Земельные ресурсы мира конспект

Обновлено: 05.07.2024

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Мировые земельные ресурсы. Земельные ресурсы - это вся земная поверхность, пригодная для проживания

человека и использование в хозяйственной деятельности. Земельные ресурсы образуют мировой земельный фонд, составляет 134 млн км2 (диаграмма 7). Наивысший показатель земельного фонда должны Евразия и Африка. Однако по площади земли на душу населения лидирует Австралия, тогда как Азия, где проживает почти 2/3 человечества, по этому показателю занимает последнее место. Земельные ресурсы являются основой для обеспечения человечества продуктами питания. Благодаря их использованию человек получает почти 98% продовольствия, и только 2% приходятся на биологические ресурсы Мирового океана.

Земельные ресурсы имеют определенные особенности: во-первых, их нельзя заменить другими ресурсами, во-вторых, они размещены на планете зонально (согласно закону широтной зональности).

Среди сельскохозяйственных угодий важнейшее значение имеют пахотные земли, или пашня (11%) и естественные луга и пастбища (23%). Наибольшую площадь под пашней имеют США, Индия, Россия, Китай, Канада, Казахстан, Украина. Максимально распаханные земли в Бангладеш (свыше 3/4), а также в Индии, Украины, Дании, Молдавии, Венгрии (свыше 1/2). Естественные луга и пастбища во всех регионах мира, за исключением Европы, значительно доминируют над пахотными землями. Наибольшие их площади должны Австралия, Китай, США, Казахстан, Бразилия.

Большинство стран мира направляют усилия на сохранение земельного фонда и улучшению его структуры. На межгосударственном уровне вопросы рационального использования земельных ресурсов координирует созданная при 00Н Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО).



Земельные ресурсы

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ



Ниагарский водопад. Медленное разрушение уступа может привести к соединению озер Онтарио и Эри



Зона отдыха на берегу горного озера. Канада



На одном из островов Океании



Морское побережье на юге Италии



Некоторые населенные пункты планеты расположены в зоне сейсмической активности



Сахара занимает значительные территории Алжира и Ливии



Один из многочисленных каналов Амстердама



Проблема нехватки земель в Индии стоит очень остро



Застывшая лава



Распространено во многих регионах Южной Азии террасирование склонов уменьшает эрозию почв и создает удобные для земледелия участки



В Новой Зеландии достаточно высока доля геотермальной энергии в общем энергетическом балансе



Рыбаки за работой. Эквадор



Во время отлива в Северном море



Использование воды айсбергов - один из способов уменьшения водного дефицита



Осенний лес. Канада



Железорудный карьер. Белу-Оризонти, Бразилия



В Исландии геотермальная енргия используется в системах центрального отопления



Нефтеперерабатывающий завод в США



В теплых водах Мексиканского залива



Швейцария



Ветряные электрогенераторы

- воспитание осознанного отношения к природным ресурсам.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

На доске план характеристики природного ресурса.

1. Значение данного природного ресурса.

2. Его общий объем.

3. Обеспеченность отдельных стран и регионов мира этим видом природного ресурса.

4. Проблема его использования и возобновления, возможные пути решения.

2. Актуализация знаний.

1.Человек не может жить вне природы. Она является для нас средой обитания, обеспечивающей нашу жизнедеятельность.

- Как называется та часть природы, которую человек использует или будет использовать для удовлетворения своих потребностей? ( природные ресурсы) .

- Вспомните классификацию природных ресурсов по происхождению ( минеральные, водные, гидроэнергетические, земельные, биологические, климатические, рекреационные, ресурсы Мирового океана, энергия Солнца, ветра, приливов).

- На какие виды делятся ресурсы по исчерпаемости? ( неисчерпаемые и исчерпаемыеневозобновимые, исчерпаемыевозобновимые ).

-Выберите среди перечисленных ресурсов исчерпаемые и возобновимыересрусы, обоснуйте свое мнение.

Нам необходимо изучить основные виды возобновимых ресурсов, используя статистический материал и карты, составить их характеристику по плану, рассмотреть проблемы их использования, возобновления, показать взаимосвязь природных ресурсов внутри природного комплекса.

- Из трех названных ресурсов выделите два наиболее жизненно важные для человека, ответ обоснуйте.

Итак, делаем вывод, что все названные ресурсы жизненно важные, определяющие экономические и политические взаимоотношения стран.

Перед вами глобус – уменьшенная модель Земли. Нашу планету точнее было бы назвать не Земля, а Океания. Суша составляет всего лишь 29% поверхности Земли (149 млн. кв. км). Это та площадь, на которой человечество живет и ведет свое хозяйство.

-Рассмотрим структуру земельного фонда планеты.

Таблица 7. Структура мирового земельного фонда

Доля от всех земельных ресурсов региона, %

луга и пастбища

земли, занятые населенными

пунктами, пром. объектами, трансп. магистралями

малопродуктивные и непродуктивные земли

Австралия и Океания

* Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия

3. -Какие земли наиболее значимые и почему? – обрабатываемые, так как дают 88% продуктов питания человечества. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Обрабатываемые (прежде всего пахотные) земли в основном сосредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах нашей планеты. Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством

Таблица 9. Обеспеченность пахотными землями по крупным регионам мира (на душу населения)

Австралия и Океания

4.Сравните структуру земельного фонда по регионам мира. От чего зависит сельскохозяйственная освоенность территории? – Наибольшая обеспеченность пашней в Европе и наименьшая – в Австралии. Зависит от рельефа, обеспеченности территории теплом и влагой, плодородия почв, уровня развития экономики.

Для оценки обеспеченности отдельных стран рассмотрим карту обеспеченности земельными ресурсами, рис.7 в учебнике. Ученики анализируют карту и делают вывод об изменении обеспеченности земельными ресурсами по территории.

Таблица 8. Земельные ресурсы регионов мира.

Площадь земельных ресурсов, млн. кв. км

Площадь земельных ресурсов на душу населения, га

Доля от мирового значения, %

луга и пастбища

Австралия и Океания

* Без учета Антарктиды и о-ва Гренландия.

Наиболее обеспеченные пашней страны: Австралия, Канада, Аргентина, Россия, США. Причиной являются не только общий объем земельных ресурсов, но и количество проживающего населения.

5.Обеспеченность обрабатываемыми землями меняется не только по территории, но и во времени. Почему за 40 лет произошло уменьшение в 2, 5 раза? – причины: эрозия почвы, заболачивание и засоление, опустынивание. С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель. Подсчитано, что вследствие эрозии из сельскохозяйственного оборота ежегодно выпадает 6-7 млн. га. Заболачивание, засоление выводят из оборота еще 1,5 млн. га. По мере роста городов жилая, промышленная и транспортная застройки также начали все активнее наступать на сельскохозяйственные земли.

В засушливых регионах мира крупнейшим "пожирателем земель" стало опустынивание. Антропогенное опустынивание уже охватило более 900 млн. га и угрожает еще 3 млрд. га земель в пределах нескольких десятков стран, преимущественно развивающихся. Раздвигают свои границы пустыни Сахара, Атакама, Тар, Намиб и другие. Ученые подсчитали, что при сохранении нынешних темпов опустынивания за последующие 30 лет оно может охватить дополнительную территорию, равную половине Западной Европы.

Ученые различают четыре степени опустынивания: слабую, умеренную, сильную и очень сильную. Сильное опустынивание получило распространение в Азии, в Африке, в Северной и Южной Америке, в Австралии. Для восстановления земель, пораженных сильным опустыниванием, нужны большие капиталовложения и длительное время. А очень сильное опустынивание влечет за собой полную и необратимую деградацию земли. Тем не менее, в районах сильного и очень сильного опустынивания живет около 80 млн. человек. Под руководством органов ООН большие работы ведутся по борьбе с опустыниванием. В них активно участвуют и географы.

В результате всех этих процессов "нагрузка" на землю все время возрастает, а обеспеченность земельными ресурсами уменьшается. Еще в 70-х гг. на каждого жителя Земли приходилось 0,45 га обрабатываемых площадей, в начале 90-х гг.- 0,28 га, а в конце 90-х гг. этот показатель снизился до 0,25 га.

Задание: Вкаких странах и регионах наиболее велика угроза опустынивания,? Проанализируйте карту рис.46 и дайте свой прогноз дальнейшего развития процесса опустынивания .Какие материки и страны могут пострадать сильнее всего, а в каких ситуация будет достаточно стабильной?Какие пути решения проблемы опустынивания вы можете предложить.

Пути решения проблем:

освоение новых земель;

повышение плодородия почв;

достижения в области химического синтеза пищевых продуктов;

внедрение достижений селекционно-племенной работы.

Итак, делаем вывод, что идет стремительное сокращение обеспеченности обрабатываемыми землями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Земельные ресурсы

Виды использования земель.

Экологическая роль почвы и ее свойства.

Виды эрозии земель и меры борьбы с ними.

Проблемы использования земельных ресурсов. Основные факторы и последствия антропогенного воздействия на почвы.

Земельные ресурсы, с одной стороны, представляют собой простран- ственный базис, на котором разворачивается жизнедеятельность человече- ского общества, а с другой стороны, в сельском хозяйстве являются важней- шим средством производства. Когда речь идет о последнем, их принято на- зывать почвенными ресурсами.

Земельные ресурсы относят к невозобновляемым. Морфологическое устройство поверхности (рельеф) существенно влияет на хозяйственную дея- тельность, на возможность освоения территории.

Продуктивные почвы образуются крайне медленно, хотя и в историче- ские отрезки времени. Так, на формирование 1 мм слоя черноземных почв требуется более 100 лет. В то же время процессами эрозии, стимулирован- ными нерациональным землепользованием, за один год может быть разру- шено несколько сантиметров верхнего, наиболее ценного слоя. Антропоген- ное разрушение почв происходит в последние десятилетия настолько интен- сивно, что это дает основание отнести почвенные ресурсы к относительно возобновляемым.

Уникальность почвы как природного ресурса заключается в ее плодо- родии, под которым понимается совокупность свойств почвы, обеспечиваю- щих урожай сельскохозяйственных культур.

Площадь суши земного шара составляет 149 млн. км 2 , или 14,9 млрд. га. Из них:

непродуктивные земли (ледниковые покровы, пустыни, скалы, внутренние водоемы и т.д.) - 36,4 %;

продуктивные непахотно-пригодные земли (тундры, лесо-тундры, болота, пастбища, преимущественно засушливые в полупустынях и сухих степях, горные леса и т.д.) - 47,0 %;

пахотно-пригодные земли -16,6%, из которых: современная пашня 10,0 %, луга и пастбища, потенциально пригодные для земледелия - 4,3 %, леса, потенциально пригодные для земледелия - 2,3 %.

Необходимо подчеркнуть ограниченность данного вида ресурсов. По мере роста населения необходимо все больше площадей; размещения жилья, промышленных предприятий, дорог и т.д. В то же время нужно все больше продуктов питания, чтобы обеспечить потребности растущего населения. В ре- зультате необходимо получать все большее количество сельскохозяйствен- ной продукции на все уменьшающихся площадях.

Проблема нехватки земельных ресурсов усугубляется еще и в резуль- тате различных процессов, в основном связанных с антропогенной деятель- ностью, часть почв приходит в состояние, непригодное для хозяйственного использования, т.к. почвы весьма уязвимы при непродуманном, неправиль- ном использовании могут деградировать и полностью разрушаться.

На больших площадях продуктивность почв снижается из-за умень- шения содержания гумуса. Только за последние 20 лет запасы гумуса сокра- тились на 25-30 %, а ежегодные потери гумуса в целом по РФ составляют 81,4 млн. т. Содержание гумуса в черноземах центральных областей России за последние 100 лет снизилось почти вдвое - с 14 до 7 %, а ежегодные потери гумуса из черноземов составляют в среднем 0,5-1 т/га. На преобладающей части России баланс гумуса отрицательный.

Все большие масштабы приобретает загрязнение земель, источниками которого являются твердые и жидкие отходы промышленных предприятий и транспорта, отходы потребления, сельскохозяйственные отходы и применяе- мые агрохимикаты, атмосферные выпадения токсичных веществ, аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и т.д.

Защита почв от прямого уничтожения и полной гибели:

ограничение отведения новых земель под строительство различных объектов;

ограничение и запрещение открытых разработок полезных ископаемых;

максимальное использование для промышленных и других объектов ранее отчужденных для этих целей земель;

установление объективных цен на земли, отводимые построения, водохранилища, свалки;

своевременное проведение рекультивации в полном объеме, право- вая ответственность за их невыполнение.

Защита почв от качественной деградации:

защита почв от водной эрозии;

защита почв от дефляции;

предотвращение деградации почв из-за нерационального проведения водных мелиорации;

предотвращение химического и радиоактивного загрязнения почв; • защита почв от биологического загрязнения;

предотвращение процесса дегумификации.

Предотвращение негативных структурно-функциональных изменений почв:

оптимизация пищевого режима почв;

оптимизация водного, теплового и газового режимов почв;

поддержание биохимической активности и сохранение полноценной

регулирование физического состояния почв и предотвращения их обесструктуривания и уплотнения.

1). Восстановление деградированных почв:

диагностирование патологий почв;

снятие дальнейшего действия факторов, вызывающих деградацию

временное исключение деградированных земель из активного хозяйственного использования;

рекультивация загрязненных почв;

биологизация системы земледелия и восстановление устойчивости почв.

2). Сохранение и восстановление естественных почв:

резервирование целинных почв с целью ограничения и исключения их из хозяйственного использования;

полное соблюдение требований охраны почв особо охраняемых территорий;

исключение части освоенных, редких и эталонных почв из хозяйст- венного использования и восстановление их естественного состояния;

организация новых комплексных и почвенных заказников, заповед- ников, памятников природы и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен на основе педагогической технологии системно-деятельностного подхода, с элементами практической работы и картографических источников.

Учебно - воспитательные задачи:

1.Раскрыть основные закономерности размещения природных ресурсов, выделить главные районы их концентрации на земном шаре.

2.Формировать умение давать оценку обеспеченности мира и отдельных регионов различными видами природных ресурсов.

3.Продолжить работу над формированием умений работать с текстом учебника, определять по таблице и карте размеры запасов ресурсов, выделять главное в содержании учебного материала, составлять конспект.

Тип урока: изучение нового учебного материала с элементами практикума.

1.Организационный момент: готовность учащихся и преподавателя к уроку.

2.Повторение ранее изученного.

Практическая работа в группах по индивидуальным заданиям.

Вывод по ресурсам.

Т.О. природные ресурсы- совокупность объектов, пригодных для использования человеком.

Опираясь на знания по предшествующим курсам географии, приведите примеры стран, бедных природными ресурсами, но достигших высокого уровня экономического и социального развития. Сделайте вывод о роли ресурсообеспеченности в жизни общества.

3.Изучение нового учебного материала.

Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для всех отраслей хозяйства и составляют 29% земной поверхности. Однако лишь 30% земельного фонда – это сельскохозяйственные угодья, т. Е. земли, используемые человечеством для производства продуктов питания. А остальное – это горы, территории, скованные вечной мерзлотой, пустыни, ледники, болота, непроходимые джунгли, таежные леса. Например, непригодны для обработки обширные полярные пространства в Гренландии, на севере России, Канады и США (Аляска), пустыня Сахара, пустынные районы Центральной Австралии, высокогорья Центральной Азии.

Обеспеченность человечества земельными ресурсами определяется мировым земельным фондом, составляющим 13,1 млрд. га.

(работа с учебником Максаковского).

Как вы видите на рисунке, структура его в целом не очень благоприятна. Тем большую ценность представляют обрабатываемые земли, которые дают 88% необходимых человечеству продуктов питания. Обрабатываемые земли в основном сосредоточены в лесных, лесостепных и степных зонах планеты.

Немалое значение имеют луга и пастбищные земли, которые обеспечивают 10% пищи, потребляемой человечеством.

Изучаем рисунок 7 учебника В.П. Максаковского

Около половины всех обрабатываемых земель мира концентрируется в шести странах мира- России, США, Индии, Китае, Канаде, Бразилии. При этом на каждого жителя планеты приходится в среднем 0,28га. Иными словами в Азии 1га кормит 7 человек, в Европе- 4 человека, в Южной Америке – 2 человека, в Северной Америке – 1,5 человека.

Однако структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Постоянное воздействие на нее оказывают два процесса, имеющие противоположный характер.

С одной стороны, на протяжении тысячелетий человечество ведет упорную борьбу за расширение земель, пригодных для жизни и с.хоз. использования.

С другой стороны, все время происходит ухудшение, истощение земель.

4.Закрепление изученного материала.

Какова структура мирового земельного фонда

Какие земли представляют наибольшую ценность?

В каких природных зонах сосредоточена большая часть обрабатываемых земель

Какова доля пашни в земельном фонде планеты

Какие процессы оказывают влияние на структуру земельного фонда планеты?

В чем заключается истощение земель?

Почему обеспеченность земельными ресурсами постоянно уменьшается?

Используя рисунок, определите среднемировой уровень обеспеченности пашней на душу населения.

Выясните, какие страны имеют наибольшую и наименьшую обеспеченность пашней?

5.Домашнее задание. Читать тест учебника: стр. 23- 26. Ответить на вопросы после параграфа 1 и 4.

Читайте также: