Юдин героические былины конспект

Обновлено: 05.07.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Юрий Юдин - Героические былины (Поэтическое искусство)

В книге рассматривается поэтическая природа героических былин, отразивших исторические судьбы Древней Руси. Автор знакомит читателя с сюжетами героических былин, особенностями их композиции, раскрывает смысл воспеваемых событий, повествует о героях эпоса, анализирует поэтический язык былин.

Год издания: 1975

Мягкая обложка, 120 стр.
Тираж: 50000 экз.
Формат: 84x108/32 (130х200 мм)

Похожие книги

Это вводный урок, раскрывающий перед учащимися особенности героического эпоса русского народа.

Цель урока – дать представление о былинном жанре

Задачи урока:

  1. Дать представление об исторической основе былин;
  2. Подготовить учащихся к дальнейшему анализу былинного жанра;
  3. Способствовать развитию навыков работы в группе, коллективной работы;
  4. Способствовать развитию навыков работы с текстом;
  5. Способствовать развитию навыков презентации своего ответа
ВложениеРазмер
geroicheskiy_epos.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Это вводный урок, раскрывающий перед учащимися особенности героического эпоса русского народа.

Цель урока – дать представление о былинном жанре

  1. Дать представление об исторической основе былин;
  2. Подготовить учащихся к дальнейшему анализу былинного жанра;
  3. Способствовать развитию навыков работы в группе, коллективной работы;
  4. Способствовать развитию навыков работы с текстом;
  5. Способствовать развитию навыков презентации своего ответа

Форма работы: групповая ( в группе по 5-6 человек)

  1. Когда были созданы былины?
  2. Можно ли верить в былины?
  3. Как исполнялись былины?
  4. Кто такой богатырь? Чем он отличается от обычных людей?
  5. Чем былины отличаются от других жанров устного народного творчества?

Учитель рассказывает учащимся о форме работы на уроке, о сути стратегии, ребята делятся на группы, в данном случае должно быть организовано 5 групп.

Основой работы на стадии осмысления станет текст.

У каждого богатыря - свое имя, своя биография, свой круг подвигов.

Богатырь всегда изображался не пешим, а конным воином. Часто внешне русский богатырь неприметен, но эта неприметность обманчива, она только подчеркивает значительность его последующих подвигов. Богатырь может быть плохо одетым, но конь и оружие у него всегда самые лучшие. Однако главное превосходство богатырей заключено не в их оружии, не в физической силе и воинском умении, а в нравственной силе. Богатырь всегда обладает моральным превосходством над врагами, потому что он стоит за правду, справедливость.

Богатырь оказывается наделенным сверхчеловеческими качествами, но проявляются они только в момент совершения подвига и могут употребляться только на правое дело.

В былинах богатырь только тот, кто защищает не свои личные интересы, а общенародные.

Согласно былинам, богатырство как могущественная и непобедимая сила, обеспечивающая мир и благополучие Русской земле, принадлежало далекому прошлому. Его нельзя датировать и нельзя определить, как долго оно длилось.

Былины исторически обобщили историческую действительность 11 – 16 веков и бытовали в устной форме до середины 20 века.

Былины отразили многие исторические реалии: географию и пейзаж Киевской Руси, борьбу Древнерусского государства против степняков-кочевников, детали военного княжеско-дружинного быта, исторические персонажи Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, Добрыни, Садко, Ильи Муромца, половецких и татарских ханов. Художественный вымысел допускал совмещение имен более раннего и более позднего исторического периода, искажение географических расстояний, названий стран и городов.

Науке известно около 100 сюжетов Б ( всего с вариантами и версиями записано более 3 тысяч текстов, так, например, былина о первом выезде Ильи принадлежит к наиболее распространенным, наиболее популярным, в настоящее время опубликовано свыше 100 вариантов ее).

Былины всегда строятся особым образом. Начинаются былины с зачина. В нем указывается время и место действия, называется и описываемый герой. Очень часто сказители пользуются особым приемом – преувеличением (гиперболой), с помощью гиперболы рисовалось несметное вражеское войско, которое побеждает русский богатырь, в то же время гипербола могла применяться и к описанию богатыря и его действий. Обычно в описании врагов гипербола применяется для сатиры, а в описании богатыря она идеализирует героя. Важным поэтическим средством являлось сравнение, также использовались и постоянные эпитеты, которые дают представление об отношениях героев, об оценке предмета или явления.

Сказитель – главное лицо в былинном творчестве. Он никогда не воспроизводит текст буквально, слово в слово, в его памяти хранится множество вариантов различных эпизодов, мотивов, характеристик, описаний и он может из этого множества всякий раз выбрать что-то одно, поэтому сказитель каждый раз заново воспроизводит былину.

Стих связан с напевом и относится к тоническому стихосложению. В былинном стихе три - четыре главных ударения, но нет рифмы, есть только созвучия окончаний строк.

В основе былины динамическое повествование. В его синтаксисе глагол-сказуемое играет самую существенную, доминирующую роль. На сказуемое в подавляющем большинстве случаев падает интонационно-логическое ударение.

Не менее важным компонентом в эпическом стиле является драматический элемент, сразу бросается в глаза насыщенность текстов прямой речью персонажей. Подготовка какого-то события нередко передается подробно и обстоятельно через драматический монолог или диалог в то время, как сами события излагаются сжато, немногословно. Во всех случаях певцы очень дорожат возможностью представить происходящие события как развертывающиеся теперь, в момент самого повествования, в воображении слушателя. При этом персонажи оживают, слушатель как будто видит самого героя, персонажи говорят тем же величавым эпическим языком, что и сам певец, большого стремления к индивидуализации речи персонажей не наблюдается.

Повествование ведется неторопливо и величаво. В развертывании сюжета обязательно присутствуют разнообразные и многочисленные повторения. Замедленность действия ведется путем утроения эпизодов, повторения слов. Один из приемов соединения строк – повторение последних слов предыдущей строки в начале последующей (палиология). В былине могло появиться единоначатие (анафора), оно чаще всего подчёркивало размеренный стих былин.

В былинах изображается идеальный предметный мир: оружие у богатырей булатное, доспехи, кольчуга, утварь из золота и серебра, стрелы из заморского тростника, оперены перьями орла, в них блещут камни-самоцветы.

Богата и обильна былинная Русь: поля щедро родят хлеб, в лесах много зверья, в реках рыбы. В этой стране много городов, сел, деревень. Города блистают теремами и храмами, окружены стенами и башнями, улицы вымощены, в праздники их украшают сукнами и коврами. В центре города – княжеский двор.

Русь – сказочная страна. Она занимает огромные пространства, но герои былин переносятся с одного конца на другой со сказочной быстротой.

В былинном словаре множество слов, которых нет в обычной народной речи. Многие из них пришли из глубокой древности и связаны с давно исчезнувшими из быта предметами, понятиями: шелом(шлем или курган), бояре, дружина, тати-подорожники (разбойники), стольники, чашники, ключники, получка (дань), талан (участь), косица (висок). О заросшей травой дороженьке говорится, что она замуравела.

После презентаций команды должны создать свое определение былины, определения сравниваются и записывается в тетрадь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии.

Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс

лекция с элементами беседы. анализ стих.


Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах.


Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"

Презентация к уроку.

героический эпос (урок литературы в 6 классе)


Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.


Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка.

На горах ли, горах ли да окатистых,
На крутых горах да желтых песках,
Да там стоял шатёр, нов да белополотнян.
Да как в том шатре новом белополотняном
Тут стояли могучие богатыри
Да берегли - стерегли стольно Киев-град

Богатыри - герои, захватывающие дух поединки, необыкновенный и чарующий язык - всё это незабываемый и родной эпос, мир русской былины. Наши предки, восточные славяне, селившиеся с незапамятных времён по степям, лесам Западной Европы, вели жизнь , полную лишений и опасностей. Им приходилось бороться не только с суровой природой, но и с воинственными соседями: половцами, печенегами. Кочевники безжалостно разоряли селения, забирали в полон женщин и детей, жгли храмы. Страшные потрясения, трудные испытания не могли не взволновать поэтическую душу народа, самые талантливые его представители не остались в стороне от важнейших исторических событий. Они создали героические песни - былины.

2. Реализация домашнего задания по группам

Представление былины "Илья Муромец и Идолище" по заранее предложенному плану:

А) Своеобразие зачина былины (представление героев былины, времени и места действия, завязка действия).

Б) Как изображён в былине Идолище, враг князя Владимира?

"Царище неверный ", "идолище поганое ", "корова обжорливая", враг коварный и беспощадный.

"Я ведь выжгу Киев-град, церкви божии, займу палаты белокаменны, пущу в палаты только Апраксеюшку, а Владимир-то князя я на кухню пошлю"

В) Каков богатырь Илья Муромец?

(Слайд с изображением репродукции картины М. Врубеля "Богатырь")

Удалой добрый молодец, могучий, умный и предусмотрительный, незлопамятный, забывает личную обиду ради общего дела: "Не тужи ты теперь, да красно солнышко! Я теперь тебя из неволюшки повыручу". "Он рубил - то силу татарскую, рубил силу татарскую, басурманскую: он избил, изрубил всю силу великую!" Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине человека. Служение народу русскому, отстаивание его чести, защита справедливости - вот смысл его деяний.

Таков Илья Муромец, таковы же и другие богатыри - Добрыня Никитич, Алёша Попович, Сухман, Дунай-сват и другие. С большой любовью рассказывают былины о славном богатыре Добрыне Никитиче.

Представление былины "Добрыня и Змей" по плану

А) Что мы узнаём о Добрыне Никитиче в зачине? Какие средства художественной выразительности используются при описании богатыря?

Спородила Добрыню родна матушка,
Возрастила до полного возраста;
Стал молоденький Добрынюшка Никитич
На добром коне во чисто поле поезживать,
Стал он малых змеёнышей потаптывать!

Постоянные эпитеты "родна матушка", "добра коня", "чисто поле" помогают создать особый былинный поэтический мир. Язык былин с их помощью достигает необыкновенной точности, глубины. Даже суффиксы играют большую роль в выражении отношения к персонажам. Уменьшительно-ласкательными суффиксами награждаются любимые герои: Добрынюшка, матушка, Забавушка, Алёшенька. Уничижительными - их противники: Змеище, Идолище. Молод Добрыня, это его первый подвиг, но он истинный богатырь. Об этом свидетельствует его бой со Змеем.

Б) Выразительное чтение эпизода первого боя Добрыни со Змеем. ( Необходимо учитывать особенности былинного тонического стиха: первое ударение падает на третий слог с начала строки, а второе ударение на третий слог с конца строки).

- Почему Добрыня пошёл на соглашение со Змеем?

Доверчив Добрыня, не учитывает коварства врага, способен на великодушный поступок.

- Как рисуется сила и удаль богатыря?

С одного удара повержен враг, "на сыру- то землю пал - во ковыль траву! Добрыня - "смелый и сноровистый" воин.

В) В чём смысл подвига Добрыни?

"И убил Добрынюшка Змеища-то Горынища!
А и брал он Забавушку Путятичну за ручушки за белые,
Да повёл её из нор змеиных;
Говорил Добрыня таковы слова:
"Ай вы полоны, да все русские!
Выходите-ка из нор вы из змеиных,
И ступайте-ка да по своим домам!"

Богатырь любит свою землю, в минуту опасности приходит на помощь своему народу, спасает его от унижения, жизни в неволе.

Представление былины "Алёша Попович и Тугарин"

Часто богатырь стоит перед выбором (по какому идти пути) и останавливается на труднейшем, выбирает дорогу, на которой ждут его враги, дорогу подвига. Судьба богатыря - идти по предуказанному пути, спасая людей и устанавливая мир.

А) Как представлен Алёша Попович в Зачине былины?

Говорит тут удалый добрый молодец:
"Меня зовут Алёшей да Поповичем,
Сын я попа Леонтия Ростовского

Алёша Попович - младший из славной когорты русских богатырей. Его отличительные черты - ловкость и хитрость.

"Чудо поганое", "Тугарин Змеевич", "вышина у собаки трёх сажень, ширина у собаки ведь двух охватов", "промеж глаз его да калена стрела". Он бросает вызов Алёше Поповичу на бой: "Ты будь-ка, Алёша, со мной на поле!" Богатырь смело принимает решение биться с врагом.

В) Выразительное чтение эпизода боя Алёши Поповича с Тугарином

- Какую роль в этом эпизоде играют повторы?

Задают напряжённый ритм повествованию, подчёркивают стремительность происходящего события. Кажется, что бой только начался, а Алёша Попович уже поверг врага: "Он махнул шалыгой подорожною по Тугариновой по буйной голове - покатилась голова с плеч, как пуговица, свалилось трупьё да на сыру землю!"

3. Обобщение и вывод по прочитанным былинам

(Слайд с изображением репродукции картины В. В. Васнецова "Богатыри")

Через века пронесла народная память великие подвиги наших предков. Былины о богатырях возбуждали в народе надежды и героический дух, веру в возможность одолеть любого врага, готовность к борьбе за свою землю.

Что спасибо вам, удалы добры молодцы.
Послужили вы верой правдою,
Верой - правдою за Отечество!

4. Домашнее задание: подготовить пересказ наиболее понравившихся эпизодов из былин, проиллюстрировать их.

Дополнительный материал (краткая справка о художнике В. В. Васнецове, написавшем картину "Богатыри".)

Васнецов Виктор Михайлович родился 15 мая 1848 года в глухом вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника. "Я жил среди мужиков и баб, слушал их песни и сказки: Отец привил нам любовь к русской старине, народу". В глуши вятских лесов зародилась страстная привязанность будущего художника к русской сказке и эпосу. Рисовать начал рано, под руководством гимназического учителя рисования Н. А. Чернышёва. В 1868 году был принят в Академию художеств. Несмотря на нужду, с увлечением занимался любимым делом: рисовал с натуры, создал первые жанровые картины. В семидесятые годы принимает решение "начать новый жанр". Эпос, народная поэтика всё более привлекают к себе, одна за другой появляются картины, прославившие имя художника на весь мир. Среди них особенное место занимает картина "Богатыри".

Читайте также: