Язык языку весть подает конспект урока 4 класс родной русский язык презентация
Обновлено: 06.07.2024
повысить состояние активности детей, вызывая интерес к родному языку.
коррекция внимания, памяти, мыслительной деятельности, восприятия
воспитание мотивации к учению
Этапы учебного занятия
Не считая сказать, каких окон больше круглых или квадратных?
Отвечают, а потом считают.
Ребята, язык, на котором мы говорим, красив и богат. Сегодня мы с вами узнаем, в чём богатство и красота русского языка. Будем говорить о том, почему он наш друг. Вы узнаете много интересного и полезного.
На русском языке говорят многие люди нашей Земли, а у нас в России он понятен каждому человеку. Знание русского языка помогает татарам, башкирам, казахам, армянам, таджикам, азербайджанцам, дагестанцам и другим национальностям понять друг друга, помогает им жить дружно между собой.
Послушайте, как говорит об этом казахский школьник.
Те люди, которые изучают русский язык, говорят, что он звучный, выразительный, красивый и богатый.
Наш язык состоит из слов, предложений и целых текстов.
Ребята, слова бывают разные: весёлые и грустные, маленькие и большие. Вот слово Женя оно небольшое. Ведь Жене всего 9 лет. Вырастет Женя. Вырастет и его имя. Женю станут называть Евгений. А потом – Евгений Иванович.
Как прекрасен и велик
Русский близкий нам язык!
Я на нём, как на родном
Есть родные, дорогие нам слова: мама, друг, школа. Но есть самое дорогое слово – Родина.
Знакомство со стихотво-
Родина – это и русская берёзка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос.
Слушание Гимна района
Наша Родина - это Россия, в которой мы живём и учимся. Свою любовь к родине человек отметил в песнях, стихотворениях, пословицах и поговорках, например: Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Давайте послушаем Гимн Уйского района.
Много разных слов в русском языке, и каждое слово по-своему интересно. Чем больше слов человек знает, тем точнее и ярче он выражает свою мысль.
Вот сейчас мы с вами и будем играть со словами. Очень важно чтобы каждая буква, каждое слово стояло на своём месте.
Составить слова, используя буквы А и У. Будьте внимательны, не перепутайте вёдра.
Работа с рассказом
Мальчик Сережа написал рассказ, но в нём пропали все буквы Е.
Прочитайте и исправьте ошибки.
В полу было жарко. Мы охали долго-долго, пока ни увидули лис и сало. Мы хорошо провыли лото. Ловили рыбу на руку, кувыркались на лугу в сану.
Вот что может натворить одна пропавшая буква
Выполняют задания по карточкам
В поле было жарко. Мы ехали долго-долго, пока не увидели лес и село. Мы хорошо провели лето. Ловили рыбу на реке, кувыркались на лугу в сене.
Поставь буквы на место.
Буквы играли в прятки и, забыли, где они должны стоять.
Помогите им, ребята.
Поломали буквы слово,
Потеряли буквы слово.
Умирает, может, слово.
Надо слово выручать!
Очень просим: помогите!
Имя городу верните!
И С Ч Я Н Е Л Б К
Составление нового слова из данных слов
Разделить слова на слоги, взять второй слог в каждом слове и составить из них новое слово: поворот, корона, канава
Письмо по слуху: «Можем мы диктант писать на 4
Ребята, сейчас вы будете писать диктант. Каждый пишет только одно слово. А потом мы поставим ваши слова друг за другом и прочитаем весь текст.
Пришла золотая осень.
Дети пошли в школу.
Пишут по слуху каждый одно слово.
Читают, что получилось.
Пришла золотая осень. Дети пошли в школу.
ние гласных после шипящих
Один раз собралось в лесу много зверей. Вышел вперёд медведь и сказал: сейчас будут соревнования на знание ЖИ и ШИ.
Нужно правильно вставить буквы в слова. Зайчонок Бельчонок Лисёнок
ландыш. ж.раф стриж. маш.на
Дети вставляют буквы.
Ландыши, жираф, стрижи, машина.
Чтение пословицы по стрелкам
Слова-змейки. Прочитайте по стрелкам.
Д Л В Е Я О Е Е А
Е У Р М П Т Х Ч С
Как вы это понимаете?
Делу время, потехе час
Всё нужно делать вовремя.
Ребята, понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
Прочитайте: (хором)
А теперь прочитайте, кто вы.
Читают: Русский язык – язык моей страны!
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Родина – это и русская берёзка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос
Слайд 9
Наша Родина - это Россия, в которой мы живём и учимся. Свою любовь к родине человек отметил в песнях, стихотворениях, пословицах и поговорках, например: Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Поломали буквы слово, Потеряли буквы слово. Умирает, может, слово. Надо слово выручать! Очень просим: помогите! Имя городу верните! И С Ч Я Н Е Л Б К
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
11. Слова-змейки . Прочитайте по стрелкам Д Л В Е Я О Е Е А Е У Р М П Т Х Ч С Проверьте: Делу время – потехе час.
Слайд 16
Слайд 17
Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка "Ты наш друг, родной язык"; 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Утром, за завтраком, вы можете, сами того не зная, говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слово арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на "древнеиндийский язык", ибо слово сахар – индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начинаете говорить по-китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется чайное деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!" Но в таком случае вы – потомок ацтеков из далёкой Мексики: какао или шоколад – настоящие американо-индейские слова.
- О чем пойдёт речь на уроке? (Заимствованные слова)
- как понимаете эти слова? (некоторые слова мы заимствовали у других народов, а некоторые являются исконно русскими).
-Ребята, как вы думаете, а нужны ли нам заимствованные слова?
-На этот вопрос нам и предстоит ответить. Это и будет нашей целью урока.
Открываем тетради и записываем тему урока, открываем учебник стр. 45
Текст слайда:3
-Попробуйте объяснить, почему предметы получили именно такие названия?
вьюнок, фартук, подоконник, школа, земляника, помидор
-Происхождение каких названий вам не удалось объяснить?
-А с помощью чего мы можем объяснить их происхождение?
(с помощью словарей)
Текст слайда:4
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок родного языка (русский)
Язык языку весть подаёт
Попробуй объяснить, почему предметы получили именно такие названия. вьюнок, фартук, подоконник, школа, земляника, помидор Происхождение каких названий тебе не удалось объяснить?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Предмет: Русский родной язык
Тема: Язык языку весть подаёт.
Урок 1 (стр. 45 – 49)
Цели: дать представление о лексике, заимствованной русским языком из языков народов России и мира: познакомить с этимологическим словарем.
Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять значение и происхождение слов, заимствованных русским языком из языков народов мира; принимать и сохранять учебную задачу; выдвигать гипотезы; подводить под понятия, выводить следствия; соотносить результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.
I. Организационный момент
Проверяет готовность класса; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Слушают учителя.
Показывают готовность
к уроку
II. Актуализация знаний
- Соотнесите выражения с левого столбика с фразеологизмами правого столбика.
Кто- либо является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в каком-то деле.
Вот где собака - то зарыта
Именно в этом истинная причина, суть дела.
Жить как кошка с собакой
В постоянной ссоре, вражде.
Читают выражения, соотносят выражения левого столбика с фразеологизмами правого столбика.
III. Самоопределение к деятельности
Он может говорить стихи,
Молоть тирады чепухи,
Способен петь часами
Под носом и усами! (Язык)
- Прочитайте тему урока на слайде. (Язык языку весть подаёт.)
- Сегодня на уроке мы узнаем, как слова из одного языка передаются в другие языки.
- Поставьте задачи урока
Узнаем… Научимся… Применим…
Слушают загадку, отгадывают.
Отвечают на вопросы.
Формулируют учебные задачи на урок.
IV. Работа по теме урока
Упражнение 1 (с. 45)
- Попробуйте объяснить, почему предметы получили именно такие названия.
Вьюнок, фартук, подоконник, школа, земляника, помидор.
(Вьюнок - это растение имеет вьющийся стебель, отсюда и название.
Подоконник - он находится под окном.
Земляника - эта ягода висит очень близко к земле. )
- Какие слова вам не удалось объяснить? (фартук, школа и помидор)
- Как вы думаете, почему это трудно сделать?
- Чем они отличаются друг от друга?
В статье из Толкового словаря дано определение слова ШКОЛА, указан род этого слова и окончание во множественном числе.
В статье из Этимологического словаря нет современного значения слова ШКОЛА, а дана история происхождения этого слова.
В статье из Словаря иностранных языков дано определение слова ШКОЛА и показано, как это слово пишется в разных языках.
- Как и почему слова одного языка попадают в другой язык, заимствуются им?
(Предмет, которым пользовался один народ, заинтересовал другие народы. Люди стали пользоваться этим предметом, и его название перешло в их язык.)
Так происходит со словами, которых нет в нашем языке, но их надо использовать, чтобы нас понимали другие люди. Например, в русском языке не было раньше слова БАНАН. Но когда купцы стали привозить бананы к нам в страну, наши купцы должны были как-то называть этот фрукт, вот и взяли слово БАНАН из языка иностранных купцов.
- Прочитайте Важную информацию на с. 46.
- Как называется наука о происхождении слов? (этимология)
- В каких словарях можно узнать, как слово пришло в наш родной язык?
- Из какого языка они пришли? Почему?
- Почему в русском и финском языках есть похожие по звучанию слова с одинаковым значением? Приведите примеры этих слов.
- Прочитайте Интересный вопрос внизу страницы. ( Бывает ли так, что значение пришедшего из другого языка слова меняется и становится непохожим на значение в родном языке?)
- Как вы на него ответите?
Да, так бывает. Сейчас слово ШКОЛА означает учебное заведение, а в греческом языке это слово означало свободное время.
- Прочитайте несколько историй о происхождении слов в упражнении 3.
(Слово БУТЕРБРОД пришло к нам из немецкого языка. Там это слово обозначало кусок хлеба с маслом, сейчас же вариантов бутерброда намного больше. И мы подразумеваем под этим словом кусок хлеба или булки с наполнителем.)
(В русском языке слово КОМПОТ используется в значении напитка из воды, сахара, и фруктов или ягод, который надо варить.)
- Что расскажете об оставшихся словах?
(ГАЛСТУК - аксессуар для мужского костюма. Шейный платок сейчас тоже существует, но это именно треугольный кусок ткани, который повязывают на шею. Шейный платок не является обязательной составляющей делового мужского костюма, а галстук является.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Заимствованные слова
Тема урока: Язык языку весть подает
Попробуй объяснить, почему предметы получили именно такие названия.
Вьюнок, фартук, подоконник, земляника, помидор
Происхождение каких названий тебе не удалось объяснить?
Земляника получила свое название от земли, к которой низенько пригибаются ее ягодки.
Как и почему слова одного языка попадают в другой язык, заимствуются им?
Бывает ли так, что значение пришедшего из другого языка слова меняется и становится непохожим на значение в родном языке?
Все данные ниже слова — заимствованные. Запиши их, разделив на группы по значению:
одежда; 2) обувь; 3) ткани; 4) еда; 5) игры.
башмаки, футбол, бутерброд, кеды, халат, вафля, свитер, торт, бархат, атлас, хоккей, шёлк, ситец, мармелад, сандалии, баскетбол, брюки, шахматы
Сравни свои объяснения слов из упражнения и словарные толкования.
Запиши словарное толкование в тетрадь.
Подчеркни в нём часть, которой нет в твоём объяснении.
Телескоп — астрономический прибор для наблюдения небесных тел, светил.
Микроскоп — прибор, позволяющий получить увеличенное изображение мелких предметов, не различимых невооружённым глазом.
Термометр — прибор для измерения температуры.
Автомобиль — самоходная машина для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам.
Сейчас все учебные заведения переходят на работу в дистанционном режиме. Представляю вашему вниманию урок родного языка для учащихся начального звена. Урок построен в виде инструкции для учащегося.У учителя-технологическая карта урока,описывающая каждый этап занятия.
1. Родной язык – 4 класс
2. Добрый день, ребята. На уроке нам сегодня понадобятся учебник, презентация, ссылка, рабочая тетрадь.
Сегодня на уроке вы:
3. Цель урока:
4. Задачи урока:
вы познакомитесь с новым жанром речи;
вы научитесь определять значимые части объявления, на основе этих знаний составлять свои тексты объявлений;
5. Ход урока.
- Прочитай текст. Определи, о чём он, с какой целью написан. Как ты думаешь, где можно прочитать этот текст: в сборнике сказок и рассказов или в учебнике, научно-популярном журнале для детей?
Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз возле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камнями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.
Шаг 2. Перед выполнением задания прочитай справочный материал
Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в тексте. Главная мысль текста — это то главное, что автор хочет сказать своим читателям. Заглавие текста — это название произведения.
Запиши в тетради ответы на вопросы:
1. Какова тема текста?
2. Определи главную мысль текста.
3. Какой заголовок можно придумать к тексту?
Шаг 3. Провести физминутку (на сайте школы представлены комплексы физминуток, их можно распечатать).
Шаг 4. Выполни задание в рабочей тетради:
Если в процессе выполнения заданий у вас возникают трудности, используйте What sap , (чат) для общения со мной
Шаг 5 .Домашнее задание:
1. Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли содержание. Запиши свой вопрос.
ШАГ 6. Выполненные задания необходимо выслать на электронную почту.
Читайте также: