Век просвещения стремление к царству разума 7 класс конспект урока и презентация
Обновлено: 06.07.2024
Тема урока : Век Просвещения. Стремление к царству разума.
Учебный курс : Новая история
Актуальность и место урока в изучении курса истории :
урок имеет важное значение для формирования гражданственности, развития культуры, образования, гуманистических ценностей эпохи Просвещения.
урок позволяет осознать что только разумом мы можем переустроить и создать идеальное общество, защита прав, свобод, равенства человека, которые особенно остры в современном мире, формировании толерантного общества;
воспитательная ценность урока состоит в осознании значения философских взглядов на переустройство общества;
самостоятельная исследовательская деятельность с историческими документами
позволяет учащимся развивать навыки самостоятельной мыслительной деятельности, почувствовать сопричастность к истории;
предусмотренное индивидуальное задание по теме урока, планирование творческих заданий позволяет осуществить индивидуальный подход к организации учебной деятельности, повышать мотивацию в изучении истории.
Цель : создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
1. Образовательный аспект:
Ознакомить учащихся с основными идеями просветителей, определить их роль в истории общества:
- определить направления и цели взглядов просветителей;
- обосновать их, исходя из исторической ситуации
- исследовать на основе анализа исторических источников взгляды, идеи, цели построения идеального государства; пути изменения традиционного общества на доиндустриальное
- определить значение философских взглядов
2. Развивающий аспект
Развивать способности учащихся к осмысленному восприятию учебного материала,
- составление плана изучения темы;
умение использовать исторический источник при ответе на вопросы, развивать умения анализировать, обобщать, высказывать и объяснять свою точку
- систематизацию результатов учебной исследовательской в таблице;
- развитие коммуникативных навыков
3. Воспитательный аспект:
- способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к знаниям, уважения к людям науки, чьи идеи легли в основу теории правового государства и гражданского общества.
- уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее
4. Формировать навыки работы в коллективе, способности к социализации и самореализации личности через организацию работы в парах,
Понятия : Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители.
Технологии и методы : На уроке применяются:
интерактивные методы обучения, направленные на взаимодействие учителя и учащихся, учащихся в парах в ходе учебной исследовательской деятельности;
3) ИКТ как способ оптимизации наглядно-иллюстративного метода;
а) беседа с использованием презентации по теме урока;
б) анализ исторических источников (письменных документов и произведений
- структурирование и систематизация информации;
- презентация по теме урока;
- раздаточные материалы- тексты, содержащие фрагменты исторических источников
Ж.-Ж.Руссо "Об общественном договоре, или Принципы политического права"
Для работы на уроке формируются 3 пары. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
1. Вступительное слово учителя.
-- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Я надеюсь, что вы не растеряетесь и мы с вами будем работать в обычном режиме.
- Для чего должны Мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.
- Ребята мы с вами много говорили об эпохе и времени преобразования.
- Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15 -16вв.?
(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).
- Ребята, а что угнетало это творчески одаренное существо?
(абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).
- Ребята, а что такое гуманизм?
(от латинского Хуманус – человечный. Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью. Идея гуманизма одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации).
- Что такое гуманное общество?
( Это общество справедливое, в котором главное человек, и его благо)
2.Подготовка восприятию нового учебного материала
В) направление составления плана занятия.
- О чем мы с вами сегодня будем говорить.
2. Характерные особенности Просвещения.
3. Великие просветители Европы.
4. Новые экономические теории. А.Смит.
5 . Энциклопедисты: Д.Дидро и Ж.Д,Аламбер
6. Влияние Просвещения на общество.
7. Основные идеи Просвещения и их значение
3. Изучение нового материала.
1) Работа над ключевым понятием темы.
Для эпохи Возрождения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее, творчески одаренное существо.
Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены! (о достоинстве человека)
В стремлении усовершенствовать человеческое общество, характерно было во все века, но 18 век- это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание.
Эпоха Просвещения - это эпоха духовного развития европейского общества 17-18вв.
Одни историки относят начало этой эпохи к концу 17в., другие к середине 18в.
Деятели Просвещения принадлежали ко всем слоям общества, многие – к третьему сословию, вышедшему на арену истории и заявившему о себе в науке и искусстве. Всех их объединяли общие цели и идеалы.
2) Знакомство с великими просветителями. Работа в группах.
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с основными идеями и главными ценностями некоторых просветителей. Кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?
Работать вы будете самостоятельно, в группах, заполняя таблицу. Каждая группа будет изучать одного из просветителей. Я даю вам 10 минут, по истечении времени вы предъявите результаты своей деятельности. Приступайте.
3) Проверка выполнения задания.
4) Знакомство с новой экономической теорией. А.Смит. Объяснение учителя.
Шотландский экономист и философ. Родился в семье английского таможенного чиновника.
- Итак, кто они, просветители? К каким группам населения принадлежали?
Вы правы: будучи выходцами из разных слоев населения (дворянства, духовенства, горожан, буржуа), просветители выполняли разную профессиональную деятельность.
5) Знакомство с деятельностью энциклопедистов. Доклады обучающихся.
6) Значение идей Просвещения.
Способность человека к общению.
Участие человека в коллективной созидательной деятельности.
Развитие просвещения народа.
4. Закрепление нового материала.
Каково отношение просветителей к существующим порядкам?
Выступление против абсолютизма и феодальной собственности.
Каково отношение просветителей к церкви?
Провозглашение культуры разума, а не бога.
Как, по мнению просветителей, можно было создать новый общественный порядок?
Борьба за просвещение народа широкое распространение знаний
Какие свободы могут обеспечить справедливый общественный порядок?
Распространение идей общественного равенства и личной свободы. (слайд 15)
Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:
- новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.
Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.
- что нового вы узнали об эпохе Просвещения;
- чем занятие вам запомнилось;
- интересно ли вам было;
- какие формы учебной деятельности вызвали интерес.
Похожие документы:
Тема: Век Просвещения. Стремление к царству Разума
. План проведения урока в 7 классе по истории России Учитель Каблахова Эльмира Олеговна Тема: Век Просвещения. Стремление к царству Разума. Тип урока – урок – панорама. . . Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей .
. по разделам и темам курса. По базисному плану в 7 классе на изучение Всеобщей истории . быту. 1 27. Обобщающий урок по теме: «Россия в первой четверти . 18. Век Просвещения. Стремление к царству разума 1 19. Художественная культура эпохи Просвещения 1 .
Поурочные разработки к учебникам а. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой и ф. А. Михайловского подробные поурочные планы содержат весь необходимый материал для проведения полноценных уроков по истории Древнего мира в 5 класс
. школ, рассчитаны на преподавателей, работающих по учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение), Ф.А. . на уроках истории в 5-м классе. Ход урока ВАРИАНТ 1 Организационный момент Актуализация опорных знаний учащихся по теме .
Рабочая программа курса История Нового времени, 7 класс (умк а. Я. Юдовской)
. Настоящая рабочая программа по истории составлена для 7 класса на основе Федерального компонента . раздела тесты Повт § 7 Тема 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 19 Век Просвещения. Стремление к царству разума Урок изучения нового материа .
1 Век Просвещения – стремление к царству Разума. Урок по новой истории 7 класса. Учитель гимназии Института экономики и права Елисеева А.Е.
2 Содержание Идеология Просвещения. Распространение идей Просвещения в Европе. Англия – родина Просвещения. Французское Просвещение. Немецкое Просвещение. Значение деятельности просветителей.
5 Век Разума Период наибольшего распространения идей Просвещения гг.
7 Английские просветители: Томас Гоббс ( ) Джон Локк ( ) Джон Толанд ( ) Антони Эшли Купер Шефтсбери ( ) Адам Смит ( )
11 Французские просветители – энциклопедисты: Франсуа Мари Аруэ Вольтер ( ) Шарль Луи де Секонда Монтескье ( ) Жан Жак Руссо ( ) Дени Дидро ( ) Жан Лерон ДАламбер ( )
18 Идеи энциклопедистов общественный договор естественное право свобода личности свобода совести
19 Немецкие просветители: И.Г. Гердер ( ) И.В. Гёте ( ) Г.Э. Лессинг ( ) Ф. Шиллер ( ) К.Ф.Д. Шубарт
21 Просветители выступали Против: невежества мракобесия религиозного фанатизма За: политические свободы свободу совести гражданские права
22 Влияние Просвещения на культуру философия экономика литература музыка живопись
23 Значение деятельности просветителей Критический взгляд на королевскую власть и религию. Материальное мировоззрение: все явления жизни стремились подвергнуть анализу человеческого разума. Подготовили почву для проникновения и распространения в обществе революционных идей, перед силой которого ничто не может устоять.
24 Проверь себя! Напиши фамилии просветителей. 2.Назови французских просветителей.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
План проведения урока в 7 классе по всеобщей истории
Цели урока:
Дать представление об основных идеях просветителей.
Способствовать формированию у каждого учащегося гуманистических ценностей эпохи Просвещения.
Выработать у учащихся способность доказывать, обосновывать собственное мнение и личностное отношение к культурному наследию эпохи Просвещения.
Воспитывать у учеников уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее.
Основные понятия: Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители.
Оборудование урока: доска, компьютер.
Ход урока.
1. Вступительное слово:
Для чего должны мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.
Подумайте о том, чьи вы сыны!
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены!
В это время идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства.
На их основе развивалось просвещение - идейное и общественное движение в странах Англии, Франции и Германии связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества.
2. Вопросы учащимся.
Какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15 - 16вв.?
(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).
2. Что угнетало творчески одаренное существо?
(Абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).
3. Что такое гуманизм?
(От латинского Хуманус – человечный. Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью. Идея гуманизма - одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации).
Что такое гуманное общество?
( Это общество справедливое, в котором главное - человек, и его благо).
Идеи гуманистов легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развивалось Просвещение. Хронологические рамки эпохи Просвещения – конец 17 – начало 19 века.
(Высказывание немецкого философа Иммануила Канта).
Далее учитель может попросить семиклассников вспомнить учение английского просветителя Джона Локка о прирожденных правах человека и разделении властей и предлагает им проследить, как эти идеи отразились в учениях французских просветителей XVIII в.
Выступления учащихся по теме урока. Заполнение таблицы.
Затем с докладами об учениях Вольтера, Монтескье, Руссо, Адама Смита выступают докладчики. Учащиеся в процессе заслушивания докладов заполняют таблицу.
об устройстве общества
Шарль Луи Монтескье (1689—1755)
о разделении властей
Противник деспотизма, защитник свободы. Свобода — право делать то, что дозволено законом.
Разработал учение о разделении властей и трех ветвях власти: исполнительной, законодательной и судебной.
Отрицание абсолютной монархии как формы правления и замена ее монархией конституционной (по образцу английской). Осуждение беспощадной налоговой системы, разоряющей народ. Защита неприкосновенности частной собственности и личной свободы граждан
Жан-Жак Руссо (1712—1778)
о социальном равенстве
Источник неравенства и всех бедствий в обществе — частная собственность.
Народ — источник власти. Идеал общественного устройства — демократическая республика мелких собственников. Необходимость уравнять крайности богатства и бедности
Адам Смит (1723—1790)
Издание включало статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, необходимость народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий, равенство всех перед законом.
Подвергали критике абсолютную монархию и призывали к ее отмене, обличали королевский двор. Выступали против католической церкви и религии. Подняли голос в защиту крестьянства, лишенного земли и задавленного налогами. Выступали в защиту частной собственности и свободы предпринимательства, за развитие промышленности и торговли
Составление такой таблицы позволит активизировать деятельность учащихся на уроке и создать опорные записи в тетради.
Кластер на доске:
При подведении итогов подчеркивается, что для французского Просвещения характерна беспощадная критика церкви, старинных традиций и абсолютной монархии. Следует также добавить, что одним из достоинств человека просветители признавали его способность к общению, сотрудничеству с другими, участию в коллективной созидательной деятельности.
Начавшись во Франции, Германии и Англии это движение распространилось на всю Европу, включая Россию.
Скажите, пожалуйста, ребята, а кого из просветителей XVII - XVIII века вы можете назвать?
XVIII век в России век просвещенного абсолютизма связанного с правлением Екатерины II .
А.С. Пушкин заметил, что М.В.Ломоносов прежде всего был великим просветителем России.
5. Заключительное слово.
Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума:
- космические корабли, новая технология, компьютеры, новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.
Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.
№ слайда 1
№ слайда 2
№ слайда 3
Вольтер Франсуа Мари Аруэ(1694-1778гг.) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Сторонник просвещенной монархии.Уничтожение религиозного фанатизма и суеверий.Отрицательное отношение к церкви.Считал необходимым отмену всех сеньориальных повинностей.
№ слайда 4
Шарль Луи Монтескье(1689-1755гг.) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Противник деспотизма, защитник свободы.Свобода – право делать то, что дозволено законом.Разработал учение о разделении властей на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную
№ слайда 5
Шарль Луи Монтескье(1689-1755гг.) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Установление конституционной монархии.Защита частной собственности и личной свободы граждан.
№ слайда 6
Жан –Жак Руссо(1712-1778гг.) ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:Источник всех бедствий –частная собственность.Народ-источник власти.Идеал государства – демократическая республика мелких собственников.Уравнять крайности богатства и бедности.
№ слайда 7
Энциклопедисты. Дени ДидроЖан Д, Аламбер
№ слайда 8
Основные идеи Неотчуждаемость прав личности.Необходимость народного. представительства.Равенство всех перед законом.Отмена абсолютной монархии.Свобода предпринимательства.Против католической церкви и религии.Памятник Д.Дидро в Париже
№ слайда 9
Новые экономические теории Адам СмитЖак Тюрго
№ слайда 10
№ слайда 11
Основные идеи Просвещения и их значение. Критика:церкви,старинных традиций,абсолютной монархии. Достоинствами считали:Способность человека к общению.Участие человека в коллективной созидательной деятельности.Развитие просвещения народа.
№ слайда 12
Вывод: Значение идей Просвещения в том, что просветители выдвинули новые теории, прогрессивные и революционные для XVIII века.
Читайте также: