Вебер история хозяйства конспект

Обновлено: 07.07.2024

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Макс Карл Вильгельм Вебер – (1864-1920) - ученый-философ, работавший на стыке истории и социологии, он всю жизнь посвятил изучению настоящего. Макса Вебера считают одним из главных немецких интеллектуалов ХХ века.

Типы традиционных хозяйств в Европе

Альпийское хозяйство основано на скотоводстве и использовании пастбищ. По такой системе альпийский выгон делится на некое число участков, которые представляют собой площадь пастбища, достаточную для содержания в течение года одной головы скота.

Хозяйственную единицу у южных славян, в Сербии, Банате, а также в Кроации, образует не деревенская, но домовая община, задруга . Она представляет собой сообща хозяйствующую большую семью, вплоть до правнуков, работающих под руководством домовладыки; часто в нее входят много вступивших в брак пар; она охватывает обычно 40-80 человек, которые не всегда живут под одной крышей, но хозяйничают в области добывания и потребления целой домовой общиной с общим котлом.

В традиционном германском хозяйстве была распространена система гуфов - то есть трехдольного хозяйства. Вся деревенская пашня делилась на три части: первая – засеивалась озимыми злаками, вторая – предназначалась для яровых, третья остается под паром и унавоживается.

Русские общины господствовали в Великороссии. Деревни и села русского мира, выстроенные улицей, были часто очень велики, доходили до 3-5 тыс. жителей. Огород и поле лежат за двором, новые семьи селятся в конце ряда дворов. Нуждаясь в инвентаре, отдельные хозяйства, хотя и в разной степени, попадали в долговую зависимость от деревенской аристократии, которые держали массу неимущих, ссужая их деньгами.

Развитие рода и его разложение

Развитие рода по Веберу протекает следующими путями:

Род в смысле магического (религиозного) родства его членов между собой, с запрещениями некоторых видов пищи, предписаниями, устанавливающими определенное ритуальное поведение по отношению друг к другу.

Военные роды – это союзы, которые исконно существовали в домах мужчин. Опека над своей молодежью, которую они практикуют, тесно опутывает ее жизнь; тот из юношей, кто не хочет подчиняться правилам новицианта дома мужчин и подвергнуться.связанным с ними аскетическими упражнениям и испытаниям мужества, становится на языке дневник народов "женщиной" и потому не пользуется политическими и тесно с ними связанными экономическими преимуществами мужчин.

Род, как круг родства определенной степени. Здесь решающую роль играет мужской состав группы. Его функции: он осуществляет обязанность кровной мести над чужими обидчиками, он является носителем собственности на землю, где она является завоеванной мечом.

Судьбы родового строя были очень различны. На Западе он совершенно исчез, на Востоке удержался почти в полном виде.

Разложение рода совершается под влияниями двух сил. Одной из низ была религиозная мощь пророчества . В средние века церковь стремилась уничтожить родовое право наследования, чтобы получить себе землю по завещаниям. Другой силой, которая способствовала разложению рода, была государственная бюрократия . В древности мы находим ее очень влиятельно в Новом царстве в Египте. В этот период уже нет никаких следов родовой организации, потому что государство ее не допускало; господствует одинаковое положение мужчины и женщины, свобода полового договора; дети обычно носят имя матери.

Деньги и история денег

Исторически деньги являются творцом индивидуальной собственности; этим качеством они обладают с самого начала, и, наоборот, нет такого объекта, носящего характер денег, который бы не представлял бы вместе с тем характера индивидуального имущества. У нас деньги выполняют две главных функции: деньги служат установленным платежным средством и всеобщим средством обмена. Функция денег в качестве всеобщего средства обмена получает свое начало во внешней торговле.

В форме монеты деньги впервые появляются в VI веке до Рождества Христова. Древнейшие монетные дворы были обнаружены в Лидии, вероятно, у побережья. Они обязаны своим возникновением взаимным сношениям между лидийским царем и греческими колониями.

Про генезис капитализма

Хотя капитализм в таз или иных формах существовал во все периоды человеческой истории, однако, капиталистический способ удовлетворения повседневных потребностей присущ только европейскому Западу и притом лишь со второй половины XIX века.

Самой общей предпосылкой этого новейшего капитализма является рациональный расчет капитала, как норма для всех крупных промышленных предприятий, работающих на удовлетворение повседневных потребностей.

Дальнейшими предпосылками являются:

1. Присвоение автономии частными промышленными предприятиями свободной ответственности на вещные средства производства (землю, приборы, машины, орудия)

2. Вольный рынок. Свобода рынка от нерациональных стеснений обмена, например, от сословных ограничений.

3. Рациональная строго рассчитанная и поэтому механизированная техника как производства, так и обмена.

4. Рациональное твердо установленное право.

5. Свободный труд. Наличие такх людей, которые не только имеют право свободно продавать на рынке сдоб рабочую силу, но и экономически принуждены к этому.

6. Коммерческая организация хозяйства, ориентированная при покрытии потребностей на рыночный спрос и доходность предприятия.

1. он не считает ни общество, ни другие социальные коллективы субъектами действия, поскольку с последними связан определенный субъективный смысл, которым обладают только индивиды.

На формирование взглядов Вебера оказали влияние идеи Дильтея, выдвинувшего герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности.

Анализ процесса образования типовых понятий важнейшая заслуга Вебера в разработке методологии социологии. Идеальный тип представляет собой мысленную конструкцию.

Лучше всего этот процесс можно проиллюстрировать на примере теоретического анализа рыночной системы хозяйства, которая дает нам идеальную картину происходящих там экономических процессов. Предполагаем, что на рынке свободная конкуренция, каждый участник ведет себя рациональным образом, ни один не имеет преимуществ перед другим. Ясно, что на реальном рынке такие условия не существуют. Тем не менее такой идеальный тип рынка дает возможность установить, насколько данный конкретный рынок приближается или расходится с рынком идеальным. На этой основе можно в дальнейшем выявить его характеристики и каузальные связи между его элементами. Такой метод используется для исследования социальных, исторических, культурных гуманитарных явлений.

Как в прошлом, так и в настоящем не было и нет простого, однозначного ответа на вопрос, что считать городом, каков его конкретно-исторический смысл, есть ли у него устойчивая функция и программа. При его определении присутствует какая-то условность. Обычно задается сразу или целый набор показателей, или оговаривается один решающий (количество населения, функции, отраслевая занятость и т.д.) и на их основании все населенные пункты подразделяются на города и негорода - деревни.

Проблема городов разного конкретно-исторического типа - древнейший, античный, средневековый феодальный, современный (капиталистический, социалистический, колониальный, третьемирский), постсовременный и др. - уже давно является предметом научного познания. Сначала изучался город как бы попутно, наряду с другими явлениями и процессами, которым посвящались общие комплексные труды по истории, экономике, культуре, географии, архитектуре, искусству. И лишь с конца 19 в. город становится самостоятельным и полноправным объектом исследования как субъект исторического процесса и действия. С 1920-х город - феномен пристального и всестороннего познания зарождавшейся научной дисциплины: социологии города

В социологии одной из авторитетнейших работ, посвященных городу, является труд Макса Вебера.

Макс Вебер пытался дать ряд обобщений и понятий для применения к изучению существенных проблем и именно поэтому он вводит в свою методологию категорию идеального типа. Это логическое упрощение тенденций, присущих сложной действительности, выстроенное на основе односторонне избранной социологом точки зрения. Вебер настаивал на том, что научные понятия не в состоянии охватить действительность, ибо она бесконечна и слишком сложна, чтобы человеческий разум мог понять ее полностью.

Любое общественное явление или процесс описывается и объясняется через отклонение от соответствующего идеального типа. Поэтому понятия всегда устанавливаются не как окончательные, исчерпывающие, категорические оценки, а скорее как эвристическое средство, помогающее сравнивать и соизмерять действительность в целях дальнейшего исследования и объяснения. Таким образом, идеальный тип является инструментом познания реальности.

город

не город

Замкнутое поселение. Дома тесно примыкают друг к другу. Это не определяющий фактор.


Вебер, Макс (1864-1920). История хозяйства : Очерк всеобщей социальной и экон. истории / Изд. по оставленным лекциям: С. Геллеман, проф. истории в Мюнхен. ун-те и М. Палий, доцент Высш. коммерч. шк. в Берлине ; Пер. под ред. [и с предсл.] проф. И.М. Гревса. - Пг. : Наука и школа, 1923. - 240 с.

Очерк всеобщей социальной и экон. истории

Изд. по оставленным лекциям: С. Геллеман, проф. истории в Мюнхен. ун-те и М. Палий, доцент Высш. коммерч. шк. в Берлине ; Пер. под ред. [и с предсл.] проф. И.М. Гревса

Издание предназначено для социологов, политологов, историков, экономистов, вообще для специалистов широкого спектра социальных и гуманитарных наук, а также для круга читателей, интересующихся проблемами социального и культурного развития современности.

Книга: Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии

5. Содержание первого тома

5. Содержание первого тома

Последнее связано с антиномией формальной и материальной рациональности, играющей основополагающую роль в определении социологического, точнее, даже социального, смысла экономического действия. Если антиномию в логическом смысле можно определить как принятие в качестве истинных двух взаимно отрицающих друг друга суждений, то в социологическом смысле антиномия двух типов рациональности представляет собой признание необходимости одновременной реализации двух типов социального действия, каждый из которых является отрицанием другого. Применительно к экономической жизни это антиномия формальной и материальной рациональности хозяйства. Формальная рациональность — это последовательное и неуклонное следование требованиям рациональности, воплощенным в капитальном расчете, а материальная рациональность — это ориентация экономического поведения на конкретные социальные цели. Это рациональное преследование неких материальных целей, принятие которых само по себе не есть рациональный акт. Таким образом, в экономике воплощаются два типа социального действия, выделенные Вебером в первой главе, — целерациональное и ценностно-рациональное. Именно указанная антиномия есть источник вечного и, пожалуй, неразрешимого конфликта экономических идеологий социалистической и либеральной природы.

Уникальным в своем роде является также данный во второй главе чрезвычайно строгий, лапидарный, скупой в стилистическом отношении анализ организационных форм хозяйственного поведения в разных отраслях экономики в их историческом развитии.

Третья глава посвящена социологии господства. Как и при рассмотрении экономической социологии, в социологии господства Вебер следует принципам, выработанным в первой главе, рассматривая господство как особую форму социального поведения, порождающую особые организационные типы и формы.

Есть три чистых типа легитимного господства: рациональное, традиционное, харизматическое.

«Притязания на легитимность изначально могут базироваться:

1) на рациональном основании, т. е. на вере в легальность зафиксированных в формальных актах порядков и прав распоряжения, принадлежащих тем, кто призван к господству на основе этих порядков (легальное господство);

2) на традиционном основании, т. е. на повседневной вере в святость издавна действующей традиции и в легитимность основанного на этой традиции авторитета (традиционное господство);

В качестве структур рационального господства Вебер рассматривает бюрократию в разных ее формах. В качестве структур господства, основанных на традиционном типе легитимации, анализируются в основном сословно-патримониальный и феодальный типы господства. И наконец, в качестве структур харизматического господства выступают пророчества разного рода и общности, возникающие и развивающиеся на их основе.

Далее, классы владения, как и классы дохода, подразделяются на группы позитивно привилегированных и негативно привилегированных. Типичные позитивно привилегированные класса владения — это рантье, негативно привилегированные — рабы, должники, деклассированные, бедные. В классе дохода позитивно привилегированные — предприниматели, негативно привилегированные — наемные работники разных категорий.

Но этим типология не исчерпывается. Если взять, к примеру, предпринимателей, то можно выделить как минимум пять групп: предприниматели в торговле, в сфере транспорта, на производстве, в сельском хозяйстве, в банковско-финансовой сфере. Точно так же и наемные работники, относящиеся к классу дохода, различаются, во-первых, по роду выполняемых ими обязанностей (менеджеры, руководители), во-вторых, по отрасли, в которой они работают.

Все эти классификации, которые могут на первый взгляд показаться громоздкими и ненужными, на самом деле необходимы для фиксации интересов разных социоструктурных групп и направлений их деятельности в разных условиях и при разной социальной и экономической конъюнктуре. То есть недостаточно, как в вульгарном марксизме, противопоставить интересы трудящихся интересам капиталистов. Надо еще учитывать, в какой сфере трудится трудящийся, к какой группе работников он относится (например, какова его рабочая квалификация). Также и предприниматели, например, сельскохозяйственные и промышленные, могут иметь одинаковые, а могут — разные интересы в разных экономических ситуациях. Представляется, что анализ классов (а также сословий) у Вебера дает больше для понимания современного общества, чем довольно схематичный анализ классов у Маркса.

Собственно, это и есть краткое описание содержания первого тома русского издания. Такого же рода описание содержания будет предшествовать каждому из последующих томов.

* * *

Над переводом четырехтомника работала большая группа переводчиков: А. Ю. Антоновский, А. Н. Беляев, В. А. Брун-Цеховой, О. Л. Дубовик, А. Э. Жалинский, АЛ. Иванова, Л. Г. Ионин, Е. Н. Корепанов, А. В. Михайловский, А. А. Рерихт, И. А.Сударикова. Указания о том, кому принадлежит перевод конкретных глав, даются в каждом из томов. Некоторые главы, вошедшие в тома II и IV, были опубликованы ранее в переводе М. И. Левиной и печатаются здесь с ее разрешения.

Хочу поблагодарить всех переводчиков, которые не только отважились взяться за трудный текст такого сложного автора, как Макс Вебер, но и сумели довести перевод до конца. Мне, как редактору русского издания, может быть, и хотелось бы списать на переводчиков неизбежные в таком большом и сложном издании неточности и ошибки, но мне пришлось вложить столь много труда в проверку терминов, интерпретацию понятий и связанное с этим часто очень значительное изменение текста, что кажется правильным принять на себя ответственность за недостатки перевода.

Благодарю профессора Л. С. Гребнева за внимательное прочтение объемной главы по экономической социологии и за высказывания ряда ценных замечаний. Также хочу принести искреннюю благодарность Т. В. Соколовой, мобилизовавшей свой редакторский и филологический талант на диалог с Максом Вебером, в результате которого в значительной степени и сложился публикуемый ниже текст.

Для облегчения студенту и исследователю в области социальных и гуманитарных наук, да и просто любознательному читателю большой работы по изучению труда Вебера издание снабжено научным аппаратом: глоссарием, словарем иноязычных слов и выражений, а также специальным словарем понятий Макса Вебера и детальным биобиблиографическим указателем. Последнее — наряду со стандартными именным и предметным указателями. Составление всех этих словарей и указателей (кроме именного) взял на себя редактор перевода. Ему же принадлежат и постраничные примечания в тексте, за исключением тех, источник которых указан особо.

Читайте также: