В сутеев снежный зайчик конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

- развивать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.

- развивать устную речь учащихся;

- формировать читательскую самостоятельность;

- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

- развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять кругозор детей, словарный запас учащихся; умение анализировать, обобщать, сопоставлять.

- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

- воспитание усидчивости взаимоуважения, взаимовыручки;

- воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками;

-воспитание критического мышления.

Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, использование ТСО (презентация урока), карточки для работы в группах и в парах.

Организация детей на занятие. Приветствие.

Проверка домашнего задания

Задание 1 ученику:

- Докажи, что это произведение - сказка.

Задание 2 ученику:

- Почему утонула первая лягушка? Подтверди свой ответ текстом из произведения.

Задание 3 ученику:

- Почему не утонула вторая лягушка? Подтверди свой ответ текстом из произведения.

Ученики, получившие задания, готовятся к ответам на поставленные вопросы, остальные учащиеся класса работают в парах над упражнениями, включающими в себя задания, способствующие формированию навыка чтения.

После выполнения упражнений опрашиваются учащиеся, получившие предварительные задания.

У, обращаясь к ученику: Оцени свой ответ.

Д - Я думаю, что ответил правильно.

У – Почему утонула первая лягушка?

Д – Первая лягушка утонула потому, что она была ленивой и не хотела ничего делать, для того, чтобы спастись. (Зачитывается отрывок из сказки).

У – Как ты оцениваешь свой ответ?

Д – Я прочитал отрывок, в котором говорится о ленивой лягушке и её судьбе. Я ответил правильно.

У – Почему не утонула вторая лягушка?

Д – Вторая лягушка была борцом. Она упорно сражалась за свою жизнь и не утонула. (Зачитывается отрывок из сказки).

У – Оцени свой ответ.

Д – Я ответила верно, об этом говорится в сказке.

У - Рассмотрите иллюстрацию и попробуйте определить, о чем это произведение?

Д – На иллюстрации я вижу детей, которые гуляют во дворе. Кругом лежит снег. Дети одеты по-зимнему, у них теплые шапки и варежки.

У – Какие дополнения можно сделать?

Д – Дети могут лепить различные фигуры и играть в снежки

Д – Дети могут играть в хоккей, кататься на лыжах и санках.

У – О чем может быть это произведение?

Д – О детях и играх зимой.

У – Рассматриваем вторую иллюстрацию.

Д – На ней изображена маленькая девочка с зайчиком из снега.

У – О чем же это произведение?

Д – О маленькой девочке, ёе друзьях и играх зимой.

У - Прочитайте тему всего раздела. Эта тема связана с темой раздела (О детях и для детей).

У – Чему будем учиться на уроке?

Д – Учиться читать правильно и выразительно.

Подготовка к первичному восприятию.

Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте.

Замечательный зайчик, налюбовались, прекрасный, прозрачными окошками, интересных вещей.

Работа над лексическим значением слов.

Хобот, палка-клюка, ракета, спутник, космонавт, кокошник, скафандр.

Первичное восприятие текста.

Читают дети для целостного восприятия текста.

Проверка первичного восприятия текста.

У - Что особенно понравилось в этом рассказе?

Д – Девочка Катя, потому она слепила замечательного зайчика.

Д – Много снежных фигур слепили ребята. Они много фантазировали, и у них все получилось.

У - Кто из героев данного произведения произвел на вас особое впечатление?

Д – Маленькая девочка Катя.

Д – Катя много трудилась, и у неё получился зайчик.

У- Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

У - Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.

У - Изобразите, как дети лепят снеговика, ставят снежные комья друг на друга.

VII . Вторичное чтение рассказа.

Работа по рядам с заданиями. Дифференцированная работа.

Учитель вызывает учащихся, которые хорошо читают для самостоятельной работы с таблицей на доске.

С остальными учащимися ведется вторичное чтение произведения и его анализ. Вопросы задаются после прочтения текста вслух.

У - Какая погода была на улице? Что придумали сделать Коля, Саша и Женя?

Д – Катя лепит зайчика.

У - Давайте запишем в таблицу то, что придумали сделать ребята.

Дети заполняют таблицу по первой части

У - Какие снежные фигуры получились у ребят?

Д – Перечисляют предметы, которые слепили дети.

У - Что сказала Катя?

Д – Катя лепит зайчика.

У - Что еще захотели слепить ребята?

Д – Перечисляют предметы, которые захотели слепить дети.

У - Прочитайте описание Деда Мороза и Снегурочки, а также снежного домика.

У – Как продвигалась работа у Кати?

Д – Катя не слепила зайчика. У неё были готовы только голова и туловище.

У - Какие слова упорно повторяла Катя?

Д – А я буду лепить зайчика.

Проверка учащихся, которые самостоятельно работали с таблицей и оценивание их работы.





- Ребята, вспомните названия этих произведений.

- Что их объединяет? (автор, жанр, тема)

- Сейчас мы будем знакомиться с произведением В. Сутеева (название на экране)

- Как вы думаете, о чем это произведение? Кто его главные герои? Где будут происходить события? К какому жанру относится это произведение? (предположения детей учитель фиксирует на доске)

Ознакомительное чтение

Первую часть сказки читает учитель, далее – хорошо читающие дети либо самостоятельное чтение.

- Что вас удивило?

- Кто из героев понравился больше?

- Что было самым интересным?

- Давайте проверим наши предположения.

- Создайте модель обложки. (работа выполняется в группах на листах А4)

- Сравним работы. (дети вывешивают модели на доску, идет коллективный поиск ошибок, неточностей)

Медленное вдумчивое перечитывание

* По ходу чтения дети заполняют таблицу

* Что хотела вылепить Катя? Почему у нее не получилось?

* По ходу чтения дети заполняют таблицу

домик для Бобика

- Какие особенности у снежных фигур?

- У Деда Мороза белая борода и зеленая елочка в руке. (Вопрос автору: как ребята елочку покрасили?)

- Домик с печкой, высокой трубой, прозрачными ледяными окошками. (Вопросы автору: как Женя смогла прозрачные окошки сделать? Зачем Бобику такой домик? Как еще можно использовать такой домик?)

- Вопрос автору: Почему Катин зайчик опять рассыпался?

- Что бы вы стали делать на месте Кати?

* По ходу чтения дети заполняют таблицу

домик для Бобика

- Рассмотрим иллюстрацию, обсудим особенности фигур.


- Перечитываем четвертую часть текста (до конца).

* По ходу чтения дети заполняют таблицу

домик для Бобика

- Перечитайте слова маленькой Кати.

- Почему она не хотела, чтобы ее услышали?

- Перечитайте последний абзац.

- Какие чувства могли испытать ребята, увидев Катину работу?

- Какие чувства испытали вы, прочитав этот абзац?

- Постарайтесь прочитать этот абзац, передавая свои эмоции.

Работа после чтения

- Давайте составим портрет нашей маленькой героини ( используя метод синквейна), отвечая на вопросы. (дети дополняют предложенный шаблон в группах)

Кто? ____________________________ (Катя)

Какая? __________________________ (самая маленькая)

Что делала? ______________________ (лепила, говорила, шептала)

Как? _____________________________ (упорно, старательно, тихо, чтобы никто не слышал)

Предложение: _____________________ (Самая маленькая Катя упорно, старательно лепила снежного зайчика.)

- Итоговые предложения зачитываются самыми активными участниками групп.

- Вернемся к пословицам, которые составляли в начале урока. Какие из них подходят к этому произведению!

- Сделайте подпись к иллюстрации, используя пословицу на слайде или в учебнике.


Творческое (домашнее) задание.

- Перелистайте учебник, прочитанные книги и найдите произведения, в которых есть герои похожие на Катю.

- Сначала читайте медленно шепотом , а потом повторите вслух с нужной интонацией и темпом речи.

1. На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.

2. Карл у Клары украл кораллы,

Клара у Карла украла кларнет.

3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

4. Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

- Смысл каких слов вам не понятен? Давайте вместе попробуем раскрыть значение слов или обратимся к толковому словарю С. Ожегова.

-Какое задание вам было задано? (подробный пересказ одной из частей произведения).

- Попробуем рассказывать текст в паре.

Самооценка учащихся по итогам проверки домашнего задания.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
  2. 1 этап. Работа с текстом до чтения (антиципация)

-Посмотрите на портрет Владимира Григорьевича Сутеева. Что вы можете сказать об этом человеке (у него добрые, умные глаза)

-Предположите, о чем или о ком может писать такой человек? (о животных. О детях, о хороших поступках).

- Прочитайте, как Владимир Сутеев назвал свое произведение? (Снежный зайчик).

- Предположите, о чем может быть это произведение? И какое оно может быть по жанру?(о зайчике, может быть рассказ, а может быть сказка?)

- А теперь рассмотрите иллюстрации. Что сейчас можете сказать? (Это скорее всего рассказ о том, как дети лепили снежные фигуры)

-Почему тогда называется произведение «Снежный зайчик?

Дети работают в четверках. Один из группы высказывает предположение о событиях, которые произойдут в произведении.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

-Для того, чтобы проверить ваши предположения, давайте проведем диалог с автором через текст (стадия осмысления).

1 часть читаю сама, 2, 3 часть читают хорошо читающие ребята, 4 часть дети читают самостоятельно).

-Давайте выясним, чьи предположения подтвердились.

Чтение вслух с остановками (после чтения отрывка делается остановка, ведется работа по пониманию прочитанного). Словарная работа ведется по ходу чтения рассказа.

1 часть.

- Почему ребята решили лепить из снега?

- Кого решил вылепить Коля? Саша? Женя? Маленькая Катя?

- Что такое кокошник?

- Прочитайте, с чего началась работа.

2 часть.

- Прочитайте описание снеговика, которого слепил Коля.

- Расскажите, какие получились фигурки у других ребят.

-У всех ли ребят получились фигуры?

-Что решили ребята делать дальше?

-Прочитайте, что сказала Катя.

3 часть.

- Перечислите, кого во второй раз слепили ребята.

-Получился ли зайчик у Кати?

- Что такое скафандр? У кого может быть скафандр?

- Прочитайте, как вела себя Катя, когда рассыпалась ею вылепденная фигурка.

- Сколько фигурок успели сделать ребята?

- Как вы думаете, почему Катя не остановилась, а упорно лепила зайчика.

-Правильно ли она поступила?

- Куда решили пойти ребята, когда налепили много разных фигур?

-Почему Катя с ними не пошла?

- Что она сказала?

- А почему она это сказала тихо, чтобы никто не слышал?

Проблемный вопрос.

-Расскажите, какой вы себе представляете Катю.

- Чем закончилось это произведение?

-Прочитайте описание зайчика.

Работа с текстом после прочтения.

- Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ. Докажите (написано в прозе, нет волшебства, животные не разговаривают).

- Какими чертами характера обладает маленькая Катя?

-Это хорошие черты характера или нет? Докажите.

- Что автор хотел донести до нас?

- В чем заключает главная мысль рассказа?

- Для кого Владимир Сутеев написал этот рассказ?

Посмотрите презентацию произведений В. Сутеева, прочитайте самостоятельно.

- Выскажете свое мнение об уроке. Оцените свою деятельность.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические задачи: создать условия для целостного восприятия произведений; способствовать развитию учебных и читательских умений (выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения), формированию нравственных понятий: труд – лень, смелость – трусость.

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для целостного восприятия произведений; способствовать развитию учебных и читательских умений (выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения), формированию нравственных понятий: труд – лень, смелость – трусость

Планируемые результаты

Предметные: определяют жанр, тему; объясняют заголовок; пересказывают текст
от имени героев

познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;

регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;

коммуникативные: слушают и понимают речь других

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения

Образовательные ресурсы: выставка книг В. Сутеева, Н. Носова; портреты писателей, сюжетные картинки

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

В школу ты пришел учиться,

Не лениться, а учиться.

На уроке не зевай,

На вопросы отвечай

Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей

Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке

II. Постановка учебной задачи

– Сегодняшний урок будет посвящен творчеству одного очень необычного человека.

– Рассмотрите выставку книг. Все ли книги на выставке соответствуют теме нашего урока?

– На какие группы можно разделить книги?

– Сборники и книги, состоящие
из одного произведения

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

III. Изучение
нового мате-
риала.

Рассказывает о В. Сутееве.

– Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе.

Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым веселым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал веселые рожицы и изрисовывал все, что попадалось ему под руку.

Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что веселых авторов намного меньше, чем веселых художников. А может все было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!

– Кем же был В. Сутеев, кроме того, что был писателем?

– Книги, которые вы убрали с выставки, оказались там неслучайно. Их иллюстрировал В. Сутеев

– Художником-иллюстратором, режиссером и сценаристом мультфильмов

Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной
речи.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют контроль и оценку учебных действий.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

1) Словарная
работа.

3) Проверка
первичного
восприятия.

4) Моделирование обложки
(автор, жанр, тема, название произведения).

5) Повторное чтение по цепочке по частям.

6) Выборочное чтение

Кокошник – нарядный старинный женский головной убор.

– О чем этот рассказ?

– Почему автор так назвал произведение?

– Какой вы представляете Катю?

– Какое настроение было у ребят?

– Найдите в тексте описание Деда Мороза и Снегу-
рочки.

Знакомятся с рассказом.

Объясняют значение слова.

Отвечают на вопросы.

3. Работа в тет-ради

1. Запишите имена героев.

2. Кто и что вылепил из снега? Запишите или нари-
суйте.

3. Какие слова упорно повторяла Катя?

– Как пословица соотносится с содержанием произведения?

– Чему учит В. Сутеев?

Физкультми-нутка

Зайка серенький сидит и усами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо зайке лапки греть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

– Н. Носов – детский писатель. По словам самого
Н. Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его друзей-дошкольников.

Викторина по произведениям Н. Носова.

1. Знаменитый герой, который ничего не знал.

2. Какие овощи взяли ребята на огороде?

3. Что пришивал Котька на штаны?

4. В каком рассказе говорится о ведре мороженого?

5. Что сварил на ужин Мишка?

– Соотнесите заголовок с фамилией автора. Назовите произведение. (См. ресурсный материал.)

Отвечают на вопросы викторины.

Выполняют работу на доске и листках, осуществляют взаимопроверку

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знаний.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру

IV. Диагностический тест

См. ресурсный материал

Выполняют тестовые задания

Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют самопроверку

V. Итог урока. Рефлексия

– На уроке я узнал…

– Мне было интересно…

Осуществляют рефлексию учебной деятельности

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Записывают задание на дом, задают вопросы

Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)

Диагностический тест (вид итоговой проверки)

Вариант І

1. Вспомни жанры фольклора. Отметь правильные ответы.

а) сказка; г) басня;

б) рассказ; д) скороговорка.

2. Допиши предложение, выбрав ответ.

И. Никитин написал о Родине стихотворение, а С. Романовский – __________.

а) стихотворение; б) басню; в) рассказ.

3. Каким словом можно дополнить предложение?

Выбери и впиши ответ.

Шутка, скороговорка, загадка – это произведения __________________.

а) зарубежных писателей; б) фольклора; в) русских писателей.

4. Укажи произведения В. Г. Сутеева.

5. Укажи имена и отчества писателей.

6. Прочитай текст. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

7. Подумай, что общего у этих произведений. Отметь ответ.

а) Они о природе; б) они о животных; в) они о детях.

8. Допиши предложение, выбрав ответ.

Н. Носов писал рассказы, А. Барто писала _____________________________.

а) сказки; б) стихи; в) басни.

9. Из какой русской народной сказки отрывок? Отметь ответ.

Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсточек.

10. Подчеркни лишнюю фамилию в ряду других.

И. Никитин, Н. Некрасов, А. Барто, Н. Носов.

Вариант ІІ

1. Отметь произведения фольклора.

а) былина; в) рассказ;

б) басня; г) пословица.

2. Прочитай. Подумай, что это. Отметь ответ.

Кто говорит молча?

а) пословица; б) скороговорка; в) загадка.

3. Отметь фамилию баснописца.

а) В. Сутеев; г) С. Баруздин;

б) И. Никитин; д) М. Зощенко.

4. Отметь стихотворение А. Пушкина.

5. Из какого стихотворения строки? Отметь ответ.

В саду, где пели зяблики,

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

6. Каким словом можно дополнить предложение? Отметь ответ.

В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро – это…

а) поэты; б) зарубежные писатели; в) сказочники.

7. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек, да и говорит:

– А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!

8. Подчеркни лишнее слово.

Стихотворение, басня, рассказ, пословица.

9. Соедини имя, отчество и фамилию каждого писателя.

Читайте также: