Внимание и память конспект

Обновлено: 05.07.2024

1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.

Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину как мать девяти муз, покровительниц известных в то время искусств и наук.

Трудно представить мир без памяти.

Значение памяти очень велико, однако не следует все успехи или, наоборот, неудачи списывать на счет этого познавательного процесса.

Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт.

Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий.

Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями.

Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это:

1) ассоциации по сходству;

2) ассоциации по контрасту;

3) ассоциации по смежности.

Подобного рода ассоциации – это ассоциации по контрасту.

Студент на экзамене представляет тетрадь с конспектом и ту страницу, где расположен материал билета, видит таблицу или схему и т. п.

Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (пол – тряпка, ручка – тетрадь).

Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей.

Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они позволяют автоматически и быстро воспринимать необходимую в данный момент информацию.

Итак, память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической жизни человека.

2. Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям.

1. Время хранения материала:

1) мгновенная (иконическая) – благодаря этой памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации;

2) кратковременная (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме.

Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам.

В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ;

3) оперативная (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта;

4) долговременная (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок.

в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п.

У человека ДП и КП неразрывно связаны.

Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию;

5) генетическая память стала выделяться исследователями сравнительно недавно.

Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания.

2. Ведущая роль того или иного анализатора:

1) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд).

Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти;

2) эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз.

Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, согласно современным исследованиям уже на первом году жизни, хорошо развит у детей дошкольного возраста.

Характеризуется следующими особенностями:

а) особая прочность;

б) быстрое формирование;

в) непроизвольность воспроизведения;

3) зрительная – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов.

У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок.

О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос – образ), т. е. память, обладающая фотографической точностью.

У многих людей эйдетическая память хорошо развита в дошкольном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди искусства) она сохраняется на протяжении всей жизни.

Например, В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев могли запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение после всего лишь одного восприятия;

4) слуховая – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков.

Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п.

Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память – это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.;

5) обонятельная – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи;

6) вкусовая – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора;

7) осязательная – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п.

Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами).

Существует целый ряд профессий, где именно эти виды памяти являются востребованными.

Например, дегустаторы должны обладать хорошей вкусовой памятью, парфюмеры – обонятельной.

Очень редко бывает, когда у человека преобладает какой-либо один вид памяти.

Гораздо чаще в качестве ведущей выступает зрительно-слуховая память, зрительно-двигательная, двигательно-слуховая.

Помимо приведенных классификаций память может различаться по таким параметрам, как скорость, длительность, прочность, точность и объем запоминания.

Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности.

3. в составе памяти выделяются следующие процессы:

Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации.

Запоминание подразделяется на:

1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий);

2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) – логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений).

Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений:

1) делать установку на запоминание;

2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать);

3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.);

4) процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд.

5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного;

6) вызвать интерес к запоминаемому;

7) необычность материала улучшает запоминание.

Воспроизведение (восстановление) – процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт.

Выделяются следующие формы воспроизведения:

1) узнавание – появление чувства знакомости при восприятии;

2) воспоминание – восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке);

3) реминисценция – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве);

4) припоминание – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий.

Сохранение – удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике.

Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже.

Такое явление в психологии называется эффектом края.

Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.).

Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить.

Это явление получило название эффекта Зейгарник.

Забывание – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала.

Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальнейшем, также быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой.

Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации.

Иногда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти.

Такое явление называется амнезией.

Большое внимание анализу механизмов забывания уделил З. Фрейд (основатель психоанализа).

Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить неприятные ситуации своей биографии.

Он забывает о тех вещах, которые могут напомнить психологически неприятные обстоятельства.

Итак, память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания.

4. Процесс развития памяти осуществляется по следующим направлениям:

1) онтогенетически более ранняя механическая память постепенно замещается логической;

2) с возрастом запоминание становится более осознанным, начинается активное использование мнемотехнических приемов и средств;

3) преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным.

Основываясь на перечисленных направлениях, можно определить следующие пути и средства совершенствования памяти.

1. Правильно использовать процесс повторения.

Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала.

Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания.

Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а затем – через 24 ч.

Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном.

Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце.

3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий:

1) мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой;

2) оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ;

3) мысленно воссоздать этот образ.

4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории.

При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал.

6. Последовательную цепочку событий или предметов можно запомнить, если эти предметы мысленно расставлять по пути ежедневного следования на работу или учебу.

Идя по данному пути, мы эти предметы вспоминаем.

Любые приемы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения.

Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Память

Память В когнитивной психологии под памятью понимают психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации. Механизм памяти представляет собой три взаимосвязанных процесса: кодирование, хранение и воспроизведение

4.4. Память

4.4. Память Понятие памяти. Все то, что человек когда-то воспринимал, не исчезает бесследно – в коре больших полушарий головного мозга сохраняются следы от процесса возбуждения, которые создают возможность повторного возникновения возбуждения в отсутствие вызвавшего его

Память? А что память?

Рабочая память и кратковременная память

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Память

Память Прежде чем продолжить свой анализ того, что Субъекты, находящиеся в состоянии гипноза, видят в Мире Душ, я хотел бы предоставить больше информации о категориях памяти и ДНК. Есть люди, которые Убеждены, что все воспоминания хранятся в ДНК. Таким образом они

Память прошлого и память будущего

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Память

Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память — еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

§ 6. Память

§ 6. Память Память — интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения —

Память

Память Прежде чем произведение будет создано, писатель должен подготовить для него необходимый материал. Он долго наблюдает за окружающей действительностью, многое переживает в собственной жизни. Впечатления внешнего и внутреннего мира образуют в совокупности

5 Память

5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности

Память

Память Темно в долинах памяти, словно в осеннем сумеречном лесу, где в печальной наготе застыли стволы деревьев, а яркие цветы и буйная зелень листьев обратились в шуршащий под ногами ковер. Нет пути назад. Никакие заклятия не вдохнут жизнь в отцветшие сады, в отзвучавшие

Урок 1. Память и внимание

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность человека являются главными факторами его кратковременной памяти.

В данном уроке представлена информация о том, как тренировать и развивать внимание и память при помощи специальных техник и упражнений, а также предложены рекомендации по получению яркого впечатления от изучаемого материала.

Оглавление:

Роль внимания

Память и внимание

Внимание – это избирательная направленность нашего чувственного восприятия на конкретный объект. Внимание помогает зафиксировать объекты в нашей краткосрочной памяти, характеризующейся ограниченным временем хранения информации и количеством удерживаемых элементов. В этом и заключается главная роль внимания для запоминания информации. Чем сильнее и длительнее наша концентрация на объекте, тем лучше мы можем его запомнить.

Вы наверняка замечали, что некоторые вещи легко запоминаются, если им уделить немного внимания. К примеру, у многих людей есть проблема с запоминанием имен при первом знакомстве с человеком. Чтобы запомнить имя следует просто немного подумать о нем, попытаться мысленно написать его, а также вспомнить или придумать несколько модификаций имени. Часто такая недолгая концентрация внимания помогает надолго запомнить имя человека.

Однако если вам нужно запомнить что-то более сложное и объемное, небольшой концентрации внимания уже будет недостаточно, поэтому важно знать и использовать несколько важных свойств нашего восприятия.

Во-первых, человеческая способность держать во внимании информацию ограничена. Исследование американского психолога Джорджа Миллера показывает, что объем внимания человека в каждый конкретный момент ограничен числом 7 ± 2 объектов.

Во-вторых, запоминание большого объема данных требует достаточно длительной концентрации и усидчивости, что связано с умением организовывать свое время и сознание.

В-третьих, память и внимание качественно зависят от получения чувственного опыта о запоминаемом объекте, что связано, с одной стороны, с нашим эмоциональным состоянием, а с другой стороны, с отношением к запоминаемой информации.

Получается, что за вниманием часто стоят интересы, потребности и установки человека. Следовательно, развитие кратковременной памяти и внимательности достигается работой над целенаправленной концентрацией, а также чувственным опытом. Об этом вы прочитаете дальше.

Улучшение организации внимания

Как уже было сказано, внимание является избирательной направленностью нашего восприятия. Внимание бывает произвольным (или управляемым) и непроизвольным (или неуправляемым). Наличие произвольного внимания у человека помогает человеку осуществлять сознательную деятельность, в том числе и целенаправленное запоминание.

Улучшение организации внимания

Чтобы научиться активизировать и контролировать произвольное внимание, вы можете воспользоваться специальными упражнениями и техниками, которые помогут вам сконцентрироваться. Многие из этих приемов вы встретите и в других тренингах. Здесь же описаны именно те приемы, которые полезны для концентрации внимания в процессе запоминания.

Мотивация. Для улучшения внимания попытайтесь мотивировать себя тем, что изучаемый материал может быть полезен вам. Постарайтесь осознать все возможные преимущества овладения информацией, которую нужно выучить. Пусть они будут незначительны, главное найти их.

Состояние транса, по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Тренинг, связанный с обучением вхождению в состояние транса, только создается нашими авторами, как только он будет готов, здесь появится ссылка.

Также хотелось бы отметить, что часто в интернете можно встретить рекламу различных препаратов и витаминов для улучшения памяти и внимания. Однако важно понимать, что истинная причина невнимательности и забывчивости лежит не в химических и биологических процессах человеческого организма, а в психологическом состоянии и мотивации. Поэтому прибегайте к применению данных препаратов только в крайнем случае, когда ничего больше не помогает и только по назначению врача.

Конечно, хорошей концентрации нельзя достичь мгновенно, необходимо планомерно работать над ее улучшением. Вот несколько советов относительно проблемы концентрации и способов организации внимания:

Как получить яркое впечатление

Впечатления человека от запоминаемой информации имеют 2 полезных свойства, помогающих нашей памяти. Во-первых, интерес к объекту запоминания делает нас более внимательными, а во-вторых, эмоции помогают лучше закрепить объект в нашей долгосрочной памяти.

Ниже приведены несколько принципов, используя которые, вы сможете повысить значение эмоционального восприятия для запоминания информации. Эти принципы помогут вам создать сильное, яркое первое впечатление об объекте запоминания и сохранить его в вашей памяти.

  • Первое впечатление. Полезно создавать первое эмоциональное впечатление о запоминаемом объекте, и заносить его в память как можно точнее.
  • Зрительный образ. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, так как оно прочнее. Нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
  • Большое впечатление. Если есть возможность, помимо зрительного восприятия, старайтесь получить впечатления при помощи как можно большего числа органов чувств, что поможет испытать его сильнее.
  • Воспроизводите заново. Старайтесь чаще оживлять в своей памяти первое впечатление о запоминаемом объекте. Лучше находиться именно под первым впечатлением и не пытаться получить новое.
  • Найти подобное. Воспроизводя про себя первое впечатление об объекте, подумайте, на что похоже это впечатление и испытывали ли вы что-то подобное раньше.

Помимо этих принципов вы также можете использовать специальные приемы организации процесса запоминания информации. Эти приемы позволяют усилить эмоциональную отдачу и пробудить интерес к изучаемому материалу.

Психология запоминания

Игры. Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне. В игре важен азарт!

Азарт в переводе с французского языка означает увлечение, задор, запал, излишняя горячность. Чтобы создать азартную игру, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Тогда ваш азарт будет вынуждать вас быть более внимательным и сконцентрированным.

Личные рекорды. Еще одним фактором, создающим азарт при чтении, может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. Личные рекорды можно ставить в скорости запоминания, в количестве усвоенной информации и во многом другом.

Итак, первое правило гласит:

Чтобы лучше запомнить какую-то информацию, важно сконцентрироваться на ней и попытаться получить эмоциональную отдачу.

Проверьте свои знания

ТЕМА 6.
Познавательные процессы: внимание и память

Устойчивость – это временнaя характеристика внимания, характеризующая длительность привлечения (или удержания) внимания к одному и тому же объекту. Противоположное свойство – отвлекаемость внимания. Это – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности, глубина фокусирования психической активности. Противоположное свойство – рассеянность внимания, неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Возможны два вида рассеянности: первичная и вторичная. Первичная рассеянность состоит в том, что человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное (намеренное) внимание на каком-либо объекте или действии. Одной из ее причин может стать перегрузка мозга большим количеством впечатлений, утомление, неудачная организация психических процессов и т.п. Вторичная рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью (концентрированностью) его внимания на каком-либо предмете. Такая рассеянность – результат вовлеченности в работу, когда затруднена способность к распределению или переключению внимания.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Именно эта способность позволяет совершать сразу несколько действий. Распределение внимания, по существу, является обратной стороной его переключаемости, сознательного и осмысленного перемещения с одного объекта на другой. Переключаемость внимания – это способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации.

Объем – количество объектов, на которых субъект может сосредоточиться. Обычно не более 5-7 единиц. Такое ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части или объединять в смысловые группы.

Непроизвольное внимание определяется внешним стимулом, новизной объекта. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочная реакция. Оно возникает, и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Внешнее событие (изменение, особенность) захватывает в этих случаях активность человека само по себе, в силу своей неожиданности, особенности, жизненной важности.

Произвольное внимание поддерживается и управляется сознательной целью – текущим намерением человека. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем мы считаем нужным заняться. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Память – это психический процесс запечатления, сохранения и последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, который позволяет накапливать информацию.

Отдельные виды памяти выделяются в соответствии с тремя критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по наличию цели запомнить – на произвольную и непроизвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала – на кратковременную, оперативную и долговременную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память – это память на чувства. Способность сочувствовать, сопереживать основана на эмоциональной памяти, поскольку сочувствие возможно лишь с опорой на собственный опыт.

Образная память – это память на представления, она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой.

Содержанием словесно-логической памяти являются образы, основанные на использовании знаков, а также суждеия и умозаключения. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется словесно-логической. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, а от степени ее развития, в свою очередь, зависит развитие всех других видов памяти.

В зависимости от целей деятельности память делят на произвольную и непроизвольную. Запоминание и воспроизведение, в которых отсутствует специальная цель что-либо запомнить, называются непроизвольной памятью. В случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти.

Оперативная память - процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда выполняются сложные системы действий, а результат носит отсроченный характер, память позволяет сохранять промежуточные результаты.

Помимо видов памяти в целом можно рассмотреть и составляющие ее процессы: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и

Эффективность запоминания увеличивается при использовании мышления. Основанное на понимании внутренних логических связей между частями материала, оно называется осмысленным запоминанием. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Для улучшения запоминания (а по сути понимания) можно строить собственные схемы, маленькие теории, имитировать дискуссии и т.п. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического.

Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом - наоборот, подвергается реконструкции, переработке. Результаты последних исследований дают основания считать, что сохранение не есть хранение самой информации, а скорее внутреннее описание того, как эта информация была добыта.

К процессам памяти относится также узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее на основе личных впечатлений или на основе словесных описаний.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. В принципе, это также важный процесс, иначе рано или поздно перегрузка может сильно затруднить работу над новым материалом. Забывается лучше лишняя информация, несущественная для дальнейшей деятельности.

Существуют индивидуальные различия памяти. Память у людей проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной и хранимой информации. Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания и воспроизведения. Индивидуальность памяти проявляется также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный тип памяти. Чаще всего встречается смешанный тип памяти – слухо-моторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развивать и корректировать зрительную и слуховую память, внимание.

Проверка уровня зрительной и слуховой памяти, внимания через комплекс упражнений.

Работа по развитию произвольной памяти и внимания.

Объяснение детям значения хорошей памяти и внимания для человека.

Воспитание дружеских взаимоотношений между учащимися.

Воспитание мотивации к учению.

- конверты с карточками, смайликами;

Вступительная беседа.

- У нас сегодня на уроке гости. Давайте повернёмся к ним и дружно поздороваемся. У каждого на парте лежит конверт, когда нам нужно будет из него что-то достать, я вам скажу.

- Выполнив первое задание, мы узнаем, о чём будем сегодня говорить на занятии. (1 слайд)

Задание: рукой не водим, следим только глазками, нужно определить, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.



- Какое слово у нас получилось?

- Правильно. А что такое память? Зачем она нужна человеку? (Да, память очень важна для человека. Если бы её не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей.)

- А кто помнит: какие виды памяти бывают?

- Зрительная и слуховая.

- Молодцы. Мы сегодня потренируемся развивать нашу зрительную и слуховую память.

- Давайте прочитаем про себя тему урока. (2 слайд)

2. Упражнения на развитие памяти

Тренировка зрительной памяти

- Задание: В течение 2 минут вы должны внимательно посмотреть на экран. Запомните увиденные изображения. А теперь возьмите из конверта чистый листочек и зарисуйте как можно точнее.

- Проверьте в парах.

- А теперь давайте проверим все вместе по экрану. (3 слайд)

Тренировка слуховой памяти

- Задание № 1 с. 32: Послушай внимательно пары слов. Постарайся запомнить. Запиши второе слово каждой пары. Если какие-то непонятные слова?

ШУМ – вода СТОЛ - обед

МОСТ – река РУБЛЬ - копейка

ЛЕС – медведь ДИЧЬ – выстрел (дичь – дикие животные как объект охоты)

РОЙ – пчела ЧАС - время

ГВОЗДЬ – доска (4 слайд - проверка) РЕКА – море (5 слайд - проверка)

Инструкция: сейчас я вам прочитаю ряды слов, ваша задача – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить её. После этого вы должны записать первые буквы в том же порядке, в котором они прозвучали. У вас должно получиться новое слово. Например: Школа, Коза, Аист, Флаг – ШКАФ (на доске). (6 слайд)

А теперь работаем самостоятельно:

Каша, лимон, юла, ветер (клюв);

Заря, ива, метель, аквариум (зима);

Тайна, ель, лоб, еда, гора, айсберг (телега);

Тишина, езда, рот, мотор, овал, стол (термос) (термос – вид бытовой посуды для длительного сохранения более высокой или низкой температуры продуктов питания)

Проверка по слайду (7 слайд)

Физкультминутка

для глаз и физические упражнения (с мальчиком)

- В начале занятия вы на экране прочитали название нашего урока. А кто его помнит?

- Развитие памяти и внимания. (8 слайд)

- Молодцы! Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если вы внимательны, то подмечаете все детали, запоминаете их, а потом легко повторяете всё, что вы видели или слышали.

- Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? А мы сейчас это проверим.

3. Диагностика внимания и памяти

- Ну, как, трудно? Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. Для того чтобы работать быстро и качественно, мы должны быть очень внимательными, то есть у нас должно быть развито хорошо внимание. Над этой проблемой мы сегодня тоже поработаем.

Детям раздаются картинки. За 4 минуты нужно найти 10 отличий. Работа в парах. Проверка.

- Ребята, какой праздник недавно был?

- А чем Новый год всем нравится?

- Тем, что все получают подарки от Деда Мороза.

Итог занятия

- Чем мы сегодня занимались? Какие психические процессы (виды умственной деятельности) мы сегодня повторяли и развивали?

- Внимание и память.

- У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором лежит 2 смайлика: один весёлый, другой грустный. Выберите того смайлика, который показывает ваше настроение после сегодняшнего занятия. Если плохое настроение, то грустного смайлика, если хорошее настроение, то доброго. (11 слайд)

Мальчик-профессор

Внимание и память — познавательные процессы человека, необходимые, чтобы концентрироваться на чем-то и запоминать те или иные события, объекты и так далее. Человек, у которого начинаются проблемы либо с одним, либо с другим, чувствует острый дискомфорт, так как мозг становится перегруженным и находится в постоянном напряжении.

Что из себя представляют эти два процесса

В психологии разные мнения насчет данные познавательные процессы. Например, некоторые эксперты считают, что внимания как отдельного элемента нет, а есть только один из моментов психических событий. Однако на основании исследований ученые говорят, что оно существует как отдельная единица психологии, и мозг воспринимает внимание именно так.

Память же, напротив, не вызывает у них никаких разногласий. Это важный элемент работы, который связан с другими психическими процессами. Именно память обеспечивает связь прошлого с настоящим, а мозг расценивает ее как важную познавательную функцию. Память представляет собой накопление, закрепление и сохранение опыта человека. Поэтому она залог нормального психического функционирования организма. Мышление отказывается быть ясным, когда память подводит.

О внимании подробно

В психологии рассматривают внимание как некую концентрацию на объекте восприятия и описывают как действие, которое отражает динамические особенности познания. Связь его с другими психическими процессами до конца не установлена, но эксперты в психологии не сомневаются – она есть. Ведь от сосредоточенности и умения переключаться с одного объекта на другой или с одного действия на другое зависит многое, например, общение. Мозг отправляет сигналы и при помощи движения нейронов удается этого добиться.

К основным функциям внимания относят умение фильтровать лишнее, концентрируясь на главном и важном. А это значит, что человек сохраняет способность в любой ситуации выбирать для себя что-то важное и фиксироваться на нем. Мозг сам подскажет, на что лучше обратить внимание.

Внимание обеспечивает надежную связь между мышлением и соотнесенностью образов, пока длится какой-то акт или действие до полного достижения цели.

Классифицируют следующие виды внимания:

  • непроизвольное;
  • произвольное;
  • послепроизвольное.

Блок схема с видами и свойствами памяти

В первом случае речь идет о том действии, которое возникает само, когда мышление не завязано. Мозг видит что-то необычное, эмоционально сильно окрашенное и реагирует на это. Под произвольным вниманием понимают способность человека направлено фокусироваться на чем-то. Мозг и мышление настраиваются на сознательную оценку действия и концентрацию на нем. Такой вид внимания тесно связан с другими психическими процессами, например, с волей. В психологии это объясняется так: человек в момент сосредоточения на объекте прилагает волевое усилие, поддерживающее концентрацию на весь процесс.

Под послепроизвольным вниманием в психологии понимают начало конкретной деятельности и возникающий в связи с этим интерес. Такое отношение легко прослеживается, а мозг создает необходимые условия для сохранения целенаправленности.

Стоит учитывать, что циркуляция внимания происходит циклично, и через каждые 10 секунд мозг отключается. Это необходимо помнить, чтобы не утерять часть важной информации.

Подробнее о памяти

Память представляет собой некое отражение событий, которое закреплено и надежно сохранено в сознании человека. Она делится на 2 вида:

Классификация памяти человека

В первом случае говорят об особенности запоминания без специального заучивания. Обычно такой вид развит в детстве, а ко взрослому возрасту угасает. Во втором — закрепление информации с помощью специальных приемов.

Произвольная память зависит от целей и видов заучивания. Например, может работать механическая память, логика, мышление. Связь процессов крайне важна для успешного запоминания информации.

Память дополнительно делят на типы. Обычно упоминают о кратковременной и долговременной памяти. Кроме того, часто говорят об оперативной и промежуточной памяти, когда наблюдается связь между другими процессами и запоминанием как из долговременной памяти, так и кратковременной.

Если есть нарушения

Нарушения, что памяти, что внимания, встречаются довольно часто. Мозг перестает правильно ориентироваться, связь с другими процессами теряется, и возникают проблемы. Эксперты предлагают ряд решений по восстановлению памяти и корректировки концентрации.

Одним из вариантов коррекции называют заучивание стихов. Мышление улавливает связь между повторением одного и того же, и происходит запоминание. Естественно, для этого нужно тщательно сконцентрироваться. Достаточно учить в день по стиху, чтобы восстановить связь.

Как вариант, используйте гибкое мышление – запоминайте телефоны из своей мобильной записной книжки наизусть. Это позволит в трудной ситуации не остаться без связи, а также потренирует память.

Образное мышление – еще один вариант восстановить внимание и развить память. Достаточно составить много ассоциаций по тому или иному поводу, чтобы потом по ним вспомнить необходимую информацию и сконцентрироваться на ней.

Пример использования фантазии и образного мышления

Заниматься своим психическим развитием нужно постоянно. С возрастом возможности памяти и концентрация внимания снижаются. Поэтому стоит заранее перестраховаться и начать тренировки еще с молодости.

Тем более, что сделать это не так и сложно, так как есть огромное количество методик, а также большое число врачей специализируется на нарушениях в области познавательных процессов и на их укреплении. Если рекомендации выполнять регулярно и по инструкции, вы будете обладать ярким и острым разумом. Что позволит быстрее и проще справляться с различными задачами, решая их мгновенно.

Дополнительно помогайте себе, принимая витамины и микроэлементы. Это укрепит сосуды, улучшит способности запоминания и концентрации внимания и так далее. Также не забывайте и о рациональном режиме дня, чтобы прогулки на свежем воздухе питали мозг достаточным количеством кислорода и способствовали его лучшей работе. Заботьтесь о себе, и тогда всегда будете здоровы — что физически, что психически.

Читайте также: