Вальс конспект урока по музыке

Обновлено: 05.07.2024

 Обучающая : дать понятие о вальсе, н аучить опре делять валь совую музыку.

 Развивающая : разв итие му зыкального слу ха, чистого и нтонирова ния, умения

 Воспитывающая : продолжить работу над формирован ием лю бви к музыке.

Учитель: Здравству йте ребят а! Давайте урок начнем с о слушания му зыки.

– Вот мы с вам и послу шали волшебну ю мелодию, и я очень рада, что с егодняш ний

Учитель: А что, мо жно сказать о ней, что о на радостная ?

Учащиеся: Танцева льная, нежная, м елодичная, ласков ая, поднимает настроен ие.

Учитель: Вот эти в се определе ния относятся, р ебята, к валь су. И мы прослу шали этот

Вальс ( с фран. и н ем. – кру житься) – парный баль ный тане ц, в основе к оторого л ежат

Это радостная ил и грустная , легкая м елодия, танец, чтобы танцевать вдвоем . (с лайд 4)

парный кру говой танец, а св оё назван ие полу чил от австрий ской области Л андль .

Вначале это был сте пенн ый танец: пар а за парой нето ропливо двигались по кру гу .

Была также немецк ая раз новидность л ендлера – быстрый, ст ремительн ый вальцер.

( слайд 6 ) Крепк о обхватив д руг дру га, партнёры к ружились в вихре тан ца.

И вот эти два ста ринных та нца слились в один, котор ый и стал и именовать в альсом.

Во второй пол овине 18 век а его тан цевали только в сёл ах, в каба чках, на сель ских

свадьбах. Арист ократия считал а этот та нец недост ойным для до мов знати. На б алах

его разрешали та нцевать не более 10 мину т. В России вальс вообще был под за претом.

Но шли годы, десятилетия и вальс стал одни м из любимей ших танцев не т олько для

Урок музыки для 4 класса по теме "вальс", с использованием ИКТ.

ВложениеРазмер
vals.doc 56 КБ
prezentaciya_4_klass.ppt 1.41 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

План-конспект урока музыки в 4 классе

Цель: Выявить и раскрыть характерные особенности вальса и провести параллель между музыкой композиторов разных эпох и стран.

-сформировать у учащихся представление о вальсе;

-развитие музыкального мышления через зрительные и слуховые впечатления, закрепления знаний через фронтальный опрос;

- работа для развития вокально-хоровой деятельности учащихся.

-развитие слушательской культуры, образно-ассоциативного мышления, развитие эмоционально-личностного переживания произведений искусства.

-в оспитывать эстетический вкус, приобщать учащихся к серьёзной музыке посредством знакомства с музыкальными произведениями композиторов разных эпох и стран.

ПК, мультимедиапроектор, презентация Power Point, музыкальный центр, синтезатор,

Отвечают на вопросы учителя

Знакомит с произведениями композиторов по данной теме, чьи вальсы будут звучат на уроке с просмотром презентации. (Презентация-слайды).

Учитель предлагает вслушаться в музыку каждого композитора и сравнить их произведения.

Слушают беседу учителя про жизнь и творчество композиторов.

Слушают и анализируют прослушанную музыку композиторов, с которыми они сегодня познакомились на уроке.

Учитель делает вывод, что вальс можно встретить как в инструментальной так и вокально музыке.

После упражнений для голоса, поют песню под минусовую фонограмму.

5. Закрепление и обобщение

Задает вопросы о прослушанном и исполненном музыкальном материале, их значение в понимании и раскрытии темы урока и делает обобщение;

Задает домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя, закрепляя пройденный материал. Слушают обобщение учителя;

записывают домашнее задание

2. Актуализация знаний.

-Сегодня мы с вами поговорим о танце, потому что т анец — одно из древнейших проявлений народного творчества. И нужно отметить, что у каждого народа сложились свои национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой. А сейчас предлагаю отгадать несколько загадок про танцы, характерные разным народам и эпохам.

-Итак, слушаем внимательно:

1. И оркестр был в ударе
И смеялся весь народ,
Потому что на рояле
Сам король играл … (Гавот)
Старинный французский танец, который вошел в придворный обиход, а с XVIII века встречается в инструментальной музыке как самостоятельная пьеса. Этот танец называли танцем королей.

2. Угадайте польский танец —
Он пришел из Кракова.
Его в Европе и у нас
Танцуют одинаково. ( Краковяк )
Возник в краковском воеводстве, отличается четким двудольным размером. Танцуют в паре с дамой, кавалер притопывает, партнерша движется плавно и изящно.

3. На Бразильском карнавале
Мы бы все затанцевали …
Афро-кубинский народный танец, который стал очень популярным бальным танцем латиноамериканской серии. ( Самба )

4. Излюбленный польский танец. Название его произошло из Мазовии — одной из польских областей. Веселая задорная резко акцентированная мелодия в трехдольном размере. Этот парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур и все импровизируется во время танца, очень популярен был на дворянских балах в XIX веке. ( Мазурка )

6. Кубинский народный танец и песня, умеренного темпа в двудольном размере. Название его произошло от названия столицы Кубы Гаваны (исп. Наbanа ). (Хабанера)

7. Русский народный и бальный танец 2/4. Танцуют в паре, импровизируя фигуры. ( Кадриль )

8. Часто этот танец считается польским, а это неверно, потому что он чешского происхождения. А название его обозначает “половинка”, так как танцуют его мелкими шажками. Обычно этим танцем открывали деревенский бал — и никто не мог устоять на месте. Это живой, непринужденный танец в двудольном размере, который танцуют в кругу парами. ( Полька )

9. Народный танец Грузии, живой и стремительный по характеру, в размере 6/8. Исполняется в паре, требует силы и ловкости от партнера и изящества и плавности от партнерши. Является как бы своеобразным соревнованием. ( Лезгинка )

-Ну вот мы добрались с вами до танца, о котором будем говорить сегодня на уроке.

-Давайте вспомним, где и когда появился вальс? (В Австрии, в начале 19 века)

Слушание вальса И. Штрауса «Весенние голоса"

-Вальс привлекал внимание многих композиторов разных стран Европы, в том числе и России. Но, прежде всего новый танец завоевал Вену, столицу Австрии. Вальсы австрийского композитора Иоганна Штраус, автора 447 пьес такого рода, впоследствии покорили весь мир.

Фотография Иоганна Штрауса.

-А сейчас предлагаю отдохнуть и выполнить физкультминутку. (Дятел)

Слайд 6.Фотография Петра Ильича Чайковского.

- Продолжим наш разговор о вальсе. Послушаем еще один вальс. (Сначала не называем автора, даем детям поразмышлять, какому же народу принадлежит эта музыка)

_-Вам понравился этот вальс? Кто же его исполнял? На музыку какого народа она похожа? ( Дети называют свои варианты, после учитель объясняет, что это произведение принадлежит татарскому композитору Салиху Сайдашеву)

Учитель: Музыкальные произведения, которые мы с вами слушали сегодня, были инструментальными. Что это значит? А что значит вокальная музыка?

( музыка, которая написана для голоса)

-Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы говорили о вальсе. Так что же это за танец, вальс? (Ответы детей)

- Сегодня мы с вами слушали произведения разных композиторов, разных стран, разных времен и даже разных видов: вокальные и инструментальные. Но вальсов в мире очень много. Я уверена, что они непременно еще встретятся в вашей жизни. Ведь вальс один из самых красивых, удивительных танцев в мире.

Вот музыки закончился урок

Мы дружно подвели его итог-

Вы все друзья, сегодня постарались,

С заданиями дружно вы справлялись

И ваше я старание ценю,

И вам спасибо говорю.

Выставляются оценки активным участникам урока.

Домашнее задание: Выучить определение вальса.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ТЕМА УРОКА: ВАЛЬС

Родина вальса- АВСТРИЯ

Об этом танце сказано немало. Он в песнях и стихах воспет. И сколько б танцев не бывало, А лучше и красивей — нет!

Король вальса-Иоганн Штраус (1825 - 1899)

Петр Ильич Чайковский-русский композитор (1840-1893)

Сайдашев Салих Замалетдинович (1900-1954) выдающийся татарский композитор, основоположник татарской профессиональной музыки.

Как узор на окне Снова прошлое рядом. Кто-то пел песню мне В зимний вечер когда-то. Словно в прошлом ожило Чьих-то бережных рук тепло, Вальс изысканных гостей И бег лихих коней. Вальс кружил и нес меня, Словно в сказку свою маня. Первый бал и первый вальс Звучат во мне сейчас. Зеркала в янтаре Мой восторг отражают. Кто-то пел песню на заре Дом родной покидая.

СПАСИБО ЗА УРОК !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока.


Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока.




  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

открытого урока по музыке

Чудесный танец: Вальс

Учитель: Сандакова С.С.

Камызяк - 2018

Чудесный танец: Вальс

Углубление темы на примере творчества И.Штрауса, М.И. Глинки.

познакомить с историей развития танца, возникновения вальса;

подчеркнуть роль ритма в танцевальной музыке, зависимость танца

от времени и моды;

расширять кругозор учащихся в области биографических сведений о композиторах; закрепление особенностей их стилей.

3.Формировать навыки выразительного исполнения.

1.Развивать музыкальный вкус, слух, память, восприятие, мышление; познавательный интерес уч-ся; умение анализировать, сравнивать, обобщать;

навыки вокально-хоровой работы .

2.Развивать умение объективно оценивать себя и своих одноклассников.

1.Создать условия для эмоционального раскрытия личности детей.

2.Воспитывать интерес к музыке, художественный вкус учащихся, потребности к общению искусством.

3. обогащать духовный мир уч-ся.

Музыкальный материал:

Музыкальный материал

для викторины:

Портреты И. Штрауса, М.И.Глинки.

Эпиграфы о музыке.

План – конспект .

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ + ЗАКРЕКЛЕНИЕ

Для начала подготовим наш голосовой аппарат к пению. (Упражнения - распевки.)

-Какая главная мысль этой песни? К какому типу музыки она относится? Почему?

-Музыка стала сегодня популярным и востребованным искусством. Почему?

Если в легкой музыке содержание лежит, так сказать, на поверхности, то для того чтобы понять серьезную классическую музыку, надо эмоционально слиться с ней, уметь слушать внимательно.

Легкая музыка, легка по содержанию и легка по восприятию, это важно, так как серьезные, глубокие по содержанию произведения не вполне доступны.

Спускается к человеку

Ставит самостоятельные задачи,

не служит фоном

К вечным идеалам, ценностям жизни

Сочинение и исполнение требует высокого мастерства,

художественного вкуса, серьёзного отношения

Сейчас мы проведем музыкальную викторину . Вы должны послушать и определить композитора, название произведения и указать к какому типу музыки оно относится (таблица).

( школьная тема, школьный вальс, интонация грусти)

К какому жанру можно отнести эти произведения?- Танец.

Что это за танец? – Вальс.

Попробуйте определить тему нашего урока

А что такое танец?

Танец — вид искусства, в котором художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композиции.

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку. Танец — это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь терпение.

Существует огромное множество видов, стилей и форм танца.

О каком танце идёт речь?

Парный бальный танец, в основе которого лежат народные танцы Австрии, Германии и Чехии.

Одним из его предшественников был австрийский танец лендлер.

Родился в Австрии мой дед,

Я тоже там увидел свет,

А вскоре полюбил весь мир

Моих мелодий нежный вихрь.

Сейчас я закружу и вас -

Чтобы узнали танец – ВАЛЬС

Сегодня три страны спорят за право считаться родиной вальса.

Вернее в трех странах существовали танцы, похожие на вальс.

Во Франции это был танец вольт (от слова voltare -поворачивать). Его танцевали парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого.

В Чехии танец фуриант (франт, гордец). Парень, подражая богатому франту, гордо обходил круг, выбирал себе партнершу, обнимал ее за талию и начинал кружиться.

ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer), бальный танец в трехдольном размере.

В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер ).

- Кто является королём вальса? – Иоганн Штраус.

С начала 19 века он завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т. н. венский вальс, связанный с именами Иоганна Штрауса-отца и Иоганна Штрауса-сына).

Никто не думал, что сын трактирщика Франса станет королём.

Первые свои вальсы он сочинил, когда начал играть в одном из небольших танцевальных оркестров в Вене. Мелодичные, воздушные вальсы особенно полюбились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Никто никогда и нигде не танцевал так, как под музыку Штрауса.

Мы сейчас послушаем один из них и поговорим о характере музыки, к легкой или серьезной ее можно отнести и с помощью каких средств муз. выразительности был создан музыкальный образ?

ЗВУЧИТ Вальс на голубом Дунае.

- Какое произведение сейчас звучит? – Вальс на голубом Дунае.

Дети: танцевальный, светлый, изящный ….

Учитель: Какими средствами пользовался композитор для его передачи?

Дети: Протяжная выразительная мелодия, тембр и конечно размер.

Учитель: К легкой или серьезной музыке можно отнести, почему?

Дети: К легкой. Это добрая, приятная на слух музыка, способная развлечь. Она не несет в себе серьезного содержания, не заставляет задуматься.

Учитель: А означает ли легкая – значит плохая?

(подвести детей к выводу, что музыка необходима всякая, но она должна быть качественной и иметь смысл, а иначе это просто набор звуков.)

Учитель: Постепенно, благодаря композиторам, вальс перестал быть только музыкой для танцев, его стали слушать и даже петь. Есть очень много песен, написанных в ритме вальса.

Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ. Многие выдающиеся композиторы в своих творениях обращались к жанру вальса- музыке на все времена.

В XIX веке в условиях бурного расцвета начала развиваться “легкая” музыка, одним из главных признаков которой является ритм. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка непосредственным образом была связана с бытом и подвержена влиянию моды. Именно танцевальная музыка отражает облик композиторов той эпохи: манерой исполнения, эмоциональностью и модными мелодиями.

Танцевальная музыка проникала во многие произведения крупной формы: оперы, симфонии, балеты.

_ Кто является солнцем русской классической музыки, её основателем? – М.И.Глинка.

– Какие ощущения вы испытали, когда слушали?

– Какая группа инструментов исполняла вальс?

– Музыка легкая или серьезная?

– Какие ассоциации она у вас вызвала?

Певучая и гибкая мелодия, легкий и причудливый ритм передает прелестный облик девушки, её воздушную походку, легкие и быстрые движения. Это музыкальный портрет – прекрасный и хрупкий образ юности. Это страстный призыв любви.

Исполнение песни “Вальс о вальсе” Э.Колмановского.

– Какое впечатление произвела на вас песня?

– Какие чувства и мысли передает?

– “ Легкая" или “серьезная” песня?

3.Обобщение и повторение.

(звучит Вальс –фантазия М.И.Глинки

С помощью танца мы можем видеть и чувствовать музыку.
В лучших образцах “легкой” музыки “легкость” означает не “легковесность”, а доступность для восприятия. Обращаясь к жанрам бытовой музыки, великие композиторы оставались настоящими, требовательными к себе художниками. Они никогда не изменяли хорошему вкусу и воспитывали его в своих слушателях. Вот почему произведения классиков до сих пор не теряют своей свежести и привлекательности в отличие от многих песенок и танцев, которые, как всякая мода, очень быстро “стареют”, надоедают и начинают казаться нелепыми и смешными.

- Кто же все-таки является подлинным любителем музыки?
Конечно, тот, чьи интересы наиболее широки, кто видит в музыке не только средство развлечения и приятного отдыха, но великое и прекрасное искусство, обладающее могучей силой воздействия, кто стремится глубже проникнуть в это искусство, понять его богатый и выразительный язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по теме "Вальс" разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся 2-го года обучения творческого объединения"Мир танца".

учрежденческий уровень

Педагог: Н.В.Головкина

Березовка, 2015.

План-конспект занятия для учащихся 2 года обучения (2 класс).

Цель: сформировать представление у детей о бальном танце – вальсе; создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкальной активности учащихся, познакомить детей с историей вальса, движениями вальса, музыкальным размером ¾.

- познакомить с танцем вальс; историей вальса; техникой исполнения вальса.

- научить работать с различными источниками информации в ходе групповой работы;

Воспитывающие:

- воспитанию эстетического вкуса (умения видеть красоту движения в танце);

- привитие уважения к особенностям и традициям бальных танцев.

Развивающие:

- кругозор, чувство ритма, музыкальный слух и память;

- умение работать в коллективе;

- способность учащихся к сотрудничеству;

- коммуникативные умения.

Прогнозируемые результаты:

Предметные результаты:

- познакомятся с историей вальса, характером музыки, муз.размером ¾ ;

- научатся работать с разными источниками информации в ходе групповой работы;

Личностные результаты:

- развитие познавательной мотивации;

- формирование способности к сотрудничеству

Метапредметные результаты:

- умение планировать и оценивать свою деятельность;

- умение работать в группе и парах;

- умение работать с разными источниками информации, делать выводы.

Методическое обеспечение:

План-конспект открытого занятия, презентация.

Материально-техническое обеспечение:

Проектор, экран, ноутбук, магнитофон.

Ход занятия.

Этапы занятия

Деятельность учащихся.

Организационный момент.

Построение в шахматный порядок.

Пед: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем танцевальном зале. Мне хочется узнать с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. А определим мы это с помощью листочков. Какое время года сейчас?

Пед: А что происходит осенью с листьями?

Дети: Листья опадают с деревьев.

Пед: Правильно. Осенью мы наблюдаем осенний листопад. Вот и у нас сегодня с вами прошел листопад. Выберете себе листок, соответствующий вашему настроению и прикрепите его на свою осеннюю веточку.

(внимание на экран).

- 3 листочка – настроение бодрое, активное, хочется прыгать, играть, танцевать.

- 2 листочка – настроение спокойное, хочется слушать, спокойно играть, немного танцевать, а где-то просто постоять.

- 1 листочек – мне трудно понять своё настроение, и не слишком хорошее и не слишком плохое.

Ну, что ж, с настроением определились, и мы начинаем наше занятие.

Есть в музыке и танце

Движенье, ритм и тон.

А мы начинаем занятие

Встаем все на поклон.

Дети прикрепляют листочки, комментируют настроение.

Пед. Мы отправляемся с вами на бал. А так как у нас осень, мы отправимся на осенний бал. Какой танец был популярен на балах?

(если дети затрудняются назвать вальс, то педагог задает наводящий вопрос: Этот танец всегда танцуют школьники на выпускном бале?)

Пед: Конечно, это вальс. Итак, как вы думаете, какая у нас сегодня тема занятия?

Пед: А что вы знаете о вальсе? Что хотели бы узнать? Предлагаю ответить на 3 вопроса. Перед вами вопрос и три варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ. Если не знаете, ставите минус.

Где зародился вальс?

В) медленная и быстрая

А) быстрые, легкие

Б) плавные, кружащие, легкие

В) быстрые, резкие.

(дети работают с вопросами).

Пед. Давайте оценим свою работу. Если вы ответили на все вопросы, то крепите к своей веточке 3 листочка, если ответили на 2 вопроса, то крепите 2 листочка, если на один или вообще ни на один, то крепите – 1 листочек.

(дети оценивают свою работу).

Пед. Я думаю, наша задача сегодня, на наши вопросы найти ответ. Вы со мной согласны?

Особенности техники исполнения вальса.

Формулируют тему занятия

Учащиеся отвечают на вопросы .

Оценивают свою работу.

Определяют задачи на занятие.

Открытие детьми нового знания.

Предлагаю разбиться на группы и поработать в группах. Первая группа поработает с текстом и узнает об истории танца.

Вторая группа поработает с музыкой и текстом, расскажет нам о характере музыки.

Третья группа поработает с видеоуроком. Вы нам расскажете о технике исполнения, об особенностях.

У каждой группы есть вопрос, на который вы должны найти ответ. Время работы в группе 2 мин.

Именно под звуки вальса выпускники покидают школьный двор.

Зародился вальс в столице Австрии - Вене.

Вальс всегда кружится, ведь слово вальс от немецкого означает кружиться.

Вальс очень популярен у композиторов классиков. Впервые известен нам по произведениям австрийского композитора Иоганна Штрауса. Исполняется под музыку с тремя ударами в такте. Музыка вальса может быть медленной, степенной, быстрой и стремительной. Музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения. Вальс писали и такие известные композиторы как Шопен, Чайковский, Прокофьев, Глинка.

Исходная позиция – шестая. Шаг исполняется со скольжением, плавно и слитно, как бы скользя по паркету. Для вальса характерно покачивание вверх – вниз. В танце дама находится с правой стороны от кавалера.

(Дети работают в группах).

Пед: Ну, что, время истекло. Выберите в группе того, кто будет отвечать на вопрос. (Ответы детей, комментарий педагога).

Пед: А вы знаете, почему дама находится с правой стороны от кавалера, а не с левой?

(Ответы детей)

Пед: До XIIIв. мужчины были обязаны носить шпагу даже во время праздников и больших балов. Из этой традиции и вышло правило, по которому, выходя на танец, дама находилась справа и слегка позади от кавалера. Таким образом, если мужчина носил шпагу, он мог одним движением правой руки извлечь клинок и тем самым быть в полной готовности защитить даму.

Пед: А сейчас, каждый оцените свою работу в группе.

Если вы нашли ответ на вопрос, активно работали в группе, совещались – крепите 3 листочка.

Если вы нашли неполный ответ на вопрос, у вас возникли затруднения, вы не активно работали в группе – то крепите 2 листочка.

Если не смогли найти ответ на вопрос, не принимали участие в работе группы – то крепите 1 листочек.

(Самооценка работы детьми и оценка педагога).

Но прежде чем, перейти к постановке танца, давайте разучим элементы вальса.

Читайте также: