Возрастные особенности обучения детей школьного возраста конспект педагогика

Обновлено: 21.07.2024

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детстких качеств -легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детсткую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность.(7- 11 лет)

Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется принципиальным изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его образа жизни.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками.

Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.

Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка — это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи. Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время и т.д. Исследования показывают, что маленькие школьники в огромном большинстве случаев очень любят учиться. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.Они любят и уважают учителя прежде всего за то, что он учитель, за то, что он учит.

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.

Характеристика учебной деятельности включает пять основных параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в самостоятельные виды психической деятельности, имеющие свою цель, мотив и способы выполнения.

Восприятие

1. Наиболее типичной чертой восприятия учащихся 1-го и отчасти 2-го класса является его малая дифференцированность. Начиная со 2-го класса, у школьников процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. В отдельных случаях восприятие приобретает характер наблюдения.

Младшие школьники легко путают объемные предметы с плоскими формами, часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.

2.Следует иметь в виду и тот факт, что ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов.

3. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется — окраску, величину, форму и т. п.

4. Особенности восприятия сюжетной картинки таковы: младшие школьники используют картинки как средство, облегчающее запоминание. При запоминании словесного материала на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия.

5. Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, полноценно, самостоятельно работать с наглядными пособиями.

Память

1. Благодаря учебной деятельности интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

2. Развитие памяти связано с необходимостью заучивать учебный материал. Соответственно активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.

3. Возникает необходимость освоения специальных целенаправленных действий по запоминанию.

4. Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.

5. Способность к систематическому планомерному заучиванию учебного материала возрастает на протяжении всего младшего школьного возраста. При этом в начале младшего школьного возраста (7—8 лет) способность к заучиванию еще мало чем отличается от способности к заучиванию у дошкольников, и лишь в 9—11 лет (т. е. в III—V классах) школьники обнаруживают явное превосходство.

6. Взрослый должен использовать следующие приемы для развития произвольного запоминания:

  • давать ребенку способы запоминания и воспроизведения того, что нужно выучить;
  • обсуждать содержание и объем материала;
  • распределять материал на части (по смыслу, по трудности запоминания и др.);
  • учить контролировать процесс запоминания;
  • фиксировать внимание ребенка на необходимости понимания;
  • учить ребенка понимать то, что он должен запомнить;
  • задавать мотивацию.

Мышление

1. В младшем школьном возрасте основной вид мышления — наглядно-образное. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.

2. Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания. Преобладающим является практически действенный и чувственный анализ. Это означает, что учащиеся сравнительно легко решают те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии.

Развитие абстракции у учащихся проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции учащихся младших классов является то, что за существенные признаки они порой принимают внешние, яркие признаки.

3. Формирование мышления в понятиях происходит внутри учебной деятельности через следующие способы деятельности:

  1. изучают существенные признаки предметов и явлений;
  2. овладевают их существенными свойствами;
  3. овладевают законами их возникновения и развития.

4. Основным источником развития понятий и процессов мышления являются знания.

5. Мышление в понятиях нуждается в помощи представлений и на них строится. Чем точнее и шире круг представлений, тем полнее и глубже строящиеся на их основе понятия.

6. Большое значение в усвоении понятий имеют специально организованные наблюдения, в основе которых лежит восприятие предмета. Рассказ ребенка, строящийся на основе ряда вопросов, задаваемых взрослым в определенном порядке, приводит к тому, что восприятие систематизируется, становится более целенаправленным и планомерным.

Воображение

1. Учебная деятельность способствует активному развитию воображения как воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих направлениях:

увеличивается разнообразие сюжетов;

преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей;

создаются новые образы;

появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое;

появляется способность управления сюжетом.

2. Формируется произвольность воображения.

Воображение развивается в условиях осуществления специальной деятельности: сочинение рассказов, сказок, стихов, историй.

3. Воображение имеет и терапевтический эффект, когда ребенок может себе позволить быть в своей фантазии кем и каким хочет и иметь то, что хочет. С другой стороны, воображение может увести ребенка от реальности, создавая навязчивые образы.

Внимание

1. В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

2. Объем внимания младшего школьника меньше (4— 6 объектов), чем у взрослого человека (6—8), распределение внимания слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.

3.Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

4. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

5. Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Поэтому очень образный, эмоциональный язык художественного оформления учебных пособий дезориентирует ребенка в собственно учебных действиях. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15—20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения. Взрослый должен организовывать внимание ребенка следующим образом:

  • при помощи словесных указаний — напоминать о необходимости выполнять заданное действие;
  • указывать способы действия;
  • учить ребенка проговаривать, что и в какой последовательности он должен будет исполнять.

Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

Помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:

  • не понимают, чего от них хотят;
  • понимают, но не получается;
  • кое-что получается;
  • получается все лучше и лучше.

Поэтому:

1.Ежедневно интересуйтесь делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами, а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку.

2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.

3. Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

4. Активно слушайте ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психологическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прочитанном.

5. Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности ребенка, выясните, что у него получается легко, а что дается с трудом.

При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. Полная свобода движений сменяется многочасовым сидением. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активности и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподинамия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ухудшается работа сердца и сосудов, желез внутренней секреции, нарушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса скелетной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление позвоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожирение, близорукость.

В то же время умеренные физические нагрузки, использование специальных комплексов корригирующих упражнений способны приостановить прогрессирующие заболевания, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.

Правильная организация физического воспитания с учетом индивидуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоровья школьников.

Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей

Младший школьный возраст (6—11 лет). В этом возрасте отмечается значительное развитие ЦНС, но еще далекое от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением приводит к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, быстрой утомляемости. Вместе с тем дети в этом возрасте легко овладевают сложными по координации движениями, что обусловлено высокой пластичностью нервной системы. Однако при сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устойчивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможение. В связи с этим необходимо в двигательный режим включать больше разнообразных физических упражнений и игр.

Большие изменения отмечаются в сердечно-сосудистой системе — увеличивается объем сердца, снижается частота сердечных сокращений. Если в 7—8 лет частота пульса 80—92 уд/мин, то в 9—10 лет — 76—86 уд/мин, а в 11 лет — 72—80 уд/мин. Деятельность сердца малоэкономна, его функциональные возможности невелики, артериальное давление относительно низкое. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение. Передозировка физическими упражнениями может привести к нарушению сердечного ритма, резкому изменению давления крови.

Дыхательные возможности младших школьников невелики. Объем легких в 11 лет составляет примерно половину объема взрослого человека. Глубина дыхания составляет 160—250 мл, частота дыхания высока, но постепенно снижается с 23 до 19 циклов в минуту, минутный объем дыхания в покое находится в пределах от 3,5 до 4,4 л/мин. У младших школьников ограничена способность работать в долг, поэтому необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными нагрузками.

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе кровообращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (12—15 лет) характеризуется бурным ростом всего организма и повышением функциональных резервов, половым созреванием. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения, но в то же время отмечается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные реакции, свидетельствующие о недостаточной силе тормозных процессов. Двигательные функции в этом возрасте достигают высокой степени развития, что является следствием развития ЦНС, увеличением общих размеров тела, развития скелета, мышечной массы. В этом возрасте начинает проявляться акселерация, характеризующаяся увеличением тотальных размеров тела, ускорением темпов роста и развития у представителей одновозрастной популяции по сравнению со сверстниками предыдущего поколения.

Большие изменения происходят в деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс понижается до 70—76 уд/мин, увеличиваются размеры сердца, но несовершенство нейросекреторной регуляции приводит к нарушению сердечного ритма, увеличению артериального давления. Это закономерные нарушения для этого возраста и они временны. В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.

Глубина дыхания повышается с 260 до 375 мл, минутный объем дыхания — с 4,7 до 5,4 л/мин, ЖЕЛ — с 2200 мл до 3200 мл. В период полового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности и кратковременной очень интенсивной.

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а рационально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет) . Происходит завершение развития ЦНС, совершенствование деятельности мозга, развитие процессов торможения, хотя остается некоторое преобладание процессов возбуждения. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближаются к уровню взрослого человека. Необходимо иметь в виду, что ЧСС во всех возрастных группах, а особенно в юношеской, у девушек выше, чем у юношей. Часто может наблюдаться временное повышение артериального давления (юношеская гипертония). Частота дыхания сохраняется как у подростков, но увеличивается глубина дыхания (до 420 мл). Показатели ЖЕЛ приближаются к уровню взрослого человека.

Повышается способность к выполнению длительной работы, увеличивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности. У девочек, начиная с младшего школьного возраста, функциональные возможности организма и общая физическая работоспособность ниже, чем у мальчиков, причем в юношеском возрасте эти различия более выраженнее.

Систематические занятия физической культурой приводят к изменению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально развиваются.

Школьники спортивных классов заметно отличаются от сверстников не только физическим развитием, но и более высокой умственной работоспособностью. В чем же проявляется влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей? Силовые упражнения могут служить препятствием к увеличению роста. Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. Сложно координационные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражнения на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Выносливость — это дар природы, которым люди наделены с детства. Ребенок 6—8 лет способен за 90 мин преодолеть с перерывами расстояние до 6—7 км. Это объясняется высоким уровнем потребления кислорода у детей. Однако с возрастом человек снижает объем двигательной активности и способность к проявлению качества выносливости ухудшается.

Средствами компенсации дефицита двигательной активности являются физические упражнения на уроках физической культуры и во внеурочное время, домашние задания по физической культуре (прыжки со скакалкой, подтягивание, приседания на одной ноге и т. п.), тренировки по видам спорта.

Одним из показателей состояния здоровья школьников является осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека. Чрезмерное увеличение или уменьшение выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах приводит к таким нарушениям, как выпрямленная, сутуловатая, кифотическая и лордическая осанка. Кроме нарушений осанки в сагитальной плоскости нередко выявляются искривления позвоночника во фронтальной плоскости (сколиоз), обусловленные слабым развитием отдельных групп мышц. Плохая осанка не только портит фигуру, но и может вызвать смещение сердца и крупных сосудов, отсюда и ухудшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для коррекции осанки необходимо выполнять специальные корригирующие упражнения, ходьбу с предметами на голове, упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, ног, грудных и подошвенных мышц. Воспитанию правильной осанки необходимо уделять больше внимания на уроках, своевременно проводить физкультминутки, микропаузы физических упражнений.

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопившейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника являются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

Т41 Физическая культура и здоровье: Учебное пособие / А. В. Тимушкин. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 120 с.

3. Формы организации физического воспитания в школе

1. При поступлении в школу меняется весь образ жизни ребенка. В первом классе приблизительно на 50% снижается объем двигательной активно­сти и это в то время, когда ребенку особенно нужны движения. Гиподи­намия приводит к функциональным нарушениям деятельности ЦНС, ССС, желез внутренней секреции, на­рушается обмен веществ. Длительное сидение и снижение тонуса ске­летной мускулатуры приводят к нарушению осанки. Искривление по­звоночника отмечается у 10—15% школьников, часто встречаются плоскостопие, искривление ног (из-за слабости связок и суставов), ожи­рение, близорукость.

В то же время умеренные физические нагрузки, использование спе­циальных комплексов корригирующих упражнений способны снизить негативное влияние гиподинамии, а в ряде случаев и устранить отклонения в состоянии здоровья школьников.

Кроме того, правильная организация физического воспитания с учетом индиви­дуальных, возрастных, анатомо-физиологических особенностей не только способствует физическому развитию, но и является надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоро­вья школьников.

Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей

Младший школьный возраст (6—11 .пет).

Функциональная система организма

Рекомендации по физическому воспитанию

1. Высокая пластичность нервных процессов

2. Недоста­точная сила и уравновешенность нервных процессов

3. Преобладание воз­буждения над торможением

4. Быстрая истощаемость клеток коры головного мозга

1. Дети легко овладевают сложными по координации движениями

2. При сильных и монотонных двигательных раздражителях снижается устой­чивость к внешним воздействиям, развивается запредельное торможе­ние

В двигательный режим необходимо включать боль­ше разнообразных физических упражнений и игр

1. Увеличивается объем сердца,

2. Снижается частота сердечных сокращений,

3. АД относительно низкое

1. При мышечной работе система кровообращения испытывает значительное напряжение

2. При перегрузках могут возникать аритмия, перепады АД

Необходимо следить за интенсивностью физических нагрузок

1. ЖЕЛ в 11 лет составляет примерно 1/2 объема взрослого.

2. Частота дыхания высо­ка: от 23 до 19 циклов в минуту,

3. Минутный объем дыхания в покое от 3,5 до 4,4 л/мин.

Невозможность долго работать в условиях кислородного голодания

Необходимо быть осторожным с кратковременными интенсивными на­грузками

При регулярных тренировках дети 7—8 лет могут выполнить очень большие по объему нагрузки с умеренными сдвигами в системе крово­обращения и дыхания и быстрым восстановлением.

Подростковый возраст (1215 лет)

Функциональная система организма

Рекомендации по физическому воспитанию

1. Усиливается концентрация процессов возбуждения и торможения

2. Недостаточная сила тормозных процессов

1. Повышенная возбудимость

2. Эмоциональная неустойчивость,

3. Неадекватные реакции

Уделять больше внимания волевой регуляции движений

1. Пульс понижается до 70—76 уд/мин

2. Увеличиваются размеры сердца

3. Аритмия из-за несовер-шенства нейросекреторной регуляции

4. Возрастная ВСД по гипертоническому типу.

В целом повышаются адаптационные способности сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, но они хуже, чем у юношей и взрослых.

Занятия физическими упражнениями строить в зависимости от типа ВСД

1. Глубина дыхания повышается до 375 мл,

2. Минутный объем ды­хания до 5,4 л/мин

3. ЖЕЛ до 3200 мл.

В период по­лового созревания повышается способность к выполнению длительной работы большой интенсивности, а также кратковременной и очень интенсивной работы.

Давать длительные физические нагрузки большой интенсивности

Гиподинамия усугубляет трудности подросткового возраста, а ра­ционально построенные занятия физической культурой способствуют их преодолению.

Юношеский возраст (16—18 лет).

Функциональная система организма

Рекомендации по физическому воспитанию

1. Завершение развития ЦНС

2. Совершенствование деятельности мозга

3. Развитие процессов тор­можения

4. некоторое преобладание процессов возбужде­ния

Движения становятся плавнее, исчезает подростковая неуклюжесть

Целесообразно давать сложнокоордина-ционные физические упражнения

1. Показатели сердечно-сосудистой системы постепенно приближа­ются к уровню взрослого человека

2. ЧСС у девушек выше, чем у юношей

3. Возможна юношеская гипертония

Исчезают головные боли, связанные с резким изменением АД

Можно давать детям упражнения умеренной и большой мощности на длительное время

Показатели ЖЕЛ и частоты дыхания приближаются к уровню взрослого человека.

Повышается способность к выполнению длительной работы, увели­чивается выносливость к нагрузкам большой и умеренной мощности

Можно давать упражнения на развитие выносливости

Систематические занятия физической культурой приводят к изме­нению функционального состояния нервной системы — повышается работоспособность, происходят положительные сдвиги в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально раз­виваются.

Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей:1)Силовые упраж­нения могут служить препятствием к увеличению роста. 2)Упражнения на гибкость повышают эластичность мышц и связок. 3)Сложнокоординаци­онные упражнения стимулируют умственную деятельность. Упражне­ния на силу и выносливость требуют гормональный компонент, поэтому до периода полового созревания их следует выполнять ограниченно. Эффективность выполнения упражнений на выносливость зависит от природных данных ребёнка.

Работоспособность школьников не сохраняется на одном уровне в течение недели. Постепенно повышаясь, работоспособность достигает максимума к среде и четвергу. В понедельник и вторник идет врабатывание организма, а к субботе работоспособность падает из-за накопив­шейся за неделю усталости. Трудными для организма школьника явля­ются вторая четверть и, особенно, четвертая, в период которой зачастую проявляются авитаминоз, негативное влияние сниженной двигательной активности зимой, накопившаяся за учебный год усталость.

2. Обеспечение эффективных занятий по физическому воспитанию и сохранение здоровья учащихся входит в должностные обязанности ру­ководителей и учителей школы. Ведущим в процессе физического вос­питания учащихся является учитель физической культуры.

Кроме того, за физическое воспитание в школе отвечают также директор школы, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, классные руководители и учителя. Их основ­ные обязанности отражены в следующей таблице:

Ответственные за физическое воспитание

Учитель физической культуры

• несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроках физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

• ведет систематический учет физической подготовленности учащихся;

• организует внеклассную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе;

• обеспечивает подготовку учащихся к сдаче различных норм и спортивных разрядов;

• организует внутришкольные соревнования и физкультурные праздники, а также соответствующую подготовку учащихся к внешко­льным спортивным соревнованиям;

• содействует профориентации учащихся и т.д.

• обеспечение необходимых условий для проведения уроков фи­зической культуры, организации физкультурно-оздоровительных меро­приятий в режиме дня школы, внеклассной спортивно-массовой работы;

• обеспечение систематического контроля за работой по физиче­скому воспитанию учащихся;

• организация регулярных медицинских осмотров учащихся.

Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы

• несет ответственность за организацию и проведение внекласс­ной физкультурно-оздоровительной работы;

• предусматривает в планах внеклассной работы мероприятия по физическому воспитанию;

• участвует в организации и работе коллектива физкультуры школы.

Классные руководители и учителя

• добиваться соблюдения учениками режима дня, выполнения ими утренней гимнастики, участвовать в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме школьного дня;

• содействовать вовлечению учащихся в секции, клубы по видам спорта, обеспечение соблюдения гигиенических требований к прове­дению урока по своему предмету, следить за правильной осанкой уча­щихся.

Целью физического воспитания в школе является содействие все­стороннему развитию личности. В процессе физического воспитания решается три группы задач:

оздоровительные — содействие укреплению здоровья, всесто­роннему гармоничному развитию, обеспечение оптимального уровня развития физических качеств и физической работоспособности (в соот­ветствии с возрастом), содействие закаливанию организма;

образовательные — формирование жизненно важных умений и навыков в естественных движениях (бег, ходьба, прыжки, метания, ла­зания, подъем и переноска тяжестей), развитие способности управлять движениями собственного тела, формирование системы знаний, способ­ствующих повышению общеобразовательной культуры школьника;

воспитательные — содействие нравственному, трудовому, эс­тетическому, умственному воспитанию.

Формы организации физического воспитания

Во внешкольных учреждениях

• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

• ежедневные занятия физическими упражнениями в группе про­дленного дня;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

• самостоятельные занятия физическими упражнениями по типу спортивной тренировки, выполнение домашних заданий по физическо­му воспитанию;

• самодеятельные игры, прогулки, походы, спортивные развлече­ния, в том числе с участием взрослых;

* участие семей в соревнованиях по месту жительства.

• систематические учебно-тренировочные занятия, спортивные соревнования;

• массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия в летних и зимних лагерях отдыха;

• массовые игры, конкурсы, спортивные развлечения, экскурсии и походы, организуемые на спортивных и туристических базах.

По признаку обязательности все формы физического воспитания де­лятся на обязательные (классно-урочная форма) и добровольные. По признаку организации обучения — на урочные, урочного типа и неурочные. Основные признаки урочной формы:

• наличие квалифицированного педагога;

• определяемое программой содержание урока;

• обоснованная структура и четко ограниченные временные рамки;

• обязательная оценка результатов деятельности;

• систематичность проведения занятий по стабильному расписа­нию;

• относительно стабильный и однородный по возрасту и подго­товленности состав занимающихся.

3. Основной формой физического воспитания в школе является урок физической культуры. Содержание и структура урока включают:

• учебный материал (физические упражнения и связанные с ними знания);

• организационно-управленческую и контролирующую деятель­ность педагога (постановка задач, объяснение учебных заданий, показ, помощь, замечания, указания, руководство, оценка, подведение итогов);

• учебно-познавательную деятельность учеников, результат кото­рой является главным критерием оценки качества проведения уроков.

Урок физической культуры состоит из трех частей:

1. Вводно-подготовительная часть (5—12 мин).

2. Основная часть (30—35 мин).

Цель — углубленное решение образовательных, оздоровительных, воспитательных задач, обучение технике выполнения упражнений, формирование специальных знаний, развитие основных двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков. Содержание этой части урока определяется ком­плексной программой.

3. Заключительная часть (3—5 мин).

Решающее значение при проведении урока имеет обеспечение об­щей и моторной плотности урока.

Классификация уроков физической культуры. В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физической куль­туры, основанной на каком-либо одном признаке. Каждый урок облада­ет несколькими характерными признаками.

Классификация уроков физической культуры

С учетом основной направленности

По характеру учебной работы

По признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений

спортивно-тренировочные уроки;

урок освоения нового материала;

урок совершенствования и закрепления;

контрольные уроки;

урок смешанного типа.

  • Уроки гимнастики,
  • Уроки л/атлетики,
  • Уроки спортивных игр и т.д.,
  • Комплексные уроки.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебно­го дня используются как элемент рациональной организации учебного труда учащихся. Значе­ние их повышается с увеличением интенсификации учебного процесса.

Характеристика фом в режиме учебного дня

Гимнастика до учебных занятий

проводится ежедневно перед пер­вым уроком каждой смены. Она способствует организации учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учащихся, сокраща­ет время врабатывания. Комплекс включает 5—8 упражнений, которые меняются через 2—3 недели.

Физкультурные минутки

включают 3—5 физических упражнений во время урока по предметам теоретического цикла (2-3 мин) или урока труда (5—7 мин).

Первые упражнения даются преимущественно для мышц шеи, спины и плечевого пояса, далее — для мышц туловища и ног. Физкультминутка позволяет снять утомление, активизировать вни­мание учащихся. Физиологический механизм физкультминутки анало­гичен активному отдыху. Она проводится, когда появляются признаки утомления учащихся, обычно через 20—30 мин после начала урока. Особое внимание физкультминутке необходимо уделять во второй по­ловине дня и недели.

Физические упражнения на удлиненных переменах

проводятся пре­имущественно на открытых площадках (в это время в классе проводят проветривание).

Цель этого оздоровительного мероприятия — органи­зация отдыха учащихся в процессе учебного дня для повышения рабо­тоспособности и снятия утомления. Могут быть использованы подвиж­ные игры, простейшие игры-соревнования (прыжки в длину с места, метания в цель и т.п.), упражнения игрового характера с мячами, ска­калками.

Внеклассные формы занятий физическими упражнениями — это система организованных занятий физическими упражнениями, проводимых школой с учащимися во внеурочное время. Они способст­вуют более полному и качественному решению задач физического вос­питания, содействуют проведению полезного и здорового досуга, удов­летворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом физических упражнений.

Отличительные особенности — добровольное начало. Мероприятия проводятся на основе широкой активности занимающихся при контроле и руководстве их деятельностью со стороны членов педагогического коллектива и родителей. Внеклассные занятия физическими упражне­ниями организуются в двух формах — групповые занятия и массовые физкультурные мероприятия.

Групповые занятия проводятся по твердому расписанию с относи­тельно постоянным составом занимающихся (кружок физической куль­туры, секции ОФП, спортивные секции по видам спорта).

Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, чаще всего традиционные, носят эпизодический характер, в них участвует неоднородный контингент, охватывается или вся школа, или часть клас­сов, или один класс (туристические походы, соревнования, праздники физической культуры).

Главный признак — простота условий участия, доступность содержания каждому учащемуся школы.

Примеры похожих учебных работ

2 Профессионально-прикладная направленность физического воспитания в птуЗах, суЗах, вуЗах

. средств физического воспитания; физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. Систему взаимосвязанных форм физического воспитания учащихся школ, ПТУ и ССУЗов составляют: 1. Уроки (занятия) физической культуры. 2. .

Теоретические аспекты развития внешнего дыхания детей 4 -5 лет средствами физического .

. медицинскими показаниями активную мышечную деятельность (занятия физическими упражнениями, прогулки и т.п.). Двигательная активность – биологическая . на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Уровень .

Особенности физического воспитания детей среднего школьного возраста

. работы - процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста Предмет работы - методика физического воспитания . использования упражнений с . физическое развитие [13]. Национальное использование досуга, в котором элементы физической культуры .

Физическое воспитание учеников

. основной формой занятий физическими упражнениями, в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры – всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни[7, с.206]. Уроки в 5 .

Роль физического воспитания во всестороннем развитии молодежи

. питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей. Одна из важных задач физического воспитания - содействовать формированию у учащихся подтянутости, опрятности и навыков культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание вносит .

Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Особенности обучения и воспитания детей разных возрастных категорий

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В данной статье можно ознакомиться с особенностями воспитания и обучения детей разных возрастных категорий. Здесь даны рекомендации о том, какие формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся целесообразно использовать с учетом возрастных особенностей. Данный материал будет полезен учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.В данной статье можно ознакомиться с особенностями воспитания и обучения детей разных возрастных категорий. Здесь даны рекомендации о том, какие формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения обучающихся целесообразно использовать с учетом возрастных особенностей. Данный материал будет полезен учителям, воспитателям и педагогам дополнительного образования.

Особенности обучения детей разных возрастных категорий.docx

Читайте также: