Язык и общение 5 класс рыбченкова конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Соловьева Гульшат Рифатовна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Кукмор

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: знать роль языка в жизни человека, общества, функции русского языка, отличия письменного общения от устного; уметь читать, устно воспроизводить лингвистический текст, излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.
  • Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
  • Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенству.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученного.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, карточки с пословицами, текстами

Осуществляемая деятельность учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами.
И вперед, за новыми знаниями!

Давайте определим своё настроение, настроимся на работу.

Откройте тетради, сделайте необходимые записи: число, классная работа.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Работают в тетрадях.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии, постановка проблемы исследования

– Подберите к ним ключевое слово. (Язык.)

- Добавьте свои слова.

Выполняют задания. Слушают учителя.

Работают в тетради, зачитывают записанные слова

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу

Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем, одноклассниками необходимые действия

3.Выявление места и причины затруднения

Можем ли мы ответить на вопрос: Что такое язык?

-А что нам поможет правильно ответить на этот вопрос? (толковый словарь)

-О чем же сегодня на уроке пойдет речь? (о языке, общении). Давайте сформулируем тему урока.

– Язык и человек. Общение устное и письменное.

Работа с учебником (стр.4)

- Что вы узнали нового из того, что сейчас прочитали?

- Ответьте на вопрос, заданный к упражнению 1: что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Зачем человеку нужен язык?

- Как вы думаете, почему некоторые слова выделены полужирным шрифтом?

-Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми. Однако не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно упорно и терпеливо учиться.

Читают теоретический материал стр.4 учебника.
Анализируют материал: - Язык – это средство передачи мыслей, знаний и чувств. С помощью языка люди общаются друг с другом, они обмениваются какой-то информацией, своими мыслями, впечатлениями, передают опыт следующим поколениям.

Выполнение упражнения 1. Оно читается вслух тремя учениками.
(Язык соединяет людей, двигает прогресс; вся жизнь человека неразрывно связана с языком.)
(Выделенные слова – это всё, посредством чего люди общаются друг с другом. Сказки, прибаутки, книги, песни передают мысли, чувства и настроения тех, кто их сочинял. Математические формулы, наука, техника, искусство и ремесло – это тоже своего рода язык.)

Выполняют физические упражнения

Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель; постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор(проектирование) способов и средств её реализации

Ребята, тема урока нам известна. Сформулируйте цель учебной деятельности, которую вы перед собой поставите.

На какие вопросы мы найдем ответы на уроке?

-Для чего нужен язык?

-Какие бывают виды общения?

-Чему можно научиться на уроках русского языка?

Нужны ли нам помощники? Главным нашим помощником в получении знаний является …? (учебник). Давайте познакомимся с ним поближе.

Формулируют цель, используя материал учебника стр.4-7.

Составляют план работы.

Слушают учителя, рассматривают учебник – обложку, титульный лист, другие составляющие. Знакомятся с условными знаками.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний одноклассников, систематизируют свои знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Цель: первичное проектирование индивидуального маршрута приращения нового

- К каким выводам о роли языка в жизни людей привели вас выполненные упражнения?

(1-человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.

2- язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.)

- Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о языке.

Попробуйте сложить пословицы из слов на карточках и объяснить их. (на парту выдаются разрезанные пословицы)

(1.Без языка и колокол нем. 2.Живое слово дороже мертвой буквы. 3. Хорошую речь хорошо и слушать. 4.В чужой беседе всяк ума купит. 5. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 6.На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!)

Учащиеся отвечают на вопрос.

Работа в группах. Записывают пословицы в тетрадь. Поясняют смысл, вспоминают другие пословицы о языке.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно его используют в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в рабочих группах.

6.Включение в систему знаний и повторение

Цель: построение, фиксация и применение нового –включение нового в систему усвоенного; закрепление нового при выполнении практических заданий; первичное проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме, в формировании метапредметных и личностных результатов

1.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, являющихся орудием общений, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Великий русский язык. Славянские языки.

2.Совокупность средств выражения в словесном творчестве (стиль).Язык Пушкина. Язык писателей.

3.Речь, способность говорить. Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.

4.Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Язык пчел. Язык животных. Язык дорожных знаков.

5.Переносное. То, что выражает, объясняет собой что-нибудь (о предметах и явлениях). Язык фактов. Язык танца.

6.Переносное. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. (разговорное). Взять, привести языка.

Чтение и обсуждение высказываний о языке известных писателей.

- О красоте и величии русского языка говорили многие писатели.
Прочитаем их высказывания.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Гоголь Н. В.

. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Гоголь Н. В.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. Куприн А. И.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. Паустовский К.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Паустовский К. Г.

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Куприн А. И.

– А зачем изучать родной язык и нужно ли вообще?

– Что вы можете сказать о ситуации, описанной писателем А. Дороховым?

Серёжа вернулся из кино.

– Что, хорошая была картина? – спросил я.

– Ух, и здорово! – ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, потом, понимаете… Ну, словом, просто клёво… Понимаете?

Но я не понимал.

Контрольное списывание : Тихо шелестят листья. Отсюда виден ближайший лес. Первый луч солнца пробежал по небу. На воде закачались отблески света.

а) Самостоятельное чтение текста.

б) Последующее обсуждение.

– Почему это текст? Докажите.

в) Определение типа текста.

– Что вы представили после прочтения текста?

Важно обратить внимание ребят на то, что все читали один текст, а в результате каждый представил, увидел, нарисовал словами что­то своё.

– К какому типу речи можно отнести этот текст?

– Смог бы так описать раннее утро Серёжа из рассказа А. Дорохова?

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип урока: изучение нового материала

Цель: изучение фразеологизмов как лексической группы

образовательные:

--научить видеть фразеологизмы и употреблять их в речи;

--формировать умения и навыки применения теории на практике;

--обогащать словарный запас учащихся;

развивающие:

--развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности детей: придумывать предложение с фразеологизмами;

--содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

воспитательные:

--воспитывать интерес и уважение к родному языку, ценностное отношение к слову;

--создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества .

-- устойчивый познавательный интерес к русскому языку;

-- стремление к речевому самосовершенствованию.

-- формулировать собственное мнение;

-- осуществлять речевое взаимодействие в разных ситуациях общения.

-- владение различными видами аудирования;

-- поиск и выделение необходимой информации;

-- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-- извлечение необходимой информации из текста;

-- преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

-- планирование самостоятельного выполнения заданий;

-- выбор темпа работы;

-- умение действовать самостоятельно.

-- уметь видеть фразеологизм, устанавливать его значение и употреблять в речи

-- овладение приемами отбора и систематизации материала

-- осуществлять поиск информации, овладевать способностью к преобразованию, сохранению и передаче информации

-- давать определение понятиям;

-- устанавливать причинно-следственные связи;

-- сравнивать, делать вывод;

-- формирование устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

-- понимание определяющей роли языка и его образных средств в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности

Формы работы учащихся : фронтальная работа, парная

Технологическая карта предметного занятия по русскому языку

I. Организационный момент.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Я вижу, вы богаты

Всем на удивление!

Улыбнемся мы друг другу

И пожмём соседу руку.

С вами мы начнем урок!

Пусть для вас пойдет он впрок!

учащиеся поворачиваются друг к другу, жмут руку, улыбаются

планирование учебного сотрудничества.

II . Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: подготовка к восприятию содержания урока

Проведем небольшую разминку

отвечают на вопросы, делают выводы

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Цель этапа: определение содержательных рамок урока.

-- Сегодня мы отправляемся в страну Фразеологию, где живут особенные языковые единицы

Как вы думаете, зачем мы туда отправимся?

отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему и цели урока

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

постановка, формулирование и решение проектной задачи

IV . Практическая деяте- льность по реализации темы урока

Цель этапа: усвоение нового материала

-- Наша задача сегодня – знакомство с фразеологизмами, научиться употреблять их в речи

Запись в тетради:

Классная работа

Фразеологизмы

-- Прежде всего нам нужно узнать, что такое фразеологизмы. Найдите эту информацию в учебнике (стр 116, § 33)

Записывают в тетрадях число, тему, работают с материалом учебника, читают правило, отвечают на вопросы, чертят в тетрадях схему

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, прогнозирование

построение речевого высказывания,

писать как курица лапой (криво, неаккуратно, неразборчиво)

водить за нос (обманывать)

кот наплакал (мало)

считать ворон (отвлекаться)

--Какой вывод мы можем сделать о значении фразеологизмов? Чем их можно заменить?

можно заменить словом или выражением

--Таким образом, мы узнали, что такое фразеологизм и что он обозначает. Теперь познакомимся с ними поближе

Работают с визуальным материалом, записывают фразеологизмы, устанавливают их значение, записывают фразеологизмы и их значения в тетради, отвечают на вопросы, делают вывод, продолжают составление схемы-опоры

построение речевого высказывания,

Регулятивные УУД: умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать,

--Как вы думаете, какой фразеологизм заключен в данной модели? Что он обо- значает?

собаку съел (опытный в своем деле)

-- Попробуем заменить по своему желанию слова в фразеологизме (кошку съесть, животное съесть). Будет ли это новое выражение фразеологизмом? (нет) Почему? (меняется значение)

Таким образом, вы видите, что фразео- логизм неизменяем в своем составе

Можно заменить словом

анализируют визуальную информа-цию, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадь, продолжают составление схемы-опоры

Регулятивные УУД: умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать, ориентирование в ситуации, прогнозирование

построение речевого высказывания,

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической речью

--Сравните два предложения

В каком предложении использован фразеологизм? Почему вы сделали такой вывод?

как снег на голову (неожиданно)

--Запишите предложение с фразеологизмом

Почему в первом предложении нет фразеологизма? (нарушен порядок слов)

Какой вывод можно сделать? (фразеологизм имеет постоянный порядок слов)

Составим предложение с данным фразеологизмом (напр. Антошка встал ни свет ни заря).

Из скольких слов состоит фразеологизм? Одним ли членом предложения мы его выделили? Какой вывод мы можем сделать?

Анализируют предложения, сравнива- ют значения, отвечают на вопросы, записывают фразеологизм и его значение в тетради, продолжают построение схемы-опоры

читают модель-подсказку, составляют предложение с полученным из подсказки фразеологизмом, выделяют члены предложения, анализируют, отвечают на вопросы, продолжают составление схемы-опоры

участвовать в коллективном обсуждении, владение монологи-ческой речью

Регулятивные УУД: умение преобразовывать визуальную ин- формацию в текстовую, умение анализировать, ориентирование в ситуации, прогнозирование

формирование навыков речевой деятельности , освоение способов совместной деятельности

Знаем мы поэтов, писателей своих?

Пусть слова поэзии, ноты партитуры,

Передаст нам образный и сердечный стих.

Ребята, в год литературы мы вспоминали замечательного поэта-юбиляра С.Есенина. В одном из его стихотворений есть строки:

Найдите в данных строках фразеологизм, определите его значение

пора и честь знать (прекратить действие)

Для чего поэт включает это выражение в стихотворение? (для придания образности, красоты высказыванию)

Придает образность, выразительность речи

ведут поиск, анализируют, записывают строки в тетрадь, продолжают составление схемы-опоры

умение анализировать, ориентирование в ситуации

Цель этапа: здоровьесбе- режение

-- А теперь немного разомнёмся с помощью фразеологизмов

Встаньте так, будто аршин проглотили

Проголосуйте обеими руками

Согнитесь в три погибели

Подержите нос по ветру

Побьём друг другу челом

Попрыгаем от радости

В ногах правды нет, садитесь.

выполняют физические упражнения

формирование здорового образа жизни

умение сменить вид деятельности ориентирование в ситуации

освоение способов совместной деятельности

VI. . Закрепление изученного материала.

Цель этапа: зафиксировать новые знания.

Учащимся раздаются карточки:

Карточка 1. молоть, слёзы, медвежья, не ос- тавить, с лица земли, обвести

Карточка 2. стереть, камня на камне, вокруг пальца, языком, крокодиловы, услуга

Задача – составить фразеологизм, определить его значение

Проверяет выполнение задания

-- А теперь идем в зоопарк! Но не обычный, а фразеологический (слайд 19)

Задача – определить животных, живущих в этом зоопарке по фразеологизму.

работают в парах по заданиям карточки, выполняют упражнения на закрепление темы

формирование умения работать в команде, освоение способов совместной деятельности

умение ориентироваться в ситуации

VII. Итог урока (рефлексия деятельности).

оценить результаты собственной деятельности

-- А теперь вернемся к схеме-опоре, которую мы строили, и сделаем круг почета вокруг понятия, с которым вы сегодня познакоми- лись.

Итак, ребята, давайте проанализируем нашу работу

Увас на столах лежат смайлики. Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите синий (улыбающийся) смайлик. Если урок не понравился, то поднимите красный (грустный).

-- Сегодня вы молодцы! Вы все трудились, засучив рукава, и заработали много оценок: (выставление оценок)

Зарубите себе на носу, что если вас что-то поставило в тупик, то не стоит падать ду- хом, а надо взять себя в руки и снова при- ниматься за дело. И тогда в конечном счете вас ждет успех!

Читают получившуюся схему. обобщая сведения о фразеологизме, обобщают работу на уроке, проводят самооценку

сопереживать; стороить логически обоснованные рассуждения.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

Личностные УУД : уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку, положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, участвовать в творческом процессе, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила речевого поведения; уметь высказать и обосновать собственную точку зрения, уметь слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные УУД: выделять главное, стороить логически обоснованные рассуждения.

Планируемые

Знать виды и цели речевого общения.

Уметь строить аргументированный ответ на вопрос.

Личностные: адекватно оценивать себя и свои достижения, осознание чувства гордости за родной язык, свою этническую принадлежность.
Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;

умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;

способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

Язык, общение, виды общения

Межпредметные связи

дополнительные

Мультимеийный проектор, раздаточный материал, учебник: Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2013.

Формы урока

Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Дидактическая
структура
урока

Организационный момент
Время: 2 мин.
Основные этапы: мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный фон.

Учащиеся определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм.

Уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку (Л)

Изучение нового материала
Время: 20 мин.
Этапы: введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Учитель: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык. Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Обсудите в парах и сформулируйте тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Ответы учащихся (Язык, общение, человек).

Учитель: Как связаны между собой эти понятия? Найдите ответ в учебнике.

Учащиеся: Язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств и т. д. Пользуясь языком, люди общаются между собой, т.е. обмениваются информацией, мыслями, впечатлени­ ями, чувствами; передают накопленный опыт в области науки, искусства, культуры и т. д.

Учитель: Что нужно, чтобы возникло речевое общение? Прежде всего – хотя бы два собеседника. Также необходимо, чтобы собеседники хотели общаться.

Препятствовать общению может незнание языка. Об этом говорит широко известное библейское сказание о Вавилонской башне, которую в глубокой древности решили построить люди, чтобы добраться до самого неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг горы строился и разрастался город Вавилон. Но когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побрели в разные концы, бросив работу. А башня стала разрушаться.

Собеседники, не знающие языка друг друга, могут общаться через переводчика.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р).

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соблюдать правила речевого поведения, слышать и слушать других (К).

Закрепление нового материала
Время: 15 мин.
Этапы: Развитие учебно­языковых умений. Решение жизненной ситуации.

Работа с учебником.

I . Прочитайте текст известного писателя Л.Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его ЧИСТЫЙ слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в инсти­тут или в университет. Целое море слов, шумный оке­ан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъ­ятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узна­ёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.

Всё, что люди совершают в мире действительно чело­веческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

2. Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык — это средство общения?

Групповая работа. Представьте, что вы приехали на Всероссийский фестиваль народного творчества, в котором участвуют представители многих наций и народностей, живущих в Росссии. Продумайте всевозможные формы приветствия и прощания, используемые в контактном речевом общении.

Проблемная ситуация. Представьте, что в ваш дом переехала семья из другого региона. П омогите организовать досуг и продумать маршрут экскурсии на выходные дни.

Строить логически обоснованные рассуждения, высказывать предположения на основе наблюдений (П.Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

Контроль
Время: 5мин.
Этапы:

Что такое общение?

Что нужно, чтобы возникло речевое общение?

Что такое речевой этикет?

Как связаны р ечевой этикет и народные обычаи?

Русские спрашивают: “Как здоровье?” А древние египтяне при встрече интересовались: “Как вы потеете?” Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: “Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?” Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит “целую руку”, не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Древние греки приветствовали друг друга: “Радуйся!”, а современные греки: “Будь здоровым!” Арабы говорят: “Мир с тобой!”, индейцы одного из племени: “Все хорошо!” Согласно речевому этикету Китая, после приветствия следует обмен репликами: “Ты ел?” - “Ел” (или “Еще нет”).

Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе. Даже существует оборот “уйти по-английски”, то есть незаметно, и поэтому не прощаясь.

Строить логически обоснованные рассуждения

интерес и уважение к другим народам (Л)

Рефлексия
Время: 3 мин.
Этапы:

Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?

Чему научились на уроке? Что следует доработать?

Кого и за что мы можем поблагодарить сегодня? Кому поставим сегодня отметки?

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

Домашнее задание

Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт.

Люди научились говорить, потому что они остро нуж­дались в общении. Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.

Прошло немало времени, пока люди научились пере­давать словами, как надёжнее всего добывать еду, охо­титься на диких животных, договариваться о совместных делах и т. д.

При помощи слов они могли вместе вспоминать о про­шлом и строить планы на будущее. Слова помогали лю­дям объединяться, обмениваться разными сведениями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи: Образовательные: показать значение языка как важнейшего средства общения.
Развивающие: учить выделять главное, развивать мышление, способность мыслить и

сопереживать; строить логически обоснованные рассуждения.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные: знать виды и цели речевого общения, уметь строить аргументированный ответ на вопрос.

Личностные: адекватно оценивать себя и свои достижения, осознание чувства гордости за родной язык, свою этническую принадлежность.
Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом; умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение; способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Организационный момент.

Постановка цели и задач урока.

Учитель: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык. Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день – два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта – все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Обсудите в парах, как можно сформулировать тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Ответы учащихся: Язык, общение, человек.

3. Первичное усвоение знаний

Работа с учебником стр.6

4. Закрепление материала

1) Выполнение упражнения 7 (стр.6) выполнить задания к упражнению+ сделать синтаксический разбор последнего предложения.

2) Словарная работа

В его р е п е ртуаре много песен на р е лигиозную тематику.

Репертуар - 1. Совокупность спектаклей, музыкальных произведений, идущих в театре, на концертной эстраде и т.п.
2. Совокупность исполняемых артистом театральных ролей или произведений.

Подобрать по 2 синонима к этому слову

ЗАПАС, РЕЗЕРВ, РЕСУРСЫ

3) Каллиграфическая минутка

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Крутим, вертим веселей.

4) Работа с текстом.

Прочитайте текст известного писателя Л. Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки — это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза.

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство — жизнь.

Ответы учащихся: Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники.

5. Контроль усвоения материала

Что такое общение?

( Взаимодействие людей между собой посредством языка)

Что нужно, чтобы возникло речевое общение ?

(Чтобы собеседники хотели общаться)

Что такое речевой этикет?

(Это нормы поведения в речи)

Как связаны р ечевой этикет и народные обычаи?

( Формулы речевого этикета очень древние, они с вязаны с народными обычаями , отражают ритуалы и сложившиеся привычки, выражающие особенности быта)

6. Рефлексия

Какой была тема урока? (Язык и общение)

Какую проблему мы решали? (Как связаны язык и общение)

Как её решили? ( Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники)

Чему научились на уроке ? (Речевому этикету)

Что следует доработать? (Нормы речевого этикета)

Учитель благодарит учащихся, выставляет отметки.

7. Домашнее задание

Пар. 2 (стр.6-7) знать теор. мат., правописан. слов слова (репертуар), Упр.8 (задан.1)

Читайте также: