Знания и образование в зените средневековья конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

1) Где в ранее Средневековье можно было получить образование?

2) Где в крупных городах возникали школы?

3) Что изучали в средневековых школах?

4) Почему студенты стремились получить любую ученую степень?

Задание 2. Сформулируйте и запишите понятия:

1) Университет – это _____________________________

2) Ректор – это _________________________________

3) Теология – это ________________________________

Пункт 2 . Вера, разум и опыт (стр. 175)

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу

Взгляды Пьера Абеляра

Взгляды Бернара

Вывод: столкновение двух разных взглядов на мир и человека –

Задание 2. Средневековые науки и предмет их изучения:

1) Астрология – _________________________

2) Алхимия - ____________________________

Задание 3. Ответьте на вопросы:

1) Кто такой Роджер Бэкон?

2) О чём гласят его выводы как учёного?

3) Какие Роджер Бэкон предвидел открытия, сделанные спустя столетия после его

4) Как учёный был наказан церковью за свои смелые взгляды и критику церковных

Пункт 3 . Вершина средневековой философии (стр. 177)

Разработка урока для 6 класса на тему "Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья", к учебнику Ведюшкина.

ВложениеРазмер
obrazovanie_nauka_i_filosofiya.docx 23.43 КБ

Предварительный просмотр:

г. Братск, Иркутской обл.

Тема: Образование, наука и философия в эпоху расцвета Cредневековья.

Цель : познакомить с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформировать представление о наиболее ярких философах изучаемого периода.

Основные понятия : культура, университет, теология, ректор, декан, ваганты, схоластика, логика.

Регулятивные – через работу с источником, соотнесение написанного учеником с ответом на доске.

Познавательные – через самостоятельную работу с текстом учебника, выделение главной мысли текста, заполнение таблицы, обоснование своего ответа.

Коммуникабельные – через умение слушать других, соотносить свое мнение с чужим.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Мини-беседа : Что такое культура? (слайд).

Культура – понятие обширное. На уроке мы затронем только некоторые его стороны: образование, науку и философию. На других уроках истории вы продолжите знакомство с другими сторонами культуры.

  1. Изучение нового материала.
  1. Образование.

а) В Раннее Средневековье образование в основном, можно было получить в монастырях. Потребность в грамотных людях привела к тому, что школы стали открываться в городах, например, при ремесленном цехе (слайд).

б) Самостоятельное изучение материала с составлением опорного конспекта (стр. 173-175).

Болонский (1088 г.)

Парижский (1150 г.)

Тулузский (1229 г.)

Оксфордский (1167 г.)

Кембриджский (1229 г.)

Факультеты (возглавляет _____________)

Студент ______________ магистр

(После заполнения проверка по слайду)

Некогда средневековые студенты создали гимн, прославляющий молодость, университеты, свои города. Прошли сотни лет, но до сих пор этот гимн является гимном всех студентов. Под гимн прошу всех встать (звучит гимн). Прошу садиться.

А еще каждый из вас знаком с творчеством бродячих студентов – вагантов.

а) Рассказ учителя. Ученики во время рассказа вносят имена в таблицу:

Основное содержание учения

Считал, что нужно свободно мыслить, чтобы получать новое знание, и полагаться не на авторитеты, а на свой разум

Отрицал способность разума познавать мир, считал, что лишь милость Божья может открыть людям тайны мироздания

ок.1214— после 1292

Считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания, предвидел многие изобретения и открытия будущего

Создал подлинную энциклопедию знаний о мире и Боге, изложенную в виде множества цепочек строго логических рассуждений

Философия – слово греческого происхождения, буквально означает любовь к мудрости. Наиболее яркими философами того времени были Пьер Абеляр, Бернар Клервосский, Роджер Бэкон и Фома Аквинский.

В начале XII века среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр , на его лекции собирались ученики со всей Европы. Абеляр считал, что Бог дал человеку разум, чтобы тот мог свободно мыслить и получать, таким образом, новое знание. Не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам церкви. Нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.

Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем стал Бернар – аббат монастыря Клерво ( Бернар Клервосский ).

Бернар Клервосский имел славу святого еще при жизни, отличался редким красноречием, пользовался огромным влиянием. Он отрицал способность человека познать мир. Удел смертных – молиться и верить, только вера по милости Божьей может открыть человеку тайну мироздания.

Спор Бернара и Абеляра – столкновение двух разных взглядов на мир и человека, Веры и Разума. В XII веке разум уступил вере. Пьер Абеляр долгое время подвергался гонениям, его учение было осуждено церковью.

Роджер Бэкон считал, что только опыт позволяет проверить истинность знаний. Он предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти: телескоп, летательный аппарат, автомобиль. За смелые взгляды и критику церковных авторитетов он подвергался преследованиям, много лет провел в монастырской тюрьме.

Схоласты считали, что вера и знание должны гармонично сочетаться и помогать друг другу. Разум не должен ставить под сомнение веру. Они полагали, что все рассуждения должны быть строго логичными, иначе можно прийти к опасным заблуждениям. Именно схоласты усердно разрабатывали логику – способность правильно мыслить, выстраивать правильные цепочки рассуждений.

Вскоре после смерти Фомы Аквинского церковь приняла его учение, позже Аквинский был причислен к лику святых. Со временем схоластика теряет свое значение, хотя на ее почве были воспитаны многие мыслители.

Традиции, созданные средневековыми университетами, наукой, философией сыграли огромную роль в развитии европейской мысли.

Вопрос для обсуждения : Какое развитие получило образование в Западной Европе в XI – XIII вв.?

Прочитать п. 18, ответить устно на вопросы 1,3 с 179. Выписать из учебника п.18 определения: университет, ваганты, теология, схоластика, логика

Конспект урока по истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока содержит подробное описание хода урока в 6 классе. Устный рассказ учителя сменяется работой учащихся с текстом учебника, историческим документом, исторической картой. На уроке учащиеся заполняют квастер, устно отвечают на вопросы. В завершении урока учащиеся делают выводы, отвечая на поставленный в начале урока проблемный вопрос.

Тема урока: Знания и образование в зените Средневековья Цель урока:    Дать представление о развитии науки и образования в период расцвета Средневековья. Дать общее представление о философских направлениях. Продолжить воспитание чувства уважения к знаниям и науке на примере выдающихся ученых. Основные понятия: университет, рационализм, схоластика, логика, томизм. Оборудование на уроке: иллюстрация учебника. План урока: 1. Проверка домашнего задания 2. Мотивационно­целевой этап 3. Изложение нового материала 4. Физкультминутка 5. Закрепление изученного материала. Рефлексия Ход урока 1. Проверка домашнего задания в форме фронтального опроса. Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов: ­ Каковы были последствия четвертого крестового похода? ­ Как формировалось государство османов? ­ Где василевсы искали помощь? ­ Когда была завоевана Византия? 2. Мотивационно­целевой этап ­ В XII – XIII вв. Западная Европа переживала культурный подъем: знакомство с арабской и византийской культурами привело развитию науки и культуры в Западной Европе. В городах развиваются светские школы 3. Изложение нового материала 3.1 Университеты ­ На основе таких школ выросли университеты (сообщество студентов и преподавателей, объединенных одной целью – получение и расширение знаний). Первые университеты появились в Болонье, Салерно и Оксфорде. Крупнейший университет был в Париже. Каждый университет обладал правом самоуправления, гарантированным монархами и папой Римским. Далее учащиеся делают записи в тетради (Возглавлял университет ректор, выбираемый из числа преподавателей. Университет делился на факультеты, которые возглавляли деканы. В Средние века в европейских колледжах было только 4 факультета: богословский, медицинский и юридический). ­ Студентов, которые путешествовали по разным колледжам, называли вагантами. 3.2 Теология и философия Учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст и ответить на вопросы: ­ Где зародилась средневековая философия? (Ответы учащихся) ­ Как соотносились между собой теология и философия? (Ответы учащихся) ­ Какой вопрос для схоластики был главным? (Ответы учащихся) ­ Как логика помогала схоластике? (Ответы учащихся) ­ Что сделал для теологии Фома Аквинский? (Ответы учащихся) 3.3 Опытное знание ­ На основе опытного знания были сделаны важные открытия: изучены свойства металлов, сделаны важные открытия в механике, строительстве, химии и физике. 4. Физкультминутка Учащимся предлагается сидя взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа, хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой рукой – кончик носа. 4. Закрепление изученного материала. Рефлексия. Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов: ­ Что стало причиной развития науки и культуры в Западной Европе? (Ответы учащихся) ­ На что делились университеты? (Ответы учащихся) ­ Кто их возглавлял? (Ответы учащихся ­ Какие достижения в науки были сделаны в алхимии? (Ответы учащихся)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

Дать представление о развитии науки и образования в период расцвета Средневековья.

Дать общее представление о философских направлениях.

Продолжить воспитание чувства уважения к знаниям и науке на примере выдающихся ученых.

Основные понятия: университет, рационализм, схоластика, логика, томизм.

Оборудование на уроке: иллюстрация учебника.

Вера, разум, и опыт

Вершина средневековой философии.

Некоторые из городских школ со временем пришли в упадок, а другие перешли на новый более высокий уровень и превратились в университеты.

Во главе Ун. Стоял выборный ректор. Ун. Делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан.

Сначала обучались на факультете свободных искусств, далее выслушав определенное количество курсов, студент становился бакалавром, а потом и магистром искусств.

Университетское образование было открыто для всех желающих. Среди студентов были и богатые и бедные.

2. Вера, разум и опыт.

Следующим философом был Роджер Бэрнар, он считал , что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания. (по каждому философу 1 ученик готовит доклад)

3. Вершина средневековой философии.

А сейчас ребята выступят по своим докладам по философам. (Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Фома Аквинский).

Нажмите, чтобы узнать подробности

проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности.

характеризуют представления средневековых европейцев о мире, знают понятия корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистицизм; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, группируют исторические факты.

выделяют и сохраняют учебные задачи, учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, владеют смысловым чтением различных по сложности текстов, устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений, структурируют, анализируют, систематизируют учебный материал.

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно используют речь для регуляции своего действия, контролируют действия партнёра, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Работу выполнил(а): Васильева Т.М.

Тема урока ,класс : Образование, наука и философия в эпоху расцвета Cредневековья. 6 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цели урока: Создать условия для формирования представлений о развитии образования и философии в Средние века, познакомить с развитием образования в Европе XI - XIII вв., сформировать представление о наиболее ярких философах изучаемого периода

Вводимые понятия и термины: культура, университет, теология, ректор, декан, ваганты, схоластика, логика.

Оборудование урока: Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Структура урока:

- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Проверка и закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке

- Первичное усвоение новых знаний.

- Первичная проверка понимания

- Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- Рефлексия (подведение итогов занятия)

Представления о мире расширяются.

Действия учителя

Действия учеников

Организационный этап

Слайд 1,2

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Знакомит с помощниками

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Постановки цели и задач учебной деятельности

Слайд 3

- Что составляет культуру?

Культура – понятие обширное. На уроке мы затронем только некоторые его стороны: образование, науку и философию. На других уроках истории вы продолжите знакомство с другими сторонами культуры.

Называют элементы культуры

Проверка и закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке

(фронтальный опрос)

Слайд

Охарактеризуйте положение балканских государств накануне вторжения турок-османов.

-Каким образом утратили свою независимость Сербия и Болгария?

-Каким образом прекратила своё существование Византийская империя?

Отвечают на вопросы, приводят примеры

Актуализация знаний

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи.

Проблема урока: составить план урока

Записывают тему урока

Первичное усвоение новых знаний

Слайд 4

Предлагает познакомиться с представлениями средневекового человека о мире и выполнить следующее задание:

- Нарисуйте карту Земли, какой её представляли люди раннего Средневековья. (Учащиеся главным образом должны показать схематичность представлений людей Средневековья: нарисовать карту Земли, где центр Земли – Иерусалим. Восток должен быть размещён наверху, показана гора, где находиться рай, из рая должны вытекать реки Тигр, Евфрат, Ганг и Нил).

- Как менялись представления человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это связано? (Представления средневекового человека менялись с развитием городов и торговли, с расширением дипломатических связей, а также во время завоевательных походов. Люди воочию смогли убедиться в разнообразии мира, больше узнали о жизни людей в других странах, об особенностях климата, географии и пр.)

Читают текст в учебнике, рисуют в тетрадях карту Земли в представлении средневековых европейцев, отвечают на вопросы

По ходу рассказа задаёт учащимся вопрос:

Слушают учителя, делают записи в тетрадях, отвечают на вопрос

Слайды 5-7

Слушают учителя, делают записи в тетрадях

Раскрывают смысл понятий схоластика, мистика. Узнают философов средневекового общества

Предлагает прочитать отрывок из сочинения Роджера Бэкона и ответить на следующие вопросы:

- Чем отличалось отношение к науке, к познанию мира Роджера Бэкона от подхода, принятого в средневековых университетах? (Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, что необходимы наблюдения и опыт).

- Какие приборы, механизмы, которыми мы сейчас пользуемся, предвидел Роджер Бэкон? (Он предвидел появление двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, самолётов, телескопа и микроскопа, очков)

В Раннее Средневековье образование в основном, можно было получить в монастырях. Потребность в грамотных людях привела к тому, что школы стали открываться в городах, например, при ремесленном цехе

б) Самостоятельное изучение материала с составлением опорного конспекта (стр. ).

Читайте также: