (корова)
- А как мычит корова? (Му-му)
- Послушайте, как звучит корова м-м-м. А когда она мычит, какой звук вы слышите ([М])
- Сегодня мы познакомимся со звуком [М]
3. Артикуляционная гимнастика.
- Скажите мне, пожалуйста, чтобы легко и красиво произносить звуки, слова, предложения, что мы должны сделать для язычка? (Зарядку)
- Правильно, артикуляционную гимнастику, гимнастику для язычка.
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
- Посмотрите в зеркала и произнесите звук [М].
- Когда мы произносим этот звук, губы сомкнуты, воздух встречает преграду - поэтому звук согласный. Приложите ладонь к горлышку голосок работает – значит, звук звонкий.
Произнесите [М] – этот звук произносится твердо, сегодня мы с вами будем работать с твердым звуком [М]. Но у него есть еще братец МЬ – мягкий звук. Мы с вами с ним познакомимся на следующем занятии.
Вывод: звук [М] - согласный, звонкий, твёрдый и живет в синем королевстве, и обозначаем фишкой синего цвета.
6. Произнесение звука в словах. Игра с мячом.
- Ребята, сейчас я вам буду показывать картинки. А вы назовите ее все вместе, а затем по одному передавая мяч.
Картинки: Мак, дом, муха, малина, машина, мыло, молоток, мама, сом.
8. Выкладывание схемы слога АМ
- Ребята, давайте сделаем схему слога АМ. Сначала прочитаем слог. (АМ)
- 1-й звук какой? (А)
- Это звук какой, он поется, каким цветом фишка? (гласный, красным)
- 2-й звук какой? (М)
- Это звук какой? (твердый согласный, обозначаем синей фишкой)
- Сколько гласных в этой схеме? (1)
- Сколько согласных в этой схеме (1)
- Какой слог мы выложили? (АМ)
9. Связь звука и буквы.
- Ребята, мы сегодня с вами познакомились с твердым звуком [М].
Все, что мы слышим и произносим это звуки.
А то, что мы видим и пишем – это буквы.
На письме звук [М] – обозначают буквой М.
- Я вам раздаю листы с заданием. На них очень много разных букв, а вы найдите и обведите в кружок все буквы м.
10. Итог занятия, оценка деятельности.
- Ребята, скажите, пожалуйста, с каким звуком и буквой, мы сегодня познакомились? (М)
- Дайте характеристику звука? ( согласный, звонкий, твёрдый и живет в синем королевстве, и обозначаем фишкой синего цвета).
- Молодцы, все верно! Гостья занятия - корова с вами прощается, она очень рада, что вы красиво и правильно произносили слова со звуком [М] и дарит вам за работу наклеечки.
Краткое описание документа:
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
- Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 609 238 материалов в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
коррекционно – образовательной деятельности в старшей логопедической группе :
- Продолжать учить определять позицию звука в слове.
- Упражнять в делении слов на слоги.
- Развивать слуховое внимание.
- Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
I. Организационный момент
1. – Презентация (Слайд №1)
Посмотрите, на картинки и назовите их:
Машина, муха, мак.
- О каком звуке мы будем говорить на занятии?
2. Артикуляция звука. (Слайды 2 – 9).
- Это какой звук?
- Почему его называют согласным?
- Каким цветом мы будем его обозначать?
- А, У, М, И, Э, Ы, П, М;
- Мак, стол, малина, кот, палка, муха…
(раздать карточки для определения места звука в слове)
Дом, малина, мак, земляника, муха.
Карточки с картинками: дом, машина, самолет;
дым, мороженое, гном
7. Звуковой анализ и синтез. (Слайды 23 -24)
8. Физминутка. (Слайд 25).
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Заниматься нам пора.
- Ребята, слова бывают длинные и короткие. Слова можно разделить на части – слоги. Давайте вместе со мной прохлопаем слова: мак, муха, ма-ши-на;
дом, мыш-ка, мо-ло-ток.
- Догадайтесь, какое слово самое короткое (длинное?
(Дети хлопками делят слова вместе с логопедом на слоги, считают, называют каждый слог.)
10. Знакомство с буквой М. (Слайд 28)
Чем отличается звук от буквы?
Звуки речи мы слышим и произносим, а букву пишем, видим и читаем.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
11. Итог занятия.
- Ребята, вспомните, что мы делали на занятии?
- Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
Открытое логопедическое занятиие по грамоте : "Звуки М, МЬ.Буква М" . Подгрупповое занятие для старшей группы.
Организационный момент.
Приветствие.
Здравствуйте гости, здравствуй земля.
Здравствуй наша дружная семья.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2.Массаж лица и артикуляционная гимнастика.
Солнышко проснулось потереть ладони
Лобика коснулось поглаживающие движения
Лучиками провело потереть ладони
И погладило, погладило поглаживающие движения
Ходит пальчик по дорожке круговые движения на щеках
Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами
Будут розовые щёчки круговые движения на щеках
Верх-вниз, вверх-вниз постукивать пальцами
Дождик, дождик веселей
Работа над развитием дыхания .
-Давайте вспомним с какими гласными звуками мы уже там познакомились?(а, о, и, у, ы, )
-В каком доме живут гласные звуки? (красном)
-Что можно сделать с этими звуками? (гласные звуки можно спеть)
Ребята давайте это проверим.
Споем звук У- волна-громко.
Звук Ы - ступенька-тихо.
Звук А - растянем- громко.
Звук И- ровно-тихо.
Звук О-объятия- громко.
(Дети садятся за столы)
Объявление темы занятия.
Сегодня к нам в гости пришла корова Милка, пришла и замычала: м-м-м-м. С песенкой коровы Милки мы сегодня и познакомимся.
Акустико- артикуляционный образ звуков.
Ребята возьмите в руки зеркало, произнесите звук М и понаблюдайте за своим языком, губами ,зубами.
Что происходит с нашими губами? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)
А воздух выходит свободно? (Нет.)
Что ему мешает? (Губы.)
Звуки которые нельзя петь, которые мы произносим коротко, при которых воздух встречает преграду –называются как? (согласными).
Звук М согласный или гласный? (согласный)
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый звук [М] мы произнесём сердито, твёрдо и обозначим – синим цветом.
А у маленького теленка другая песенка: мь-мь-мь.
А мягкий согласный [МЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — зелёным цветом
Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Давайте узнаем, звуки М-МЬ звонкие или глухие? Кладем ладошку на горлышко и произнесем звук М, а теперь звук Мь.
Звуки М-Мь звонкие или глухие?
Теперь мы все узнали о звуках М-Мь.
Расскажите про звук М, он какой? 3 слова (Звук М- согласный, твердый, звонкий)
Расскажите про звук МЬ, он какой? 3слова (Звук Мь- согласный, мягкий, звонкий)
Каким цветом обозначаем твердый звук М? (Звук М обозначаем синим цветом)
Каким цветом обозначаем звук Мь? (Звук Мь обозначаем зеленым цветом)
Развитие фонематического слуха.
Я буду читать стихотворение, когда в словах услышите твердый звук М –поднимайте синий сигнал, когда в словах услышите мягкий звук МЬ-поднимайте зеленый сигнал.
На полу скребется Мышка
Спит в берлоге бурый Мишка
Этот Мишка очень Мил
Только лапы он не Мыл
Убежала в норку Мышка
Спать залег в берлогу Мишка
Мальчик Мал, но очень Мил
Он водичкой руки Мыл.
Отбор картинок со звуками М-Мь.
Ребята у вас на столах картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, для кого эта картинка. Если в названии картинки есть твердый звук М-значит она для коровы Милки, если мягкий звук Мь-значит она для теленка. ( Выходят к доске)
Активизация глагольной формы с помощью приставок.
У теленка есть друг, маленькая птичка. Давайте расскажем, где летает птичка.
Птичка из клетки вылетела.
Над клеткой пролетела.
Вокруг клетки облетела.
К клетке подлетела.
В клетку залетела.
Я буду произносить первый слог и бросать мяч, вы мяч ловите и название птицы говорите.
Ла- ласточка, си-синица, дя-дятел, ле –лебедь, со-сойка, сне-снегирь, чай-чайка, сква-скварец. (Дети садятся)
Знакомство с Буквой М.
Ребята с какими звуками мы познакомились? (со звуками М-МЬ)
Мы можем увидеть звуки? (нет, звуки мы говорим и слышим)
Но если мы на звук оденем одежду, мы можем увидеть букву. Вот я сейчас на наши звуки М-Мь одену одежду и вы увидите букву.
Расскажите правило про буквы? (буквы мы видим и пишем)
На что похожа буква М? ( на мост….)
Пальчиковая гимнастика с карандашом.
Давайте сейчас подготовим наши пальчики, они наши помощники. Возьмите в руки простой карандаш.
Рисование в воздухе и выкладывание из счетных палочек буквы М.
Ребята возьмем карандаш в клювик и напишем букву М в воздухе.
Палочка и палочка
А между ними галочка.
А теперь посмотрите и посчитайте сколько элементов у Буквы М? (4 элемента)
На столах из счетных палочек выложите такую же букву М. (Дети выкладывают из палочек букву)
Чтение обратных слогов.
Звуки умеют сливаться в слоги, давайте покажем как они сливаются. Приготовьте ладошки и следите за мой указкой.(Хором , потом индивидуальное чтение слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ)
Звуковой анализ и синтез.
Ребята маленький теленок, скоро пойдет в школу и многого еще не знает. Давайте научим его, считать и определять звуки.
Я сейчас произнесу слог, а вы возьмите в руки звуковые бусы.
Сколько звуков я произнесла? (два звука)
Назовите первый звук. (О, И, У)
Назовите второй звук. (М)
А теперь возьмите звуковую решетку и звуковые пеналы.
Я произнесу слог УМ
Первый звук У какой ? (Гласный)
Какого цвета берем фишку? (Красного цвета) Кладем фишку в первую ячейку.
Второй звук М, какой? (Согласный)
Какого цвета возьмем фишку? (Синего цвета)
Один ребенок на доске, выкладывает слог ОМ, а остальные у себя на звуковых решетках.
Покажите звук О на схеме?
Покажи звук М на схеме.
Сколько в схеме гласных звуков?
Сколько согласных звуков на схеме?
Уберите в пенал звук О.
Уберите в пенал звук М.
Один ребенок звук И, другой ребенок М.
Выберите на доске фишку нужного цвета.
Я произнесу слог ИМ. Станьте в правильном порядке.
Назовите , кто звук И?
Назовите, кто звук М?
Какой слог получился?
Расскажите про свой звук. (Я звук И-гласный обозначаюсь красным цветом, я звук М- согласный, твердый, обозначаюсь синим цветом)
Итог занятия.
С какими звуками мы познакомились на занятии? (Со звуками М-Мь)
В каком доме поселиться буква М? (В сине-зеленом доме)
Сегодня в доме появился новый житель, буква М.
Ребята вы сегодня были молодцы, вделайте вдох и выдох и похлопайте себе.
Читайте также: