Закрепление жи ши ча ща чу щу конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели и задачи:

  • отработать навыки правописания сочетаний;
  • развивать умения распознавать и правильно писать слова с сочетаниями;
  • развивать мыслительную и творческую деятельность;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья через физминутки, дыхательную гимнастику, отдых для глаз, релаксацию;
  • приобщать детей к ЗОЖ.

Ход урока

I. Организация класса (готовность к уроку).

II. Эмоциональный настрой и мотивация.

Поднимите руку те, кто пришел с открытым сердцем и хорошим настроением. Спасибо.

– Поднимите руку те, кто относится с уважением ко всем присутствующим. Спасибо.

– Поднимите руку те, кто готов трудиться, показывая знания. Спасибо.

– Пожелаем друг другу успехов, творчества и удачи!

III. Основная часть.

1. Работа над стихотворением, подводящим к путешествию. Слайд 2.

Учитель читает стихотворение.

С неба падали снежинки
На замёрзшие луга.
Ель укутали пушинки,
Лужи, чащи и поля.

– Какое время года описано в стихотворении?

– Докажите, что это зима.

– Что часто происходит с людьми зимой? (часто болеют)

– Что нужно делать, чтобы не заболеть? (ответы детей)

– На улице сегодня холодно, мороз. А мы с вами перенесемся в лето, туда, где тепло!

– Сегодня мы отправляемся в морское путешествие, путешествие далекое и интересное. С собой берем смелых, дружных, сообразительных и находчивых.

Чтобы путешествие было удачным, необходимо:

  • Быть внимательным;
  • Правильно выполнять задания, и тогда нас ожидает успех!

IV. Актуализация знаний.

Слайд 3.

Имя какого героя носит ваша флотилия? Как называется ваш корабль?

Вот на этом корабле мы отправляемся в плавание. Капитаны берут с собой карту, чтобы кораблю не сойти с курса, а мы возьмем Атлас-путеводитель и будем в нем вести записи (См. Приложение №2).

Атлас-путеводитель стр. 1. Слайд 4.

1) – Чтобы попасть на корабль нужно выполнить задание на стр. 1 Атласа-путеводителя.

Самопроверка Слайд 5.

(Учитель демонстрирует таблицу, дети проверяют, исправляют свои ошибки, проводят самооценку, закрашивая кружок в правом нижнем углу в соответствии с критериями:

красный цвет – нет ошибок, синий – 1-2 ошибки, зеленый – 3 ошибки и более).

А) Всей семьей идут гулять ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать и ребенок… (ёжик).

Б) Кот живет у нас на крыше, а в чулане живут… (мыши).

В) Не поедет без бензина ни автобус, ни… (машина).

– Какие сочетания услышали в словах?

– Как они пишутся?

Эти знания и понадобятся нам в путешествии.

К далекому плаванию все готовы, удобно усаживаемся на корабль и дружно произносим волшебные слова, чтобы корабль отчалил:

Плыви, плыви, кораблик,
На запад, на восток.
Канаты –паутинки,
А парус – лепесток.

V. Практическая работа.

А) Дыхательная медитация.

Сядьте прямо, закройте глаза, за бортом плещут волны, кричат чайки, дует легкий ветерок, который приносит свежесть;

– глубоко вдохните всей грудью и почувствуйте запах моря.

– Вдох-выдох. (5 раз повт.).

– Откройте глаза, нам тепло, уютно.

– Возьмите в руки бинокль и посмотрите, что у нас на горизонте: слева (поворот влево), прямо, справа (поворот направо) 2 раза.

Б) – Вы видите на горизонте – Остров загадок. Слайд 6.

(рисунок с пальмами, а под ними конверт, в нем загадки).

Задание: Записать отгадки (Стр.2 Атласа-путеводителя). Слайд 7.

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)

По тропинке ходит,
Лес на спинке носит. (Ёжик)

В воде живет,
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)

Нахмурится, насупится,
В слезы ударится –
Ничего не останется. (Туча)

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)

В) – Пока мы отгадывали загадки, налетели тучи, закрыли солнышко. Как бы в море не было шторма.

Слайд 8.

– Что такое шторм?

Во время шторма корабль может перевернуться. Чтобы этого не произошло, нужно прогнать тучи.

– Какими должны быть моряки? (храбрыми, смелыми, сильными, выносливыми, сообразительными).

– Давайте подуем, может тучи улетят!

Не получается их сдуть. Видите, какие они тяжелые, уже капли начали падать.

Может, надо выполнить задание? Тогда тучи улетят?

Задание: Составить слова из слогов (устно).

А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли!
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело!

Д) – Какое из полученных слов связано со спортом? (Лыжи). Слайд 9.

Показываю картинку моржа. Слайд 10.

– Что это за животное? (морж)

– А если их много, кто они? (моржи)

– Какое сочетание вы услышали в слове?

– Кого еще называют моржами? (людей)

Это здоровые люди, они не болеют, купаются в проруби, так как регулярно закаливаются.

– Погода наладилась, тучи умчались. Наш корабль следует дальше.

Е) Пальчиковая гимнастика.

Давайте помассируем пальчики, приготовим их для письма.

Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик большачок,
А все вместе – кулачок.

– Пальчики размяли, теперь поработает в атласе-путеводителе.

Ж) Работа на стр. 3 Атласа-путеводителя. Слайд 11.

З) Возьмите бинокль, поглядите вдаль. Как называется этот остров?

Остров ошибок. Слайд 12.

Работа на стр. 4 Атласа-путеводителя. Слайд 13.

Дождевые капли промочили атласы, границы предложений стерлись, знаки препинания смыло водой. Нужно восстановить текст: найти границы предложений, расставить знаки препинания.

Проверка с комментированием.

Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться в класс.

VI. Итог урока.

Чтобы сойти с корабля, нужно назвать из стихотворения слова, в которых встретились знакомые нам сочетания. Слайд 14.

С неба падали снежинки
На замерзшие луга.
Ель укутали пушинки,
Лужи, чащи и поля.

(Ребята называют слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА). Слайд 15.

Во время путешествия мы закрепили знания о том, что:

В сочетаниях ЖИ и ШИ
Пишем только букву И.
В сочетаниях ЧА и ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ и ЩУ
Пишем только букву У.

Откройте приложение №3 путеводителя. Слайд 16.

Если вы остались довольны путешествием – раскрасьте морскую звезду красным цветом.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше, раскрасьте зеленым цветом.

Ребята оценивают свою работу на уроке.

VII. Д/з.

выполнить задания в Приложении №1, №2 Атласа-путеводителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу". Урок закрепления знаний.

Урок русского языка во 2 классе

Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока: УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.

– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;

– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;

– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.

Планируемые результаты:

– признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;

– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.

Метапредметные:

– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

– делать вывод на основе обобщения;

– определять последовательность действий для решения предметной задачи.

– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;

– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая.

Формы: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения: карточки для работы в парах, индивидуальные, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, карточки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А,У, И, презентация.

Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.

Организационный момент

Мы за парту сядем дружно,

А шуметь совсем не нужно,

Сели прямо, ноги вместе!

Класс затих. Вздохнули дружно.

Ведь урок начать нам нужно!

И ко мне все повернулись!

Учитель: всё хорошее в жизни начинается с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

Самоопределение к теме урока

В гости прилетела

На ладошку села –

От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)

Минутка чистописания

Учитель: к нам на урок тоже залетели снежинки. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш)

Учитель: а что мы с ними можем сделать? (записать)

Учитель: давайте эти буквы свяжем одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.

Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.

Посмотрите, как я это буду делать.

Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.

Оценивание (лист самооценки)

Возьмите карточки белого цвета и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте синюю снежинку, а, если написали не совсем правильно, то красную.

Слайд Учитель: Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)

а вы согласны, что в слове снежинка:

3 слога + (проговорите)

Звуков столько же, сколько букв + (проговорите)

Ударение падает на 1 слог –

В слове 3 гласных звука + (проговорите)

Итак, СНЕЖЫНКА (слайд)

Что такое? Почему не так?

Какое правило я забыла?

Что мы должны помнить? (ответ детей)

А как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке русского языка и чему будем учиться? (слайд)

Учитель: жили-были на свете шипящие Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Что за правило мы сегодня повторяем?

Фонетическая зарядка

Сейчас я предлагаю вам поработать стоя, Итак, на экране чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?

- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.

- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.

- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.

- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.

Закрепление

Какие чувства она у вас вызывает?

А как вы думаете, о чём может быть текст, к которому подходит эта картина? (ответ детей) Ещё есть что-нибудь необычное? Какой праздник нас ожидает в конце декабря? (ответ детей)

Какие слова могут быть в тексте с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу? (ответ детей). Посмотрите, где снег лежит? Какой снег? Что делает снег?

- Возьмите карточку жёлтого цвета.

Что нужно сделать? (прочитать текст)

В чаще леса тишина. Падает пушистый снег. Снежинки летят как пушинки. Стучат дятлы. Они ищут себе пищу под корой. Волки чуют добычу. У зайца чудесные лапы и чуткие уши. Он побежал в рощу.

Что можно сделать с этим текстом? (надо выписать слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу - щу)

Сейчас поменяемся в парах тетрадями, проверим работу у соседа. Подсказка на экране.

Что за правило мы сегодня повторяем?

Оцените друг друга на листах самооценки.

Физминутка (слайд) Зрительная гимнастика со снежинкой

Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.

Работа в парах.

Возьмите розовые карточки. Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах. Посовещайтесь друг с другом в паре, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Зада …, да …, лы …, … вёт, хо …, и …, ро …, …вель, …раф, …повник, пи…, …сы, ту …, …до, … ка.

Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.

Проверьте себя, подсказка на экране. (слайд)

Оцените себя на листах самооценки

Что за правило мы сегодня повторяем?

Какографическая минутка (работа в парах)

А теперь возьмём синюю карточку. Представляете, ребята, когда я ехала к вам на урок, я забыла правило. Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла?

Чащя очярована зимой. Пушыстые снега похожы на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. По ночям хищные звери ищют пищю. Чюдная жызнь в это время в лесу!

Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

Давайте проверим вашу работу. Готовы?

Возвратимся в начало урока.

- Что мы сегодня повторяли на уроке русского языка?

- Почему нам надо знать изученное правило и уметь их находить?

Оцените свою работу на уроке. Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. А давайте украсим нашу картину. Возьмите нужную снежинку и приклейте её. Синяя снежинка – я работал прекрасно, красная – у меня не совсем всё получилось. Выполняем. Посмотрите, какая яркая у нас картина!

Домашнее задание (на слайде)

Ребята, я предлагаю вам выбрать задание, которое нужно выполнить дома.

Придумать 10 слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.

Составить текст, в котором есть эти сочетания.

Упражнение 15, страница 11

Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык, 2 класс

Учитель: Котловская С. В.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.
Форма работы учащихся: парная, фронтальная.

Тема: Буквосочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Закрепление.

образовательная: обобщить представление учащихся о звуках [ж], [ш], [ч’] [щ’]; учить писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу; формировать орфографические ЗУН на основе развития орфографической зоркости; систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих; упражнять в написании сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

развивающая: развивать орфографическую зоркость учащихся, устную и письменную речь, познавательный интерес, внимание, самостоятельность.

воспитательная: воспитывать аккуратное ведение записей в тетради.

Планируемые результаты образования:

Предметные: учиться различать твёрдые и мягкие шипящие согласные, кратко характеризовать условия выбора и написания буквы гласного звука после шипящих согласных, учитьсяучаствовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Познавательные: общеучебные –применение правила правописания сочетаний жи-, ши-, -ча, -ща, -чу, щу ;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Личностные: адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с приложенными усилиями, трудолюбием; осознавать необходимость самосовершенствования; выражать желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, записи на доске, толковый словарь, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, смайлики.

Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Запишите число, классная работа.

Актуализация знаний.

- Чтобы понять, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, давайте решим кроссворд.

- Какие шипящие звуки встретились во всех словах отгадках? ( [ж], [ш], [ч’])

- Какого шипящего звука не хватает? ([щ’])

-На какие две группы их можно разделить?

([ж], [ш] – всегда твёрдые, [ч’], [щ’] – всегда мягкие, парные по звонкости-глухости, глухие - [ч’], [щ’], [ш], звонкий - [ж].)

-Вспомните какая орфоограмма связана с этими звуками и сформулируйте тему нашего урока.

Буквосочетания жи - ши, ча – ща, чу - щу. Закрепление. (СЛАЙД 8)

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу) (СЛАЙД 9)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. (СЛАЙД 10)

-Какие орфограммы нам помогут достичь цели урока?

В сочетаниях жи - ши

Только и всегда пиши! (СЛАЙ 11)

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а. (СЛАЙД 12)

В сочетаниях чу – щу

Пишут только букву у. (СЛАЙД 13)

- Кроме этого каждый из вас сегодня постарается оценить свою работу, выставляя себе на каждом этапе урока баллы за работу от 0 до 2.

Словарная работа

- Вспомните какое слово у нас получилось в кроссворде по вертикали. (Машина.)

- Что вы о нём можете сказать? (Это слово с непроверямой безударной гласной.)

- Сейчас мы с вами повторим написание некоторых слов с непроверяемой безударной гласной.

– Отгадайте загадки, напишите отгадки.

И з трёх братьев,

Морозом и снегом,

Успел поделиться! (Декабрь)

Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе. Ай!!
Разлетелся урожай! (Снегири)

Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (Мороз)

Он на улице живёт,
Листья осенью несёт,
А зимой несёт снежинки
Иногда весной - дождинки,
Летом, если он подует -
С головы панамку сдует. (Ветер)

Башмаки-озорники
Мчат меня по льду реки. (Коньки)

Декабрь, мороз, коньки, снегирь, ветер.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

-Проверим. (СЛАЙД 14)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним словом.

Работа по учебнику с.14 упр. № 23.

-Прочитайте 3-ю загадку.

- Отгадайте загадку. (Метель.)

-Постарайтесь объяснить лексическое значение этого слова. (Сильный, переменного направления ветер со снегом.)

-Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель . (Вьюга - сильная метель, буран -снежная буря, метель в степи, пурга -сильная снежная буря.)

- Устно составьте предложение с этим словом.

- Объясните написание слов с пропущенными буквами.

- Напишите слово упражнение 23. Спишите загадку, подчёркивая буквосочетания.

- Оцените свою работу в баллах. (Карандашом, на полях тетради.)

Работа по теме урока.

1) -На дом некоторые дети получили дополнительное задание.

–Найти правописание сочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.

1- в словаре однокоренных слов на стр. 139. (Час, часок, часик, часовой, часы.)

-Как по другому называются однокоренные слова? (Родственные)

- Спишите однокоренные слова (комментирование с места). Выделите корень.

2 – в словаре синонимов на стр.140. (Машина, мчаться, печальный, частый, чудный, прощай, угощать, чуткий.)

- Слова машина, мчаться, печальный, частый, чудный, прощай, угощать, чуткий дети нашли в словаре синонимов, но являются ли они между собой синонимами? Почему?

3 – в словаре антонимов на стр. 141). (Встречать, молчать, запрещать, начало, огорчать, широкий.)

- Слова встречать, молчать, запрещать, начало, огорчать, широкий ребята нашли в словаре антонимов, но являются они между собой антонимами? Какие слова называем антонимами?

- Оцените свою работу в баллах. (Карандашом, на полях тетради.)

2) –Прочитайте записанные пары слов. (СЛАЙД 16)

- На какие две группы их можно разделить? (Синонимы и антонимы.)

Ароматный – душ…стый, свои – ч…жие, редко – ч…сто, красивые –ч…десные, просторные –ш…рокие, говорить – молч…ть, огромные – больш…е, пряч…т – ищ…т, прекрасный- замеч…тельный, радость – печ…ль.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы:1 –ый вариант пары синонимов, 2-ой вариант – антонимов. Подчеркните орфограммы.

-Проверим. (СЛАЙД 17)

I вариант: Ароматный – душистый, красивые – чудесные, просторные – широкие, огромные –большие, прекрасный – замечательный.

II вариант: Свои – чужие, редко – часто, говорить – молчать, прячут – ищут, радость – печаль.

- Оцените свою работу в баллах. (Карандашом, на полях тетради).

3) Работа в паре.

-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили,
К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

Зада__, __лок, да__, лы__, __вёт, __на, хо__, и__, ро__, __вель, __раф, __повник, пи__, __сы, ту__, __до, __ка, __вотик.

(Задача, чулок, дача, лыжи, живёт, шина, хочу, ищу, роща, щавель, жираф, шиповник, пища, часы, туча, чудо, щука, животик.)

2) - Исправьте ошибки.

Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу, щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю, роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное. (14 ошибок)

- Оцените свою совместную работу в баллах. (Карандашом, на полях тетради).

4) Дифференцированная работа.

-Возьмите карточки с заданиями. Выберите уровень сложности:

Жёлтый - сложнее, зелёный – легче, синий - самый лёгкий.

КАРТОЧКА 1 .

Вставьте нужное слово.

1. Зимой летят с неба __________________________.

2. Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ___________________ .

3. Берёзовая ___________________

4. Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах - ________________________ .

5. Часть колеса машины - __________________________ .

6. Чайная пара: блюдце и _________________________ .

Вставьте подходящие по смыслу слова.

______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.

Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.

Вставьте пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.

- Оцените свою работу в баллах. (Карандашом, на полях тетради).

Итог урока. Рефлексия.

-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

-Какие орфограммы мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих [ж],[ ш],[ч’],[ щ’]?

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши.
С какой буквой их пиши?

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

Чулок, шучу, верчу, кручу,
И хоть чуть-чуть еще грущу.
Но все слова пишу я с …у

- Выберите и продолжите любое предложения: (СЛАЙД 19)

На сегодняшнем уроке я узнал.

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось…

Сегодня я сумел…

- Выберите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, нарисуйте жёлтый смайлик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения - красный. (СЛАЙД 20)

VI. Домашнее задание.

- Желающие могут придумать продолжение текста из 2 или 3-ёх предложений, в которых встретятся слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Задачи урока:

- закрепить правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;

- закрепить умение находить данные сочетания в словах;

- Развить познавательную активность учащихся;

- Воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе в группе.

Оборудование урока:

письменные принадлежности к уроку;

АРМ учителя, проекционный аппарат, экран.

Ход урока

1. Орг. момент Слайд №1

1,2,3 слушай и смотри.

3,2,1 мы начнем сейчас!

2. Пальчиковая гимнастика. Слайд №2

Прежде чем начнем работу по чистописанию в тетради, подготовим к работе наши пальчики.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

1,2,3,4,5 пошли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошёл.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик жарить стал.

Этот пальчик помогал.

Ну, а этот только ел,

Оттого и потолстел.

3.Чистописание Слайд №3

Проверяем посадку. Открываем тетради (я…), возьмите ручку, поставьте на локоток, проверьте, как держите ручку и сидите.

4.Словарная работа Слайд №4

На экране словарные слова с пропущенными буквами. Дети записывают и слова в тетради с последующей проверкой.

1 вариант 2 вариант

к. пуста в. рона

л. пата к. рзина

м. роз ябл. к.

р . бота зол. т.

ст. кан ш. л

с. п. ги уч. Ник

- Придумайте предложение с одним из этих слов.

(Одно из предложений записывается на доске и в тетрадях).

На экране слоги, из них надо составить слова: лы – жи, жи-раф, ши – на, мы – ши, щу – кА, ту – ча, у – ши.

6. Определение темы урока (Тему дети называют самостоятельно) Слайд №6

Ребята, прочитайте все слова и назовите тему урока.

Чаща, дача и печать –

8. Физминутка.

Я буду читать слова, а вы если услышите слово с сочетанием ча-ща – руки поднимите над головой; чу-щу – руки в стороны; жи-ши –руки перед собой.

Туча, мячик, трещать, шляпа, часы, жизнь, жучок, чужой, части, машина, кляксы, столик, печать, щука.

9. Картинный диктант. Слайд №8

Запишите названия предметов, которые изображены на рисунках

(шишка, карандаши, снежинка, чашка, часы, машина, свеча, щука.)

10. Работа с учебником Слайд №9

Ребята выполняют упражнение 172, с.105 по заданию учебника

11. Работа с текстом. Слайд №10

Спишите текст, заменяя картинки словами

Тишина в лесу. Легко скользят лыжи. Вершины сосен покрыты мохнатыми шапками. Белка в дупле грызет шишки. В норе спит ёжик.

12. Подведение итога урока. Рефлексия. Слайд №11

Наш урок подходит к завершению.

- Какова была тема нашего урока?

- Какие правила мы повторили?

Лужи, крыши, и моржи.

Знаем твёрдо: жи и ши

пишем только с буквой и.

Чудо, щука, ухвачу

И кричу,лечу, хочу.

пишем только с буквой у.

Чаща, чайка, каланча,
Роща, чаща и свеча.

Точно знаем: ча и ща

пишем только с гласной а.

- Кому понравился урок?

- Какие задания понравились? Какие вызвали затруднения?

Спасибо за работу на уроке. А теперь покажите, какое настроение у вас.

Я улыбнусь вам, а вы мне. Я надеюсь, что мы с вами урок провели с пользой.

.13. Домашнее задание.

Инструктаж о домашнем задании: Дидактический материал к учебнику Русский язык 2 класс М.: Баллас, 2010г. - 160 с. Авторы Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В., Пронина, О.В.

14. Кроссворд (дополнительный материал) Слайд 13

Ребята отгадывают загадки. Отгадки записывают в тетрадь (шиповник, снежинка, туча, жираф, часы, чулок, машина)

Читайте также: