Величайшее чудо на планете биология 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Деятельностная цель : формирование у учащихся умений добывать новые знания, реализовывать новые способы действия в процессе исследовательской деятельности, расширение понятия о свойствах воды.

Содержательная цель : расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, формирование представления о значении воды в природе и в жизни живых организмов.

Развивать у учащихся навыки работы с лабораторным оборудованием.

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с таблицей, компьютером, дополнительной литературой.

Развивать умение работать в группе, решая учебные задачи.

Воспитывающие Воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к воде, любовь к природе родного края

Методы: объяснительно-иллюстративный, беседа, групповой, исследовательский.

2. Высказывания великих людей о воде

3. Лаб. оборудование для опытов,

4. компьютер, проектор, презентация,

5. карта Челябинской области.

Личностными результатами являются следующие умения:

1.Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2.Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

3.Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

4.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1. Соблюдение правил поведения в группах

2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

3. Формирование опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях, основ современной экологической культуры

4. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края

5.Формирование навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

1.Формировать умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

2.Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск информации, с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий;

3. Формирование умения осуществлять выбор способов решения задач, выделяя существенные и несущественные признаки для построения анализа

4.Формирование умения выполнять поставленную учебную задачу под руководством учителя, используя лаб.оборудование и карточки -задания;

5. Формирование умения оформлять результаты проведённых исследований в таблицу , делать выводы.

1.Развивать умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

2.Формирование умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения задания

3. Формирование умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач, самостоятельно проводить исследовательскую деятельность в рамках определённого времени, заканчивая работу по требованию

1. Формирование умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем;

2.Формирование умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений), аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности.

3.Развивать умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной речи.

Предметными результатами являются следующие умения:

–на основе свойств воды, определять её значение в природе и в жизни живых организмов;

-на примере образования пещер объяснять процессы, происходящие в природе под действием воды

- применять методы очистки воды в быту

–характеризовать методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, опыт и их роль в познании природы;

–проводить опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться лабораторным оборудованием.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Введение. Величайшее чудо на планете

Урок биологии в 5 классе

Учитель: Романова Е.Н.

2015 - 16 уч. г.

Технологическая карта урока

Предмет: биология,

Тема урока. Введение. Величайшее чудо на планете

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся получают представления о том, как приблизиться к решению загадки жизни и какие методы используют для этого ученые, в чем отличие опыта от наблюдения

Метапредметные: учащиеся знакомятся с правилами ТБ (особенностями ТБ на уроках биологии), учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

ФоЛичностные: формируется

научное мировоззрение

-ев на основе выделения

С существенных признаков

Ж живых организмов –

размножения

Решаемые учебные проблемы: невозможность самозарождения, сохранение и укрепление здоровья с помощью биологических знаний

Основные понятия: живой организм, самозарождение, биология

Методическое назначение средств ИКТ: поиск информации, узнавание, сравнение

Аппаратное и программное обеспечение: компьютер

Организационная структура урока

1 этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

« Почему жизнь - –в величайшее

приблизиться

1.Величайшее чудо начудо на планете планете

уроках биологии

3-5 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата:

инструктаж учителя

Методы обучения: вводная беседа

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности: план на доске, таблица

Форма организации деятельности учащихся: знакомство с целью и планом

Функции / роль учителя на данном этапе: инструктор

Основные виды деятельности учителя: нацеливание на результат, ознакомление с планом и кабинетом

2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

а) Изучение текста § 1

б) Просмотр диска. Опыт Ф.Реди

Длительность этапа: 15 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата:

работа с текстом и диском

Методы обучения: беседа

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности: учебник, диск

Форма организации деятельности учащихся: поиск информации, сравнение, дополнение, вопросы к тексту и рисункам

Функции / роль учителя на данном этапе: тьютор

Основные виды деятельности учителя: корректирующая

3 этап. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

а) ТБ в кабинете б) ТБ на экскурсиях

Длительность этапа: 15 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Изучение инструкций, знакомство с ядовитыми и опасными растениями

Методы обучения: самостоятельная совместная работа с элементами фронтальной беседы, самоконтроль

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности: гербарии ядовитых и опасных растений, коллекции и влажные препараты опасных животных, стенды и инструкции по ТБ

Форма организации деятельности учащихся: самостоятельная работа

Функции / роль учителя на данном этапе: корректирующая

Основные виды деятельности учителя: мотивация самостоятельной работы вопросами валеологической и краеведческой направленности

4 этап. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа: 5 мин

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов: устные ответы на знания ТБ по выданным объектам и основным теоретическим понятиям

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности: гербарии, влажные препараты и текст для сверки

Методы контроля: фронтальный опрос

Способы коррекции: самоконтроль (сверка)

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная беседа с учителем

Функции / роль учителя на данном этапе: контроль знаний

Основные виды деятельности учителя: мотивация, коррекция, контроль

5 этап. Подведение итогов. Домашнее задание

5 мин

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам: самооценка

В. А. Самкова , Д. И. Рокотова. Биология. 5 кл.: учебник. – Москва, Академкнига / Учебник, 2015

В.В. Пасечник. Организация учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках биологии // Биология в школе. - 2014 - № 2

Андреева Н. Д., Малиновская Н.В. Проблема формирования универсальных учебных действий в методике и практике обучения биологии // Биология в школе. - 2014 - № 4

Мишакова В. Н. Организация работы с текстом на уроках биологии в условиях внедрения ФГОС// Биология в школе. - 201 5 - № 1

Алексеева Е. В. Структурно – логические модели по биологии в условиях формирования универсальных учебных действий.// Биология в школе. - 201 5 - № 1

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 263 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.11.2016 1373
  • DOCX 39 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Романова Елена Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные: Умение приводить доказательства зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды, демонстрировать знания элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нём главное, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения, представлять результаты работы, осуществлять рефлексию деятельности.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Личностные: Познавательный интерес к биологии. Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях. Применение знаний в практической деятельности.

Организационный этап

Проверка домашнего задания

1. Многие растения и животные исчезли по … вине человека

2. До появления на Земле человека один вид исчезал в среднем…за одну тысячу

3.В настоящее время один вид исчезает…за один год

4.Воздействие человека на природу проявляется в двух формах: …прямое и косвенное

5. Запрещено уничтожение всех видов, внесенных…в Международную Красную книгу и Красную книгу России

6.Для разведения отдельных видов ученые создают специальные… питомники, ботанические сады, заповедники

7.С целью охраны растений и животных создают :…национальные парки

8.Краснная книга – это список редких, исчезающих или вымерших видов животных, насекомых, рыб, грибов и растений

9.Заповедник - это … участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена.

10.Заказник - это … охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.

11.Редкие исчезающие виды заносят в… международную и российскую Красные книги.

12. Исчезнувших растения и животных заносят в …

Актуализация знаний

О здоровье придумано много пословиц и поговорок. А какие пословицы знаете вы?

Какие вопросы мы будем обсуждать сегодня на уроке?


Изучение нового материала

Ребята, а что такое здоровье?

Проверяет работу учащихся в парах.

Такое определение понятия здоровье дано в электронной энциклопедии – википедии. Сравните результаты вашей работы с этим определением.

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни. В нашей стране от ОРВИ и сезонного вируса страдает более 30 миллионов человек ежегодно. Причиной этому является то, что более чем у 80% населения слабый иммунитет. Чтобы иммунная система работала, как часы, ее надо поддерживать ежедневно, а не только в период эпидемий гриппа! Как же зарядить свой иммунитет? Ответ прост — вести здоровый образ жизни

А что такое образ жизни?

Образ жизни — это набор привычек, действий, реализуемых в определенном порядке или по графику.

Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное питание

Помимо правильного питания, приведем ещё несколько способов зарядить свой иммунитет, жить здоровым и жить здорово!

Занимайтесь спортом.

Физическая нагрузка улучшает общее состояние организма и работу лимфатической системы, выводящей токсины из организма. Согласно исследованиям, люди, регулярно занимающиеся спортом, болеют простудой на 25% реже, чем те, кто не ведет здоровый образ жизни. Тем не менее, не стоит слишком усердствовать. Всего 30-60 минут спорта в день позволяет вас стать здоровее, в то время как более серьезные нагрузки сделают вас слабее. Обязательно включайте в программу отжимания – они способствуют лучшей работе легких и сердца. Обязательно делайте упражнения на пресс — это улучшит работу желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.

Ежедневная утренняя зарядка — обязательный минимум физической нагрузки на день. Необходимо сделать её такой же привычкой, как умывание по утрам.

Больше витаминов

Каждому из нас нужен витамин D, который содержится в лососе, яйцах и молоке. Цитрусовые — великолепный источник витамина C. Но получение необходимого количества витамина C из фруктов и овощей заряжает иммунную систему”.

Так же для укрепления иммунитета очень важен цинк- он имеет антивирусное и антитоксическое действие. Получить его можно из морепродуктов, из неочищенного зерна и пивных дрожжей. Кроме того пейте томатный сок- он содержит большое количество витамина А.

Закаляйтесь!

Вашим помощником в ведении здорового образа жизни может стать закаливание организма. К нему лучше всего приступить с детского возраста. Самый простой способ закаливания — воздушные ванны. Огромное значение в процессе закаливания играю и водные процедуры — укрепляя нервную систему, благоприятно влияя на сердце и сосуды, нормализуя артериальное давление и обмен веществ. Прежде всего рекомендуется в течение нескольких дней растирать тело сухим полотенцем, а позже переходить к влажным обтираниям. Начинать обтираться нужно теплой водой (35-36 С), поэтапно переходя к прохладной воде, а потом и к обливаниям. Летом водные процедуры лучше принимать на свежем воздухе после зарядки

Когда вы моете руки, делайте это дважды. Когда ученые из Колумбийского университета занимались изучением данной проблемы у добровольцев, то обнаружили, что однократная мойка рук не имеет практически никакого эффекта, даже если люди использовали антибактериальное мыло. Поэтому мойте руки дважды подряд, если хотите отогнать простуду.

Хотите быть здоровыми — ведите здоровый образ жизни. Ваш новый девиз: нет лежанию на диване, больше физических упражнений и свежего воздуха!

Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – ключ к здоровому образу жизни.

Сделайте вывод о влиянии образа жизни на здоровье человека.

Насколько вы сами соблюдаете правила здорового образа жизни? Давайте это проверим при помощи анкеты (Приложение №5). Проводит анкетирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой технологическую карту урока биологии в 5 классе по учебнику Самковой В.А., Рокотовой Д.И. Тема урока Величайшее чудо на планете.

Технологическая карта урока

Урок: биология

Тип урока Комбинированный

Предметные: учащиеся получают представления о том, как приблизиться к решению загадки жизни и какие методы используют для этого ученые, в чем отличие опыта от наблюдения

Метапредметные: учащиеся знакомятся с правилами ТБ (особенностями ТБ на уроках биологии), учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: формирует научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков живых организмов - размножения

Технологическая карта урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Проводит вводный инструктаж по технике безопасности на уроках биологии.

Демонстрируют готовность к уроку.

регистрации инструктажей по технике безопасности обучающихся в кабинете биологии

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности.

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Обобщает: действительно самое удивительное на планете земля- жизнь, живые существа Из всех планет Солнечной системы только Земля является живой планетой, населенной миллионами различных организмов.

Дает возможность детям сформулировать тему и цели урока.

Внимательно рассматривают и проводят сравнительный анализ.

Формулируют тему и задачи урок

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы

Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока

Предлагает записать тему урока в рабочие тетради

Делают соответствующую запись

Совместное открытие знаний.

Знакомит учащихся вопросами, на которые на протяжении столетий люди ищут ответы.

Обращает внимание к материалу учебника, описывающий опыт Яна ван Гельмонта.

Предлагает поделиться своими мнениями.

Демонстрирует видеофильм, демонстрирующий опыт Франческо Реди.

Предлагает проблемный вопрос: можно ли утверждать, что опыт Ф. Реди доказал невозможность самозарождения живых организмов?

Обращаясь еще раз к опыту Ф. Феди учитель интересуется почему в открытом сосуде появились личинки , а во втором нет.

Сообщает, что именно вмешательство человека отличает опыт от простого наблюдения.

Делают вывод о ошибочном представлении о возникновении новых живых существ, фиксируют запись в тетрадь

Отвечают: первый сосуд был открыт Реди только наблюдал за процессами которые в нем происходили, а во второй – он накрыл, изменил условия.

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

формирование умение сравнивать, делать выводы, сопоставлять

формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Формирование умения слушать и понимать речь других людей.

Проводит закрепляющую беседу:

-Что восхищает вас, когда вы попадаете в лес, парк, берег водоема?

-Какие чувства вы испытываете при виде сломанного дерева или вырванного с корнем красивого растения?

-Почему у ученых прошлых веков возникали наивные представления о появлении живых существ из неживой природы?

- Какое значение для сохранении жизни на Земле имеет размножение живых организмов?

Читайте также: