Ветвление конспект 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (859 кБ)

  • ввести понятия разветвленного алгоритма, ветвления полной и неполной формы;
  • научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схемы.
  • Обучающие: способствовать изучению разветвляющихся алгоритмов, полного и неполного ветвления, последовательности действий при решении задач, формирование навыка составлять блок-схемы.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания; развитие познавательного интереса к предмету.
  • Воспитательные: развитие умения связывать изучение нового материала с уже известными фактами; воспитание самостоятельности и умения работать в группах, в паре и самостоятельно.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (Презентация), листы оценок групп (Приложение 1), карточки с заданиями для групп (Приложение 2), опорный конспект урока для учащихся (Приложение 3), задания для самостоятельной работы (Приложение 4), смайлики для рефлексии (желтые и красные)

В начале урока класс делится на три группы:

1 гр. – 1 уровень сложности (базовый уровень),
2 гр. – 2 уровень сложности (повышенный уровень),
3 гр. – 3 уровень сложности (углубленный уровень).

В каждой группе заранее учителем выбирается капитан (помощник), который будет заполнять лист оценок группы.

План урока:

  1. Работа в группах
  2. Работа в парах.
  3. Самостоятельная работа.

V. Подведение итогов урока (3 мин).
VI. Рефлексия (1 мин.)
VII. Домашнее задание (1 мин.)

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

  • Дайте определение алгоритму;
  • Перечислите свойства алгоритма;
  • Назовите способы записи алгоритмов;
  • Какие алгоритмические конструкции вы знаете?
  • Какой алгоритм называется линейным?
  • Найдите ошибки в предложенных блок-схемах:

III. Изучение нового материала

– А теперь попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока:

  • познакомиться с алгоритмической структурой ветвление;
  • изучить полную и неполную формы команды ветвления;
  • Научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок схем.

Учитель дополняет ответы учащихся и записывает полную и неполную форму ветвлений на алгоритмическом языке и на языке Паскаль.

Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:

IV. Закрепление изученного

1. Работа в группах

Каждая группа получает задание – составить блок – схему по одному из известных произведений.

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…

Учитель: В качестве условий ветвления действий в алгоритмах могут указываться любые равенства и неравенства над величинами и алгебраическими выражениями.

Выражения, используемые в качестве условий.

Условия такого типа называют простыми условиями. Простое условие состоит из двух операндов, соединенных операциями отношения. Его значение считается истиной, если это отношение соблюдается, или ложью в противоположном случае.

Предложить ученикам написать программу на языке Паскаль вместе с учителем.

2. Работа в парах

Ребята внутри каждой группы делятся на пары.

Задание: Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:

Выслушиваются ответы всех пар и сравниваются с правильным. Если учащиеся допустили ошибки, то они разбираются.

2) Для более подготовленных учащихся

V. Подведение итогов урока

– На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами из таких предметных областей как литература и математика.

VI. Рефлексия

– Каков же результат нашего урока?
Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите желтый смайлик, иначе красный смайлик.

Учитель: Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?

VII. Домашнее задание в опорном конспекте (любые два задания)

Раздел программы : Основы алгоритмизации и программирования.

Тип урока : комбинированный.

Форма проведения: урок-практикум, который тесным образом связан с изученным материалом, а также способствует прочному его усвоению. Основной формой проведения являются практические работы, на которых учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Одним из способов организации деятельности учащихся на практикумах является групповая форма работы.

Формы организации работы детей: индивидуальная, самостоятельная и групповая работа.

• Закрепить с учащимися понятия алгоритма, исполнителя, типы и способы представления алгоритмов.

• Научить представлению алгоритмов в виде блок-схем, выполнению алгоритмов с заполнением таблицы.

1. Организационный момент (15 сек.)

2. Постановка цели и задач урока. (5 мин.)

3. Актуализация опорных знаний. (5 мин.)

4. Первичное усвоение новых знаний. (5 мин.)

5. Первичная проверка понимания. (3 мин.)

6. Физкультминутка.(1 мин.)

7. Первичное закрепление.(10 мин.)

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин).

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)

12. Рефлексия (1 мин.)

13. Завершающее слово учителя. (1 мин.)

Сегодня наш урок- практикум будет посвящен изучению нового материала, а также первичному его усвоению. В ходе урока вам предстоит выполнить разные формы работы: индивидуальные, групповые, дифференцированные.

2. Цель нашего сегодняшнего урока

  • познакомиться с базовой алгоритмической структурой ВЕТВЛЕНИЕ;
  • изучить полную и неполную формы команды ветвления;
  • развивать навыки решения задач с помощью блок-схем.

3. Актуализация опорных знаний.

- Прежде чем мы перейдем к изучению новой темы, повторим основные понятия, изученные на прошлых уроках:

- Что такое алгоритм?

(Алгоритм – распоряжение исполнителю выполнить последовательность действий, направленных на достижение определенного результата).

Найдите ошибки в предложенных блок-схемах:

Какие ошибки допущены в первой блок-схеме? (начало и конец должны быть в геометрической фигуре – овал, стрелочки, указывающие на последовательность действий, действие – в прямоугольниках). Во второй? В третьей? За 3 правильные схемы -5, за 2- 4, за1-3.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм.

Приведите, пожалуйста, примеры, из повседневной жизни, относящиеся к линейным алгоритмам. (Ученики приводят примеры линейных алгоритмов: посадки саженца в саду, приготовление кофе и т.д.)

К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, которые изменяют алгоритм.

Находясь на развилке двух (и более) дорог, русский богатырь выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

Таким образом, появляется новый вид алгоритма.

– Ниже приведены формы ветвлений. Чем они отличаются? Как бы вы их назвали? (Полная и неполная форма ветвления).

5. Первичная проверка понимания. (3 мин.)

Примеры использования разветвляющихся алгоритмов в виде блок-схем:

Если ласточки летают низко, то будет дождь, иначе дождя не будет.

Если погода будет хорошая, то перед тем, как делать уроки, покатаюсь на лыжах.

6. Физкультминутка.( 1 мин.)

Если ты юноша, то выполняй круговые движения глаз по часовой стрелке, иначе против часовой стрелки.

Если у тебя длинные волосы, то выполняй наклоны головы вперед - назад, иначе вправо- влево.

Если у тебя карие глаза, то вытяни руки вперед и потянись, иначе вытяни руки вверх потяни.

Если ты ученик 9 класса, то выпрямись и приготовься к дальнейшей работе.

7. Первичное закрепление.(10 мин.) Работа в группах .

Каждая группа получает задание.

Задание: Среди предложенных пословиц выберите ту, которая соответствует блок-схеме:

  • Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
  • Тише едешь, дальше будешь.
  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Делу - время, потехе – час.
  • Болен - лечись, а здоров – берегись.
  • Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 мин).

Дифференцированная самостоятельная работа.

Задание. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных:

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (1 мин.)

1. Составить блок-схемы к пословицам: Сделал дело – гуляй смело; Что посеешь, то и пожнешь; Где песня поется, там весело живется.

2. Вычислите значение гипотенузы прямоугольного треугольника, если известны значения его катетов.

10. Итог. (1 мин.) (Продолжи фразу)

-Особенностью алгоритмической структуры ветвления является…

- Полная форма ветвления отличается от неполной…

12. Рефлексия (1 мин.)

13. Завершающее слово учителя. (1 мин.)

Вся наша жизнь – это алгоритм сложной структуры. Надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!


содействовать воспитанию дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, бережного отношения к компьютерной технике, формированию культуры речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и материалы: компьютер.

Подготовительная работа учителя к уроку: включить компьютер, проверить работоспособность сети, на доске записать сегодняшнее число и тему урока.

Литература:

Содержимое разработки

План - конспект урока:

Класс: 9 класс.

усвоение учащимися оператора ветвления, выработка навыков составления алгоритмов и программ, с использованием оператора ветвления при решении задач;

способствовать развитию логического мышления, познавательной активности, памяти, внимания, формирование у учащихся компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний;

содействовать воспитанию дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, бережного отношения к компьютерной технике, формированию культуры речи.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и материалы: компьютер.

Подготовительная работа учителя к уроку: включить компьютер, проверить работоспособность сети, на доске записать сегодняшнее число и тему урока.

После звонка учитель здоровается с учениками, отмечает отсутствующих, дает указания по приготовлению к уроку.

Дети рассаживаются за парты, выполняют требования учителя.

2. Актуализация и проверка домашнего задания

Актуализация знаний и умений учащихся осуществляется во время фронтального опроса, в ходе, которого им предстоит ответить на следующие вопросы:

дайте определение алгоритма;

дайте определение блок-схемы;

перечислите способы описания алгоритмов;

дайте определение линейного алгоритма;

перечислите оператора вывода и ввода;

- На дом задавалось составить алгоритм и программу с использованием линейной структуры. Напишите программу на доске.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Один ученик выходит к доске — выполняет домашнее задание, остальные —проверяют домашнее задание на местах.

3. Теоретико-практическая часть

- Запишите число и тему нашего урока.

- Сегодня мы будем разрабатывать алгоритмы и программы с использованием оператора ветвления.

Алгоритм с ветвящейся структурой бывает двух типов:

Даны числа А и В. Если AB, то его значение присвоить С, если нет, то значение В присвоить С.


Рассмотрим пример неполного алгоритма:

Даны числа А, В. Сравнить их, если AB, то значение В присвоить С.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования TurboPascal, содержащие оператор ветвления.

развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать: структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.

Уметь: составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.

Карточка

Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”

Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.

Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.

Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.

Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.

Тема урока: Оператор ветвления

Цели:
образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления и научить создавать программы на языке программирования Turbo Pascal, содержащие оператор ветвления.

развивающая: развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная: развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать: структуру оператора ветвления в Паскале, с применением знаний разветвляющегося алгоритма.

Уметь: составлять программы на Паскале, содержащие оператор ветвления.

Тип урока: урок закрепления знаний по Паскалю и изучения нового материала с применением информационных технологий.

Форма урока: комбинированная.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.

Комплексно-методическое обеспечение:

правильно и полностью инсталлированные программы Windows;

язык программирования Pascal;

презентация урока, составленная в Power Point;

карточки к самостоятельной работе;

Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, литература

2. Мотивация(2 мин)

3. Проверка домашнего задания(4 мин)

4. Актуализации знаний (5 мин)

- учащиеся выполняют тест за ПК;

5. Объяснение новой темы (10 мин)
- изложение нового материала;

6. Формирование умений и навыков (6 мин.)

Работа учащихся по карточкам
(отдельные учащиеся объединяются в группы по двое)
Составляют конструкции ветвлений

7. Закрепление знаний (7 мин.)

- выполнение учащимися практической работы (работа за ПК)
Физминутка двигательная (уч-ся садятся за ПК)

8. Домашнее задание.(2 мин)
9.Итог урока. (2 мин)

1. Организационный момент (2 мин)

2. Мотивация (2 мин)
Учитель. А девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: “Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!”
О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

3. Проверка домашнего задания (4 мин)

Слайд 2 – 5
Учащиеся сверяют с доской, исправляют ошибки у себя в тетрадях и на доске.
1.Найдите периметр пятиугольника
program _1;
var a, b, c, d, e, P: integer;
begin
writeln (‘введите стороны пятиугольника’);
readln (a,b,c,d,e);
P:=a+b+c+d+e;
writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P);
end.

2. Найдите значение выражения 5х2-10х+2 для любого значения х
program _2;
var x, y: real;
begin
writeln (‘введите любое число’);
readln (х);
y:=5*х^2-10*х+2;
writeln (‘значение выражения =‘, y);
end.

4. Актуализации знаний (5 мин)

Слайд 6
Повторение ранее изученного материала. Компьютерный тест.
Учащиеся отвечают на вопросы компьютерного теста (Приложение 2).

5. Объяснение новой темы (10 мин)
Слайд 7
А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”. (Рисунок 1)

Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет).

Учитель: И так, мы с вами уже знаем, что алгоритмы бывают с ветвлениями или разветвляющиеся алгоритмы.
Слайд 8

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Какие виды ветвления вы знаете? (полное и неполное ветвление.)

Слайд 9

И в языке Паскаль имеется оператор ветвления, другое его название – условный оператор. Бывает полное и неполное ветвление.

Слайд 10

Слайд 11 – 12
На языке программирования оператор ветвления в неполной форме
IF (условие) THEN (операторы)
IF AB THEN B:=B*2

Слайд 13

Слайд 14

IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы);
Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. IF AB THEN max:=A
ELSE max:=B;
Слайд 15
Напишем программу для данной задачи (ученики комментируют вслух).
program maximym;
var A, B, max: integer;
begin
writeln (‘введите любые два числа’);
readln (A,B);
if AB then max:=A
else max:=B;
writeln (‘ максимальное число‘, max);
end.

6. Формирование умений и навыков (6 мин.)

Слайд 16
Решим еще несколько задач. Запишем только конструкции операторов. Работа по карточкам. (Карточки раздаются каждому ученику). Записать конструкции операторов ветвления для следующих задач:
Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы : 1. If x0 then y: =x-50 else y: =x+100;
2. If a*b
3. If AB then C:=A-B;
4. If x8 then y:=x/4 else y:=x*5;

7. Закрепление знаний (7 мин.)

Слайд 17
Практическая работа в среде Turbo Pascal
Учитель: чтобы убедиться, что программа написана верно, проверим это в среде Turbo Pascal.
Учащиеся садятся за ПК и набирают программу, компилируют и запускают на исполнение.
Записать программу для любой задачи и запустить.

Физминутка двигательная (уч-ся садятся за ПК)

8. Домашнее задание (2 мин) Слайд 18
Задача. Ввести два числа. Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.
Или
Написать программы для любых двух задач из карточки (Приложение 3).

9. Итог урока (3 мин)

Оценить активных учащихся и поставить те оценки, которые учащимся поставил компьютер за выполнение теста.

Слайд 19-20

09.12.09 Оператор ветвления (условный оператор) Я услышал и забыл. Увидел и запомнил. Сделал и понял! Чарльз Бэббидж

Оператор ветвления (условный оператор)

Я услышал и забыл.

Увидел и запомнил.

Сделал и понял!

Проверка домашнего задания Найдите периметр пятиугольника programm 1; begin var a, b, c, d, e, P: integer writeln (‘введите стороны пятиугольника’); readln (a,b,c,d,e) P:=a+b+c+d+e; Writeln (‘периметр пятиугольника =‘ P); end

Проверка домашнего задания

var a, b, c, d, e, P: integer

writeln (‘введите стороны пятиугольника’);

Writeln (‘периметр пятиугольника =‘ P);

program _1; var a, b, c, d, e, P: integer; begin writeln (‘введите стороны пятиугольника’); readln (a,b,c,d,e); P:=a+b+c+d+e; writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P); end.

var a, b, c, d, e, P: integer;

writeln (‘введите стороны пятиугольника’);

writeln (‘периметр пятиугольника =‘, P);

2. Найдите значение выражения 5х 2 -10х+2 для любого значения х program _2; var x, y: integer; begin writeln (‘введите любое число’); readln (х); y=5х 2 -10х+2; readln (‘значение выражения =‘, y); end.

2. Найдите значение выражения 5х 2 -10х+2 для любого значения х

var x, y: integer;

writeln (‘введите любое число’);

readln (‘значение выражения =‘, y);

program _2; var x, y: real; begin writeln (‘введите любое число’); readln (х); y:=5*х^2-10*х+2; writeln (‘значение выражения =‘, y); end.

writeln (‘введите любое число’);

writeln (‘значение выражения =‘, y);

Проверим свои знания Какой оператор описывает в программе вывод результата а) readln б) writeln в) begin Определите результат выполнения программы x:=5; y:=3; a:= x+y; a:= a+1 writeln (a); а) 2 б) 8 в) 9

Проверим свои знания

Какой оператор описывает в программе вывод результата

Определите результат выполнения программы

Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь. В. Васнецов “Витязь на распутье”, 1882 г.

Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования,

что написано на камне?

Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь.

В. Васнецов “Витязь на распутье”, 1882 г.

Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Разветвляющийся алгоритм это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.

Основные варианты структуры ветвления: если - то; если – то - иначе; Полная форма Неполная форма да нет нет условие да условие серия команд 2 серия команд 1 серия команд 1

Основные варианты структуры ветвления:

если - то; если – то - иначе;


B ? B:=B*2 Оператор ветвления в неполной форме" width="640"

Оператор ветвления в неполной форме

Запись команды ветвления на языке программирования Pascal

Запись команды ветвления

на языке программирования Pascal


B THEN B:=В*2 ;" width="640"

IF (условие) THEN (операторы) ;

IF AB THEN B:=В*2 ;


B ? В - максимальное A - максимальное Оператор ветвления в полной форме" width="640"

Задача . Из двух чисел найти максимальное.

В - максимальное

A - максимальное

Оператор ветвления в полной форме


B THEN max:=A ELSE max:=B ;" width="640"

IF (условие) THEN (операторы) ELSE (операторы) ;

условие

записывается с помощью знаков сравнения

и принимает два значения: да или нет

IF AB THEN max:=A ELSE max:=B ;

B then max:=A else max:=B; writeln (‘ максимальное число‘, max); end." width="640"

Запишем решение этой задачи на Паскале

var A, B, max: integer;

writeln (‘введите любые два числа’);

if AB then max:=A

writeln (‘ максимальное число‘, max);

0 then y:=x-50 else y:=x+100; If a*b If AB then C:=A-B; If x8 then y:=x/4 else y:=x*5;" width="640"

Читайте также: