Знакомство с приставкой конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: упражняться в практическом образовании, употреблении и написании слов с приставками.

Задачи: - научить распознавать приставки, правильно употреблять их в речи и писать;

- формировать представление о словообразующей роли приставки, её семантическом значении;

- развивать связную речь: учить составлять предложения по сюжетной картине, используя слова с приставками, связывая их в единый рассказ;

- продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся;

-развивать орфографическую зоркость;

- развивать внимание, память, мышление, речевую активность.

Оборудование: ручки, тетради, карточки, мяч.

Ход урока.

– Ребята, послушайте стихотворение.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

Ведь при помощи приставки

- Почему я начинаю урок вот с этих строк?

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов и для изменения смысла слова. Приставки со словами всегда пишутся СЛИТНО.

Выучить, влетел, пришить, выходить, перенести, отдать, заучить, слетел,

вышить, переходить, вынести, передать, обучить, подлетел, зашить, заходить, занести, подать, научить, взлетел, ушить, уходить, унести, раздать, приучить, налетел, подшить, обходить, отнести, издать.

Записать словосочетания подобрав к глаголу соответствующую приставку

(в-, на-, из-, под-, за-, у-, пере-, рас-, с-)

-бежать в комнату, -ставить стул, -писать письмо, -брать грибов, -вязать рану, -колоть орех, -бить гвоздь, -кутать куклу, -качаться на качелях, -путать буквы.

3. Под карточками со словами КРЕПКО и НАСКВОЗЬ расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:

пробил – прибил прошил - пришил

промёрз - примёрз проколол - приколол

Устно составить предложения с этими словосочетаниями.

Назвать противоположные действия, используя приставки ОТ-, ВЫ-

(с перекидыванием мяча) :

Пристегнуть- ….

К нам в гости …бабушка. (приехала, проехала)

В Москве пассажиры сделают. (посадку, пересадку)

С деревьев … листья.

Птицы … на юг. (улетают, слетают)

глаголы, имеющие приставки.

Листья берёз завяли. Лошади забились в кусты. Показалась синяя туча. Она подвигалась быстро, точно кто подталкивал её, и скоро закрыла всё небо. Налетел ветер, заклубилась пыль, закланялись, застонали берёзы, задрожали стёкла в окнах.

7. Поставить в тексте необходимые приставки, чтобы получился рассказ.

Все дети читают по одному предложению.

Однажды ёжик)шёл в лес гулять. Ёжик понял, что он)блудился, и)немел. Ему надо)браться из кустов. Между ветками невозможно было)браться. Ёжику надо)лезть под ветки. Ёжик)цепился лапой за сук.

Кусты и деревья крепко)цепились друг с другом. Ему нужно)браться из кустов.

Итог урока. – Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? Что такое приставка? Где она стоит? Для чего служит приставка? Как пишутся приставки со словами?

Вид урока: урок-путешествие с применением игровых и инновационных технологий.

Цель: Познакомить с приставкой как значимой частью слова.

  • образовательные : формировать умение выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова;
  • развивающие : развивать коммуникативные навыки при работе, познавательный интерес; речь учащихся через обогащение словарного запаса; умение анализировать, сопоставлять, сравнивать;
  • воспитательные : воспитывать культуру общения; ответственность, критическое отношение к своим результатам и результатам одноклассников.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями.

Цель: настроить на работу

Прозвенел уже звонок

Все собрались на урок.

Чтоб работалось нам дружно,

Помогать друг другу нужно.

-Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте друг другу плодотворной работы. Пусть урок принесёт вам радость общения.

Настраиваются на урок.

(берутся за руки, мысленно проговаривают пожелания)

Создаётся благоприятный эмоциональный настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

2. Самоопреде-ление к деятельности

подготовить мышление уч-ся и организо-вать осознание ими внутренних потребностей к учебной деятельности

- Посмотрите. Какой герой пришёл к нам сегодня на урок?

- Он о чём-то размышляет. Интересно о чём?

- Какое задание можно придумать к этому тексту?

-Выпишите выделенные слова в тетрадь через запятую.

-К какой части речи относятся эти слова?

- Что можно ещё сказать об этих словах?

-Что в них общего?

- Выделите корень в словах.

- Чем эти слова отличаются друг от друга?

- Какое лексическое значение имеют эти слова?

- А какая часть слова придаёт им разное значение? Назовите её.

- Кто знает, как называется эта часть слова?

- Кто уже догадался, какой будет тема нашего урока?

(читают со слайда)

Рано утором пчела вылетает из улья. Прилетает на цветочную поляну. Перелетает с цветка на цветок. Облетает всю поляну.

- Дети выписывают слова в тетрадь.

- Это однокоренные слова.

- Лексическим значением, частью слова.

-Та, которая стоит перед корнем. Называют части слов.

Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность учащихся под руководством учителя. Учебная деятельность включает в себя: учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. Дети сами определяют границы своих знаний и незнаний. Намечают вопросы, на которые должны найти ответы и которые фиксируются на доске.

Цель: организовать коммуникатив-ное взаимодей-ствие, в ходе которого выявляются и фиксируются

необходимые знания и умения по новой теме.

- Что вы хотите узнать о приставке?

1. Что такое приставка?

2. Где находится?

3. Для чего служит?

4. Как обозначается?

5. Как пишутся приставки?

6. Как выделить приставку в слове?

Для чего нам нужно это знать?

- Что в нам поможет ответить на эти вопросы?

- Дети называют вопросы, учитель записывает на доске или вывешивает заготовленные вопросы.

- Чтобы грамотно писать.

- Учебник, интернет, тренировочные упражнения.

4. Выполнение тренировочных упражнений.

Цель: создать условия для закрепления и применения полученных знаний; самооценка, выявление затруднений и устранение их в процессе работы.

Цель: снятие статичного напряжения

- Посмотрите, а мне кажется, что Винни-Пух уже знает ответы на некоторые вопросы.

-Посмотрите внимательно на выписанные нами слова. На какие вопросы вы можете уже ответить?

- Чем является приставка?

- Где находится, в какой части слова?

- Для чего служит?

- Сделайте вывод. Что такое приставка?

-Где мы можем проверить наши предположения?

- Откройте учебники с. 84. Прочитайте правило.

-Что такое приставка?

- На какие вопросы мы с вам ответили? (убираю вопросы)

- Посмотрите внимательно, на какой ещё вопрос помогает ответить нам правило?

-Именно приставки придают особую выразительность глаголам. Указывают на степень интенсивности

действия, на разнообразие оттенков его проявления.

- Посмотрите, в рамочке написаны приставки, запомните их написание; приставки всегда пишутся одинаково.

- Назовите приставки, которые пишутся с буквой а.

- Для чего это нам нужно знать?

- Как пишутся приставки?

- А сейчас Винни-Пух предлагает поиграть .

- Что нужно сделать?

- Составьте слова с приставкой по-; над-.

- Чему мы учились во время игры?

- К какой части речи относятся образованные нами слова?

- Запишите глаголы с приставкой под- в тетрадь, выделите приставку.

- А сейчас физминутка. Её сочинил для вас Винни-Пух.

С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по –приставкой посмеяться,
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё настало время
С за – зарядку завершать.

- Какие слова с приставками вы услышали в физминутке?

- Следующее задание.( Работа в парах)

У вас на столе лежат жёлтые карточки. Прочитайте задание и выполните его.

- Какие слова вы выписали? Почему?

-Чему вы учились, выполняя это задание?

А как вы находили приставку в слове? Кто объяснит?

- А кто другим способом выделил приставку?

- Сделайте вывод, как выделить приставку в корне.

- с.86 прочитайте правило.

- Как выделить приставку в слове?

- На какой вопрос мы дали ответ? (убираю вопрос)

- Мы ответили с вами на все вопросы, давайте проверим, чему мы научились.

- Возьмите на столе зелёные карточки. Прочитайте отрывок из стихотворения.

- Кто автор этого стихотворения? Как оно называется?

- Прочитайте задание, выполните его самостоятельно.

- Проверяем в парах друг у друга по ключу. Оцените

работу соседа по парте.

- Какие трудности испытали? Кто выполнил задание правильно?

Ответы детей на вопросы.

- Для образования новых слов

(читают правило в учебнике)

Как обозначается при разборе?

Учащиеся называют приставки со слайда.

- Приставки пишутся одинаково. Поэтому их написание нужно запомнить. Приставки это часть слова, поэтому пишутся слитно.

Дети называют получившиеся слова

- Образовывать новые слова с помощью приставок.

Выполняют движения показываемые учителем под стихотворение.

Задание. Прочитайте предложение. Выпишите слова с приставкой, выделите приставку. Обсудите своё решение в парах.

Лиса быстро добежала до реки и побежала в лес.

Рано утром я вышел из дома и сошёл с крыльца.

Медведь обгонял волка и надломил ветку.)

Зачитывают выписанные слова, объясняют свой выбор.

-Выделять приставку в слове.

-Находили корень, а перед ним приставка.

-Подбирали однокоренные слова с другими приставками.

- Объясняют как выделять приставку в корне.

- Как выделить приставку в слове.

Выпишите из стихотворения глаголы с приставками, выделите приставки.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко постучит.

Проверяют и оценивают работу соседа по парте.

Первое задание позволяет уч-ся самим определить, что они уже знают по новой теме и проверять свои предположения при помощи учебника.

Что ещё нового узнали на прошлом уроке? (Слова можно образовывать с помощью суффиксов).

Выделите корень (одинаковую часть в словах):

С помощью суффикса - ёнок образуйте новое слово (совёнок).

Дети маркером выделяют корень.

Показ иллюстрации совы и краткий рассказ о ней.


Ушастая сова. Ночная хищная птица.

Распространена на большей части лесной зоны, изредка по окраинам населенных пунктов, в горах и лесостепях, на пролете обычна в степных лесополосах. Осенью совы нередко улетают на запад, а их место занимают северные особи. Сова заслуживает защиты и охраны. Особенно ценны ушастые совы тем, что зимой они уничтожают огромное количество грызунов. В Волгоградской области встречается очень редко.

Найдите значение выражений (выражения записаны на доске):

до + летела = (долетела)

при + летела = (прилетела)

у + летела = (улетела)

Решали мы раньше с Вами такие выражения? (Нет)

Будем учиться? (Да!)

Совы летают только ночью, а днем, даже при приближении человека, сова не взлетает.

Открытие нового знания. Формулирование новой темы.

Какое было первое слагаемое? (до-, при-, у-)

Какое было второе слагаемое? (Летела)

Чему равна сумма – результат? (Долетела, прилетела, улетела)

Что образовалось? (Новые слова).

Что мы сделали, чтобы получились новые слова? (К корню присоединили (приставили, прибавили) часть слова).

С помощью чего образовались новые слова? (Учитель выслушивает предположения детей).

Если мы приставили к корню часть слова, то эта часть называется . ? (приставкой). На доске открыть название и условное обозначение.

Какая тема урока у нас будет сегодня? (Знакомство с приставкой). Учитель открывает тему урока на доске.

Вы поработали, давайте отдохнем.

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети садятся, наклоняют голову вперёд)
Одна сова не спит, (Дети встают)
Летит, кричит. (Руки вверх, вниз)
Совушка – сова,
Большая голова. (Наклоны головы вниз, вверх)
На дереве сидит, (Наклоны головы вправо, влево)
Во все стороны глядит. (Наклоны головы вправо, влево)

Работа по учебнику.

(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь, Москва, Баласс,2011. Стр. 110).

Откройте учебник на странице 110.

Прочитайте приставки (по-, до-, про-, пере-, при-, у-, вы-).

Прочитайте слова первого столбика (плыл, поплыл, доплыл). Выделите приставки условным значком (образец выделения дан в учебнике).

Прочитайте слова второго столбика (ушёл, пошёл, дошёл). Выделите приставки. Что значит “дошёл”? (завершил свой путь, идя в каком либо направлении, достичь какого- либо места)

Прочитайте слова третьего столбика (улетел, полетел, долетел). Выделите приставки.

Слитно или раздельно написаны слова с приставками? (Слитно)

Обратите внимание: приставки разные, но пишутся со словами слитно.

Прочитайте слова четвертого столбика (выплыл, приплыл, . плыл). Какую приставку можно записать к слову “плыл”? (по-, до-, про-, пере-, у-). Запишите ту приставку, которая Вам больше всего понравилась.

Составьте устно предложение с получившимся словом.

(Заслушиваются варианты предложений:

- Корабль доплыл до пункта назначения.

- Я поплыл к берегу.

- Спортсмен переплыл реку.

- Я в бассейне смог проплыть до конца дорожки.

- Когда мы отдыхали на море, у меня уплыл круг и я плакал.)

На столе карточки с приставками и словами (2 приставки и 1 слово). Необходимо составить новые слова.

Ребята, вспомните правила работы в парах. Не забывайте, что сигналом окончания работы служат Ваши поднятые вместе руки.

при вы скакал
вы пере вел
пере с нёс
про у кричал
у с скакал
по на радовали
с у летела
при от готовили
до у шёл

Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей,
Составить слово из частей!

Во время составления слов, дети слушают веселую музыку.

Проверка. Заслушивается каждая пара.

- Мы образовали слово прискакал, приставка: при - . Слова выскакал нет, так не говорят.

- Мы образовали слова: вывел, приставка: вы - ; перевёл, приставка: пере - .

- Мы образовали слова: перенёс, приставка: пере -; снёс, приставка: с -.

- Мы образовали слово прокричал, приставка: про - . Слова укричал нет, так не говорят.

- Мы образовали слово ускакал, приставка: у- .Слова укричал нет, так не говорят.

- Мы образовали слово порадовали, приставка: по - . А вот с другой приставкой мы образовали слово: нарадовались, думаем, что слово нарадовали не употребляется в речи.

- Мы образовали слова: улетела, приставка у - ; слетела, приставка с -.

- Мы образовали слово приготовили, приставка при -. Отготовили – так не говорят.

- Мы образовали слова: дошёл, приставка до -; ушёл, приставка у -.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем.

Физминутка (для глаз).

Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано,
Где окно, а где кино.
Обведу глазами круг,
Посмотрю на мир вокруг.

Работа с текстом.

Сегодня мы прочитаем сказку Геннадия Цыферова “Спор” из сборника сказок “В медвежий час”. (Работа по учебнику Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь, Москва, Баласс, 2011. Стр. 111)

Геннадий Цыферов – детский писатель (портрет писателя на доске).

Цыферов Геннадий Михайлович (1930-1972)


Самая известная сказка Г. Цыферова – “Паровозик из Ромашково”.

Другие сказки Цыферова: “Жил на свете слонёнок”, “Про цыпленка, солнце и медвежонка”, “Про чудака лягушонка”, “Про пароходик”, “История про поросенка” и другие.

Сборники сказок: “Как лягушонок искал папу”, “Разноцветный жираф”, “Как стать большим и другие истории”, “Дневник медвежонка”.

Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.

Хорошо читающие дети читают текст.

Ослик и медвежонок всегда спорили. Это потому, что один говорил "всё приходит", а другой - "всё уходит".
Просыпался утром медведь и радовался:
- Смотри, пришло утро!
- Ну да, - плакал ослик, - ведь ушла ночь.
И днём было так же. Опять медведь кричал:
- День явился!
И снова плакал ослик:
- Ну да, ведь ушло утро.
А однажды было вот что. К ним в гости пришёл слон.
- Смотри, смотри! - заорал Мишка. - К нам пришёл слон!
- Ну да, - заплакал ослик, - ведь он ушёл из дома.

  1. Почему ослик и медвежонок всегда спорят? (Дети высказывают предположения)
  2. С каким настроением просыпался медведь? (С радостным)
  3. Чему он радовался? (Наступлению утра).
  4. Найдите и прочитайте предложение о том, что медвежонок радовался утру (Просыпался утром медведь и радовался: “Смотри, утро пришло!”)
  5. Что делал ослик утром? (Плакал, был огорчен, что ушла ночь)
  6. Что произошло однажды? (В гости пришел слон)
  7. Как отреагировал медведь? Прочитайте.

(Смотри, смотри! К нам пришел слон.)

(На доске - текст сказки “Град”, напечатанный крупными буквами, на столе лежат экземпляры напечатанного текста, а также книги Г. Цыферова).

Геннадий Цыферов. Из сборника сказок: “В медвежий час”.

Когда был град, ослик всегда прятался. Больно было. В тот град он тоже спрятался, но вдруг подумал: "Да, я сижу в домике и мне не больно, но домику-то ведь больно. Надо его спрятать".

Ослик залез на крышу и закрыл домик зонтиком.

- Всё хорошо, - сказал он.
Но вдруг опять подумал: "Теперь мне не больно, но зонтику, наверное, больно. Как же быть?"
- Глупый ослик, - заворчал медвежонок.

- Всех от града никогда не спрячешь. Кому-нибудь да будет больно.
- Если так, - сказал ослик, - пусть будет больно мне.

- И он сделал над зонтиком крышу и стал по ней бегать - защищать её от града.
Наконец град кончился.
Медвежонок пожал ослику ушко и сказал:
- Ты очень добрый.
- Что ты, что ты, - замахал на него ослик ушами.

- Просто я жалкий ослик и мне всех жалко.

  1. Какая часть слова называется приставкой? (Часть слова, которая стоит перед корнем)
  2. Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)
  3. Как пишется со словом? (Приставка со словом пишется слитно)

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели:
1 Введение определения приставки. Уточнение и расширение знаний о приставке, наблюдение над ролью приставки в слове,.
2. Развитие монологической речи, навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:
1. Дать понятие о приставке, как значимой части слова; совершенствовать умение находить и выделять её в словах и отличать от других частей слова.
2. Углублять представления о значениях приставки в слове.
3. Формировать навыки каллиграфического и грамотного письма.
4. Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.
5. Развивать познавательную активность, эмоционально - образное и аналитическое мышление, память, внимание;
6. Способствовать воспитанию аккуратности, самостоятельности.
7. Создать атмосферу благоприятного психологического климата, успешности для каждого ученика.
8. Создать условия для предупреждения утомляемости детей.

Я тетрадь свою открою

И, как надо, положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь .

Корень – общая одинаковая часть однокоренных слов.

Чтобы найти корень, нужно:

Подобрать однокоренные слова.

- Что же такое эти ПРИ- и РАС- мы с вами сегодня узнаем.

V. .Знакомство с приставками, их ролью в языке.
Послушайте сказку.Сказка о корнях и приставках.
На волшебной поляне жили корни. Но однажды произошло событие, которое многое изменило. Случайно зашли на поляну приставки. Это были удивительные девицы.
Приставкам корни очень понравились. И захотели они остаться здесь жить. А так как корни были добрыми, то разрешили приставкам остаться.
Приставки вместе с корнями стали работать в слове, и на поляне выросло много новых цветов.
- А вот какую работу они выполняли в словах, выясните сами.

И; с н е ж; п о д ; ник - составьте слово

Нам сообщают важные сведения: Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставок

Образуются слова.

Самоинструкция.

1.Подберу к слову однокоренные слова, выделю корень.

2.Выделю часть, которая стоит перед корнем- это приставка.

-Попробуем сами воспользоваться разными частями слов и образовать слова

по до про пере при у вы- даны приставки; вёл, нёс –корни. Составить слова.

Я хочу вам …сказать

Об Иван Иваныче,

Ох, и любит он …спать

На Диван Диваныче.

По-, за-, рас-, на-.

Пришла зима. …мелькали в воздухе снежинки . Тёплым одеялом …крыл снег землю. Метели …метают лесные тропы.

( слайды с 3 по 11) выписать слова с приставками.. Выделить приставку.

VI. Физминутка.
Руки вытянуть пошире.
1 2 3 4 5.
Наклониться – 3 4.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

VII.Наблюдение над ролью приставки.

Игра с приставками.
- Я буду называть вам приставки, а вы попробуете догадаться, что с ними нужно сделать, к какому слову приставить.

Самостоятельная работа учащихся – образование новых слов.

Работа с учебником с.143 упр 1
Списать, выделить корень и приставку.

IХ .Закрепление. слайд Какую задачу мы себе ставили на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по русскому языку для обучающих 2 класса.

Сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

Русский язык

Астахова Лидия Дмитриевна

Тема. Приставка.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Предметные: - сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку среди других частей слова;

- образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные

- познавательные: - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- коммуникативные: - формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- регулятивные: - учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная деятельность, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения

- Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 1/ Под ред. С.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2008 – 160с. – (Начальная школа XXI века)

Планируемые результаты

Предметные: - на уроке ученик получит знания о приставке как значимой части слова;

- научится находить приставку среди других частей слова;

- образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные

- познавательные: - ученик получит возможность учиться добывать информацию;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

- строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;

- коммуникативные: - ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- аргументировать свою позицию;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

- регулятивные: - ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- составлять простейший план действий;

- осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников

I. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?

- А для чего вам нужны эти знания, ведь вы научились читать, писать, считать?

- Вы хотите, чтобы ваш день прошел зря?

Сейчас я начну учиться!

Я готов к работе!

(на доске написаны слова: репа, кора, кит)

-определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне одного из данных слов обозначает парный глухой мягкий согласный звук. Какя это буква? В корне какого слова она находится? (букву к, в корне слова кит )

-Определите порядок следования букв в данном ряду:

ак аак ааак…(строчная буква к чередуется со строчной буквой а, буква а пишется перед буквойк в порядке увеличения на одну)

-Напишите данный ряд букв в предложенной последовательности до конца строки.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Слово состоит из предложений? – Нет

- Окончание – это изменяемая часть слова? – Да

- Корень – это главная часть слова? - Да

- Суффикс находится за корнем? – Да

- Суффикс – это часть речи? – Нет

- Бывает ли у слова нулевое окончание? – Да

- В слове тигренок суффикс –ок-? – Нет

- Может ли слово быть без корня? – Нет

- Окончание служит для образования новых слов? – Нет

- У родственных слов одинаковый корень? – Да

- Мы выучили все части слова? – Нет

б) Назовите, все изученные части слова.

в) К доске пойдет …… .

- Запиши слова-вода, водяной, водица, подводный

-Как называются эти слова? Выделите корень. Укажите, какие еще известные вам части слова вы можете выделить.

- Все ли слова вы смогли разобрать? Почему?

II. Постановка учебной задачи.

- Какой возникает вопрос?

- Какие есть предположения?

- Как проверить наши предположения?

- Давайте же назовем новую часть.

- Кто сформулирует тему нашего урока?

- Какие цели (задачи) мы поставим перед собой?

Тема урока: Приставка – часть слова. Цели урока узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок. Учиться сотрудничать во время работы.

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

1) Работа в группах.

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать приставки.

- Работать мы будем по группам. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

- Вспомним правила работы в группе.

На карточках слова:

1 группа: ушёл, зашёл, вышел

2 группа: запеть, напеть, спеть

3 группа: записать, переписать, дописать

- Что такое приставка? Приставка – это ____________________

- Где находится? Находится _______________________________

- Для чего служит? Служит _________________________________

- Как обозначается? Обозначается _______

2) Защита работы

3) Чтение правила в учебнике.

На доске написаны слова:

Делать, сделать

Написать ,писать, подписать

Вёз, отвёз, вывез, привёз

Занес, нёс, перенёс, вынес

-Внимательно смотрите на слова, которые я буду показывать. Если на слово, в котором есть приставка, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и хлопаете, если нет приставки, приседаете.

V. Первичное закрепление с выходом во внешнюю речь.

Мы познакомились с новой частью слова – приставкой. Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

Возьмем слово походка.

- Что будем делать сначала? (Подбирать однокоренные слова)

- ход, ходить поход, ходовой

- Далее? (Выделим корень: ход)

- А теперь? (То что перед корнем это приставка)

- Выделим её и назовем (по-).

Подбери однокоренные слова

Укажи (выдели) корень

Отметь часть слова перед корнем – приставку

VI. Самостоятельная работа с проверкой

-Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее . Ответ обоснуйте:

1) надел, покрыл, пошёл, понёс;

2) прочитать, переиграть, просмотреть, прожить;

3) догнал, доплыл, наследил, докатил;

4) подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;

5) обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;

-Выделите в словах приставки. Как пишутся приставки?

VII. Встраивание нового материала в систему знаний.

1. Образуйте от слов

полз, свистел, мыл, нёс, вёз, слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-.

Запишите, выделите приставки.

2. Составьте предложения с одним из слов.

3.Распределите слова в соответствии со схемами.

̚ ᷇ ͏ ; ̚ ᷇ ; ᷇ ͏

᷇̚Побеги,поход,тепло,бодрый,договор,вылет,пробежит,кожа,прилетит, зерно, забросит, изгиб, запах, выхлоп , сдвинут, рука, закат, отнесут

IX. Рефлексия.

- Над какой темой мы работали? Достигли ли мы поставленных целей? Что было трудно? Все ли мы узнали о приставках? Как вы думаете, что мы еще можем узнать о приставках?

Читайте также: