Звезды и планеты конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

10.09.2018. Окружающий мир

Образовательная: формировать у детей знания о звезде по имени Солнце, о том, что Солнце является источником света и тепла;

Развивающая: развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, умение мыслить, рассуждать, доказывать;

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

1.Организация начала урока

- Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть, присаживайтесь.

2.1. Создание проблемной ситуации

- Чтобы узнать о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке, послушайте внимательно стихотворение.

Солнце – монетка, - скупой проворчал,
- Нет, сковородка! – обжора вскричал.
- Нет, каравай, - хлебопек произнес.
- Компас,- сказал убежденно матрос.
- Солнце – звезда, - астроном объявил.
- Доброе сердце,- мечтатель решил.
- Вы внимательно слушали стихотворение? Скажите, почему его герои сравнивают солнце с такими разными предметами? Какое из этих определений правильное?
- Как вы думаете, о чём сегодня наше занятие? (Сегодня мы будем говорить про солнце и звезды)

3. Изучение нового материала

3.1. Беседа с использованием учебника.

- Космос всегда интересовал человека. Ведь хочется знать - есть ли жизнь где-нибудь еще? Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в космическое пространство. Готовы? Тогда отгадайте мою загадку:

Шла девица из Питера, просыпала кувшин бисера.
Не соберет ни царь, ни царица, ни красная девица (Звезды на небе).

- Правильно, это звездное небо. Сейчас мы вместе посмотрим карту звездного неба. На ней, кроме звезд, имеется много созвездий: Водолей, Рак, Большая и Малая медведицы и др.

- Как вы думаете, видны ли на небе звезды днем и почему? ( Звезд на небе днем не видно, потому что светит Солнце.)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть звезды днем.

- А сейчас следующая загадка:

Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит … (Солнце.)

- Солнце – это большая-большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией.

- Проведем опыт: представьте, что желтая палочка - Солнце, а 9 шариков на ниточках - планеты. Вращаем палочку, все планеты летят по кругу, если ее остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему?
- Правильно, Солнцу помогает вечное движение. Если солнышко не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.

4. Закрепление изученного материала

4.2. Составление карты Солнечной системы

- Сейчас мы с вами составим карту Солнечной системы.

- В центре нашей галактики расположена самая большая звезда – планета – Солнце. Ищем большой желтый круг и прикрепляем в центр нашей схемы.
- Сколько планет вокруг Солнца. Правильно, вокруг Солнца движутся 8 больших планет.
Первая и самая маленькая во всей солнечной системе – Меркурий , он расположен ближе всех к Солнцу ( Дети прикрепляют ). Вторая от Солнца очень жаркая, фиолетовая планета, сплошь затянутая облаками - Венера. Третья - на ней мы живем с вами. Правильно, Земля.

Четвертая от Солнца - красноватая звезда Марс. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Пятая самая большая планета – Юпитер, состоит из жидкости и газа . Шестая планета - Сатурн. Наиболее удаленные от Солнца планеты, а, значит, самые холодные и малоизвестные людям - Уран и Нептун. Седьмая планета изо льда и газа - Уран. Восьмая – Нептун больше Урана и темно- синего цвета.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

5. Обобщение и систематизация знаний

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.

.Дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах и планетах. Формировать понятия: космос, космическое пространство, звезды, планеты. Обобщить представления о первом полете в космос Юрия Гагарина, первой женщине – космонавте Валентине Терешковой, первом человеке, побывавшем в открытом космосе, Алексее Леонове.

ВложениеРазмер
konspekt_nod_po_poznaniyu_zvezdy_i_planety.doc 58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познанию

Образовательные: дать элементарные представления о строении Солнечной системы, звездах и планетах. Формировать понятия: космос, космическое пространство, звезды, планеты. Обобщить представления о первом полете в космос Юрия Гагарина, первой женщине – космонавте Валентине Терешковой, первом человеке, побывавшем в открытом космосе, Алексее Леонове.

Развивающие: развивать поэтический слух, мышление, воображение, умение слушать взрослого и слышать друг друга.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, открывшую дорогу в космос.

Категория обучающихся: воспитанники подготовительной группы.

Оборудование и программное обеспечение:

  • мультимедийное оборудование;
  • программа Microsoft Word;
  • программа PowerPoint.

Звучит негромкая музыка, воспитатель начинает рассказ, в процессе которого демонстрируются кадры презентации.

Воспитатель. Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить экскурсию в музей космонавтики.

За бесчисленной отарой

Ночью шел пастух усталый.

А когда пропел петух –

Скрылись овцы и пастух.

В голубой станице

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится.

Маляр без кистей.

Воспитатель. В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Звезды отличаются друг от друга размерами: есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, зовут космосом. Космос называют и другим словом – Вселенная.

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю поиграть.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши)

Планеты будем мы считать.

К Солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты)

На Венеру полюбуюсь,

Вот Земля — наш дом родной,

Шар любимый, голубой.

Мимо Марса пролетаю,

И Юпитер наблюдаю.

Вот Сатурн и Уран

Показали кольца нам.

Дальше всех от Солнца он.

Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши)

Полетали от души! (пальцы сжаты, большой палец вверх)

Воспитатель. Послушайте следующую загадку:

На планете чудеса:

Кислород есть в атмосфере,

Дышат люди им и звери.

Земля - это огромный твердый шар не слишком горячий, но и не слишком холодный. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть суша, вода и воздух. Земля вращается вокруг своей оси. За счет этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счет этого вращения происходит смена времен года.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд.

С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Первым конструктором, создавшим ракету, которая смогла преодолеть земное притяжение и совершила полет вокруг Земли, был Сергей Павлович Королев. Он упорно и настойчиво шел к своей главной цели – созданию корабля, пилотируемого человеком.

Дети, а вы знаете, кто первым побывал в космосе?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет.

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это?

А кто первый космонавт?

Дети. Первый космонавт Юрий Гагарин.

Ребенок. Полетел! Полетел!

Средь космических тел

Он промчался высоко – высоко…

За один только час

Стал на веки веков легендарен

Наш космический ас

Первый летчик Вселенной – Гагарин.

Воспитатель. 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Потом в космос летали другие космонавты, и каждый из них в чем – то был первым: первая женщина – космонавт Валентина Терешкова, первый полет двух космонавтов – Алексея Леонова и Павла Беляева, первый выход в открытый космос – Алексей Леонов.

Мы в ракеты быстро сели,

(дети выполняют движения руками, имитируя бег на месте)

В космос дружно полетели.

(дети поднимают руки над головой и соединяют свои ладошки, образуя над головой конус)

Там красот вокруг не мало!

(дети разводят руки в стороны)

Земля вдали, как точка стала.

(дети соединяют большой и указательный палец каждой руки, а затем соединяют руки вместе. Соединение четырех пальцев (больших и указательных правой и левой рук) показывает, какой маленькой кажется планета)

Вышли в космос – невесомы,

(дети выполняют замедленные произвольные движения, имитируя движения в невесомости)

Все совсем не так как дома.

(дети выполняют круговые движения руками)

Чтоб не скучать нам без друзей.

(дети поднимают указательный палец)

Воспитатель. Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  • На какой планете мы живем?
  • Источник жизни на земле?
  • Чем отличается наша планета от других?
  • А как вы думаете, почему ее называют голубой планетой?
  • Первый космонавт планеты?
  • Первая женщина – космонавт?
  • Кто первый вышел в открытый космос?
  • Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
  • Как готовятся космонавты к полетам?
  • Как живут космонавты в ракете?
  • Во что одеты космонавты?
  • Что едят космонавты?

Воспитатель. Интересно, а мы можем стать такими как Гагарин? Что нам для этого надо?

Дети. Конечно, для этого мы должны быть здоровыми и воспитывать в себе силу воли, дисциплинированность, собранность, ответственность, внимательность, находчивость, трудолюбие и любовь к Родине.

Ребенок. Чтоб к неведомым далям стремиться,

Чтобы космос себе подчинить,

Надо много работать и много учиться.

Надо честно, по совести жить.

Список используемой литературы.

Бороздин В.П. Звездолетчики. Детгиз. М., 1963.

Венок Гагарину: Сб. стихотворений. М., 1984.

Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. М., 1979.

Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли. М., 2011.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать представление детей о звёздах, о Солнце, о солнечной системе, о Земле и других планетах СС.

Задачи:

  • развивать умение сравнивать по характерным признакам звезду и планету;
  • расширять знания о планете Земля, о её месте в СС, об особенностях и отличиях её от других планет СС;
  • воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.
  • коррекция умственной деятельности;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, лист бумаги с изображением орбит.

Ход урока.Вводная беседа. (Введение в тему)

-Почему люди смотрят на звёзды? (Ответы детей)

-Какие разные цели.

-Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на с.6.

(Слушаем чтение текста)

- Даже стихи сочиняли о звёздах!

- Почему же люди смотрят на звёзды?( Ответы по тексту учебника)

-Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. ( Слайд )

-Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила, разгаданы. А хотели бы вы сегодня побыть астрономами и открыть тайны и законы Вселенной? Сразу все тайны не успеем за урок.

-Какова у нас тема урока?

-Значит, что нам, астрономам, предстоит исследовать?

1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами.

-Каждый из вас смотрел на небо, а что вы там видели невооружённым взглядом, т.е. без специальных приборов и техники?

-Солнце, Луна, звёзды – это небесные тела.

-Астрономы для своих открытий используют телескопы. (Слайд )

-Это основной наблюдательный прибор за звёздами и небом. Его изобрел 400 лет назад англичанин Уильям Гершель. С его помощью открыли много новых космических тел.

-Сейчас современные телескопы совсем не похожи на тот первый телескоп. (Слайд )

3. Совместное открытие. Работа над изучением нового материала.

-У нас тоже есть телескопы.Настройте их и наведите на ночное небо.

-Внимательно рассмотрите небесные тела в свои телескопы.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Ни ночи нет, ни дня,

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны,

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

-Что увидели в телескопы? (Звёзды)

-В какое время суток их хорошо видно? (Ночью)

Наступит вечер, темнеет небо и словно драгоценные камни сверкают множество маленьких огоньков. Это звёзды. Но это писатель пишет, а мы- учёные.

-Одинаковы ли все звёзды? Чем различаются? (Ответы детей)

- Изучим звёзды с точки зрения астрономов.

-Сделаем вывод.(Составление кластера)

-Какие мы наблюдали с вами? (Звёзды)Что о них узнали?

-По размеру какие бывают? (Великаны и лилипуты)

Физминутка.

Сопоставление древних и современных представлений о СС.

(Изображение Птолемея и его Вселенная и Н.Коперник и его представление о Вселенной)

- В далёкие времена люди, рисуя Вселенную, помещали планету Земля в центре.

-Это учёный Птолемей и его схема расположения планет.(Два щелчка по слайду)

- А позже, Николай Коперник, родившийся в 15 веке изобразил Вселенную вот так.

-Кто из них был прав?

-Ответ на вопрос вам может подскажет учебник.

-Прочитаем текст учебника(Учебник с.10-11)

Практическая работа.

Вот мы познакомились со всеми членами Солнечной семьи.

Возьмите коробочку, в ней лежат планеты.

  • Расположите их на парте в порядке возрастания.
  • А теперь расположите их в той последовательности, как они в системе расположены, начиная от Солнца. С обратной стороны есть номер планеты.

Теперь … хором добавляй имя планеты!

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,Два – Венера,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,За ним Нептун, Он восьмой идет по счету,А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.

Итог. Рефлексия.

-Наследующих уроках будете ближе знакомиться с нашей планетой и жителями, её населяющими.А наше исследование подошло в концу. Пора подвести итоги.

-Перед началом научного исследования мы определили цели. Посмотрим, получилось их выполнить. (Слайд )

1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами. Расскажите.

3.Какие космические тела её наполняют?

На схеме ещё остались незаполненные стрелки, значит, что –то ещё есть в космосе? Можно подождать и узнать об этом на уроках сначала окр.мира, потом географии, астрономии, а можно взять энциклопедии, другие книги о космосе и прочитать.

. Исследование нашей Солнечной системы не закончено. Недавно ученые открыли еще одну планету за Плутоном. Планета-загадка. Имя ей еще не дали. А ещё учёные засомневались: Плутон- планета ли? Возможно, кто-то из вас увлечется астрономией, продолжит изучение космического пространства и сделает открытия.

Вы трудились сегодня. Возьмите звёздочку и оцените свою работу.

  • Если отлично поработали, в полную силу, то раскрасьте в красный цвет.
  • Если хорошо поработали, но могли бы и лучше, то в синий цвет.
  • А если вы не удовлетворены своей работой, то в жёлтый.

Покажите звёздочки гостям. Вот какое звёздное небо у нас. На память об уроке вам остаётся макет нашей СС.

Дом. задание. (Слайд )

  • Прочитайте дома о Н.Копернике и его научных трудах.(с.11)
  • Когда вы рассматриваете ночное небо, что вам представляется? О чём думаете?

Придумайте фантастическую историю про звёздное небо.(с.7)

  • Или придумайте, что расскажет о Солнце земледелец, метеоролог. (с.13)

Цель: формировать представление детей о звёздах, о Солнце, о солнечной системе, о Земле и других планетах СС.

развивать умение сравнивать по характерным признакам звезду и планету;

расширять знания о планете Земля, о её месте в СС, об особенностях и отличиях её от других планет СС;

воспитывать эмоциональное отношение к красоте окружающего мира.

коррекция умственной деятельности;

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедиа проектор, лист бумаги с изображением орбит.

Ход урока..Вводная беседа. (Введение в тему)

-Почему люди смотрят на звёзды? (Ответы детей)

-Какие разные цели.

-Ответ на этот вопрос мы найдём в учебнике на с.6.

(Слушаем чтение текста)

- Даже стихи сочиняли о звёздах!

- Почему же люди смотрят на звёзды?( Ответы по тексту учебника)

-Люди давно живут на Земле. Когда-то никто из них не умел читать и писать, тогда родители показывали детям звёзды и палочкой рисовали на песке узоры созвездий. ( Слайд )

-Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила, разгаданы. А хотели бы вы сегодня побыть астрономами и открыть тайны и законы Вселенной? Сразу все тайны не успеем за урок.

-Какова у нас тема урока?

-Значит, что нам, астрономам, предстоит исследовать?

1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами.

-Каждый из вас смотрел на небо, а что вы там видели невооружённым взглядом, т.е. без специальных приборов и техники?

-Солнце , Луна, звёзды – это небесные тела.

-Астрономы для своих открытий используют телескопы. (Слайд )

-Это основной наблюдательный прибор за звёздами и небом. Его изобрел 400 лет назад англичанин Уильям Гершель. С его помощью открыли много новых космических тел.

-Сейчас современные телескопы совсем не похожи на тот первый телескоп. (Слайд )

3. Совместное открытие. Работа над изучением нового материала.

-У нас тоже есть телескопы .Настройте их и наведите на ночное небо.

-Внимательно рассмотрите небесные тела в свои телескопы.

Окрашен космос в чёрный цвет,

Ни ночи нет, ни дня,

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны,

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

-Что увидели в телескопы? (Звёзды)

-В какое время суток их хорошо видно? (Ночью)

Наступит вечер, темнеет небо и словно драгоценные камни сверкают множество маленьких огоньков. Это звёзды. Но это писатель пишет, а мы- учёные.

Работа по учебнику.

-Одинаковы ли все звёзды? Чем различаются? (Ответы детей)

- Изучим звёзды с точки зрения астрономов.

-Сделаем вывод.(Составление кластера)

-Какие мы наблюдали с вами? (Звёзды)Что о них узнали?

-По размеру какие бывают? (Великаны и лилипуты)

Сопоставление древних и современных представлений о СС.

(Изображение Птолемея и его Вселенная и Н.Коперник и его представление о Вселенной)

- В далёкие времена люди, рисуя Вселенную , помещали планету Земля в центре.

-Это учёный Птолемей и его схема расположения планет.(Два щелчка по слайду)

- А позже, Николай Коперник , родившийся в 15 веке изобразил Вселенную вот так.

-Кто из них был прав?

-Ответ на вопрос вам может подскажет учебник.

-Прочитаем текст учебника(Учебник с.10-11)

Практическая работа.

Вот мы познакомились со всеми членами Солнечной семьи.

Возьмите коробочку, в ней лежат планеты.

Расположите их на парте в порядке возрастания.

А теперь расположите их в той последовательности, как они в системе расположены, начиная от Солнца. С обратной стороны есть номер планеты.

Теперь … хором добавляй имя планеты!

По порядку все планеты
Назовет любой из нас.
Раз – Меркурий,Два – Венера,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,За ним Нептун, Он восьмой идет по счету,А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.

Итог. Рефлексия.

-Наследующих уроках будете ближе знакомиться с нашей планетой и жителями, её населяющими.А наше исследование подошло в концу. Пора подвести итоги.

-Перед началом научного исследования мы определили цели. Посмотрим, получилось их выполнить. (Слайд )

1. Познакомиться с космическими телами : звёздами и планетами. Расскажите.

3.Какие космические тела её наполняют?

На схеме ещё остались незаполненные стрелки, значит, что –то ещё есть в космосе? Можно подождать и узнать об этом на уроках сначала окр.мира, потом географии, астрономии, а можно взять энциклопедии, другие книги о космосе и прочитать.

. Исследование нашей Солнечной системы не закончено. Недавно ученые открыли еще одну планету за Плутоном. Планета-загадка. Имя ей еще не дали. А ещё учёные засомневались: Плутон- планета ли? Возможно, кто-то из вас увлечется астрономией, продолжит изучение космического пространства и сделает открытия.

Вы трудились сегодня. Возьмите звёздочку и оцените свою работу.

Если отлично поработали, в полную силу, то раскрасьте в красный цвет.

Если хорошо поработали, но могли бы и лучше, то в синий цвет.

А если вы не удовлетворены своей работой, то в жёлтый.

Покажите звёздочки гостям. Вот какое звёздное небо у нас. На память об уроке вам остаётся макет нашей СС.

Дом. задание. (Слайд )

Прочитайте дома о Н.Копернике и его научных трудах.(с.11)

Когда вы рассматриваете ночное небо, что вам представляется? О чём думаете?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать первоначальные представления о звездах, созвездиях планетах. Ознакомить с наиболее узнаваемыми в повседневной жизни созвездиями. Формировать представления о Солнце как о ближайшей к нам звезде, и о Луне, как о естественном спутнике Земли.

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- выдвигать предположения и доказывать их;

- сопоставлять видимые и реальные размеры звезд, в том числе и Солнца;

- ознакомиться с наиболее узнаваемыми созвездиями;

Работа со взрослыми:

- будут учиться наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;

- наблюдать картину звездного неба, находить на нем созвездие Льва, Большой и Малой Медведицы;

- формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Ход урока.

По платку катается,

Людям улыбается. (солнце) 1 слайд

На небе вечером расцветают,

А утром увядают. (Звезды) 2 слайд

- О чем мы будем с вами говорить на уроке?

- Тема нашего урока: Звезды и планеты.

3 слайд

- Ребята, почему говорят, что Солнце светит днем, а звезды – ночью?

- Солнце не просто светит днем, оно само создает день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. Тогда-то и становятся видны звезды, которые светятся гораздо слабее Солнца.

- Давайте с вами представим, что бы было, если бы солнце навсегда исчезло?

Слайд 4

- Солнце – это огромный пылающий шар.

Температура на поверхности Солнца – 20млн градусов.

Солнце очень большое. Оно в 109 раз больше Земли.

Солнце – шар великан. Оно кажется нам маленьким кружочком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии.

Слайд 5

Если поставить Солнце рядом с Землёй, то оно выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошинкой.

Слайд 6

- От Земли до Солнца 150 млн км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Без Солнца не было бы жизни на земле.

Слайд 7

- Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь дает Солнце. Это поняли еще древние люди и поклонялись солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

- Ребята, я раскрою вам очень важный секрет. Вы должны запомнить, что Солнце – это звезда! Так оно и есть. Но Солнце кажется нам гораздо больше и ярче, чем другие звезды.

- Как вы думаете, почему?

Слайд 8

- Верно, Солнце – это ближайшая к Земле звезда, это центр солнечной системы. Наша планета Земля – одна из девяти планет солнечной системы.

Фильм о планетах

Физкультминутка.

Слайд 9

- Вечером, когда солнце скрывается за горизонтом, мы можем увидеть в небе звезды.

- Звёзды – громадные раскаленные шары, похожие на Солнце. Многие из них гораздо больше Солнца. Звёзды находятся очень далеко от Земли и поэтому не греют, и кажутся очень маленькими.

Слайд 10

- На ночном небе звёзды мерцают разными цветами: голубым, белым, жёлтым, красным. Белые и голубые звёзды – очень горячие. Они горячее Солнца. Жёлтые – холоднее белых. Они как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее солнца.

Слайд 11

По своим размерам звёзды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Слайд 12

Звёзд на небе много. И чтобы разобраться в них, люди объединили их в созвездия. Созвездиям и самым ярким звёздам люди дали имена.

Слайд 13

Созвездие Большой Медведицы.

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Работа в тетрадях (зад.1)

- В какое время суток лучше всего наблюдать за звездами?

- Вспомните, как раньше называли ученых-астрономов?

- С помощью какого прибора звездочеты наблюдали за звездами?

Слайд 17

- Астрономы наблюдают как за отдельными звездами, за созвездиями, так и за луной.

Слайд 18

Ночью на небе один

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталось в небе только

Слайд 19

Ещё в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.

Слайд 20

Слайд 21

На Луне можно увидеть тёмные и светлые пятна. Светлые – это лунные моря, в которых нет ни капли воды. Тёмные пятна – это ровные участки (равнины).

Слайд 22

На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. На её поверхности днем стоит жара до 130 градусов, а ночью – мороз -170 градусов.

Слайд 23

Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом один раз в месяц. Поэтому Луну называют естественным спутником Земли.

Слайд 24

Для изучения Луны, люди посылают на Луну луноходы. Ими управляют с Земли по радио.

Читайте также: