Винительный и родительный падежи 4 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня урок русского языка мы начнем с задания - разминки, выполнив которое вы узнаете, о чем на уроке пойдет речь.

- Кабы я была царица, - - Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, - Говорит ее сестрица, -
-То на весь крещённый мир То на весь бы мир одна
Приготовила б я . Наткала б я .
А. С. Пушкин. А. С. Пушкин.

Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово. Выделите окончание. Устно поставьте вопрос к вставленному слову. Какой падеж применяется в каждом данном случае? Обсудите с соседом. /пир- ? окончание; приготовила б (что?) пир - В. п.; полотна- окончание -а-, наткала б (чего?) полотна - Р. п./

- Как вы определили, в каком падеже употреблены вставленные слова?

- Что нужно сделать, чтобы определить падеж у существительного?

- Какой можно сделать вывод? /чтобы определить падеж у существительного нужно найти слово, от которого задать вопрос к данному слову и по вопросу назвать в каком падеже слово/

- Кто допустил ошибку? /не всегда, только по вопросу можно правильно определить падеж у существительного/

Да, на уроке мы обсудим и выполним задания с определением Родительного и Винительного падежей. Мы будем выяснять, где имя существительное стоит в Р. п., где в В. п. Нам необходимо разработать пошаговый алгоритм для правильного определения падежа.

Скажите, чему вы хотели бы научиться на уроке? :

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Я тетрадь свою возьму
Уголочком положу,
Я, друзья от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Прописывают соединения, слова: рв, вр; у слова - пир, полотно - определяют число и род.

Учитель предлагает учащимся заполнить таблицу о падежах существительного, по предыдущему изученному материалу.

Работа в группе.

Название падежа Падежные вопросы Предлоги (наиболее часто употребляются)
Именительный кто? что? -
Родительный кого? чего? без, для, до, из, от, у
Дательный кому? чему? к
Винительный кого? что? про, через
Творительный кем? чем? над, перед
Предложный о ком? о чём? при, о (об)

УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПАДЕЖЕЙ

В следующем задании вам предстоит выяснить, что вы уже можете сделать для определения данных падежей, затем в паре обсудить, как вы это выполняли?

Составьте словосочетания с Винительным и Родительным падежами, запишите их с нужными вопросами в два столбика.

Вылить весь (что? чего?) (сок) в кувшин.

Налить немного (что? чего?) (сок) в стакан.

Выпить всё (что? чего?) (молоко).

Выпить чашку (что? чего?) (молоко).

Нарезать весь (что? чего?) (хлеб).

Нарезать немного (что? чего?) (хлеб).

Съесть весь (что? чего?) (виноград).

Съесть немного (что? чего?) (виноград).

Винительный падеж Родительный падеж

У кого не совпали мнения?

Почему только два вопроса?

Давайте обобщим, выполненное задание /предложенные слова - неодушевленные, поэтому выбрали только два вопроса (что? чего?); окончание изменялось у слов в Родительном падеже -а-/

Кто допустил ошибки? / не везде можно правильно определить падеж, ведь нет предлога, догадывались по измененному окончанию; нужно что-то еще/

Под музыку (звуки моря) выполняют физические упражнения для позвоночника, осанки.

Учитель помогает дополнить таблицу учащимся:

Название падежа Падежные вопросы Предлоги (наиболее часто употребляются) слова - помощники
Именительный кто? что? - существует
Родительный кого? чего? без, для, до, из, от, у нет
Дательный кому? чему? к дать
Винительный кого? что? про, через вижу
Творительный кем? чем? над, перед доволен
Предложный о ком? о чём? при, о (об) думаю

Выполняют в тетрадях.

Прочитайте пословицы. Найдите в них слова, стоящие в Винительном и Родительном падежах, подчеркните их (- - -). Выделите окончания. Надпишите падежи.

Ищи ветра в поле.

Много спать - добра не видать.

На чужой роток не накинешь платок.

Не учась, и лаптя не сплетешь.Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.

ФИЗМИНУТКА (для пальцев)

Проверка в группах. Два человека от группы выступают, объясняют смысл пословиц, указывают падеж.

Какие из предложенных пословиц, по вашему мнению, можно отнести к себе, учебе.

Какие "шаги" нужно выполнить, чтобы правильно определить, где - Р. п., В. п.?

Составление пошагового алгоритма /1. выделить у слова окончание; 2. найти слово (управляющее) от которого будем задавать вопрос; 3. задать падежный вопрос; 4. подставить слово - помощник; 5. посмотреть по таблице предлог (если имеется)/

Познакомьтесь с заданием. Подготовьте объяснение пословицам.

Вставьте нужные окончания, определите падеж в словах с пропущенными окончаниями в данных пословицах. Занесите в соответствующие графы таблицы номера пословиц.

1. Без труда не вытянешь и рыбк. из пруда.

2. Дым. без огня не бывает.

3. Едешь на день, хлеб. бери на неделю.

4. Живём, хлеб. жуем.

5. Шил. в мешке не утаишь.

6. От добра добр. не ищут.

Понравился вам урок?

Что понравилось вам на уроке?

Для чего мы определяем падежи?

Вы уже научились без ошибок определять падежи или еще нужно поупражняться?

На следующем уроке мы продолжим работать со словами - помощниками в определении падежей существительных.

Выполнили ли вы намеченные вами цели?

Учитель отмечает работу каждого ученика.

Прошу вас, оценив свою работу на уроке, взять жетоны определенного цвета:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, родительном и дательном падежах.

обеспечение усвоения учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного;

умение составлять алгоритм для определения написания безударного окончания;

умение формулировать вопросы к прилагательному.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся безошибочно определять и писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе в именительном, родительном и винительном падежах.

Формируемые УУД:

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование цели;

построение логической цепочки рассуждений;

ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Регулятивные:

уметь работать по коллективно составленному плану;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Слушать и понимать речь других;

Учиться работать в паре и группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Мотивация учебной деятельности, проявлять положительное отношение ушколе и учебной деятельности, к изучению русского языка.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, личностно-ориентированная деятельность; работа в парах; работа в группах.

Основные дидактические методы: проблемный, частично-поисковый, практический.

Оборудование: учебник, ПК, проектор, презентация к уроку, доска, карточки.

Универсальные
учебные действия

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

– Здравствуйте, ребята. Урок русского языка я хочу начать с пословицы: « Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

Слайд № 1.

– Я желаю, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом.

Наш девиз: Слайд № 2

Смело иди вперёд,

Не стой на месте,

Чего не сделает один,

Сделаем вместе.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень готовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока). Отвечают на вопрос, рассуждают

Принимать
и сохранять организационные задачи

II. Актуализация опорных знаний

1) Чистописание

2) Словарная работа.

3) Повторение о прилагательном.

Актуализировать требования к ученику со стороны уч. деятельности; создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в уч. деятельность;

-На доске записаны буквосочетания.

Ой ый ий ого его ое ее

- Что записано на доске?

- Выпишите сначала окончания прилагательных в мужском роде, затем в среднем в ед. числе в именительном падеже.

- В какой форме будут стоять прилагательные с окончаниями ого, его?

Наметить шаги учебной деятельности.

Запись слов на доске .Разобрать по составу: альбомный, ветерок, работать, мебельная, облачное, пробежка, малиновые.

- Назовите слова, которые относятся к имени прилагательному. Подберите существительное и определите род прилагательных.

Повторение правила о прилагательном.

-Расскажите друг другу правило, что вы знаете о прилагательном. Слайд № 3

Мозговой штурм

-Ответьте на вопросы: да или нет

1)имя прилагательное относится к служебным частям речи (нет)

2)имя прилагательное – самостоятельная часть речи (да)

3)имя прилагательное обозначает предмет (нет)

4)имя прилагательное обозначает признак предмета (да)

5)имя прилагательное отвечает на вопросы где? Куда? Откуда? Как? (нет)

6) имя прилагательное отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? (да)

7) имя прилагательное в предложении чаще всего бывает определением? (да)

8)имя прилагательное имеет постоянный род (нет)

9)имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (да)

10)род, число и падеж имени прилагательного зависит от имени существительного, с которым оно связано (да)

-Проверьте себя по шаблону.Слайд № 3

Определяют закономерность, красиво и аккуратно делают записи в тетради.

Прогнозируют свою работ

Работа в паре. Заполнение таблицы.

Вспоминают правила, оценивают ответы друг друга, оперируют своими знаниями.

Формулируют изучаемые понятия, задают вопросы и отвечают на них.

Выделять существенную информацию
Выдвигать гипотезу
и обосновывать ее. Осуществлять
актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать

и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного
задания.

Осуществлять контроль
по результату. Делать выводы, извлекать информацию
из различных источников. Аргументировать свою
позицию.
Планировать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Анализировать, находить общее и различия,
делать выводы. Учитывать мнение
соседа по парте

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Стар… пасечник налил душист… мёд из деревянн… бочонка и угощал дорог… гостя. Разбор предложения.

– Вот вы и подошли к теме урока. Чему же будет она посвящена? Написанию безударных гласных имён прилагательных. В каких падежах? Вспомните минутку чистописания.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать учебную задачу. Строить
речевое высказывание
в устной форме

I V . Изучение нового материала

1.Постановка проблемы.

Вспомним алгоритм написания безударных гласных Слайд № 4

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Расставьте по порядку действия

Написать соответствующее окончание в прилагательном.


Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.


Выделить окончание в слове-вопросе.

Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

2. Объяснение нового материала.

- Вернитесь к нашему предложению. Какую цель нам необходимо поставить? У прилагательных каких падежей будет учиться писать окончания? Почему? По опорным схемам рассказать.

Группы 1 ряда окончания в И.п.

Группы 2 ряда окончания в Р.п.

Группы 3 ряда окончания в В.п.

3.Физминутка.
Ребята, я вижу, что вы немного устали, давайте отдохнем, но наша зарядка будет продолжением урока. Слова какой части речи для нас сейчас очень важны? Прилагательные.
Называю прилагательные вместе с существительными. Если это прилагательное мужского рода – приседают мальчики, если женского – девочки.
Если среднего рода – все стоят, но поднимают одну руку. Если прилагательное во множественном числе – две руки.
Родной край, прекрасная погода, известные писатели, настоящий путешественник, яркое солнце, весенние каникулы, классная работа, интересный урок, веселая затея, теплое пальто, золотой огонь, серебряная медаль, странный человек, голубое небо, воспитанные дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели преподавания: 1. Формирование умений различать винительный и родительный падежи имен существительных в речи.

2. Развитие внимания, памяти, речи, умения правильно использовать падежные формы существительных в речи.

3. Воспитание интереса к предмету, умение правильно оценивать свое поведение, быть самокритичным.

Цели обучения: 1. Знать падежи имени существительного и вопросы к ним; уметь правильно ставить падежные вопросы к существительным в винительном и родительном падежах; уметь сопоставлять и сравнивать падежные формы существительных; анализировать и делать выводы.

2. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и слышать одноклассников, понимать речь других. Уметь работать в группе и в паре. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные результаты: Учащиеся знают падежи имени существительного и вопросы к ним; умеют правильно ставить падежные вопросы к существительным в винительном и родительном падежах; умеют сопоставлять и сравнивать падежные формы существительных; анализируют и делают выводы.

Организационный момент. Создание эмоционального настроя. Мотивация к деятельности.

- Ребята, мы начинаем урок как обычно, с разминки. Назовите словосочетание с существительным в винительном падеже: Вижу (кого? что?) … Кто назовет, может занять свое рабочее место.

- Молодцы, все справились с заданием!

- Сегодня на уроке вас ждёт много разных открытий: больших и маленьких. Но открытие нового невозможно без повторения старого, поэтому урок начнём с повторения.

3. Постановка темы и целей урока.

- Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость".

- Объясните смысл пословицы.

- Что сейчас является вашим трудом?

- Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока? (Дисциплинированность, аккуратность, организованность, трудолюбие.)

- Прочитайте словосочетания, записанные на доске:

спросить мальчика, спросить у мальчика.

- Чем похожи словосочетания?

- Чем различаются? (предлог, падеж).

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Определим цели урока. Обратимся к таблицу ЗХУ.

- Что вы знаем по этой теме?

- Что хотите узнать?

- Вернемся к таблице в конце урока, чтобы посмотреть, что мы узнали.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

4. Работа над новым материалом.

1. Работа в группах. Изучение нового материала.

- Прочитайте материал учебника на с.83 и обсудите в группе, как можно отличить винительный падеж от родительного. Пользуйтесь вопросами для самопроверки.

1. На какие вопросы отвечают имена существительные в В.п.?

2. На какие вопросы отвечают имена существительные в Р.п.?

3. Что общего и чем различаются падежи?

- Взаимопроверка. Метод Джиксо.

2. Работа в парах. Работа с таблицей. (у, 172, с.83). Определение падежа выделенных имен существительных.

- Допишите словосочетания с одним и тем же существительным. Определите его падеж. Докажите. Сравните, чем они отличаются.

- Проверка. Учащиеся по кругу читают словосочетание, называют падеж, доказывают.

Подарок брата (Р.п.), слушать брата (В.п.).

Рассказ брата (Р.п.), навестить брата (В.п.).

Костюм брата (Р.п.), послушать брата (В.п.).

Защитить брата (В.п.), письмо брата (Р.п.).

Учить брата (В.п.), тетрадь брата (Р.п.).

Любить брата (В.п.), сумка брата (Р.п.).

- Как отличить винительный падеж от родительного? На какой дополнительный вопрос отвечают имена существительные в родительном падеже?

Физминутка.

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны.

- Кто быстро и правильно напишет словосочетания и определит падеж.

- Проверка. Спикеры от каждой группы выходят к доске, поочередно называют словосочетания, определяют падеж, доказывают свой ответ.

Кастрюля каши (Р.п.), ладошка ребенка (Р.п.), луч солнца (Р.п.), середина лета (Р.п.), стакан молока (Р.п.).

- Взаимооценивание работы групп. Устный комментарий.

Кастрюля каши (Р.п.,

4. Самостоятельная работа. Выборочное письмо. (у.178, с.85-86).

- Как можно его озаглавить? Почему вы так считаете?

- Выпишите словосочетания с существительными в Р.п. и в В.п.

- Для сильных учащихся: придумать 2 предложения с существительными в Р.п. и в В.п.

Возвращался с охоты (Р.п.), уменьшила шаг (В.п.), упал с дерева (Р.п.), дрожал от страха (Р.п.).

- Самопроверка по образцу. (на доске).

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Обратимся к таблице ЗХУ.

- Что мы узнали на уроке?

- Как отличить винительный падеж от родительного?

- За что вы можете похвалить себя на уроке? А одноклассников?

- На доске таблички. Прикрепите свой стикер к той табличке, которая подходит для вас.

- Я понял и могу объяснить другому ученику.

- У меня есть вопросы по теме.

- Может кто-ко хочет прокомментировать свой выбор. (2-3 учащихся).


У учащихся часто возникают трудности в определении именительного, родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных как в единственном, так и во множественном числе. Данный видеоролик поможет ребятам научиться отличать эти падежи во множественном числе и правильно писать окончания имён существительных.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа"


Какие сейчас замечательные солнечные дни стоят. Недавно мы с Вирусом гуляли в лесу, и я записала свои впечатления о нашей прогулке. Ими я хочу поделиться и с вами.

Как-то морозным зимним днём мы гуляли в лесу. Там стояли укутанные снегом сосны, ели и дубы. На опушке леса в снегу барахтались тетерева и куропатки. А на деревьях, нахохлившись, сидели пестрокрылые свиристели с хохолками на головках.

Вдруг раздался выстрел охотника. С сосен, елей и дубов облетел снег. Не стало видно ни тетеревов, ни куропаток, ни даже свиристелей.

Грустные мы вернулись домой и всё вспоминали укутанные снегом сосны, ели и дубы. А ещё – чуть заметных в снегу тетеревов и куропаток. И, конечно, пестрокрылых свиристелей.


Вирус, ты что-то хочешь мне сказать?


Окончания у этих имён существительных -а, -и.

Не стало видно кого? Тетеревов, куропаток, свиристелей.

Вспоминал кого? Тетеревов, куропаток, свиристелей.

И вновь вопрос кого? и те же окончания у имён существительных, что и в предыдущем предложении.


Не расстраивайся, Вирус! Для того, чтобы тебе было легче, мы с тобой сейчас составим таблицу.


Посмотри, у одушевлённых имён существительных одинаковые вопросы и окончания в родительном и винительном падежах. Вопрос кого? и окончания нулевое, -ов, -ёв,

А вот у неодушевлённых имён существительных одинаковые вопросы и окончания в именительном и винительном падежах. Вопрос что? и окончания -ы, -и, -а, -я.

Это (что?) косы, земли, столы, дни, леса, тополя, озёра, моря, тени.

Вижу (что?) косы, земли, столы, дни, леса, тополя, озёра, моря, тени.

Если же тебе необходимо определить падеж имени существительного, стоящего во множественном числе и отвечающего на вопросы что? или кого?, на помощь надо звать любое имя существительное первого склонения в единственном числе.

Сегодня нам помогала куропатка, на предыдущих уроках – коза и коса.

Ну что, Вирус, давай устроим соревнование, кто из нас быстрее справится с одним заданием: определить в фразеологизмах падежи имён существительных, стоящих во множественном числе. А профессор нас рассудит. Начнём?

Мышей не ловит, считать ворон, развесить уши, спать без задних ног, втирать очки, не хватать звёзд с небес, в подмётки не годится, крокодиловы слёзы.

Ой, ребята! Вместо того, чтобы выполнять задание, Вирус стал записывать фразеологизмы в свой блокнот.

А я всё-таки определила падежи имён существительных, стоящих во множественном числе. И профессор их проверил. Вот посмотрите:

Считать ворон. Считать (кого?) козу. Винительный падеж.

Развесить уши. Развесить (что?) косу. Винительный падеж.

Спать без задних ног. Спать (без чего?) без косы. Родительный падеж.

Втирать очки. Втирать (что?) косу. Винительный падеж.

Не хватать звёзд с небес. Не хватать (чего?) косы (с чего?) с косы. Родительный падеж.

В подмётки не годится. Не годится (во что?) в косу. Винительный падеж.

Крокодиловы слёзы. (Что?) крокодилова коса. Именительный падеж.


Вот здорово! Я справилась! А теперь мы с Вирусом пойдём в библиотеку, возьмём словарь фразеологизмов и узнаем значения каждого из тех, которые сегодня записали.

Читайте также: