Звук и буква и конспект логопедического занятия 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Конспект логопедического урока
Тема: Звук [И] и буква И и.

Диагноз: фонематическое недоразвитие речи.
Вид урока: групповой.

1. Активизация и развитие речемыслительной деятельности учащихся.

2. Формирование умений и навыков по продуктивному овладению знаниями в сформированности звуковой стороны речи.

3. Воспитание восприятия окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функцию.

- Создание положительной атмосферы коррекционно-развивающего формирования навыков звукового анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия и слуха.
- Обогащение словарного запаса.
- Развитие и совершенствование мелкой моторики.

Наглядность на доске. Картинки. Игрушки. Мультимедийное изображение.
Для индивидуальной работы. Мозаика. Зеркала. Схемы слов и предложений.
Музыкальные фрагменты сопровождений физкультминуток.

I. Организационный момент.

1. Приветствие и доброжелательный настрой.

Логопед: Ребята, посмотрим на рисунки /на доске несколько видов лиц детей: улыбка, гримаса, серьезность, неудовольствие/. Попробуем выбрать себе настроение для сегодняшнего урока.

Ученики: У – лыб – ка!

Логопед: Правильно! Только хорошее настроение поможет нам сегодня хорошо поработать на уроке.

- Посмотрите в зеркала, улыбнитесь и произнесите, даже спойте интересный звук: [И].

Ученики: И – И – И – И.

Логопед: Очень нам помогла улыбка, спасибо ей. Помешали нам губки, зубки и язык произнести этот звук?

Ученики: Нет. Звук не встретил преграды.

Логопед: Какой же этот звук?

Вывод: Гласные звуки не встречают преград на своем пути.

Логопед: Сегодня мы будем говорить о …

Ученики: О гласном звуке [и].

III. Логопед: Продолжим наш урок, тренируя и пальчики.

Наши алые цветки
Распустили лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.

IV. Логопед: Попробую сейчас узнать, кто из вас самый внимательный. Послушайте слова и найдите одинаковый звук в них:

Ива, игла, аист, пила.

Ученики: И – И – И – И.

Логопед: Да, это звук [И]. Поможет нам определить место этого звука в 1-м слове, во 2-м, 3-м и 4-м. (Ответы детей).

- Молодцы! А вот и другое задание:

Из последних звуков названий этих предметов /картинки/ сложим имя девочки. Назовем этот звук в каждом слове.

грабли [и] И
шар [р] р
астра [а] а

Логопед: Какое слово получилось?

Логопед: Правильно. Это наша Ира! Произнесем это имя ласково:

Ученики: Ирочка, Иринка, Иришка.

Составим предложение: Ира идет в школу. (Схема предложения).

V. Логопед: А Игорь попробует сегодня мастерить (ученик работает у доски под четкое чтение стихотворения логопедом):

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?

Логопед: А какая буква?

Логопед: Вот мы познакомились и с буквой. Посмотрите, как красиво эта буква написана (Мультимедийное изображение).

Логопед: Попробуем сами написать эту букву (Шнуровка – запись. Штриховка – запись).

Из этого следует, что:

Вывод: Звуки мы произносим,
Буквы мы пишем.

VI. Логопед: Сколько слов у нас красивых Ира, Игорь, Рита, три. Определим позицию звука [и] в этих словах. (Звукобуквенный анализ слов).

Ученики: Звук [и] звучит в начале слова, в конце и в середине слова.

Логопед: Вы справились с работой хорошо. А теперь поиграем.

[и] в начале слова [и] в середине слова [и] в конце слова
иголка Марина грабли
Игорь вилка очки
Иван кит санки
ива Никита коньки

Логопед: Подумайте, какой ответ вы скажете мне на загадку:

Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает.

VII. Звукобуквенный анализ слова.

Ученики: И – гол – ка. /Схема слова. Сколько букв? Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных?/

Логопед: Это слово можно немного изменить. Произносить мы его будем по-другому, а вот обозначать будет одно и тоже.

Ученики: Иг – ла. /Схема слова./

Логопед: Сделаем вывод: 1-е слово – 3 слога. 2-е слово – 2 слога. Назовите количество гласных и согласных в словах. (Звукобуквенный анализ)

Руки подняли и покачали:
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
- Молодцы!

Логопед: Каждый из вас, дети, получит интересную картинку.
Я повторяю вам слова:

дети
интересную
картинку

- Назовите звук в этих словах, о котором мы сегодня говорили на уроке: мы его слушали, мы его мастерили, мы его изображали шнуровкой (писали).

Учащиеся: В конце слова.

Учащиеся: В начале слова.

Учащиеся: В середине слова.

Логопед: Какой это звук?

Учащиеся: Гласный И. Мы его произносим без преграды.

Логопед: А теперь посмотрите на картинку, назовите изображенный предмет на ней и определите, где мы услышим звук [И].

Учащиеся: /Называется изображение./

Пирамида, лиса, иголка с ниткой, игрушки и т.д.

Логопед: Вы, ребята молодцы! Завтра мы продолжим работу. Всего вам хорошего.

  • Цели, поставленные логопедом, соответствуют коррекционно-развивающим и воспитательным. Учебный материал умело подобран для решения образовательного процесса.
  • В логической последовательности выдержана структура занятия. Распределение времени между видами работ используется рационально и выполнимо с учетом перехода от простого к сложному.
  • Доступность изложения материала содержит полноту, достоверность, связь с жизнью, что позволяет формировать учащимся новые понятия и самостоятельно работать с большим интересом.
  • Логопед поддерживает, активизирует интерес учащихся, разнообразя формы и приемы работы.
  • Коррекционная направленность урока позволяет понимать, наблюдать и осмысливать происходящее, а также формировать навыки словообразования и словоизменения, развивать фонематический слух, контролировать выразительность речи ученика, нарабатывать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Используется материал упражнений на развитие мелкой и общей моторики, соблюдается правильный рабочий режим и качественно проводятся физкультминутки.
  • Большое внимание уделяется индивидуальному подходу, что позволяет своевременно увидеть, услышать ошибки и сконцентрировать внимание ученика на правильной работе.
  • Методы, приемы и средства обучения выдержаны в рамках доступно излагаемого материала и соответствуют возрастной категории.
  • Урок по содержанию интересен и эмоционален. Присутствует разнообразие наглядности и дидактического материала. Этим предоставлена возможность сказать, что цели и задачи, поставленные логопедом, достигнуты и осуществлены.

Матяж Валентина Ивановна
учитель-логопед МОУ СОШ № 18
г. Камышин Волгоградской области

1. Организационный момент.

Сядет тот ученик, кто отгадает загадку и выделит гласный звук, стоящий в конце слова.
- Мягкая, а не вата;
Белая, а не снег,
Подуешь – разлетится;
Воды нальёшь – блинов испечёшь. (Мука)

- Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу:
Когда спать, когда вставать. (Часы)

- Избушка нова – жильца нет.
Жилец появится, изба развалится. (Яйцо)

- Жидко, а не вода,
Бело, а не снег. (Молоко)

- Белая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Облако)

3. Знакомство со звуком.

4. Я назову один предмет, а вы – множество таких предметов.
носок – носки чулок – чулки клинок – клинки
гудок – гудки замок – замки комок - комки
песок – пески белок – белки мелок - мелки
- Какие из этих слов вам непонятны?

5. Назови слово, соединив по порядку звуки: и,в,а; л,и,п,а; л,и,с,а; м,и,ш,к,а.

6. Знакомство с буквой.

9. Ребус. (ДИ кобра З)

- Обведите по точкам написанные буквы (написание букв сопровождать комментированием).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

с обучающимися 1 класса.

Учитель – логопед: Митрофанова Лариса Николаевна

Цель: Познакомить с гласным звуком [и] и буквой И

Коррекционно-образовательные:

- учить правильно произносить звук [и];

- учить выделять слова со звуком [и] из потока речи;

- закреплять правило об обозначении звуков на письме;

- формировать графо - моторные навыки.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать словесно-логическое мышление;

- развивать мелкую моторику;

- развивать зрительно-двигательную координацию.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение вести себя на занятии и слушать других.

Тема : Звук [и], буква И.

Ход занятия

I . Организационный момент.

Отгадаем загадки:

Это детская площадка.

Мячик здесь, ведро, лопатка.

И мальчишки, и девчушки

Принесли с собой. ( Игрушки)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – (Индюк).

Ждёт меня подружка –
На макушке – ушко.
Если танцевать пойдёт,
Всё заштопает, зашьёт.
( Иголка )

Вывешиваются картинки с ответами.

Л: И грушки, и ндюк, и голка. Назовите первый звук в каждом слове? (Звук И)

II. Основная часть.

И нна, Н и на и Мар и на,

Л и за, И горь и И рина,

Вышл и в прятк и по и грать,

Букву И в словах и скать.

Л: Назовите звук и букву, с которой мы сегодня познакомимся? (Звук и буква И)

III . Артикуляция звука И.

Л: Как произносится звук И?

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Л: А нам помогла улыбка, спасибо ей.

Скажите помешали нам губы, зубы и язык произнести этот звук? (Нет. Звук не встретил преграды).
Л: Какой же этот звук? (Гласный).
Л: Каким цветом обозначаем гласные звуки? (Красным).

Л: Я буду произносить звуки, когда вы услышите звук И, поднимите красный флажок.

У, А, И, У, У, И, А, А, У, А, Э,

А теперь в слогах: АП, ИХ, АН, НУ, НИ, ТЫ, ТИ

А теперь в словах: ДОМ, МИР, КОТ, ИНДЮК, САД, КОМ, ИГРУШКИ, ИГОЛКА.

Л: Посмотрите на слайд и назовите предметы, когда их много.

Л: Какой последний звук в этих словах? (Звук И)

VI . Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

VI I . Знакомство с буквой И.

Л.: Звуки мы слышим и произносим. А буквы мы читаем и пишем.

Скажите, какой буквой обозначается звук И?

Запомните, звук И на письме обозначается буквой И.(На доску выставляется буква И)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И!

Л.: А как мы можем изобразить букву И? (Выставляется изображение)

Пальцы дружно вверх глядят,

Помоги ты им, дружок:

Между пальцами зажми –

Л.: напишем букву И пальцем в воздухе, на столе и в тетрадях.

Возьмите ручку, пишем в воздухе: сверху вниз, вправо по диагонали вверх, сверху вниз.

А теперь напишем в тетрадях. Слева направо, после образца пишем и проговариваем.

VII I . Итог занятия:

– Над каким звуком, и какой буквой мы сегодня работали?

– Что особенно понравилось?

– Что было трудно?

Спасибо, вы все отлично поработали!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 761 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.03.2016 1500
  • DOCX 18.2 кбайт
  • 35 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Митрофанова Лариса Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Столько здесь дощечек?
– Три!
А какая буква?
– И!
(Е.Тарлапан)

Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.

1. Речевая гимнастика.

Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?

– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.

Какое положение занимает язык?

Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?

– Выполним другие упражнения для языка.

Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)

2. Развитие фонематического анализа и синтеза.

– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.

(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)

Посмотрите на картинки (слайды 15), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)

В вышеперечисленных словах где стоит звук И?

Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.

– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)

3. Развитие фонематического слуха.

– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…

Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.

4. Физкультминутка.

Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки:
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ!
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет лучше всех?
Руки вниз – и наклонились,
Ниже всех мы очутились.
А теперь, присев немножко,
Погуляем по дорожке.
А затем мы отдохнем,
И учиться вновь начнем.

5. Развитие орфографической зоркости.

– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.

Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).

6. Развитие мелкой моторики.

– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)

Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.

7. Связь фонемы с графемой.

– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.

Письмо с проговариванием написания элементов.

8. Подведение итогов урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?

– Этот звук гласный или согласный?

– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.

– Какой буквой на письме обозначается звук И?

– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.

Читайте также: