Журавль и цапля конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

    – Различать народные и авторские сказки; – сравнивать русские народные сказки и сказки народов мира; – различать реальные события и волшебные; – сочинять сказки с героями народных сказок; – выбирать в библиотеке книги на заданную тему (о животных); – знать 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных.

– А на какую русскую народную сказку она похожа? (Лисичка-сестричка и волк.)

– Сравните африканскую и русскую сказки.

– Дополним таблицу. (Ученики работают на листочках, учитель на интерактивной доске.)



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· подробнее поговорим о бытовых сказках;

· поговорим про сказки о животных;

А чтобы нам не было скучно, мы опять наведаемся в гости к Косте и его дедушке.

– А у нас случайно нет больше волшебных сказок? – поинтересовался Костя, роясь в книгах на полках.

– А тебе зачем? – спросил дедушка.

– Просто я тут решил вспомнить детство и перечитать волшебные сказки, – отозвался Костя. – Особенно героические. Ты рассказал о них так много интересного. И в них так много волшебства!

Мы говорили о том, что в героических сказках часто отражалась борьба русского народа с врагами.

А вообще-то волшебные сказки отличают тем, что в них есть волшебные превращения, путешествия героев, колдуны и маги и волшебные предметы.

– Поэтому читать волшебные сказки так увлекательно, – продолжил Костя. – Так что все, что у меня было, я уже прочитал. Где бы достать ещё?

– У нас есть книга, где собраны бытовые сказки и сказки о животных, – заметил дедушка. – Не хочешь ли заново познакомиться с ними?

– Но ведь там ни волшебных превращений, ни колдунов, ни сражений… - приуныл Костя.

– Но все-таки, эти сказки очень интересны, – улыбнулся дедушка.

– Верно, - улыбнулся дедушка. – Быт – это повседневный привычный образ жизни людей.

Быт не у всех людей одинаков. И так было всегда. Дворяне, крестьяне, купцы, солдаты, священники, бродяги – у всех была своя жизнь. Вот о том, как они жили, как общались между собой, и повествуют сказки. Бытовые сказки – это те же летописи, только дела в них не военные, а мирные, обычные.

Барин, привыкший к роскоши, сытным обедам, мягкой постели, плохо спит ночами. Почему? Всё очень просто. Барин целыми днями ничего не делает. Он здоров и силён, полон сил. И силы эти ему девать некуда: поздно встал, хорошо поел, отдохнул, опять поел, опять отдохнул… От безделья и не спится ночью на перинах и подушках.

Солдат же целыми днями трудится. То походы, то учения, то работы по приказу командира. Тут уж не до удобств – была бы возможность просто отдохнуть. Да и откуда удобства в казарме или в походе? Именно эту разницу в жизни барина и солдата показывает сказка.

Сказка смеётся над глупостью барина и одобрительно усмехается находчивости солдата. Даже полковой командир, убедившись в том, что солдат не обманул барина, не только не наказал солдата, но наградил его.

Вся суть сказки выражена в словах командира, который сам не понаслышке знает солдатскую жизнь:


Какие же признаки бытовой сказки мы можем выделить?

· В центре сюжета – обычная жизнь.

· Эти сказки короткие, они рассказывают об одном-двух эпизодах из жизни.

· В сказке обличается лень барина, отмечается трудолюбие и находчивость простого народа.

То есть, можно сказать, что у такой сказки – обличительная направленность.

– Надо же, как интересно, – удивился Костя. – Эти сказки немного напоминают сценки-юморески, правда? Те самые, которые можно увидеть по телевизору: там и о злой тёще, и о глупых богачах…

– Совершенно, верно, - улыбнулся дедушка.

– А сказки о животных? – спросил его внук. – На что похожи они? Уж их-то сочиняли просто для смеха?

– Нет, – ответил дедушка. – Сказки о животных – это зеркало, которое отражает жизнь людей.

В этих сказках в завуалированной форме как раз и показана жизнь людей. Это достигается при помощи приёма аллегории, совсем как в баснях. И именно поэтому


«Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:

Пусти, брат, погреться.

Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

При помощи иносказания в сказках о животных изображаются пороки людей. В таких сказках порицается трусость, глупость, жадность, хвастовство, лицемерие и так далее.


«Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званный пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

Покушай, голубчик куманек,сама стряпала.

При этом часто бывает так, что каждое животное в таких сказках выступает как олицетворение какой-то одной черты. Например, лиса – хитрая, медведь – неуклюжий, волк – жадный, заяц – трусливый…

– Конечно! – улыбнулся Костя. – Там журавль и цапля всё время ходят сватать друг друга и никак не могут пожениться.

– Не могут найти общего языка.

Именно непонимание, вернее, нежелание понять друг друга ложится в основу сюжета. Но что же мешает журавлю и цапле понять друг друга?

Каждый из них считает себя лучше другого. Они не уважают друг друга.

Вот как цапля отвечает на сватовство журавля:

Но ведь и сватовство было не самым вежливым:
«– Дома ли цапля?

Да и жениться они хотят от скуки:

Эти соседи с самого начала не очень-то хотели часто видеться: их избушки на разных концах болота, семь вёрст разделяют их.

Какие черты мы можем увидеть в героях?

Цапля капризна, судит соседа по внешности и разговаривает с ним грубо:

Журавль обидчив и тоже груб с цаплей:

«Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!

Самолюбие и эгоизм – вот главная причина того, что журавль и цапля не могут создать семьи. Они не хотят уступить друг другу, забыть обиду. И вот это нежелание и неумение прощать делает ситуацию безвыходной:

Интересно, что финала у сказки нет и не предвидится. Для того, чтобы сказка закончилась, нужно, чтобы герои поумнели и отбросили свои надуманные обиды. Как вы думаете, может такое произойти?

Так какие признаки сказки о животных мы можем выделить?

Основной признак: главными героями являются животные. Они умеют говорить и ведут себя как люди. В сказке в иносказательной форме изображаются пороки людей.

– Дедушка! – воскликнул Костя. – А ведь такое и правда могло быть у людей. Даже у друзей: ходят – ходят и никак не помирятся, хотя и помириться хочется… В сказках столько всего скрыто!

– Действительно, – согласился дедушка. – Бытовые сказки и сказки о животных тоже могут быть поучительными.

– Согласен, – кивнул Костя. – Сейчас же начну их перечитывать.

Так что же мы должны сегодня запомнить?

В центре сюжета – обычная жизнь.

Сказка короткая, она рассказывает об одном-двух эпизодах из жизни.

Обличительная направленность сказки.

Главные герои – животные.

Животные умеют говорить и ведут себя как люди.

В сказке в иносказательной форме показываются пороки и вообще черты людей.

Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая. Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

– Дай, пойду, посватаюсь к цапле!

Пошёл журавль, – тяп-тяп! – семь вёрст болото месил.

Приходит и говорит:

– Выдь за меня замуж!

– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошёл журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

Приходит к журавлю и говорит:

– Журавль, возьми меня замуж!

– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

Приходит и говорит:

– Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошёл журавль домой. Тут цапля раздумалась:

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению. Урок соответствует ФГОС.

Конспект урока по литературному чтению

Тема: Русская народная сказка

учитель начальных классов

Тарасенко Наталья Николаевна


Цель: познакомить со сказкой, помочь овладеть читательскими умениями, обогащать читательский опыт учащихся.

Задачи: включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах, группах.

Личностные УУД:

-понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

-самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями сказки;

-самоопределение-личностное, профессиональное,жизненное самоопределение;

-смыслообразование-установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:

-понимание и постановка учебной цели;

- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением;

-оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-самостоятельное выделение и формирование познавательной учебной задачи;

-осознанное и призвольное построение речевого высказывания;

-восприятие прослушанного и прочитанного произведения;

-поиск и выделение нужной информации о героях и их поступках;

-умение работать с текстом произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, понимать состояние героев и выражать своё отношение к их поступкам;

-постановка и формулирование проблемы , самостоятельное создание алгоритмов своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

-слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передовая особенности образов героев;

-умение аргументировано строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Предметные УУД:

-овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

-воспитание интереса к чтению;

-овладение устной и письменной коммуникативной культурой.

1)Организационный момент:

Прозвенел и смолк звонок,

Тихо девочки за парты сели,

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

2)Актуализация знаний:

- Ребята, расскажите, какие жанры устного народного творчества вы знаетё?

-Поговорим о сказках.

- Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, богатырские, о животных, бытовые)

- Кто их придумывает? (автор или народ)

- Много ли сказок на свете?

-Какие сказки знаете вы? (Дети перечисляют названия нескольких сказок).

3)Изучение нового материала:

-А какая тема сегодняшнего урока? (Сказка.)

-А вот о чём эта сказка вы узнаете, когда отгадаете загадки (Дети отгадывают загадки…):

1. Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)

2. Она целый день в работе,
Ловит лягушат в болоте.
На ходулях, клюв, как сабля.
Кто скажите это? .
(Цапля)

- Журавль и цапля – это кто? (Птицы, живущие на болоте).

4)Беседа по вопросам: (Ответы детей полные по сказке):

- С чего начинается сказка?

-Какие слова в присказке повторяются?

- Что происходит в сказке? (Журавль и цапля живут на одном болоте, на разных его концах, далеко друг от друга. В одиночку жить скучно. Первым задумался журавль, решил жениться на цапле и пошел к ней свататься.)

- Получилось ли у журавля исполнить задуманное? (Нет)

-Какими вы представляете героев сказки?

-Как они говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте.

-Найдите в тексте диалоги журавля и цапли, чем они похожи и чем различаются?

-О чём эта сказка? (О том, что нельзя всё время сомневаться, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.)

-Как вы считаете закончилась ли сказка? Нет. В сказке говорится, что журавль и цапля так и ходят по очереди друг к другу и никак не могут прийти к согласию.

Несчастен тот, кто сомневается.
Семь раз отмерь – один раз отрежь.

4)ФИЗМИНУТКА

5) Чтение сказки учащимися по ролям.

6)Осмысление и закрепление

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях. Стр.17 (1-3).

7)Итог урока. Рефлексия.

- Что нового ты узнал на уроке?

- Если урок понравился, и вы всё выполнили самостоятельно, поднимите зелёную карточку.

-Если урок понравился, но вы выполнили задания с ошибками, поднимите синюю карточку.

Урок

Работа с понятиями Сказка о животных – это…

Работа с понятиями Сказка о животных – это…

Работа с понятиями

Сказка о животных – это…

Бытовая сказка – это…

Работа с понятиями Сказки о животных – это сказки, героями которых выступают животные

Работа с понятиями Сказки о животных – это сказки, героями которых выступают животные

Работа с понятиями

Сказки о животных – это сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера.

Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

Что мы будем изучать?

Как вы думаете? Проблемные вопросы

Как вы думаете? Проблемные вопросы

Как вы думаете? Проблемные вопросы

Почему народ героями своих сказок делал животных?

Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?

Актуальность Сказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение моральных норм

Актуальность Сказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение моральных норм

Сказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение моральных норм.

Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.

Цель Изучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки о животных для ответа на проблемный вопрос (стр

Цель Изучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки о животных для ответа на проблемный вопрос (стр

Этапы работы на уроке

Хочет жениться, потому что скучно жить одному

Остаётся одиноким, страдает

Хочет выйти замуж, потому что скучно жить одной

Просит взять в жёны

Остаётся одинокой, страдает

Вывод:
Объясните, почему журавль и цапля остались одинокими?
Какие качества помешали героям быть вместе?
Как вы понимаете, что такое самолюбие?

Спать на мягкой постели

Покупает у солдата шинель за 25 рублей

Шинель жёсткая, для постели не годится

Ругает мужа за покупку шинели

Убедилась в том, что была права

Похвастаться тем, что может обходиться малым

Хвалит свою шинель

Остаётся одинокой, страдает

Разобраться, кто прав, а кто виноват

Работа по тексту сказки – стр. 40-41.

Вывод:
Объясните, почему солдату шинель была и периной, и подушкой,
и одеялом, а барин не смог на ней спать?
Какие качества солдата позволяют ему выйти
Из этой ситуации победителем?
Какие качества мешают барину сделать шинель своей постелью??

Общее и различие волшебной и бытовой сказки

Сказка
В конце – мораль
Разговорный стиль
Хорошо - плохо

Сказка
В конце – мораль
Разговорный стиль
Хорошо - плохо

Читайте также: