Времена года конспект урока 6 класс география домогацких

Обновлено: 07.07.2024

Урок формирования знаний, умений, навыков.

Сформировать представление о погоде .

Развивающая: умение работать с учебником, делать выводы, развивать творческие способности. Воспитательные: развивать коммуникативные способности, культуру общения и сотрудничества.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Работа с учебником, практическая работа, наблюдение.

Компьютерная презентация, календари погоды, учебник, приборы для определения элементов погоды: термометр, барометр, флюгер.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие детей, создание эмоционального настроения

Как вы думаете, о чем наш урок? Сформулируйте тему.

Слушая сводку погоды, какие элементы погоды вас интересуют больше всего?

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: формирование умений находить главное.

Так что такое погода? Сравните свое определение с определением в учебнике.

Работа с учебником( стр. 149). Пишут определение в тетради.

Слайд №2. В чем отличие этих картинок? (показана ясная и пасмурная погода)

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: формирование умений сопоставлять и сравнивать.

Как вы думаете с чем связаны изменения погоды?

Отвечают на вопрос.

Работа с учебником (стр. 150)

Выделите главные особенности воздуха

Отвечают на вопрос.

Сделайте соответствующий вывод

Делают вывод: главная причина изменения погоды - смена воздушных масс

Формирование умений делать выводы, выделять главное

Где и с помощью каких приборов ведут наблюдения за погодой?

Ответы учащихся. Знакомство с профессией метеоролога.

Деление класса на группы:

1 группа - Работа с календарем погоды. Дать описание погоды за последнюю неделю.

2 группа - Местные признаки предсказания погоды.

3 группа - Представителям каких профессий необходимо знать о погоде.

Готовятся к ответу.

Слушают и делают записи.

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Технологии: технология смыслового (продуктивного) чтения, технология критического мышления

ВложениеРазмер
урок 6 класс "Строение земного шара", Домогацких Е.М. 30.37 КБ
технологическая карта урока "Строение земного шара", Домогацких Е.М. 22.55 КБ
Презентация к уроку "Строение земного шара", Домогацких Е.М. 685.07 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способах изучения земных недр.

Образовательные: ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходства и различия в материковой и океанической земной коре; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.

Развивающие: формировать умения применять полученные знания при решении практических задач, выделять главное из увиденного и услышанного, заполнять таблицы, кластеры-схемы.

Воспитывать у учащихся умение работать в малых группах (парах), умения выслушивать ответы одноклассников, анализировать и оценивать их. Формирование у учащихся самостоятельного, ответственного мышления. Воспитание позитивного отношения к ответам одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, объяснительно иллюстративный, частично – поисковый, практическая работа.

Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение, визуальная формы организации материала.

Тип урока: урок изучения нового материала

I. Организационный момент. Рефлексия (1 мин.)

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришли гости посмотреть, как у нас проходит урок, как вы занимаетесь. Давайте поздороваемся с ними.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Итак, мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием …

Выполняют задание в маршрутном листе, заполняют таблицу, выбирая буквы с правильными ответами. Слайд 2.

2. Условная линия на географической карте, разделяющая Землю на Северное и Южное полушарие, называется:

В) Северным тропиком К) нулевым меридианом

Б) Южным тропиком И) экватором

3. Длина окружности Земли по экватору:

А) 4400 км И) 400000 км

Д) 40000 км Г) 40040 км

4. Географическая долгота бывает:

М) северной и южной О) южной и восточной

Б) северной и западной Р) западной и восточной

5. От экватора отсчитывается:

С) западная и восточная долгота

Т) северная и южная долгота

В) западная и восточная широта

О) северная и южная широта

6. Методом качественного фона на карте можно изобразить:

С) глубину океана Д) реки

В) города И) месторождения полезных ископаемых

7. Азимут направления на северо-восток составляет:

8. Превышение одной точки земной поверхности над другой называется:

А) рельефом М) абсолютной высотой

Л) изогипсой Е) относительной высотой

9. Изогипсы – это линии равных:

А) глубин Ж) температур

Р) высот У) скоростей

10. Чем гуще расположены на карте изогипсы, тем склон:

П) выше К) длиннее

А) круче У) ровнее

Ребята, скажите, что у меня в руках? (глобус)

А что такое глобус?

Возникало ли у вас желание узнать и увидеть, что у Земли внутри?

Сегодня мы с вами это узнаем и разберемся, какое строение имеет наша Земля внутри.. Итак, какая же тема урока у нас сегодня? (предлагают варианты тем урока) .

Запись темы урока и даты в тетрадь.

- Исходя из темы сформулируйте цель урока.

- Просмотрев текст в учебнике разбейте его на части.

Итак, изучать данную тему мы будем по следующему плану:

  1. Внутреннее строение Земли;
  2. Изучение недр Земли;
  3. Литосфера.

III. Изучение нового материала (22 мин)

1) Строение земного шара

Вася : Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

Коля : Какая, Вась?

Вася : Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

Вася : Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

Коля : Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

Бабушка : Что, Коленька?

Коля : Бабушка, где у нас лопата лежит?

Бабушка : В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

Коля : Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

Бабушка : Вы хотя бы знаете, как она устроена?

Вася : А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

Бабушка : А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

Коля : А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

Бабушка : Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

Бабушка : Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

Коля : Значит, всё отменяется, – расстроился Коля.

Вася : Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

- Подведение итогов рассказа

- Сравнивать планету можно с яйцом, персиком, вишней, арбузом? В чем сходство?

- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; ядрышко, белок - ядро. Земля имеет послойное строение.

Работа с учебником. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Слайд 7

Внутреннее строение Земли

Разная: увеличивается на 3 °С на каждые 100 м.(начиная с глубина 20-30м)

твердое, из железа

(внешнее жидкое, внутреннее -твердое)

На изучении самого верхнего слоя земли – земная кора, мы остановимся более подробно.

Осадочный гранитный базальтовый осадочный базальтовый

Самооценивание. Выставление отметки в оценочный лист

Слова, расклеенные по классу: + 6000°С, ядро,+3°С, мантия, земная кора, 5-10 км., материковая

  1. Какова температура ядра?
  2. На сколько градусов увеличивается температура земной коры на каждые 100 м?
  3. Оболочка Земли, состоящая главным образом из железа.
  4. Мощность этого слоя Земли составляет 2900 км.
  5. Верхний слой Земли?.
  6. Какая земная кора состоит из 3 слоев?
  7. Какова мощность океанической земной коры?

2) Изучение недр Земли.

Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами. Слайд 9

- Геологические методы - основанные на изучении обнажений горных пород, разрезов шахт и рудников, буровых скважин, дают возможность судить о строении приповерхностной части земной коры. Самая глубокая в мире скважина на Кольском полуострове, уже достигла глубины более 12 км при проектной глубине до 15 км. В вулканических областях по продуктам извержения вулканов можно судить о составе вещества на глубинах 50-100 км.

Запись определения в тетрадь

IV. Закрепление (7 мин).

1) твердая. Толщина 5-80км. Температура увеличивается на 3 °С на каждые 100м

2) имеет 3 слоя, температура 2000 °С

3) состоит из железа, температура 6000 °С

2) Заполни пропуски

В центре Земли находится ядро , радиус которого примерно равен 3,5 тыс. км, а температуры соответствуют 6000 °С. Наибольшей по объёму внутренней оболочкой является мантия, температура которой 2000 °С. В её верхней части выделяется твердый слой , который вместе с земной корой образует твёрдую оболочку земли — литосферу . Земная кора подразделяется на два основных типа: материковая и океаническая . Под материками земная кора толще , чем под океанами и имеет 3 слоя.

Домашнее задание: § 3, знать термины стр. 23, отвечать на вопросы.

Цель урока : сформировать знания о взаимосвязи вращения Земли вокруг Солнца и наклона оси со сменой времен года в обоих полушариях.

Рассмотреть особенности распределения солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Выяснить, как влияет форма Земли на распределение солнечного света и тепла.

Рассмотреть, как влияет положение земной оси на смену времен года.

Сформировать представление о временах года, днях летнего и зимнего солнцестояниях, днях весеннего и осеннего равноденствия.

Продолжать формирование предметных и метапредметных учебных действий на основе тематического содержания урока.

Оборудование: физическая карта России, атласы, контурные карты; цветные карандаши; фонарик; компьютер, электронный учебник, презентация.

Метод: беседа, рассказ, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный

УЭ – 0 Цель: Актуализация знаний.

- Мысленно обогните земной шар по параллели 10°с.ш. Какие материки и океаны Вы пересечете?

- Определите географический объект по предложенному описанию:

- В этой точке находится северная столица РФ – г. Санкт-Петербург. Определите географические координаты.

УЭ – 1 Цель: проверка знаний.

Практикум (работа в парах)

Определить координаты и заполнить таблицу в контурной картой стр. 10 -11

Буэнос-Айрес

Проверка у доски и анализ результатов!

УЭ – 2 Изучение нового материала. Работа с презентацией (слайд № 1,2, 3)

Рассмотреть особенности распределения солнечного света и тепла на поверхности Земли.

Сравним два факта:

Когда в России лето, в Австралии – зима.

Верно ли, что если в Северной Америке осень, то в Южной Америке – весна?

Какой вопрос у вас возникает?

Почему если в Южном полушарии лето, то в Северном – зима?

Какие у вас будут гипотезы?

Чем день отличается от ночи, а лето – от зимы?

Вспомните, что такое географические полюсы, экватор, земная ось?

1. Мы знаем, что Солнце источник света и тепла на Земле.

Распределение солнечного света и тепла не одинаковы.

Проводим опыт, с фонариком (стр. 18 – 19 учебник).

2. Какие территории на Земле больше всего получают тепло и свет?

Сделаем схему и краткую запись.

Гномон* - прибор, чтобы следить за движением Солнца по небу.

Теллурий* - подвижная модель Солнечной системы.

Вывод: количество света и тепла, приходящие на поверхность Земли, зависят от угла падения солнечных лучей на эту поверхность.

Чем более отвесно падают лучи, тем больше тепла получает земная поверхность .

УЭ – 3 Цель: Смена времён года.

Рассмотреть, как влияет положение земной оси на смену времен года.

Земля движется по орбите вокруг Солнца, против часовой стрелки со скоростью около 30 км/с. Расстояние от солнца до Земли около 150 млн. км.

Орбита Земли – эллипс . Ось вращения Земли наклонена к плоскости земной орбиты под углом 60º 30´ и не меняется при движении нашей планеты по орбите.

При этом, то Северное, то Южное полушария оказываются обращёнными к Солнцу. Важнейшим следствием этого является смена времён года на Земле.

Времена года в Северном и Южном полушарии не совпадают.

Когда в Северном полушарии лето, то в Южном – зима. И наоборот.

УЭ – 4 Цель: Особенные дни года.

Сформировать представление о днях летнего и зимнего солнцестояниях, днях весеннего и осеннего равноденствия (Слайд № 4)

В дни весеннего и осеннего равноденствий, когда Земля пересекает небесный экватор, светораздельная линия проходит через оба полюса и день на всей планете всегда равен ночи.

Солнечные лучи в полдень всегда падают на экватор отвесно под прямым углом.

По мере удаления от экватора угол падения солнечных лучей уменьшается и на полюсах становится равным нулю.

Значит, и приток солнечного тепла в одном и том же месте на одной и той же широте в эти дни одинаков.

21 марта и 23 сентября называются днями весеннего осеннего равноденствия.

Солнце одинаково освещает и обогревает Северное и Южное полушария. Солнечные лучи в полдень падают отвесно на экватор и их угол падения равномерно уменьшается к полюсам.

День на всей Земле равен ночи, то есть 12 часам.

На Земле в это время переходные сезоны – весна и осень.

УЭ -5 Цель: отработка и закрепление знаний по изученному модулю (слайд № 7)

Основной этап деятельности - работа с текстом стр. 20-22

- Заполнение таблицы с помощью учителя.

Рис. 13, стр. 21

Северное полушарие

Южное полушарие

21 марта - день весеннего равноденствия

- день равен ночи

-солнце в зените над экватором

-сезон года - весна

-день равен ночи

-солнце в зените над экватором

- сезон года - осень

23 сентября - день осеннего равноденствия

Признаки те же

-сезон года - осень

- признаки те же

-сезон года - весна

22 июня – день летнего солнцестояния

- солнце в зените над северным тропиком

-северное полушарие освещено больше

-22 июня самый длинный день в году

- от 66,5с.ш. до 90 с.ш.- полярный день

-меньше освещено солнцем

-22 июня самый короткий день в году

-от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш. полярная ночь

22 декабря - день зимнего солнцестояния

-меньше освещено солнцем

-22 декабря самый короткий день в году

-от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш. - полярная ночь

-солнце в зените над южным тропиком

-больше освещено солнцем

-22 декабря самый длинный день в году

-от 66,5 ю.ш. до 90 ю.ш.- полярный день

Ответим на вопросы, используя таблицу!

Работа с презентацией слайды № 8 -11.

День зимнего солнцестояния

Солнце в зените над экватором

В северном полушарии за полярным кругом начался полярный день

По своей длительности день равен ночи

Солнце в зените над южным тропиком

В южном полушарии началось лето

Самый длинный день в году в северном полушарии

День весеннего равноденствия

Больше солнцем освещается южное полушарие

Одинаково освещается как северный, так и южный полюс

Солнце в зените над южным тропиком

День осеннего равноденствия

Какой сезон года в южном полушарии, если в северном осень?

Вывод: главное следствие орбитального движения – смена времён года, которая определяет сезонную ритмичность в природе. Она проявляется в изменении температуры воздуха; в жизни растений, животных, человека.

Благодаря орбитальному движению возникли полярный день и полярная ночь.

Вследствие орбитального движения Земли вокруг Солнца и наклона оси сформировались пояса освещённости, влияющие на живую и неживую природу.

УЭ -6 Цель: Закрепление.

Почему происходит смена времён года?

Каковы особенности земной орбиты в Солнечной системе? Орбита вытянута в виде смещенного эллипса и наклоне земной оси, что приводит к неравномерному нагреванию северного и Южного полушария.

УЭ – 7 Цель: Рефлексия

Не сразу усваивается положение солнца на 22 июня и 22декабря

Начинают понимать лучше, когда выполнят конкретные задания и делают выводы

На уроке много источников под руками, не успевают посмотреть, быстро открыть, записать

Высокий темп на уроке, не все способны работать в таком режиме.


Полный текст материала Конспект урока географии "Времена года"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли

Задачи урока :

развивающие : развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; анализировать информацию; развивать умение выявлять причинно-следственные связи; развивать в учениках наблюдательность, внимательность и исследовательские навыки; продолжить развивать умение работы с учебником;

воспитательные: самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; совершенствовать коммуникативные навыки, развивать в учениках наблюдательность, привить бережное отношение и любовь к природе

Оборудование : учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. 6 класс (учебник для общеобразовательных учреждений); Атлас 6 класса (учебно-справочное картографическое пособие); рабочая тетрадь, настенная карта полушарий, глобус

Технология : репродуктивный метод;

Тип урока : изучение нового материала.

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания.

- Добрый день, ребята! Тема нашего урока сегодня – времена года.

- Начинаем урок! Для начала проверим домашнее задание.

Приветствуют учителя, подготавливают необходимое оборудование к уроку.

2. Проверка домашнего задания

Вызываются к доске ученики для проверки домашнего задания

3. Изучение нового материала

3.1. Целевая установка

Ребята, сейчас я вам прочитаю загадки, а вы попытайтесь дать на них ответы:

Обернулась в лёд вода

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Я соткано из зноя

Несу тепло с собою

Я реки согреваю,

Купайтесь!” - приглашаю.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Вы, наверное, уже поняли, что сегодня на уроке мы будем говорить о временах года.

Цель нашего урока: по какой причине происходит смена времён года.

Давайте посмотрим план нашего урока (на доске).

Внимательно слушают учителя и отвечают на загадки

3.2 . Распределение света и тепла на Земле

Людям всегда было интересно знать, почему летом тепло, а зимой холодно, почему летние дни длинные, а ночи короткие. Сейчас всем известно, что Земля вращается вокруг Солнца и одновременно вращается вокруг своей оси, по кругу справа налево (по часовой стрелке). Именно поэтому и происходит на Земле смена дня и ночи, а также смена времён года.

Если вообразить линию от Северного полюса к Южному, то мы получим основание, собственно на котором и держится Земля – это земная ось. Она наклонена к плоскости орбиты Земли под углом (23,5 градусов). Из-за наклонна земной оси, Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Посмотрим рисунок на стр. 19, рис. 11.

Скажите, ребята, под каким углом, Земля будет получать больше тепла от Солнца?

Что мы видим, одинаковое количества солнечного света с уменьшением угла падения, распределяется на большей площади, а это значит, что на каждую единицу площади приходится меньше света. Поэтому можно сделать вывод, что количество света и тепла на Земле зависит от того, под каким углом падают лучи Солнца.

Запишете в тетради: чем более отвесно падают солнечные лучи, тем больше света и тепла получает земная поверхность.

Какую форму имеет наша планета Земля?

Давайте посмотрим на рис.12 (стр.19), мы видим, что чем дальше от экватора, тем угол наклона падения солнечных лучей меньше. Можно сделать вывод, что на экваторе поверхность Земли получает наибольшее количество тепла и света (солнечные лучи падают отвесно), а в районе полюсов – наименьшее.

Запишем в тетради следующую закономерность: количество тепла и света, получаемого земной поверхностью, закономерно убывает от экватора к полюсам.

Все объяснения также сопровождаются демонстрацией глобуса.

Слушают внимательно учителя и записывают необходимую информацию в тетрадь и отвечают на вопросы.

3.3. Смена времён года

Как мы уже говорили, ось Земли имеет определённый и неизменный наклон. Поэтому при годовом вращении нашей планеты вокруг Солнца (365 дней 6 часов), она поворачивается к нему разными полушариями. В связи с этим, на Земле и существует 4 времени года.

Назовите все времена года.

Посмотрим рис.13 (стр.21). Если летом Северное полушарие повёрнуто к Солнцу, лучи падают прямо, мы оказываемся на хорошо освещенной поверхности Земли, соответственно с длинным днём и короткой ночью. В этот период начинается активный рост и размножение растительного мира. А зимой Северное полушарие, проходя по орбите, отворачивается от Солнца, солнечные лучи слегка касаются Земли, соответственно день короткий, а ночь длинная. Происходит затишье, природа спит. Когда лучи Солнца освещают Северное и Южное полушарие равномерно, там наступает осень и весна.

Запишем в тетради: времена года в Северном и Южном полушариях противоположны друг другу. Когда в Северном полушарии лето, то в Южном – зима. И наоборот.

Ребята, какое время года у нас сейчас? А в южном полушарии?

Слушают внимательно учителя и записывают необходимую информацию в тетрадь и отвечают на вопросы.

3.4. Особенные дни года.

Запишем в тетрадь: 22 июня в Северном полушарии день летнего солнцестояния.

Через полгода после это дня, Земля перемещается по своей орбите вокруг Солнца и подставляет для обогрева уже Южное полушарие.

Какое время года устанавливается в Южном и Северном полушариях?

Поэтому 22 декабря называют днём зимнего солнцестояния. В этот день в Северном полушарии самый короткий день и самая длинная ночь.

Запишем в тетрадь: 22 декабря в Северном полушарии день зимнего солнцестояния.

Осенью и зимой оба полушария освещены Солнцем одинаково.

Ребята, если в Северном полушарии наступает весна, то какое время года наступает в Южном?

В эти переходные времена года, есть дни, когда в обоих полушариях продолжительность дня и ночи одинаковая. Эти дни называются, днями равноденствия: 23 сентября – день осеннего равноденствия, а 21 марта – день весеннего равноденствия.

Запишем в тетрадь: 23 сентября – день осеннего равноденствия, а 21 марта – день весеннего равноденствия.

Какой особенный день наступит уже очень скоро?

Но помимо особенных дней, есть и особенные года. Они называются високосными. Земля совершает оборот вокруг Солнца за время, которое немного больше, чем 365 суток. Астрономический год для Земли равен примерно 365 суткам и 6 часам. Таким образом, за 4 года накапливается целый лишний день в году (6 часов х 4 = 24 часа = 1 сутки). Поэтому каждый четвёртый год в нашем календаре на один день длиннее и длится 365 суток. Этот год и называется високосным. Таким образом, високосный год покрывает опоздание календаря. "Лишний" день високосного года - это 29 февраля.

Ученики отвечают на вопрос и принимают активное участие в обсуждении.

Записывают необходимую информацию в тетрадь.

4. Закрепление

От чего зависит количества света и тепла, приходящее на земную поверхность?

Какая закономерность в распределении света и тепла наблюдается при движении от экватора к полюсам?

Объясните, почему бывают времена года. Назовите их.

Назовите какие дни в году бывают особенными.

Отвечают на поставленные вопросы.

5. Итоги урока

Давайте вернёмся к цели нашего урока. По какой причине происходит смена времён года? Цель нашего урока мы выполнили.

Читайте также: