Зима в произведениях русских писателей 2 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Севера.

Цель: через художественное своеобразие произведений раскрыть красоту зимней природы.

Совершенствовать навыки работы с текстом, учить словесному рисованию;

воспитывать чувство прекрасного, интерес к живописи;

развивать творческое воображение, способность внимательного отношения к авторскому слову.

Оборудование: учительский ноутбук, экран, мультимедиапроектор, ученические нетбуки.

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

– Сегодня на уроке Вы будете мыслить, сочинять, слушать, творить, рисовать. Надеюсь, что у вас это хорошо получится. Тему урока я вам пока не скажу, пусть это останется тайной, но вы эту тайну сможете скоро разгадать.

3. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, посмотрите на этот рисунок. На мой взгляд, на нём очень пусто, и поэтому сложно понять, что хотел рассказать нам художник . (На доске изображены дом и дерево) Давайте дополним этот рисунок. Я буду загадывать вам загадки. Вы, пожалуйста, дослушайте загадку до конца, а потом можете отвечать хором.

1. Он из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос – морковка. (Снеговик)

2. Чернокрылый, красногрудый
Он у нас найдёт приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

3. Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла,
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)

4. Висит под крышей
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (Сосульки)

5. Как по небу, с севера,
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала, сыпала
На поля, озёрышки
Белый пух да пёрышки. (Снежная туча)

6. Я, как песчинка мал, а всю землю покрываю. (Снег)

7. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, не от матери рожден, он и мать рождает. (Лед)

8. Что за чудо-чудеса:

Ой, горит пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Кто зажег огонь чудесный,

Золотой костер небесный?

Никого за тучей нет.

Это с неба льется свет. (Северное сияние)

Учитель дополняет рисунок на доске изображением снеговика, снегиря, сугроба, сосулек, тучи, северного сияния, льда.

– Какой красивая картина у нас получилась. Теперь можно подобрать название для неё. Как бы вы её назвали? ( Учитель прикрепляет на доску тему урока.)

– Что указывает именно на зимнее время года?

- Значит, какова тема сегодняшнего урока по литературному чтению? Слайд 1

Постановка учебной задачи.

- Мы сегодня будем говорить о зиме в произведениях наших северных поэтов, писателей, художников. Мы все в гостях у сказки, но не простой, а зимней. Нас приглашает в свои покои прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица - русская зима.

– Ребята, а вы любите зиму? Почему? Ответы детей.

6. Рассматривание рисунков детей о зиме.

Учитель открывает иллюстрации, приготовленные на доске.

- Расскажите, что вы изобразили на ваших рисунках? Какая она зимушка зима?

7. Учащиеся выходят к доске и рассказывают, что они изобразили на своих рисунках. 2-3 чел.

8. Ознакомление с северными художниками.

- А теперь посмотрим, какой видят зиму наши северные, известные всему миру, художники. Зима и зимние праздники всегда были любимой темой русских художников.

Б) - Александр Алексеевич Борисов Белый мягкий снег преображает природу – пушистыми шапками ложится на ветви деревьев, широким ковром покрывает лесные поляны, холмы и долины. Это хорошо видно на картине А. А. Борисова “Зимняя сказка ”.

В) Наш с вами современник Сергей Никандрович Сюхин – график, иллюстратор, вот такой видит нашу северную зиму.

Учащиеся рассматривают картину.

- Каким настроением проникнута картина? (радостным, счастьем)

9. – С какими художниками мы сейчас познакомились? Чьи картины Вам больше запомнились?

10. Физкультминутка.

- Какие поэты и писатели писали о зиме?

(Учащиеся отвечают: Федор Абрамов, Иван Полуянов, Дмитрий Ушаков, Тадеуш Плешак, Панов Р., Николай Рубцов).

12. Ознакомление с Северными писателями.

Федор Абрамов родился в д. Веркола Пинежского района. Во всех своих произведениях он писал о своей малой родине, о красоте северной природы и о людях, которые стали праобразами героев его произведений. И мы сегодня прочитаем его зарисовки о природе. Слайд 12

- Работать будем группами.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. Учитель выдает карточки с заданием, дети выполняют.

Представьте данную картину.

Декабрьский день. Каким Вы его представили? Расскажите.

Найдите в тексте слова, зачитайте, как писателю удалось передать, что декабрьские дни очень короткие?

Как автор называет утреннюю зарю? Найдите этот эпитет, зачитайте.

Размеры утренней зари? Зачитайте.

Как является солнце миру? Зачитайте.

Что бы Вы нарисовали на рисунке к этому рассказу?

13. Выступления учащихся от каждой группы.

- С какими рассказами Ф. Абрамова мы познакомились?

14. Работа на нетбуках.

- Сейчас я Вам предлагаю, нарисовать на нетбуках в программе Tux P а int иллюстрацию к любому из данных рассказов-зарисовок Абрамова.

Учащиеся работают на нетбуках в программе Tux P а int .

Результаты работы:

15. Физкультминутка для глаз.

16. Ознакомление с Северными поэтами. Слайд 13

- Наше путешествие по зимней сказке продолжается.

- Кому из животных всего труднее в зимние морозы?

- Конечно птицам. Мы сейчас прочитаем стихи нашего земляка, поэта, родившегося в селе Емецк Холмогорского района Николая Рубцова. У него есть цикл стихов для детей, их всего 12, и все они о животных.

Б) – Какие чувства вызвали у Вас эти стихотворения?

В) - Ч то за горе бывает у птиц зимой?

Д) – Какова главная мысль стихотворений Рубцова?

17. Создание своего стихотворения о зиме (синквейна). Слайд 14, 15

- Сейчас мы попробуем создать свое стихотворение о зиме - синквейн. Вспомним, как оно строится?

(Учащиеся отвечают, что синквейн создается следующим образом: первая строчка — существительное, вторая строчка — три прилагательных, третья строчка — три глагола, четвертая строчка — предложение о предмете, последняя строчка — существительное или словосочетание, отражающее главную мысль всего произведения.)

- Я Вам предлагаю зимнее слово ЗИМА… (Учащиеся совместно с учителем составляют синквейн, учитель записывает на доске.)

Волшебная, чудесная, удивительная —

Пришла, рассыпалась, восхитила,

Одела всю землю в праздничный наряд!

Учитель демонстрирует синквейн с таким же словом ЗИМА, но созданный заранее в программе Presi . com .

18. Итог урока.

– Вот и подошёл к концу наш урок. Каких северных художников запомнили?

- Рассказы какого автора мы сегодня читали?

- Стихи какого поэта слушали?


- Какое из заданий на уроке вы выполняли с удовольствием?
- Какое задание вам пришлось выполнить с затруднениями?
19. Рефлексия.
- Оцените своё настроение по окончанию урока с помощью снежинок (они у нас тоже необычные, сказочные): если настроение радостное, бодрое - розовая снежинка, если печальное, грустное – голубая снежинка.

-А на память о сегодняшнем уроке, я хочу подарить вам картинку-раскраску. Оживите снеговика, раскрасив его разными цветами. (Учитель дарит детям картинку-раскраску.)

Используемые электронные ресурсы:

Методические рекомендации к уроку литературного чтения

Учащиеся должны знать правила ТБ при работе с нетбуком, уметь работать в программе Tux P а int .


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15

Зим а! Волшебная, чудесная, удивительная - ишла, рассыпалась, восхити Одела всю землю в праздничный наряд! Красо та.


Слайд 16


Слайд 17


Полный текст материала Урок литературного чтения. "Зима в произведениях поэтов, писателей и художников Севера". 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

- Ключевое слово нашего урока прячется в кроссворде. Отгадав его, вы сможете его прочитать.

Разгадывание кроссворда по загадкам.

И листья, и травы, и заросли роз. (Моро з ) Вспоминают орфограмму парного согласного.

- Как не ошибиться в написании этого слова?

2) Покрутилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моем окошке. (Сне жи нка)

Повторяют орфограмму написания гласной буквы после шипящей.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель)

Белый гвоздь растёт,

Но как солнышко взойдет,

Гвоздь растает, упадет. (Сосулька)

- Прочитайте, какое слово получилось в выделенных клетках?

- Сегодня мы в гостях у волшебницы Зимы.

Развитие познавательных процессов.

1) Блиц – вопросы о зиме. Отвечайте быстро, не ошибаясь!

  • Назовите зимние месяцы.
  • Какой месяц год кончает, зиму начинает?
  • Какой зимний месяц самый короткий?

2) Расположите зимние месяцы в правильном порядке.

Февраль, декабрь, январь.

Быстрых санок бег…

Лепят снежный дом,

  1. Тема и цели урока.
  2. Красота зимней природы

Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и когда талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своим открытием. Он старается передать эту красоту красками, словами, звуками. И люди, которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают видеть и чувствовать эту красоту.

Зима хотела бы послушать, какой вы ее себе представляете? (Дети рассказывают по своим рисункам, с чем у них ассоциируется зима)

- На какие группы можно разбить все ваши представления?

а) Красота природы

в) Зимние забавы.

  1. Речевая гимнастика.
  1. ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.

ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!

- Похожи ли эти строчки на стихотворение? (ДА)

(Заканчивается одинаково – РИФМА).

Что такое рифма?

- Все ли слова произносятся одинаково? (НЕТ, тише - громче – С разной ИНТОНАЦИЕЙ.

- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.

- Попытайтесь прочитать с чувством радости.

Поэзия - это ещё одно открытие мира: то, что не замечал, становится явным; мимо чего пробегал, приоткрывает свою тайну.

- Как вам кажется, подходит эта формулировка к вопросу, что такое поэзия?

(Высказывания детей. Поэзия – стихи, произведения, написанные в стихотворной форме. Поэзия – красота и прелесть чего-либо).

(Дети проговаривают своё мнение, высказывают отличительные черты поэзии).

Дети: Поэт – тот, кому есть что сказать людям, у настоящего поэта есть наблюдение, впечатления и переживания, которые могут быть интересны и другим, представляют ценность для многих.

- Давайте сверим ваши представления о поэте с моими.

Поэт – тот, кто заставляет нас увидеть мир по-новому, по- другому, открывает нас самих.

- Вы согласны со мной, с моим мнением?

(Дети высказывают свою точку зрения).

- Каких поэтов вы ещё знаете? (Дети перечисляют).

(Пушкин, Есенин, Майков, Кольцов, Суриков, Блок, Фет…)

- Сегодня сравним произведения разных поэтов.

Поэзию нельзя представить без лирики природы.

В картинах природы в лирике И. Бунина чувствуется тревога, странность, напряжение. Он считал человека частью природы. Образ природы романтичен, одушевлён.

Стихи о зиме. (запись)

Часто в стихотворениях зиму называют волшебницей. Как вы думаете, почему?

V. Работа над выразительным чтением.

Приступим к работе над выразительным чтением стихотворения.

Какие правила выразительности чтения вы знаете?

(читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы).

- Правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова , которые будем выделять голосом при чтении . Там, где мя должны сделать паузу, поставим вот такой знак /

- Прочитайте это стихотворение, используя знания, которые вы сегодня получили.

В живописи используются те же приёмы, что и в поэзии: контраст, звукопись.

Представьте, что вы тоже художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению? (Небо голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли.).

Молодцы. Вы – мастера словесного пейзажа.

- А что означает слово пейзаж?

(Пейзаж – картина природы.

3.Подготовка к выразительному чтению. Речевая гимнастика.

-Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать во время чтения.

Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки. Повторяем 3 раза.

- К какой теме не рассказали стихотворение?

Ребята читали стихотворения поэтов, которые не являются нашими современниками. Раньше Новый год так широко не праздновали, как сейчас.

4. Работа по усвоению произведения.

1) Введение в тему.

7. Минутка отдыха для глаз. Представление под музыку.

Ребята, закройте глаза и представьте себе поля, леса, покрытые белым снегом, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - блестящий.

- А теперь, представьте, что на ваши реснички упали снежинки.

Работа по отработке выразительности чтения.

– О каком времени года говорили на уроке?

- Что нового узнали?

  1. Подведение итогов, разбор домашнего упражнения.

- Какие мысли, чувства пробудил у вас урок?

Что узнали для себя нового?

Выучить стихотворение наизусть.

Выразительно читать и нарисовать иллюстрацию.

Сочинить своё стихотворение о зиме.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100").




Литературный вечер на тему: «Мои любимые стихи русских поэтов о Родине".

Пояснительная записка. Форма проведения – устный журнал.Цель: формирование гражданственности, ответственности, желание быть полезным своей стране, чувство гордости за свою Родину.Задачи:1. .


В основу занятия положена музыка из произведения П.И.Чайковского "На тройке". Она является фоном для начала занятия и звучит то громче, то тише, что создает определенную атмосферу в зале. В каждом из стихов своя музыка, свои интонации, своя мысль, свое чувство. И чтец должен донести до слушателей свое понимание каждого слова, каждой строки.

ВложениеРазмер
zima_v_proizvedeniyah_russkih_hudozhnikov_poetov_i_kompozitorov_konspekt.zip 16.65 КБ

Предварительный просмотр:

М осковская область, город Ступино

МСОУ (коррекционная) школа-интернат VIII вида

учитель начальных классов

Беспалова Любовь Владимировна

Зима в произведениях русских художников, поэтов и композиторов.

Само название занятия говорит о его содержании. В основу занятия положена музыка из произведения П.И.Чайковского "На тройке". Она является фоном для начала занятия и звучит то громче, то тише, что создает определенную атмосферу в зале. В каждом из стихов своя музыка, свои интонации, своя мысль, свое чувство. И чтец должен донести до слушателей свое понимание каждого слова, каждой строки.

Цели: воспитание любви к творческому наследию наших великих людей, формирование эстетических вкусов, убеждений, развитие художественных склонностей и задатков

(Тихо, словно издали, слышатся звуки музыки, исполняется начало произведения Чайковского

"На тройке" из детского альбома.)

Ведущий: Зима! С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо, падает, ложится.

А под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Учитель: Как просто, красиво сумел передать начало зимы русский поэт Иван Суриков

Ведущий: Внимательно посмотрите, ребята, на эту картину. Вы видите первый зимний день. Первый снег! Он медленно ложится на землю белыми хлопьями! Снег покрыл крыши домов. И сало все кругом светло и радостно. И хочется бежать по первому снегу и поиграть в снежки.

Ученица: Я расскажу вам о ней от лица девочки.

Наступило утро. В комнате было необыкновенно светло. Яркий свет шел из окон. Что же это такое? Брат успел одеться, а я только накинула платок. Мы выбежали на крыльцо. Во дворе все было бело. Ночью выпал снег. Он покрыл, тонким слоем и дома, и заборы, и землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. И лишь у забора оста лась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-черная ворона, тоже радуясь снегу. Мы смотрели на все с удивлением и радостью. Как волшебно изменилась природа от первого снега.

Ученица: Я расскажу вам о ней от имени вороны.

Я была так рада, когда выпал первый снег. Я сто яла под березой, и было видно, что она тоже радуется первому снегу. Она расставила свои ветки, и на них падал снег. Вдалеке шел человек с санями, он тоже хотел испробовать первый снег.

Вдруг я увидела, что из избушки, что стояла рядом с березой, выбежал мальчик. Он огляделся, и, увидев, что всю деревушку завалило снегом, позвал свою сест ру. Долго они радовались первому снегу. Я посмотрела на небо, оно было темно-фиолетово го цвета и отражалось на снегу. По сугробам рассыпа лись розовые, фиолетовые, голубоватые полосы.

Я была так рада, и мне не верилось, что снег нако нец-то выпал. Поэтому я все время клевала его. В то утро я съела немало снега, протоптала немало доро жек. Первому снегу и вороны всегда рады.

Ученица: Я расскажу вам о ней от имени березы.

Осень кончается. Ночью холодно, зябко. Корни в голой земле начинают замерзать. Под утро воздух стал чуть помягче, и мой сосед — куст перестал дро жать от ветра. И утро наступило как будто рань ше — выпал первый снег. Когда его будет много, мне станет тепло, и я усну до весны. А пока полюбуюсь, как землю покрывают мягкие и пушистые сугробы. Похожий на белых бабочек снег кружится в воздухе. Удивленные неожиданным преображением природы, выбежали из дома наспех одетые дети. Когда я сто яла в великолепном золотом наряде, они любовались моей красотой. Сейчас у меня появился новый наряд — блестящий, переливающийся. Опять прилетела воро на, но не видно уже под белым пухом ни жучков, ни сухих паучков, упавших с моих веток. Сок все медленнее течет от моих корней к веткам, засыпает. Низко нависло сине-фиолетовое и тяжелое от множества пуховых снежинок небо. Как красиво и бело становится вокруг, будто одеялом пуховым уку тывается природа

Ночь прошла. Рассвело.

Нет нигде ни облачка.

Воздух легок и чист,

И замерзла река.

На дворах и домах,

Снег лежит полотном.

И от солнца блестит

На безлюдный простор,

Смотрит весело лес,

Из-под черных кудрей.

Ведущий: Леса, поля, деревья и кустарники оделись в новый наряд. Не шумят ветви, они густо поникли под тяжестью снежного платья. А вот гордо стоят ели, они стали еще пышнее и наряднее .

Эту картину написала художница Лидия Бродская. Вы видите лес околдованный чародейкой зимой. Он стоит неподвижно, но глядя на эту картину, вы скажете что в нем есть жизнь. Кажется, вот сейчас на полянке появится заяц и быстро скроется в пустой чаще леса. Или по веткам пробежит белка, заколышутся пушистые ветви ели и с них упадет снежная пыль.

Околдован лес стоит,

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован

Не мертвец и не живой.

Сном волшебным очарован.

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью вековой.

Солнце зимнее ли плещет

На него свой луч косой -

В нем никто не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет,

Печальная береза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она.

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, -

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю три денницы

А замечать на ней,

И жаль мне если птицы

Стряхнут красу с ветвей.

Ведущий: Любимый герой детей в русских народных сказках Дед Мороз. Великий русский поэт Некрасов изображает его веселым, могучим чародеем, повелителем снегов и метелей.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи.

Мороз - воевода, дозором,

Обходит владенья свои.

Глядит: хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах

И крепко ли скованны льдины,

В великих и малых водах?

Идет, по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Ведущий: Кто из вас не любит русскую зиму? Она дарит нам снежные дорожки для лыжных прогулок, серебристый лед, свежий, здоровый воздух.

Вот моя деревня.

Вот, мой дом родной.

Вот качусь я в санках.

Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Под гору в сугроб.

И друзья - мальчишки,

Все лицо, и руки,

Залепил мне снег.

Мне в сугробе горе,

А как хорош пушистый снег!

Летящий с высоты!

Он повисает на ветвях

Как белые цветы.

Звенят сосульки в тишине.

Уснули реки подо льдом,

Под снегом спят поля.

Рисует поутру мороз.

Друзья, хорошая зима,

У нас в родной стране!

Ведущий: Нам не страшен мороз, снежная вьюга, смело выходим в лес на лыжную прогулку. На каток, на ледяные горки.

А я не мерзну, нет!

Катаюсь на коньках,

Мне солнце шлет привет

Ныряя в облаках.

Пусть ветер верховой

Гоняется за мной!

Мороза не боюсь.

От ветра отобьюсь!

Ты у нас краса и слава,

Наша сила и казна,

Наша бодрая забава,

Прошли зимние каникулы, в феврале зима еще в полном разгаре, но день уже заметно прибавился и солнышко стало понемногу пригревать. В полдень с крыш начинает капать, а к вечеру под окнами свисают длинные сосульки. Значит, дело идет к весне. А наше занятие заканчивается.

Молодцы, ребята. Порадовали мы зиму, порадует и она нас снежком пушистым, морозцем бодрым, а иногда и оттепелью.. Надеемся, что вы получили огромное удовольствие от увиденного. Желаем вам всем успеха во всем! До свидания, до новых встреч!"

  1. Сочинения по картинам в начальных классах; Воробьева В.И.; АСТ; 2006 г.; 220 стр.;
  2. Под большим шатром голубых небес. Стихи русских поэтов/Сост. Никулина М. П. – Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во. 1992 г. – 304 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима в произведениях русских поэтов, художников и композиторов.

Это внеклассное мероприятие знакмит детей с русскими поэтоми, художниками и композиторами. которые воспевают зиму.


Конспект внеклассного занятия "Сказка в произведениях русских художников"

Вашему вниманию предоставляется конспект внеклассногозанятия по теме "Сказка в произведениях русских художников". Материал предусмотрен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вид.


Поэтический вечер в 3 класе.Ученики знакомятся с произведениями русских писателей и композиторов. Мероприятие проводилось перед зимними каникулами. Учащиеся зарание знакомились с произведениями .


Целью урока является формирование умения видеть образные языковые средства; совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки ан.


Красота родной природы в творчестве русских художников, поэтов, композиторов. Осенний пейзаж.

Урок изобразительного искусства.


В презентации "Волшебница зима" собраны отрывки из произведений великих русских поэтов о зиме.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Дата: _________

Триединодидактическая цель:

Воспитывающий аспект: воспитывать способность, желание увидеть в литературе, музыке, в картинах художников всю красоту зимней природы;

Развивающий аспект: развивать навыки выразительного чтения.

Метапредметные УУД:

познавательные действия: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы тексте; устанавливают причинно-следственные связи;

регулятивные действия: самостоятельно оценивают правильность выполнения действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану;

коммуникативные действия: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: классно-урочная

Межпредметные связи: технология, музыка

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

Проверка организации рабочих мест.

Вот и прозвенел звонок, начинаем наш урок.

Эмоциональный настрой

На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.

Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Стихи русских поэтов о зиме. У природы нет плохой погоды.

Цель: Ознакомить с русской классической поэзией о зиме. Учить определять в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении.

Развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову.

Прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: ИКТ, слайды с изображением русской природы

У природы нет плохой погоды. Стихи русских поэтов о зиме. (слайд №1)

Сегодня вы должны научиться отстаивать своё мнение и с помощью стихотворений русских поэтов доказать:

За что мы любим зиму и почему некоторым она не нравится? ( слайд №2).

Урок у нас будет необычный. Мы проведем литературный ринг.

-Кто знает, что такое ринг?

Наш литературный ринг состоит из двух раундов, только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях с помощью слов.

В нашей игре примут две команды, давайте дадим командам названия. Пусть первая команда называется- ЗА, а вторая –ПРОТИВ.

Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшем, необходимы строгие судьи-жюри. Сегодня членами жюри согласились быть( представление членов жюри).

Итак, команды готовы? Жюри на своём боевом посту. Наша встреча начинается.

Чтобы определить, кто начнёт первый, отгадайте, какие пословицы зашифрованы.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Много снега – много хлеба. (слайд №3)

3. Актуализация опорных знаний.

Раунд первый – Словесная дуэль (слайд №4)

Каждая команда приводит примеры, за что мы любим зиму и за что она не нравится некоторым людям.

Чтобы подвести итог словесной дуэли посмотрим, верны ли ваши утверждения.

Внимание на экран ( слайд№5, изображение зимней природы)

Если на картине за-хлопаем, против- топаем.

Пока жюри подводит итог первому раунду – отдохнём.

5.Знакомство со стихотворениями русских поэтов.

Раунд второй – литературный поединок( слайд №6)

В этом раунде вы должны с помощью стихотворений русских поэтов, доказать справедливость и правоту своих утверждений.

Жюри предстоит нелёгкое решение-оценивать не только знания стихотворений, но и выразительность чтения.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей,вогруг холмов;

Брега с недвижную рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика;

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами

Ещё ты дремлешь, друг прелестный- Великолепными коврами,

Пора, красавица, проснись: Блестя на солнце, снег лежит;

Открой сомкнуты негой взоры Прозрачный лес один чернеет,

Навстречу северной Авроры, И ель сквозь иней зеленеет,

Звездою севера явись! И речка подо льдом блестит.

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине и горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

Поёт зима- аукает, А по двору метелица

Мохнатый лес баюкает Ковром шелковым стелется,

Стозвоном сосняка. Но больно холодна.

Кругом с тоской глубоко. Воробышки игривые,

Плывут в страну далёкую Как детки сиротливые,

Седые облака. Прижались у окна.

Озябли пташки малые, И дремлют пташки нежные

Голодные, усталые, Под эти вихри снежные

И жмутся поплотней. У мерзлого окна.

А вьюга с ревом бешеным И снится им прекрасная,

Стучит по ставням свешенным В улыбках солнца ясная

И злится всё сильней. Красавица весна.

Спасибо, я думаю, что каждая из команд доказала свои утверждения. Действительно, зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты, наблюдая картины природы, придумали образные сравнения, чтобы подчеркнуть красоту зимы. Но к сожалению, зима приносит не только радость, праздник. Зима приносит с собой морозы и вьюги. Тяжело приходится животным и птицам.

Ну, а теперь слово жюри.

Мы много говорили о зиме, о русской зиме, а скажите, что же приносит самого радостного нам она?

-Правильно Новый год, который вы ждёте с нетерпением.

-Давайте посмотрим, как же наш город готовится к Новому году.(слайды).

-А как мы готовимся к празднику?

-Работаем в мастерской Деда Мороза.

-Пишем стихи. (слайды).

Ну, что же наш урок подходит к концу.

-Чему учились на уроке?

-Какие произведения прозвучали у нас на уроке?

-Что нового узнали?

На уроках чтения вы закончили читать стихи о зиме. Сегодня мы обобщили знания. Следующий урок внеклассного чтения мы проведём в библиотеки.

-Ну, а теперь сюрприз!

Учитель начальных классов г.Троицк

Конспект урока литературного чтения

Тема: Стихи русских поэтов о зиме. У природы нет плохой погоды.

Цель: Ознакомить с русской классической поэзией о зиме. Учить определять в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении .

Развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову.

Прививать любовь к русской поэзии, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: ИКТ, слайды с изображением русской природы

У природы нет плохой погоды. Стихи русских поэтов о зиме. (слайд №1)

Сегодня вы должны научиться отстаивать своё мнение и с помощью стихотворений русских поэтов доказать:

За что мы любим зиму и почему некоторым она не нравится? ( слайд №2).

Урок у нас будет необычный. Мы проведем литературный ринг.

-Кто знает, что такое ринг?

Наш литературный ринг состоит из двух раундов, только соревноваться вам надо будет не в кулачной силе, а в литературных знаниях с помощью слов.

В нашей игре примут две команды, давайте дадим командам названия. Пусть первая команда называется- ЗА, а вторая –ПРОТИВ.

Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшем, необходимы строгие судьи-жюри. Сегодня членами жюри согласились быть( представление членов жюри).

Итак, команды готовы? Жюри на своём боевом посту. Наша встреча начинается.

Чтобы определить, кто начнёт первый, отгадайте, какие пословицы зашифрованы.

Мороз не велик, а стоять не велит.

Много снега – много хлеба. (слайд №3)

3. Актуализация опорных знаний.

Раунд первый – Словесная дуэль (слайд №4)

Каждая команда приводит примеры, за что мы любим зиму и за что она не нравится некоторым людям.

Чтобы подвести итог словесной дуэли посмотрим, верны ли ваши утверждения.

Внимание на экран ( слайд№5 , изображение зимней природы)

Если на картине за-хлопаем, против- топаем.

Пока жюри подводит итог первому раунду – отдохнём.

5.Знакомство со стихотворениями русских поэтов.

Раунд второй – литературный поединок( слайд №6)

В этом раунде вы должны с помощью стихотворений русских поэтов, доказать справедливость и правоту своих утверждений.

Жюри предстоит нелёгкое решение-оценивать не только знания стихотворений, но и выразительность чтения.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей,вогруг холмов;

Брега с недвижную рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Сквозь волнистые туманы

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика;

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Мороз и солнце; день чудесный! Под голубыми небесами

Ещё ты дремлешь, друг прелестный- Великолепными коврами,

Пора, красавица, проснись: Блестя на солнце, снег лежит;

Открой сомкнуты негой взоры Прозрачный лес один чернеет,

Навстречу северной Авроры, И ель сквозь иней зеленеет,

Звездою севера явись! И речка подо льдом блестит.

Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.

И стоит берёза в сонной тишине и горят снежинки в золотом огне.

А заря , лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром.

Поёт зима- аукает, А по двору метелица

Мохнатый лес баюкает Ковром шелковым стелется,

Стозвоном сосняка. Но больно холодна.

Кругом с тоской глубоко. Воробышки игривые,

Плывут в страну далёкую Как детки сиротливые,

Седые облака. Прижались у окна.

Озябли пташки малые, И дремлют пташки нежные

Голодные, усталые, Под эти вихри снежные

И жмутся поплотней. У мерзлого окна.

А вьюга с ревом бешеным И снится им прекрасная,

Стучит по ставням свешенным В улыбках солнца ясная

И злится всё сильней. Красавица весна.

Спасибо, я думаю, что каждая из команд доказала свои утверждения. Действительно, зимняя природа радует глаз светлыми праздничными красками. Многие поэты, наблюдая картины природы, придумали образные сравнения, чтобы подчеркнуть красоту зимы. Но к сожалению, зима приносит не только радость, праздник. Зима приносит с собой морозы и вьюги. Тяжело приходится животным и птицам.

Ну, а теперь слово жюри.

Мы много говорили о зиме, о русской зиме, а скажите, что же приносит самого радостного нам она?

-Правильно Новый год, который вы ждёте с нетерпением.

-Давайте посмотрим, как же наш город готовится к Новому году.(слайды).

-А как мы готовимся к празднику?

-Работаем в мастерской Деда Мороза.

-Пишем стихи. (слайды).

Ну, что же наш урок подходит к концу.

-Чему учились на уроке?

-Какие произведения прозвучали у нас на уроке?

-Что нового узнали?

На уроках чтения вы закончили читать стихи о зиме. Сегодня мы обобщили знания. Следующий урок внеклассного чтения мы проведём в библиотеки.

Читайте также: