Заготовка продуктов домашнее консервирование 7 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чиканская средняя общеобразовательная школа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- рассмотреть различные виды консервирования;
- ознакомить с основными способами заготовки продуктов;
- сформировать представление о способах длительного сохранения витаминов.
- развивать навыки обработки продуктов;
- умение работы в коллективе.
- воспитывать бережливость, заинтересованность в конечном результате труда, прививать навыки экономного ведения домашнего хозяйства
Методы и формы обучения
Методы: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстративный), проблемно-диалоговый.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группе
Основные понятия
Пастеризация, стерилизация, консервирование
Межпредметные связи
- дополнительные
ПК, презентация, проектор
Интеллект-карта к уроку, тетрадь, принадлежности, консервированные продукты, раздаточный материал, памятки
Организационная структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I . Мотивация к учебной деятельности (2 – 3 мин)
Цели: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к восприятию учебного материала.
Слайд № 1
Учитель даёт эмоциональный настрой на урок
-Доброе утро, ребята!
Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.
-Улыбнитесь друг-другу, как улыбается это солнышко.
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла.
Положите ладошки на ладошки друга и повторяйте за мной
-Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра,
Если тебе будет трудно,
Я тебе помогу .
Садитесь те, кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее настроение.
Слайд № 2
Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Слушают учителя Вступают в диалог
- Эмоционально настраиваются на урок
-Контролируют готовность к уроку
II . Актуализация знаний
Цели: подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Формулирование темы урока и постановка цели.
Создание проблемной ситуации
- Известно, что лучше всего питаться свежими продуктами. В овощах и зелени с грядки наибольшее количество витаминов и микроэлементов, необходимых для нашего здоровья. Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется сохранить их надолго, чтобы холодными зимними вечерами наслаждаться неповторимым ароматом и вкусом этих даров. Ребята, посмотрите сюда. Что вы видите? (Перец красивый)
Однако в се продукты питания, имеющие животное или растительное происхождение, не могут долго храниться в натуральном виде. Оставленные на "произвол судьбы" продукты быстро портятся - иногда буквально за несколько часов.
-Ребята, посмотрите сюда. Что вы видите? (Перец сморщенный). Почему так происходит? (Маленький срок хранения в свежем виде)
Перед нами возникла проблема: что необходимо сделать, чтобы сохранить овощи, фрукты и ягоды длительное время?
Скажите, как вы или ваши мамы дома увеличивают срок хранения продуктов? Что они для этого делают? (Солят, замораживают и т.д.) Правильно! Все эти способы сохранения продуктов называются одним словом, и это то что будет темой нашего урока. Я предлагаю вам сформулировать тему учебного занятия.
Индивидуальная работа . Перед вами лежат желтые конверты . Вскройте их. Из букв, находящихся в конверте необходимо составить слово, которое присутствует в теме нашего урока ( 2-3 мин. )
-Какое слово получилось? ( Консервирование ).
Слайд № 3
Хвалю за скорость выполнения задания
- А скажите мне, если мы сегодня говорим о заготовках, которые делаем дома, сами, то какое будет консервирование? (Домашнее).
- И так тема нашего урока? (Ответы учениц)
Слайд № 4
Работаем с интеллект-картой , вписываем тему урока.
- Какую цель мы поставим на уроке? Что нам нужно узнать? (Нужно узнать, что такое консервирование )
- Теперь нам необходимо выяснить, какие задачи встали перед нами?
Работа в группе . В этом вам поможет синий конверт . Вскройте его. Выберите на ваш взгляд самые необходимые задачи, которые необходимо выполнить на уроке и поместите их на доске. (Рассмотреть различные виды консервирования, познакомиться с основными способами заготовки продуктов, подготовка продуктов к консервированию, узнать историю возникновения некоторых видов консервирования, действительно ли консервирование помогает увеличить длительность хранения продуктов)
Консервирование — (лат. conservare хранить, сохранять) способ консервации пищевых продуктов (изготовления консервов), заключается в технической обработке продуктов питания для угнетения жизнедеятельности портящих продукты микроорганизмов.
Цель консервирования сохранить на длительный срок продукты питания и предохранить их от порчи в результате воздействия на них микробов.
Основные способы консервирования
Поваренная соль издавна применяется для сохранения мясных и рыбных продуктов. В процессе осмоса, соль "вытягивает из продукта «влагу, сам
продукт пропитывается раствором соли и благодаря снижению активности
воды становится непригоден для развития большинства бактерий.
является комбинацией биологической консервации кислотами и засолки. Молочнокислые бактерии утилизируют сахара (углеводы) и выделяют органические кислоты, препятствующие развитию плесеней.
производят органическими кислотами, губительными для бактерий, но пригодными для потребления человеком (используют лимонную, уксусную, молочную и др.)
разрешённых в пищевой промышленности,
сохранности продуктов самого разного типа
(напитки, консервы, пресервы).
МЕТОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С УМЕНЬШЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ ВОДЫ
из продукта удаляется влага, что лишает микроорганизмы среды обитания для
развития. Сушка может производиться как на открытом воздухе, на ветру для
предотвращения загнивания, так и с помощью вакуума. Широко распространено
засоленое и засушенное мясо.
сочетает в себе частичное обезвоживание (иногда — совсем незначительное) и
химическую консервацию. В процессе копчения продукт сушится и
пропитывается дымом, ароматические углеводороды консервируют его и
придают особый аромат.
также сочетает обезвоживание продукта и, одновременно,
его некоторую химическую консервацию поваренной солью.
Для получения фруктовых консервов широко используют
варку в сахарном сиропе, или просто упарку сладких соков
без добавления сахара.
Герметизация и вакуумная упаковка
Герметизация производится для предотвращения попадания в
обработанный продукт микроорганизмов из воздуха.
Вакуумная упаковка оставляет аэробные бактерии без кислорода и они погибают.
Вызывающая ботулизм бактерия не выделяет газы или
различимые на вкус и запах вещества, и поэтому её развитие
в консервах опасно для жизни.
Атмосферная консервация и замена газовой атмосферы
Содержащая кислород атмосфера в упаковке
Заменяется инертной, таким образом сохраняют
продукт (например, салат), без нарушения его
формы. Заменяя кислород азотом, убивают
содержащихся в продуктах насекомых.
КОНСЕРВИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ САХАРА
распределены плоды или их кусочки.
Более плотный, чем джем.
Посуда для консервирования
Наиболее легкими и общедоступными способами переработки являются засолка, квашение и мочение. Эти способы издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90% витамина С.
Летний день – год кормит
Рецепт от Андреевой Ирины
2кг кабачков нарезать кубиками.
1стакан растительного масла 350гр.томатной пасты
Все кипятим 15мин.
Добавляем 10шт.лука и варим 10мин,
Добавляем 10шт. помидор –варим 10мин,
Добавляем 10шт. сладкого перца -варим 10мин.
В конце варки добавляем 0,5стакана уксуса 9%, перец чёрный.
Снимаем с огня, заливаем в банки и закатываем.
Рецепт от Поповой Дарьи
Рецепт от Моровой Марии
Копченая рыба
Рецепт от Ушаковой Вероники
Огурцы в томатном соусе
- 5кг-огурцов
- 2,5-помидор
- 1 ст.лож.-сахара
- 4 ст.лож.- соли
- 200-250-чеснока
- 2 ст.-уксуса 70% (эсенции)
- Помидоры пропустить через мясорубку и варить 10 минут после закипания. Затем кладём огурцы нарезанные кружочками, потом сахар, соль, масло и варить 10 минут. За 2 минуты за окончания добавляем резанный чеснок и уксус. Горячим разливаем в стерильные банки и закатываем. Больше 10 минут не кипятить так как станут мягкими.
- ЧТО ТАКОЕ КОНСЕРВИРОВАНИЕ?
- ПЕРЕЧИСЛИТЕ МЕТОДЫ КОНСЕРВИРОВАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ПИЩИ.
- КАКИМ МЕТОДОМ КОНСЕРВИРОВАНИЯ ПОЛУЧАЮТ ВАРЕНЬЕ?
-80%
Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в них полезных веществ и витаминов длительное время.
обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов;
формировать у учащихся навыки заготовки продуктов;
развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы консервирования продуктов;
воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи урока:
ознакомить учащихся с полезными веществами и витаминами овощей и фруктов;
обобщить знания учащихся по технологии консервирование продуктов
проанализировать и выбрать информацию о приготовлении цукатов и предложить вариант приготовления.
научиться готовить цукаты.
расширять представления о профессиях людей, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, домоводство, математика, история.
Техники и технологии:
Цифровой образовательный ресурс:
Структура урока :
Организационная часть урока.
Актуализация знаний учащихся о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов.
Изложение нового материала
Закрепление новых знаний:
кроссворд по теме
Практическая работа по приготовлению цукатов из тыквы.
Подведение итогов урока. Оценка и самооценка работы.
Прогнозируемый результат: приготовленные учащимися полуфабрикаты цукатов будут соответствовать рецепту.
1. Учитель. Здравствуйте! Садитесь те, кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее настроение.
2. Учитель Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется сохранить их надолго, чтобы холодными зимними вечерами наслаждаться неповторимым ароматом и вкусом этих даров.
Девочки, скажите , какими способами можно сохранить продукты на более длительный срок.(ответы).
А, сейчас вспомним фрукты, которые мы употребляем, и найдем их на брейкворд.
Ответы на фруктовый брейкворд:
Яблоко, мандарин, банан, лимон, виноград, апельсин, абрикос, ананас, груша, кокос, граната, слива, хурма, персик.
Мы узнали, что к основным способам сохранения продуктов относятся: консервирование нагреванием, квашение и соление, маринование (с использованием уксуса, например винного, яблочного), консервирование сахаром, сушка, копчение, вяление, мочение, замораживание, желирование.
Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, высокая (80-100С), а также жидкая, кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий. Соление, квашение и мочение – издавна известны на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90 % витамина С.
Соление. В процессе соления из пищевых продуктов удаляется большая часть воды, сам продукт пропитывается солевым раствором, в котором большинство разрушающих бактерий неспособны развиваться. Благодаря этому эффекту соление часто используется в различных видах пищевых заготовок.
Квашение . Представляет собой комбинацию биологического консервирования продукта органическими кислотами и соления. Молочнокислые бактерии утилизируют углеводы и сахар в продукте, а также выделяют органические кислоты, которые препятствуют распространению плесени и грибков.
Маринование . Для маринования продуктов используются органические кислоты, которые пригодны для употребления человеком, но губительны для бактерий. Как правило, чаще всего в маринаде используются молочная и уксусная кислота.
Замораживание. Замораживать можно любую зелень, фрукты, ягоды, овощную смесь. Продукты должны быть в чистом виде их нужно тщательно вымыть, хорошо высушить и только потом замораживается в пищевом контейнере или пакетах.
Сушка . Это самый простой, самый дешевый и нетрудоемкий способ заготовки. Сушить можно все, что угодно: ягоды, фрукты, овощи, зелень. Их целиком или нарезанными кусочками сушат на свежем воздухе или в теплой духовке. Можно делать это и в микроволновой печке. Сушить крайне просто. И места много не потребуется! Ни для самого процесса высушивания: можно это делать хоть в комнате или кухне, хоть на балконе; ни для последующего хранения: сушеные заготовки очень уменьшаются в объеме по сравнению с исходным сырьем.
Консервирование сахаром. Блокирование деятельности бактерий возможно не только в условиях достаточной солевой или кислотной концентрации, но также и при высокой концентрации сахара, или других консервантов, разрешенных в пищевой промышленности. В частности, нередко засахаривание используется при высушивании пропитанных сладким раствором продуктов - варенье, желе, цукаты.
4. Учитель А какой из этих способов мы с вами выберем?
А сейчас разгадаем кроссворд.
Вещество, обладающее бактерицидным действием, входящее в состав некоторых овощей (фитонцид).
Желейная, легкая, пышная масса, взбивается охлажденным подается на десерт (мусс).
Желеобразная масса, содержащая проваренные в сиропе ягоды или плоды равномерно распределенные (конфитюр)
Плоды сваренные в сахарном сиропе (варенье)
Вещество, содержащееся в некоторых плодах и ягодах, способствует образованию желе (пектин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".
Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке.
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес.
Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта".
Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки" (химия, 10 класс)
Обобщающий урок по теме "Углеводороды" (УМК О.С. Габриелян).Изучение состава нефти и способов ее переработки. Обобщение и закрепление знаний по классификации, номенклатуре и химическим свойс.
Технологическая карта урока "Нефть и продукты ее переработки"
Урок по химии. 10 класс.
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"
Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита".
Концептуальная основа урока: правильная обработка продуктов ведет к сохранению в них полезных веществ и витаминов длительное время.
Цели урока:
- обобщить и расширить у учащихся знаний о сохранении полезных веществ и витаминов при консервировании продуктов;
- формировать у учащихся навыки заготовки продуктов;
- развивать у учащихся умения анализировать, сравнивать и выбирать приемы консервирования продуктов;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи урока:
- ознакомить учащихся с полезными веществами и витаминами овощей и фруктов;
- обобщить знания учащихся по технологии консервирование продуктов
- проанализировать и выбрать информацию о приготовлении цукатов и предложить вариант приготовления.
- научиться готовить цукаты.
- расширять представления о профессиях людей, воспитывая трудолюбие, уважение к людям труда;
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: биология, домоводство, математика, история.
Техники и технологии:
Структура урока:
Прогнозируемый результат: приготовленные учащимися полуфабрикаты цукатов будут соответствовать выбранному способу обработки.
ХОД УРОКА
1. Учитель Здравствуйте ! Садитесь те ,кто готов к уроку и у кого сегодня хорошее настроение.
2. Учитель Лето дарит нам так много полезных и вкусных овощей и фруктов, что хочется сохранить их надолго, чтобы холодными зимними вечерами наслаждаться неповторимым ароматом и вкусом этих даров.
Девочки, скажите, какими способами можно сохранить продукты на более длительный срок.(ответы).Молодцы.
А, сейчас вспомним фрукты, которые мы употребляем, и найдем их в брейкворде.
Мы узнали, что к основным способам сохранения продуктов относятся: консервирование нагреванием, квашение и соление, маринование (с использованием уксуса, например винного, яблочного), консервирование сахаром, сушка, копчение, вяление, мочение, замораживание, желирование.
Все эти способы основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, высокая (80-100С), а также жидкая, кислая и соленая среда препятствуют развитию вредных бактерий. Соление, квашение и мочение – издавна известны на Руси способы консервирования в домашних условиях, при которых сохраняется до 80-90 % витамина С.
Соление. В процессе соления из пищевых продуктов удаляется большая часть воды, сам продукт пропитывается солевым раствором, в котором большинство разрушающих бактерий неспособны развиваться. Благодаря этому эффекту соление часто используется в различных видах пищевых заготовок.
Квашение. Представляет собой комбинацию биологического консервирования продукта органическими кислотами и соления. Молочнокислые бактерии утилизируют углеводы и сахар в продукте, а также выделяют органические кислоты, которые препятствуют распространению плесени и грибков.
Маринование. Для маринования продуктов используются органические кислоты, которые пригодны для употребления человеком, но губительны для бактерий. Как правило, чаще всего в маринаде используются молочная и уксусная кислота.
Замораживание. Замораживать можно любую зелень, фрукты, ягоды, овощную смесь. Продукты должны быть в чистом виде их нужно тщательно вымыть, хорошо высушить и только потом замораживается в пищевом контейнере или пакетах.
Сушка. Это самый простой, самый дешевый и нетрудоемкий способ заготовки. Сушить можно все, что угодно: ягоды, фрукты, овощи, зелень. Их целиком или нарезанными кусочками сушат на свежем воздухе или в теплой духовке. Можно делать это и в микроволновке. Сушить крайне просто. И места много не потребуется! Ни для самого процесса высушивания: можно это делать хоть в комнате или кухне, хоть на балконе; ни для последующего хранения: сушеные заготовки очень уменьшаются в объеме по сравнению с исходным сырьем.
Консервирование сахаром. Блокирование деятельности бактерий возможно не только в условиях достаточной солевой или кислотной концентрации, но также и при высокой концентрации сахара, или других консервантов, разрешенных в пищевой промышленности. В частности, нередко засахаривание используется при высушивании пропитанных сладким раствором продуктов - варенье, желе,цукаты.
4. Учитель А какой из этих способов мы с вами выберем? А сейчас разгадаем кроссворд. (Ответы).Молодцы. А как их можно приготовить?
Приготовление цукатов. Сваренные плоды или ягоды вместе с сиропом выливают на сито или дуршлаг. Сироп стекает, а на сите остаются полупрозрачные кусочки плодов или цельные ягоды. Чтобы сироп стек полностью и плоды лучше впитали сахар, необходимо оставить их на сите в течение 1,5-2 часов. После этого плоды и ягоды надо разложить в один слой на сите и подсушить в духовке при температуре не выше 40°С, затем обсыпать мелким сахарным песком (должна быть покрыта вся поверхность плодов) и слегка встряхнуть. На 1 кг плодов требуется приблизительно 170-200 г сахара. После обсыпки плоды вторично нужно подсушить в слабо нагретом духовом шкафу. Если приготовляют засахаренные дыню или арбузные корки, их после обсыпки сушат на воздухе при комнатной температуре.
Готовые цукаты надо уложить в банки — каждый вид отдельно или смешать разные плоды и ягоды так, чтобы получился красивый набор. Для этого подбирают различно окрашенные плоды, например, кусочки груш и яблок со сливами, вишнями, рябиной.
Чтобы при хранении цукаты не увлажнялись, их лучше укупорить герметически, закатывая стеклянные банки жестяными крышками, или плотно закрыть пергаментом или целлофаном.
В сухом помещении цукаты можно хранить в деревянных, картонных или фанерных ящиках, выстланных внутри плотной бумагой. Хранить цукаты можно и в вакуумных контейнерах, они позволяют увеличить срок хранения продуктов в 3-4 раза. Вакуум, образованный путем удаления воздуха из контейнера приостанавливает размножение бактерий и окисление продуктов. Вакуумные пищевые контейнеры для хранения продуктов применяются для сохранения свежести, аромата, цвета и питательных веществ любых продуктов питания и прочих вещей, которые необходимо уберечь от порчи. Хранение в вакуумных контейнерах не заменяет обычных способов хранения, а дополняет их.
Сироп, остающийся после варки плодов и ягод, а также излишек сахарного песка после обсыпки плодов используют для варки варенья, джема, повидла или при изготовлении компотов.
Диетологи обвиняют цукаты в избыточном количестве сахара. Да, сахара в них достаточно много, но польза всё же есть – в цукатах содержится большое количество необходимой для пищеварения клетчатки, а также витамины и микроэлементы.
Поэтому диетологи советуют заменять конфеты именно на цукаты.
Пищевая ценность цукатов в 100 гр:
Белки: 3 (г)
Углеводы: 54,5 (г)
Витамины:
* Витамин PP: 2,1 (мг)
* Бэта-каротин: 1 (мг)
* Витамин A (РЭ): 166,6667 (мкг)
* Витамин B1 (тиамин): 0,03 (мг)
* Витамин B2 (рибофлавин): 0,2 (мг)
* Витамин C: 5 (мг)
* Витамин PP (Ниациновый эквивалент):2,598 (мг)
Макроэлементы :
* Кальций: 115 (мг)
* Магний: 92 (мг)
* Натрий: 141 (мг)
* Калий: 2043 (мг)
* Фосфор: 192 (мг)
Микроэлемент:
* Железо: 3 (мг)
Энергетическая ценность (калорийность) цукатов составляет 216,4 ккал.
Учитель. Закрепим свои полученные знания с помощью тестов.
5. Учитель. Чтобы приступить к работе давайте повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножом и горячей посудой. Санитарно-гигиенические требования.
В каждой бригаде , бригадир распределяет работу.
Приступаем к работе.1-бригада готовит цукаты из моркови 2-бригада из тыквы с апельсином.
Рецепты цукатов (Инструкционные карты).
Цукаты из моркови.
Для рецепта вам потребуется: Для сахарного сиропа сахар-1.2кг, вода-1.5 стакана, морковь-1кг.
Цукаты из тыквы с апельсином.
Для рецепта вам потребуется: Тыква- 1 кг, сахарный сироп -1.2 кг, апельсиновая корочка. Если у Вас много тыквы, сварите цукаты с апельсиновой корочкой, получается не хуже чем цукаты из папайи, манго и прочих экзотических фруктов. Порезать тыкву брусочками или как больше нравится и сварить вместе с апельсиновыми корочками малом количестве воды, потом добавить сахар и уварить насколько возможно, чтобы только не началось пригорание. Получится тыква в очень густом сиропе. Потом вынимаете кусочек тыквы желательно вместе с кусочком апельсиновой корочки, они прилипают друг к другу, обвалять в сахаре и разложить в теплом месте в один слой на противне или еще на чем другом для просушки. Когда просохнут, чтобы не липли друг к другу, хранить в сухом месте (например, в закрытой банке). Хранить можно долго. Эти же цукаты можно потом мелко порезать и добавлять в выпечку - кексы, бисквиты. (1; 18 - 25)
Дегустация блюда.Оценивание оформления блюда детьми.
6. Подведение урока.
Девочки, что нового мы сегодня узнали?
Какие цукаты мы сегодня научились готовить?
Какая последовательность приготовления блюда?
Оценка знаний и умений учащихся по бригадам
7. Домашнее задание. Приготовить дома цукаты и угостить родителей.
Читайте также:
- Задача структура задачи условие вопрос 1 класс школа россии конспект урока
- Импрессионизм поиск ускользающей красоты 11 класс конспект
- Физическая химия конспект лекций а в березовчук
- Пионеры и комсомольцы герои великой отечественной войны конспект
- Конспект нод по развитию связной речи в подготовительной группе