Язык языку весть подает конспект урока 4 класс родной русский язык презентация

Обновлено: 06.07.2024

повысить состояние активности детей, вызывая интерес к родному языку.

коррекция внимания, памяти, мыслительной деятельности, восприятия

воспитание мотивации к учению

Этапы учебного занятия

Не считая сказать, каких окон больше круглых или квадратных?

Отвечают, а потом считают.

Ребята, язык, на котором мы говорим, красив и богат. Сегодня мы с вами узнаем, в чём богатство и красота русского языка. Будем говорить о том, почему он наш друг. Вы узнаете много интересного и полезного.

На русском языке говорят многие люди нашей Земли, а у нас в России он понятен каждому человеку. Знание русского языка помогает татарам, башкирам, казахам, армянам, таджикам, азербайджанцам, дагестанцам и другим национальностям понять друг друга, помогает им жить дружно между собой.

Послушайте, как говорит об этом казахский школьник.

Те люди, которые изучают русский язык, говорят, что он звучный, выразительный, красивый и богатый.

Наш язык состоит из слов, предложений и целых текстов.

Ребята, слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вот слово Женя оно небольшое. Ведь Жене всего 9 лет. Вырастет Женя. Вырастет и его имя. Женю станут называть Евгений. А потом – Евгений Иванович.

Как прекрасен и велик

Русский близкий нам язык!

Я на нём, как на родном

Есть родные, дорогие нам слова: мама, друг, школа. Но есть самое дорогое слово – Родина.

Знакомство со стихотво-

Родина – это и русская берёзка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос.

Слушание Гимна района

Наша Родина - это Россия, в которой мы живём и учимся. Свою любовь к родине человек отметил в песнях, стихотворениях, пословицах и поговорках, например: Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Давайте послушаем Гимн Уйского района.

Много разных слов в русском языке, и каждое слово по-своему интересно. Чем больше слов человек знает, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.

Вот сейчас мы с вами и будем играть со словами. Очень важно чтобы каждая буква, каждое слово стояло на своём месте.

Составить слова, используя буквы А и У. Будьте внимательны, не перепутайте вёдра.

Работа с рассказом

Мальчик Сережа написал рассказ, но в нём пропали все буквы Е.

Прочитайте и исправьте ошибки.

В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока ни увидули лис и сало. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, кувыркались на лугу в сану.

Вот что может натворить одна пропавшая буква

Выполняют задания по карточкам

В поле было жарко. Мы ехали долго-долго, пока не увидели лес и село. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, кувыркались на лугу в сене.

Поставь буквы на место.

Буквы играли в прятки и, забыли, где они должны стоять.

Помогите им, ребята.

Поломали буквы слово,

Потеряли буквы слово.

Умирает, может, слово.

Надо слово выручать!

Очень просим: помогите!

Имя городу верните!

И С Ч Я Н Е Л Б К

Составление нового слова из данных слов

Разделить слова на слоги, взять второй слог в каждом слове и составить из них новое слово: поворот, корона, канава

Письмо по слуху: «Можем мы диктант писать на 4

Ребята, сейчас вы будете писать диктант. Каждый пишет только одно слово. А потом мы поставим ваши слова друг за другом и прочитаем весь текст.

Пришла золотая осень.

Дети пошли в школу.

Пишут по слуху каждый одно слово.

Читают, что получилось.

Пришла золотая осень. Дети пошли в школу.

ние гласных после шипящих

Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперёд медведь и сказал: сейчас будут соревнования на знание ЖИ и ШИ.

Нужно правильно вставить буквы в слова. Зайчонок Бельчонок Лисёнок

ландыш. ж.раф стриж. маш.на

Дети вставляют буквы.

Ландыши, жираф, стрижи, машина.

Чтение пословицы по стрелкам

Слова-змейки. Прочитайте по стрелкам.

Д Л В Е Я О Е Е А

Е У Р М П Т Х Ч С

Как вы это понимаете?

Делу время, потехе час

Всё нужно делать вовремя.

Ребята, понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?

Прочитайте: (хором)

А теперь прочитайте, кто вы.

Читают: Русский язык – язык моей страны!


Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

Родина – это и русская берёзка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос


Слайд 9

Наша Родина - это Россия, в которой мы живём и учимся. Свою любовь к родине человек отметил в песнях, стихотворениях, пословицах и поговорках, например: Одна у человека мать, одна у него и Родина.


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12

Поломали буквы слово, Потеряли буквы слово. Умирает, может, слово. Надо слово выручать! Очень просим: помогите! Имя городу верните! И С Ч Я Н Е Л Б К


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15

11. Слова-змейки . Прочитайте по стрелкам Д Л В Е Я О Е Е А Е У Р М П Т Х Ч С Проверьте: Делу время – потехе час.


Слайд 16


Слайд 17


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Ты наш друг, родной язык"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на "древнеиндийский язык", ибо слово сахар – индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется чайное деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!" Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далёкой Мексики: какао или шоколад – настоящие американо-индейские слова.

- О чем пойдёт речь на уроке? (Заимствованные слова)

- как понимаете эти слова? (некоторые слова мы заимствовали у других народов, а некоторые являются исконно русскими).

-Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам заимствованные слова?

-На этот вопрос нам и предстоит ответить. Это и будет нашей целью урока.

Открываем тетради и записываем тему урока, открываем учебник стр. 45

Текст слайда:3

-Попробуйте объяснить, почему предметы получили именно такие названия?

вьюнок, фартук, подоконник, школа, земляника, помидор

-Происхождение каких названий вам не удалось объяснить?

-А с помощью чего мы можем объяснить их происхождение?

(с помощью словарей)

Текст слайда:4

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок родного языка (русский)

Язык языку весть подаёт

Попробуй объяснить, почему предметы получили именно такие названия. вьюнок, фартук, подоконник, школа, земляника, помидор Происхождение каких названий тебе не удалось объяснить?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет: Русский родной язык

Тема: Язык языку весть подаёт.

Урок 1 (стр. 45 – 49)

Цели: дать представление о лексике, заимствованной русским языком из языков народов России и мира: познакомить с этимологическим словарем.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение и происхождение слов, заимствованных русским языком из языков народов мира; принимать и сохранять учебную задачу; выдвигать гипотезы; подводить под понятия, выводить следствия; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

I. Организационный момент

Проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку

II. Актуализация знаний

- Соотнесите выражения с левого столбика с фразеологизмами правого столбика.

Кто- либо является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в каком-то деле.

Вот где собака - то зарыта

Именно в этом истинная причина, суть дела.

Жить как кошка с собакой

В постоянной ссоре, вражде.

Читают выражения, соотносят выражения левого столбика с фразеологизмами правого столбика.

III. Самоопределение к деятельности

Он может говорить стихи,

Молоть тирады чепухи,

Способен петь часами

Под носом и усами! (Язык)

- Прочитайте тему урока на слайде. (Язык языку весть подаёт.)

- Сегодня на уроке мы узнаем, как слова из одного языка передаются в другие языки.

- Поставьте задачи урока

Узнаем… Научимся… Применим…

Слушают загадку, отгадывают.

Отвечают на вопросы.

Формулируют учебные задачи на урок.

IV. Работа по теме урока

Упражнение 1 (с. 45)

- Попробуйте объяснить, почему предметы получили именно такие названия.

Вьюнок, фартук, подоконник, школа, земляника, помидор.

(Вьюнок - это растение имеет вьющийся стебель, отсюда и название.

Подоконник - он находится под окном.

Земляника - эта ягода висит очень близко к земле. )

- Какие слова вам не удалось объяснить? (фартук, школа и помидор)

- Как вы думаете, почему это трудно сделать?

- Чем они отличаются друг от друга?

В статье из Толкового словаря дано определение слова ШКОЛА, указан род этого слова и окончание во множественном числе.

В статье из Этимологического словаря нет современного значения слова ШКОЛА, а дана история происхождения этого слова.

В статье из Словаря иностранных языков дано определение слова ШКОЛА и показано, как это слово пишется в разных языках.

- Как и почему слова одного языка попадают в другой язык, заимствуются им?

(Предмет, которым пользовался один народ, заинтересовал другие народы. Люди стали пользоваться этим предметом, и его название перешло в их язык.)

Так происходит со словами, которых нет в нашем языке, но их надо использовать, чтобы нас понимали другие люди. Например, в русском языке не было раньше слова БАНАН. Но когда купцы стали привозить бананы к нам в страну, наши купцы должны были как-то называть этот фрукт, вот и взяли слово БАНАН из языка иностранных купцов.

- Прочитайте Важную информацию на с. 46.

- Как называется наука о происхождении слов? (этимология)

- В каких словарях можно узнать, как слово пришло в наш родной язык?

- Из какого языка они пришли? Почему?

- Почему в русском и финском языках есть похожие по звучанию слова с одинаковым значением? Приведите примеры этих слов.

- Прочитайте Интересный вопрос внизу страницы. ( Бывает ли так, что значение пришедшего из другого языка слова меняется и становится непохожим на значение в родном языке?)

- Как вы на него ответите?

Да, так бывает. Сейчас слово ШКОЛА означает учебное заведение, а в греческом языке это слово означало свободное время.

- Прочитайте несколько историй о происхождении слов в упражнении 3.

(Слово БУТЕРБРОД пришло к нам из немецкого языка. Там это слово обозначало кусок хлеба с маслом, сейчас же вариантов бутерброда намного больше. И мы подразумеваем под этим словом кусок хлеба или булки с наполнителем.)

(В русском языке слово КОМПОТ используется в значении напитка из воды, сахара, и фруктов или ягод, который надо варить.)

- Что расскажете об оставшихся словах?

(ГАЛСТУК - аксессуар для мужского костюма. Шейный платок сейчас тоже существует, но это именно треугольный кусок ткани, который повязывают на шею. Шейный платок не является обязательной составляющей делового мужского костюма, а галстук является.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Заимствованные словаТема урока: Язык языку весть подает

Описание презентации по отдельным слайдам:

Заимствованные словаТема урока: Язык языку весть подает

Заимствованные слова
Тема урока: Язык языку весть подает

Попробуй объяснить, почему предметы получили именно такие названия. Вьюнок.

Попробуй объяснить, почему предметы получили именно такие названия.

Вьюнок, фартук, подоконник, земляника, помидор

Происхождение каких названий тебе не удалось объяснить?

 вьюнок


подоконник

Земляника получила свое название от земли, к которой низенько пригибаются ее.

Земляника получила свое название от земли, к которой низенько пригибаются ее ягодки.


Как и почему слова одного языка попадают в другой язык, заимствуются им? Про.

Как и почему слова одного языка попадают в другой язык, заимствуются им?

Бывает ли так, что значение пришедшего из другого языка слова меняется и ст.

Бывает ли так, что значение пришедшего из другого языка слова меняется и становится непохожим на значение в родном языке?

Все данные ниже слова — заимствованные. Запиши их, разделив на группы по знач.

Все данные ниже слова — заимствованные. Запиши их, разделив на группы по значению:
одежда; 2) обувь; 3) ткани; 4) еда; 5) игры.
башмаки, футбол, бутерброд, кеды, халат, вафля, свитер, торт, бархат, атлас, хоккей, шёлк, ситец, мармелад, сандалии, баскетбол, брюки, шахматы

Вам, конечно, известны слова телескоп, микроскоп, автомобиль, автограф, те.

Сравни свои объяснения слов из упражнения и словарные толкования. Запиши сл.

Сравни свои объяснения слов из упражнения и словарные толкования.
Запиши словарное толкование в тетрадь.
Подчеркни в нём часть, которой нет в твоём объяснении.

Телескоп — астрономический прибор для наблюдения небесных тел, светил.
Микроскоп — прибор, позволяющий получить увеличенное изображение мелких предметов, не различимых невооружённым глазом.
Термометр — прибор для измерения температуры.
Автомобиль — самоходная машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.

Урок родного языка для 4 класса.

Сейчас все учебные заведения переходят на работу в дистанционном режиме. Представляю вашему вниманию урок родного языка для учащихся начального звена. Урок построен в виде инструкции для учащегося.У учителя-технологическая карта урока,описывающая каждый этап занятия.

1. Родной язык – 4 класс

2. Добрый день, ребята. На уроке нам сегодня понадобятся учебник, презентация, ссылка, рабочая тетрадь.

Сегодня на уроке вы:

3. Цель урока:

4. Задачи урока:

вы познакомитесь с новым жанром речи;

вы научитесь определять значимые части объявления, на основе этих знаний составлять свои тексты объявлений;

5. Ход урока.

- Прочитай текст. Определи, о чём он, с какой це­лью написан. Как ты думаешь, где можно прочитать этот текст: в сборнике сказок и рассказов или в учебнике, научно-популярном журнале для детей?

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.

Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.

Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крылья­ми, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немно­го. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орёл отлетел от них и сел на верх­ний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, рас­правил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянул­ся — нет ли опять вблизи людей, быстро сло­жил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Шаг 2. Перед выполнением задания прочитай справочный материал

Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте. Главная мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. Заглавие текста — это название произведения.

Запиши в тетради ответы на вопросы:

1. Какова тема текста?

2. Определи главную мысль текста.

3. Какой заголовок можно придумать к тексту?

Шаг 3. Провести физминутку (на сайте школы представлены комплексы физминуток, их можно распечатать).

Шаг 4. Выполни задание в рабочей тетради:

Если в процессе выполнения заданий у вас возникают трудности, используйте What sap , (чат) для общения со мной

Шаг 5 .Домашнее задание:

1. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание. Запиши свой вопрос.

ШАГ 6. Выполненные задания необходимо выслать на электронную почту.

Читайте также: