Вот север тучи нагоняя конспект урока 3 класс
Обновлено: 05.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
653014, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 21,
Жуйкова Марина Леонидовна
Учитель начальных классов
Задачи урока: создать условия:
-для получения первоначальных сведений о жизни и творчестве поэта.
- для развития навык ов правильного, осознанного плавного, выразительного чтения, передавая мысли, чувства автора и свои эмоции; для разви тия словарн ого запас а , внимани я к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;
- для развития умений: анализировать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста; воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой;
- для ознакомления с творчеством детских поэтов – земляков; создать условия для формирования представлений о поэзии Кузбасса, ее тематике, развития умений сопоставлять поэтические произведения.
Планируемые результаты: научатся находить в текстах примеры использования олицетворения, контраста, сравнения; анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; читать произведения выразительно; выражать свое отношение к прочитанному; подтверждать свой ответ строчками из текста; анализировать и выделять общее в произведениях разных авторов; анализировать наблюдения поэта , осознанно и выразительно читать.
Оборудование к уроку:
Проектирование плана и хода урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Цель: Создать условия для возникновения у ученика
внутренней потребности включения в учебный
процесс, проверка готовности учащихся;
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
2 . Определение темы, постановка целей и задач урока.
Объяснение критериев оценки деятельности учащихся.
Цель: зафиксировать причину затруднения ответа на вопрос учителя;
подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
«Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
- Какому поэту принадлежат эти строки?
-Имя Пушкина знакомо нам с детства. О каком времени года идет речь, в прочитанном мною отрывке из стихотворения А.С.Пушкина?
- Вам нравится зима? Чем?
-Какие приемы используют поэты при написании стихотворения, чтобы создать яркие, наполненные жизнью образы?
-Определите тему урока. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Давайте, определим задачи урока .
- Мы будем читать стихотворение А. Пушкина и попытаемся посмотреть на зиму его глазами, почувствовать его сердцем. Познакомимся со стихотворениями поэтов Кемеровской области о зиме. Увидим те художественны е прием ы (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэт ы дела ю т свои наблюдения и открытия достоянием читателей и созда ю т яркие, наполненные жизнью образы;
Свою работу на уроке вы оцениваете по листам самоконтроля. (Приложение 1)
Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время опроса. Выдвигают предположения о теме урока.
-Эти строки принадлежат А.С.Пушкину.
В отрывке идет речь о зиме.
-Восхищает красота природы, нравится наблюдать за природой.
(затруднения в ответе учащихся)
Мы должны исследовать, какими средствами
А. Пушкин создает в своем стихотворении зимние образы.
-познакомиться со стихотворениями о зиме;
-учиться выразительно читать, передавая чувства и мысли автора;
- учиться анализировать, делать выводы;
-воспитывать культуру общения друг с другом.
-умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: выделять существенную информацию из текста стихотворения. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя; проговаривать последователь-ность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану
Цель: ознакомление с биографией А.С.Пушкина
«Смотрю на пушкинский портрет,
Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…
О чем задумался поэзии кумир:
Давайте попробуем перенестись в мир поэта.
- Совершим путешествие в то время, когда жил А.С. Пушкин. (презентация, приложение 2)
Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
- Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.
- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.
На дворе дрова топорами рубят.
На дворе дрова, у дров детвора.
- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).
- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?
- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.
- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…
(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…
Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.
Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
- Какая картина вам больше всего понравилась?
- А в жизни, какое время года больше нравится?
- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?
- Какие картины представлялись во время чтения?
- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”
- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?
- Разве мороз может блестеть?
- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.
Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.
- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.
- А какой снег: первый или нет?
- Как у Пушкина сказано про первый снег?
- А когда он блестит?
- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?
- Что сравнивается с пеленой?
- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.
- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?
- Почему так думаете?
- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?
- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?
- Подберите синонимы к слову волшебница.
- Какие чудеса творит волшебница-зима?
- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.
- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?
- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?
- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)
- На что похоже это стихотворение? (Сказку)
- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?
- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.
Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦
Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦
Идёт волшебница зима. ¦¦
- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?
Разбор II части в группах.
Пришла, рассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.
(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).
- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!
- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.
- Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.
- Посмотрите на доску, обратите внимание на фотоработы. Какие из них могут служить иллюстрациями к стихотворению? Подберите строчки из стихотворения, которые подойдут к фотографиям.
- Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом. См.рис.1)
Проводиться проверка работ, созданных учениками, лучшие работы вывешиваются на доску, подписываются строками из стихотворения.
Конспект урока по литературному чтению 3 класс (развивающее обучение по системе Занкова) с презентацией.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
( развивающее обучение по системе Л.В.Занкова )
совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения отрывка из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина
Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника; развивать память, творческие способности, через интеграцию с другими предметами: изо, музыка ; деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности передачи художественных образов, созданных с помощью слова.
Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Организационный момент.
-Какое настроение возникает при прослушивании такой музыки? Она невероятно красива!
Введение в тему урока
Целеполагание
Правильно, мы будем говорить ,читать и слушать поэтические строки о красоте зимнего пейзажа.
А что нам для этого нужно делать? Быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.
Художественное чтение
Изучение нового.
Сегодня мы в гостях у А.С.Пушкина. Почему на слайде вы видите 3 портрета А.С.Пушкина?
Да, это А.С.Пушкин в детстве, следующий портрет- в Лицее, последний –взрослый. По моей просьбе ученица нашего класса –юная художница нарисовала свой портрет поэта. Расскажи нам о нем. Ребята, вам понравился портрет?
Первичное чтение стихотворения учителем.
Какие строки вам представились особенно ярко, почему?
Физическая минутка.
Работа с учебником.
Откройте учебник на странице 126. Прочитайте самостоятельно стихотворение. На сколько частей вы можете его разделить?
1.О севере и приходе зимы
Прочитаем каждую часть. Какой художественный прием использован в 1 части? Олицетворение.
Чтение детей. 2-3 учеников читают выразительно. Вам понравилось их чтение?
Рефлексия
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Описание разработки
Цель. Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок.
Начинаем наш урок.
- Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.
2. Беседа. Знакомство с биографией А. С. Пушкина.
- Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А. С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта. )
- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?
- Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве.
- Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )
- Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )
- О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)
- Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. )
- Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь. )
3. Изучение нового.
- Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин…
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно - красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где - то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.
- Какие изменения произошли в природе?
- Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. С её приходом всё преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом. Повсюду растелились серебристые ковры.
4. Физминутка. Не боимся мы пороши.
Ловим снег хлопком в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Носом - вдох, а выдох - ртом,
А потом марш на месте,
Как погода, - хороша?
5. Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно.
- Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.
(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам)
клок – пучок, кусок
брега – берега (старая форма слова)
недвижная река – неподвижная река
6. Повторное чтение стихотворения. Его анализ.
- В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.
- А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)
- Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )
- Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой) сл. 2 - 5
- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )
7. Работа над выразительностью чтения.
- Прочтите первую часть стихотворения.
- О чём говорится в этой части?
- Какие слова во второй части следует при произношении голосом выделить?
Выразительное чтение стихотворения детьми.
- Каким словом называет поэт чудеса зимы? (Проказы)
- Все рады проказам матушки зимы. Кто - то любит её за морозы: он румянит щеки, пощипывает нос, кто - то за первый снег, кто - то за необыкновенно красивый наряд, а кто - то за метели и вьюги. А вы за что любите зиму?
Слайд – шоу Гончаровой Ксении
- В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
- Люди пытаются изобразить зимнюю природу поразному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.
Содержимое разработки
3. Изучение нового.
-Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин…
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.
-Какие изменения произошли в природе?
-Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. С её приходом всё преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом. Повсюду растелились серебристые ковры.
4. Физминутка. Не боимся мы пороши.
Ловим снег хлопком в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Носом - вдох, а выдох - ртом,
Дышим глубже.
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода, - хороша?
5.Словарная работа.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
-Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.
(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам)
клок – пучок, кусок
брега – берега (старая форма слова)
пелена – покров
недвижная река – неподвижная река
8. Подведение итогов. Домашнее задание.
-Люди пытаются изобразить зимнюю природу поразному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.
-75%
Читайте также: