В сутеев снежный зайчик конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
- развивать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
- развивать устную речь учащихся;
- формировать читательскую самостоятельность;
- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;
- развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять кругозор детей, словарный запас учащихся; умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание усидчивости взаимоуважения, взаимовыручки;
- воспитание умения работать дружно, согласованно с одноклассниками;
-воспитание критического мышления.
Оборудование: учебник, тетрадь на печатной основе, использование ТСО (презентация урока), карточки для работы в группах и в парах.
Организация детей на занятие. Приветствие.
Проверка домашнего задания
Задание 1 ученику:
- Докажи, что это произведение - сказка.
Задание 2 ученику:
- Почему утонула первая лягушка? Подтверди свой ответ текстом из произведения.
Задание 3 ученику:
- Почему не утонула вторая лягушка? Подтверди свой ответ текстом из произведения.
Ученики, получившие задания, готовятся к ответам на поставленные вопросы, остальные учащиеся класса работают в парах над упражнениями, включающими в себя задания, способствующие формированию навыка чтения.
После выполнения упражнений опрашиваются учащиеся, получившие предварительные задания.
У, обращаясь к ученику: Оцени свой ответ.
Д - Я думаю, что ответил правильно.
У – Почему утонула первая лягушка?
Д – Первая лягушка утонула потому, что она была ленивой и не хотела ничего делать, для того, чтобы спастись. (Зачитывается отрывок из сказки).
У – Как ты оцениваешь свой ответ?
Д – Я прочитал отрывок, в котором говорится о ленивой лягушке и её судьбе. Я ответил правильно.
У – Почему не утонула вторая лягушка?
Д – Вторая лягушка была борцом. Она упорно сражалась за свою жизнь и не утонула. (Зачитывается отрывок из сказки).
У – Оцени свой ответ.
Д – Я ответила верно, об этом говорится в сказке.
У - Рассмотрите иллюстрацию и попробуйте определить, о чем это произведение?
Д – На иллюстрации я вижу детей, которые гуляют во дворе. Кругом лежит снег. Дети одеты по-зимнему, у них теплые шапки и варежки.
У – Какие дополнения можно сделать?
Д – Дети могут лепить различные фигуры и играть в снежки
Д – Дети могут играть в хоккей, кататься на лыжах и санках.
У – О чем может быть это произведение?
Д – О детях и играх зимой.
У – Рассматриваем вторую иллюстрацию.
Д – На ней изображена маленькая девочка с зайчиком из снега.
У – О чем же это произведение?
Д – О маленькой девочке, ёе друзьях и играх зимой.
У - Прочитайте тему всего раздела. Эта тема связана с темой раздела (О детях и для детей).
У – Чему будем учиться на уроке?
Д – Учиться читать правильно и выразительно.
Подготовка к первичному восприятию.
Проведем словарную работу с теми словами, которые встретятся в тексте.
Замечательный зайчик, налюбовались, прекрасный, прозрачными окошками, интересных вещей.
Работа над лексическим значением слов.
Хобот, палка-клюка, ракета, спутник, космонавт, кокошник, скафандр.
Первичное восприятие текста.
Читают дети для целостного восприятия текста.
Проверка первичного восприятия текста.
У - Что особенно понравилось в этом рассказе?
Д – Девочка Катя, потому она слепила замечательного зайчика.
Д – Много снежных фигур слепили ребята. Они много фантазировали, и у них все получилось.
У - Кто из героев данного произведения произвел на вас особое впечатление?
Д – Маленькая девочка Катя.
Д – Катя много трудилась, и у неё получился зайчик.
У- Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.
У - Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
У - Изобразите, как дети лепят снеговика, ставят снежные комья друг на друга.
VII . Вторичное чтение рассказа.
Работа по рядам с заданиями. Дифференцированная работа.
Учитель вызывает учащихся, которые хорошо читают для самостоятельной работы с таблицей на доске.
С остальными учащимися ведется вторичное чтение произведения и его анализ. Вопросы задаются после прочтения текста вслух.
У - Какая погода была на улице? Что придумали сделать Коля, Саша и Женя?
Д – Катя лепит зайчика.
У - Давайте запишем в таблицу то, что придумали сделать ребята.
Дети заполняют таблицу по первой части
У - Какие снежные фигуры получились у ребят?
Д – Перечисляют предметы, которые слепили дети.
У - Что сказала Катя?
Д – Катя лепит зайчика.
У - Что еще захотели слепить ребята?
Д – Перечисляют предметы, которые захотели слепить дети.
У - Прочитайте описание Деда Мороза и Снегурочки, а также снежного домика.
У – Как продвигалась работа у Кати?
Д – Катя не слепила зайчика. У неё были готовы только голова и туловище.
У - Какие слова упорно повторяла Катя?
Д – А я буду лепить зайчика.
Проверка учащихся, которые самостоятельно работали с таблицей и оценивание их работы.
- Ребята, вспомните названия этих произведений.
- Что их объединяет? (автор, жанр, тема)
- Сейчас мы будем знакомиться с произведением В. Сутеева (название на экране)
- Как вы думаете, о чем это произведение? Кто его главные герои? Где будут происходить события? К какому жанру относится это произведение? (предположения детей учитель фиксирует на доске)
Ознакомительное чтение
Первую часть сказки читает учитель, далее – хорошо читающие дети либо самостоятельное чтение.
- Что вас удивило?
- Кто из героев понравился больше?
- Что было самым интересным?
- Давайте проверим наши предположения.
- Создайте модель обложки. (работа выполняется в группах на листах А4)
- Сравним работы. (дети вывешивают модели на доску, идет коллективный поиск ошибок, неточностей)
Медленное вдумчивое перечитывание
* По ходу чтения дети заполняют таблицу
* Что хотела вылепить Катя? Почему у нее не получилось?
* По ходу чтения дети заполняют таблицу
домик для Бобика
- Какие особенности у снежных фигур?
- У Деда Мороза белая борода и зеленая елочка в руке. (Вопрос автору: как ребята елочку покрасили?)
- Домик с печкой, высокой трубой, прозрачными ледяными окошками. (Вопросы автору: как Женя смогла прозрачные окошки сделать? Зачем Бобику такой домик? Как еще можно использовать такой домик?)
- Вопрос автору: Почему Катин зайчик опять рассыпался?
- Что бы вы стали делать на месте Кати?
* По ходу чтения дети заполняют таблицу
домик для Бобика
- Рассмотрим иллюстрацию, обсудим особенности фигур.
- Перечитываем четвертую часть текста (до конца).
* По ходу чтения дети заполняют таблицу
домик для Бобика
- Перечитайте слова маленькой Кати.
- Почему она не хотела, чтобы ее услышали?
- Перечитайте последний абзац.
- Какие чувства могли испытать ребята, увидев Катину работу?
- Какие чувства испытали вы, прочитав этот абзац?
- Постарайтесь прочитать этот абзац, передавая свои эмоции.
Работа после чтения
- Давайте составим портрет нашей маленькой героини ( используя метод синквейна), отвечая на вопросы. (дети дополняют предложенный шаблон в группах)
Кто? ____________________________ (Катя)
Какая? __________________________ (самая маленькая)
Что делала? ______________________ (лепила, говорила, шептала)
Как? _____________________________ (упорно, старательно, тихо, чтобы никто не слышал)
Предложение: _____________________ (Самая маленькая Катя упорно, старательно лепила снежного зайчика.)
- Итоговые предложения зачитываются самыми активными участниками групп.
- Вернемся к пословицам, которые составляли в начале урока. Какие из них подходят к этому произведению!
- Сделайте подпись к иллюстрации, используя пословицу на слайде или в учебнике.
Творческое (домашнее) задание.
- Перелистайте учебник, прочитанные книги и найдите произведения, в которых есть герои похожие на Катю.
- Сначала читайте медленно шепотом , а потом повторите вслух с нужной интонацией и темпом речи.
1. На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
2. Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
4. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
- Смысл каких слов вам не понятен? Давайте вместе попробуем раскрыть значение слов или обратимся к толковому словарю С. Ожегова.
-Какое задание вам было задано? (подробный пересказ одной из частей произведения).
- Попробуем рассказывать текст в паре.
Самооценка учащихся по итогам проверки домашнего задания.
- Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- 1 этап. Работа с текстом до чтения (антиципация)
-Посмотрите на портрет Владимира Григорьевича Сутеева. Что вы можете сказать об этом человеке (у него добрые, умные глаза)
-Предположите, о чем или о ком может писать такой человек? (о животных. О детях, о хороших поступках).
- Прочитайте, как Владимир Сутеев назвал свое произведение? (Снежный зайчик).
- Предположите, о чем может быть это произведение? И какое оно может быть по жанру?(о зайчике, может быть рассказ, а может быть сказка?)
- А теперь рассмотрите иллюстрации. Что сейчас можете сказать? (Это скорее всего рассказ о том, как дети лепили снежные фигуры)
-Почему тогда называется произведение «Снежный зайчик?
Дети работают в четверках. Один из группы высказывает предположение о событиях, которые произойдут в произведении.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
-Для того, чтобы проверить ваши предположения, давайте проведем диалог с автором через текст (стадия осмысления).
1 часть читаю сама, 2, 3 часть читают хорошо читающие ребята, 4 часть дети читают самостоятельно).
-Давайте выясним, чьи предположения подтвердились.
Чтение вслух с остановками (после чтения отрывка делается остановка, ведется работа по пониманию прочитанного). Словарная работа ведется по ходу чтения рассказа.
1 часть.
- Почему ребята решили лепить из снега?
- Кого решил вылепить Коля? Саша? Женя? Маленькая Катя?
- Что такое кокошник?
- Прочитайте, с чего началась работа.
2 часть.
- Прочитайте описание снеговика, которого слепил Коля.
- Расскажите, какие получились фигурки у других ребят.
-У всех ли ребят получились фигуры?
-Что решили ребята делать дальше?
-Прочитайте, что сказала Катя.
3 часть.
- Перечислите, кого во второй раз слепили ребята.
-Получился ли зайчик у Кати?
- Что такое скафандр? У кого может быть скафандр?
- Прочитайте, как вела себя Катя, когда рассыпалась ею вылепденная фигурка.
- Сколько фигурок успели сделать ребята?
- Как вы думаете, почему Катя не остановилась, а упорно лепила зайчика.
-Правильно ли она поступила?
- Куда решили пойти ребята, когда налепили много разных фигур?
-Почему Катя с ними не пошла?
- Что она сказала?
- А почему она это сказала тихо, чтобы никто не слышал?
Проблемный вопрос.
-Расскажите, какой вы себе представляете Катю.
- Чем закончилось это произведение?
-Прочитайте описание зайчика.
Работа с текстом после прочтения.
- Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ. Докажите (написано в прозе, нет волшебства, животные не разговаривают).
- Какими чертами характера обладает маленькая Катя?
-Это хорошие черты характера или нет? Докажите.
- Что автор хотел донести до нас?
- В чем заключает главная мысль рассказа?
- Для кого Владимир Сутеев написал этот рассказ?
Посмотрите презентацию произведений В. Сутеева, прочитайте самостоятельно.
- Выскажете свое мнение об уроке. Оцените свою деятельность.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Педагогические задачи: создать условия для целостного восприятия произведений; способствовать развитию учебных и читательских умений (выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения), формированию нравственных понятий: труд – лень, смелость – трусость.
Тип урока: комбинированный
Педагогические задачи: создать условия для целостного восприятия произведений; способствовать развитию учебных и читательских умений (выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения), формированию нравственных понятий: труд – лень, смелость – трусость
Планируемые результаты
Предметные: определяют жанр, тему; объясняют заголовок; пересказывают текст
от имени героев
познавательные: овладевают приемами понимания произведения; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; выделяют существенную информацию из текста; строят рассуждения;
регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
коммуникативные: слушают и понимают речь других
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают мотивами учебной деятельности и личностным смыслом учения
Образовательные ресурсы: выставка книг В. Сутеева, Н. Носова; портреты писателей, сюжетные картинки
Организационная структура урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Организация начала урока
В школу ты пришел учиться,
Не лениться, а учиться.
На уроке не зевай,
На вопросы отвечай
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку: наличие тетради, учебника, пишущих принадлежностей
Владеют навыками психологической и эмоциональной настроенности на работу на уроке
II. Постановка учебной задачи
– Сегодняшний урок будет посвящен творчеству одного очень необычного человека.
– Рассмотрите выставку книг. Все ли книги на выставке соответствуют теме нашего урока?
– На какие группы можно разделить книги?
– Сборники и книги, состоящие
из одного произведения
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме
III. Изучение
нового мате-
риала.
Рассказывает о В. Сутееве.
– Владимир Григорьевич Сутеев родился в 1903 году в Москве, в семье врача. Отец его был одаренным человеком: он долго колебался, какую специальность ему выбрать – петь в опере или стать врачом. Он стал врачом и сделал важное открытие в медицине, пел в любительских концертах, а также хорошо рисовал и написал книжку об одном талантливом скульпторе.
Владимир Григорьевич тоже соединил в себе два таланта. Он стал писателем и художником. В школе он был самым веселым и остроумным мальчиком. Он постоянно рисовал веселые рожицы и изрисовывал все, что попадалось ему под руку.
Бывает так – работал человек художником: рисовал картинки к детским книжкам. А потом стал рисовать мультфильмы. А потом еще и писать начал сценарии к мультфильмам. А однажды подумал, подумал и стал писателем, решив, что веселых авторов намного меньше, чем веселых художников. А может все было в его секрете: ведь писал он правой рукой, а рисовал левой. Хорошо, когда обе руки заняты делом!
– Кем же был В. Сутеев, кроме того, что был писателем?
– Книги, которые вы убрали с выставки, оказались там неслучайно. Их иллюстрировал В. Сутеев
– Художником-иллюстратором, режиссером и сценаристом мультфильмов
Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя.
Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.
Умеют оформлять свою мысль в устной
речи.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.
Формулируют ответы на вопросы.
Осуществляют контроль и оценку учебных действий.
Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.
1) Словарная
работа.
3) Проверка
первичного
восприятия.
4) Моделирование обложки
(автор, жанр, тема, название произведения).
5) Повторное чтение по цепочке по частям.
6) Выборочное чтение
Кокошник – нарядный старинный женский головной убор.
– О чем этот рассказ?
– Почему автор так назвал произведение?
– Какой вы представляете Катю?
– Какое настроение было у ребят?
– Найдите в тексте описание Деда Мороза и Снегу-
рочки.
Знакомятся с рассказом.
Объясняют значение слова.
Отвечают на вопросы.
3. Работа в тет-ради
1. Запишите имена героев.
2. Кто и что вылепил из снега? Запишите или нари-
суйте.
3. Какие слова упорно повторяла Катя?
– Как пословица соотносится с содержанием произведения?
– Чему учит В. Сутеев?
Физкультми-нутка
Зайка серенький сидит и усами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо зайке лапки греть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя
– Н. Носов – детский писатель. По словам самого
Н. Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его друзей-дошкольников.
Викторина по произведениям Н. Носова.
1. Знаменитый герой, который ничего не знал.
2. Какие овощи взяли ребята на огороде?
3. Что пришивал Котька на штаны?
4. В каком рассказе говорится о ведре мороженого?
5. Что сварил на ужин Мишка?
– Соотнесите заголовок с фамилией автора. Назовите произведение. (См. ресурсный материал.)
Отвечают на вопросы викторины.
Выполняют работу на доске и листках, осуществляют взаимопроверку
Умеют оформлять свою мысль в устной речи.
Ориентируются в своей системе знаний.
Делают выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру
IV. Диагностический тест
См. ресурсный материал
Выполняют тестовые задания
Владеют навыками самостоятельной работы. Осуществляют самопроверку
V. Итог урока. Рефлексия
– На уроке я узнал…
– Мне было интересно…
Осуществляют рефлексию учебной деятельности
Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить
Записывают задание на дом, задают вопросы
Осуществляют постановку вопросов (инициативное сотрудничество)
Диагностический тест (вид итоговой проверки)
Вариант І
1. Вспомни жанры фольклора. Отметь правильные ответы.
а) сказка; г) басня;
б) рассказ; д) скороговорка.
2. Допиши предложение, выбрав ответ.
И. Никитин написал о Родине стихотворение, а С. Романовский – __________.
а) стихотворение; б) басню; в) рассказ.
3. Каким словом можно дополнить предложение?
Выбери и впиши ответ.
Шутка, скороговорка, загадка – это произведения __________________.
а) зарубежных писателей; б) фольклора; в) русских писателей.
4. Укажи произведения В. Г. Сутеева.
5. Укажи имена и отчества писателей.
6. Прочитай текст. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
7. Подумай, что общего у этих произведений. Отметь ответ.
а) Они о природе; б) они о животных; в) они о детях.
8. Допиши предложение, выбрав ответ.
Н. Носов писал рассказы, А. Барто писала _____________________________.
а) сказки; б) стихи; в) басни.
9. Из какой русской народной сказки отрывок? Отметь ответ.
Жили-были бабушка-старушка, внучка-толстушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были вёдра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с напёрсточек.
10. Подчеркни лишнюю фамилию в ряду других.
И. Никитин, Н. Некрасов, А. Барто, Н. Носов.
Вариант ІІ
1. Отметь произведения фольклора.
а) былина; в) рассказ;
б) басня; г) пословица.
2. Прочитай. Подумай, что это. Отметь ответ.
Кто говорит молча?
а) пословица; б) скороговорка; в) загадка.
3. Отметь фамилию баснописца.
а) В. Сутеев; г) С. Баруздин;
б) И. Никитин; д) М. Зощенко.
4. Отметь стихотворение А. Пушкина.
5. Из какого стихотворения строки? Отметь ответ.
В саду, где пели зяблики,
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
6. Каким словом можно дополнить предложение? Отметь ответ.
В. Сутеев, братья Гримм, Ш. Перро – это…
а) поэты; б) зарубежные писатели; в) сказочники.
7. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек, да и говорит:
– А что, старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая!
8. Подчеркни лишнее слово.
Стихотворение, басня, рассказ, пословица.
9. Соедини имя, отчество и фамилию каждого писателя.
Читайте также: