Возникновение полисов конспект урока 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока по истории Древнего мира по теме " Греческие полисы и Великая колонизация".

План урока:

2) Древнегреческие полисы.

3) Великая колонизация.

В процессе изучения нового материала поставлены следующие цели:

1. подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;

2. познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации;

4. сформировать умение работать с исторической картой; работать с историческими документами.

ВложениеРазмер
grecheskie_polisy_i_velikaya_kolonizaciya.doc 55.5 КБ
grecheskie_polisy.pptx 164.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории Древнего мира

подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;

познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации;

сформировать умение работать с исторической картой; работать с историческими документами.

Начинаем мы урок,

Пусть для всех он будет в прок.

Стоп, колени не дрожите,

Руки к верху поднимите.

Вправо, влево головой,

Сели тихо мы с тобой!

Проверка знаний учащихся

Учитель: Итак, вам предлагается выполнить несколько заданий на повторение ( по теме: религия древних греков)

Проверка знаний (все высвечивается на большом экране, через проектор)

Юная богиня красоты и любви?

2. Чудовища с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?

3. Царь города Трои?

4. Каким морями омывается территория Греции?

А) Ионическим и Эгейским морями

Б) Красным и желтым морями

В) балтийским и Северным морями

5. Кто выковал щит Ахиллесу?

6. Огромный дворец с множеством комнат и запутанных коридоров?

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

III. Изучение новой темы.

2) Древнегреческие полисы.

3) Великая колонизация.

На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?

В отличии от стран Востока Греция развивала по – своему. Каждый Греческий город стал центром небольшого самостоятельного государства (с правительством, войском, территорией..)

Полис — город-государство со своим правительством, войском и территорией.

Полисы часто соперничали между собой, но они имели общие черты: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними . О том как жили в греческом полисе я предлагаю узнать из труда др. греч. Философа Аристотеля.

(посмотрите на документ по окончанию текста имеются вопросы, вы должны найти предложения в тексте, которые будут ответом на них)

Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская политая

(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)

. В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедны: находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. На зывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей.

….Вся же вообще земля в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы можно было увести в кабалу и их самих, и детей.

..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, где есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Hapoд восстал против знатных. )

Самыми крупными полисами Греции были Афины, Спарта и Милеет. (показать на карте)

работа по карте

Ребята, что такое колония?

Посмотрите внимательно, в каких направлениях разместились греческие колонии?

Откройте стр 137 учебника, прочитайте содержание последнего абзаца, правы ли вы были?

Задание в парах: внимательно рассмотрите карту еще раз, 1 вариант показывает 2 города - колонии с-в направления, 2-1 западного.

Вызвать к доске.

- Давайте проверим, что получилось у ребят – итоги работы с планом

2 человека – работа на соотнесение.

Работа с классом:

- Итак, ребята, в начале урока каждый из вас поставил себе задачу: найти ответ на проблемы, которые мы рассматривали при изучении темы…….

Цель: Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

Задачи:

Образовательные:

в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

Развивающие:

ü Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;

ü Формирование умения делать оценочные выводы;

ü Формирование умений использовать различные источники информации;

ü Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

ü Продолжать учить работать различными способами на уроке и дома для достижения поставленной цели.

ü Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;

ü Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;

ü Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Возникновение греческого полиса

- подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;

обеспечить усвоение понятий: Полис, Агора, Акрополь, Граждане, Аристократы, Демос, Гоплит, Фаланга

- Продолжить умения и навыки: работать с учебником, исторической картой; историческими документами, хронологией, в группе.

- воспитание гуманизма и патриотизма.

Атлас по истории древнего мира, проектор, экран, учебник, презентация.

1 Организационный момент

Начинаем мы урок,

Пусть для всех он будет в прок.

Стоп, колени не дрожите,

Руки к верху поднимите.

Вправо, влево головой,

Сели тихо мы с тобой!

2 Актуализация опорных знаний учащихся.

-Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции.

-Где находится Древняя Греция?

-Какие города Древней Греции вы знаете?

-Что произошло с Грецией после вторжения дорийских племен?

Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

3 Изучение новой темы.(Слайд)

На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?( Слайд)

- Когда началось возрождение Греции?

- Как использование железа повлияло на жизнь в Древней Греции?

- Что такое полис?

- Как с его появлением изменилась жизнь греков?

(На доске тема урока, словарь; полис, граждане, демос, акрополь, агора, аристократия, гоплит, фаланга, тиран.;

1 Начало возрождения Греции.

2 Города-государства .

1) Работа с учебником.

- В каком веке в Греции начали широко использовать железо?

Обозначить на ленте времени.

- Сколько веков прошло?

- Когда началось возрождение Греции в связи с использованием железа?

2) Города-государства

В отличии от стран Востока Греция развивала по – своему. Каждый Греческий город стал центром небольшого самостоятельного государства (с правительством, войском, территорией..)

Полис — город-государство со своим правительством, войском и территорией.

Полисы часто соперничали между собой, но они имели общие черты: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними .

Работа с учебником. Найти описание городов- полисов.

Работа в группах. Составление схемы городов- полисов.

Изучение новых понятий Акрополь и агора, граждане, аристократия, демос.

У каждого города- полиса было своё войско. (Слайд)

О том как жили в греческом полисе я предлагаю узнать из труда др. греч. Философа Аристотеля.

(посмотрите на документ по окончанию текста имеются вопросы, вы должны найти предложения в тексте, которые будут ответом на них)

Работа с историческим документом.

Аристотель. Афинская политая

(Аристотель, знаменитый философ и ученый Древней Греции, живший в 384-322 гг. до н. э., написал этот трактат, содержащий описание государственного строя Афин)

. В течение долгого времени происходили раздоры между знатным народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедны: находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены.

… .Вся же вообще земля в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы можно было увести в кабалу и их самих, и детей.

..Конечно, из тогдашних условии государственной жизни самым тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

4. Беседа по вопросам к документу.

Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, где есть самые богатые и знатные люди.)

Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли то есть не имел собственности и прав тоже.)

К чему могло привести такое положение простых людей? (Hapoд восстал против знатных. )

Конспект урока по истории на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

"Появление полиса" - урок № 1 темы "Греческие полисы". Тип урока - комбинированный. Цель урока - выяснить изменения в жизни греков с появлением полисов, особенности полисной жизни. В ходе урока обучающиеся анализируют текст учебника, формулируют отличительные черты полиса. Работа со схемой "Общественное устройство полиса" формирует знания о правах и обязанностях граждан.Конспект урока "Появление полиса" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.

Полис Древней Греции

Для получения урожаев крестьянам нужны были орудия труда, которые мог изготовить только профессионал ремесленник. Семья земледельца нуждалась в посуде, мебели и прочей домашней утвари, на изготовление которой у крестьянина не было времени.
Поэтому в городах появляются мн огочисленные мастерские и лавки ремесленников: кузнецов, гончаров, ювелиров, оружейников, столяров, кожевников, сапожников и ремесленников прочих профессий.
Другую часть населения города составляли мастера - ремесленники.

В центре полиса - АГОРА — место сбора народного собрания граждан полиса и торговая площадь .
На ней крестьяне и ремесленники продавали продукты своего труда.

Здесь ты можешь совершить экскурсию на АГОРУ

Административный, религиозный и финансовый центр полиса.

Акрополь
Акрополь

Обнесенный стенами акрополь служил последним убежищем для жителей во время войны. В греческом обществе возникло несколько сотен самостоятельных государств-полисов, которые нередко враждовали между собой.

Разные полисы Греции

В Древней Греции преобладали небольшие полисы-государства с 2-3 тысячами граждан-мужчин. Но были и более крупные, которые выделялись из общей массы.

Карта Греции
Греция

Располагался в Средней Греции, на полуострове Аттика.

Главным городом в полисе были Афины , располагавшиеся в 5 км от моря. Кроме Афин важную роль в полисе играл город Пирей , гавань полиса.

Славился своим храмом Аполлона и знаменитым дельфийским оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники со всей страны.

Дельф и йский ор а кул, оракул при храме Аполлона. С вопросами к оракулу обращались как отдельные граждане, так и цари. Прорицательница — Пифия в состоянии экстаза изрекала ответы, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств.

Полис, расположенный в центре Средней Греции, в области Беотия

Здесь располагались плодородные почвы, где располагались многочисленные крестьянские хозяйства. Здесь было развито сельское хозяйство.

Во главе полисов встали аристократы , выходцы из знатных и зажиточных семьей.
Аристократы отличались от остального населения образом жизни и поведения. Они занимали ведущее место в управлении государством и в военных действиях.

Простые жители, занимавшиеся земледелием, ремеслом и торговлей назывались демосом .
Они с утра до вечера должны были добывать себе пропитание.
Аристократы стремились подчинить себе простых граждан и с презрением относились к демосу.

Аристократия Демос

Население

В ооруженная сила полиса

Гоплит

Сначала основу войска составляли аристократы, сражавшиеся на колесницах.
Позже в войска стали набирать из представителей демоса, готовых упорно защищать свой дом и участок, которыми владели.

Гоплит

Граж дане приобретали вооружение за свой счет.

Вооружение из железа было дешевле бронзового и его мог купить каждый зажиточный крестьянин.
Оно состояло из копья, меча, щита, панциря, шлема и поножей.
Тяжеловооруженные воины назывались гоплитами .

Фаланга

Появление денег

Торговцы вначале заимствовали монету, которую впервые начали чеканить в Лидии, государстве в Малой Азии. Но в отличие от Востока, где широко были распространены золотые монеты, в Греции чеканили только серебряные монеты.
Самой распространенной монетой стала Драхма – весившая чуть больше 4 граммов

Драхма

Другим важным изобретением, благодаря контактам с Востоком становится создание алфавита и системы письменности. Для своего алфавита греки заимствовали финикийские буквы. Но добавили к знакам только для согласных звуков, существовавшим у финикийцев, еще и буквы для гласных звуков.
Таким образом, мир полисов создал новые условия и формы жизни и деятельности человека в древнем мире.

Два крупных полиса - Афины и Спарта

Как управлялись Афины ?

Ареопаг

Афины управлялись советом старейшин, который назывался ареопаг

Ареопаг избирался из знати, стоял на стороне аристократов.

Аристократы владели плодородными землями в долинах.
Крестьяне владели маленькими участками на каменистых склонах гор.
Им нередко приходилось брать у знатных люде деньги в долг. На их участках ставили долговые камни. Если долг во время не возвращался земля должника переходила в собственность аристократа.
Крестьяне попадали в зависимость от знати. Иногда они вынуждены были продавать в рабство членов своей семьи.
Часто рабов ­ должников продавали в чужие страны.
Это привело к беспорядкам , и в Афинах готова была разгореться кровавая война между гражданами. Государство от гибели спас мудрый Солон .

Солон во главе Афин

Солон происходил из знатного, уважаемого в Афинах рода. В молодости он занимался морской торговлей и много путешествовал. Но, посещая другие страны, Солон не только успешно торговал, но и учился у знающих и людей мудрости. Среди сограждан он выделялся умом и рассудительностью и справедливостью.

Солон был избран архонтом и в 594 г. до н.э.

Солон установил справедливые законы и восстановил порядок в государстве.

Реформы, которые провел Солон

1. Отменил все долги за землю
2. Запретил долговое рабство
3. Проданных на чужбину в рабство афинян вернул на родину
4. Все граждане провозглашались навеки свободными
5. Поощрял оливководство и виноградарство и экспорт их продукции
6. Ввел запрет на вывоз хлеба за границу
7. Поощрял развитие ремесла и торговли
8. Ввел новую более удобную систему мер, весов, денежных единиц
9. Ввел меры против бессмысленной траты на роскошь

Народное собрание афинских граждан получило право принимать законы и выбирать высших должностных лиц.
Каждый гражданин, достигший двадцатилетнего возраста, имел право выступать в народном собрании и отстаивать свое мнение. Но на руководящие посты избирали только богатых аристократов и зажиточных крестьян и торговцев.

Солон учредил народный суд – гелиэю .
В гелиэю избирали любого афинянина, достигшего тридцатилетне­го возраста.
Теперь даже беднейший гражданин был защищен судом и законом от произвола богачей.

Солон, дав гражданам возможность самим управлять своим государством, создал первую в мире демократию.

Собрание ареопад

Словарик .
Демократия, по-гречески означает "власть народа"

Полис Спарта

Социальная структура общества

илоты – местные жители, покоренные спартиатами

Спартиаты не имели права покидать территорию полиса и должны были все время посвящать занятиям военным делом

Спартанское общество

Спартиаты

Ликург на территории полиса запретил частную собственность, золотые и серебряные деньги, накопление богатств. Это исключало любую возможность обогащения и возникновения имущественного неравенства среди спартиатов.

Повседневная жизнь также регламентировалась законами Ликурга.
Ликург предписал, чтобы спартиаты жили в домах, срубленных топором.
Пища была скудной и однообразной: похлебка, приправленная уксусом, овощи, рыба. Иногда готовили блюда из мяса убитых на охоте животных.

Спартанское общество

Спартиатам строго предписывалось, что все должны были быть одеты одинаково: в рубашку без рукавов - хитон и прямоугольный плащ. Определ ялась даже форма бороды и усов. С утра до вечера они занимались спортом, военными упражнениями, охотились.

Cельские поселения спартанского пол иса не имели крепостных сооружений. Спартиаты справедливо считали, что лучшей защитой полиса были ее граждане. Они славились как лучшие воины древней Греции, так как вся их жизнь была посвящена совершенствованию боевого мастерства.
Образцом спартиата был физически сильный, выносливый, отважный воин, стойко переносящий все невзгоды и опасности военного похода.

Спартанские воины одевались в красное — чтобы было страшнее врагам и чтобы не видно было ран. Другие греки шли на бой под дикий рев труб, спартанцы — под мерные звуки флейты: их боевой пыл приходилось не разжигать, а умерять.

Для боя они строились плечом к плечу в несколько рядов, выставив вперед копья, олицетворяя единство гражданской общины. Такое построение называлось фаланг ой

Читайте также: