Вид критерии и структура 11 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 6.1. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы

Вид — совокупность особей, имеющих наследственное сходство морфологических, физиологических и биохимических особенностей, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих определённый ареал и одинаково изменяющихся под влиянием факторов внешней среды.

Чтобы отнести особей к одному и тому же или к разным видам, их сравнивают по критериям — эволюционно устойчивым диагностическим признакам, характерным для одного вида, но отсутствующим у других.

Основные критерии видов:

  • Морфологический. Комплекс морфологических признаков, отличающих один вид от другого. Исключение — виды-двойники.
  • Физиологический. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей, прежде всего — сходство размножения.
  • Географический. Территориальные различия. Каждый вид занимает определённую территорию или акваторию (ареал). Ареалы разных видов могут перекрываться.
  • Экологический. Каждый вид характеризуется своим собственным отношением со средой обитания.
  • Генетический. Для каждого характерен определённый набор хромосом, сходных по размерам, форме и составу.
  • Этологический. Особенности поведения особей, выявляемые при определении видовой принадлежности организма.

Подвид — географически или экологически обособленная часть вида, особи которой под влиянием факторов среды приобрели устойчивые особенности, отличающие ее от других особей того же вида; особи разных подвидов могут свободно скрещиваться в природе.

Развитие представлений о виде

Карл Линней Виды реально существуют. Виды не изменяются.
Ж.-Б. Ламарк В природе реально существуют лишь группы особей. Вид — категория не существующая, а введенная человеком. Любое изменение условий приводит к изменению особей.
Ч. Дарвин Виды реально существуют как совокупности особей. Виды изменяются вследствие эволюции.

Экологическая ниша — пространственное и трофическое место вида в биогеоценозе (экосистеме), комплекс его связей с другими видами и требований к физической среде обитания.

популяция

Каждая популяция характеризуется плотностью (количество особей на единицу площади), численностью (общее количество особей популяции), возрастным составом (соотношение молодых, зрелых и старых особей), половой структурой (соотношение самок и самцов), пространственной структурой (характер размещения особей).

Типы пространственного распределения особей:

  • Пятнистое (групповое) распределение встречается чаще всего, Связано с неоднородностью среды или склонностью организмов образовывать группы.
  • Случайное (диффузное) распределение характерно для однородной среды при отсутствии сильного взаимодействия особей.
  • Регулярное (равномерное) распределение связано с острой конкуренцией между разными особями.


Популяции (по характеру использования территории):

  • оседлые — длительное время занимают одну и ту же территорию,
  • кочевые — недалеко перемещаются в поисках корма и во время зимовки (это способ избегания неблагоприятных условий и лучшего приспособления к сезонным явлениям)
  • мигрирующие — закономерная смена местообитания по определенным маршрутам.

волны жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок на тему : Вид . Критерии вида и его структура.

Тема: Вид. Критерии вида и его структура.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать понятие вид и критерии вида, его структуре, определить понятие о популяции как о структурной единице вида.

Задачи урока:

Образовательная. Создать представления о виде как о целостной структуре

живой природы; сформировать знания о критериях вида; раскрыть

особенности популяционной структуры вида.

Развивающая. Продолжать формировать умения наблюдать и отмечать

Воспитательная. Продолжать формировать научное мировоззрение, любовь к природе, культуру труда на основе ведения записей в тетради.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

I. Организация урока.

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих.

2.Актуализация знаний.

Проведение фронтального опроса по вопросам.

1. Что называют борьбой за существование?

2. Какие формы борьбы за существование выделил Ч. Дарвин?

3. Какую форму борьбы за существование Ч. Дарвин считали самой напряженной?

4. Почему межвидовая борьба за существование считается менее напряженной, чем внутривидовая?

5.Какое влияние оказывают факторы неживой природы на выживаемость живых организмов?

6. Чем сопровождаются все формы борьбы за существование?

7. Кто же выживает в борьбе и оставляет после себя потомство?

8. Какое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных?

9. Что служит материалом для отбора?

10. Что является движущей силой изменения вида?

11. Как себе представлял Ч. Дарвин возникновение новых видов?

12. Что называют эволюцией?

13. Что создает генетическую неоднородность внутри вида?

14. Какой существует направленный эволюционный фактор?

15. Что служит факторами отбора?

16.Какой ученый первым обратил внимание на универсальность и реальность?

III. Самоопределение к деятельности.

Изучение нового материала.

В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит представление о виде. Что же такое вид и насколько реально его существование в природе?

- Что называют в современной биологии видом?

Учащиеся записывают в тетрадь определение:

В современной биологии видом называют

совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих, сходное плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый кариотип сходное поведение и занимают определенный ареал (область распространения).

Биологический вид - это не только основная таксономическая единица в биологической систематике. Это целостная структура живой природы

- Назовите одну из важнейших характеристик вида. (репродуктивная изоляция, т. е существование механизмов препятствующих притоку генов извне).

- Защищенность генофонда данного вида от притока генов других в том числе близкородственных видов достигается разными путями.

- К способам изоляции, препятствующим скрещиванию разных видов относятся:

а) различия ареалов, мест обитания, отсюда невозможность встречи;

б) разные сроки размножения;

в) различия в строении половых органов;

г) нежизнеспособность или стерильность гибридов;

4) Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

Наличие репродуктивной изоляции в природных условиях является решающим фактором в определении вида как генетически закрытой биологической системы.

Характерные признаки и свойства, которыми одни виды отличаются от других, называются критериями вида.

Далее мы с вами поговорим о критериях вида. Существует несколько основных критериев вида.

о морфологическом критерии

О физиологическом критерии

О географическом критерии

О биохимическом критерии

О цитологическом критерии

О экологическом критерии

О этологическом критерии

О генетическом критерии

О историческом критерии.

- Как вы думаете какой из этих критериев является абсолютным и универсальным в определении принадлежности особи к какому- то виду?

1. Критерии - это признаки, по которым один вид отличается от другого

2. Нет ни одного видового критерия, который можно было признать абсолютным и универсальным. Для определения принадлежности особи к какому-то виду недостаточно одного критерия, необходимо учитывать совокупность всех критериев.

3.Вид представляет собой генетически относительно изолированную систему, что доказывает реальность существования видов в природе.

Структура вида. Реально в природе особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще отсутствовать. Такие частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциям (от лат. populus — народ, население), т. е. в естественных условиях любой вид состоит из совокупности популяций.

Учащиеся записывают в тетрадь определение.

Популяция - это совокупность особей данного вида, занимающих определенный участок территорий внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между

собой и частично или полностью изолированных от
особей других популяций. Реально вид существует в виде популяции.

-Чем представлен генофонд вида? (генофондами популяций).

Именно популяция является элементарной единицей эволюции.

IV. Закрепление.

А) Для закрепления знаний о критериях проводим беседу по следующим вопросам:

Что такое критерии вида?

Назовите критерии вида.

4. Какой по вашему мнению, критерии является самым наглядным и понятным? Какие еще существуют критерии?

5. Что называют популяцией?

6.Что является элементарной единицей эволюции?

Б) тестовое задание

Тестирование с последующей самопроверкой.

Предлагаются суждения, выписать цифры, за которыми приведены правильные утверждения:

1. Виды-двойники способны скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство;

2. Исходная единица систематики организмов - это вид;

3. Пеночки - теньковки и пеночки - веснички, обитающие в одном лесу, составляют одну популяцию разных видов;

4. Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример географического критерия;

5. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию.

(Правильные ответы: 2,4,5)

Начало формы

1. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида – это:

генетический критерий
экологический критерий
географический критерий
морфологический критерий

Конец формы

2. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида – это:

генетический критерий
биохимический критерий
морфологический критерий
физиологический критерий

3. Сходство химического состава особей одного вида.

генетический критерий
экологический критерий
биохимический критерий
морфологический критерий

4. Определённый набор и форма хромосом у особей одного вида – это:

генетический критерий
биохимический критерий
физиологический критерий
морфологический критерий

5. Обитание особей одного вида в сходных условиях – это:

биохимический критерий
экологический критерий
географический критерий
морфологический критерий

6. Общий ареал, занимаемый видом в природе – это:

генетический критерий
экологический критерий
географический критерий
морфологический критерий

7. Основополагающим для вида критерием является.

морфологический
генетический
физиологический
биохимический

8. Для определения вида необходимо использовать:

морфологический и генетический критерии
биохимический и физиологический критерии
географический и экологический критерий
все критерии вида

9. Пеночки – теньковки и пеночки – веснички, обитающие в одном лесу, составляют:

Одну популяцию одного вида
Одну популяцию разных видов
Две популяции одного вида
Две популяции двух видов

10. Исходная единица систематики организмов:

вид
род
популяция
отдельная особь

V. Итог урока Оценка знаний и выставление отметок. VI. Домашнее задание. Изучить § ё12.4.1. Ответить на вопросы учебника на с.378 – 379.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология 11 класс.

Учебник: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

Тема: Вид, его критерии и структура.

Обучающие - продолжить формировать предметные компетенции в распознавании систематических таксонов и различных видов критериев.

Развивающие - развивать общеучебные компетенции работать с источниками информации, анализировать, формулировать выводы,

Воспитательные – экологическое воспитание, способствовать формированию научного мировоззрения.

Планируемые результаты:

Предметные: расширить и углубить понятия вид, критерии вида, уметь характеризовать критерии вида по существенным признакам и применять теоретические знания при решении практических заданий.

Личностные УУД: формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новой темы через решение практических заданий, развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи, использовать источники информации для достижения цели учебной деятельности, работать по инструктивному листу, оценивать степень достижения цели урока, оценивать качество и уровень выполнения заданий.

Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в различных источниках информации, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов.

Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать друг с другом, слушать и слышать речь одноклассников и учителя, излагать своё мнение.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Оборудование: фото растений и животных разных видов для работы в группах, карточка-задание, инструктивные карточки.

Форма работы – групповая.

1. Организационный момент.

Подготовка класса к уроку.

2. Актуализация знаний.

- Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наибольшего

2. Лисица обыкновенная

- Составьте схему надвидовая и внутривидовая структура вида.

3. Мотивация и целеполагание.

В XVIII веке шведский натуралист К. Линней считал, что вид – универсальная, реально существующая единица живой материи, морфологически однородная и неизменная. Идея неизменной природы строилась на концепции креационизма, которая утверждала, что все сущее было сотворено Богом. Он ввел бинарную номенклатуру вида и заложил основы современной систематики.

В начале XIX века французский биолог Ж. Б. Ламарк, сторонник идеи трансформизма, считал, что виды реально не существуют, термин придуман для удобства классификации, реально же существует постоянно изменяющиеся ряды особей.

Основатель учения об эволюции органического мира Ч. Дарвин, считал, что виды являются естественно-историческим понятием, они реально существуют, но они изменяются и являются результатом эволюционного развития.

Сформулируйте тему и цели урока.

Заполните первые две колонки таблицы:

Что я знаю по теме

Проблема: Что такое вид, какую он имеет структуру и на основании каких критериев он выделяется?

4. Освоение нового знания.

- Работа в группах.

Инструктивная карточка для 1 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида.

2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

Ирбис – это крупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих, отличается тонким, длинным и гибким телом, короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Длина тела, вместе с хвостом, 200-230 см, весит до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными темными пятнами. Снежный барс действительно снежный, потому что живет высоко в горах, там где вершины большую часть года покрыты снегами. Широкие лапы-снегоступы не дают ему завязнуть в сугробах. Он добывает себе пищу в горных ущельях, в лесах, на скалистых вершинах гор. Кормится ирбис всеми живущими рядом с ним млекопитающими - от грызунов до горных козлов и баранов, даже может напасть на оленей, мелких яков. Беременность у ирбисов длится 98 до 103 дней. В апреле – июне у самок барсов рождается от 2 до 5 детенышей. Этот редкий зверь встречается в горах Индии, Китая, Афганистане, Узбекистане, Казахстане, в России он обитает на юге Красноярского края, в республике Тыва, Хакасия, Горный Алтай.

3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны.

(1)Башмачок настоящий, или венерин башмачок – многолетнее травянистое растение семейства Орхидные.

(2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных лугах и в зарослях кустарников.

(3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью.

(4)Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем.

(5)Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу – ярко-жёлтые.

(6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.

4. Ответьте на вопрос: Можно ли выделить главный критерий для определения вида?

5. Сформулируйте определение вида и запишите в тетрадь.

Инструктивная карточка для 2 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида.

2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

Тутовый шелкопряд – бабочка из семейства настоящие шелкопряды, производитель шелка. Одомашнен в около 3000 лет до н.э. Близкий вид, а возможно, и исходная форма одомашненного тутового шелкопряда – дикий тутовый шелкопряд. По внешнему виду тутовый шелкопряд – невзрачная бабочка с толстым, сильно волосистым телом и белыми крыльями, достигающими в размахе 4–6 см. Несмотря на наличие крыльев, бабочки в результате одомашнивания утратили способность летать. Родина шелкопряда, по всей вероятности, Китай, откуда, вместе с тутовым деревом, он распространился на север и на юг, но в дикой природе не встречается, раз­во­дят его в Южной Ев­ро­пе, Сред­ней Азии, на Кав­ка­зе и в дру­гих ре­ги­о­нах. Гусеницы питаются толь­ко листьями тутового дерева. Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева (шелковицы).

3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида растения Пихта сибирская. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны.

(1)Пихта сибирская — вечнозелёное дерево, достигающее 30 метров высотой, с красивой узкоконической, почти колонновидной кроной.

(2)Пихта распространена в Сибири, где доходит до верховьев Алдана, а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу. (3)Несмотря на высокую морозостойкость, пихта сибирская теплолюбива, требовательна к богатству почвы и влажностному режиму местообитаний.

(4)На севере Европейской части России, где вечная мерзлота к югу от Полярного круга отсутствует, пихта в основном достигает лишь 63–64° с. ш.

(5)В Красноярском Заполярье пихта растёт в форме стлаников, выживающих за счёт вегетативного возобновления.

(6)Пихта сибирская избегает заболачивания, теневынослива, очень чувствительна к дымовым газам.

4. Ответьте на вопрос: Можно ли выделить главный критерий для определения вида?

5. Сформулируйте определение вида и запишите в тетрадь.

Инструктивная карточка для 3 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида.

2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

Черная крыса в среднем меньше серой крысы (пасюка). Взрослые особи имеют длину тела 15-22 см и массу 130-300 грамм. Хвост густо покрыт волосами; обычно он длиннее тела до 28,8 см. Мордочка у неё уже, а ушные раковины больше и круглее, чем у пасюка. Для черных крыс характерен естественный полиморфизм окраски меха. Черная крыса распространена космополитно: обитает в Европе, Азии, Африке, Америке и Австралии. В пределах России распространена в Европейской части России, исключая север, на побережье Тихого океана, единичные находки в Восточной Сибири. Были выявлены 4 основных кариотипических формы черной крысы: азиатская – 42 хромосомы, цейлонская – 40 хромосом, океанийская – 38, маврикийская – 42 хромосомы. В природе в питании в питании черных крыс преобладают растительные корма (семена, орехи, плоды). Животная пища (беспозвоночные) играет небольшую роль. А на кораблях и в постройках человека питаются тем же, чем и люди. В день одна крыса съедает 15 грамм пищи и выпивает 15мл воды. 3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Электрический угорь. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны. (1)Электрический угорь – единственный вид рыбы рода Electophorus, несмотря на внешнее сходство, не родственен настоящим угрям. (2)Эти рыбы населяют реки северо-восточной части Южной Америки и притоки среднего и нижнего течения Амазонки. (3)Угорь генерирует разряд напряжением до 1300 В и с илой т ока д о 1 А . ( 4)Электроимпульсы п роводятся н ервными волокнами в нейроны головного мозга, именно так передаются различные сигналы, которые воспринимает организм. (5)Мощные силовые волны электрический угорь посылает до 150 раз в сутки. (6)Но самое странное то, что, несмотря на такое грозное оружие, питается угорь в основном мелкой рыбёшкой. 4. Ответьте на вопрос: Можно ли выделить главный критерий для определения вида? 5. Сформулируйте определение вида и запишите в тетрадь.

Инструктивная карточка для 4 группы.

1.Используя текст учебника выделите и запишите в тетрадь основные критерии вида. 2.Определите, запишите в тетрадь и докажите о каких критериях идет речь в данном тексте:

3.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в тетрадь цифры, под которыми они указаны.

(1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.

- Проверка выполненных заданий.

- Какой вывод можно сделать по результатам выполнения всех заданий?

1. Вид – совокупность особей близкородственных популяций, имеющих общие морфо анатомические, физиолого-экологические, биохимические и генетические признаки, населяющих определенный ареал, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и отдаленных от других таких же групп.

2.Вид – наименьшая единица классификации, у которой существует надвидовая и внутривидовая структура.

3.Для обозначения вида используется двойное название, где сначала указывают род, к которому относится вид, а затем видовое название.

4.Для определения видовой принадлежности вида учитываются все критерии. Нет ни одного видового критерия, который можно было бы признать абсолютным и универсальным.

6. Домашнее задание

- Прочитать параграф, ответить на вопросы к параграфу.

- Записать морфологические критерии белого и бурого медведя, географический критерий бизона и зубра, экологический критерий лисы и песца.


Правдиво или ошибочно мнение, что заяц-беляк – это заяц-русак зимой?

- Что называется видом, популяцией и чем отличаются эти понятия?

- Какие критерии позволяют с точностью отнести тот или иной организм к определённому виду?

- Почему основные критерии вида имеют относительный характер?

б) приспособленность вида к условиям обитания?

Глоссарий по теме:

Вид (лат. species – род, порода, вид) — основная структурная единица биологической систематики живых организмов (животных, растений и микроорганизмов). Таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию для получения в ряду поколений плодовитого потомства, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды;

Критерии вида – это эволюционно устойчивые таксономические (диагностические) признаки, которые характерны для одного вида, но отсутствуют у других видов;

Популяция (от лат. populatio — население) — это совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории (занимающих определённый ареал) и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Структура популяции — это определенная организация, формирующаяся, с одной стороны, на основе биологических свойств вида, а с другой — под влиянием абиотических факторов среды и популяций других видов. Структура популяции не стабильна. Различают пространственную (территориальную), возрастную, половую, генетическую, поведенческую и другие виды структуры популяции.

Микроэволюция – распространение в популяции малых изменений в частотах аллелей на протяжении нескольких поколений; эволюционные изменения на внутривидовом уровне: мутации, естественный отбор, искусственный отбор, перенос генов и дрейф генов. Эти изменения приводят к дивергенции популяций внутри вида, и, в конечном итоге, к видообразованию.

Макроэволюция - это процесс формирования крупных систематических единиц: из видов — новых родов, из родов — новых семейств и т. д. В основе макроэволюции лежат те же движущие силы, что и в основе микроэволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор и репродуктивная изоляция. Так же, как и микроэволюция, макроэволюция имеет дивергентный характер.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Биология. Общая биология 10–11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.– М.: Просвещение, 2018.: с 142 – 148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В конце XVII века английский ботаник Джон Рей впервые предложил отличать разные виды по внешнему и внутреннему строению и способности скрещивания между собой.

В XVIII веке шведский натуралист Карл Линней предложил считать вид неизменным и постоянным, не связанным с другими видами родством и изначально целесообразным.

Сто лет спустя Ж.-Б. Ламарк пришел к представлению об искусственности вида, построив систему классификации на основе постепенного и всеобщего изменения видов и превращения их в другие виды.

Реальность существования видов доказывается системой критериев, которые позволяют чётко выделить виды и отличить их друг от друга:

Морфологический критерий подразумевает внешнее сходство особей, относящихся к одному виду. Но иногда особи одного вида очень сильно отличаются или наоборот, есть так называемые виды-двойники, которые генетически изолированы и не скрещиваются. Следовательно, для определения видовой принадлежности одного морфологического критерия недостаточно.

Генетический критерий определяет генетическую изоляцию вида от других – невозможность скрещивания между особями разных видов из-за отличий хромосомного набора (число и строение хромосом). Но иногда и этот критерий подводит, так как плодовитое потомство может появляться при скрещивании особей, относящихся к разным видам.

В основе физиологического критерия лежит сходство всех физиологических процессов у особей одного вида (питание, дыхание, выделение), особенно важны отличия в физиологии размножения (строение полового аппарата, сроки размножения).

Биохимический критерий основан на сравнении в первую очередь ДНК и белков, где с большой вероятностью можно определить, насколько близкими родственниками являются те или иные виды.

Географический критерий определяет обитание каждого вида в пределах определенной территории (ареала).

Экологический критерий предполагает приспособленность каждого вида к определенным условиям существования и заниманием им определенной экологической ниши.

Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев.

Наименьшей эволюционной единицей считается популяция, в которой главным объединяющим фактором является возможность свободного скрещивания между особями. Мутационный процесс, происходящий под контролем естественного отбора, приводит к постепенному изменению генофонда внутри популяции. Синтетическая теория эволюции в эволюционном процессе выделяет два этапа: 1) микроэволюция, которая протекает на уровне популяции в сравнительно небольшие промежутки времени и заканчивается образованием нового вида; 2) макроэволюция, в результате которой образуются надвидовые систематические единицы (роды, семейства, отряды, классы, типы). В отличие от микроэволюции макроэволюция протекает длительное время и обычно на больших территориях.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Выберите один ответ.

Группа особей, способных свободно скрещиваться и проживающих на одной территории, − это:

1) вид; 3) экосистема;

2) популяция; 4) экологическая ниша.

Ответ: 2) популяция;

Пояснение: популяция – это группа особей, проживающих на одной территории и способных свободно скрещиваться между собой.

2. Рассмотрите предложенную схему классификации мутаций. Допишите пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.


Читайте также: