Восток в первой половине 20 века конспект 10 класс

Обновлено: 13.06.2024

Колониальные порядки и развитие демократического самоуправления в Индии. Индийский национальный конгресс. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их роль в ликвидации колониального режима.

Глава III. Вторая мировая война. (3 часа)

Тема 13—14. Вторая мировая война. 1939—1945 гг.

Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. Великая Отечественная война - составная часть Второй мировой войны. Восточный фронт - главный фронт в победе над фашизмом. Провал молниеносной войны на советско-­германском фронте. Начало контрнаступления под Москвой в декабре 1941 г. Первое поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Сталинградская Битва. Курская битва. Переход летом 1943 г. стратегической инициативы в войне к Красной Армии.

Начало войны на Тихом океане. Нападение Японии на США. Пёрл- Харбор 1 декабря 1941 г. Захват Японией Юго-Восточной Азии и островов Тихого океана. Бой у о. Мидуэй в июне 1942. Перелом в войне на Тихом океане в 1943 г. Военный действия в Северной Африке. Битва при Эль-Аламейне в октябре-ноябре 1942 г. Освобождение от германо-итальянских войск Северной Африки летом 1943. Высадка англо-американских войск в Сицилии. Свержение режима Муссолини в сентябре 1943 г.

Провал контрнаступления немецко-фашистских войск в Арденнах в январе 1945 г. Висло-Одерская операция Красной Армии в январе-феврале 1945 г. Освобождение Польши. Крымская (Ялтинская) конференция трех держав 4 - 11 февраля 1945 г. Берлинская операция Красной Армии в апреле мае 1945 г. и взятие Берлина. Безоговорочная капитуляция Германии 8 мая 1945. Решающая роль СССР в освобождении Европы. Берлинская (Потсдамская) конференция трех держав 17 июля - 2 августа 1945 г.

Наступление союзников против Японии. Разгром японского флота у о. Лейте в октябре 1944 г. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г. Вступление СССР в войну против Японии 8 августа 1945 г. и разгром Квантунской армии. Капитуляция Японии 2 сентября 1945 г. Окончание Второй мировой войны.

Жертвы. Потери. Цена Победы для человечества. Решающей вклад СССР в победу.

Тема 15. Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование.

Главный итог Второй мировой войны - разгром нацисткой Германии, фашисткой Италии и империалистической Японии. Победила Антигитлеровская коалиция государств, объединившаяся на демократической основе. Решающая роль СССР в Победе над фашизмом. Последствия Второй мировой войны. Введение в практику понятия преступления против человечности. Мирное урегулирование. Оккупация, демилитаризация, денацификация, демократизация и декартелизация Германии. Распад Антигитлеровской коалиции. Сан-Францистская конференция и проблема мирного договора с Японией. Образование ООН. Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками. Токийский процесс над главными японскими военными преступниками.

Глава IV. Соревнование социальных систем.(5 часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На прошлых уроках мы с вами знакомились с тоталитарными режимами 1930е г. Италия, Германия, Испания. Давайте вспомним признаки тоталитарного режима.
2.1.Перейдем к опросу.
Вопросы для устного фронтального опроса:
Вопросы: Германия
1.Какую цель правительство ставило в экономике, на что направлена, какие органы создавались. Закон об организации национального туда.

общественного единомыслия и мобилизации ресурсов для подготовки страны к войне.

Закон об организации труда (январь 1934) вводил принцип фюрерства на предприятиях, ликвидировал систему коллективных договоров и упразднял выборные фабрично-заводские советы, существовавшие по конституции.
2.Внешняя политика Германии
Вопросы: Италия

1. Создание корпоративной системы, что было сделано, какую функцию выполняла

2. Присутствуют ли общие черты в фашизме Италии и Германии

-не был принят испанским народом;

-движение не смогло обрести массовой социальной базы;

-режим был навязан военной силой при помощи фашистких государств;

-сохранить режим мог Франко прежде всего при помощи террора, неприкрытого насилия над обществом;

-жестокий контроль над прессой;

-чтобы стереть классовые различия

-понятие рабочий и предприниматель заменили словом производитель.

2.Левый лагерь- представлен разнородными партияи.

Партии: исрп, кпи, социалистическая партия Католонии, нкт

правый лагерь-коалиция правых и консерваторов –сэда.

фашисткие организации-объединившиеся в испанскую фалангу.

3.-консерваторвативные силы, монархисты, фалангисты и военщину организация заговора против республики.

-центр заговора традиционно консервативные области Испании и Марокко.

-республиканскому правительству пришлось создавать свою регулярную армию.

-в состав входили добровольцы из разных стран, интернациональные бригады, что позволило отстоять Мадрид.

-в первый год удалось сохранить блок партий Народного фронта, привлечь к сотрудничеству синдикалистов.

3. Работа над темой урока
3.1.Учитель: Парижская мирная конференция не удовлетворила ожидания колониальных народов и зависимых стран. В планы колониальных держав не входило предоставление независимости своим колониям. А для крушения колониальной системы не создавалось международных условий.
Вспомним что означает понятие Модернизация словарь с.340

Модернизация- это
1.процесс социальных изменений и реформ в обществе;
2. процесс изменения менее развитого общества, в ходе которого оно приобретает характеристики, свойственные более развитому обществу;

3. сознательная установка на проведение преобразований в обществе с учетом опыта других стран

Учитель: Страны Востока ставили для себя одну общую основную задачу:

Как вы думаете, какую? (В тетрадь)

- вырваться из зависимости;

-встать на путь ускоренного социального и политического развития
Данные проблемы смогла преодолеть только Турция, при помощи революции.

Революции в Турции

1906 – 1908гг. – младотурецкая революция.

1918 – 1923 гг. – Кемалистская революция: Революция названа именем лидера Мустафы Кемаля.
Вывод:Турция стала светским государством, избавилась от халифата и шариата. И вступила на путь капиталистического развития.
Что касается революции в Китае, то она не была на столько успешна и решила только одну задачу –свержение маньчжурской династии.

Ирак в 1932г. и Египет в 1936г. обрели независимость, однако присутствие английских войск сохранялось.
3.2. Работа с текстом учебника с.101-103

Записывают в тетрадь Причины отставания:

сопротивление традиционных обществ внешним влияниям;

сложность поиска синтеза (соединения) местной традиции и опыта Европы;

политика колониальных держав: подавление и угнетение.

3.3. Практическая часть: Работа с текстом учебника пар.12.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Латинская Америка в первой половине 20 века

Цели: дать общую характеристику развитию стран Латинской Америки и рассмотреть основные факторы влияющие на развитие этих государств; выяснить путь развития, на который вступила Мексика;

- развивать умение работать с учебником, находить ответы на вопросы.

- воспитывать уважение к народам Латинской Америки.

Планируемые результаты

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в таблицу, схему.

ТИП УРОКА : - комбинированный

Оборудование : учебник, карта, презентация

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний обучающихся . (Тест)

Вопросы по домашнему заданию:

- Какое официальное название было у Индии? (Британская Индия)

- Какое территориальное устройство страны закреплялось в Конституции? (Федерация)

- Из каких территориальных единиц состояла Индия? (Из княжеств и губернаторских провинций)

- Какая провинция не входила в состав Индии по новой Конституции? (Бирма)

- Как и кем осуществлялось управление в Индии? (Правительством Великобритании; генерал-губернатор)

- В чем уникальность исторической личности Мохандаса Карамчанда Ганди?

-Каковы его заслуги перед Индией?

Дополнительные вопросы.

1.Причины национально-освободительного движения в Индии в 1919-1922 гг.?

2. Как идеи Ганди повлияли на национально-освободительное движение в Индии?

3. Какую цель преследовал "соляной поход"?

4. Выразите свое отношение к идеям М. Ганди.

Работа над новым материалом

Постановка целей и задач урока.

К началу XX в. в Латинской Америке насчитывалось 20 независимых государств с населением около 60 млн человек. Из них 18 государств с испанским, Бразилия — с португальским, Гаити — с французским языками. В трёх самых крупных государствах — Бразилии, Мексике и Аргентине — проживало 60 % населения. В конце XX в. численность населения Латинской Америки составляла 448 млн человек (1990), из них 70 % — жители городов. Бразилия стала в 2000 г. пятой по численности населения страной мира (170 млн человек).

1.Общая характеристика латиноамериканских стран

2. Мексика и Куба в первой половине ХХ в.

1. Общая характеристика

Территория -21 069 501

Население -589 018 078

В начале ХХ века в 20 латиноамериканских республиках проживало 5% населения Земли - около 95 млн. чел. Самыми крупными из них были Бразилия, Мексика и Аргентина. Последняя вышла на первое место и по уровню экономического развития.

Для Латинской Америки первой половины ХХ века характерно:

· вождизм и Каудильизм

· Господство в хозяйстве латифундий

· Военное присутствие США

Каудильизм (от испанского каудильо - вождь, политический лидер, глава государства, предводитель военных отрядов) - это социальный феномен Латинской Америки 19-20 вв.

Возникновение каудильизма связано с завоеванием латиноамериканскими странами политической независимости в первой четверти 19 века и борьбой за власть различных социальных группировок. В результате этого процесса в странах Латинской Америки сформировались политические течения (преимущественно либеральные и консервативные, на базе которых сложились политические партии), носившие тогда в большинстве стран каудильистский характер.

Латифундии (лат. Latifundia) — в Латинской Америке название обширного поместья, обрабатываемого трудом рабов, а в последствии после отмены рабства, дешевых работников

В сер.20 в. Лат. Америка значительно отставала экономическом развитии. Они были аграрным, земля находилась в собственности помещиков.

Страны вывозили ресурсы: Куба-сахар, Чили-медь, Бразилия-кофе.

Господствующее положение занимали иностранные компании.

Власть принадлежала олигархам, ставленникам США.

Олигархи контролировали государственные органы.

В ряде стран при поддержке США установились военные хунты (группировка военных, захватившая государственную власть посредством насильственных действий вследствие переворота.)

Избавиться от политической и экономической зависимости можно было или путем реформ, или посредством революции.

Выбор между реформами и революциями происходил в каждой стране отдельно.

2. Мексика и Куба в первой половине ХХ в.

Работа с учебником стр.112-113

Задание: заполнить Таблицу

Важные события

1910 – 1917 гг. – революция в Мексике, однако потом существовали авторитарные режимы.

1934 – 1940 гг. – президенство Л. Карденаса в Мексике. Политика национал-реформизма или экономического национализма.

Реформы: аграрная, социальные преобразования, создание государственного сектора в нефтедобыче.

1933 – 1934 гг. – Кубинская революция. К власти пришло правительство Антонио Гитераса.

Реформы: восстановление демократических свобод, ограничение привилегий иностранных монополий, установление государственного контроля над рядом предприятий. Однако правительство не поддержали коммунисты.

1935 – 1959 гг. – установление диктатуры командующего армией Р.Ф.Батисты

1959г. – новая революция привела к власти Ф. Кастро.

Выступления учащихся по итогам выполненной работы. Беседа по вопросам.

Итоги урока

Как вы можете оценить уровень развития стран Латинской Америки?

Домашнее задание: стр.110-114

А1. Модернизация Китая осуществлялась путем:

1) реформ 2) революции 3) экспансии 4) компромиссов

А2. В Индии, в отличие от Турции, главной задачей модернизации была ликвидация:

1) шариата 2) маньчжурской династии 3) колониализма 4) традиционализма

A3. Какое слово пропущено в отрывке из документа?

Для того чтобы выполнить. задачи, стоящие перед китайской нацией, и успешно вести длительную освободительную антияпонскую войну, необходимо длительное сотрудничество между и КПК. Это сотрудничество составляет основу единого антияпонского национального фронта и гарантию успеха в антияпонской войне и государственном строительстве.

1) ИНК 2) тайпинами 3) Ихэтуанями 4) Гоминьдан

А4. Особенность модернизации Японии в начале XX в.:

1) сохранение колониального гнета

2) осуществление экспансии и милитаризации

3) проведение модернизации по образцу СССР

4) возникновение развитого гражданского общества

В1. Установите соответствие между лидером национально-освободительного движения

и страной. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

4. Традиции и модернизация

Чем можно объяснить
отсталость и застойность Востока?
Сопротивление традиционных обществ
внешним влияниям
Политика колониальных держав

5. Традиции и модернизация

6. Традиции и модернизация

В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила
только одну важную задачу – свержение
манчьжурской династии, но не решила проблему
объединения Китая.

7. Традиции и модернизация

• В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия
шли разными путями развития, решали
разные задачи, но у них была одна
общая задача –
– вырваться из зависимости,
– отсталости
– стать на ускоренный путь развития.

8. Традиции и модернизация

Модернизация – это процесс
распространения тех типов
социальной, экономической и
политической системы, которые
развивались в Западной Европе и
Северной Америке с XVII по XX век, а
затем распространились на другие
европейские страны.

9. Традиции и модернизация

10. Япония

Среди стран Востока
проблемы
модернизации были
решены к началу XX
века только Японией.
Этот процесс начался с
реставрации Мейдзи,
усиления власти
феодальных клики
осуществления реформ
по европейскому типу

11. Япония

Реформы помогли:
1) Избежать революции и
порабощения
2) Покончили с изоляционизмом
3) Вывели страну на путь
капиталистического развития
Японский дух + европейское знание
= развитие

12. Япония

Япония повторила
европейский путь
модернизации,
связанный с
внешней экспансией
и милитаризацией.
Сначала Япония
начала борьбу за
колонии на материке
и развязала 5 войн
за 40 лет
Русско – Японская война

13. Япония

Синтоистский храм
Внешняя экспансия,
милитаризация
подталкивали
Японию к
тоталитаризму. Он
приобрёл
своеобразную форму
традиционного
императорского
режима и военно –
регулируемого
капитализма.

14. Япония

• Своеобразие
японской
модернизации
состояло в том,
что они приняли
европейский
пример развития с
сочетанием
традиций.

15. Китай

Всю первую половину XX столетия
Китай вёл войны на своей
территории. Путь от традиционного
Китая до современного
реформируемого Китая занял целое
столетие. Здесь более жёстко и
открыто проявила себя
альтернатива: реформа и революция

16. Китай

Историческая
ступень развития
Китая связана с
целым рядом
исторических
личностей: Кан
Ювэй, Сунь Ятсен,
Цы Си, Юань
Шикай, Чан Кайши
и др.

17. Китай

18. Китай

19. Китай

• Попытки императрицы
Цы СИ провести
реформы в 1906- 1908 гг.
вновь были прерваны
смертью императрийцы
и последовавшим
захватом власти
дворцовой кликой,
поместивших на
престол императора
Пу И.
Императрица Цы Си

20. Китай

Юань Шикай
Буржуазная революция
длилась 1 год. Делегаты
революции провозгласили
образование Китайской
республики и избрали
президентом Сунь Ятсена.
В Пекина вся власть
перешла генералу Юань
Шикаю, который добился
отречения от престола
Цинской династии, но
установил свою личную
диктатуру.

21. Китай

Весной 1925 г. в Китае
началась революция.
Генерал Чан Кайши
руководил
правительством. В 1926 –
1928 гг. совершил поход по
северным провинциям,
завершив объединение, он
начал капиталистическую
модернизацию по
западноевропейской
модели.
Чан Кайши (Цзян Цзеши )

22. Китай

В течение десятилетия до
японской агрессии
Гоминьдан провёл в
Китае существенные
преобразования.
Какие? ( стр. 115 – найдите
и зачитайте)

23. Китай

Японо – Китайская война
( 1939 – 1945 гг.)
• Нападение Японии на
Китай в 1937 году
заставило Чан Кайши
и Мао Цзэдуна
преодолеть вражду и
объединиться против
японской агрессии. В
итоге были
остановлены военные
действия, советы
преобразованы в
административные
органы.

24. Индия

25. Индия

Гандизм — социально-политическое и
религиозно-философское учение,
разработанное Махатмой Ганди,
ставшее идеологией индийского
национально-освободительного
движения.

26. Индия

Основные принципы гандизма:
• достижение независимости мирными,
ненасильственными средствами, путём
вовлечения в борьбу широких народных масс
(Сатьяграха);
• идеализация старины, апелляция к религиозным
чувствам народных масс;
• борьба с кастовым неравенством.
• утверждение возможности достижения классового
мира и разрешения конфликтов между классами
путём арбитража, исходя из концепции об опеке
крестьян помещиками, а рабочих — капиталистами
• идеализация патриархальных отношений,
призывы к возрождению сельской общины,
кустарного ремесла в Индии и особенно ручного
прядения и ткачества

27. Индия

28. Индия: кампания ненасильственного сопротивления

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение манчьжурской династии, но не решила проблему объединения Китая. В Китае Синьхайская революция 1911-1912 гг. решила только одну важную задачу – свержение манчьжурской династии, но не решила проблему объединения Китая.

В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли разными путями развития, решали разные задачи, но у них была одна общая задача – В 1920-1930 гг. Япония, Китай и Индия шли разными путями развития, решали разные задачи, но у них была одна общая задача – вырваться из зависимости, отсталости стать на ускоренный путь развития.

Модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX век, а затем распространились на другие европейские страны. Модернизация – это процесс распространения тех типов социальной, экономической и политической системы, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XX век, а затем распространились на другие европейские страны.

Япония Среди стран Востока проблемы модернизации были решены к началу XX века только Японией. Этот процесс начался с реставрации Мейдзи, усиления власти феодальных клики осуществления реформ по европейскому типу.

Реформы помогли: Реформы помогли: Избежать революции и порабощения Покончили с изоляционизмом Вывели страну на путь капиталистического развития

Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Япония повторила европейский путь модернизации, связанный с внешней экспансией и милитаризацией. Сначала начала борьбу за колонии на материке и развязала 5 войн за 40 лет.

Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму. Он приобрёл своеобразную форму традиционного императорского режима и военно – регулируемого капитализма. Внешняя экспансия, милитаризация подталкивали Японию к тоталитаризму. Он приобрёл своеобразную форму традиционного императорского режима и военно – регулируемого капитализма.

Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли европейский пример развития с сочетанием традиций. Своеобразие японской модернизации состояло в том, что они приняли европейский пример развития с сочетанием традиций.

Китай Всю первую половину XX столетия Китай вёл войны на своей территории. Путь от традиционного Китая до современного реформируемого Китая занял целое столетие. Здесь более жёстко и открыто проявила себя альтернатива: реформа и революция.

Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно – демократических и националистических организаций. Их программой стали три принципа: Под руководством Сунь Ятсена в 1905 г. объединились несколько буржуазно – демократических и националистических организаций. Их программой стали три принципа: -национализм (свержение маньчжурской династии) -народовластие (установление республики) -народное благосостояние (передача земли народу)

Попытки императрицы Цы Си провести реформы в 1906- 1908 гг. были прерваны смертью императрицы и последовавшим захватом власти дворцовой кликой, поместивших на престол двухлетнего императора Пу И. Попытки императрицы Цы Си провести реформы в 1906- 1908 гг. были прерваны смертью императрицы и последовавшим захватом власти дворцовой кликой, поместивших на престол двухлетнего императора Пу И. Либералы перешли на сторону революционных сил.

Буржуазная революция длилась 1 год (с 1911 по 1912гг). Делегаты революционных провинций провозгласили образование Китайской республики и избрали президентом Сунь Ятсена. Буржуазная революция длилась 1 год (с 1911 по 1912гг). Делегаты революционных провинций провозгласили образование Китайской республики и избрали президентом Сунь Ятсена. В Пекина вся власть перешла генералу Юань Шикаю, который добился отречения от престола Цинской династии, но установил свою личную диктатуру.

Весной 1925 г. в Китае началась новая революция. Сунь Ятсен руководил революционным движением. Генерал Чан Кайши руководил правительством. Весной 1925 г. в Китае началась новая революция. Сунь Ятсен руководил революционным движением. Генерал Чан Кайши руководил правительством. В 1926 – 1928 гг. совершил поход по северным провинциям, завершив объединение Китая, он начал капиталистическую модернизацию по западноевропейской модели.

В течение десятилетия до японской агрессии Гоминьдан (партия С.Ятсена) провёл в Китае существенные преобразования в духе капиталистической модернизации. В течение десятилетия до японской агрессии Гоминьдан (партия С.Ятсена) провёл в Китае существенные преобразования в духе капиталистической модернизации.

Еще в 1920-х гг. коммунисты создали в Южном и Центральном Китае создали освобожденные районы, где органами власти были советы. Но наступление армии Чан Кайши привело к поражению Красной армии. Еще в 1920-х гг. коммунисты создали в Южном и Центральном Китае создали освобожденные районы, где органами власти были советы. Но наступление армии Чан Кайши привело к поражению Красной армии.

Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши и и председателя освобожденных районов Мао Цзэдуна преодолеть вражду и объединиться против японской агрессии. В итоге модернизация была отложена до лучших времен. Нападение Японии на Китай в 1937 году заставило Чан Кайши и и председателя освобожденных районов Мао Цзэдуна преодолеть вражду и объединиться против японской агрессии. В итоге модернизация была отложена до лучших времен.

Индия После Первой мировой войны Англия, стремясь удержать контроль над Индией, расширила права органов самоуправления, но ужесточила наказания за политическую деятельность. Во главе освободительного движения встал М.Ганди.

Индия: кампания ненасильственного сопротивления 1 этап: 1919-1922 г. – протест против принятия одного из репрессивных законов. Он призывал закрывать лавки, прекратить всякую трудовую деятельность. Английские власти ответили жестоким насилием. Провести политику бойкота.

Во Второй мировой войне Индия участвовала как часть империи. Во Второй мировой войне Индия участвовала как часть империи. В 1947г. Индии была предоставлена независимость, но по религиозному признаку была разделена на два государства – Индию и Пакистан. В отличие от Китая, Индия встала на демократический путь развития.

Читайте также: