Воинские и служебные традиции войск национальной гвардии российской федерации конспект

Обновлено: 06.07.2024

О войсках национальной гвардии Российской Федерации

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
22 июня 2016 года

Одобрен
Советом Федерации
29 июня 2016 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение

Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.

Статья 2. Задачи войск национальной гвардии

1. На войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач:

1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;

3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;

6) оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране Государственной границы Российской Федерации;

7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 391-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам;

9) обеспечение по решению Президента Российской Федерации безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и иных лиц.

(Пункт дополнительно включен с 4 сентября 2018 года Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 40-ФЗ)

2. Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Правовая основа деятельности войск национальной гвардии

Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.

Статья 4. Принципы деятельности войск национальной гвардии

Войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления.

Статья 4_1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности войск национальной гвардии

1. При осуществлении полномочий, предусмотренных пунктами 4, 16, 18, 24, 26, 27 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, сотрудник войск национальной гвардии обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, а в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

2. Сотрудник войск национальной гвардии имеет право не исполнять требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, при возникновении обстоятельств, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью сотрудника войск национальной гвардии или иных лиц, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

(Статья дополнительно включена с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 275-ФЗ)

Статья 5. Общий состав войск национальной гвардии

1. В состав войск национальной гвардии входят:

1) органы управления;

2) объединения, соединения и воинские части;

3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения);

4) образовательные организации высшего образования и иные организации.

2. Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.

3. Создание, реорганизация и упразднение (ликвидация) воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

4. Органы управления объединений, подразделения и организации войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании уставов, утверждаемых руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

5. Органы управления соединений и воинские части войск национальной гвардии, являющиеся юридическими лицами, действуют на основании единого типового устава, утверждаемого руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Статья 6. Руководство и управление войсками национальной гвардии

1. Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации:

1) определяет задачи войск национальной гвардии;

2) утверждает структуру и состав войск национальной гвардии (до оперативно-территориального объединения включительно);

3) утверждает штатную численность военнослужащих войск национальной гвардии, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции (далее - сотрудники), и гражданского персонала войск национальной гвардии;

4) назначает на должность главнокомандующего войсками национальной гвардии и освобождает его от должности;

5) утверждает Устав войск национальной гвардии, знамя и флаг войск национальной гвардии, положения о них, их описания и рисунки;

6) утверждает положение об оперативно-территориальном объединении войск национальной гвардии;

7) устанавливает количество должностей в войсках национальной гвардии, подлежащих замещению высшими офицерами (высшим начальствующим составом), присваивает воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), назначает военнослужащих (сотрудников) на воинские должности (должности), для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров (специальные звания высшего начальствующего состава), освобождает их от воинских должностей (должностей) и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

8) утверждает концепцию и план строительства и развития войск национальной гвардии;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

3. Правительство Российской Федерации:

1) осуществляет выделение финансовых средств для обеспечения деятельности войск национальной гвардии в пределах сумм, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов;

2) утверждает перечень состоящих на вооружении войск национальной гвардии оружия, боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств;

3) обеспечивает оснащение войск национальной гвардии вооружением, боеприпасами, боевой и специальной техникой, специальными средствами по их заказам;

4) утверждает перечни важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии;

5) утверждает перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии;

6) осуществляет в пределах своих полномочий мероприятия по социальной защите, материальному обеспечению военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 264-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 276-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

6_1) утверждает перечень отдельных категорий сотрудников, которые имеют право на питание за счет средств федерального бюджета и которым по их просьбе выдается продовольственный паек, устанавливает порядок и нормы выдачи продовольственного пайка и его ассортимент;

(Пункт дополнительно включен с 11 августа 2020 года Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 276-ФЗ)

7) обеспечивает реализацию гарантий правовой защиты и социальной поддержки военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей, лиц, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), и гражданского персонала;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2018 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года N 264-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

8) утверждает перечень водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акваториях которых воинские части войск национальной гвардии участвуют в охране общественного порядка;

9) определяет порядок использования авиации войск национальной гвардии в интересах других федеральных органов исполнительной власти;

10) утверждает требования к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии, порядок контроля за их выполнением и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны, если иное не установлено законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

4. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель уполномоченного федерального органа исполнительной власти, являющийся главнокомандующим войсками национальной гвардии.

Статья 7. Дислокация войск национальной гвардии

1. Объединения, соединения, воинские части и подразделения войск национальной гвардии дислоцируются в соответствии с задачами войск национальной гвардии и с учетом социально-экономических условий мест дислокации.

2. Места дислокации воинских частей и подразделений войск национальной гвардии определяются решением руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше - решением Президента Российской Федерации.

3. Передислокация воинских частей и подразделений войск национальной гвардии осуществляется по решению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а от соединения и выше - по решению Президента Российской Федерации.

Глава 2. Полномочия войск национальной гвардии

Статья 8. Полномочия войск национальной гвардии

1. Войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют следующие полномочия:

1) общие полномочия;

2) специальные полномочия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах;

3) полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;

4) иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Полномочия войск национальной гвардии реализуются органами управления, объединениями, соединениями, воинскими частями, подразделениями, организациями и военнослужащими (сотрудниками) войск национальной гвардии в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.

Гарнизонные войска

Внутренняя стража

1 (13) февраля 1817 года, в составе ОКВС, на основании утверждённого положения «Об учреждении жандармов внутренней стражи, были сформированы подразделения жандармов. Обязанности жандармов совпадали с обязанностями внутренней стражи, за исключением сбора податей и охраны присутственных мест и острогов.

В 1864 году в результате военной реформы Отдельный корпус внутренней стражи был упразднен и были созданы местные войска.

Жандармерия

В 1836 году жандармские подразделения внутренней стражи были переданы в состав Корпуса жандармов, созданного ещё в 1827 году под эгидой III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В результате чего Корпус жандармов реорганизован в Отдельный корпус жандармов, с созданием на территории Империи нескольких (сначала пять, потом восемь) жандармских округов.

Кра́сная гва́рдия — добровольные вооружённые отряды, создававшиеся территориальными партийными организациями РСДРП(б) для осуществления революции 1917 года в России, основная форма вооружённых организаций большевиков во время подготовки и осуществления Октябрьской революции и первых месяцев Гражданской войны. Отряды Красной гвардии общероссийского командования не имели, создавались и расформировывались решениями партийных и советских органов на местах. В июне 1918 года влилась в РККА.

В период Гражданской войны

После Октябрьской революции перед Советским государством остро встал вопрос организации внутренней безопасности. Требовалось создание государственных органов, которые смогли предотвратить как контрреволюционное движение, так и проводить борьбу с преступностью на подконтрольных ей территориях.

С этой целью в период с января по март 1918 года создаются первые вооружённые отряды при ВЧК и чрезвычайных комиссиях на местах.

Позже в марте 1918 года происходит объединение местных отрядов Народных комиссариатов в Боевые Отряды ВЧК.

Внутренние войска МВД СССР

10 июля 1934 года ЦИК СССР постановил создать общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этим же постановлением Войска ОГПУ разделены на пограничную и внутреннюю охрануНКВД СССР, или внутренние войска (с 1946 года — МВД СССР).

В период с 1 сентября1939 года по 21 марта1989 года Внутренние войска входили в структуру Вооружённых Сил СССР, а подчинялись Министерству внутренних дел СССР.

3 января 1960 года Совет Министров СССР упраздняет Министерство внутренних дел СССР, передав его функции министерствам внутренних дел союзных республик. Соответственно, Внутренние Войска распределяются по союзным республикам и переходят в подчинение республиканских МВД по региональному принципу. С 1968 года Внутренние Войска снова оказываются в структуре МВД СССР.

21 марта 1989 года указом Президиума Верховного Совета СССР Внутренние войска МВД СССР (наряду с Пограничными войсками КГБ СССР и Железнодорожными войсками) были выведены из состава Вооруженных Сил СССР.

25 декабря 1991 года в результате Распада СССР Внутренние войска МВД СССР прекращают своё существование. Части и соединения Внутренних войск вошли в состав Вооружённых сил вновь образовавшихся государств-членов СНГ.

Внутренние войска

Внутренние войска МВД России созданы в 1992 году после распада СССР. В состав войск вошли все бывшие формирования Внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на территории РСФСР.

Проекты создания Национальной гвардии

Идея создания национальной гвардии возникла в начале 1990-х годов.

Создание Войск национальной гвардии

Задачи

На Войска национальной гвардии Российской Федерации возложено решение следующих основных задач:

— участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;

— охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утверждёнными Правительством Российской Федерации;

— участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;

— участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;

— участие в территориальной обороне Российской Федерации;

— оказание содействия пограничным органам ФСБ России в охране Государственной границы России;

— федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;

— охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утверждённым Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.

На войска национальной гвардии могут быть возложены иные задачи решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Структура

Войска национальной гвардии Российской Федерации преобразованы из внутренних войск МВД России с сохранением структуры ВВ МВД России и возглавляются директором Росгвардии — главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации.

До 2018 года запланирован переход на военную службу в войска национальной гвардии сотрудников, проходящих службу в спецподразделениях СОБР и ОМОН территориальных органов МВД России, центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России, которые находились в оперативном подчинении МВД России и соответствующих руководителей территориальных органов МВД России. В ходе организационно-штатных мероприятий, особое внимание при реорганизации в войска национальной гвардии будет уделяться высшему государственному образованию офицеров МВД России, их дипломам, факультетам (специальностям) и учебным заведениям.

Указом Президента штатная численность центрального аппарата Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации составляет 2100 сотрудников.

Высшие учебные заведения войск национальной гвардии:

— Новосибирский военный институт Росгвардии им. генерала армии И. К. Яковлева;

— Пермский военный институт Росгвардии;

— Санкт-Петербургский военный институт Росгвардии;

— Саратовский Краснознаменный военный институт Росгвардии.

Также, в Военном университете Минобороны России существует факультет, готовивший офицеров для войск национальной гвардии России.

Личный состав

В войсках национальной гвардии предусматриваются:

— служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации (сотрудники),

— государственная гражданская служба.

Личный состав войск национальной гвардии включает в себя:

— лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии.

Комплектование войск национальной гвардии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

— сотрудниками — путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на службу в войска национальной гвардии;

— федеральными государственными гражданскими служащими;

История и современность подразделений лицензионно-разрешительной работы в системе МВД России и Росгвардии

12 февраля 1969 года приказом МВД СССР в Управлении административной службы милиции Министерства внутренних дел СССР был образован 4 отдел, на который возлагались функции по осуществлению разрешительной работы. Этот день в настоящее время является Днем создания подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Лицензионно-разрешительная работа в Росгвардии – это система норм, стандартов, требований, устанавливающих порядок, закрепляющих и охраняющих правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного оружия, осуществлении частной детективной и охранной деятельности.

Основными задачами ее являются исполнение законодательства об обороте оружия, частной детективной и охранной деятельности, соблюдение порядка приобретения, учета, хранения, перевозки и использования оружия, предотвращение поступления их в незаконный оборот и попадания в преступную среду.

На всех исторических этапах развития свободного демократического Российского государства применение разрешительных мер в регулировании оборота оружия и взрывчатых веществ, а также в контроле за частной детективной и охранной деятельностью являлось одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране.

На Руси огнестрельное оружие появилось в XIV веке. Практически с этого времени и стали появляться нормативно закрепленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушение данных предписаний. Контроль за их выполнением возлагался на различных должностных лиц правоохранительных органов Российской империи. Между тем о целостной системе, занимающейся комплексом вопросов, связанных с разрешительной работой, судя по имеющимся у нас историческим документам, в рассматриваемый период говорить не приходится.

Разрешительная система существует в России с середины XIX века, а первый законодательный акт, рассматривавший вопросы контроля за оружием, был подписан Петром Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года в Российской Империи разрешение на приобретение огнестрельного оружия гражданам выдавалось губернаторами, градоначальниками и полицмейстерами.

Развитие института разрешительной системы связано с рождением Советского государства, которое в начальный период своего существования, наряду с важнейшими историческими декретами о мире, о национализации земли, крупной промышленности и торговли, банков, железных дорог, издало ряд декретов, устанавливающих разрешительную систему во многих сферах общественной жизни.

Важнейшее направление деятельности органов внутренних дел, а теперь и Росгвардии – контроль за оборотом оружия — постоянно находилось и находится
в центре внимания.

В период образования и упрочения государства разрешительная система являлась средством сохранения завоеваний революции, и главным ее назначением было обеспечение государственной безопасности.

Исторический опыт свидетельствует, что отсутствие контроля за распространением оружия, например, огнестрельного, приводит к большой его концентрации у населения, то есть порождает причины, способствующие осложнению оперативной обстановки.

Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за владельцем.

Контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями.

С мая 1922 г., с принятием первого Уголовного кодекса РСФСР, вводится уголовная ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220 предусматривала лишение свободы от 7 месяцев до 1 года). В дальнейшем ответственность за незаконное хранение оружия неоднократно усиливалась. Там же была предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и обязательных постановлений, регламентировавших открытие и эксплуатацию типографий (принудительные работы или штраф до 300 рублей золотом).

Дальнейшему развитию разрешительной системы способствовали принятые в 1927 г. постановление ВЦИК и СНК от 3 сентября и постановление СНК РСФСР от 8 октября: более подробно распределили компетенцию структурных подразделений административных отделов и соответствующих органов ОГПУ по контролю за оборотом оружия. В них содержались нормы, предоставляющие права на выдачу разрешений и регистрацию нарезного охотничьего оружия районным административным отделениям и волостной милиции. Характерно, что разрешение на приобретение, хранение и пользование оружием выдавалось без ограничения срока.

В промышленных районах приобретение, хранение и пользование огнестрельным нарезным охотничьим оружием допускалось без получения особого разрешения, но с обязательной последующей регистрацией. Приобретение, хранение и пользование охотничьим, как огнестрельным (нарезным и гладкоствольным), так и холодным, оружием лицам, лишенным избирательного права, запрещалось.

В этот период расширяются полномочия милиции в области контроля за осуществлением правил разрешительной системы не только за оборотом огнестрельного оружия, но и за соблюдением правил открытия полиграфических предприятий, порядка отпуска и продажи печатных машин, шрифтов, множительных аппаратов.

Формы и методы административного надзора по проведению в жизнь указанных правил были определены в специальной инструкции. Отделом строевой и наружной службы Главного управления милиции СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. разрешение на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием стало выдаваться сроком на три года.

В связи с изданием положения о рабоче-крестьянской милиции постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1 января 1932 г. были внесены изменения в уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации. Это не могло не отразиться на деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. Так, например, постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 г. был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Милиция выдавала соответствующие разрешения и осуществляла контроль за соблюдением установленных правил.

В середине 30-х годов объектом разрешительной системы стало также и холодное оружие. Правовой основой было постановление ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. Оно предусматривало упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия и устанавливало административный надзор НКВД за выполнением этих правил.

Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция, в соответствии с которой ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно было необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения.

Таким образом, в середине 30-х годов сложилась определенная система правового регламентирования оборота оружия.

В послевоенные годы совершенствование правовой базы деятельности милиции по осуществлению разрешительной системы связано с принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР. С этого времени проблемы разрешительной системы стали приобретать законодательную форму.

Вместе с тем следует отметить, что до 1969 г. отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разрешительной системы органов внутренних дел. Будучи традиционно возложенной на аппарат милиции, эта работа в республиканских МВД наиболее часто организовывалась подразделениями оперативной службы, уголовного розыска и БХСС.

Этим документом было предусмотрено увеличение за счет средств союзного бюджета штатной численности милиции на одну тысячу человек, что позволило укомплектовать аппарат разрешительной системы в звене МВД, УВД, а также усилить его на низовом уровне — выделить специальные должности инспекторского состава в наиболее крупных горрайорганах внутренних дел страны. В милиции сформировались подразделения, осуществляющие контроль за оборотом оружия.

В установленной законом общей системе государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему, ведущее место (с учетом компетенции и объема работы) занимают органы лицензионно-разрешительной работы войск национальной гвардии Российской Федерации, которые в настоящее время осуществляют контроль за объектами служебного и гражданского оружия, выявление и изъятие у лиц, хранящих его незаконно.

Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 694 Управление по организации лицензионно-разрешительной работы выведено из структуры ГУОООП МВД России и являлось самостоятельным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации до момента вхождения в состав войск национальной гвардии Российской Федерации.

В настоящее время около 6 тыс. сотрудников лицензионно-разрешительной работы исполняют функции по предоставлению 29 государственных услуг и осуществлению государственного контроля за оборотом более 7 млн. единиц оружия, частной детективной и охранной деятельностью в более чем 2,1 тыс. территориальных органах России.

Сегодня для получения, например, лицензии на приобретение гладкоствольного оружия, после заполнения электронной формы заявления и приложения электронных копий необходимых документов, достаточно всего одного обращения в подразделение лицензионно-разрешительной работы за получением готового документа.

Все необходимые проверочные мероприятия проводятся сотрудниками Росгвардии самостоятельно, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.


Российская гвардия - это цвет и гордость отечественных Вооруженных Сил, олицетворение несокрушимой военной мощи, массового героизма и ратной доблести. Ее боевые традиции служат воинам образцом верности воинскому долгу и Отечеству.

Рекомендуемая литература:
1. Военная энциклопедия. В 8 т. Т. 2. М., 1994. - С. 366 - 368.
2. Васильев Н. Рожденная в боях. М., 1966.
3. Кузьмичев А. Советская гвардия. М., 1969.
4. Синькелев А., Самосват Д. История становления Российской гвардии // Ориентир. - 2008 - № 5.

День Национальных Войск Российской Федерации

День войск национальной гвардии Российской Федерации – профессиональный праздник военнослужащих, сотрудников со полицейскими званиями и штатных работников, которые проходят службу в Войсках национальной гвардии Российской Федерации. Праздник отмечен красным днем в календаре. Празднование проводится ежегодно – 27 марта.

О войсках

Российская гвардия призвана защищать независимость государства, интересы всех граждан, которые в нем проживают. В них проходят службу честные, доблестные и верные Родине бойцы, которые обладают воинскими умениями, незаурядными навыками, даже в обычной жизни отличаются самоотверженностью и являются опорой окружающим их людям.

История войск национальной гвардии

Нынешние войска гвардии берут свою историю со времен Ивана Грозного. На протяжении трехсот лет менялось название, структура, качество. Учрежденный орган создавался и распускался.

Петр I заменил опричнину на гарнизонные войска. В гарнизоне служили прежние городовые стрельцы, рейтары, солдаты и иные неспособных к полевой службе люди, к примеру, старики.

Продолжил дело по созданию защитных сил государства Александр I. Именно его указы прямо повлияли на нынешние войска, но об этом позже. По велению императора была создана инспекция внутренней стражи. Произошло это в 1811 году. В дальнейшем войско снова было переименовано и стало называться отдельным корпусом. На смену ему пришли местные войска.

Позже появилась такая структура как Красная гвардия. Отличительным являлось то, что это были добровольные вооруженные отряды. Создавалась гвардия для участия в революционных действиях 1917 года. В 1918 году гвардия была включена в рабоче-крестьянскую Красную Армию.

В 1934 году появился такой орган как НКВД, или Народный комиссариат внутренних дел. В это историческое время войска были поделены на две категории. Пограничные были созданы для охраны границ. Внутренние призваны были держать порядок внутри страны. Позже комиссариат был реструктурирован в Министерство внутренних дел. Внутренние войска подчинялись министерству вплоть до 1989 года, но при этом оставались в структуре Вооруженных сил. Примерно через три года войска вовсе прекратили свое существование, но ненадолго.

После того, как союз Советов распался, при министерстве вновь были сформированы внутренние войска. Структура их не менялась более десяти лет, и только в 2016 году они были преобразованы в Войска национальной гвардии.

Предназначение войск Росгвардии

  • охранять мирное население и порядок в обществе;
  • отвечать за безопасность населения;
  • охранять наиболее важные объекты и сооружения;
  • бороться с экстремизмом;
  • противостоять террористическим группировкам;
  • помогает в охране границ пограничным структурам;
  • контролировать соблюдение законов;
  • контролировать правила пользования оружием, следить за его оборотом в стране и т.д.

Благодаря войскам обеспечивается порядок и безопасность на всех уровнях, соблюдаются законы, идет непрестанная борьба с нарушителями и злом.

Начало празднования Дня Росгвардии

Празднование дня Росгвардии

Отмечать профессиональный праздник стали во времена первого президента Российской Федерации. Ельцин установил дату его празднования. Дата приурочена к историческим событиям. В этот день Александр первый издал указы. Именно он в своих указах положил начало созданию специальных войск, призванных защищать родные земли от внешних вторжений. Первым правоохранительным органом была Инспекция внутренней стражи, сформированная согласно императорскому указу в конце марта 1811 года.

Получается, что дата праздника была определена историческими событиями, но название менялось. Несколько лет назад это день назывался Днем внутренних войск, которые относились к МВД России. Отмечался он под таким названием на протяжении двадцати лет, вплоть до 2016. В начале 2017 года вышел еще один президентский указ, в котором праздник был переименован в День войск национальной гвардии. С тех пор 27 марта – День Росгвардии.

Празднование Дня войск национальной гвардии

Праздник Росгвардии отмечается масштабно. По всей стране возлагают венки, слушаются торжественные речи, организовываются концерты и совершаются ежегодные традиции. Военнослужащие и гражданские одевают праздничную форму и по всей стране поздравляют друг друга. Особенно ценится этот праздник в семьях, где не одно поколение трудится на благо Родины в нацгвардии. В таких семьях даже малыши знают, какого числа День Росгвардии.

Возложение венков

В Москве каждый год 27 марта главнокомандующий Росгвардии и его заместители возлагают венок к памятнику императора Александра I. Скульптура находится в центре столицы и в день празднования к нему стекаются тысячи граждан, военнослужащих, которые так или иначе связаны с национальными войсками. Возлагают дань памяти императору Александру первому, который положил начало и создал специальное войско, предназначенное для государственной службы.

Возложение венков и цветов в этот день происходит на всей территории России и во всех городах, где помнят и ценят службу соотечественников.

Торжественные концерты

Концерт на день Росгвардии

Праздник День Росгвардии отмечается торжественными мероприятиями и концертами, которые организовываются в каждом городе, почти в каждом населенном пункте. Конечно, самый главный концерт проходит в Кремлевском дворце, где выступают звезды современной эстрады с патриотичными песнями, поднимающими боевой дух. Приглашаются торжества высокопоставленные лица Росгвардии, сотрудники в отставке, отслужившие всю жизнь в войсках гвардии, а так же те, кто продолжает службу до сих пор.

Интересно знать! Именно на одном из таких концертов в столице в 2017 году было вручено знамя Российской гвардии. Владимир Путин лично передал его генералу войск.

Традиции праздника

Именно в день Росгвардии России традиционно принято вручать государственные награды. Одной из таких является присвоение воинских званий. Присваиваются специальные или досрочные чины. Вручаются отличительные награды от командования, среди которых почетные, за заслуги, за отличие, в том числе в бою, за учебные достижения, а также участникам боевых действий, ветеранам. В этот праздник объявляются благодарности от руководства и начальства, вручаются государственные грамоты, памятные подарки ветеранам и действующим сотрудникам.

Интересный факт

В 1911 году 27 марта (по новому календарю) войска России отметили свое столетие. На тот момент войска назывались императорской армией. Сформированы были они в результате военной реформации, а ранее назывались внутренней стражей.

Как поздравить в День войск национальной гвардии

В Росгвардии отбывают службу собранные, строгие профессионалы своего дела, всецело отдающие себя Родине и защите граждан. Поздравление с Днем Росгвардии может быть выбрано любое, но в нем должна быть услышана поддержка, радость и гордость. Женщинам, которые служат в войсках, традиционно преподносят цветочные букеты, конфеты. Мужчинам можно выбрать символические подарки – сувениры, сладости с эмблемой войск. К подаркам можно добавить словесные поздравления, которые пишут на открытках или говорят лично. В целом праздник проходит в мирной, сдержанной атмосфере.

Поздравления в прозе в День Росгвардии

Войска национальной гвардии – важная государственная структура. Благодаря им пресекается множество правонарушений, остается неприкосновенным имущество граждан, обеспечивается их безопасность, осуществляются меры по установлению правопорядка, без происшествий и опасностей проводятся массовые публичные мероприятия, освобождаются заложники, пресекается незаконный оборот оружия и т.д. Ради того, чтобы госорган продолжал существовать и работать важно хотя бы один день в году вспоминать о тех, кто погиб при исполнении и радоваться за тех, кто до сих пор в строю.

Читайте также: