Вот север тучи нагоняя конспект урока 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

653014, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 21,

Жуйкова Марина Леонидовна

Учитель начальных классов

Задачи урока: создать условия:

-для получения первоначальных сведений о жизни и творчестве поэта.

- для развития навык ов правильного, осознанного плавного, выразительного чтения, передавая мысли, чувства автора и свои эмоции; для разви тия словарн ого запас а , внимани я к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;

- для развития умений: анализировать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста; воспитывать культуру чтения, речи, общения друг с другом, с книгой;

- для ознакомления с творчеством детских поэтов – земляков; создать условия для формирования представлений о поэзии Кузбасса, ее тематике, развития умений сопоставлять поэтические произведения.

Планируемые результаты: научатся находить в тек­стах примеры использования олицетворения, контраста, сравнения; анали­зировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; читать произведения выразительно; выражать свое отношение к прочитанному; подтверждать свой ответ строчка­ми из текста; анализировать и выделять общее в произведениях разных авторов; анализировать наблюдения поэта , осознанно и выразительно читать.

Оборудование к уроку:

Проектирование плана и хода урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Цель: Создать условия для возникновения у ученика

внутренней потребности включения в учебный

процесс, проверка готовности учащихся;

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

2 . Определение темы, постановка целей и задач урока.

Объяснение критериев оценки деятельности учащихся.

Цель: зафиксировать причину затруднения ответа на вопрос учителя;

подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

«Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

- Какому поэту принадлежат эти строки?

-Имя Пушкина знакомо нам с детства. О каком времени года идет речь, в прочитанном мною отрывке из стихотворения А.С.Пушкина?

- Вам нравится зима? Чем?

-Какие приемы используют поэты при написании стихотворения, чтобы создать яркие, наполненные жизнью образы?

-Определите тему урока. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Давайте, определим задачи урока .

- Мы будем читать стихотворение А. Пушкина и попытаемся посмотреть на зиму его глазами, почувствовать его сердцем. Познакомимся со стихотворениями поэтов Кемеровской области о зиме. Увидим те художественны е прием ы (сравнение, олицетворение, контраст), с помощью которых поэт ы дела ю т свои наблюдения и открытия достоянием читателей и со­зда ю т яркие, наполненные жизнью образы;

Свою работу на уроке вы оцениваете по листам самоконтроля. (Приложение 1)

Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время опроса. Выдвигают предположения о теме урока.

-Эти строки принадлежат А.С.Пушкину.

В отрывке идет речь о зиме.

-Восхищает красота природы, нравится наблюдать за природой.

(затруднения в ответе учащихся)

Мы должны исследовать, какими средствами

А. Пушкин со­здает в своем стихотворении зимние образы.

-познакомиться со стихотворениями о зиме;

-учиться выразительно читать, передавая чувства и мысли автора;

- учиться анализировать, делать выводы;

-воспитывать культуру общения друг с другом.

-умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: выделять существенную информацию из текста стихотворения. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель и задачи урока с помощью учителя; проговаривать последователь-ность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану

Цель: ознакомление с биографией А.С.Пушкина

«Смотрю на пушкинский портрет,

Мой взгляд скользит сквозь толщу лет…

О чем задумался поэзии кумир:

Давайте попробуем перенестись в мир поэта.

- Совершим путешествие в то время, когда жил А.С. Пушкин. (презентация, приложение 2)

Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

- Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.

На дворе дрова топорами рубят.
На дворе дрова, у дров детвора.

- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?

- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.

- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

- Какая картина вам больше всего понравилась?

- А в жизни, какое время года больше нравится?

- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?

- Какие картины представлялись во время чтения?

- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”

- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?

- Разве мороз может блестеть?

- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.

Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.

- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.

- А какой снег: первый или нет?

- Как у Пушкина сказано про первый снег?

- А когда он блестит?

- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?

- Что сравнивается с пеленой?

- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?

- Почему так думаете?

- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?

- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?

- Подберите синонимы к слову волшебница.

- Какие чудеса творит волшебница-зима?


- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?

- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?

- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)

- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)

- На что похоже это стихотворение? (Сказку)

- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

Идёт волшебница зима. ¦¦

- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

Разбор II части в группах.

Пришла, рассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.

(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).

- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.

- Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.

- Посмотрите на доску, обратите внимание на фотоработы. Какие из них могут служить иллюстрациями к стихотворению? Подберите строчки из стихотворения, которые подойдут к фотографиям.

- Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом. См.рис.1)

Проводиться проверка работ, созданных учениками, лучшие работы вывешиваются на доску, подписываются строками из стихотворения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 3 класс (развивающее обучение по системе Занкова) с презентацией.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

( развивающее обучение по системе Л.В.Занкова )

совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения отрывка из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина

Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника; развивать память, творческие способности, через интеграцию с другими предметами: изо, музыка ; деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности передачи художественных образов, созданных с помощью слова.

Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Организационный момент.

-Какое настроение возникает при прослушивании такой музыки? Она невероятно красива!


Введение в тему урока

Целеполагание

Правильно, мы будем говорить ,читать и слушать поэтические строки о красоте зимнего пейзажа.

А что нам для этого нужно делать? Быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.


Художественное чтение



Изучение нового.

Сегодня мы в гостях у А.С.Пушкина. Почему на слайде вы видите 3 портрета А.С.Пушкина?

Да, это А.С.Пушкин в детстве, следующий портрет- в Лицее, последний –взрослый. По моей просьбе ученица нашего класса –юная художница нарисовала свой портрет поэта. Расскажи нам о нем. Ребята, вам понравился портрет?


Первичное чтение стихотворения учителем.

Какие строки вам представились особенно ярко, почему?


Физическая минутка.


Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 126. Прочитайте самостоятельно стихотворение. На сколько частей вы можете его разделить?

1.О севере и приходе зимы

Прочитаем каждую часть. Какой художественный прием использован в 1 части? Олицетворение.


Чтение детей. 2-3 учеников читают выразительно. Вам понравилось их чтение?


Рефлексия


Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Описание разработки

Цель. Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок.

- Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.

2. Беседа. Знакомство с биографией А. С. Пушкина.

- Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А. С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта. )

- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?

- Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве.

- Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )

- Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

- Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )

- О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)

- Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. )

- Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь. )

3. Изучение нового.

- Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин…

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно - красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где - то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.

- Какие изменения произошли в природе?

- Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. С её приходом всё преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом. Повсюду растелились серебристые ковры.

4. Физминутка. Не боимся мы пороши.

Ловим снег хлопком в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит вам и нам!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи себе дорогу.

Носом - вдох, а выдох - ртом,

А потом марш на месте,

Как погода, - хороша?

5. Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.

(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам)

клок – пучок, кусок

брега – берега (старая форма слова)

недвижная река – неподвижная река

6. Повторное чтение стихотворения. Его анализ.

- В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.

- А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)

- Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )

- Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой) сл. 2 - 5

- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )

7. Работа над выразительностью чтения.

- Прочтите первую часть стихотворения.

- О чём говорится в этой части?

- Какие слова во второй части следует при произношении голосом выделить?

Выразительное чтение стихотворения детьми.

- Каким словом называет поэт чудеса зимы? (Проказы)

- Все рады проказам матушки зимы. Кто - то любит её за морозы: он румянит щеки, пощипывает нос, кто - то за первый снег, кто - то за необыкновенно красивый наряд, а кто - то за метели и вьюги. А вы за что любите зиму?

Слайд – шоу Гончаровой Ксении

- В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

8. Подведение итогов. Домашнее задание.

- Люди пытаются изобразить зимнюю природу поразному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.

Содержимое разработки

3. Изучение нового.
-Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин…
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.
-Какие изменения произошли в природе?
-Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. С её приходом всё преобразилось до неузнаваемости. Зелёный лес укрылся белой шубой, река спряталась подо льдом. Повсюду растелились серебристые ковры.

4. Физминутка. Не боимся мы пороши.
Ловим снег хлопком в ладоши.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит вам и нам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Носом - вдох, а выдох - ртом,
Дышим глубже.
А потом марш на месте,
Не спеша.
Как погода, - хороша?
5.Словарная работа.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно.
-Найдите в тексте непонятные слова и выражения, попытайтесь объяснить их смысл.
(Дети читают слова, вместе с учителем пытаются дать толкование словам)
клок – пучок, кусок
брега – берега (старая форма слова)
пелена – покров
недвижная река – неподвижная река

8. Подведение итогов. Домашнее задание.
-Люди пытаются изобразить зимнюю природу поразному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок. Представьте себя художниками. Нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. Выучите стихотворение наизусть.


-75%

Читайте также: