Знать своих предков знать историю конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Родился мальчик в небогатой семье и всегда стеснялся своих , уже немолодых, родителей, стеснялся он и имени своего, и фамилия была ему не по вкусу. Когда он вырос, он сменил имя на модное, звучное, а друзьям говорил, что родители живут в другом городе. Долго молодой человек не навещал маму с папой и только через знакомых узнал, что родители умерли. Однажды к нему в дверь позвонили и пригласили в Министерство обороны. А там…

1. Почему молодому человеку стало стыдно?

2. Можем ли мы сказать, что он отрёкся от своих родителей при их жизни?

Докажи свою точку зрения.

Сегодня мы попробуем понять, зачем нужно и важно знать своих предков.

2. Вывод темы урока, целеполагание (Слайд 5)

3. Изучение нового материала

Ты будешь жив, пока жива она Родные люди, родственники род

От них произошел большой народ.

Детей родили, городили города и край родимый

Имели родословную свою

И защищали Родину в бою…

Твой дом, село и улица твоя

Народ один и Родина одна,

Мы все одною с ней судьбой живем.

Земля родная- наш большой и светлый Дом!

Задание! Найди однокоренные слова, объясни, что их связывает, как они связаны с темой нашего урока?

Проблема. Надо ли знать свою родословную? (Слайд 7)

Так, что нам даёт знание родословной? (Слайд 10)

Посмотрите на слайды.

каждому их нас от родителей пойдёт речь?

Изучая происхождение имён, ученые заметили, что народы мира заимствовали их друг у друга.

3. Мирослав,4. Ратибор.

Простые славяне имели имена Вышата, Добрыня и т.д.

Первые русские князья носили имена Рюрик, Игорь, Олег.

Эти имена характерны для жителей Скандинавского полуострова.

С принятием христианства на Руси появились новые имена.

Дарья – сильная Кирилл – солнце

Софья – мудрость Наталия ( лат.) - "родная". Синоним Наталья

Игорь (скандинавское) означает "воинство, сила".

Илья (древнееврейское) - "сила божья".

Богдан (древнеславянское) - "дарованный Богом".

Имена Ветхого завета

Человеку даётся имя на всю жизни и очень важно, чтобы имя было приятно человеку.

Знаете ли вы имена, которые вызывают удивление, смех?

В 2014 году в Орле появились детки вот с такими именами:

Отчество — второй элемент имени, оно не принято в других странах.

(например, Морозов Василий Петрович).

Право называть в документах не только по имени, фамилии, но и по отчеству даровалось как знак царской милости.

Третий элемент имени человека — фамилия.

- происшедшую от ремесла;

- происшедшую от имени

- происшедшую от географических мест

4. Рефлексия. Проверь себя: (да, нет)

Генеалогия – это наука о именах;

Наличие отчества в древние времена свидетельствовало о крестьянском происхождении

Фамилия может определить занятия предков

У некоторых народов имена заменены кличками

5. Домашнее задание:
Узнай историю происхождения своего имени, фамилии;

6. Подведение итогов урока, оценивание, учащихся

Слушают рассказ, выражают своё мнение на чувственно – эмоциональном уровне, отвечают на вопросы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда я была маленькой, такой как вы, я любила бывать в гостях у дедушки с бабушкой и слушать истории из их жизни, когда они были молодые. Дедушка рассказывал о Великой Отечественной войне, участником которой он был Мой дедушка защитник Сталинграда. Бабушка рассказывала о том. как она работала в госпитале, санитаркой, и ухаживала за ранеными солдатами. Я думаю, у каждого из вас есть своя история, которую вы помните и можете рассказать. Сегодня мы поговорим о прошлом.

За активную работу на уроке вы будете получать звездочки, которые помогут вам оценить свою работу.

Когда я была маленькой, такой как вы, я любила бывать в гостях у дедушки с бабушкой и слушать истории из их жизни, когда они были молодые. Дедушка рассказывал о Великой Отечественной войне, участником которой он был Мой дедушка защитник Сталинграда. Бабушка рассказывала о том. как она работала в госпитале, санитаркой, и ухаживала за ранеными солдатами. Я думаю, у каждого из вас есть своя история, которую вы помните и можете рассказать. Сегодня мы поговорим о прошлом.

За активную работу на уроке вы будете получать звездочки, которые помогут вам оценить свою работу.

Актуализация знаний.

Вопрос: Вспомните, что изучает история? (история изучает жизнь людей в прошлом).

Значит любое историческое событие связано с людьми. Поэтому историк должен знать героев событий прошлого. Герои событий прошлого это наши дедушки и бабушки ,прадедушки и прабабушки. Назовите их одним словом. Кто? (Предки)

Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

Тема урока: « Знать своих предков- знать историю.

Послушайте стихотворение Ирины Уколовой,

Родные люди, родственники, род

От них произошел большой народ.

Детей родили, городили города и край родимый

Имели родословную свою

И защищали Родину в бою…

Твой дом, село и улица твоя

Народ один и Родина одна,

Ты будешь жив, пока жива она!

Мы все одною с ней судьбой живем.

Земля родная- наш большой и светлый Дом!

Найдите в стихотворении однокоренные слова.

Значение какого слова вы не можете объяснить? (родословие)

Постановка проблемы

Надо ли знать свою родословную?

Построение проекта выхода из затруднений

Как вы думаете, что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему?

Ответы детей: Выяснить что такое родословие?,

Чтобы решить проблему, еще нам необходимо узнать историю имен, отчеств и фамилий.

1.Что значит родословие

2. Из истории имен

3.Отчество

4. История в фамилиях

Запишем план урока.

Решение проблемы, применение знаний и умений

1.В жизни люди всегда занимали разное положение в зависимости от занятий, образования, семейного положения, личных качеств и многого другого. А в старину положение человека в основном зависело от его происхождения, т.е. от того кто были его родители. Иначе говоря, от родословия.

Работа по группах

Группа 1. Выполните задание 1 в рабочей тетради

Группа 3. В тексте учебника стр.75 найдите ответ на вопрос, что заставляло человека знать и помнить свою родословную?.

Нет такого народа на Земле, где не хранили бы память предков. И это не только дань традициям: изучать свое происхождение – все равно что изучать историю.

Знакомство с понятием генеалогия. Задание прочитайте абзац 1 на с. 68 учебника. Ответьте на вопросы:

Что изучает генеалогия? Как переводится это слово на русский язык?

Рассмотрите генеалогическую таблицу династии Романовых стр. 76-77 учебника.

Ответьте на вопросы.

Назовите основателя династии Романовых ( Михаил Федорович)

Когда и при ком завершилась династия ( Николай II Александрович)

Кем приходилась императрица Екатерина II императору Александру II?. (бабкой)

Чьим сыном был последний российский император Николай II? (Александра III)

Работа с иллюстрациями. Стр.36 в.3 рабочей тетради.

Рассмотрите иллюстрации, о каких обычаях россиян, связанных с бережным отношением к памяти предков, они рассказывают? (1.В память о религиозных событиях, религиозный обычай крестный ход? 2.В память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны установлен вечный огонь,3 В память о защитниках Сталинграда установлен памятник 4. В память об актрисе установлена мемориальная доска 5.Сохранение прежних надписей. 6. Памятник А.С. Пушкину)

Какое ключевое слово объединяет эти иллюстрации? (память)

2.Задумывались ли вы, что означает ваше имя?

Знаете ли вы, почему именно это имя дали вам ваши родители? В России имя человека состоит из трех элементов

Выполните задание 10 в рабочей тетради

Первый подарок, который родители делают своим детям, это- дают ему имя. Что заставляет человека изменить свое имя?

Только страшная беда, недобрый поступок заставляет человека изменить его. Берегите свое имя.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Родные люди, родственники род От них произошел большой народ. Детей родили, городили города и край родимый Полюбили навсегда Имели родословную свою И защищали Родину в бою… Твой дом, село и улица твоя Народ один и Родина одна, Ты будешь жив, пока жива она! Мы все одною с ней судьбой живем. Земля родная- наш большой и светлый Дом! Ирина Уколова

Генеалогия Назовите основателя династии Романовых Когда и при ком завершилась династия Кем приходилась императрица Екатерина II императору Александру II?. Чьим сыном был Николай II?

194950 194923 194941 194929 194936 194910 194948 194949 194943 194940 194922 194947 194919 194907 194930 194909 194933 194911 194906 194945 194918 194934 194913 194912 194942 194946 194951 194935 194944 194932

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях


Вводный урок, урок изучения нового материала. Методы и приемы урока направленны на то, чтобы заинтересовать ребятишек (пятиклассников) в изучении событий прошлых лет, привлечь их внимание к предмету - Исторя.

Содержимое разработки

Тема урока: Откуда мы знаем, как жили наши предки?

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Деятельностная: заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке; обеспечить усвое­ние понятий; продолжить формирование умений работать со справочным аппаратом книги.

Содержательная: ввести новые понятия, термины.

Задачи урока:

- формировать умения определять цель чтения, искать и выделять необходимую информацию (познавательное УУД);

- формировать умение планировать учебное сотрудничество, владеть монологической и диалогической формой речи (коммуникативные УУД);

- знать исторических деятелей и их вклад в историю.

– развивать умения самостоятельной работы с материалом учебника и дополнительным материалом;

- уметь анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное.

- воспитывать познавательный интерес к предмету;

- воспитывать творческую личность, которая стремиться к самореализации

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал с текстом документа и вопросами к нему, жетоны (красного, желтого цвета)

Организационный момент.

Учащиеся: Приветствуют учителя вставанием.

Учитель: Садитесь. Меня зовут Мария Степановна. Сегодня мы с вами начнем путешествие по стране, которая называется История. Для начала я бы хотела познакомиться с вами. (Провожу перекличку).

- Замечательно. Теперь расскажу немного о правилах нашего путешествия:

1. Правило первое – правило поднятой руки.

2. У каждого из вас на каждом уроке должны быть дневник, тетрадь 48 листов, учебник, набор разных ручек.

3. Обязательно принести тонкую тетрадь для контрольных работ и атласы.

Вот вроде бы и все! Ну а теперь вперед! Начнем наше путешествие! За активное участие в работе на сегодняшнем уроке, я буду награждать вас жетонами красного и желтого цвета: красный – за полный ответ на вопрос, желтый – за дополнение. По итогам урока посмотрим, кто примит самое активное участие в работе на уроке.

Учитель: Ребята, давайте с вами посмотрим на учебник, по которому мы будем заниматься. По названию учебника предположите, о чем мы будем с вами сегодня говорить? Вспомните, что вам известно о прошлом человечества?

Давайте запишем в тетради тему урока и его план. (Слайд 1).

Учащиеся: записывают в тетрадь.

Учитель: Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Алек­сандр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы.

Подробную информацию обо всем этом мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей и далеком прошлом?

Интерес к прошлому возник у человека с момента его появления. Сначала люди стремились объяснить все произошедшее при помощи мифов, преданий и легенд, в которых вымысел переплетался с реальными событиями. Но с течением времени повествования о прошлом становились все более достоверными — так зарождалась историческая наука.

Ребята, откройте стр. 8 учебника, давайте прочитаем текст.

Учащиеся: Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, мне, а что еще дает информацию ученым о жизни людей в про­шлом? Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории? Как работает археологическая экспедиция?

Учитель: Молодцы, итак, перед началом работ археологической экспедиции ее участники изучают литературу того района, где предполагаются исследования. Затем отыскивают сам памятник. Довольно часто он открывается слу­чайно, особенно при земляных работах, иногда при естественном раз­мыве почвы. Первый полевой этап работы археологов - разведка, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку (шурф - это яма 1 х 1), то есть проведение небольших земляных работ.

Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэро­фотосъемки. Это этрусский город Спина, древние дороги и места рим­ских военных лагерей в Сирийской пустыне. Иногда аэрофотосъемка обнаруживает археологические памятники, находящиеся под водой на глубине до 7 м. Так были открыты потовые сооружения финикийского города Тара, оказавшегося затопленным водами Средиземного моря.

По окончании разведки начинаются раскопки. Слой за слоем сни­мают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18—20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раско­пы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Ребята, давайте запишем с вами в тетрадях слова, новые слова, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

Археология - наука, изучающая историю по вещественным ос­таткам древних людей.

Исторический источник - это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

История - наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Учащиеся: записывают в тетрадь.

Учитель: Молодцы, ребята, давайте закрепим знания, полученные нами на сегодняшнем уроке.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что изучает история Древнего мира?

Что изучает археология?

Что называется историческим источником?

Что изучает история?

Учитель: Молодцы, ребята, давайте оценим результаты самых активных на сегодняшнем уроке. Посмотрим у кого сколько жетонов. (Выставление оценок). 1 красный жетон = 1 балл, 2 желтых жетона = 1 балл.

Давайте запишем домашнее задание.


-75%

Читайте также: