Знаки препинания в сложном предложении 8 класс конспект урока ладыженская

Обновлено: 05.07.2024

 Воспитывать не обходимое для грам отной речи чувств о языка.

Оборудование : учебник, таблицы - схемы (конструкция п ростого

предложени я, констру кции разных ти пов сложного пре дложения) .

На доске записа ны четыре пре дложения и да ны схемы к ним.

Листья опадают с деревьев, и в воздухе потянул ась паутин а.

Учитель. Прочитайт е предложе ния. Внимател ьно рассмот рите схему .

Надо написать п редложения в с оответст вии со схемам и.

Учитель. Прочитайт е два первых предло жения. Найдите в них общее.

Выполните разб ор первого предл ожения , дав характер истику по цели

высказывания, интонации, наличию вто ростепенных чле нов предложе ния.

Это повествов ательные предложен ия. В кажд ом по одн ой грамматич еской

основе. Перв ое предложение простое, повест вовательное,

Учитель. Прочитайт е третье и четвер тое предложе ния. Отметь те в них

В третьем и чет вертом предл ожениях по д ве грамматическ их основы.

Учитель. Какие предложения вы назвали б ы простыми, а ка кие —

Предложения с одной грамм атическо й основой можн о назвать просты ми, а

предложения с несколькими г рамматич ескими основами — сло жными.

Учитель. Сформу лиру йте тему сегодня шнего у рока, исходя из наши х

Учитель. Сформу лиру йте цель урока, опи раясь на ег о тему. И спользуйте

Цель: познак омиться с сложными предл ожениями; у читься различать

простые и сложные предложен ия; учиться ст авить знаки препинан ия в

Учитель. Итак, мы с вами выясн или, что предло жения, имею щие одну

грамматическу ю основу, называются простым и, а предлож ения, имеющие

несколько граммати ческих ос нов, называют ся сложными. А теперь еще р аз

прочитайте сло жные предложе ния. Скажите, ск олько прост ых предл ожений

Учитель. Прочитайт е первые пр остые предлож ения, входя щие в состав

сложных. Скажите, имеют ли он и интонацию к онца предл ожения. Связа ны

ли они по смыслу со вторыми п ростым и предложен иями?

Первые предложен ия, входящие в с остав сло жного, не име ют интонац ии

конца предл ожения и связ аны со вторы ми простыми предложен иями по

Учитель. Обобщите наши рас суждения. Скажите, как св язаны между собой

Простые предло жения, входящ ие в сост ав сложных, связ аны между соб ой

Учитель. Посмот рите на первое сл ожное предл ожение. Ска жите, чем, кроме

смысла и инто нации, могу т соединятьс я между собой простые п редложения,

входящие в с остав сложного (у читель о бводит кру жочком союз и ).

Кроме смысла и интонации, пр остые предложен ия, входя щие в соста в

сложного, мо гут соединяться межд у соб ой с помощью союза.

Учитель. Как наз ываются такие сл ожные предл ожени я — союзн ыми или

Учитель. Посмот рите на второе сл ожное предл ожение. Ска жите, как в нем

связаны между собой простые предложе ния и как наз ывается такое сл ожное

Простые предло жения, входящие в с остав втор ого сложного, связ аны

между собой т олько по смыслу и интонационн о, без союза. Это бессоюзное

Учитель. С пом ощью какого зна ка преп инания разделяютс я прост ые

предложени я, входящие в состав сложного (у читель выделя ет запятые).

Простые предло жения в состав е сложного р азделяются запятыми.

1. Какие пре дложения называютс я простыми, а к акие — сложными ?

3. Как связа ны между собой просты е предложения, вхо дящие в состав

4. Какие сл ожные пре дложения называ ются союзным и, а какие -

5. Чем раз деляются прост ые предлож ения, входящи е в состав слож ного?

4. Работа с у чебником. Прочитайте новый матер иал по у чебнику. Сравнит е

5.1. Выполнени е упр. № 1 47 (1, 2, 3 пре дл.) коллективн о.

5.2. Распределитель ный дикта нт . Задание: запи сать предло жения в

соответству ющую колонку : сложное пр едложение – простое предл ожение.

Ветер гудел и с шу мом гнал волны. Ночь ю поднялся сильн ый ветер, и м оре

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 б- 11.09.2020г

Тема урока: Знаки препинания в сложном предложении.

Регулятивные - определяют цели деятельности, последовательность действий.

Коммуникативные - осуществляют коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Мотивация учебной деятельности.

Притча о цели учебы. Зачем учиться.
— Я дал вам знания, но счастье каждый должен найти сам, — сказал учитель ученикам, окончившим школу. — Учитель, счастье всегда быстро кончается, — возразил кто-то. — Есть на свете один неиссякаемый источник счастья. Тот, кто находит его, счастлив всю жизнь, — ответил учитель. Попрощались ученики и обещали вернуться через три года, чтобы рассказать учителю о своих поисках. Время быстро пролетело. Первый ученик не вернулся, а лишь прислал учителю письмо: -- Я нашёл источник счастья — это власть. Я успешно поднимаюсь по лестнице власти и надеюсь достигнуть её верхней ступени. Второй ученик тоже прислал учителю записку "Источник счастья — это богатство". Третий ученик ничего не прислал, но учителю рассказали, что он стал сильным воином и ушёл с армией покорять другую страну. "Видимо, мой ученик решил завоевать своё счастье с помощью силы", — с грустью подумал учитель. Только четвёртый ученик вернулся к учителю и рассказал, что стал целителем. — Я ходил по Земле, лечил людей. Люди радовались и становились счастливее. Если приносить счастье людям, оно всегда будет с тобою рядом, — сказал ученик. — Ты понял главное, мой ученик, — радостно произнёс учитель. — Неиссякаемый источник счастья — это стремление делать добро. Чем больше человек черпает из такого источника, тем счастливее он становится.

3.Актуализация знаний.Подготовка к ЕГЭ (Задание 8)

Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

Проверка выполненного задания:

1) 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4

3. С какими предложениями вы работали, выполняя лингвистическую разминку?

(Ответы: с простыми предложениями, СПП)

Вопрос классу: На какие группы делятся сложные предложения по типу связи?

В чём основное отличие ССП, СПП и БСП? Свой ответ аргументируйте.

4.Работа по теме урока

Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

ССП – …, СПП – …, БСП - …

1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг фонарей задрожали тёмные круги.

2. В то время, как она выходила из гостей, послышался звонок.

3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой орал чёрный кот.

4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве.

6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья на дереве.

7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.

8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

Проверка выполненного задания:

5.Закрепление изученного (Выполнение задания ЕГЭ, связанного с данной темой).

Задание 19 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.

Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания .

Утром горы (1) лежали в тумане, (2) сквозь (3) который (4) едва виднелись их очертания.

Запятая должна стоять на месте 2.

Большие светлые здания, окна которых отражали первые солнечные лучи, бежали по обе стороны дороги.

Запятые должны стоять на местах 2, 4.

6.Самостоятельная работа. (Предложения распечатаны на карточках)

Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.

Расставить знаки препинания, переписав эти предложения,произвести синтаксический разбор 1 предложения, составить схему предложения.

Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.

Расставить знаки препинания, переписав данные предложения. произвести синтаксический разбор 1 предложения, составить схему предложения.

Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.

Растение живет и размножается под землей так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

Какие предложения вызвали наибольшую трудность?

7. Итог урока.Рефлексия.

Какие цели мы поставили в начале урока? Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока предназначен для знакомства со знаками препинания при однородных членах, обобщающих словах. Урок разработан для проедения работы в группах. Урок имеет приложение "Сочинительные союзы".

уточнение и расширение представления о средствах и способах соединения однородных членов;

знакомство с обобщающими словами;

усвоение правил постановки запятой при однородных членах , обобщающих словах и отработка соответствующих навыков.

Оборудование: компьютер, диапроектор. Раздаточный материал- карточки и таблица сочинительных союзов.

Вступительное слово учителя.

Опрос. Что такое однородные члены? Какие союзы связывают однородные члены?

Утром бабушка увидела собаку, но не рассердилась.( Предложение повествоват.,невоскл, простое , распр, двусост,осложнено однородными сказуемыми, простыми глагольными, полное)

Составьте схему однородных членов:

Уловив в голосе незнакомца душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее.

1. Индивидуальное задание.

Перепишите, расставляя знаки препинания.

Составьте схему, объясните расстановку знаков препинания.

Уловив в голосе незнакомца теплую, душевную нотку, Каштанка лизнула ему руку и заскулила еще жалобнее. (А.П.Чехов)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными простыми глагольными сказуемыми, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и находящимися в нем однородными определениями.)

Запятая между словами “теплую” и “душевную” ставится, так как определения-эпитеты обычно однородны. Запятая после слова “нотку” означает завершение деепричастного оборота, стоящего в начале предложения. Между однородными членами предложения – сказуемыми – запятая не ставится, так как они соединены одиночным союзом “и”.

Знакомство с обобщающими словами.( Включаем диапроектор) Смотри на экран, читаем:

Всё вокруг стало белым: деревья, кустарники, тропинки.

Всё вокруг: деревья, тропинки, крыши домов – стало за ночь белым от снега.

Деревья, кустарники, тропинки, крыши домов – всё стало белым от снега.

Что вы заметили . ребята, в этих предложениях? Есть ли тут слово, которое называет все однородные члены одним словом? Какое это слово?( Дети отвечают)

Расставьте знаки препинания. ( Дети записывают под диктовку и комментируют с места)

Приметы осени связаны со всем: с цветом неба, с росой, с туманами, с криком птиц.

Мне хотелось прочитать про всё: про моря, про солнце, про цветы, про звёзды и великих людей.

Ни жизнь, ни власть – ничто меня не веселит.

Работа по карточкам. Затем взаимопроверка по парам.

1. Глубокая, дремучая старина окружала детство мое на слободке. (С.Маршак)

2. Прошел серый пассажирский пароход. (К.Паустовский)

3. Шел надоедливый октябрьский дождь. (К.Паустовский)

1. Леднев боролся с таким же рослым, здоровым парнем. (А.Рыбаков)

2. Полоса яркого вечернего света легла на старый ствол возле скамьи. (И.А.Бунин)

3. Снова потянулись длинные, однообразные дни. (С.Щипачев)

1. Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. (К.Паустовский)

2. Много раз мы с Яковом теряли друг друга в густом, местами непроходимом кустарнике. (А.Куприн)

3. Веселые белые облака плыли над синими отрогами. (А.Фадеев)

4. Молодой, нежный месяц лежал на синем пологе ночи. (К.Паустовский)

3. Взаимопроверка.

РАБОТА с текстом.( текст раздается учащимся заранее на пару) Работа в парах.

У меня есть птичка к.нарейка. У неё спинка ж.лтая б.ка и хвостик белые г.ловка тоже ж.лтая, как и спинка. Гл.зки у моей к.нарейки ч.рные бл.стящие, как бусинки.

К.нарейка ест к.пустные лист.я к.ноплю. Наша птич?ка поет целый день. Она поет утром и вечером и днем. Мне очень нравит?ся наша птич?ка.

Взаимопроверка. Учитель проверяет работу в парах, выставляются оценки за работу в парах всем, кто принимал активное участие в парной работе.

Заключительный этап урока.

Что мы сегодня узнали нового? Что повторили? Выскажите мнение о том, как прошла ваша парная работа? Кому вы благодарны за помощь в работе из своих одноклассников?

В заключение поработаем по таблице. Скажите, какие сочинительные союзы вы знаете? Придумайте примеры с ними. Что вы знаете о знаках препинания при них?

ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку.

Запятая ставится между однородными членами

Запятая не ставится между однородными членами

1. Перед противительными союзами
[О, а О] [О, но О] [О, зато О]

1. Соединенными одиночными соединительными или разделительными союзами: [О и О]; [О, О и О]; [О или О]

Читайте также: