Вечные темы искусства и жизни 6 класс конспект урока музыки

Обновлено: 06.07.2024

Все искусства имеют единую основу — жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы. Но каждый из видов искусства живёт по своим, определённым законам.

По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия — на камерные и симфонические. Камерная музыка (от латинского camera — комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Позднее она наряду с симфонической музыкой зазвучала в концертных залах.

Инструментально-симфоническая музыка бывает программная и непрограммная. К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии, к непрограммной — квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.

Существуют два направления программной музыки. В одном — на первый план выступают красочные, изобразительные свойства музыки, её способность создавать образ — портрет какого-либо действующего лица или пейзажные зарисовки. В другом — программа становится основой переинтонирования литературного сюжета, его обобщённого музыкального воплощения.


В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки.

Сходство и различие (повтор и контраст) — основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать её образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(учитель Лискина Лариса Витальевна)

На данном уроке обучающиеся встречаются с произведениями искусства разных культурно- исторических эпох. В процессе общения с ними, слушая и исполняя, обучающиеся приходят к осознанию того, что язык искусства с течением времени не изменяется и остаются вечные ценности

Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь.

Цель: развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Планируемые результаты:

1.Сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности.

Цвет-тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма –композиция.

2. Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музицирования – хоровое пение, пластическое интонирование.

Метапредметные :

1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

1.Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
2.Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.

Учитель: У нас сегодня необычный урок – урок-размышление.

О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание

Учитель: Какому русскому писателю принадлежат эти слова?

Дети: Эти слова принадлежа русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.)

Учитель: Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Учитель: О чем эта песня? (об идеальном городе, где Нежности)

Учитель: Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано?

Дети: (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)

Учитель: Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах.

(На экране – портрет И. С. Баха.)

Учитель: Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)

Учитель: Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа.

Учитель: В каком веке жил Композитор Иоганн Себастьян Бах?

Дети: жил давно – более 250 лет назад.

Учитель: Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека.

Как вы думаете, это был какой человек?

Дети: (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)

Учитель: Действительно, он был требовательный к себе человек, так как основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.

Учитель: Найдите в интернете биографию И.С. Баха.

Дети: Далее приводятся факты из биографии композитора: Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта.

Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной 4 музыки при великокняжеском Ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.

Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром.

(На экране появляется изображение органа.) Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой.

Учитель: Как вы думаете, была ли семья у композитора?

Учитель: Семья вместе с ним была всегда. Уставший приходил Бах с работы.

И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе. (Слушание органной Прелюдии ми-минор.)

Учитель: Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)

Учитель: Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)

Учитель: О чем мог быть разговор? (ответы детей)

Учитель: Сколько голосов разговаривали между собой? (4 голоса; наверное, сам композитор и кто-то из детей; дружной была семья)

Учитель: Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена.

Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо- признание.

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями, обратите внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту. (На экране – изображение флейты.)

Учитель: Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая)

Почему? (ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку?

Дети: (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей

улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.

Учитель: Давайте разделимся на группы.

Учитель: Каждой группе необходимо защитить свой проект.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Дети: что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.

Учитель: Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам?

Дети: Можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто.

Учитель: Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла?

Дети: Музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу.

Учитель: Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.

Учитель: Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня,

они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами?

Дети: С добротой, уважением, искренностью, мягкостью.

Учитель: Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.

Учитель: Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало?

Учитель: Значит, мы не зря с вами постарались.

Учитель: На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.

Учитель: На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По- своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет?

Дети: (ответы детей)

Учитель: Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь.

Учитель: Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).

Список литературы

1. Маслова Л. П. Педагогика искусства. / Н., Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997.

2. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. / М., Советская энциклопедия, 1966.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы отображается отношение к важным темам добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.

Музыкальные произведения по способу исполнения подразделяют на: Вокальные Инструментальные

Музыкальные произведения по способу исполнения подразделяют на:

Инструментальные

Вокальный и инструментальный способ воспроизведения музыки Вокальный способ воспроизведения музыки – это исполнение произведения голосом. Инструментальный способ воспроизведения музыки – это исполнение произведения на любом музыкальном инструменте.

Вокальный и инструментальный способ воспроизведения музыки

По месту исполнения и восприятия различаются на:

Симфоническая

Камерная музыка

Камерная музыка Сamera (от латинского – комната). С 16-го века предназначалась для домашнего музицирования. Камерная музыка бывает инструментальной или вокальной для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

Камерная музыка

Сamera (от латинского – комната). С 16-го века предназначалась для домашнего музицирования. Камерная музыка бывает инструментальной или вокальной для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.

МУЗИЦИРОВАНИЕ Ансамблевое музицирование. С картины художника Копфа, 1675 год.

Ансамблевое музицирование. С картины художника Копфа, 1675 год.

Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей: Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано. Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки). Струнное трио (скрипка, альт и виолончель). Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано). Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель). Фортепианный квартет(скрипка, альт, виолончель и фортепиано). Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель). Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет).

Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей:

  • Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано.
  • Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки).
  • Струнное трио (скрипка, альт и виолончель).
  • Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано).
  • Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель).
  • Фортепианный квартет(скрипка, альт, виолончель и фортепиано).
  • Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель).
  • Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет).

Симфоническая музыка

Симфоническая музыка – это музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.

Инструментально-симфоническая музыка Программная музыка (произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии) Непрограммная музыка (относятся квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий)

Инструментально-симфоническая музыка

Программная музыка (произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии)

Непрограммная музыка (относятся квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий)

Два направления программной музыки

. В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки.

В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки.

. Сходство и различие (повтор и контраст) - основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать ее образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.

Сходство и различие (повтор и контраст) - основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать ее образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Урок музыки в 6 классе Вечные темы в искусстве и в жизни

Урок музыки в 6 классе

Вечные темы в искусстве и в жизни

Следую за чайками?

Кто мне ответит,

Зачем я живу, зачем умираю ?

Следую за детьми?

Следую за их улыбкой?

На их милых лицах,

Который мне скажет,

Зачем я живу, зачем умираю?

Следую за песней ветра?

Следую за громом?

Следую за светом, что светит

Существует ли истина?

Человек и Вселенная

Что же это за вечные вопросы жизни?

Сегодня, как и вчера, как и во все времена, люди задаются вопросами: Кто мы и что мы такое? Откуда мы происходим? Куда мы идем? Это - прежде всего такие вселенские и природные начала, как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет круг вечных тем искусства.. В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, то мы находим эту вечную вопросы. Классическая музыка помогает нам разбудить в себе самые прекрасные стороны нашей души.

Есть мнение, что музыкальные произведения Иоганна Себастиана Б а х а содержат такое количества духовной информации, энергии и мысли, которая равняется эпохальным открытиям в космосе (научные открытия в музыке не отстают от других наук). Мессы , хоралы, органные , камерные инструментальные произведения Баха открывают слушателю просторы Мироздания, уносят его душу к Богу, заставляют забыть о будничном и мелком.

Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее сочетаются в сочинениях Вольфганга Амадея Моцарта в гармоническом равновесии и единстве. Глубины непознанных сил у порога смерти раскрывает музыка гениального «Реквиема, последнего произведения австрийского композитора.

Людвиг Ван Бетховен стал родоначальником новой эпохи – эпохи Романтизма. Наверное, чем хуже Бетховен слышал, тем глубже и значительнее была его музыка, ему открылись звуковые миры иного масштаба - Вселенной. В последней своей симфонии № 9 композитор воплотил замысел своей жизни - от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал Шиллера, продумывая как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть, он, как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поющих слова из оды Шиллера

Люди – братья меж собой!

Слейтесь в радости одной! Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету, радости через страдания.

Бетховен - скульптурный портрет

В песнях, фортепианных пьесах и других произведениях австрийского композитора Франца Шуберта передает обычные душевные состояния простого человека. Его музыка

Памятник Шопену в Варшаве

Все своё творчество Петр Ильич Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Большинство поздних произведений композитора симфонических, оперных, балетных, камерных - пронизаны трагическими мотивами Смерти, ощущением хрупкости и красоты человеческой жизни.

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, пианист и дирижер. Музыка Рахманинова впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, выражением

Любовь, любовь – загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всём старо ты или ново

Томленье духа ты иль благодать?

Любовь мне – как блистание

Звезды над миром зла.

Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова - одна из непостижимых загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? В музыке композиторов тема одиночества и любви проходят рядом, как бы перекликаются.


Любовь

Ромео и Джульетта – увертюра, оркестр

В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.

Уланова - Джульетта, фото

Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, произведения музыкального и изобразительного искусства.

Читайте также: