Ю коваль капитан клюквин конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Дифференцированный подход в обучении учащихся на примере урока по чтению 7 класс коррекционная школа VIII вида.

Цели :

1. Познакомить с рассказом Ю. И. Коваля.

2. Совершенствование правильного слогового и беглого чтения.

3.Коррекция и развитие речи, памяти.

4.Воспитание бережного отношения к природе.

Организационный момент. Психнастрой.

Все ребята тихо встали,

Кулачки свои разжали.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Проверка домашнего задания.

Постановка темы и задач урока.

- Ребята, кто может назвать полное имя писателя?

- Какое любимое занятие было у Ю. И. Коваля?

(При ответах ориентироваться на слабых учеников, помогать им отвечать полным ответом. В третьей группе учащиеся с выраженным психофизическим недоразвитием, память механическая, поэтому будем использовать заранее выученный материал, чтобы создать ситуацию успеха).

- Ребята, название сегодняшнего рассказа мы узнаем попозже, а пока послушаем стихотворение (читает слабый ученик).

Видел птицу я в лесу,

Море шишек на снегу.

На сосне она сидела,

На птенцов своих смотрела.

Клип, клип, клё- я клёст лесной.

Познакомьтесь вы со мной. (обязательно хвалим ученика)

- Ребята, давайте познакомимся с этой птицей. (запись пения клеста)

Прикрепить на доску картинку с изображением клеста.

- Благодарим и хвалим ученика.

3. Работа над рассказом.

Первичное чтение учителя.

Чтение по цепочке. Слабые дети читают по 1-2 предложению. Средние-5-6 предложений.

Сильные читают по абзацу.

Чтобы лучше нам читать надо язычки размять.

-Ребята, сегодня я вам еще предложу послушать голоса птиц. У вас на парте картинки с изображением птиц, если вы узнали голос птички-поднимите соответствующую картинку.

(запись сороки, соловья, вороны).Как правило дети из третьей группы легко справляются с этим заданием.

4. Повторное чтение и обобщающая работа по тексту.

- Ребята, работа по парам. Чтение жужжащее по 1 предложению по очереди. Для проверки осознанности прочитанного, предлагаю два теста.

Тест для слабых детей.

(дети подчёркивают правильный ответ)

1. Какую птицу автор купил на рынке?

2. Куда дома автор поставил клетку с птицей?

4. Какого цвета было оперенье у птицы?

-спокойный и гордый

-весёлый и гордый

6. Какой музыкальный инструмент купил себе автор?

-в Центральном доме детей железнодорожников

у со связками рябины, калины, шишек.

Тест для сильных учеников.

(Сами пишут правильный ответ)

1. Какую птицу автор купил на рынке?

2. Куда дома автор поставил клетку с птицей?

4. Какого цвета было оперенье у птицы?

6. Какой музыкальный инструмент купил себе автор?

5. Рефлексия.

-сегодня на уроке я…

6.Оценка работы каждого учащегося.

7. Дом. задание :

Средние-читают и отвечают на вопросы.

Сильные-читают и озаглавливают каждый абзац.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

Оборудование:

карточки с блиц-тестом,

толковый и энциклопедический словари,

карточки с информацией о клесте,

аудиозапись с голосами птиц,

карточки с характеристиками клеста (крупные на доске и индивидуальные на партах),

фрагменты текста (для каждого ученика),

картинно-графический и текстовой план для пересказа.

I Оргмомент (настрой, готовность. внешний вид)

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.

II Проверка домашнего задания

а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?


- Что вам было задано на дом?

- Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?

- Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой на план или самостоятельно).

- Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.

1. В каком году родился Ю.И.Коваль?

2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?

а) учитель русского языка, литературы и рисования;

б) учитель физкультуры;

в) учитель музыки

3. Какую известную повесть написал Коваль?

4. В каком году умер Ю.И.Коваль?

«К уроку чтения ученикам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать рассказы (названия на доске):

А Катя прочитала рассказы Л.Н.Толстого и К.Г.Паустовского.

IV Изучение нового

а) Первичное восприятие (читает учитель)

- открыли учебники на странице 236. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите внимание на мою интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы.

б) Вторичное восприятие (читают дети)

(Постановка задачи: делим рассказ на части).

- Кто главный герой рассказа?

- Клест – птица лесная, редкая. В городе ее не увидишь. Посмотрите на фото на доске, как выглядит клест.

- Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).

- Кто-нибудь видел в городе клеста?

г) Работа со словарями

- Прежде чем дальше работать с рассказом, я хочу, чтоб вы помогли мне найти информацию о клесте в словарях. (По словарям работают учащиеся I дифференцированной группы).

- Остальным я приготовила карточки с информацией о клесте. Но некоторые слова (выделены курсивом и жирным шрифтом) зашифрованы. В них буквы переставлены местами. Но вы легко догадаетесь, о чем идет речь. (учащиеся III гр.).

Клест - птица немного крупнее оровьбя, с перекрещивающимся люквом. Самцы красные или малиновые, самки зеленоватые, молодые ципыт серые.

Клесты часто гнездятся высоко на едервяьх в еловых лесах во второй половине зимы, когда ишшки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и тсивс. Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в лекахтк подолгу. Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и еловые шишки, которые дают им.

- Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе. Вот об одной такой птице Коваль написал свой рассказ. Как клест попал к автору?

д) Словарная работа

Физминутка (аудиозапись – пение птиц)

1) снятие общего напряжения

- А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте, что вы в лесу. дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).

2) Развитие зрительного восприятия и психических процессов

- Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача: запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник, квадрат, ромб, круг, прямоугольник.

- Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.

- Какое слово получилось? (клест)

V Закрепление. Работа с текстом.

- Кто главные герои рассказа? (автор и клест).

- Что вы моете сказать о характере птицы?

б) работа с карточками

- Из карточек на доске выбрать характеристики, относящиеся к клесту:

БЛЕСТЯЩЕЕ УМЕНИЕ ПЕТЬ

- У вас на партах есть такие же карточки. Докажите текстом каждую характеристику птицы. Найдите ключевые слова и подчеркните.

- Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?

г) составление плана для пересказа

- Мы разделили рассказ на части. Теперь попробуем выделить главную мысль каждой части и дадим название. Чтоб вам было легче, я уже приготовила варианты названий и картинки-символы для каждой части.

2. Пасмурное утро.

3. Веселый нрав птицы.

4. Попытка приручить клеста.

д) пересказ с опорой на картинно-графический и текстовой план

VI Итог урока.

- С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?

- О ком этот рассказ?

- Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами характера?

развивать психические процессы (зрительную память, логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических заданий.

Оборудование:

карточки с блиц-тестом,

толковый и энциклопедический словари,

карточки с информацией о клесте,

аудиозапись с голосами птиц,

карточки с характеристиками клеста (крупные на доске и индивидуальные на партах),

фрагменты текста (для каждого ученика),

картинно-графический и текстовой план для пересказа.

I Оргмомент (настрой, готовность. внешний вид)

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках чтения. Поэтому соберемся и будем активно и внимательно работать на уроке. Вы все знаете и все умеете, и у нас все получится.

II Проверка домашнего задания

а) Пересказ биографии Ю.И.Коваля

- Давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вам было задано на дом?

- Что вас заинтересовало в биографии и творчестве Юрия Иосифовича?

- Кто желает рассказать о жизни писателя? (1 ученик пересказывает с опорой на план или самостоятельно).

- Чтобы проверить, насколько внимательно остальные читали биографию писателя, я приготовила вам тест на карточках. Всего 4 вопроса.

1. В каком году родился Ю.И.Коваль?

2. Кем по образованию был Ю.И.Коваль?

а) учитель русского языка, литературы и рисования;

б) учитель физкультуры;

в) учитель музыки

3. Какую известную повесть написал Коваль?

4. В каком году умер Ю.И.Коваль?

«К уроку чтения ученикам 7 класса Вере, Оле и Кате было задано прочитать рассказы (названия на доске):

А Катя прочитала рассказы Л.Н.Толстого и К.Г.Паустовского.

IV Изучение нового

а) Первичное восприятие (читает учитель)

- открыли учебники на странице 236. Я читаю, а вы внимательно слушаете. Обратите внимание на мою интонацию и темп речи, на ударение в словах и паузы.

б) Вторичное восприятие (читают дети)

(Постановка задачи: делим рассказ на части).

- Кто главный герой рассказа?

- Клест – птица лесная, редкая. В городе ее не увидишь. Посмотрите на фото на доске, как выглядит клест.

- Какого цвета оперение птицы? (красного, кирпичного, клюквенного).

- Кто-нибудь видел в городе клеста?

г) Работа со словарями

- Прежде чем дальше работать с рассказом, я хочу, чтоб вы помогли мне найти информацию о клесте в словарях. (По словарям работают учащиеся I дифференцированной группы).

- Остальным я приготовила карточки с информацией о клесте. Но некоторые слова (выделены курсивом и жирным шрифтом) зашифрованы. В них буквы переставлены местами. Но вы легко догадаетесь, о чем идет речь. (учащиеся III гр.).

Клест - птица немного крупнее оровьбя , с перекрещивающимся люквом . Самцы красные или малиновые, самки зеленоватые, молодые ципыт серые.

Клесты часто гнездятся высоко на едервяьх в еловых лесах во второй половине зимы, когда ишшки раскрываются и семена становятся легко доступны. Песня — громкий щебет и тсивс . Пойманные клесты очень быстро привыкают к неволе. При хорошем уходе клесты живут в лекахтк подолгу. Они доставляют много удовольствия, когда наблюдаешь, как ловко они разделывают сосновые и еловые шишки, которые дают им.

- Мы узнали, что клесты могут легко жить в неволе. Вот об одной такой птице Коваль написал свой рассказ. Как клест попал к автору?

д) Словарная работа

Физминутка ( аудиозапись – пение птиц)

1) снятие общего напряжения

- А сейчас немножко отдохнем. Сели ровно, спинки прямые. Глаза закрыты. представьте, что вы в лесу. дует теплый ветерок. вы сидите на поляне и слушаете пение птиц. Наклонили голову назад и представили голубое небо. Наклонились вперед – зеленая травка. Вращаем головой – кругом природа, лес. Вы долго шли – ноги устали. Вытянули их вперед (вращение стопой по и против часовой стрелки).

2) Развитие зрительного восприятия и психических процессов

- Посмотрите на доску. Здесь геометрические фигуры с буквами. Ваша задача: запомнить и фигуры и буквы в них. Сначала назовем все фигуры (треугольник, квадрат, ромб, круг, прямоугольник.

- Теперь я называю фигуру, а вы говорите, какая буква в ней была.

- Какое слово получилось? (клест)

V Закрепление. Работа с текстом.

- Кто главные герои рассказа? (автор и клест).

- Что вы моете сказать о характере птицы?

б) работа с карточками

- Из карточек на доске выбрать характеристики, относящиеся к клесту:

БЛЕСТЯЩЕЕ УМЕНИЕ ПЕТЬ

- У вас на партах есть такие же карточки. Докажите текстом каждую характеристику птицы. Найдите ключевые слова и подчеркните.

- Еще раз прочитаем, какой же у нас клест?

г) составление плана для пересказа

- Мы разделили рассказ на части. Теперь попробуем выделить главную мысль каждой части и дадим название. Чтоб вам было легче, я уже приготовила варианты названий и картинки-символы для каждой части.

2. Пасмурное утро.

3. Веселый нрав птицы.

4. Попытка приручить клеста.

д) пересказ с опорой на картинно-графический и текстовой план

VI Итог урока.

- С каким рассказом Ю.И.Коваля мы познакомились на уроке?

- О ком этот рассказ?

- Можно ли сказать, что автор наделил птицу человеческими чертами характера?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по рассказу Ю. И. Коваля "Капитан Клюквин" разработан для обучающихся среднего и слабого уровня.

Название предмета: Чтение и развитие речи.

Дата:20.04.2018.

Коррекционные — развивающие; расширять словарный запаса, развивать наблюдательность при работе с художественным текстом, развивать навыков самоконтроля при оценивании своей деятельности, развивать навыки диалогической и монологической речи развивать память, внимание, коммуникативные навыки.

Коррекционно -воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе как к искусству, непосредственно связанному с жизнью человека; воспитывать бережное отношение к природе; уметь сотрудничать с одноклассниками, учителем.

Место урока в разделе: русская литература 20 века.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Основные термины и понятия: текст, абзац, герой художественного произведения, сравнение, имя существительное, имя прилагательное.

Межпредметные связи: письмо, ИЗО, природоведение.

Наглядность: презентация , иллюстрации.

Читайте также: