Жить во благо себе и другим конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Зачем творить добро?
Автор: Бердник Галина Станиславовна, учитель начальных классов КОУ ХМАО-Югры "Ларьякской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
Цель урока: формировать представление учащихся о добре и зле как этических норм поведения.
Задачи:
Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.
Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.
Воспитывающая: Воспитание положительных качеств личности.
Требования к результатам обучения
-личностные:
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: душевная радость, сопереживание, добро и зло;
-метапредметные:
овладение способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение навыками осознанного построения речевых высказываний;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные:
знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: беседа, словарная работа, работа с текстом, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор.
Раздаточный материал: карточки со словами для работы в группах.
Орг. момент.
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись, тихо сели.
- К нам пришли гости, которые хотят посмотреть,
как мы дружно работаем на уроке, учимся и получаем новые знания.
- Сегодня отправляемся в интересный мир православной культуры.




Словарная работа.
- Посмотрите, на экране, в столбик, записаны слова. Прочитаем по цепочке.
(трусость, сострадание, жестокость, терпение, любовь, забота, зависть, эгоизм, жадность, лень, дружба, отзывчивость, безответственность).
- Какие из этих слов вам непонятны. Разберем их значение.
- Переверните листочки. Распределите стрелочкой значения слов относящиеся к добру и злу. (Выполнение работы учащимися).
- Обменялись листочками, проверяем друг друга. Если все верно ставим веселого смайлика, есть ошибки - грустного смайлика.
- Зачитайте слова, относящиеся к добру, злу.
- Какими другими словами можно заменить слова добро и зло.
(хорошо и плохо)
- Какого человека можно назвать хорошим?
(который помогает всем, умеет дружить, заботится, вежливо и порядочно себя ведет, любит животных, уважает старших)
- А про какого человека говорят, что он злой?
(это человек ругается, дерется, всех обижает, не слушается).

- А с каким человеком вам больше хотелось бы общаться: с добрым или злым?
- Скажите, а вы какие?
- Я знаю, что вы дружно общаетесь между собой, не говорите плохих обидных слов друг другу… почти. Стараетесь помочь в нужный необходимый момент, выручаете друг друга. Проявляете заботу по отношению к девочкам, младшим ребятам, женскому полу.


- Но иногда, зло может замаскироваться под добро, предлагая нам много всего привлекательного заманчивого. Очень часто хочется пойти за злом, т.к. оно не заставляет нас прикладывать усилий. Но добро дает нам силы, а зло питается нами, нашей душой. Хотя сразу этого не видно. Поэтому нужно уметь распознавать зло, которое исходит от плохих людей.
Добро любит, зло ненавидит.
Добро помогает, зло разрушает.

- А как вы думаете, чего в мире больше: добра или зла?
Можно человека заставить быть добрым?
Можно ли стать добрым на время?
Нужно ли быть добрым к любому человеку?
Легко ли быть добрым?
Есть ли у вас желание делать добрые дела?

-Какие поступки совершать легче: добрые или злые? Почему?
Для чего совершают добрые дела?
А вы совершали добрые поступки?
Физминутка.
А какие?
(физ-минутка: встать в круг, рассказать про добрые поступки,
обняться, говорят, человек, умеющий обнимать - хороший человек)
- Когда вы кому-то помогали, какие чувства вы испытывали?
- А когда помогали вам, что вы ощущали?

- А если за ваше доброе дело заплатили - это будет считаться добрым поступком?
Как совершаются добрые дела (бескорыстно, без отдачи).
Значит доброту за деньги приобрести нельзя. Так же как и дружбу и любовь за деньги не купишь.
- А готовы ли вы совершать добрые поступки, заранее зная, что об этом никто не узнает, не увидит, не заметит?
- А почему?
- Иногда совершать добро намного труднее, чем зло, потому что для этого приходиться отказать себе в чем-то, своим личным интересам.
Открытие нового знания.
- Со словом добро связано много значимых слов, самых главных слов, без которых жизнь человека невозможна.
Образуйте от слова добро сложное слово, отвечающее на вопрос какой?
Например: добро + душа = добродушный
(сердце, порядок, совесть, нрав, желание)
- В каждом из этих слов присутствует какое слово? (добро).




- Почему же в православной культуре так высоко ценится именно умение творить добро. Разберем.
- На доске заповеди, которые мы будем изучать позже по нашему предмету.
Посмотрите, может некоторые вам знакомы, слышали где-то?
Любовь есть Бог.
Любите врагов ваших.
Не судите, да не судимы будите.
Не отвечай злом на зло.
Возлюби ближнего своего.
Уважай отца своего и мать свою.
Возлюби ближнего своего, как самого себя.
Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища не небе.
Золотое правило нравственности: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
- Основываясь на этих заповедях построена вся христианская вера.
Где есть любовь, там и будет добро. Помогать ближним это одно из главных деяний православного ( верующего) человека. А ближний это не только наши родные и знакомые. Это любой человек, который нуждается в помощи.
Вот эти заповеди будем ближе изучать в дальнейшем.
Первичное закрепление.
-Сейчас просмотрим небольшой видео ролик, про ребят вашего возраста. Просмотрев, поделитесь со мной своими впечатлениями.
(Просмотр видео ролика)
- Какое чувство вы испытали посмотрев ролик?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
- Обратили внимание на настроение мальчика в начале и конце ролика?
Сначала грусть, и нет никакого возмущения, что его посуда пуста, но вернувшись обратно, меняется настроение ребенка. Не только его, но и того мальчика, который с ним незаметно поделился.



- Поверните лист, где нарисовано дерево.
Допишем определение к нашей теме урока.
Добрые поступки - совершают… (бескорыстно)
Добрые поступки - делают… (нас счастливыми, радостными)
Добрые поступки - приносят… (людям радость)
-Радость, а я вам скажу даже какую - духовную. Это новое слово, где духовная радость подразумевает что… Духовная от какого слова (душа).
-А где душа у нас? (внутри). Это внутренний мир человека. Когда совершаем добрые поступки, то себе и людям приносим духовную радость.
Допишите новое словосочетание - духовная радость.
- Осталось одно определение. Чтобы ответить на вопрос "Зачем творить добро"
Добро всегда…(побеждает, возвращается)



Домашнее задание.
Дописать или нарисовать свою ассоциацию, т.е. с чем сравнить
Добро - это постройка , то какая…
Добро - это цвет, то какой …
Каждый делает свое на своем листочке.
А что бы помочь выполнить задание просмотрим еще один видеоролик. Смотрим. (стихотворение в слайдах)
Итог.
- Скажите одним предложением. Зачем творить добро?
(Приносить радость, быть счастливым, радоваться жизни, жизнь дана на добрые дела).
- Так говорят: злых людей нет на свете, есть только несчастливые.
Так говорят: сделав доброе дело - забудь, получив -помни.


На этом уроке мы вспомним, что жизнь священна, человек рождён для добра, а милосердие – это одно из самых главных правил жизни. Но как же, исходя из этих истин, должен жить каждый человек? На этот и много других вопросов мы ответим в ходе урока.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Жить во благо себе и другим"

Вы уже знаете, что жизнь священна, человек рождён для добра, а милосердие – это одно из самых главных правил жизни. Но как же, исходя из этих истин, должен жить каждый человек?

Скорее всего, самым очевидным ответом на этот вопрос будет вывод о том, что важное основание жизни человека – жить во благо не только себе, но и другим людям.

Но что значит во благо? Во имя полезности, добра. Как же вести себя, чтобы то, что полезно и хорошо для вас, не было во вред другим?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте в начале нашего урока отправимся с вами в путешествие, а именно в плавание по необыкновенному морю, которое называется Жизнью.


В жизни любого человека, как и в море, бывают и бури, и спокойствие. Вот на горизонте появляются корабли – это люди в житейском море. А морские волны, раскачивающие корабль, – это эмоции и качества человека.

- Посмотрите, какого цвета паруса?

- Как вы думаете, какое настроение у этого человека?

- Но вот показался корабль с чёрными парусами. Какой человек управляет этим кораблём?

- Вам знакомы такие эмоции?

- Как вы думаете, легко такому кораблю, т. е. человеку, плыть по жизни?

- Приятно ли общаться с таким человеком?

А давайте очистим душу этого человека от негативных, отрицательных качеств и подберём противоположные по смыслу слова:

Злость – доброта

Гнев – радость

Ненависть – сочувствие

А с таким человеком вам захочется дружить? Конечно же, да! Вот и свершилось маленькое чудо – вы сделали радостным и светлым чей-то жизненный путь. Но настоящее большое чудо ещё впереди!

Сейчас мы очень быстро подобрали противоположные качества, так сказать, сменили гнев на милость. А как вы думаете, в реальной жизни это легко сделать?

А как вы думаете, какое отношение к себе вызывает человек, который не соблюдает этого простого правила?

Осуждение, раздражение, удивление по поводу непонимания человеком таких простых истин. Что вы предпочтёте в своём взаимодействии с ним? Безоговорочно осудите его поведение и не будете иметь с этим человеком никаких отношений или попытаетесь убедить его в неправильности поступков, а затем мирно и доброжелательно решите возникшую проблему?


В чём разница этих позиций? Попытка убедить в неправоте другого человека позволяет найти благоприятные для обеих сторон способы выхода из конфликтной ситуации. И здесь важно искреннее проявление готовности услышать аргументы другого человека и понять его поведение.

Искренность и доброжелательность помогают лучше услышать друг друга, найти понятные доводы для обоснования своей позиции, определиться в отношении другого человека и прийти к согласию.

Наверное, каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания. Согласитесь, что Вам нравится, когда вас хвалят.

А как вы отреагируете, если вам по-доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь, прислушаетесь к совету?

Особенно, если этот совет был сделан тактично. Вы помните, мы говорили об этом? Тактичность – это как попадание в такт музыке, как точное соответствие мелодии. При тактичном поведении всегда звучит мелодия доброжелательности.

Как бы неприятна была критика, она не должна ранить душу, унижать достоинство человека, ронять его в собственных глазах и глазах окружающих его людей. И использовать критику стоит только тогда, когда она действительно необходима и без неё нельзя обойтись. Об этом важно всегда помнить.


А давайте проверим себя. Возьмите лист бумаги и разделите его линией не две части. С левой стороны напишите имена тех людей, в отношении которых вы поторопились с критикой и не были тактичны, а с правой – тех, в отношении которых, по вашему мнению, нельзя было обойтись без критики.

В каком списке у вас получилось больше людей? Есть ли необходимость что-то поменять? Подумайте об этом на досуге.

Ещё раз внимательно посмотрите на ваши записи. Если у вас появилось желание перед кем-нибудь извиниться, не откладывайте дело в долгий ящик, а постарайтесь сделать это как можно быстрее.


Старайтесь быть добрее по отношению к окружающим вас людям. Ведь добро – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Творите добро! Ведь оно очищает душу одного человека и радует другого. Добро – вот, что делает нашу жизнь счастливее. Чем больше добра, тем больше мира и света, радости и счастья будет на земле!

Презентация

Почему жизнь священна?
Почему человек рожден для добра?
Почему милосердие - важное правило жизни?

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

Работа с текстом: стр.94-97 1. Что значит во благо? 2. Как вести себя, чтобы всем было хорошо (золотое правило этики) 3. Какое отношение вызывает человек, который не соблюдает золотого правила этики? 4. Как вести себя с таким человеком? 5. Объясните первую позицию поведения. 6. Объясните вторую позицию поведения. 7. После чего исчерпывается критическая ситуация? 8. Что такое справедливость? 9. Что такое тактичность? 10. Какому правилу нужно следовать в отношениях с людьми?
11. К какому выводу можно прийти, отвечая на все предыдущие вопросы?

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

Для чего нужно изучать данную тему?
Чтобы узнать что такое благо для человека.
Чтобы научиться применять полученные знания на практике

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

Знакомство с понятием доброжелательная и недоброжелательная критика


-Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания?

- А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету?

-Можно сказать, что такой доброжелательный совет придётся во благо человека?

- А какие высказывания могут ранить, обидеть человека? - Можно их назвать благом для человека?

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников: - Фу, смотри какое у него кривое дерево! -Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха!
(это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо)

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

( Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, не чуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду)

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация


(Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию)

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

Работа с текстом: стр.97 Продолжите предложение

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы. Подберите пословицу к объяснениям:

Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном…

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

2. Прежде чем сделать, высказаться - подумай хорошенько, взвесь свои слова…

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

3. Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе..

Как аукнется, так и откликнется.

Презентация "Жизнь во благо себе и другим"

Презентация

1.Умение внимательно слушать и слышать.
2.Перебивать других людей, нетерпеливость.
3.Похвала,согласие с правом людей иметь другое мнение.
4.Стремление понять других людей.
5.Обвинение, упреки.
6.Совет, предложение.
7.Оскорбление, обзывание.
8.Утешение, подбадривание.

Разделите предложения на две колонки – что идет на благо человеку, а что во вред?

Однажды правитель поехал на охоту и с ним
произошёл несчастный случай: во время
стрельбы государю оторвало один палец на
руке. Правитель был в гневе и отчаянии.
Мудрый советник попытался как-то успокоить
своего государя: - Правитель, всё к лучшему! сказал он. Но от таких слов государь ещё
больше пришёл в ярость. Он велел бросить
своего советодателя в темницу и держать его
там только на воде и хлебе.

Прошло время и правитель снова поехал на
охоту. В этот раз он отправился в соседние
земли, где по слухам, было много разной
дичи и зверей. Но в том же лесу жило дикое
племя. Они напали на государя и его свиту и
схватили их. Племя поклонялось каким-то
своим богам, которым необходимо было
приносить жертвы.

Дикари схватили правителя и принесли его
главному жрецу. Он очень обрадовался,
увидев свою добычу: - Наконец-то мы
принесём такую серьёзную жертву. Теперь
мы надолго получим благосклонность богов!
- сказал довольный шаман. Жрец начал
проводить над государем обряд
жертвоприношения. И в тот момент, когда
нож должен был вонзиться в сердце
правителя, жрец вдруг заметил, что у
будущей жертвы не хватает одного пальца.

Он был сильно рассержен и расстроен. - Боги
достойны только самого лучшего! - кричал он на
своих соплеменников. - А вы принесли мне
какой-то брак! У него же не хватает пальца!

Государя отпустили. Он добрался до своего
царства и первое, что сделал - бросился к
мудрому советнику: - Как ты был прав! Я лишился
пальца, но сохранил жизнь! - говорил правитель,
- Но ты же тоже пострадал. Тебе столько времени
пришлось провести в темнице. - Всё, что ни
делается - на благо, - ответил мудрец, - если бы я
не был в темнице, то наверняка бы поехал с
тобой на охоту и неизвестно, кого бы принесли в
жертву, раз ты не подошел. Всё, что происходит на благо. Мудрая притча

Читайте также: