Зачем строят самолеты конспект урока 1 класс школа россии
Обновлено: 05.07.2024
Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолетов.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: дети должны познакомиться с видами самолетов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолета.
Метапредметные УУД:
Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.
Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следственных связей, сравнение различных самолетов по их внешнему виду и назначению, классификация самолетов; формулирование выводов.
Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов ее достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в паре и группе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места.
Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.
Учитель: И, как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Слайд 1.
2. Нестандартный вход в урок.
Учитель берет с рабочего стола запечатанный конверт.
Учитель: Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает классу). Помните, еще в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого письма. Слайд 2.
Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик еще не очень быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на модели земного шара, как можно добраться до Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?
Учитель: Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк Южная Америка, где находится Мексика – родина Хосе. Между ними – океан. Слайд 3. Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.
Дети: На корабле.
3. Актуализация опорных знаний:
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на доске пронумерованы некоторые из них.
На доске список:
1. военный корабль;
2. рыболовное судно;
3. грузовое судно;
5. пассажирское судно;
6. исследовательское судно.
Учитель: Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).
Учитель: Вы не заметили ничего странного в этом задании?
Дети: Здесь есть лишнее: электричка – это не корабль, а поезд.
Учитель: Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал свое путешествие, которое уже произошло?
4. Возникновение проблемной ситуации.
Дети: Можно попасть в Мексику на самолете.
5. Уточнение целей урока.
Учитель: Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.
Дети: Зачем строят самолеты? Слайд 4.
Учитель: Найдите цель урока. Прочитайте ее самостоятельно. Скажите своими словами, чему будет посвящена наша работа на уроке.
Дети: Мы познакомимся с видами самолетов, узнаем, зачем они нужны.
6. Знакомство с новым материалом.
1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите каждый самолет и объясните его назначение. Слайд 5.
Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолетов.
- Пассажирский самолет нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он большой, в нем много мест для людей.
- Военный самолет нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.
- Грузовой самолет нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.
2. Беседа по обобщению жизненного опыта:
Учитель: Приходилось ли вам летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях.
Дети делятся своим жизненным опытом.
Физминутка
3. Знакомство с устройством самолета.
oСамостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.
Учитель: На с.67 вы видите изображение устройства самолета. Рассмотрите его и прочитайте все подписи составных частей самолета.
Учитель: У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зеленого и красного цветов. Прочитайте названия частей самолета еще раз, помечая зеленой фишкой ту подпись, которую вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.
Дети выполняют самостоятельно.
Учитель: Теперь уберите зеленые фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.
oРабота в парах: взаимный контроль усвоения.
Учитель: Какие части самолета не были задействованы в этом задании?
Дети: Трап и фюзеляж.
Учитель: Как по-другому можно назвать фюзеляж?
7. Закрепление изученного.
Учитель: А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На слайде презентации я приготовила текст, который подведет итог нашему занятию. Такой же текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркнете карандашом красного цвета.
Текст: Слайд 6.
Самолеты – это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров. Военные самолеты нужны для нападения на другие страны.
Дети работают в группах, подчеркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях. Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.
Учитель: Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях. Внимание на Слайд 7.
Учитель: Подведем итог, все ли ошибки мы нашли?
Учитель: Молодцы, хорошо поработали.
8. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.
Учитель: Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолеты?
Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.
Дети: На пассажирском самолете.
Учитель: В какой части самолета он сможет с комфортом расположиться?
Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8.
Учитель: Оцените урок и свою работу на нем. Если вы узнали много нового, все поняли и запомнили, то положите в мою коробочку фишку зеленого цвета. Если материал был слишком сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою коробочку фишку красного цвета.
Учитель проходит по рядам, дети кладут в коробочку по одной фишке, учитель делает вывод. Например: Этот урок оказался полезным и интересным для многих из вас. К сожалению, не все считают, что всё усвоили на уроке…
Учитель: Спасибо за работу. Слайд 9.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолётов.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: дети должны познакомиться с видами самолётов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолёта.
Метапредметные УУД:
Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его
органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному
мнению: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной
деятельности и личностного смысла учения.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра
коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнёром; вступать в коллективное
учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Познавательные:
Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание
в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.
Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следствен-ных связей, сравнение различных самолётов по их внешнему виду и назначению, классификация самолётов; формулирование выводов.
Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов её достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.
Организация пространства:
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы
работы, работа в паре и группе.
1. Организационный момент.
Учитель: -Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места.
Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.
Учитель : - И как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая
Черепаха. Слайд 1.
2. Нестандартный вход в урок.
Учитель берёт с рабочего стола запечатанный конверт.
Учитель: -Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает
классу). Помните, ещё в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его
троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого
письма. Слайд 2.
Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик ещё не очень
быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.
Учитель: -Я предлагаю вам посмотреть на модель земного шара, как можно добраться до
Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?
Учитель: -Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк
Южная Америка, где находится Мексика - родина Хосе. Между ними - океан. Слайд 3.
-Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.
Дети: На корабле.
3. Актуализация опорных знаний:
Учитель: -На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на
доске пронумерованы некоторые из них.
На доске список:
1. военный корабль;
2. рыболовное судно;
3. грузовое судно;
5. пассажирское судно;
6. исследовательское судно.
Учитель: -Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до
своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).
Учитель: -Вы не заметили ничего странного в этом задании?
Дети: Здесь есть лишнее: электричка - это не корабль, а поезд.
Учитель: -Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал
путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал своё путешествие, которое
уже произошло?
4. Возникновение проблемной ситуации.
Дети: Можно попасть в Мексику на самолёте.
5. Уточнение целей урока.
Учитель: -Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.
Дети: Зачем строят самолёты? Слайд 4.
Учитель: -Найдите цель урока. Прочитайте её самостоятельно. Скажите своими словами, чему
будет посвящена наша работа на уроке.
Дети: Мы познакомимся с видами самолётов, узнаем, зачем они нужны.
6. Знакомство с новым материалом.
1. Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.
Учитель: - Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите
каждый самолёт и объясните его назначение. Слайд 5.
Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолётов.
- Пассажирский самолёт нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он
большой, в нём много мест для людей.
- Военный самолёт нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.
- Грузовой самолёт нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.
2. Беседа по обобщению жизненного опыта:
Учитель: - Приходилось ли вам летать на самолёте? Расскажите о своих впечатлениях.
Дети делятся своим жизненным опытом.
Физминутка.
3. Знакомство с устройством самолёта .
Самостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.
Учитель: -На с.67 вы видите изображение устройства самолёта. Рассмотрите его и прочитайте
все подписи составных частей самолёта.
Учитель: -У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зелёного и красного цветов.
Прочитайте названия частей самолёта ещё раз. помечая зелёной фишкой ту подпись, которую
вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.
Дети выполняют самостоятельно.
Учитель: -Теперь уберите зелёные фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.
4. Работа в парах: взаимный контроль усвоения.
Учитель: - Какие части самолёта не были задействованы в этом задании?
Дети: Трап и фюзеляж.
Учитель: - Как по-другому можно назвать фюзеляж?
Учитель: - А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На
слайде презентации я приготовила текст, который подведёт итог нашему занятию. Такой же
текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркните карандашом
красного цвета.
Текст: Слайд 6.
Самолёты - это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров.
Военные самолёты нужны для нападения на другие страны.
Дети работают в группах, подчёркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях.
Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.
Учитель: - Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях.
Внимание на Слайд 7.
Учитель: - Подведём итог, все ли ошибки мы нашли?
Учитель: - Молодцы, хорошо поработали!
7. Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.
Учитель: -Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолёты?
Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.
Дети: На пассажирском самолёте.
Учитель: - В какой части самолёта он сможет с комфортом расположиться?
Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8 .
Учитель: - Оцените урок и свою работу на нём. Если вы узнали много нового, все поняли и
запомнили, то положите в мою коробочку фишку зелёного цвета. Если материал был слишком
сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою
коробочку фишку красного цвета.
Разработка для проведения урока по программе "Школа России", автор учебника Плешаков А.А., представлен конспект урока и презентация.
Тема: Зачем строят самолеты?
Цель урока: формировать представление о видах, устройстве и назначении самолетов.
Прогнозируемые результаты:
Предметные: дети должны познакомиться с видами самолетов, научиться их классифицировать в зависимости от их назначения, усвоить знание основных составных частей самолета.
Метапредметные УУД:
Личностные: формирование целостного представления об окружающем мире в его органичном единстве и разнообразии, формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия.
Познавательные:
Общеучебные: умение отвечать на вопросы, осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, формулирование познавательной цели, извлечение необходимой информации из различных источников (рассказ учителя, жизненный опыт, иллюстрации учебника и слайдов презентации, текст учебника), ориентирование в учебнике, чтение текстов учебника и обработка содержащейся в них информации.
Логические: анализ учебной ситуации, анализ иллюстраций, составление причинно-следственных связей, сравнение различных самолетов по их внешнему виду и назначению, классификация самолетов; формулирование выводов.
Регулятивные: принятие учебной задачи, определение эффективных способов ее достижения, контроль и оценивание результата своих действий и действий одноклассников.
Организация пространства:
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная формы работы, работа в паре и группе.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь на свои места.
Ученики приветствуют учителя кивком головы, садятся.
Учитель: И, как всегда, вместе со мной вас приветствуют Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Слайд 1.
Нестандартный вход в урок.
Учитель берет с рабочего стола запечатанный конверт.
Учитель: Что это, ребята? Кажется, какое-то письмо. (Разглядывает конверт, показывает классу). Помните, еще в прошлом полугодии мы помогали Вопросику написать письмо его троюродному брату Хосе на материк Южная Америка, в Мексику, и проследить путь этого письма. Слайд 2.
Кажется, именно оттуда сейчас мы получили ответ. Ребята, наш Вопросик еще не очень быстро читает. Помогите, пожалуйста, прочитать это письмо.
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть на модели земного шара, как можно добраться до Мексики. Кстати, как называется модель земного шара?
Учитель: Вот наш глобус. Итак, вот материк Евразия, где проживаем мы с вами. Вот материк Южная Америка, где находится Мексика – родина Хосе. Между ними – океан. Слайд 3. Как же можно передвигаться по океану? Мы об этом уже говорили.
Дети: На корабле.
Актуализация опорных знаний:
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с разными видами кораблей. Посмотрите, на доске пронумерованы некоторые из них.
На доске список:
1. военный корабль;
2. рыболовное судно;
3. грузовое судно;
5. пассажирское судно;
6. исследовательское судно.
Учитель: Покажите с помощью веера цифр, на каком судне Вопросик может добраться до своего троюродного брата? (Дети поднимают карточку с номером корабля).
Учитель: Вы не заметили ничего странного в этом задании?
Дети: Здесь есть лишнее: электричка – это не корабль, а поезд.
Учитель: Дома вы рисовали в своей рабочей тетради различные корабли. Кто нарисовал путешествие на корабле, о котором вы мечтаете? А кто нарисовал свое путешествие, которое уже произошло?
Возникновение проблемной ситуации.
Дети: Можно попасть в Мексику на самолете.
Уточнение целей урока.
Учитель: Откроем учебник на с.66. Прочитайте тему урока.
Дети: Зачем строят самолеты? Слайд 4.
Учитель: Найдите цель урока. Прочитайте ее самостоятельно. Скажите своими словами, чему будет посвящена наша работа на уроке.
Дети: Мы познакомимся с видами самолетов, узнаем, зачем они нужны.
Знакомство с новым материалом.
Самостоятельная работа с иллюстрациями учебника.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации на с.66. Прочитайте подписи к каждой из них, опишите каждый самолет и объясните его назначение. Слайд 5.
Фронтальная работа: дети объясняют назначение каждого вида самолетов.
- Пассажирский самолет нужен для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Он большой, в нем много мест для людей.
- Военный самолет нужен для войны. Он может стрелять и сбрасывать бомбы вниз.
- Грузовой самолет нужен для того, чтобы перевозить грузы. У него большой багажный отсек.
2. Беседа по обобщению жизненного опыта:
Учитель: Приходилось ли вам летать на самолете? Расскажите о своих впечатлениях.
Дети делятся своим жизненным опытом.
Я построю самолёт ,
Шлем надену, и в полёт.
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
Облечу весь шар земной,
А потом вернусь домой.
Знакомство с устройством самолета.
Самостоятельная работа с рисунком-схемой учебника.
Учитель: На с.67 вы видите изображение устройства самолета. Рассмотрите его и прочитайте все подписи составных частей самолета.
Учитель: У каждого из вас лежат фишки в виде квадратиков зеленого и красного цветов. Прочитайте названия частей самолета еще раз, помечая зеленой фишкой ту подпись, которую вам запомнить легко. Красные фишки положите к тем подписям, которые запомнить сложнее.
Дети выполняют самостоятельно.
Учитель: Теперь уберите зеленые фишки на край стола и перечитайте только те названия, которые у вас отмечены красным цветом.
Работа в парах: взаимный контроль усвоения.
Учитель: Какие части самолета не были задействованы в этом задании?
Дети: Трап и фюзеляж.
Учитель: Как по-другому можно назвать фюзеляж?
Закрепление изученного.
Учитель: А в конце нашего урока предлагаю немного поиграть. Разделитесь на группы. На слайде презентации я приготовила текст, который подведет итог нашему занятию. Такой же текст я даю каждой группе. Если вы найдете в тексте ошибки, вы их подчеркнете карандашом красного цвета.
Текст: Слайд 6.
Самолеты – это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров. Военные самолеты нужны для нападения на другие страны.
Дети работают в группах, подчеркивают неверные слова или сочетания слов в предложениях. Выступает один из представителей группы с объяснением, что и почему они подчеркнули.
Учитель: Мудрая Черепаха поможет нам проверить, правы ли мы в своих предположениях. Внимание на слайд. Слайд 7.
Учитель: Подведем итог, все ли ошибки мы нашли?
Учитель: Молодцы, хорошо поработали.
Обобщение. Разрешение проблемной ситуации. Рефлексия.
Учитель: Давайте ответим на главный вопрос урока: так зачем же строят самолеты?
Дети: Чтобы летать на дальние расстояния, перевозить грузы издалека, защищать свою страну.
Дети: На пассажирском самолете.
Учитель: В какой части самолета он сможет с комфортом расположиться?
Дети: В салоне для пассажиров. Слайд 8.
Учитель: Оцените урок и свою работу на нем. Если вы узнали много нового, все поняли и запомнили, то положите в мою коробочку фишку зеленого цвета. Если материал был слишком сложным, вы не все поняли на уроке, запомнили не все новые слова, положите в мою коробочку фишку красного цвета.
Учитель проходит по рядам, дети кладут в коробочку по одной фишке, учитель делает вывод. Например: Этот урок оказался полезным и интересным для многих из вас. К сожалению, не все считают, что всё усвоили на уроке…
Учитель: Спасибо за работу. Слайд 9.
Автор : Пермякова Надежда Станиславовна,
учитель начальных классов МКОУ Качугская СОШ № 1, 2013 г.
Тема урока: Зачем строят самолёты?
Какие самолёты бывают
Самолёты – это водный транспорт. Их строят только для перевозки пассажиров. Военные самолёты нужны для нападения на другие страны.
Самолёты – это воздушный транспорт. Их строят для перевозки пассажиров и грузов. Военные самолёты нужны для защиты
Цели. Познакомить детей с назначением и устройством самолетов; дать историческую справку о первых летательных аппаратах; расширять словарный запас школьников.
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала
Учитель. Сейчас я проверю ваши знания по теме, которую мы изучаем. Просигнальте светофорчиками свои ответы.
Земля имеет форму шара. (Да)
На Луне живут люди. (Нет)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. (Да)
Чтобы узнать, где зимуют птицы, ученые надевают на лапки птицам кольца. (Да)
Цветы и бабочки могут жить друг без друга. (Нет)
В лесу нельзя шуметь. (Да)
Фары, ремни безопасности, сиденье – это части велосипеда. (Нет)
У. Части какого транспортного средства я назвала?
Дети. Автомобиля.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Предлагаю вспомнить, на каких средствах передвижения мы совершали путешествия:
Земля дрожит, силач бежит.
Тянет он за собой
Хвост огромный стальной.
Бежит по воде скоро
Без весел и мотора.
Д. Парусник.
Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
У. Как назвать одним словом машину, поезд, корабль?
Д. Транспорт.
У. Какой бывает транспорт?
У. Вместе с Мудрой Черепахой мы сегодня отправляемся в путешествие на новом транспортном средстве. Отгадайте ключевое слово в кроссворде, и вы узнаете, что это за средство передвижения
- Часть колеса велосипеда. (Спица.)
- Осветительный прибор на автомобиле. (Фара.)
- Подземная электричка. (Метро.)
- Им управляет капитан. (Корабль.)
- Он нужен, чтобы управлять машиной. (Руль.)
- Их четыре у машины, два у велосипеда и много у поезда. (Колеса.)
- Ю.А. Гагарин впервые на ней отправился в космос. (Ракета.)
– Что получилось? Прочитайте.
У. Правильно. Итак, мы отправляемся в путешествие на самолете.
IV. Знакомство с новым материалом
Учитель показывает модель самолета.
У. Что вы знаете о самолете?
Д. На самолете летают люди.
У. Кто из вас видел настоящие самолеты? Где?
Д. Летали. Видели в фильмах, в телепередачах.
У. Знаете ли вы, какие бывают самолеты? Чтобы узнать об этом, откроем учебник на с. 116. Рассмотрите различные современные самолеты на иллюстрации. Прочитайте, какие бывают самолеты. А для чего нужен каждый самолет?
Д. Пассажирские перевозят пассажиров, грузовые – грузы, военные нужны нашей армии.
Физкультминутка
У. Ребята, а вам бы хотелось по-настоящему полетать? (Дети отвечают.) Человек так давно мечтал полетать, как птица, что воплотил свои мечты, но сначала в сказках. С какими волшебными летательными аппаратами вы сталкивались в сказках?
Д. Ступа Бабы Яги, крылатые сандалии, ковер-самолет. (Показ рисунков.)
У. Что необходимо для полета птице?
У. Человек серьезно стал задумываться о полете с помощью крыльев очень давно. Существует древнегреческая легенда о том, что Дедал и его сын Икар смастерили из воска и перьев крылья. Послушайте часть легенды:
Первым взлетел Дедал. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе. Дедал спустился на землю и сказал сыну:
– Слушай, Икар, сейчас мы улетим с Крита.
Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся близко к солнцу – жара может растопить воск, и разлетятся перья.
Отец с сыном надели крылья на руки и легко понеслись. Быстрый полет забавлял Икара, все сильнее взмахивал он крыльями. Забыл Икар наставления отца и взлетел высоко под самое небо, ближе к лучезарному солнцу. Палящие лучи растопили воск, скреплявший перья крыльев. Взмахнул Икар руками, но нет больше на них крыльев. Стремглав упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.
– Это только легенда. А теперь послушайте, как на самом деле человек учился создавать самолеты.
Ученик 1. Первыми поднялись в воздух на воздушном шаре братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года построенный ими воздушный шар поднялся над Парижем. В 1875 году два француза – Блоншар и Джефри – совершили перелет на воздушном шаре, наполненном водородом.
Братья Монголфье
Идея полетов с помощью крыльев впервые была высказана Леонардо да Винчи. Однако построить аппарат первым попытался англичанин Роберт Гук в 1660 году. Но на его модели так никто и не решился полететь. Только в 1882 году русский морской инженер А.Ф. Можайский построил первый самолет и совершил на нем полет, который продолжался несколько минут.
Леонардо да Винчи
А.Ф. Можайский
У. Рассмотрите рисунки старинных самолетов в учебнике на с. 117. Похожи ли старинные самолеты на современные?
У. Посмотрим на устройство современного самолета. Прочитайте названия частей самолета. Какие слова вам незнакомы?
На магнитной доске:
Фюзеляж (корпус). Шасси (колеса). Трап (лестница).
– Предлагаю назвать и показать эти части на модели самолета. Кто управляет самолетом и обслуживает его?
Д. Летчики (пилоты). Обслуживает пассажиров стюардесса.
У. Отгадайте загадку:
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет
Наш российский.
Д. Вертолет.
У. Вертолет – еще одно воздушное транспортное средство.
Учитель показывает модель вертолета.
– Сравните изображения самолета и вертолета в тетради на с. 47. Чем они различаются?
Д. У вертолета есть пропеллер, он меньше самолета.
У. Кто видел вертолет? Какого он обычно цвета?
Д. Зеленого, голубого.
У. Предлагаю раскрасить вертолет в тетради и немного послушать об этом аппарате.
Вертолет может попасть туда, где нет дорог и аэродромов. Ему не нужна площадка для разбега. Если люди попали в беду на воде, в горах, где невозможно даже ноги поставить, на помощь придет вертолет. Он сбросит веревочную лестницу и поднимет спасенных людей на борт.
Удерживает вертолет в воздухе винт с лопастями. Он вращается так быстро, что похож на прозрачные стрекозиные крылья.
На длинном хвосте у вертолета – еще один маленький винт-пропеллер. Он служит рулем – удерживает корпус вертолета.
V. Конструирование
У. Предлагаю вам сделать модель самолета из бумаги.
Учащиеся выполняют задание.
А кто знает, откуда взлетают самолеты?
Д. С аэродрома.
Д. В дальние страны.
У. Представьте, что вы на борту самолета и отправляетесь в путешествие. Запустите самолеты!
VI. Итог урока
У. На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
Читайте также: