Жанр симфонической сказки 2 класс конспект

Обновлено: 16.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по музыке во 2 классе

Тема урока: Симфоническая сказка (тип урока – открытие новых знаний)

Цель изучить группы инструменты симфонического оркестра на примере симфонической сказки С.Прокофьева, дать представление о понятии тема, тембр.

Определять характер героев сказки

Формы работы: фронтальная, парная

Планируемые результаты:

Метапредметные: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Оборудование:

музыкальный материал:

дополнительный материал:

карточки для учащихся

картинки музыкальных инструментов и героев сказки

технические средства обучения:

Вводное слово

Вступительная беседа

Изучения нового материала

Систематизация и обобщение знаний

Подведение итогов

Домашнее задание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Вводное слово

Музыка как книга, делает нас лучше, добрее, умнее

2.Вступительная беседа

В некотором царстве, в некотором государстве………

Жили- были старик со старухой…..

Дети высказывают предположения.

На какую мысль(тему) выводят эти слова

А какие сказки бывают

Русские народные, сказки литературные, которые сочиняет писатель, сказки народов мира

Еще бывают сказки музыкальные, которые рассказываются с помощью музыки

Которую сочинил С.Прокофьев

Сочиняя музыку композитор использует

А чтобы музыка зазвучала, нужны ..

Которые исполняют музыку на чем

Герои нашей сказки расскажут нам свой сюжет при помощи чего? Муз. инструментов, Значит нам нужно

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем слушать, учиться различать музыкальные инструменты по звучанию, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.

Цель: изучить группы и инструменты симфонического оркестра на примере симфонической сказки С.Прокофьева, дать представление о понятии тема, тембр.

Педагог выслушивает ответы детей, подводит итог сказанного.)

С.Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

3.Изучения нового материала

ТЕБР ОКРАСКА ЗВУКА

ТЕМА героя - мелодия, которая характеризует того или иного героя

Тема Пети –какая мелодия может изобразить этого героя

Тема Птички –будет звучать тоненьким, высоким голосом или низким грубым

Тема Утки –будет звучать плавно, певуче или отрывисто

Тема Кошки будет медленной или быстрой

Тема Дедушки будет звучать тоненьким, высоким голосом или низким грубым

Тема Волка добрая или злая, тихо или громко

Тема Охотников- какие инструменты могут изобразить этих героев

Слайды (Петя, птичка, утка, кошка, дедушка, волк, охотники), на каждом слайде герой сказки, музыкальные инструменты, которые исполняют тему того или иного героя сказки)

учитель с учениками разбирает каждого героя (например):- Петя – главный герой сказки

- Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

Инструкционная карта №1

На парте карточка, ученики в парах заполняют таблицу из трех столбиков(герой, инструмент, группа оркестра)

4.Физминутка для глаз

5.Систематизация и обобщение знаний

2. Рассмотрите инструменты, выберите те, которые входят в группу СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ инструментов. Наклейте на карточку (4 группы симфонического оркестра)

Инструкционная карта №2

Рассмотрите инструменты, выберите те, которые входят в группу СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ инструментов. Наклейте на карточку

Дети выполняют задание на листе, потом сверяют по образцу, наклеивают смайлики (оценивают, хлопки)

Видеофрагмент из м/ф 1, 04 сек до 3, 37 сек

6. Подведение итогов

Какой момент урока был самым интересным?

Какой момент урока вызвал у вас затруднения?

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность в течение урока.

Домашнее задание

Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, инструмент, который изображает этого героя

7. Рефлексия

2. Мне было интересно

3.Я узнал больше, чем знал

Прикрепите цветные стикеры на ту ступень, которая по вашему мнению вам подходит

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети знакомятся с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра, учатся слушать классическую музыку, понимать её характер и содержание, развивают музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать. В ходе урока формируются компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки, а также навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку. На уроке воспитывается любовь к музыке и потребность в общении с музыкой, прививается любовь, уважение и чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

Цель: Познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.

- дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;

- научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;

- формировать навыки культуры общения, умение строить монологические высказывания, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку;

- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под фонограмму.

- воспитывать любовь к музыке;

- способствовать формированию потребности в общении с музыкой;

- прививать любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.

- музыкальные инструменты симфонического оркестра,

-смысл понятий: симфоническая сказка, тембр, лейтмотив, музыкальная тема, оркестр.

- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки;

- сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях.

- уметь определять по характеру музыки героев;

- включаться в процесс решения поставленных задач;

- осуществлять контроль и самоконтроль свой деятельности;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учатся определять степень успешности выполнения своей работы - учатся понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра;

- понимать смысл терминов: оркестр, симфоническая сказка, тембр;

- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.

- высказывать свое мнение;

- отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

- критично относиться к собственному мнению, слушать других.

- эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам;

- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам героев сказки;

Тип урока: изучения нового материала

Музыкальный ряд:

Фонохрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы.

- С. Прокофьев “Петя и волк”. Симфоническая сказка для детей

Компакт диск с записью звучания симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, духового оркестра.

- Оборудование: ПК, мультимедийный комплекс

У.: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и передайте частичку своего хорошего настроения другому. От ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе!

Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное.

У.: Хорошо! Как же вам удалось, не видя одноклассника, точно определить его имя? – по голосу

У.: Правильно! А каким образом вы смогли определить, чей именно голос прозвучал?

Примерные ответы учащихся:

- Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.

- У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.

У.: Хорошо! Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. (Cлайд 1) ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА. Запомним это слово.

Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

У.: Правильно! Свой определенный тембр есть и у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру, узнаем к какой группе инструментов они относятся.

Сейчас мы отправимся в путешествие и попадем в концертный зал, где познакомимся с тембровой окраской инструментов симфонического оркестра (Слайд 2)

У.: Что такое оркестр?

Д.: Это большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах. (Слайд 3 – схема)

У.: Какие виды оркестров вам знакомы? (Слайд 4)

Д.: оркестр русских народных инструментов, духовой оркестр, симфонический У.: А что вы знаете об оркестре русских народных инструментов? (Слайд 5)

Д.: В его состав сходят 3 группы инструментов:1. струнные – гусли, домры, балалайки; 2. Духовые деревянные – дудочки, свирели, рожки, свистульки; 3. Ударные – ложки, трещотки, колокольчики, бубенчики, бубны, рубель.

У.: А сейчас давайте послушаем музыкальные фрагменты и определим, в исполнении какого из оркестров они прозвучат? (Слайд 6)

Д.: отвечают

У.: Вы все верно определили. Значит и оркестры имеют свою тембровую окраску. Каждый инструмент оркестра оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. И сегодня мы в этом убедимся, познакомившись с симфонической сказкой русского композитора (Слайд 7)Ребята, вам знаком этот композитор?

Д.: Это Сергей Сергеевич Прокофьев, русский композитор 20 века

У.: Что вы о нем знаете?

У.: (Слайд 8) Да, это Сергей Сергеевич Прокофьев и на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого композитора. Никто из современных композиторов не писал такого большого количества произведений для детей. Композитор родился на Украине в селе под звонким названием Сонцовка. Будучи уже известным композитором Сергей Прокофьев очень хотел научить детей любить и понимать симфоническую музыку. В 1936 году на свет появилась необычная сказка – симфоническая.

У.: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем.(Слайд 9)

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажет о Пете и Волке,

Квартет, и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные двери - страницы,

В нее поскорей отвори.

Д.: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

У.: Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Почему сказка симфоническая?

Д.: Потому, что она написана для симфонического оркестра ее играет симфонический оркестр, эта сказка как симфония.

У.: Правильно. Это музыкальное произведение для симфонического оркестра.

музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и

непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с

инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

У.: Как вы думаете, какие персонажи нам встретятся в этой сказке?

Д.: Отвечают и записывают предполагаемых персонажей из сказок - (кластер на основе детских предположений)

Затем смотрят на экран, на котором правильные ответы с именами героев.

У.: Каждый персонаж сказки имеет свою музыкальную тему, свой лейтмотив. (Слайд 5 - лейтмотив) Запомните это слово.

ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПРИ ПОЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА

Композитор С. Прокофьев хотел, чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки. За время исполнения дети слышали эти лейтмотивы много раз и учились различать тембры инструментов.

Итак, у каждого персонажа сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

У.: Ребята, а теперь я предлагаю вам поближе познакомиться с персонажами сказки. Переворачиваем лист. Рассматриваем героев сказки. (Слайд 6) Кто главный герой сказки?

Д.: Петя

У.: - Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?

У.: - Спасибо! Слушаем тему Пети.

Какой все-таки характер у Пети? Как Петю изображает музыка?

У.: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

Д.: Скрипки. Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках.

У.: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Посмотрите на карточку – найдите Петю и подпишите названия инструментов ЖЕЛТЫМ карандашом.

У.: Еще в первом классе мы узнали, что любая мелодия несет в себе характер песни, танца или марша. А что несет в себе музыкальная тема Пети? В каком жанре она написана: в жанре песни, танца или марша?

Д.: Это марш.

У.: Попробуйте изобразить, как шагает Петя. (Дети шагают легко, танцуя.)

У.: - Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание музыкального фрагмента).

Д.: - Это – Птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

У.: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите какой инструмент звучит как пение птички?

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

У.: Какое настроение у Птички?

У.: К какой группе инструментов относится флейта?

Д.: Флейта – деревянный духовой инструмент.

Учитель: Под рисунком птички подписываем название инструмента – ФЛЕЙТА - ЗЕЛЕНЫМ карандашом.

У.: Этот инструмент действительно подражает птичьим трелям.

Не зря про флейту сочинили такое стихотворение:

Красив и величав, голос флейты зазвучал:

Спорить с песнею моей может только соловей.

Ребенок играет на флейте?

У.: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание,

Слушание темы Утки (Слайд 9)

Д.: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

У.: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой.

Какой тембр у гобоя?

Д.: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий.

У.: Давайте повторим движения Уточки. Покрякаем.

У.: К какой группе инструментов он относится?

Д.: Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

У.: Под рисунком утки подписываем название инструмента – ГОБОЙ _- ЗЕЛЕНЫМ карандашом.

Физкультминутка - в компьютере

У.: Наш следующий герой – кошка (Слайд 10)

Какой у нас может быть кошка?

Д.: она ходит неслышно, вкрадчиво

У.: Покажите жестами, движениями этого героя сказки

Какой может быть мелодия Кошки?

Д.: Можно изобразить шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, осторожный.

Слушание темы кошки

У.: Какой инструмент исполнял тему кошки?

Д.: Тему исполняет кларнет.

У.: Какой тембр у кларнета?

Д.: Тембр кларнета мягкий, бархатный, теплый.

У.: Как звучала мелодия?

Д.: Мелодия звучала осторожно, тихо, отрывисто

У.: Правильно! Кошку, хитрую и осмотрительную, крадущуюся на мягких лапках, изображают отрывистые звуки. Мелодия построена на чередовании долгих и коротких звуков. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки хитренький, острожный.

Попробуйте прохлопать этот ритм – дети хлопают в ладоши. – повтор темы

У.: К какой группе инструментов относится?

Д.: к группе деревянных духовых инструментов – Под рисунком КОШКИ подписываем название инструмента – КЛАРНЕТ - ЗЕЛЕНЫМ карандашом!

У.: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке (Слайд 11)

Д.: Дедушка добрый, но строгий, немножко сердитый.

Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер

Д.: Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его. Он недоволен поведением своего внука.

У.: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот.

Д.: Низкий, сердитый, ворчливый.

У.: К какой группе инструментов относится фагот?

Д.: к группе деревянных духовых инструментов – Под рисунком дедушки подписываем название инструмента - ФАГОТ – ЗЕЛЕНЫМ карандашом!

Физкультминутка:

А сейчас давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем. (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

У: Молодцы! Замечательный оркестр у нас получился.

У.: Как вы думаете, кто кроме Пети еще главный герой сказки?

Д.: Волк. (Слайд 12)

У.: Какой может быть волк?

Д.: Злой, рычит, щелкает зубами, страшный.

У.: Волк – это по-вашему мнению положительный или отрицательный герой сказок?

Д.: Отрицательный.

У.: Покажите, как может рычать волк, двигаться? – дети показывают

У.: Послушаем тему волка

У.: Какие инструменты исполнили эту тему – духовые или струнные?

Учитель: Правильно! Страшного Волка изображают валторны, резкие гармонии в звучании трех валторн.

У.: Какой тембр у валторны?

Д.: тембр - звонкий, резкий.

У.: Действительно - Валторна – самый высокий по звучанию из группы духовых инструментов оркестра. Её голос - поэтичный, мягкий, нежный. И так как материал из которого она сделана – это медь - она относится к группе медных духовых инструментов. Однако, композитор заставил три валторны изображать рычание волка.

У.: Кого из действующих лиц сказки мы ещё не вспомнили? Волк – это отрицательный персонаж нашей сказки. Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка. Кто это?

Д.: Охотники.

У.: Правильно, ребята. В этой сказке, действительно есть охотники. Как вы думаете, как должна звучать музыкальная тема охотников? Д.: Смело, решительно, воинственно. Они смелые, храбрые и в конце сказки должны победить Волка.

У.: Давайте послушаем, как С.Прокофьев описывает охотников. Звучит тема охотников.

У.Созвучна ли музыкальная тема охотников нашим предположениям? Композитор изобразил их смелыми, храбрыми или нет? Д.: Нет, они не похожи на смелых охотников.

У.: Почему вы так решили? Как звучит музыка?

Д.: Музыка звучит неуверенно, осторожно, вкрадчиво. А потом что-то гремит.

У.: Правильно, охотники сами боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры. Посмотрите, как выглядят эти инструменты. А пока вы рассматриваете иллюстрации, я предлагаю вам еще раз послушать тему охотников.

(Слайд 13) Слушание темы Охотников.

У.: К какой группе инструментов относятся литавры и большой барабан?

Д.: к группе ударных инструментов

У.: Ребята, как вы думаете, почему эти инструменты называются ударными? Д.: Потому что у них звук извлекается при помощи удара.

Под рисунком охотников подписываем название инструментов ЛИТАВРЫ, БОЛЬШОЙ БАРАБАН – КРАСНЫМ карандашом!

- А какой герой вам больше всего понравился и почему?

- Какие инструменты вы запомнили?

- Почему Прокофьев поручил исполнять темы разным инструментам?

Как дальше буде развиваться сюжет, что произойдет с героями сказки, вы узнаете на следующем уроке.

А сейчас выполните следующее задание: у вас на столах лежат схемы симфонического оркестра – Рассмотрите инструменты и выберите те, которые входят в группу

струнно-смычковых инструментов обведите их ЖЕЛТЫМ карандашом. (Флеш тест-найди расположение струнных инструментов в схеме оркестра)

группу деревянных духовых – ЗЕЛЕНЫМ

группу медных духовых – СИНИМ

группу ударных - КРАСНЫМ

Таким образом, необходимо обозначить каждую группу оркестра своим цветом. (Работа в группах –6 групп) Какая группа быстро, а главное правильно справится с заданием!

У.: Так сколько у нас получилось групп? Дети: Четыре.

У.: Следовательно, в состав симфонического оркестра входит 4 группы музыкальных инструментов.

Домашнее задание: Сегодняшнее домашнее задание вы выберите себе сами.

На экране вы видите разные по сложности задания. Предлагаю каждому выбрать то задание, которое вы хотите сделать дома.

1. Нарисовать героя сказки, который больше всего понравился.

Выставление оценок.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока музыки "СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА" 2 класс

Урок музыки во 2 классе

Составила учитель музыки

МБОУ НОШ 39 г. Белореченска

ТЕМА: СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА

дать представление о жанре симфонической сказки;

дать представление о тембре как средстве музыкальной выразительности;

развивать слушательскую культуру, внимание, образное мышление;

проследить развитие музыкальных тем;

МУЗ. МАТЕРИАЛ: фрагмент 1 концерта П. И. Чайковского;

Что такое опера?

Что такое балет?

А сегодня я приглашаю вас в КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ.

Звучит фрагмент 1-го концерта П. И. Чайковского

Ребята, двери в концертный зал нам помогла открыть музыка русского композитора П. И. Чайковского и это не случайно. Откроем учебники на 88 -89 стр. и рассмотрим иллюстрации.

Мы видим Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского. Здесь находится один из лучших концертных залов России. Перед входом в консерваторию – памятник композитору П. И. Чайковскому.

Красивый занавес раскрывает сцену, где выступает симфонический оркестр, в зрительном зале – слушатели. Дирижёр принимает благодарное рукопожатие.

А кто выступает в концертных залах?

В концертных залах выступают хоры, певцы, пианисты, скрипачи, симфонические оркестры, ансамбли, творческие коллективы.

Интересно, а какая музыка звучит в таких концертных залах? (………)

Ответ на этот вопрос мы сможем найти на наших уроках.

Тема сегодняшнего урока – известная на весь мир СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА

В отличие от оперы, где артисты поют свою тему, в симфонической сказке С. Прокофьева темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра. Сюжет сказки рассказывает повествователь, а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты.

Давайте скорей познакомимся с героями сказки и их музыкальными темами. На развороте страниц 90 -91 вы видите портрет композитора С. Прокофьева и красочные изображения героев сказки.

Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим иллюстрации, познакомимся с персонажами, и послушаем темы главных героев.

Работа с учебником, иллюстрации муз. инструментов,

муз. характеристики персонажей:

Петя – главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. И это неслучайно. Ведь Петя – мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Тему Пети исполняют струнные смычковые инструменты: скрипка, альт и виолончель

Роль птички исполняет флейта. Это духовой музыкальный инструмент, представляет собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Музыканты при игре дуют в трубку и извлекают звуки. СЛАЙД №4

Почему композитор избрал флейту для роли птички?

Утка. Её неторопливую поступь вперевалочку, её кряканье лучше всего характеризует гнусавый гобой . СЛАЙД №5

Это тоже деревянный духовой инструмент. Гобой имеет форму трубки с раструбом (расширение) на конце.

Хитрую и осмотрительную кошку, крадущуюся на мягких лапах, изображают отрывистые звуки кларнета. Это тоже деревянный духовой инструмент.

Ворчливого и сердитого дедушку характеризуют низкие звуки фагота. Фагот – тоже деревянный духовой инструмент, его тембр – голос, как нельзя лучше характеризует дедушку. СЛАЙД №7

Характер страшного волка изображают валторны. В переводе с немецкого языка – лесной рог. СЛАЙД №8

Выстрелы охотников изображают ударные инструменты: литавры и большой барабан . СЛАЙД №9

С героями сказки и музыкальными инструментами мы познакомились. Пришло время услышать сказку! СЛАЙД №10

Понравилась вам сказка?

Какой персонаж вам понравился больше всего? /………./

А какой музыкальный инструмент характеризовал его?

А нам пора покинуть концертный зал. Но это ненадолго, на следующем уроке мы вновь вернёмся сюда, чтобы познакомиться с прекрасными сочинениями композиторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по музыке 2 класс на тему: симфоническая сказка С.С.Прокофьева" Петя и волк".

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

познакомить детей с понятиями: симфония, симфонический оркестр, тембр;

активизировать слуховое внимание детей, во время выполнения задания учителя;

воспитывать слушательскую культуру детей;

формирование музыкально-слуховых представлений; развитие творческого воображения в процессе слушания музыки, развитие музыкального мышления.

Музыкальный материал: С.С. Прокофьев симфоническая сказка

Наглядный материал: изображение симфонического оркестра, изображения Пети, дедушки, утки, кошки, волка, охотников, птички; изображения музыкальных инструментов: гобой, фагот, кларнет, флейта, скрипка, контрабас.

Планируемый результат УУД:

Регулятивные: развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.

Познавательные: находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.

Коммуникативные: формировать умение участвовать в диалоге ; уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Здравствуйте, ребята меня зовут Мария Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

2.Вхождение в тему урока

- На доске – определение тембра – окраска звука

- Личностные УУД:

ности и эмоциональной отзывчивости.

Информационные УУД: показать портрет С. Прокофьева, презентация

3. Углубление в тему

Домашнее задание

В отличие от оперы, где артисты поют свою тему, в симфонической сказке С. Прокофьева темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра. Сюжет сказки рассказывает рассказчик, а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты.

Давайте скорей познакомимся с героями сказки и их музыкальными темами.

Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим иллюстрации, познакомимся с персонажами, и послушаем темы главных героев.

- Давайте остановимся на каждой теме поподробнее:

1) Слушаем тему Пети. Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие инструменты исполняют тему Пети?

А знаете ли вы как играть на: скрипке, виолончели, контрабасе?

- Покажите движениями рук, как на них играют. –Кто хочет побывать в роли Пети? (вам необходимо с помощью движений передать настроение Пети)

2) Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка).

- Послушайте тему Дедушки у С.С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы дедушки.

- Какой же характер у дедушки?

- В оркестре очень забавно может ворчать фагот. Фагот-инструмент, исполняющий тему Дедушки (густой, низкий). –Кто хотел бы побывать в роли дедушки, передать его походку, настроение?

3) Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Слушание темы птички.

- Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.

4) Звучит тема кошки. Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Почему вы решили, что это кошка? Какой у нее характер? Тему Кошки исполнял инструмент кларнет (показываю как на нем играют).

-Кто желает показать жестами, как движется это персонаж?

5) Слушание темы уточки.

Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой.

- Покажите движениями рук, как на играют на этом муз. инструменте.

6) Кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема?

Какой характер у этого героя? Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Волка.

7). Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть?

Слушают тему охотников (выстрелы охотников изображают ударные инструменты: литавры и большой барабан).

Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему охотников.

- Вот такие удивительные инструменты играют роли в этой симфонической сказке.

-Ребята пока мы разбирались с героями нашей сказки у нас перепутались муз. инструменты.

-Ваша задача определить к какому герою принадлежит какой инструмент.

Читайте также: