Зависимость растений от природных условий 1 класс занков презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок: окружающего мира (№23)

Тема. Зависимость растений от природных условий.

Цель: обобщить знания детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды.

Задачи урока:

- Формировать систему единичных понятий о закономерностях развития природы.

- Создавать фундамент для изучения предмета в следующих классах.

- Развивать умение работать в группе и парами.

- Воспитывать национальную гордость за свой народ, за свою страну.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Формы: фронтальная, работа в парах, групповая

Оборудование: учебное пособие, презентация.

Содержание учебного материала

Деятель ность обу чаю щихся

ФУУД (формирование универсальных учебных действий)

I .Организацион

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

Настрой на работу. Организует уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку

Личностные УУД : положительное отношение.

II .Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ты весь мир освещаешь

Всю планету обогреваешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все . Солнце

- Назовите главный источник жизни на Земле? (Солнце)

Б) Работа в парах :

- Покажите, как солнце распределяет свои лучи на землю? Такое распределение равномерное или неравномерное? (неравномерное) Как это отражается на Земле?

- Одинаковые ли на Земле природные условия?

- ( Солнце неравномерно распределяет свои лучи на Землю. Северный и Южный полюса получают только косые лучи и остаются холодными. И зимой и летом они скользят по поверхности Земли и очень слабо нагревают её. Это холодный пояс.

Там, где солнечные лучи попадают на Землю прямо, солнце поднимается высоко, зимой так же жарко, как и летом. Здесь жаркий пояс.

Всё, что находится между холодным и жарким поясом называется умеренным поясом. Здесь лето не очень жаркое, а зима не очень суровая.)

Природные условия

В) На доске: заполняем таблицу

Картинки разных растений деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, травы.

Назовите группу одним словом (перед нами растения)

- Почему? (общие части)

- Назовите части растений

- В списке есть ли исключения?

- Да. Цветы бывают не у всех растений, н-р у хвойных их нет; у деревьев стволы, а у кустарников стволики; листья хвойных деревьев называют хвоинками; корни есть тоже не у всех растений, н-р у водорослей нет ни корней ни стебля.

- Что обозначают слова тепло, свет, воздух, вода?

Это главные условия необходимые для жизни: роста и развития растения.

(появляется после объяснения)Части

Условия для жизни

Познавательные УУД : воспроизведение информации

Регулятивные УУД: принимать и сохранять задачу.

III . Постановка цели и задач урока.

Проблемный вопрос:

- Жизнь растений будет зависеть от разных природных условий? (да) (нет)

- Как? (в разных природных условиях будут разные растения)

Да. Определите тему урока. Проследить зависимость растений от природных условий.

- Что для этого нужно?

- Рассмотреть несколько растений. Определить условия их жизни.

Выяснить, как растения приспособились к разным природным условиям.

- Каким образом будем работать?

-Предлагаю работу в группе

Определение и обоснова ние темы урока

Личностные УУД: интерес к учебному материалу.

IV . Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группе.

-. По серии пейзажных картинок определите природные условия. Вместе подумайте, какой пояс вам подходит. Обоснуйте свой выбор..

( Пейзажные картинки арктической зоны и тундры)

Холодный пояс

(карликовая ива, лишайник, мох на камнях, камнеломка, ягель, карликовая береза)

Пейзажные картинки лесной и лесостепной зоны

Умеренный пояс

(Береза, ромашка, малина, дуб)

Пейзажные картинки пустыни

(саксаул, перекати-поле, солянка, джузгун)

Анализ и синтез.

Коммуникативные УУ Д: работа в парах

V . Динамическая пауза.

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивание – руки вверх.)

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем.)

Но рябинка только гнётся, (Наклоны в сторону.)

Не печалится – смеётся.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Дети машут руками.)

Выполне ние движений

Личностные УУД : установка на здоровый образ жизни.

VI . Первичная проверка понимания.

Дети обосновывают выбор названия природного пояса.

- Почему именно это растение вы выбрали в свой природный пояс.

- на глобус закрепляем флажок с названием пояса.

Слайд №1,2(Рассказы к уроку)

Холодный пояс. Зона Арктических пустынь .

На Северном полюсе зона арктических пустынь. Здесь долгая и лютая зима, земля скована вечной мерзлотой и покрыта снегами и ледниками. Несколько месяцев подряд длится полярная ночь, а несколько месяцев полярный день. Растительность почти отсутствует и все же она есть в виде лишайников.

-Правильно ли дети определили природные условия? Как приспособились растения?

Холодный пояс. Тундра.

В холодном поясе находится тундра. В тундре солнце не всходит над горизонтом в течение долгих зимних месяцев, снежный покров лежит с октября по июнь. Лето всего два месяца. Почва промерзает настолько, что летом не успевает оттаять, поэтому в тундре много болот. В тундре растут в основном только травы, а деревьев почти нет. Свирепые холодные ветры и вечная мерзлота дают выжить только карликовым деревьям, стволы которых пригибаются к земле. Мхи, лишайники, камнеломка, морошка, голубика, брусника, карликовые деревья – вот и вся растительность тундры.

-Правильно ли дети определили природные условия? Как приспособились растения? (стволы низко пригибаются к земле, мелкие листья, мелкие корни, т.к. вечная мерзлота не дает расти глубоко корням.

Слайд 2. Умеренный пояс

В умеренном поясе не очень жаркое лето и не очень суровая зима. Здесь ярко выражены четыре времени года. Растительный мир богатый: деревья, кустарники, травы. Мы живем в умеренном поясе.

Жаркий пояс.

Жизнь в пустыне очень суровая. Лето жаркое, почти без дождей, а зима короткая, но морозная. Почвы бедные, соленые, поэтому растения в пустынях обычно невысокие, засухоустойчивые. Это солянки, верблюжья колючка, джузгун, полыни. Для жизни в условиях недостатка влаги и засоления почвы растения выработали ряд приспособлений. У них очень длинные корни. Солянки, например, имеют волоски и чешуйки, предохраняющие их от излишнего испарения и перегрева.

Дополнительно: задание по рабочей тетради (с. 18, задание 21-22, с.23, задание 27).

Коммуникативные УУ Д : приходить к общему решению.

VI . Рефлексия.

– Что вы можете сказать о природе Земли? (Она разнообразна.)

- Я узнал, что растения ………………(Приспосабливаются к разным природным условиям)

- Самое интересное на уроке………………………………………………..

-Как вы думаете, над какой темой мы работать будем на следующем уроке?

Самооцен ка и коррекция.

Личностные УУД: понимание причин успеха.

Регулятивные УУД: проговаривать вслух последовательность действий.


На уроке обобщаются знания обучающихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды, природных условий; о взаимосвязи растений и человека.

Описание разработки

Цель и задачи урока

Цель: обобщение знания обучающихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, то есть от условий окружающей среды, природных условий; о взаимосвязи растений и человека.

Задачи:

- обучающие : ознакомление обучающихся с многообразием жизненных форм растений, существующих на Земле; выявление взаимосвязи условий, в которых произрастает растение , с особенностью его внешнего вида(строения).

- развивающие: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к учебному материалу;

- воспитательные: формирование собственного мнения, повторение правил экологического поведения в природной среде, адекватное использование средств устного общения для решения коммуникативных задач.

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

№ слайда 1

Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды

Стихотворение посвящённое временам года. Всё начинается с весны С капелей ледяно

№ слайда 2

Стихотворение посвящённое временам года. Всё начинается с весны С капелей ледяного снега И первый маленький росток Пробьётся сквозь сугробы снега. Наступит лето … жарких дней Прогулок, моря, солнца время Промчится вновь волна страстей И детворы весёлой племя. Осенний ветер - перемен И листья падают как перья Срывает краски он с ветвей Зима стук жизни прекращает Смолкают звуки, спит весь мир Но тихо чьё-то сердце бьётся И обязательно проснётся как утром свежая сирень Весною юной новый день.

Суточные ритмыРитмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночиПричины

№ слайда 3

Суточные ритмыРитмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночиПричины: движение Земли вокруг своей оси

Суточные ритмы растений

№ слайда 4

Суточные ритмы растений

Годовые ритмыРитмы, которые приспосабливают организм к сезонной смене условийПри

№ слайда 5

Годовые ритмыРитмы, которые приспосабливают организм к сезонной смене условийПричина: движение Земли вокруг Солнца, благодаря чему происходит смена времен года

Смена времен года

№ слайда 6

Смена времен года

Цветение

№ слайда 7

Созревание плодов и семян

№ слайда 8

Созревание плодов и семян

Фотопериодизм Фотопериод – соотношение светлого и темного времени сутокФотоперио

№ слайда 9

Фотопериодизм Фотопериод – соотношение светлого и темного времени сутокФотопериодизм – способность организмов реагировать на изменение дня и ночи

Выращивание растений при искусственном освещении

№ слайда 10

Выращивание растений при искусственном освещении


№ слайда 11

 Биотические факторы - это всевозможные формы влияния живых организмов друг на

№ слайда 12

Биотические факторы - это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга (например, опыление насекомыми растений, конкуренция, поедание одних насекомых другими, паразитизм) и на среду. Биотические взаимоотношения имеют чрезвычайно сложный и своеобразный характер и также могут быть прямыми и косвенными. Абиотические факторы - это факторы неживой природы, прежде всего климатические: солнечный свет, температура, влажность, и местные: рельеф, свойства почвы, соленость, течения, ветер, радиация и т.д. Эти факторы могут влиять на организмы прямо, то есть непосредственно, как свет или тепло, либо косвенно, как например, рельеф, который обуславливает действие прямых факторов - освещенности, увлажнения, ветра и пр. Антропогенные факторы - это все те формы деятельности человека, которые воздействуют на естественную природную среду, изменяя условия обитания живых организмов, или непосредственно влияют на отдельные виды растений и животных.

Биотические факторы влияния на жизнь растений зоогенные фитогенные

№ слайда 13

Биотические факторы влияния на жизнь растений зоогенные фитогенные

Зоогенные биотические факторы - это влияние животных на растения. Прежде всего,

№ слайда 14

Зоогенные биотические факторы - это влияние животных на растения. Прежде всего, к ним относят поедание растений животными. Животное может поедать растение целиком либо его отдельные части.

В результате объедания животными ветвей и побегов растений, изменяется крона дер

№ слайда 15

В результате объедания животными ветвей и побегов растений, изменяется крона деревьев.

Экологически значимый фактор - механическое воздействие, оказываемое животными н

№ слайда 16

Экологически значимый фактор - механическое воздействие, оказываемое животными на растения: это повреждение всего растения при поедании животным, а также вытаптывание.

Но существует и весьма положительная сторона во влиянии животных на растения: од

№ слайда 17

Но существует и весьма положительная сторона во влиянии животных на растения: один из них это - опыление.

К фитогенным биотическим факторам относят влияние растений, находящихся на небол

№ слайда 18

К фитогенным биотическим факторам относят влияние растений, находящихся на небольшом расстоянии, друг на друга. Существует множество форм взаимоотношений между растениями: переплетение и срастание корнями, переплетение крон, схлестывание ветвей, использование одним растением другого для прикрепления и т.п.

Влияние антропогенных факторов замусоривание территории (3,9), незаконная вырубк

№ слайда 19

Влияние антропогенных факторов замусоривание территории (3,9), незаконная вырубка (1), результаты вытаптывания (5), уничтожение подходящих местообитаний (2,7,8,10), сбор в букеты красивоцветущих растений (4),


№ слайда 20

Охранять природу - значит охранять Родину

№ слайда 21

Цель урока: развивать учебно-познавательный интерес на основе формирования навыков групповой работы.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний учащихся. Подготовка к восприятию нового материала.

(Окружающий мир, не созданный руками человека).

- На какие группы можно разделить объекты природы?

(Объекты живой и неживой природы).

- Перечислите признаки, которые относятся к объектам живой природы. Приведите собственные примеры.

(Дыхание, питание, рождение, рост, умирание, движение, размножение).

- На какие группы можно разделить объекты живой природы?

- На какие группы можно разделить все растения? Перечислите их отличительные существенные признаки.

(Деревья, кустарники, травянистые растения).

- Назовите части растений.

- Какие условия необходимы для жизни растений?

(Солнечный свет, тепло, вода, кислород).


– Мною загадан природный объект, отгадав который вы определите тему урока.

(Ученики задают вопросы, пользуясь слайдом, сужая поле поиска объекта).

- Правильно, это кустарник, смородина.

- К какой группе живой природы можно отнести кустарник? (Растение).

- Вспомните, как называются части растения, выполните задание в рабочей тетради.
Физкультминутка. Учитель перечисляет природные объекты, например: берёза, море, тигр, гриб, снег, солнце, ястреб и т. д. Объект живой природы – прыжок, объект неживой природы – присед.
III. Открытие нового материала. Беседа, рассказ учителя.

1. Работа с учебником. Стр. 24.

- Рассмотрите иллюстрации 1 – 3 на странице 24 учебника.

Проблемный вопрос – на доске.

- Почему на нашей планете такое разнообразие растений? С чем это связано?

(Разнообразие природных условий, климата).

- На каком рисунке местность больше других похожа на ту, в которой мы живём?

- Как одним словом можно назвать местность, изображённую на 1 и 3 рисунках?

- По каким признакам вы это определили?

- Охарактеризуйте особенности погодных условий данных мест.

(Различие получаемого тепла и влаги).

- На 2 рисунке изображены карликовые деревья. Какие условия не позволяют деревьям вырасти большими?

- На заднем плане изображено много болот. Это объясняется низкой температурой. Вода не может всасываться почвой, так как почва заморожена даже летом.

- Догадались, где расположена такая местность?

Мы – листики осенние,

На месте не сидим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И за парты тихо сели.
2. Осознание нового материала. Работа с интерактивной доской. Файл 3. Названия природных зон скрыто. Аналогичные задания для работы в парах.

- Как называются эти природные зоны?

- Почему в пустыне не могут расти деревья, грибы?

- Почему в лесу не растут кактусы?

(Растениям не хватает влаги; тепла).
3. Продолжение работы по теме урока. Садовые и комнатные растения. Работа с интерактивной доской. Файл 4. Заголовки скрыты. Аналогичные задания для работы в группах.



Задание: разделить растения по определённым признакам на 2 группы. Назвать признаки.



- Почему в нашей местности не произрастают эти растения?

(Не хватает тепла).
5. Знакомство с источниками поиска и сбора информации. Работа с учебником. Рисунок-схема, страница 24.

- Где можно найти интересные факты про различные растения?

(Энциклопедии, Интернет, телевидение, книги, рассказы учителя, родителей).
IV. Итог.

Ответ на проблемный вопрос: почему на нашей планете такое разнообразие растений?
V. Рефлексия.

- Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке? О чём вы захотите рассказать дома?

Читайте также: