Введение в экологию конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель занятия- познакомится с основными научными подходами современной экологии, изучить историю развития, задачи, методы и проблемы экологии.

Экология является фундаментальной биологической дисциплиной, которая в настоящее время превратилась в междисциплинарную область знаний и имеет огромное значение в связи с влиянием человека на окружающую среду.

Таким образом, предметом исследования экологии является биологические системы, такие как популяция, биоценозы, экосистема и биосфера. Основными целями и задачами является изучение динамики биологических макросистем во времени и пространстве и выявления закономерности их функционирования.

В структуре экологии различают крупные разделы – аутэкологию (экологию особей) - исследует реакции отдельного организма на воздействие факторов среды; демэкологию (экологию популяций) - занимается отношениями особей внутри популяции – элементарной надорганизменной макросистемы; синэкологию (экологию сообществ), которая изучает сложный комплекс взаимосвязанных организмов (биоценоз), существующий в определенной физико-химической среде. Эти разделы изучает часть современной экологии – биологическая экология или биоэкология.

Современной жизнью продиктовано возникновение прикладной экологии – раздела экологии, занимающегося изучением и решением практических проблем охраны окружающей среды. В ней развиваются более мелкие направления: промышленная, сельскохозяйственная, медицинская экологии и другие.

Выделяют части экологии, которые подразделяются в зависимости от объекта изучения - экология микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека; географической среды обитания - экология островов, пустынь, морских побережий и т.д.; или уровня изучаемых проблем - глобальная, региональная и т.п.

Экология оформилась как самостоятельная наука на рубеже XIX и XX веков, однако во многих более ранних исследованиях ученые уделяли внимание взаимоотношениям организмов с окружающей средой. Изучая историю возникновения и развития экологии как науки, необходимо отметить, что вклад в ее становление внесли как зарубежные ученые (А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, Э. Геккель, А. Тенсли и д.р.), так и отечественные (В.В. Докучаев, К.Ф. Рулье, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, В.И. Вернадский и многие другие).

При изучении многообразия процессов, которые происходят в живой природе, экология использует многие методы, среди которых главными являются методы наблюдения, сравнительный метод, исторический, лабораторно - экспериментальный метод, моделирование и мониторинг.

Знание тем этого раздела значительно облегчает дальнейшее изучение экологии, так как ведет к пониманию того, чем она занимается, каково ее место среди других наук, какие разделы курса предстоит изучить и какое место они занимают в структуре современной экологии.

Задание 1.Укажите основные задачи экологии, выделите среди них прикладные и стратегические.

Задание 2.Назовите основные глобальные экологические проблемы современности. Представьте в виде схемы экологические проблемы Алтайского края.

Вопросы для самопроверки

2. Сформулируйте определение экологии как науки. Какие объекты изучает экология?

3. Сформулируйте прикладные задачи экологии.

4. Охарактеризуйте связь экологии с другими науками.

5. В работах каких ученых появились первые экологические сведения, что они отражали?

6. С именами каких зарубежных и отечественных ученых связано развитие экологических знаний в XVIII - XIX вв., и какова сущность их исследований?

8. Каковы современные направления в экологических исследованиях?

Цель занятия- познакомится с основными научными подходами современной экологии, изучить историю развития, задачи, методы и проблемы экологии.



Экология является фундаментальной биологической дисциплиной, которая в настоящее время превратилась в междисциплинарную область знаний и имеет огромное значение в связи с влиянием человека на окружающую среду.

Таким образом, предметом исследования экологии является биологические системы, такие как популяция, биоценозы, экосистема и биосфера. Основными целями и задачами является изучение динамики биологических макросистем во времени и пространстве и выявления закономерности их функционирования.

В структуре экологии различают крупные разделы – аутэкологию (экологию особей) - исследует реакции отдельного организма на воздействие факторов среды; демэкологию (экологию популяций) - занимается отношениями особей внутри популяции – элементарной надорганизменной макросистемы; синэкологию (экологию сообществ), которая изучает сложный комплекс взаимосвязанных организмов (биоценоз), существующий в определенной физико-химической среде. Эти разделы изучает часть современной экологии – биологическая экология или биоэкология.

Современной жизнью продиктовано возникновение прикладной экологии – раздела экологии, занимающегося изучением и решением практических проблем охраны окружающей среды. В ней развиваются более мелкие направления: промышленная, сельскохозяйственная, медицинская экологии и другие.

Выделяют части экологии, которые подразделяются в зависимости от объекта изучения - экология микроорганизмов, грибов, растений, животных, человека; географической среды обитания - экология островов, пустынь, морских побережий и т.д.; или уровня изучаемых проблем - глобальная, региональная и т.п.

Экология оформилась как самостоятельная наука на рубеже XIX и XX веков, однако во многих более ранних исследованиях ученые уделяли внимание взаимоотношениям организмов с окружающей средой. Изучая историю возникновения и развития экологии как науки, необходимо отметить, что вклад в ее становление внесли как зарубежные ученые (А. Гумбольдт, Ч. Дарвин, Э. Геккель, А. Тенсли и д.р.), так и отечественные (В.В. Докучаев, К.Ф. Рулье, Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, В.И. Вернадский и многие другие).

При изучении многообразия процессов, которые происходят в живой природе, экология использует многие методы, среди которых главными являются методы наблюдения, сравнительный метод, исторический, лабораторно - экспериментальный метод, моделирование и мониторинг.

Знание тем этого раздела значительно облегчает дальнейшее изучение экологии, так как ведет к пониманию того, чем она занимается, каково ее место среди других наук, какие разделы курса предстоит изучить и какое место они занимают в структуре современной экологии.

Задание 1.Укажите основные задачи экологии, выделите среди них прикладные и стратегические.

Задание 2.Назовите основные глобальные экологические проблемы современности. Представьте в виде схемы экологические проблемы Алтайского края.

Вопросы для самопроверки

2. Сформулируйте определение экологии как науки. Какие объекты изучает экология?

3. Сформулируйте прикладные задачи экологии.

4. Охарактеризуйте связь экологии с другими науками.

5. В работах каких ученых появились первые экологические сведения, что они отражали?

6. С именами каких зарубежных и отечественных ученых связано развитие экологических знаний в XVIII - XIX вв., и какова сущность их исследований?

Экология – комплексная междисциплинарная наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую называют жизнью на Земле.

Фундаментальная или общая экология изучает всю живую природу в целом.

Социальная экология изучает взаимосвязи человеческого общества с природой.

Прикладная экология – основа рационального природопользования и охраны природы.

Аутэкология или экология организмов изучает взаимоотношения организмов разной степени сложности с окружающей̆ средой. Предметом аутоэкологии является изучение питания, размножения, миграций, местообитаний отдельных видов животных и растений.

Демэкология или популяционная экология изучает закономерности группы особей одного вида — популяции.

Синэкология или экология сообществ изучает организацию и функционирование природных сообществ (биоценозов) — совокупностей популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию. Синэкология ввела в обиход такие экологические понятия как сообщество (биоценоз), экосистема (биогеоценоз), экологическая ниша и другие.

Биосферная экология изучает функционирование и развитие экосистем Земли.

Географическая экология (геоэкология) – раздел экологии, изучающий экологические закономерности географических процессов в экосистемах высоких уровней иерархии (суши, морских и пресных вод, высокогорий и др.); сюда же относится и геохимическая экология.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10–11 кл. М.: Дрофа, 2010.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экология – комплексная междисциплинарная наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую называют жизнью на Земле.

Основные разделы экологии:

1) фундаментальная экология;

2) социальная экология;

3) прикладная экология.

Фундаментальную (общую) экологию подразделяют по уровням организации жизни на Земле:

1) аутэкология – экология организмов;

2) демэкология – экология популяций;

3) синэкология – экология сообществ;

4) биосферная экология.

Фундаментальная или общая экология изучает всю живую природу в целом.

Современная экология – комплексная междисциплинарная наука, познающая устойчивости жизни на всех уровнях её организации. Экология – научная основа грамотного взаимоотношения общества и природы, рационального использования природных богатств, поддержания жизни на Земле.

Достижения экологии служат фундаментом для решения актуальных задач современности

Основная цель экологии вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

- изучить экологические механизмы адаптации различных видов организмов на Земле в постоянно изменяющихся условиях, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды;

- изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

- оценивать состояние и динамику природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

- разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

- формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

Социальная экология изучает взаимосвязи человеческого общества с природой.

Прикладная экология – основа рационального природопользования и охраны природы.

Аутэкология или экология организмов изучает взаимоотношения организмов разной степени сложности с окружающей̆ средой. Предметом аутоэкологии является изучение питания, размножения, миграций, местообитаний отдельных видов животных и растений.

Демэкология или популяционная экология изучает закономерности группы особей одного вида — популяции.

Синэкология или экология сообществ изучает организацию и функционирование природных сообществ (биоценозов) — совокупностей̆ популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию.

Биосферная экология изучает функционирование и развитие экосистем Земли.

Географическая экология (геоэкология) изучаюет экологические закономерности географических процессов в экосистемах высоких уровней иерархии (суши, морских и пресных вод, высокогорий и др.); сюда же относится и геохимическая экология.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали фамилии учёных, внёсших вклад в развитие науки экология.

  1. Русский ученый, создатель учения о биосфере.
  2. Немецкий ученый, который ввел термин экология.
  3. Советский эколог, теоретик и практик развития заповедного дела в СССР.


Ответы: 1) Вернадский, 2) Геккель, 3) Реймерс.

Задание на актуализацию пройденного на уроке материала, закрепление взаимосвязи между фамилиями учёных и вкладом в развитие отдельных направлений экологии.


Решение ребуса по материалам вводного урока носит мотивирующую функцию и не представляет сложности для выполнения, т.к. необходимы только знания, актуализированные на вводном уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дисциплина: Экология

Тема: Введение в экологию

Образовательная:

Дать понятие экологии.

Становление экологии как самостоятельной науки.

Развивающая: развитие: интеллектуальных умений и навыков: анализировать и сравнивать, обобщать и делать выводы. Развитие предметных умений и навыков:

Воспитательная: формирование научного мировоззрения о единой картине органического мира. привитие навыков коллективного труда

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Изучение нового материала

Закрепление пройденного материала

Приветствует обучающихся. Проверяет отсутствующих

Экология изучает системы уровня выше отдельного организма. Основными объектами ее изучения являются:

- популяция - группа организмов, относящихся к одному или сходным видам и занимающих определенную территорию;

- экосистема, включающая биотическое сообщество (совокупность популяций на рассматриваемой территории) и среду обитания;

- биосфера - область распространения жизни на Земле.

2.Методы, используемые в экологических исследованиях

В экологии используются следующие методы исследований: химические, физические, биологические, методы экологической индикации, метеорологические, метод экологического мониторинга, мониторинг бывает локальным, региональным или глобальным.

Полевые экологические исследования обычно подразделяются на маршрутные, стационарные, описательные и экспериментальные.

- Маршрутные методы используются для выяснения присутствия тех или иных жизненных форм организмов, экологических групп, фитоценозов и т. п., их разнообразия и встречаемости на исследуемой территории. Основными приемами являются: прямое наблюдение, оценки состояния, измерение, описание, составление схем и карт.

- К стационарным методам относятся приемы длительного (сезонного, круглогодичного или многолетнего) наблюдения за одними и теми же объектами, требующие неоднократных описаний, замеров, измерений наблюдаемых объектов. Стационарные методы включают полевые и лабораторные методики. Характерным примером стационарного метода является мониторинг (наблюдение, оценка, прогноз) состояния окружающей среды.

- Описательные методы являются одними из основных в экологическом мониторинге. Прямое, непосредственное наблюдение за изучаемыми объектами, фиксирование динамики их состояния во времени и оценка регистрируемых изменений позволяют прогнозировать возможные процессы в природной среде.

- Экспериментальные методы объединяют различные приемы прямого вмешательства в обычное, естественное состояние исследуемых объектов. Производимые в эксперименте наблюдения, описания и измерения свойств объекта обязательно сопоставляются с его же свойствами в условиях, не задействованных в эксперименте (фоновый эксперимент).

- В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений, т. е. имитация в искусственных условиях различных процессов, свойственных живой природе. Так, в "модельных условиях" были осуществлены многие химические реакции, протекающие в растении при фотосинтезе. В некоторых областях биологии и экологии широко применяются так называемые "живые модели". Несмотря на то, что различные организмы отличаются друг от друга, многие физиологические процессы в них протекают практически одинаково. Поэтому изучать их удобно на более простых существах. Они-то и становятся живыми моделями. Например, в качестве модели для изучения обмена веществ может служить зоохлорелла - одноклеточные микроскопические водоросли, которые быстро размножаются в искусственных условиях, а для исследования внутриклеточных процессов используются гигантские растительные и животные клетки и т. д.

- В настоящее время все шире используется компьютерное моделирование экологических ситуаций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: Вводное занятие. Введение в экологию. Что такое экология?

Дата проведения: ______________
Время занятия: 45 минут
Форма занятия: практическое занятие
Форма контроля: Собеседование

Предварительная подготовка: провести анкетирование учащихся – участников занятия по вопросам:
Что такое экология?
Кто такой эколог?
Легко ли быть экологом?

Вопросы викторины:

Читайте также: