Вечные темы искусства и жизни 6 класс конспект урока музыки
Обновлено: 06.07.2024
Все искусства имеют единую основу — жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, мир и война, жизнь и смерть. Отношение к этим вечным темам воплощается в художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы. Но каждый из видов искусства живёт по своим, определённым законам.
По способу исполнения музыкальные произведения подразделяют на вокальные и инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия — на камерные и симфонические. Камерная музыка (от латинского camera — комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Позднее она наряду с симфонической музыкой зазвучала в концертных залах.
Инструментально-симфоническая музыка бывает программная и непрограммная. К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии, к непрограммной — квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.
Существуют два направления программной музыки. В одном — на первый план выступают красочные, изобразительные свойства музыки, её способность создавать образ — портрет какого-либо действующего лица или пейзажные зарисовки. В другом — программа становится основой переинтонирования литературного сюжета, его обобщённого музыкального воплощения.
В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки.
Сходство и различие (повтор и контраст) — основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать её образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
(учитель Лискина Лариса Витальевна)
На данном уроке обучающиеся встречаются с произведениями искусства разных культурно- исторических эпох. В процессе общения с ними, слушая и исполняя, обучающиеся приходят к осознанию того, что язык искусства с течением времени не изменяется и остаются вечные ценности
Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь.
Цель: развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Планируемые результаты:
1.Сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности.
Цвет-тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма –композиция.
2. Развивать музыкально – творческие навыки учащихся через различные виды музицирования – хоровое пение, пластическое интонирование.
Метапредметные :
1. Готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
2. Планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;
1.Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
2.Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять.
Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты.
Учитель: У нас сегодня необычный урок – урок-размышление.
О чем мы будем размышлять? Пускай нам поможет высказывание
Учитель: Какому русскому писателю принадлежат эти слова?
Дети: Эти слова принадлежа русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. (Высказывание и портрет писателя – на экране интерактивной доски.)
Учитель: Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Учитель: О чем эта песня? (об идеальном городе, где Нежности)
Учитель: Почему современный рок-музыкант Борис Гребенщиков обратился к мелодии музыканта конца XVI века Франческо да Милано?
Дети: (это было своеобразное родство душ; в разные эпохи творцы искусства стремились найти тот источник света, который поможет людям преодолевать трудности на их жизненном пути)
Учитель: Наверное, таким мастером, который помогал людям обрести уверенность в своих силах, был композитор Иоганн Себастьян Бах.
(На экране – портрет И. С. Баха.)
Учитель: Вспомните, какая страна подарила миру Баха? (Германия)
Учитель: Посмотрите: Бах совсем не похож на наших современников – и одежда другая, и прическа.
Учитель: В каком веке жил Композитор Иоганн Себастьян Бах?
Дети: жил давно – более 250 лет назад.
Учитель: Говорят, что по внешнему облику можно понять внутренний мир человека.
Как вы думаете, это был какой человек?
Дети: (учащиеся рассуждают о внутреннем мире композитора: серьезный, спокойный, внимательный взгляд, наверное, требовательный к себе и окружающим)
Учитель: Действительно, он был требовательный к себе человек, так как основные произведения композитор написал уже в зрелом возрасте.
Учитель: Найдите в интернете биографию И.С. Баха.
Дети: Далее приводятся факты из биографии композитора: Иоганн Себастьян Бах, младший сын Иоганна Амброзиуса, родился в Эйзенахе в 1685 году, 21 марта.
Был придворным музыкантом в Веймаре у герцога Иоганна Эрнста, органистом в церкви в Мюльхаузене и Веймаре, руководителем камерной 4 музыки при великокняжеском Ангальткетенском дворе. В 1723 году был назначен в Лейпциг директором хора музыки.
Поэтому им написано много музыки для органа – могучего, громкоголосого инструмента, по звучанию соперничающего с целым симфоническим оркестром.
(На экране появляется изображение органа.) Бах, как и многие другие люди, преодолевал одну жизненную неурядицу за другой.
Учитель: Как вы думаете, была ли семья у композитора?
Учитель: Семья вместе с ним была всегда. Уставший приходил Бах с работы.
И семья встречала его в гостиной за столом, делились впечатлениями о прошедшем дне. Давайте прислушаемся к этой беседе. (Слушание органной Прелюдии ми-минор.)
Учитель: Каков был характер разговора? Как между собой разговаривали? Спокойным или нервным был диалог? (разговаривали с уважением друг к другу, никто никого не перебивал; размеренная, спокойная речь)
Учитель: Как вы это поняли? (музыка подсказала: спокойный, неторопливый темп, негромкая динамика, голоса звучали поочередно)
Учитель: О чем мог быть разговор? (ответы детей)
Учитель: Сколько голосов разговаривали между собой? (4 голоса; наверное, сам композитор и кто-то из детей; дружной была семья)
Учитель: Помогала сохранять тепло домашнего очага мама – Анна Магдалена.
Первая жена Баха умерла, и Анна Магдалена стала для детей настоящей матерью, а для самого Баха – другом, помогающим преодолевать трудности. Композитор посвятил музыку Анне Магдалене – своего рода письмо- признание.
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями, обратите внимание на настроение, средства выразительности, на солирующий инструмент с нежным голосом – флейту. (На экране – изображение флейты.)
Учитель: Как бы вы назвали эту музыку? (бабочка, шутка, облако, порхающая)
Почему? (ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, почему композитор так назвал свою музыку?
Дети: (ответы детей) Возможно, потому, что хотел видеть своих жену и детей
улыбающимися, на мгновение забывающими жизненные неурядицы.
Учитель: Давайте разделимся на группы.
Учитель: Каждой группе необходимо защитить свой проект.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Дети: что музыка непрерывно движется, увлекая нашу фантазию вслед за собой.
Учитель: Как вы считаете, можно ли назвать эту музыку современной нам?
Дети: Можно, потому что Бах выразил искренние чувства к своим родным людям, и мы это поняли; но в наши дни эти чувства выражают более открыто.
Учитель: Что наиболее вас привлекло в музыке Баха? Может быть, она чем-то вам помогла?
Дети: Музыка помогает внимательно слушать собеседника, бережнее, с добротой относиться друг к другу.
Учитель: Действительно, музыка помогает человеку оставаться добрым, отзывчивым к окружающим людям.
Учитель: Вспомните, что когда встречались члены семьи Баха после трудного дня,
они рассаживались за круглым столом, зажигали свечи и рассказывали о своих повседневных делах. С какими чувствами?
Дети: С добротой, уважением, искренностью, мягкостью.
Учитель: Давайте зажжем нашу свечу и представим, что это – кусочек пламени того огня, который согревал семью Бахов.
Учитель: Посмотрите друг на друга, почувствуйте себя. Теплее стало?
Учитель: Значит, мы не зря с вами постарались.
Учитель: На уроке мы сами почувствовали, как музыка, даже такая старинная, как музыка Баха, преобразует нашу жизнь через нас самих. Если музыка находит отклик в нашей душе, значит, на какой-то миг мы становимся добрее.
Учитель: На уроке мы встречались с разными произведениями искусства. По- своему авторы затрагивают проблемы, которые волнуют не только их, но и многих людей. Как вы думаете, что их объединяет?
Дети: (ответы детей)
Учитель: Действительно, проходят годы, рождаются и умирают люди, но остаются вечные ценности – Вера, Доброта, Надежда, Искренность, Любовь.
Учитель: Домашнее задание: написать письмо-признание родному человеку (в виде стихотворения, открытки, рисунка, поделки и т. п.).
Список литературы
1. Маслова Л. П. Педагогика искусства. / Н., Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997.
2. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный словарь. / М., Советская энциклопедия, 1966.
В художественных образах музыки и театра, изобразительного искусства и литературы отображается отношение к важным темам добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти.
Музыкальные произведения по способу исполнения подразделяют на:
Инструментальные
Вокальный и инструментальный способ воспроизведения музыки
По месту исполнения и восприятия различаются на:
Симфоническая
Камерная музыка
Камерная музыка
Сamera (от латинского – комната). С 16-го века предназначалась для домашнего музицирования. Камерная музыка бывает инструментальной или вокальной для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни.
Ансамблевое музицирование. С картины художника Копфа, 1675 год.
Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей:
- Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано.
- Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки).
- Струнное трио (скрипка, альт и виолончель).
- Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано).
- Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель).
- Фортепианный квартет(скрипка, альт, виолончель и фортепиано).
- Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель).
- Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет).
Симфоническая музыка
Симфоническая музыка – это музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
Инструментально-симфоническая музыка
Программная музыка (произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии)
Непрограммная музыка (относятся квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий)
Два направления программной музыки
В вокальной музыке содержание художественного образа во многом связано со словом, поэтическим текстом. В инструментальной музыке, где нет слов, как в песне, романсе, кантате, опере, особенно важно представлять себе принципы развития, построения музыки.
Сходство и различие (повтор и контраст) - основной принцип развития, построения музыкальной формы. Повторение интонаций, ритмических фигур, музыкальных фраз, тем в инструментальной музыке создаёт ощущение ясности, порядка, стройности, позволяет запоминать музыку, узнавать ее образы. Контраст оттеняет грани одного образа или представляет взаимодействие нескольких образов: их сопоставление, столкновение, конфликт.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Урок музыки в 6 классе Вечные темы в искусстве и в жизни
Урок музыки в 6 классе
Вечные темы в искусстве и в жизни
Следую за чайками?
Кто мне ответит,
Зачем я живу, зачем умираю ?
Следую за детьми?
Следую за их улыбкой?
На их милых лицах,
Который мне скажет,
Зачем я живу, зачем умираю?
Следую за песней ветра?
Следую за громом?
Следую за светом, что светит
Существует ли истина?
Человек и Вселенная
Что же это за вечные вопросы жизни?
Сегодня, как и вчера, как и во все времена, люди задаются вопросами: Кто мы и что мы такое? Откуда мы происходим? Куда мы идем? Это - прежде всего такие вселенские и природные начала, как хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть, свет и тьма, огонь и вода и т. п. Все это составляет круг вечных тем искусства.. В музыке, как и в жизни, есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и темных сил. Когда мы слушаем мессы Баха, симфонии Моцарта, оперы Глинки, то мы находим эту вечную вопросы. Классическая музыка помогает нам разбудить в себе самые прекрасные стороны нашей души.
Есть мнение, что музыкальные произведения Иоганна Себастиана Б а х а содержат такое количества духовной информации, энергии и мысли, которая равняется эпохальным открытиям в космосе (научные открытия в музыке не отстают от других наук). Мессы , хоралы, органные , камерные инструментальные произведения Баха открывают слушателю просторы Мироздания, уносят его душу к Богу, заставляют забыть о будничном и мелком.
Возвышенное и обыденное, трагическое и комическое, величественное и грациозное, вечное и преходящее сочетаются в сочинениях Вольфганга Амадея Моцарта в гармоническом равновесии и единстве. Глубины непознанных сил у порога смерти раскрывает музыка гениального «Реквиема, последнего произведения австрийского композитора.
Людвиг Ван Бетховен стал родоначальником новой эпохи – эпохи Романтизма. Наверное, чем хуже Бетховен слышал, тем глубже и значительнее была его музыка, ему открылись звуковые миры иного масштаба - Вселенной. В последней своей симфонии № 9 композитор воплотил замысел своей жизни - от бездны скорби восславить радость. В ней он хотел воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал Шиллера, продумывая как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть, он, как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поющих слова из оды Шиллера
Люди – братья меж собой!
Слейтесь в радости одной! Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость ввысь, к свету, радости через страдания.
Бетховен - скульптурный портрет
В песнях, фортепианных пьесах и других произведениях австрийского композитора Франца Шуберта передает обычные душевные состояния простого человека. Его музыка
Памятник Шопену в Варшаве
Все своё творчество Петр Ильич Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Большинство поздних произведений композитора симфонических, оперных, балетных, камерных - пронизаны трагическими мотивами Смерти, ощущением хрупкости и красоты человеческой жизни.
Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, пианист и дирижер. Музыка Рахманинова впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, выражением
Любовь, любовь – загадочное слово.
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём старо ты или ново
Томленье духа ты иль благодать?
Любовь мне – как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь в самом полном и высоком смысле этого слова - одна из непостижимых загадок мироздания. Как и откуда возникает она? Зачем? Куда и почему исчезает? В музыке композиторов тема одиночества и любви проходят рядом, как бы перекликаются.
Любовь
Ромео и Джульетта – увертюра, оркестр
В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всём мире.
Уланова - Джульетта, фото
Жизнь, смерть, бессмертие - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Читайте также: