Выделение звука н в словах конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Базовый учебник: Азбука. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др. – М.: Просвещение. 2013 г.

- способствовать развитию фонематического слу ха; умению находить и выделять эти зву ки в словах, давать им характеристику;

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять у чебную задачу ; формировать умение планировать

Познавательные : способствова ть умению строить речевые вы сказывания; упражнять у чащихся в выполнении основны х

Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно отн оситься

Обучение УУД: владе ние разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение); у мение работать с учебником, добывать

Необходимое техническое оборудование : для учителя - компьютер, проектор, экран, электронная презентация;

Цель :Познакомить с буквой Н, звуком Н.

продолжать учить детей правильно произносить звук Н,

учить давать характеристику звуку по акустико - артикуляционным признакам,

познакомить со зрительным образом буквы Н.

развивать умение выделять звук Н в ряде слов;

развивать умение определять позицию звука в слове (начало-конец)

развивать умение анализировать слоги ОН, НА. развивать фонематические процессы, память, внимание, артикуляционную моторику.

воспитывать желание помогать ближним, любознатальность.

Словарная работа: горизонтальная, вертикальная.

Предварительная работа: знакомство со звуком Н, разучивание артикуляционной гимнастики, фонетической ритмики, обучение навыкам звукового анализа.

Оборудование: ноутбук, презентация, проектор, экран, наборное полотно, картинки со звуком Н, символы гласных, согласных звуков.

Ход НОД:

-Ребята, встаньте в круг.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

(Звонит колокольчик)

- Внимание, волшебный колокольчик прозвенел и нашему занятию начаться велел. (Дети произносят последнее слово вместе с воспитателем).

Воспитатель: Сегодня утром я получила послание от Красной Шапочки. Она просит освободить её из плена Волка. Для этого необходимо выполнить его задания.

Воспитатель: Предлагаю вам выполнить задания Волка.

Он прислал нам загадки:

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.

Я очень острый и стальной

Нарезать хлеб вам помогу,

Но аккуратнее со мной

Порезать пальчик я могу.

В сутки раз я прихожу,

Сон, покой я привожу.

Встретить все меня не прочь,

И зовусь я просто… (Ночь)

С каким звуком мы встретились в отгадках?

(Показ картинок)

Дети: Звук н

– Произнесём вместе Н.

– При произнесении Н воздух проходит через нос. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами, звук может быть мягким (например, слоник) и твёрдым (например, слон).

– На что похожа Н?

– На букве Н

Я, как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

– Да, Н похожа на лесенку.

– Из каких элементов состоит буква Н?

– Н состоит из двух длинных палочек, одинаковых по размеру, и одной короткой.

– Давайте выложим букву Н из палочек.

– Прорисуем в воздухе букву Н.

К нам в гости пришли вот эти буквы, давайте посмотрим на доску. Эти буквы вы уже знаете. Они хотят, чтобы вы их назвали.

– Назовём гласные (а,о,у,ы).

– Теперь согласные (м,с,х, ш, л).

– А чем отличаются гласные от согласных? (При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Их можно долго и громко произносить. А при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

Пришла ещё одна буква Н, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Н и поможем ей найти своё место в домике.

4. Чтение слогов с договариванием до целого слова.

Н хочет подружиться со своими соседями-гласными:

-Я назову вам несколько слов, а вы назовете слово со звуком Н, затем произносят это

слово с разной интонацией (весело, удивлённо, грустно).

Нож, кот, автобус,

Муха, аист, носки.

Губы, кит, диван, пол.

Ноты, майка, букет.

Дети, Вы справились со всеми заданиями, которые приготовил для вас Волк.

А теперь мы встанем и пойдём к нему в дом

-Чтобы открылась дверь волка нужно правильно постучать. (Дети повторяют ритмический рисунок, предложенный воспитателем). Появляется освобождённая Красная Шапочка

- Скажите, смогли мы помочь Красной Шапочке. За это она нам приготовила сюрприз, буква Н, которую вы можете раскрасить.

Итог занятия.

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вежливость, культуру поведения.

воспитывать интерес к предмету

Оборудование:

Ход урока Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

Звенит звонок, звенит звонок,

Зовёт детишек на урок.

Если хочешь много знать,

И читать, и писать

Сегодня у нас урок чтения необычный, потому что к нам в гости пришли ваши родители. Давайте посмотрим на них, улыбнемся и до конца урока не будем отвлекаться.

Пальчиковая гимнастика.

Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Артикуляционная гимнастика.

Губы вытяни вперёд

И спокойно пой слону:

Открываем рот пошире

Держим раз, два, три, четыре

Если прыгает язык

У коровки есть теленок

Для коровки он ребенок,

Рожек он пока не носит –

Молочко у мамы просит!

На уроках чтения и письма мы знакомимся со звуками и буквами, читаем и пишем. Давайте вспомним правило: звуки мы говорим и слышим, а буквы – пишем и видим.

- Как погоняют лошадь? Показать картинку. - Но-но.

- Какой звук мы слышим первым? – Н.

- Какой это звук?- Согласный (потому что нельзя пропеть, живет в синем домике).

- Почему? - При произношении встречаем преграду.

-Прочтите букву. – Н

Буква Н, сказать вам можно,

Очень на ножи похожа.

Носорог нашёл носок,

Но надеть его не смог.

Носит на носу носок.

У меня про букву Н

Вдруг сложилась песенка.

Мы уже изучили шесть букв, начали их заселять в домики. Скажите, какие буквы живут в красном домике? (а, у, о) Как они называются? (гласные) А в синем? (м, х, с +н) Как они называются? (согласные)

Чистоговорки

На, на, на – а в лесу растёт сосна;

Ну, ну, ну – все мы видели сосну;

На, на, на – на небе луна;

Ну, ну, ну – ракета летит на луну;

Но, но, но – я хочу в кино;

Ан, ан, ан – чай налью в стакан;

Читаем хором, громко, тихо.

Физкультминутка. Координация речи с движением

У жирафов пятна, пятна

У жирафов пятна, пятна

На шее, на локтях,

На носах, на животах

На коленях и носках.

В мешочке слоги с изученными буквами. Нужно достать слог, прочитать его.

Работа по учебнику. Чтение слов с буквой н.

Работа по учебнику страница 54. Чтение слогов, предложений.

Упражнения на расслабление кистей рук, глаз.

1. Поочередно прижимаем пальцы к большому пальцу — ан, он, ун. Сначала правой рукой, затем левой, двумя руками вместе.

Цель урока: Познакомить учащихся с буквой Н,н и звуками, которые она обозначает.

2) Развивать умение учащихся читать слоги , слова и предложения с

3) Воспитывать культуру речевого общения.

Вступительное слово, постановка проблемного вопроса.

- Сегодня мы совершим путешествие в лесную школу, поэтому весь урок нас будут сопровождать лесные жители и их друзья – ученики этой школы.

- А вот что нового вы узнаете, и какова тема сегодняшнего уро-

ка – попробуйте догадаться сами. Об этом вы мне скажете в конце нашего урока.

Выделение звуков [ н ] , [ н ’] .

- В дороге нас будут сопровождать двое животных. Каких – вы сейчас отгадаете.

Загадка. – Кто один имеет рог ?

Загадка. – Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный

Любит снежные луга. ( Олень )

или согласный? Твёрдый или мягкий? Каким цветом будем его обозначать на схемах?

- Носорог и олень не пропустят нас в лес, если мы не справимся с их заданиями. Они приготовили вам 2 слова, а вы должны соста-

вой анализ слов с использованием карточек-схем трёх цветов, учитель дублирует работу учащихся на доске).

Зарубить на носу – запомнить

Вешать нос – унывать

Задирать нос – зазнаваться

Водить за нос – обманывать

Говорить под нос – тихо говорить

Увести из-под носа – украсть с видного места

С гулькин нос – очень мало

Высунуть нос – показаться

Нос не дорос – мал ещё

Совать под нос – донимать

Утереть нос – доказать

Соваться со своим носом – вмешиваться

Уткнуть нос – делать вникая

Тыкать носом – уличать

Комар носа не подточит – очень точно

Упражнение в определении на слух звуков [н], [н’].

- На нашем пути встретился небольшой пруд. А кто в нём обита-ет – отгадайте .

Загадка. – Скачет в траве, глаза на голове,

Скользкая и мокрая, зелёная квакушка,

А зовут её - ….. ( Лягушка ).

а) Слова : танк, день, команда, кони, комар, батон, пеньки, мош- ка, насос, лень, орден.

б) – Вспомните и назовите имена, которые начинаются со звуков [н], [н’]. ( Наташа, Никита, Надежда, Николай, Нюра, Настя, Нина, Никодим, Никифор, Наиль ).

- Лягушке понравилось, как вы отвечали , и она с удовольствием покажет нам дорогу в лесную школу.

- Что у них общего и в чём различие?

- Об этих буквах есть небольшое стихотворение в учебнике(с.64)

(для читающих учащихся).

- Наше путешествие в лесную школу продолжается. И на пути нас встречает…

Загадка. –Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

а) Доска : НА – НЯ - Назовите те слоги, в которых слышится

НО – НЁ твёрдый согласный звук [н]?

НУ – НЮ - Назовите те слоги, в которых слышится

НЫ – НИ мягкий согласный звук [н’]?

- Смотрите, кто идёт к нам навстречу? (Буратино). Он сегодня тоже ходил учиться в школу, очень устал и приглашает вас немного отдохнуть.

Буратино потянулся; раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл – ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.

Чтение слов и предложений.

10. Соотнесение слов с картинками.

- Вы отлично справились с этим заданием. А кто это выкатился на дорогу?

Загадка. Под соснами, под ёлками

Лежит мешок с иголками. (Ёжик)

11. Дифференцированное чтение текста .

- Ёжик доволен вашей работой на уроке, но он знает, что в нашем классе есть ученики, которые читают не только слоги и слова, а уже целые тексты. Для них он приготовил текст на с.65. Кто сможет прочитать?

12. Работа в тетради с печатной основой.

- Вот мы и добрались до лесной школы. А вы знаете, кто самый мудрый учитель в этой школе? (Сова). Она предлагает вам немного побыть учениками лесной школы и поработать в тетрадках на с.34.

б) Расшифровать слова, вписывая буквы, используя числовой шифр.

13. Итог урока.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- Какова же всё-таки была тема урока?

- Что вы узнали нового?

- Какие виды работы на уроке вы сегодня выполняли?

14. Самооценка работы учащихся.

- Как вы считаете, вы хорошо работали на этом уроке?

- Кто был самым активным?

- Чьи ответы были самыми полными и чёткими?

-Спасибо всем, кто не ленился на этом уроке. Урок окончен.

Список использованной литературы:


Полный текст материала Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе на тему "Буква Н" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Урок чтения и развития речи выдавала в 0 классе. Ребята хорошо работали,отвечали устно. Всё, что было запланировано нам уроке выполнили. Я думаю, что конспект урока пригодится коллегам.


Оценить 634 0

Тарабунова А.А.,

учитель начальных классов

Урок чтения в 0 классе

Нахождение и выделение в словах звука, буквы -н-.

Цель. Формировать умения находить и выделять в словах, звук, букву -н-;

Задачи. Образовательные: - учить находить и выделять звук, букву н.

- развивать умение свободно ориентироваться в учебнике, отвечать на

- совершенствовать навык чтения слогов.

Коррекционно-развивающие: - корригировать мыслительную деятельность на основе выделения изученных букв и звуков;

- развивать у учащихся речь, пополнять словарный запас слов.

Воспитательные: - воспитывать интерес к чтению, умение слушать друг друга;

- воспитывать мотивации к учению.

Оборудование: мультимедиа, презентация к уроку, карточки, картинки, простой карандаш, бобы.

Тип урока: урок закрепления.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Технологии:проблемное обучение, ИКТ, элементы компетентностно-ориентированного подхода.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

С голубого ручейка начинается река,

А урок наш начинается с улыбки. Слайд - Посмотрите на это замечательное солнце, оно вам улыбается, улыбнитесь ему и пусть у каждого из вас в душе поселится такое солнце. И будет с вами на

протяжении всего урока.

Урок у нас необычный, у нас в гостях преподаватели, которые хотят посмотреть, как мы работаем на уроке. А мы покажем, им свои умения и знания. - Кто мне скажет, какое сейчас время года? (весна)

- Какие признаки весны, вы знаете?

- А как называется весенний месяц? (апрель)

- Какой сегодня день недели?

- Какой по счёту день?

- Сколько сегодня уроков?

-Какой сейчас урок?

-Чему мы учимся на уроках чтения? (Читать, развиваем свою речь, работаем по картинкам)

- Ребята, какую речь развиваем на уроках чтения? (Устную)

- А на уроках чтения какую речь развиваем?

- Какая ещё есть речь? (Письменная)

- Чтоб урок получился, как нужно работать на уроке? (Активно)

- Быть какими? (Внимательными)

Критерии оценивания

- Ребята, а оценивать вашу работу на уроке будет солнце. В конце урока мы узнаем, кому улыбнётся, а кому-то только моргнёт одним глазом.

Мотивация - Как вы думаете, вам пригодятся знания по чтению в жизни?

В жизни необходимы нам знания по чтению, чтобы быть начитанными,

грамотными. Если хочешь много знать,

Выявление цели и задач урока

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Цель Что мы будем находить, какую букву?

А выделять в словах какой звук?

Вместе с солнцем по ступенькам поднимайтесь кверху,

А для этого я вам, пожелаю успеха.

Поступенькам Успеха поднимемся к солнцу.

На уроке мы вспомним? Слайд

Какие буквы и звуки изучили?

Как произносим гласные и согласные звуки?

Стихотворения о буквах.

Как находить букву Н, выделять звук?

Как читать слоги с буквой -Н-?

Находить и выделять в словах, звук и букву -н-.

Читать слоги с изученными буквами.

II . Речевая разминка

Чтобы лучше нам читать.

Надо язычки размять.

Работа по рядам.

2 ряд 1 ряд

ОК-ОК-ОК – прозвенел уже звонок

ОК-ОК-ОК – начинается урок

НА-НА-НА - на уроке тишина

ШО-ШО-ШО – всё будет хорошо.

Чистоговорка Обратитевнимание на слайд. Нужно проговорить слоги на каждой тучке по- разному.

НА-НА-НА – (проговариваем беззвучно) Слайд ЛО-ЛО-ЛО – (проговариваем шепотом) ШУ-ШУ-ШУ – (проговариваем громко) Молодцы! Итог. - Для чего проводим речевую разминку на уроке чтения? (для чёткого произношения) III . Повторение изученного материала. - Какие буквы вы знаете? (Гласные и согласные, большие и маленькие, письменные и печатные). Давайте вспомним буквы, которые уже изучили и живут вот в этом домике. Будьте внимательны и активны. Слайд - Это какая буква А, какой звук? (А) - Как произносим? (легко, без преграды) Расскажите стихотворение о букве А. Букву А, узнать легко, Ноги ставит широко.

Это какая буква У, какой звук? (У) - Как произносим? (легко, без преграды) Расскажите стихотворение о букве У. У - сучок в любом лесу, Ты увидишь букву У.

Это какая буква О, какой звук? (О) - Как произносим? (легко, без преграды) Расскажите стихотворение о букве О. Посмотри на колесо, А увидишь букву О. – Каким цветом выделим кружок на письме? (Красным) Покажите карточку. Проверим. Щелчок - Ребята, мы с вами назвали гласные буквы и звуки. А сейчас назовём согласные буквы и звуки.

Это какая буква М, какой звук? (м) - Как произносим? (с преградой) Расскажите стихотворение о букве М. (эм)

Взявшись за руки мы встали, И на ЭМ похожи стали.

Это какая буква С, какой звук? - Как произносим? (с преградой) Расскажите стихотворение о букве С. Стрекоза на букву Эс, Поднялась до небес.

Это какая буква Х, какой звук? - Как произносим? (с преградой) Расскажите стихотворение о букве Х. ХА на ножницы похожа, Но в работе, а не лёжа.

Это какая буква Ш, какой звук? - Как произносим? (с преградой) Расскажите стихотворение о букве Ш. Посмотри на букву ША, До чего же хороша, Потому что из неё можно сделать Е и Ё.

Это какая буква (эль), какой звук? - Как произносим? (с преградой) Расскажите стихотворение о букве (эль). Широко расставив ноги, Буква ЭЛЬ нам встала на дороге.

Это какая буква ЭН, какой звук? - Как произносим? (с преградой) Расскажите стихотворение о букве ЭН. На букве Н я как на лесенке, Сижу и распеваю песенки.

– Каким цветом выделяем кружок на письме? (Синим) Покажите карточку. Проверим. Щелчок Итак, какие буквы и звуки повторили? (гласные и согласные) - Как произносим гласные звуки? (легко) - А как произносим согласные? (с преградой) Чем отличаются буквы и звуки? (буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим) Гимнастика для глаз. Пусть ваши глаза отдохнут. Закройте глаза, считаем до 5, затем открывайте, поморгайте и посмотрите на солнце - улыбаясь ему. Продолжаем работать. Слайд

lV . Закрепление. Слайд Ребята, давайте ещё раз проговорим, что мы будем делать на урок? Мы с вами будем находить какую букву, а выделять какой звук -н-; Работа по учебнику. Откройте учебник, у каждого есть закладка. 1. Посмотрите на рисунки и назовите нарисованные предметы. - Где слышится звук [н] в этих словах: в начале или конце слов? (Нос, нож, нога) В начале слова. (Показ на доске) - Как этот звук обозначен на полосках-схемах? - Какой это звук: гласный или согласный? Покажите, каким цветом выделяем на письме, покажите карточку.

2. Чтение обратных слогов с Н. Почитаем с носорогом. Будьте внимательны.Слайд

А___________Н АН У___________Н УН О___________Н ОН - При чтении, какой звук произносили первым? (Гласный или согласный) Молодцы! Физминутка Слайд - Вы, наверное, устали, так давайте отдохнём. Раз – подняться, потянутся. Два согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять руками помахать. Шесть за парту тихо сесть. 3. Чтение слогов в столбиках. Слайд - Кто у нас самый внимательный? Кто ни разу не ошибётся? АН ОС УЛ АШ АШ ОН УМ АН Молодцы, ребята постарались. Работа по карточкам. Слайд Ребята, из ряда букв найдите букву Н и подчеркните. А М Н С О Н Ш Н У Л Н

3 человека обводят по точкам букву Н.

Итак, все выполнили задание. Кто первый справился с заданием? У кого получилось? Молодцы.

Слабые учащиеся по шаблону выкладывают букву Н из бобов.

V . Итог урока. Ребята, подведём итог, всей работы на уроке. - Чему учились на уроке чтения? (Читали, развивали свою речь). Все внимание на ступеньки Успеха. Мы вспомнили на уроке? Слайд- Буквы и звуки, которые уже изучили; - Как произносить гласные и согласные звуки? -Стихотворения об изученных буквах. Узнали: - Как находить букву Н и выделять звук [Н]? - Как правильно читать слоги с буквой -Н-? Научились: - Находить и выделять в словах, звук, букву -н-. - Читать слоги с изученными буквами. Оценивание. - Как вы думаете, кому сегодня улыбнётся солнце? А кому только моргнёт одним глазом? (Аргументированный анализ). Рефлексия. Было на уроке интересно? Да. Улыбнитесь мне тогда. Пусть у каждого из вас, в сердце живёт вот такое солнце. Слайд

Картинка солнца на память. Спасибо за работу на уроке. Слайд Урок окончен.

Т.Л. Лещинская БУКВАРИК Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва 2004год

Методические рекомендации по работе с учебником БУКВАРИК Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид, автора Т.Л.Лещинской (Пособие для учителя), Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва 2004год

Читайте также: