Выделительные знаки препинания при обращении 8 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цели урока: ж

Образовательные

Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.

Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации, определять его роль в тексте.

Развивающие

Развивать устную речь учащихся.

Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию, правильно расставлять знаки препинания.

Развивать умение читать по ролям.

Воспитательные

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, проектной деятельности навыки коллективного труда.

Воспитывать любовь к родному языку, культуре, театру.

Оборудование урока:

Методическое назначение средств ИКТ - источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения : проблемно-поисковый проектный, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

Планируемые образовательные результаты.

Познавательные УУД : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД : установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учебник: М.М. Разумовская, С.И. Львова,В.И. Капинос, В.В. Львов.

Русский язык. 8 класс. – М.:Дрофа, 2018

Дата проведения урока: 8 февраля 2019 г.

Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Вступительное слово учителя.

Учитель: А вы, ребята, любите театр?

-Кто из вас бывал в театре?

-Каковы ваши впечатления?

-Почему мы говорим о театре?

(Ответ: Указом Президента РФ 2019 год объявлен годом театра в России)

Учитель:Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов, народный артист РФ.

Учитель: Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Запишите число.

А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

Работа с текстом .Слайд 6.

(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

Учитель:Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?

Определите основную мысль текста.

Назовите номер предложения с однородными членами

Укажите, чем осложнено первое предложение?

Определение темы и целей урока.Слайд 7-8.

Учитель:Ребята, как вы думаете, какие цели стоят перед нами. Что мы должны знать?

(Ответы: что такое обращение, какие знаки препинания ставятся при обращении, чем выражается обращение.)

Учитель: Что мы должны уметь?

(Ответы уч-ся: находить обращения в речи, выделять правильно знаками препинания, определять их роль в текстах различных стилей, уметь использовать в собственной речи.)

Учитель: Чтобы достичь этих целей, мы разобьёмся на три группы. Цель деятельности каждой группы - составить проекты, которые помогут освоить данную тему. А поможет нам в этом текст современной сказки

(Каждая группа получает задание на карточках. Время выполнения – 5 минут. Проект оформить в виде кластера. Сделать вывод. Затем защита проектов у доски)

V. Актуализация опорных знаний. Этап усвоения новых знаний.

1. Словарная работа. Слайд 10.

Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина.

2.Работа с информационным кластером. Защита проектов.(1 мин.)




Прилаг.полное

Сущ. н еодуш.

Прил. краткое

3.Учитель: Давайте вспомним, что называется обращением ? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

Федот работы не боится.

Федот – является главным членом предложения, подлежащим.

С возвращением, Федот!

Федот не является членом предложения, т.к. это обращение.

4.Учитель: Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. ( С возвращением, дорогой Федот!). Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.

5.Учитель: В каком падеже стоит обращение в предложениях? Ответ:И.п.

Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи?

Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.

Физкульминутка.

Всем нам при общении

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

6.Учитель: С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (§ 34, стр. 141) ( Со звательной интонацией ).

7)Задание: Назовите в данных предложениях древние формы обращений.

-Народная разбойничья песня:

Не шуми, мати, зелёная дубравушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Отче наш, Иже еси на небесех,

да святится Имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

VII. Первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Ребята , обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

Мы приступаем к выполнению 2-го группового задания.

(Группы получают карточки)

Ваша задача: подготовить чтение по ролям, предварительно выделив обращения, а следовательно, при инсценировке использовать звательную интонацию, а также передать отношение героев друг к другу.( Время -3 мин.)

Выступления уч-ся по группам.

VIII. Этап закрепления новых знаний.

1.Самостоятельная работа по группам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Выделительные знаки препинания при обращении.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Познавательные:

Знакомство с синтаксическими конструкциями, которыми могут быть выражены обращения, правилами выделения обращения на письме (выделительные знаки препинания).

Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающие:

Развитие устной речи обучающихся.

Развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательные:

Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

Воспитывать родному языку, родному краю, культуре.

Средства обучения: ПК; интерактивная доска; презентация. Рабочие листы.

Методическое назначение средств ИКТ - источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: умение различать способ выражения обращения посредством определения его функции; умение находить в предложении обращение; умение употреблять обращение с учетом речевой ситуации.

Метапредметные: умение применять знания, в том числе и полученные самостоятельно, в индивидуальной работе; умение структурировать полученные знания, планировать свою деятельность в ходе образовательного процесса.

Личностные: умение выразить ценностное отношение к процессу обучения, объектам познания, результатам образовательной деятельности через оценку себя и других в контексте учебной ситуации.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учебник: (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2008 г.

Придумано кем-то, просто и мудро,

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

Я желаю всем , чтобы доброе светлое настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Вместо тетради будем пользоваться рабочими листами, подпишите их. В них вы будете делать необходимые заметки, выполнять задания. В конце сами выставите себе оценки.

- не является членом предложения.

- к нему нельзя задать вопрос.

- мы не можем без него обойтись в речи.

- каждый человек пользуется им с детства. ( обращение)

На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.

- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.

Беседа с классом:

- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич старый хрыч, государь, отец родной)

Что мы должны изучить, чтобы правильно писать предложения с обращением, не ошибаться в правильности написания таких предложений? ( Знаки препинания при обращении ).

Правильно. Умницы.

Какие цели поставим перед собой? ( (Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания)

Запишите тему урока: Выделительные знаки препинания при обращении

- А что мы уже знаем об обращении?

1. это слова или словосочетание, называющее того, к кому обращаюются с речью.

2.Не является членом предложения.

3. Бывает распространенным и нераспространенным.

4. Произносится с особой звательной интонацией.

5. Может стоять в начале, в конце и в середине предложения.

6. В предложении может быть выражено существительным в И.п., прилагательным, причастием.

А какие знаки препинания называются выделительными? По какой причине? Что они могут выделять? (обособленные члены предложения: деепричастный оборот, причастный оборот, уточняющие слова, приложения, обращения)

Что выделяют запятые?

Учась, достигают многого.

Трава, сгибаемая ударами ветра, ложилась на землю.

Орлы, спутники войск, поднялись над землей.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Я предлагаю вам провести сегодня исследовательскую работу, в процессе которой мы должны получить сведения о постановке знаков препинания при обращению.

- Где вы сможете применить полученные знания по постановке знаков при обращении?

4. Изучение нового материала (исследовательская работа )–

- Приступаем к работе в парах. Для того чтобы составить портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 2 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5

Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.

Ответы вами заносятся в кластер, в котором должна быть отражена основная мысль вашего исследования – Слайд6

Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе!

5. Защита исследовательской работы

- По ходу ответа вами заполняется кластер, в котором должна быть отражена основная мысль выступающего.

Представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные слайды с текстами стихов.

. 1 пара – расскажет о знаках препинания при обращении.

2 пара – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.

Составление или проверка кластера. – Слайд 10-11

hello_html_11feaaee.jpg

6. Закрепление

Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы, раскройте скобки. Найдите обращения Слайд 12

Од…ночество как твой характер крут! (Б.Ахмадулина)

Тебе Москва пережитое за полст…летья о…даю. (П.Антокольский)

Что ты осень наделала с нами? (Н.Заболоцкий)

О мысль тебе удел цв…тка! (Е.Баратынский)

Прощай дом! Прощай старая жизнь! (А.Чехов)

Мать-земля моя родная

Сторона моя лесная

Край недавних детских лет

Отчий край ты есть иль нет? (А.Твардовский)

Прощ…й (не) мытая Россия

Страна рабов страна господ

И вы мундиры голубые

И ты им преда(нн, н)ый народ. (М.Лермонтов)

7.Работа в парах

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- наименование по месту жительства;

8. Физкультминутка

9.Самостоятельная работа – Слайд 14-15

10. Задание ОГЭ № 10 ОБРАЩЕНИЕ - Слайд 16

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) при обращении.

1. – Я повезу ягоды в город,(1) продам и куплю тебе пряник.

– Конём,(3) конём. Сам он белый-белый,(4) а грива у него розовая,(5) хвост розовый,(6) глаза розовые,(7) копыта тоже розовые.

2. Даша легонько трепала его за холку и говорила:

– Возьми,(1) Бим,(2) возьми.

Голос у Даши мягкий,(3) душевный,(4) тихий и,(5) казалось,(6) спокойный,(7) руки тёплые и нежные,(8) ласковые.

3. – С ним тебе,(1) Асенька,(2) будет,(3) конечно,(4) сподручнее,(5) чем со мной: он и от собак отобьётся,(6) и мальчишкам в обиду не даст.

4. – Нет,(1) брат,(2) я стянул их с лотка на базаре. Никто не замелил.

– Ты,(3) значит,(4) их украл?

5. Однажды,(1) когда бабушка стояла на коленях,(2) сердечно беседуя с Богом,(3) дед,(4) распахнув дверь в комнату,(5) сиплым голосом сказал:

– Ну,(6) мать,(7) посетил нас Господь,(8) – горим!

6. В юности у меня тоже были подобные мысли,(1) доводившие меня до сумасшествия. Но это,(2) милостивый государь,(3) вздор.

Оценка знаний Взаимопроверка.

11. Рефлексия

Ребята, у кого не получилось показать хорошие результаты, я желаю добиться этой цели.

• Достигли ли мы поставленных целей?

• Чему вы научились на занятии?

Давайте заполним нашу корзину знаниями.( Пишут на листочках, чему научились и что узнали.)

Всем нам при общении

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

13. Заключение

Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – Слайды 21-22

Урок построен по программе М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Цель урока: создание условий для совершенствования навыков распознавания обращений в предложениях, выделение их знаками препинания.

  • обучающие: сформировать представление о способах выражения обращения, дать представление о распространенных обращениях, правилах выделения обращения в устной речи и на письме на основе организации самостоятельной, групповой работы с учебником и ЭОР;
  • развивающие: сформировать коммуникативную компетенцию через умение выразительно, с соблюдением звательной интонации произносить предложения с обращениями, находить распространенные и нераспространенные обращения в тексте;
  • воспитательные: воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, формировать интерес к работе с языковым материалом через поэтические тексты, воспитывать любовь к родному языку, Родине, культуре.

Тип урока: комбинированный (решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока).

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая .

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, система Votum, учебник, раздаточный материал, учебник для общеобразовательных учреждений (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина; науч. ред. Н.М. Шанский). М., Просвещение, 2008 г.

1. Организационный этап

2. Актуализация знаний

(Песня “Родина моя” - отрывок в исполнении Ротару) - Слайд 2 + видеофильм

- Какие ассоциации вызвала у вас вступительная песня?

- Кому обращены слова автора песни?

- Прочитайте предложения выразительно. – Слайд 3

- Что вы выделили голосом?

- Что такое обращение? (проверка д/з)

- Что мы должны знать, чтобы правильно написать предложение с обращением?

Молодцы, вы сами определили тему урока: “Выделительные знаки препинания при обращении”. – Слайд 4

Ребята, я сегодня вам предлагаю провести исследовательскую работу, в процессе которой мы должны достичь определенной цели.

- Как вы думаете, какой цели? (видеть обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания.) – Слайд 4 (второй клик)

- Где вы сможете применить полученные знания?

- Вместо тетради мы сегодня воспользуемся рабочими листами. Приложение 1..Запишите тему урока.

4. Изучение нового материала (исследовательская работа)

Сейчас мы приступаем к работе в группах. Для того чтобы составить полный портрет изучаемой синтаксической конструкции, мы должны провести исследование по данным направлениям. У каждой группы свое задание (всего 3 группы, задание на рабочих листах). – Слайд 5

Вы можете советоваться друг с другом и за помощью обращаться к материалам учебника. Задание выполняется письменно на основе предложенных поэтических текстов.

Внимательно прочитайте задания. Если есть вопросы, поднимите руку. Желаю успехов в работе! – Слайд 6

Слайд 7 – фон для работы

    1 группа - выясняла, какими синтаксическими конструкциями могут быть выражены обращения..
  • 2 группа – расскажет о знаках препинания при обращении.
  • 3 группа – понаблюдала, как ведет себя обращение по отношению к междометной частице О.

Для остальных же исследовательская работа продолжается. По ходу ответа вами заполняется схема? в которой должна быть отражена основная мысль выступающего. – Слайд 8

(представители каждой из групп выходят к доске и рассказывают о своих наблюдениях, используя подготовленные учителем слайды) – слайды 9 - 11

Составление кластера. – Слайд 12

Продолжите фразу “Знал” - “Узнал….” - Слайд 13

6. Структурирование полученных знаний

Характеризуя обращения, вы отмечали, распространенное оно или нераспространенное?

Приведите пример с распространенным обращением (можно применить тексты стихотворений)

Итак, что такое распространенные обращения?

Давайте вернемся к теме урока. Какой фразой вы бы ее дополнили? – слайд 14

7. Решение проблемной ситуации

Ребята, а почему обращения пишутся то с большой, то с маленькой буквы? А как же быть со словом Родина. О какой родине мы с вами говорили в начале урока.

Конечно, наша с вами малая родина – это наша республика, в которой мы живем. – слайд 15 (можно картинку заменить)

Давайте вернемся к песне, которая звучала в начале урока. Предлагаю всем встать, передохнуть и вместе ее спеть. Если вы забыли слова, то они есть у вас на столе.

8. Физкультминутка (я использовала подготовленный фильм о Башкортостане и России, здесь под песню Родина моя” можно использовать любые кадры своей Родины) – слайд 16 + видеофильм

9. Закрепление материала

Выполнение задания №2 (задание есть в рабочем листе. Это региональный компонет, который тоже можно заменить стихами о своей малой родине) – слайды 17 – 19 (стихи можно заменить). Задание выполняется с использованием интерактивной доски и программы типа SMART.

Оценка знаний по технологии Votum web (если нет возможности использовать технологию, можно вопросы теста перенести в презентацию и выполнить задание без использования пультов)

Подведение итогов

Воспользуйтесь инструкцией по проведению интерактивного тестирования.

Часть учеников справились на “Отлично”. Другая группа выполнила задания хорошо. Но требуется углубить свои знания.

А тем ребятам, у кого не получилось показать хорошие результаты, я желаю добиться этой цели.

11. Домашнее задание – слайд 20

Предлагаю и вам в качестве домашнего задания сочинить небольшое стихотворение или несколько предложений о родине, используя обращения. А также, пользуясь схемой, составленной нами на уроке, и материалами учебника составьте связный рассказ на тему “Обращение”.

Вспомним строчки стихотворения известного русского поэта Пушкина. Вместо точек вставьте распространенное обращение. – слайды 21 - 22

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Двадцать седьмое марта – Всемирный театра. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это ещё и праздник миллионов зрителей. Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов. А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе

Образовательная

Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.

Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).

Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающая

Развивать устную речь учащихся.

Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательная

Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.

Воспитывать любовь к родному языку, культуре.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Екатерина Евгеньевна. Вместо тетради мы воспользуемся рабочими листами, подпишите их. В рабочих листах вы можете делать необходимые пометки, выполнять задания. Отвечать на вопросы, делать выводы. Двадцать седьмое марта – Всемирный театра. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это ещё и праздник миллионов зрителей. Волшебные постановки на сцене, великолепные роли в кино подарил нам Леонид Алексеевич Филатов. А начнём урок с обращения Леонида Филатова к нам, зрителям.

Работа с текстом

(1)Дорогие мои друзья, мы живём быстро. (2) Переживаем, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. (3) Хочется многое успеть…

Давайте определим основную мысль текста. Что хотел нам сказать Филатов?

Определить основную мысль текста.

Обратимся к этому тексту

Назовите номер предложения с однородными членами (знаки препинания расставлены).

Укажите, чем осложнено первое предложение?

Определение темы и целей урока.

III. Актуализация опорных знаний. Объяснение нового. Закрепление.

Словарная работа.

Кластер (англ.) – модель, схема, структура свойств определённого термина.

Работа с информационным кластером

Учитель: Наша задача вспомнить, объяснить и сделать выводы, заполняя кластер.

Учитель: Давайте вспомним, что называется обращением? (Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.)

Федот работы не боится.

(слайд 11) Федот – является главным членом предложения, подлежащим.

С возвращением, Федот!

Учитель: В данном предложении имя Федот не является членом, т.к. это обращение.

Учитель: Давайте распространим обращение во втором предложении и запишем его. (С возвращением, дорогой Федот!). Обращение стало распространённым. Это доказывает, что обращения бывают распространённые (несколько слов) и нераспространённые (одно слово) обращения.

Учитель: Как на письме выделяется обращение? (Запятой или восклицательным знаком.)

Учитель: (слайд 20)

С какой интонацией в устной речи произносится обращение? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике (со звательной интонацией).

Исторический комментарий (слайд 21)

Учитель: В каком падеже стоит обращение в записанных вами предложениях? (И.п.)

Итак, чаще всего обращение в современном русском языке стоит в И.п. и произносится со звательной интонацией. В нашем предложении адресатом речи является Федот, лицо, названное по имени. А кто ещё может быть адресатом речи? В тексте Л.Филатова встречаются такие предложения. (Слайд)

Придумайте предложение с обращением, чтобы в качестве обращения выступали имя и отчество, род занятий, неодушевлённый предмет. Проговорите получившиеся предложения, интонационно выделяя обращения.

Учитель: давайте вспомним правила постановки знаков препинания при обращении.

1.Всегда выделяются запятыми

(вместе с зависимыми словами)

Спой, светик, не стыдись.

Между двумя обращениями, соединенными союзами И,

ДА (=И), запятая не ставится.

Ну-ка быстро за работу,

Фрол Фомич и Тит Кузьмич!

3. В начале предложения обращение отделяется восклицательным знаком, если произносится с сильным чувством.

Нянька! Вон из дома прочь!

Учитель: расставим знаки препинания в предложениях из текста. (слайд )

На тебя моя душа

Век глядел был не дыша…

Бабка Полно не греши,

Убери свои гроши!

Ну-ка станьте предо мною

Тит Кузьмич и Фрол Фомич.

Учитель: (слайд 23) Итак, мы выявили следующие признаки обращения:


Всем нам при общении

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.

Работа с видеотекстом.

Учитель: Посмотрите фрагмент м/ф, внимательно вслушивайтесь в диалог героев. Ваша задача выписать предложения с обращениями. (Предложения выписывают учащиеся, выходя к доске; к первому предложению учитель строит схему к предложению с обращением, показывая все остальные, после учащиеся).

Не твори, Федот, разбой!

Вот тебе моя, папаша, политическая месть!

Что вы, братцы, я ж за вас потерял в атаке глаз!

Закрепление темы по вариантам.

Учитель: Заполните таблицу.

Взаимопроверка:

Предложения с обращениями

Знаки препинания

Я твоё, Марусь, меню

Исключительно ценю!

В середине предложения

[…, О. ]!

Что молчишь, мил-друг Федот,

Как воды набравши в рот!

В середине предложения

[…, О. ]!

А теперь, честной народ,

Вынь-ка лица из бород!

В середине предложения

[…, О. ] !

Сколь, папаша, ты не ной -Право выбора за мной.

В середине предложения

[…, О. ] .

Учитель: Итак, подведем итоги урока. Посмотрите еще раз на информационный кластер (ответы учащихся).

Выставление и комментарий отметок.

Домашнее задание.

Творческое задание. Написать ответное слово Л.А. Филатову (по желанию)

Заключительное слово учителя.

Ребята, я была рада, что сегодня этот урок мы провели вместе, успехов вам в учебе. (слайд 39)

Читайте также: