Я гражданин россии 3 класс конспект внеурочного занятия

Обновлено: 09.08.2024

Цели:развивать познавательный интерес к своей Родине; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.

Если скажут слово "родина"
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка - скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Старый свой московский двор
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
З.Александрова
Ход классного часа
- Дорогие ребята, как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня беседовать? Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.Вы часто слышите это слово, а как вы понимаете его значение? (Родина - это место, где человек родился и вырос. Это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнёс первое слово. Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы,братьев и сестёр, бабушки и дедушки, родственников и друзей.)
-А как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация)
- Откуда взялось такое название - Россия? Оно происходит от старинного слова "русь". Одни учёные предполагают, что слово "русь" произошло от слова "русло". Русью назвали страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Чёрными морями.
Другие учёные считают, что древнее название нашей страны имеет совсем другое происхождение: русью называют то место в доме, где светло, пригревает солнышко.
Спелую, золотистую рожь крестьяне называли русой, человека со светлыми волосами - русым. Значит, мы можем сказать, что Русь - светлое место, страна света, солнца, добрых людей.
Наш народ очень любит Родину. О ней есть много пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц (Работа по группам)
Родина краше солнца,
дороже золота.
Родина - мать,
умей за неё постоять.
Нет в мире краше
Родины нашей.
Для Родины своей
ни сил, ни жизни не жалей.
- Что, по вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь? (Все мы - россияне)
- Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы.Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело-сине-красным государственным флагом по решению государственной думы и Президента РФ.
Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном фоне. Двуглавый орёл - символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры.
Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока.
Россия - необъятная страна. Её площадь составляет 17 098 246 квадратных километров.
Самое прекрасное на свете - Родина. Каждый любит место, где он родился и живёт.Любит леса, поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ.
- Ребята, что вы нового узнали сегодня? Что вы расскажете дома? Что ещё вам хотелось бы узнать?
Я хочу вас попросить, чтобы к следующему классному часу вы нарисовали рисунки, на которых изображен ваш любимый уголок нашей Родины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие " Я гражданин России".Разработано для учеников третьего класса.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лямбирского муниципального района

Конспект внеурочного занятия

учитель начальных классов

Фролова Юлия Владимировна

воспитание духовно – нравственных качеств, ценностных ориентаций через гуманизацию воспитательного процесса.

Методы: беседа, словесное рисование, обсуждение, проблемная дискуссия, информации в различных видах деятельности (индивидуальный, групповой, фронтальный) , рефлексия.

I. Введение в тему.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на занятие.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

- Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Итак, начнём нашу работу.

Ребята, у каждого из вас лежит камушек. Возьмите его в руки, рассмотрите.

- Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

Все камушки разные, как и люди, и у каждого свои достоинства.

Хотя все люди разные, но их объединяет то, что они живут в одной стране.

Каждый человек живет в какой-то стране.

- Как называется страна, в которой мы живем?

II. Основная часть занятия.

Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Красота русской природы во все времена воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами. Богаты наши земли лесами, полезными ископаемыми. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов.

1. Послушайте, пожалуйста, стихотворение и постарайтесь определить главное слово?

Кто по улице идёт?

У него пятьсот имён:

На заводе – слесарь он,

В яслях – он родитель,

В кинотеатре – зритель,

А пришёл на стадион –

И уже болельщик он.

Он кому – то сын и внук.

Для кого – то близкий друг.

Он мечтатель в дни весны.

Он защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду –

Гражданин своей страны!

О ком это стихотворение?

Подумайте, какова тема нашего занятия?

- Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Кто не ней изображен? (человек)

-Да, это человек. Но чего- то у него не хватает. Посмотрите. (Человек цветной весь, кроме шляпы и жилета)

- Давайте украсим нашего человека. Не просто человека, а гражданина.

-Выполняя задания, мы с вами попробуем создать модель настоящего гражданина своей страны.

-Сейчас я каждой группе раздам задания, которые необходимо будет выполнить.

Задания вы будете выполнять не просто на листах, а на шляпе и части жилета.

Приложение

Каждая группа выходит и рассказывает результат своей работы.

- Ребята, давайте встанем в круг и пусть каждый из вас скажет, что значит быть гражданином России.

• Принятие обучающимися, государственной символики как общественной ценности.

Вид занятия: Проблемно-ценностное общение

Оборудование: Презентация, видеоролик

Место проведения: Класс

Время: 30 – 45 минут

Возраст детей: 7 –8лет

Ход мероприятия:

1. Организационный момент (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте ребята! У меня к вам вопрос, а кто вы такие?

Учитель: Правильно, а чем вы занимаетесь?

Учитель: Так кем вы еще являетесь?

Учитель: Молодцы, вы дети, ученики, школьники. А как вы думаете, кем являются все люди нашей страны?

Дети: Жителями, гражданами.

Учитель: Да, ребята, все люди, которые проживают в нашей стране России, являются ее гражданами. А какой самый главный документ это подтверждает?

Дети: Паспорт. (слайд3)

2. Объявление темы и цели занятия (5 мин.)

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о стране, в которой мы живем, о людях, которые нас окружают! А о чем еще можно поговорить?

Дети: Каким должен быть человек, какую пользу может принести и вред, окружающему нас обществу. (4,5 слайд)

3. Экскурс в историю (10 мин.)

Учитель: Игра-разминка поможет вам вспомнить, в каком государстве вы живё те:

( автор: Феодосий Савинов)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья.

Это русская сторонка,

Как называется наша Родина?

Дети: Россия

Как звучит полное название государства (слайд 6)

Дети: Российская Федерация

Учитель: А мы с вами граждане РФ.

Гражданин :

1) Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

2) Взрослый человек, а также форма обращения к нему. (слайд 7)

Дети: Те люди, которые живут там всегда.

Учитель: Прочитайте второе пояснение.

Учитель: Как вы думаете, что нас объединяет и делает гражданами одной страны?

Дети: Общая территория, единый язык, культура, законы.

Учитель: Ребята, а что для нас является символом Родины?

Дети: Бескрайние просторы полей и белые берёзы наших лесов – это символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила неизвестного солдата в Москве или другом городе – это тоже символы России, Российской Федерации. Эти два наименования равнозначны.

Учитель: Самыми важными символами страны является: гимн, герб, флаг. (слайд,7 8) видеоролик

Учитель: Посмотрите, на слайде изображен один из самых главных символов - флаг. Что вы о нем знаете?

Дети: Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех прямоугольных полос. (слайд 9)

Учитель: А как иначе называют флаг?

Учитель: Знамена появились в древности – они были у многих древних народов и назывались стягом. Слово знамя произошло от славянского слова знамение, т. е. обозначение чего-то важного, необычного, что должно быть выделено, и должно запомниться людям.

Вот по такому трехполосному флагу, знамени, можно отличить нашу страну от других стран, т. е. флаг, знамя – это отличительное обозначение государства, у каждой страны флаг – свой.

Какие цвета вы видите на нашем флаге?

Дети: Белый, синий, красный.

Учитель: Эти цвета не случайно появились на нашем знамени. Белый цвет – это мир, чистота, синий обозначает небо и верность, правду, красный – мужество и храбрость.

Все три цвета издавна использовались в народных костюмах. Из белого, синего, красного полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны красного и синего цвета.

Учитель: Когда поднимают флаги?

Во-первых, под флагом, под знаменем солдаты идут в бой защищать свою Родину. Флаги поднимают, когда команда России побеждает в международных спортивных соревнованиях. Флаги вывешивают в праздничные дни над домами и на улицах, а над государственными учреждениями флаг должен висеть постоянно как символ власти. Под флагами и знаменами люди выходят на митинги и демонстрации. Мы должны гордиться своим флагом, ему уже больше трехсот лет.

К флагу своего государства мы должны относиться с уважением, бережно, его нельзя бросать на землю, тем более наступать ногами, использовать не по назначению, за осквернение флага в Конституции предусмотрена уголовная ответственность. Принимая присягу на верность Родине, солдаты встают на колени и целуют уголок знамени. Почему мы так трепетно должны относиться к нашему флагу (слайд 10)

У древних славян знаменем служили пучки травы или конские хвосты, привязанные к древку. Древко – это ручка или палка, на которую крепится знамя. Позднее, пучки травы и конские хвосты, заменили полотнища ткани, которые имели самые разнообразные формы и цвета. Русские знамена с давних пор называли стягами (синий стяг, красный стяг, от слова стягивать, собирать воинов, идущих на бой с врагом. Специально назначенный воин- знаменосец или как его называли, стяговик. Он обязан был разворачивать знамя в бою, он головой отвечал за его сохранность. Воинский отряд, полк считался непобедимым до тех пор пока живо было его знамя.

В старину флагов не было, вместо них поднимали хоругви с изображением святых, люди верили, что святые помогут в боях.

У всякого государства и почти у всякого города есть свой отличительный знак. Как мы называем такой знак? (слайд 11)

Учитель: Герб изображается на флагах, монетах, печатях, на государственных документах. Герб есть и у нашей Родины – России. Обратите внимание: в поле красного щита расположен золотой двуглавый орел. В лапах орла- скипетр и держава. Скипетр - это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. И сегодня держава и скипетр, изображенные на нашем гербе напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла – красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

А вы знаете, с чем шли в поход воины?

Учитель: Правильно с песней. А какую песню можно считать символом страны?

Дети: Гимн. (слайд 12)

Учитель: Кто знает наизусть гимн Российской федерации?

Все. Молодцы ребята.

Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утвержденным текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случаях. Каждый гражданин обязан знать свой гимн.

Вы уже знаете, что при исполнении гимна полагается вставать. Давайте встанем и послушаем запись нашего гимна.

Прослушивание гимна РФ.

Учитель: Ребята, а какой гимн в Тамбовской области?

Дети: Прощание славянки.

Учитель: Давайте и его послушаем.

Прослушивание гимна Тамбовской области.

Мы сегодня с вами узнали о государственных символах России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.

4. Основная часть (20 – 25 мин).

Учитель: Давайте с вами отгадаем главные слова для человека!

Учитель: Ребята, давайте с вами подумаем, а каким должен быть человек гражданином?

Дети: Честным, добрым, любить свою страну!

Учитель: Ребята, а почему мы должны быть хорошими людьми, почему мы должны любить нашу страну и приносить ей пользу!

Дети: Потому что человек и живет для того, чтобы приносить пользу и делать жизнь лучше.

Учитель: Правильно ребята, чтобы стать настоящим гражданином и гордостью своей страны, мы должны помнить об обязанностях, которые мы должны соблюдать.

Послушайте стихи. О каких своих обязанностях забыли дети. Рисовал людей, дома (слайды14, 15)

Учитель: Как себя нужно вести в обществе?

Дети: Всегда быть вежливыми, аккуратными, честными, не драться.

Учитель: Молодцы ребята, я думаю, что вы все достойны называться гражданами Российской Федерации.

5. Подведение итогов (5 – 7 мин.)

Учитель: Какие слова в нашей беседе были главными?

Дети: О том, что все люди, живущие в России, граждане, это очень важное и ответственное звание.

Учитель: Как нельзя поступать?

Дети высказывают свое мнение на основе обсуждаемого материала.

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: – ознакомить учеников с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами. Ознакомить с основными символами современной России, основным законом, правами и обязанностями гражданина.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

- Общение начинается с приветствия. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине. Латиноамериканцы обнимаются. Французы целуют друг друга в щеку. А как здороваются жители нашей страны? (пожимают друг другу руку)

– А как называется наша страна? (Россия)

- Можем ли мы назвать Россию своей Родиной!? (да, т.к. мы здесь родились и живем)

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

- И каждый из вас является ГРАЖДАНИНОМ Российской Федерации!

- А как доказать, что вы являетесь гражданином данной страны, если вас вдруг спросят в какой-то организации или в полиции? (показать паспорт)

- Уже при рождении человек получает свой первый документ - СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, которое подтверждает его гражданство.

Перед вами копии самых главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Прочитайте, что написано на обложке свидетельства о рождении. (Один из учеников читает вслух – СССР.)

На доске появляется запись:

Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР.

Прочитайте, что написано на обложке паспорта. (Один из учеников читает вслух – Российская Федерация.)

На доске появляется запись:

Паспорт выдан гражданину Российской Федерации.

Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт – гражданину другого).

Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?

Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

– Составим план урока.

План (примерный): 3

  1. Какие изменения произошли в государстве.
  2. Символы нового государства.
  3. Я – гражданин России.

Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

3 1 4 4 3 2

1. Изменения в государстве (СССР –> РФ).

Посмотрите на карту СССР – это одно государство или много? (Одно.)

- Из каких крупных частей состояло это государство? (Из республик.)
- Какая республика была самой большой? (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика).

- Итак, до 90-х годов XX века наши старшие родственники являлись гражданами СССР и жили на территории одной из его республик.

Откройте учебник на стр. 111, посмотрите на карту. Что изменилось?

- Найдите в тексте после карты, как расшифровывается аббревиатура СНГ.

Жителями какого государства мы теперь являемся? (Жителями России, Российской Федерации.)

– В тексте на с. 110 учебника найдите, когда произошли эти изменения в жизни нашего государства.

- Давайте сделаем выводы по первому пункту нашего плана.

- Откройте Р.Т. на стр. 50, выполните задание №1 без последнего предложения.

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Обратите внимание, что теперь у каждого из государств есть свои границы, своё правительство, армия, законы.

- А что ещё есть у каждого государства? Посмотрите на последнее предложение в задании. (государственные символы)

- Какие символы государств вы можете назвать? (Герб, флаг, гимн) Допишите их в рабочую тетрадь.

2. Государственные символы современной России.

- Мы с вами переходим к работе со вторым пунктом нашего плана.

- У вас на партах лежат конверты с символами разных стран. Ваша задача: не только найти символы современной России, но и рассказать, когда мы в жизни встречаемся с ними. Где можно узнать информацию, которая вам не знакома? (интернет, библиотека, учебник…) Стр. 111.

1 группа: герб (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);

2 группа: флаг (ученики тренируются узнавать государственный символ современной России среди символов других стран);

3 группа: гимн (ученики сравнивают тексты гимна СССР и современного гимна России).

Капитаны вывешивают символы на доску и рассказывают, где мы встречаем символы в жизни.

Физкультминутка. Гимн РФ.

3. Обновленному государству – обновленные законы (Конституция 1993 г.).

Мы выяснили, что в 1991 г. наше государство изменилось. А законы могут остаться прежними? (нет)

- Итак, 12 декабря 1993 года основным законом нашей страны стала новая Конституция. В ней изложены наши обязанности и права.

Каждой группе даётся общий список прав и обязанностей, который нужно разделить на 2 группы. Права: на жизнь и свободу, на мед.обслуживание, на образование, на труд, на отдых, на личную неприкосновенность. Обязанности: соблюдать законы, защищать свою Родину, беречь природу, платить налоги, заботиться о своих близких, заботиться о стариках и детях.

- Мы выяснили, что каждый гражданин должен использовать свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности. Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась.

Если остаётся время, задание №2 Р.Т. стр.50.

- Вы можете себя назвать гражданами России? (да)

- Обоснуйте свой ответ в Р.Т. на стр. 51, вопрос 4 (заслушать несколько версий детей).

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

2 1 4 4 6

- Посмотрите на доску, мы рассмотрели все пункты нашего плана.

Работа в группах.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками.

Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–8 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один-два вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание.

Обязательное задание для всех: Параграф 22 читать, выполнить задание №3 в рабочей тетради к теме 22, а также выполнить творческое задание:

– Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, ты можешь объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой с рассказом о твоих приключениях.

Читайте также: